Детство и юность
Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.
Автопортрет Петра Кончаловского
Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.
В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.
Автопортреты Петра Кончаловского
2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.
Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.
Революция и советское время
Череда сложных событий на жизненном пути не прекращалась, следующим испытанием стала революция. В это время семья Кончаловских не эмигрирует, а продолжает свою жизнь в Москве. Хотя в те годы из-за этого им пришлось жить в неотапливаемой холодной квартире. Какое-то время Петр пытался преподавать в живописной студии ВХУТЕМАСа. Но он быстро угас к этой деятельности, осознавая, что она отнимает много времени и мешает его искусству.
После революционного периода в творчестве мастера стала ярче проявляться реалистичная манера письма. Но краски в его работах остались, как и прежде, насыщенными. Несмотря на яркость красок Кончаловский был способен передать любое настроение: от радостной любви к жизни до полной тяжелых переживаний трагедии
Стоит обратить внимание на портрет Всеволода Мейерхольда. На момент создания картины он уже лишился театра
Как умело передано это настроение: буйные краски приглушены, мимика режиссера говорит сама за себя.
Особенно парадоксальным кажется советский период, в который творил Кончаловский. Петр оставался «чистым» автором, предпочитая писать портреты своих внуков и пейзажи. Его явно более интересовали портреты Пушкина и Лермонтова, нежели изображения советских рабочих или современной действительности, не говоря уже о портретах вышестоящих лиц.
Высшим проявлением его смелости был отказ от создания портрета Сталина. В то время сохранить свободу и жизнь при таком ответе было просто невозможным. Разумеется, Кончаловский не отказался от предложения напрямую, он хитро поинтересовался, «когда сможет встретиться с Иосифом Виссарионовичем для первого сеанса?». Разумеется, это было невозможно, ему ответили, что писать портрет необходимо по фотографии. На что мастер, ловко выходя из положения, ответил, что он умеет писать только с натуры. А с фотографии, увы, не обучен.
Нужно понимать, что в этом смысле большая заслуга принадлежит Анатолию Луначарскому. Он пояснял удивленной общественности, что Кончаловский «воспевает поэзию наших будней». Похоже, что такое объяснение звучало убедительно из уст наркома. Благодаря нему Петр Петрович мог свободно продолжать творить в своей манере, невзирая на нападки критиков.
Сирень в корзине («Героическая»)
Сирень в корзине, кошелке, ведре и хрустальной вазе. Сирень в десятках вариаций и разных интерьерах. Цветущая сирень и ветки сирени на полу. Петра Кончаловского нередко называют «живописцем сирени». В сезон цветения, по воспоминаниям внучки художника Катерины, он писал сирень каждый день. Мало кого из школьников минула участь писать сочинение по картине Кончаловского «Сирень…» Какая именно сирень – на усмотрение школьного учителя. Но кто же не описывал эти оттенки – кремовые и белоснежные, фиолетовые и голубоватые, сиреневые и фиалковые, нежно-розовые и лиловые, все эти ветки персидской и простой сирени?
Обращает на себя внимание второе название этого букета – «героическая» сирень. Это почему вдруг? В чем подвиг? Для лучшего понимания имеет смысл ознакомиться с биографией художника
Петр Кончаловский умудрился стать классиком советской живописи и при этом не писать вождей мирового пролетариата. Быть в 30-40-е годы в Советском Союзе «чистым» живописцем – задача непростая. Кончаловскому удалось.
«Сирень в корзине» написана в Буграх, художник только недавно купил там дом и практически основал в нем родовое поместье. В стране начиналась эпоха репрессий, голода, доносов. Кончаловский пишет сирень и называет ее «героической». Можно не создавать картины на злободневные темы, но можно ли не осознавать происходящее, будучи человеком умным и тонко чувствующим? Судя по эпитету «героическая» к натюрморту с сиренью – нельзя. Вероятно, это было воспринято, как попытка художника доступными ему средствами внести лепту в укрепление советского строя. Но о том ли этот героизм?
На фоне темного стола и серой, грязноватого оттенка стены – буйство красок, торжество жизни, сирень во всей своей красе. Героическое цветение? Да, но очень сомнительно, что подразумевалось героическое торжество советской действительности. Перед нами торжество жизни, любви и весны, которые не в силах даже советская действительность остановить – на фоне окружающей серости сирень еще ярче сияет. Может, потому Кончаловский так и любил это растение? Особенность сирени в том, что ты ей обламываешь ветку, а ей это только на пользу: на следующий год еще ярче, еще веселее зацветет она – неубиваемая, неопалимая, героическая – как сама жизнь человека.
Несмотря на то, что Кончаловский был признан и даже умудрялся жить так, как ему хочется, и писать то, что сам считал нужным, он чувствовал смятение и боль от того, что его не понимают. Критик Иван Аксенов вспоминает о встрече с художником в 1932 году: «Помолчав, он начал с большим волнением говорить, что никому здесь не нужен, что его живопись хвалят из вежливости, что живопись сама по себе не находит признания». Так, возможно, «героическая» сирень – это Кончаловский и о своей жизни?
Кончаловский Сирень в корзине описание
Картину можно смело назвать художественной песней, посвящённой весне и красоте пробудившейся природы. Перед нами пышный натюрморт. В корзине стоит букет сирени, собранный из нескольких разных видов сирени, отличающихся цветом. Белые, розовые, сиреневые, тёмно-красные цветы покоряют своим разнообразием.
Тяжёлые гроздья цветов выглядят настолько натурально, что можно почувствовать их пьянящий аромат, который разливается весной по всей округе в тех местах, где растёт сирень. Неизвестно, специально ли художник подбирал цветы разных цветов, чтобы создать такое удивительно сочетание или обнаружил красоту разноцветного букета неожиданно, но сочетание получилось по-настоящему волшебным.
Чтобы подчеркнуть красоту букета, Кончаловский поместил корзину с цветами на невзрачный фон. Корзина стоит на тёмной основе, позади — стена, выполненная в холодных тонах и грубыми мазками. Такой фон ещё больше подчёркивает изящность, разноцветье и даже хрупкую натуру цветов.
Живопись и творчество
Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.
Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.
Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса
В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.
В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.
Портрет семьи кисти Петра Кончаловского
В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.
В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».
Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»
Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».
После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.
Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского
Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.
Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине» Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».
Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.
Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»
Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.
Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.
К вождю не допустили
Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского, в чём большая заслуга первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского. Именно он помогал Петру Петровичу свободно творить и остаться «чистым» живописцем.
Впрочем, художник и сам старался держаться как можно дальше от политики и не вступать с ней в конфронтацию. Удивительно, но Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали. По легенде, он сказал, что будучи реалистом может писать только с натуры, а по фото, к сожалению, не обучен… Естественно, допускать к настоящему «вождю всех народов» художника не стали.
И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.
Дадочка и Лёлечка
В 14 лет Пётр познакомился с дочерью живописца Василия Сурикова Ольгой. После знакомства они не общались двенадцать лет. Потом – одна встреча, письмо с признанием в любви и свадьба через три дня.
Брак оказался довольно крепким и счастливым, хотя Ольга Васильевна слыла довольно жестким и властным человеком, но в семье сложились очень нежные отношения. Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.
Все годы брака её основной задачей будет любить, вдохновлять, быть главным критиком и моделью мужа. Кроме того, заниматься домом и воспитывать двух детей — Наталью и Михаила. Следует отметить, что сам Кончаловский так же много занимался своими чадами: укладывал их спать, рассказывал сказки, пел колыбельные…
Без одобрения жены Пётр Петрович решений не принимал и советовался с ней по всём, в том числе и по творческим вопросам.
В 1932 году Кончаловские переехали в Бугры Калужской области. Именно там художник создаст многочисленные великолепные пейзажи и натюрморты и в 1956 году закончит свой путь…
Наталья ШвецРепродукция портрета В.А. Мейерхольда работы Петра Кончаловского
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» или «Два вождя после дождя»»
Горькая участь гения
8 января 1938 года авангардный театр согласно приказу Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» закрыли. Документ был опубликован в газете «Правда». Какое-то время режиссёр по приглашению Константина Станиславского работал у него в театре. Но когда тот умер, остался не у дел…
20 июня 1939 года Мейерхольда арестовали в Ленинграде. В его московской квартире в Сокольниках произвели обыск. Зинаида Райх яростно протестовала и выкрикивала проклятия в адрес сотрудников НКВД.
Стоит ли удивляться тому, что вскоре, а точнее 15 июля, актрису жестоко убили в собственной постели. Неизвестные нанесли ей 17 ножевых ранений и вырезали глаза. Её детям от Сергея Есенина — Татьяне и Константину было приказано покинуть родительскую квартиру в течение двух суток.
Личная жизнь: семья и дети
Биография Петра Петровича настолько интересна, что хочется отдельно остановиться на рассказе о его семье.
Благодаря деятельности своего отца в качестве издателя, уже с ранних годов Петр был близко знаком со знаменитыми отечественными мастерами – Суриковым, Врубелем, Коровиным, Левитаном, Репиным, Серовым.
Петр Петрович женился на дочери одного из живописцев — . У них было двое детей — сын Миша и дочь Наташа. Отношения между супругами были нежными: он звал жену Лёлечкой, а она его – Дадочкой. Оба родителя горячо любили своих детей и уделяли их воспитанию много времени. Супруга занималась домом, обучала детей языкам и музыке. Она была основной моделью, главной музой и судьей для Петра Петровича. Каждая картина неизменно должна была получить оценку супруги.
Вторым мужем дочери, Натальи Кончаловской, стал начинающий писатель и драматург, Сергей Михалков. От этого брака у них родилось два сына. Оба они выросли и стали известными российскими режиссерами: старший Андрей Кончаловский и младший Никита Михалков.
В 1932 году как дачу Кончаловский приобрел дом в Буграх (в Калужской области). Здесь семья проводила большую часть времени, встречались с детьми и внуками. На этой даче были написаны многочисленные пейзажи и натюрморты.
И здесь же Петр Петрович закончил свой жизненный путь в возрасте 79 лет, 2 февраля 1956 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 2017 году в Москве открылся музей-мастерская. Он находится по адресу Большая Садовая улице, дом 10. Там семья Кончаловских жила с 1912 года.
Картины:
- Наташа на стуле, 1910 год;
- Любитель боя быков, 1910 год;
- Крым. Алупка, 1916 год;
- Автопортрет с женой, 1923 год;
- Новгород. Возвращение с ярмарки, 1926 год;
- Девушка под зонтиком, 1929 год;
- Сирень в корзине (“Героическая”), 1933 год;
- Автопортрет, 1943 год;
- Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда, 1938 год;
- Пушкин в Михайловском, 1940 год;
- Лермонтов на Кавказе, 1940 год;
- А. Н. Толстой в гостях у художника, 1941 год;
- Натюрморт. Красный поднос и рябина, 1947 год.
Жизнь и творческий путь Н.П.Богданова-Бельского
Биография австрийского художника и графика Эгона Шиле
Николай Крымов – природа вне времени
Портрет Мейерхольда был создан незадолго до его ареста и гибели
Портрет Мейерхольда — великого театрального режиссёра-новатора, художник Пётр Кончаловский создал незадолго до его ареста и гибели в период массовых репрессий. Произошло это в 1938 году, ставшем для режиссёра началом трагического конца.
Всеволод Мейерхольд изображён в несколько расслабленной позе в полулежачем положении. Левой рукой он опирается на поверхность софы, которая стоит в обычной квартире.
У собаки, что рядом с ним, очень печальный взгляд. Животное старается прикрыть его своими лапами, но понятно, что пёс не сможет уберечь хозяина.
Созданный Кончаловским портрет Мейерхольда стал последним прижизненным живописным изображением режиссёра… Картина хранится в собрании полотен Третьяковской галереи.
Описание картины Кончаловского Сирень в корзине
На картине изображён огромный букет сирени. Такой огромный, что не поместился в вазу, и его пришлось поставить в большую плетёную корзину. Он состоит из веточек разных сортов сирени, поэтому, соцветия разных оттенков. Есть тут белые, розовые, светло-сиреневые и сиренево-насыщенные оттенки. Представляю, какой исходит запах от этого чудесного букета! От запаха сирени не болит голова, так как она болит от сильно насыщенного запаха черёмухи.
Срезанная и поставленная в воду, сирень стоит долго, гораздо дольше, чем черёмуха.
Кажется, что букет переливается всеми цветами радуги. Это солнце освещает его с правой стороны. И в его лучах он выглядит нарядно и торжественно. Как — будто сплелись воедино кружева различных цветов. Здесь можно увидеть и сияние розового жемчуга, и алый красный, и лиловый, и благородный бордовый цвета. Художник не прорисовывал отдельные детали соцветий, но это не вредит картине, Скорее наоборот, делает её мягкой и нежной.
Листья разбавляют это розово-сиреневое великолепие сочной насыщенной зеленью. Они ещё полны свежести, наверное, букет срезали недавно, и они ещё не успели завянуть. Сирень бывает разных сортов. У этой сирени листья продолговато — овальные, с заострённым кончиком. А ещё бывает сирень, у которой листья по форме похожи на темно-зелёные сердечки.
К слову сказать, они выполняли роль импровизированных денег в детстве, когда мы играли в покупателя и продавца. Так сказать первая «зелень» в руках, первые товарно-денежные отношения.
Возможно, в корзине спрятана ёмкость с водой, которая подпитывает ветки. Корзинка сплетена из ивовых прутьев. Своей грубостью она как — бы подчёркивает утончённость и изящество веточек сирени. Не случайно художник изобразил стол и корзину одним цветом — коричневым. Они как — бы уходят на второй план, выдвигая на первый план великолепный букет
И только к нему приковано наше внимание
Цветочки ещё не все распустились. Фон за букетом не случайно выполнен в серых и тонах. На нём букет кажется лёгким, воздушным, живым.
Как и художник, я тоже люблю сирень. Во дворе дома, где живут бабушка и дедушка, растут пышные кусты сирени. Весной это место так благоухает, что кажется, запах плывёт в воздухе на расстояние десятка метров.
Я уж и не знаю, кто это придумал, что если попадается цветочек с пятью лепестками, то его надо обязательно съесть. И тогда будет счастье. Кстати, цветочки сладковатые на вкус. Я находила такие пятиконечные цветочки и съедала их. И вполне счастлива. Увы, такой цветочек на картине невозможно отыскать.
На эту картину можно смотреть не отрываясь, наслаждаться красотой шикарного букета. Закрыв глаза, представлять весенний солнечный денёк и цветущий куст сирени.
5, 7 класс
Легенда
Самому Мейерхольду сфабриковали дело, обвиняя его в шпионаже и троцкизме. 1 февраля 1940 года в одном из кабинетов Бутырской тюрьмы ему было зачитано обвинительное заключение и объявлен приговор: смертная казнь. Уже на следующий день, 2 февраля, Мейерхольда расстреляли.
Тело режиссёра было сожжено в Донском крематории, а пепел выброшен в общую яму на окраине Донского кладбища. Недавно на этом месте была установлена мемориальная плита.
В 1955 году Верховным судом СССР Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. Однако дело Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх до сих пор засекречено.
Есть легенда, согласно которой Мейерхольд остался в живых и в годы Великой Отечественной войны руководил лагерным театром в ГУЛАГе, но узнать правда ли это не представляется возможным.
Первая мировая и крымский период
Позже он близко сходится с Давидом Бурлюком, , Ильей Машковым, Натальей Гончаровой, и примыкает к авангардному объединению под названием «Бубновый валет». В 1910 году он участвует в выставке картин, а позже выходит из объединения и переходит в новое — «Мир искусства».
Первая мировая война внесла свои изменения, к которым не был готов Кончаловский. Художник был вынужден уйти на фронт.
Во время войны сердце Петра согревали письма от семьи. Жена подробно рассказывала про каждый день из жизни их семьи, дети рисовали рисунки, а дочка Наташа (будущая поэтесса Наталья Кончаловская) именно в этот период написала свое первое стихотворение, чтобы отправить его папе.
Живописец прослужил недолго, в 1915 году он был контужен, и его вернули в тыл. После демобилизации Кончаловские недолго переехали в Крым, где Петр с наслаждением писал южные пейзажи.
Описание картины П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Не каждый художник, пишущий натюрморты и красоту природы в целом, способен передать всю полноту красок окружающего нас мира, передать чувства и настрой, а также показать, что природа жива, что она способна радовать человека и быть прекраснейшей частью этого мира, его «легкими». Это в полной мере удалось показать Петру Кончаловскому в своей картине «Сирень в корзине», которая с первого взгляда окунает в мир света и тепла.
Цветы на картинах художников всегда одинаковые?
Казалось бы, если один и тот же цветок, букет изображают несколько художников, они должны выглядеть практически одинаково, однако это совершенно не так, а, скорее даже наоборот. Кончаловский был не единственным, которому очень нравилось изображать на картинах именно цветы, однако его сирень на данном полотне не похожа на работы других авторов. Цветы очень яркие, сирень выразительная, а при просмотре картины буквально чувствуется тот аромат, который источается от букета. Представляется, как сирень была недавно срезана, как она свежа и чиста.
Сирень не просто здесь красива, она наполняет человеческое сердце теплотой, дарит ощущение чего-то прекрасного и заставляет на мгновение отлучиться от ежедневных проблем, окунуться в мир совершенства и красоты. Такое не под силу сотворить человеку, сирень здесь представлена идеальной, такой совершенной, которую смогла сотворить одна лишь природа. Именно поэтому при взгляде на картину хочется приобщиться к этому прекрасному, забрать чуточку для себя, чтобы хоть немного стать счастливее.
О чем «говорит» сирень
Сирень на картине представлена несколькими цветами:
- лиловым;
- белым;
- красным;
- синим.
Именно такое сочетание оттенков делает букет более интересным, колоритным. Отмечается, что непосредственно для того, чтобы выделить сирень и показать ее пышность автор сделал фон не ярким, а достаточно размытым, он будто бы является всего лишь тенью удивительного букета.
Создается впечатление, что на картине изображено утро. Сирень только что проснулась, однако ее сразу же срезали и поставили в плетеную корзинку, но от нее все еще продолжает веять ночной прохладой. Солнышко приветливо пробирается в дом и чувствуется, как его лучи постепенно рассеивают ночь, даря букету сирень новую гамму оттенков.
Листья сирень ярко-зеленые, они будто бы глянцевые и отражают каждый лучик раннего солнышка. Кончаловский мастерски проработал каждую деталь картины, здесь прорисован всякий лепесток. Именно поэтому букет выглядит очень реалистично, будто бы смотрящий находится непосредственно перед ним.
Особенно колоритно смотрятся грозди сирень, они влажные, тяжелые. Такие увесистые пушистые цветы создают впечатление, что перед нами вовсе не сирень, а прекрасный и благоухающий виноград.
Вариант 2
Картина Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине» написана в жанре натюрморта и изображает по — весеннему молодые и свежие цветы сирени.
Она поражает зрителей буйством красок. Обилие цветовой гаммы, включающей в себя бледно — розовые, серебристые, голубые, ярко – лиловые, фиолетовые и темно – красные цвета, насыщает полотно. Бледно – розовый цвет придает нежности, серебристый не наигранного богатства, голубой отражает воздушность, лиловый придает яркости, фиолетовый и темно – красный добавляет глубины передаваемых ощущений. Особенно проявляется яркость на фоне серо-зеленой «бедненькой» стены. Этим контрастом художник будто хочет подчеркнуть торжественность момента.
Свежесть сирени проступает в каждом сантиметре картины. Очевидно, что срезан букет недавно, скорее всего поутру, пока на кистях и листочках не высохла роса. Грозди сирени изображены сочными, как будто влажными. Пышность букета позволяет в полной мере оценить красоту простых цветочков.
Несмотря на некоторую небрежность письма художника, темно – зеленые листья в тени подчеркивают яркость кистей, а золотисто – зеленые блестят и переливаются в солнечном свете.
Автор специально не достаточно тщательно выписывает каждое соцветие, чтобы дать разгуляться воображению зрителя. Своей маленькой хитростью художник позволяет нам самим визуально дописать картину, приобщиться к искусству живописи.
Так называемая влажность полотна наводит на мысль, что букет находится в воде. Но как? Очевидно, что корзинка пропускает и воздух, и воду. Сосуд с водой, по – видимому, оплетен берестой так, что создается ощущение обмана. Темная поверхность старого стола также как стена и берестяная корзина указывает на небогатство хозяев дома.
Полотно проникнуто утренним покоем и радостным предвкушением чудесного. Манера письма, как и слова художника, подтверждают главную мысль: «все цветет, живет и радуется». Написанная автором сказочно – прекрасная картина – это симфония о природе и о ее живительной красоте.
Злополучная «Дама с камелиями»
Как говорилось выше, портрет Мейерхольда был написан в 1938 году, как раз после того как на сцене его театра прошел злополучный спектакль по произведению Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Главную женскую роль играла Зинаида Райх — жена и муза режиссёра, блестящая актриса, бессменная прима всех его постановок, бывшая супруга поэта Сергея Есенина.
Почему «Дама с камелиями» злополучная? Да потому, что спектакль не понравился Иосифу Сталину, побывавшему на премьере. Критики тут же начали писать разгромные статьи и обвинять режиссёра в эстетстве и буржуазности.
Ну а Зинаида Райх не нашла ничего лучшего, чем написать письмо лично Сталину, в котором называет его «грузином, ничего не понимающего в русском искусстве». Описывать реакцию получателя нет смысла…
Есть версия, что Карабаса-Барабаса из «Золотого ключика» Алексей Толстой писал именно с Мейерхольда, который в своём театре управлял актёрами, как марионетками. А бегство кукол от Карабаса-Барабаса ничто иное, как отражение конфликтов режиссёра с актёрами из-за высоких нагрузок и создавшейся на сцене тяжёлой рабочей атмосферы, в чём немалую роль также сыграла Зинаида Райх.