Отцовское тщеславие мастера
И — обратил моё внимание на портрет сына Крамского, хранящийся в Ростовском областном музее изобразительных искусств. Портрет датирован 1883 годом, то есть написан в начале царствования Александра III
Маленький Серёжа Крамской изображён в полный рост и запечатлён в парадном военном мундире с густыми штаб-офицерскими эполетами. Не странно ли?
Портрет датирован 1883 годом, то есть написан в начале царствования Александра III. Маленький Серёжа Крамской изображён в полный рост и запечатлён в парадном военном мундире с густыми штаб-офицерскими эполетами. Не странно ли?
Я попросил проконсультировать меня Сергея Алексеевича Попова, историка-униформиста, весьма уважаемого в среде специалистов, и получил исчерпывающий ответ
Иван Николаевич Крамской преднамеренно стилизовал мальчика под августейшую особу. Уже знакомый нам по пермскому портрету прием!
Москва
Окончившему в 1875 году Академию Сурикову через некоторое время пришлось переехать в Москву – здесь строился храм Христа Спасителя, художник получил заказ на фрески. Начал работу в Петербурге, продолжил с 1877 года непосредственно на месте строительства. Покончив с этой работой, решил больше не брать заказов, а посвятить свою жизнь творчеству, подчинившись собственным стремлениям и интересам.
Здесь, в Москве, мировоззрение Сурикова окончательно сформировалось и определился стиль его живописи, главный предмет которой русская история. Повлиявшим на начальных этапах своего творчества сам Суриков считал художника Александра Иванова.
Жил по квартирам и меблированным комнатам, заводил знакомства и друзей, с которыми посещал оперу – очень любил музыку, пение, сам учился играть на гитаре. Летом выезжал на родину.
Сочинение по картине Нечитайло Материнство 7 класс описание
Образ женщины с ребенком на руках вдохновлял творцов в течение многих веков. Василий Кириллович Нечитайло, советский художник, написал свой вариант мадонны с младенцем в 1925 году, картина эта называется «Материнство».
Кадр из жизни: обычная квартира тех годов, женщина, с аккуратно убранными волосами и радостный карапуз. Солнце ярко освещает комнату, где спиной к окну сидит молодая мама, заботливо придерживая на коленях только что накормленного малыша. На ребенке передник, голубая рубашка и розовые ползунки; по тому, как изображена его поза, видно, что маленький человек оживлен, его порыв тут же отправиться исследовать мир, сдерживают лишь мамины объятия. Мальчуган смотрит прямо на художника, или на зрителя, с характерной для детей непосредственностью и готовностью засмеяться. Женщина одета в мягко-желтую рубашку, а ее волосы зачесаны наверх, наверное, чтобы кроха-баловник не дергал локоны. Она неотрывно, с ласковой улыбкой, наблюдает за своим сокровищем, всегда готовая подхватить, уберечь, защитить. Ежесекундно радоваться каждому достижению малыша, прятать смех в глазах от его проказ, растворяться в сладком молочном запахе волос – в этом и кроется материнская любовь.
На заднем фоне изображено большое окно с широкой рамой, видна лазурь неба и темнеющийся внизу город. На подоконнике стоит бутылочка молока, а на полу разбросаны игрушки. В левом углу обозначены и другие предметы интерьера, однако понятно, что В.Нечитайло не стал детализировать обстановку, чтобы не смещать акцент с главных персонажей. Картина написана в светлых пастельных тонах, словно лучи солнца, проникающие в комнату, смягчили все краски и высветили бликами маму с малышом. Не только мастерски переданные художником эмоции выражают здесь ласку и заботу матери, но и вся эта «солнечность» нежно ее подчеркивает, вместе с тем, как будто, освещая жизнь крохи. Глядя на картину, чувствуешь неясное умиление и светлую радость, но возникает впечатление, будто ты оказался невольным зрителем чего-то очень личного.
Бессознательная уверенность малыша в защите и безусловная любовь мамы к ребенку. Эти чувства не заканчиваются с младенчеством, они сопровождают человека всю жизнь, пока живы родители, являя собой символ материнства.
Описание картины Материнство Нечитайло
В середине комнаты изображена молодая красивая женщина. Она сидит спиной к окну и держит на руках младенца. Ее малыш крепкий и розовощекий, он радостно улыбается. Большие глаза широко раскрыты, он готов познавать окружающий мир. На малыше розовые штанишки в крупный горошек и голубая кофточка, а также белый нагрудник, защищающий одежду во время еды. Должно быть, ребенок только что кушал. Ведь на подоконнике стоит стеклянная бутылочка с соской, в ней еще осталось немного молока.
На матери светлая юбка и желтая блузка, которая добавляет еще больше нежности ее образу. Она похожа на солнце, которое своим теплом и светом дарит жизнь. Женщина слегка наклонила голову, чтобы лучше наблюдать за малышом. Она очень мягко, с нежностью и теплотой улыбается и смотрит на него. Ее лицо светится от счастья. Темные волосы женщины аккуратно собраны, у малыша волосы намного светлее. Мать крепко и надежно держит младенца обеими руками, чтобы он не вертелся, ведь ребенок явно не хочет сидеть спокойно. Он машет маленькими пухлыми ручками и готов спрыгнуть с колен матери.
Картина очень добрая, светлая, позитивная. Она показывает прекрасное чувство материнства и ту огромную радость, которой оно наполняет жизнь. Главные персонажи картины – мать и ребенок, а также окружающая их обстановка выполнены в светлых пастельных тонах.
Легкости и воздушности картине добавляет окно, изображенное на заднем плане. Оно очень большое, его оконная рама светлая, небесно-голубого цвета, она перекликается с кофточкой малыша. Пестрая занавеска видна слева, она не перекрывает стекло, и дневной свет беспрепятственно проникает в комнату, освещая все вокруг. За окном виднеется светлое небо и какие-то здания вдалеке, но они размыты.
Мебель в комнате прорисована не четко, крупными мазками с редкими черными штрихами, хорошо виден только игрушечный самолет в ближнем правом углу
Остальные предметы различить невозможно, поэтому все внимание приковано к женщине с ребенком
Для 7 класса
2 вариант
Портрет старшей дочери русского художника Сурикова Василия Ивановича был написан в 1888 году. Дочь мастера звали Ольгой.
Писался портрет в холодное время года. Для поддержания тепла в доме затапливали печи. Частенько, чтобы согреться, Ольга прикладывала ручки к теплому кафелю печи. В такой позе однажды и застал ее отец. Миловидность дочери вдохновили Сурикова, и через месяц в гостиной стоял портрет, где была изображена Оленька у печки во весь рост.
Портрет написан с любовью, которую можно ощутить, рассматривая изображенного десятилетнего ребенка. Девочка пухленькая. На круглом, миловидном личике, карие глаза, выразительно и игриво смотрят с картины на зрителя. В них угадывается любознательность. Легкая улыбка на губах располагает к себе. Темные, густые волосы чуть касаются белого воротничка на красном платье. Красные колготки, темные туфли. Художник прекрасно использует цветовую гамму. Девочка изображена с использованием ярких, колоритных оттенков, на фоне светлых цветов печи.
Левая ручка прижата к теплой печке, а в правой руке, девочка держит любимую куклу. Видно, что ребенку нравится эта игрушка, немного похожая на нее саму. Коротенькие волосы, только светлые, кругленькое личико, розовое платье. Наверное, не часто выпускает Оленька из рук свою любимую куклу.
Все смотрится гармонично. Ребенок немного напряжен. Выдержать долгое позирование сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о маленькой девочки. Но Оленьке явно нравиться позировать. От ребенка веет сдержанностью. Воспитание девочки превосходное. Нет ни одной нотки баловства. Она очень любит отца и готова терпеть, пока он рисует. Во время написания портрета вся семья находилась в одной комнате, для того, чтобы Оленьки не было скучно одной позировать.
Семейный, полный чувственности портрет. Суриков никогда не писал портреты на заказ. Произведения обычно писались с родственников, в момент вдохновения художника. Портрет дочери Василий Иванович написал в период своего самого высокого творческого подъема. С полотна струится семейное счастье. Дети обязательно должны воспитываться в окружении любящих родителей.
Возвращение на родину
Потерю любимой супруги художник переживал очень тяжело – искусство перестало его интересовать. Отвлечь от депрессии не смог и приехавший брат. Только дочери держали, работать художник не мог. В конце концов он послушался настояний матери, которая звала сына обратно на родину – дома и стены лечат. В мае 1889 года художник с дочками приехал в Красноярск.
Живя в обстановке, с детства тёплой и знакомой, среди родных и близких Суриков понемногу оттаивал. Вернулись душевные вечера у печки, неспешные разговоры, отвлекали дети. Зимние игры, в которых он когда-то участвовал сам, пробудили в художнике желание жить и писать. Так родилась картина «Взятие снежного города», для которой позировали как родные, так и просто знакомые. Она положила начало новой теме – героической, в которой раскрывается широта казацкой натуры.
Взятие снежного городка 1891 г.
Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Серов Валентин Александрович — знаменитый портретист, который написал много замечательных картин. Как раз репродукция одной из них лежит передо мной. Это одна из первых знаменитых работ, что была написана в 1887 году и получила название Девочка с персиками. Сейчас мы и напишем по данной картине сочинение.
Девочка с персиками, по которой мы пишем сочинение, безусловно талантливая работа, переполненная обаянием и неким магнетизмом, ведь полотно можно рассматривать часами и оно не надоедает. Если углубиться в историю создания картины, то мы узнаем, кого именно изобразил художник.
Экскурс в детство 1970-х
Если писать сочинение по картине «Портрет Милы», то обязательно надо передать свое впечатление от нее. Да, это были замечательные времена, когда школьники стояли в очередях в библиотеке; когда книгу надо было сдать в срок, и ее читали, вопреки запрету родителей, под одеялом с фонариком; когда коньки для фигурного катания считались лучшим подарком. Сейчас для ровесников девочки Милы важны модные бренды одежды, всевозможные гаджеты давно вытеснили книги, а компьютерные игры предпочитают спорту. И от этого становится слегка грустно.
Но современные школьники, пишущие сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы», вряд ли ощутят ностальгию по годам, в которых они не жили. Но, с другой стороны, посыл художника здесь очевиден: он хотел не просто нарисовать милую девочку, а рассказать о ценностях своей эпохи. Это характерно для всех его работ.
Что же, написать сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы» под силу каждому. Надо только постараться вникнуть в ее суть, а не только впопыхах ухватить то, что лежит на поверхности.
Александр Андреевич Безбородко
И.-Б. Лампи-старший. Портрет князя А.А. Безбородко. 1794. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Андреевич Безбородко (14 марта 1747-6 апреля 1799) — светлейший князь (1797), действительный тайный советник, дипломат, государственный канцлер (1797), обер-гофмейстер (1793). Из украинского рода Безбородко. С 1775 года — секретарь Екатерины II, составитель манифестов и многих других документов (до 1792). С 1780 года — член коллегии иностранных дел, с 1784 года фактически возглавлял ее. С конца 80-х годов до 1792 года был ежедневным докладчиком Екатерины II по всем важнейшим вопросам. Принимал участие в подготовке и заключении главнейших международных актов России последней четверти 18 века: добился признания Турцией присоединения Крыма к России (1783), подписал выгодный для России Ясский мирный договор 1791 года с Турцией, конвенцию о третьем разделе Польши (1795) и др. После смерти Екатерины II сохранил главенствующее положение в иностранных делах, в 1797 году получил чин канцлера и титул светлейшего князя. Был крупнейшим помещиком Юга.
А.Н. Бенуа. Выход императрицы Екатерины II
Художник Ильяс Файзуллин. Визит Екатерины II в Казань
Екатерина II (путешествие по России в 1787 году) Мейс Фердинанд
При императоре Павле I сохранил первенствующее положение в Коллегии иностранных дел, в 1797 совместно с князем А.Б. Куракиным был уполномоченным при заключении договора с орденом Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден). В день коронации Павел I пожаловал Безбородко княжеское достоинство с титулом светлейшего, звание бальи Св. Иоанна Иерусалимского, назначил его гофмейстером и членом своего Совета. Павел I подарил Безбородко 16 тыс. душ крестьян, 30 тыс. десятин земли. С 1797 одновременно сенатор. Единственный из всех приближенных императрицы Екатерины II до конца жизни сохранил расположение императора Павла I. В конце 1798 из-за болезни просил об отставке, но император Павел I оставил его на службе, разрешив уехать в отпуск для лечения за границу, чем Безбородко не успел воспользоваться в связи с обострением болезни. Благодаря многочисленным пожалованиям и приобретению земельных владений Безбородко к концу жизни стал одним из крупнейших помещиков (основная земельная собственность на Юге России и Украине). Безбородко собрал коллекцию картин и других художественных ценнос-тей (приобретены им преимущественно во время революции во Франции), считавшуюся среди современников богатейшей в России. Завещал свыше 210 тыс. руб. на Воспитательный дом, на которые его наследником был создан Нежинский лицей. Женат не был, но от актрисы О.Д. Каратыгиной, с 1790 жившей в его доме (впоследствии вышла замуж за правителя канцелярии Безбородко Н.Е. Ефремова), имел дочь Наталию Александровну Верецкую (1790-1826; замужем за гвардии полковником Я.И. Савельевым). Верецкая получила прекрасное воспитание и большое приданое.
И. Б. Лампи. Портрет Александра Безбородко
Светлейший князь Безбородко Александр Андреевич. Худ. Лампи старший
Безбородко // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. III. — С. 269—270. Безбородко, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 634—640. Григорович Н. Канцлер князь Александр Андреевич Безбородко. Т. 1-2. СПб., 1879—1881. Безбородко, Александр Андреевич // Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005.
Зинаида Серебрякова – одна из первых русских женщин-живописцев, вписавших себя в историю живописи. Творчество ее, не попавшее ни под какое влияние, достаточно независимо и самобытно.
Дети, обнявшие ее, говорят о том, что без них она не представляет своей жизни, они — важная часть ее самой. В этом выражена ее женская природа, ее суть. В самом деле, так оно и есть – Серебрякова, после смерти любимого мужа не видела радости ни в чем, кроме своих детей – их существование приободряло ее, придавало сил, жизни. Это можно сказать по тому, как часто она изображала на многочисленных полотнах своих детей.
Дети – это одна из главных тем ее картин. Серебрякова, кстати, являлась внучкой самого Бенуа. Благодаря связям ей предлагали даже место профессора Академию художеств, она, по скромности своей, отказалась.
Шедевры периода семейного счастья
Утро стрелецкой казни 1881 г.
В период личного счастья художник создал монументальное «Утро стрелецкой казни», которое произвело фурор на выставке 1881 года (картину за 8 тысяч тут же купил Третьяков). Затем две картины, где главные герои Меншиков на одной и Морозова на другой, окончательно убедили публику и критиков, что Суриков – уникум. Полотна продемонстрировали уникальный почерк мастера, особенностями которого стали скрупулёзная проработка мельчайших деталей, безупречная динамичная композиция, идеальные цветовые решения в работах с множеством разнохарактерных ярких персонажей.
Василий Суриков. Портрет дочери Ольги
Портрет создавался зимой 1887—1888 годов в Москве, в доме Кузьмина на Смоленском бульваре, где в это время жила семья Суриковых. В письмах Сурикова сохранилось упоминание о работе над этим произведением: «Пишу я дома Олин портрет в красном платье, в котором она была в Красноярске» (Письмо П.Ф. и А.И. Суриковым от 9 сентября 1887 года // Письма. Воспоминания о художнике. – Л., 1977. С. 75.).
Крепкая, живая десятилетняя девочка, по-детски неуклюжая, стоит у белой печки. Ее прямой и открытый взгляд смотрит прямо на зрителя. Вся фигура дочери схвачена художником весьма характерно. Как всегда, в суриковских портретах нет попыток придать модели нарочитую красивость.
По семейным воспоминаниям, портрет писался при следующих обстоятельствах. «Василий Иванович вдруг ясно представил себе Олю возле печки. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Оля стояла в красном платье горошками на фоне ярко-белого кафеля, прижав к нему, теплому, две своих пухлых ладони. Круглое лицо ее было освещено приветливой и веселой уверенностью. Прошел месяц. В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки. Оля была терпелива — умела позировать.
И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтобы Оле не скучно было стоять. Дивный портрет
Ей вскоре горе предстоит – Она останется без мамы. Отец ее боготворит, Но жизнь вмешается упрямо.
Ей много в жизни предстоит – Болезни, голод, холод, войны. Пока же девочка глядит На мир доверчиво, спокойно.
Она пока что под крылом Отца, родительского дома, Но вскоре все пойдет на слом И ей не избежать разлома.
Но все она перенесет И род продолжится ее, С годами девочка войдет В культуры русской бытие.
И в двадцать первый век шагнут Ее далекие потомки, И свет культуры понесут Сквозь лет не мерянных потемки. (Саприцкий Э.Б.)
В картине чувствуется атмосфера семейного уюта и покоя. Портрет дочери завершает самый счастливый в личном и творческом отношении период в жизни Сурикова. В феврале 1887 года на 15-й Передвижной выставке он экспонировал «Боярыню Морозову». Картина принесла ему всеобщее признание и славу первого русского живописца в историческом жанре. Но в конце 1888 года тяжело заболевает и умирает жена художника. Начинается длинная полоса депрессии и кризиса. Он надолго уедет в Красноярск, где возродится к творчеству в работе над «Взятием снежного городка».
А дочери художника Ольге Васильевне (1878—1958) предстоит большая и интересная жизнь. Она станет женой знаменитого живописца Петра Кончаловского.Впервые они увидели друг друга, когда Пете было 16 лет, а Оле – 14. Он приходил в мастерскую отца Оли – художника Василия Сурикова – брать уроки. Но серьёзную барышню тогда больше интересовали собственные занятия в гимназии. Так что в ту мимолётную встречу подростков даже не представили друг другу. Настоящее знакомство случилось спустя десять лет. И вот это уже была любовь, пусть со второго взгляда. Через три недели Пётр и Оля поняли, что жить друг без друга не могут. Василий Суриков писал по этому поводу брату: “Нужно тебе сообщить весть очень радостную и неожиданную: Оля выходит замуж за молодого художника из хорошей дворянской семьи, Петра Петровича Кончаловского. Он православный и верующий человек”. Вскоре у супругов родилась дочь Наташа.
Их дочь и внучка Сурикова — Наталья — выйдет замуж за Сергея Михалкова, известного баснописца, драматурга, автора двух гимнов: Советского Союза и Российской Федерации. В этом браке родятся два сына — известные кинорежиссеры Никита Михалков и Андрей Михалков-Кончаловский, правнуки великого художника.
2 класс
Маленькая барышня нарисована на картине: «как живая». Мне кажется, сейчас она сорвется оттуда и побежит со мной играть.
Дочь художника позирует на фоне белой печки. Черная дверца и такие же башмачки еще ярче подчеркивают наряд девочки.
У нас в деревне, у бабушки, тоже так отапливается дом. Когда я приезжаю к ней на каникулы я люблю греться у печки. Когда она натоплена, рядом уютно и тепло. Также хорошо в доме у художника.
Вообще, вся эта картина создает хорошее настроение. Мне бы хотелось, чтобы она висела в моей комнате. А я бы просыпалась по утрам и мысленно разговаривала с девочкой, загадывала бы ей свои желания и мечты.
Урок-развитие речи. Работа с картинами В.Боровиковского и З. Серебряковой
Урок развития речи в 3 классе
Учитель: Устинова Е.Ю.,
1 квалификационная категория
показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным
формировать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать при
работе над картинами;
определять тему и настроение произведения.
Оборудование:
иллюстрации картин, лупы, словари.
Формируемые УУД:
— личностные : художественно-эстетическое, духовно-нравственное развитие на основе знакомства с живописью В.Боровиковского и З.Серебряковой;
— регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу;
— познавательные : ориентироваться в жанре картины, определять настроение автора, которым он хотел поделиться; рассматривать репродукцию и находить детали , осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
— коммуникативные : строить понятные высказывания, учитывать точку зрения выступающих, задавать вопросы, последовательно и полно передавать информацию.
Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.
— Вспомните, как называется глава, в которой мы работаем? ( Сравниваем прошлое и настоящее)
— Вы поняли, какая семья жила в 18 веке, а какая в 20в.? Что помогло догадаться?
_ Как изменился внешний облик людей за два столетия? (Причёски,одежда)
— На портрете В.Боровиковского изображена графиня Безбородко с дочерьми: Любой(сл.) и Клеопатрой(спр.)
— Вы можете догадаться, кто изображён на картине З.Серебряковой? Прочитайте название картины. Оно вам поможет.
— На портрете изображена сама художница с дочерьми: Катей(сл.) и Татьяной(спр.)
— Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете? Чем похожи? (Причёсками, фасонами платьев)
— А передал ли художник чувство, которое связывает людей на портретах?(Сидят прижавшись, обхватывают друг друга руками)
— Обратите внимание на медальон у графини. Что вы можете сказать о нем? (Он висит на длинной нитке жемчуга
Сам медальон держит младшая дочка, а нить держит мать, а также пропускает между пальцев и старшая дочь. Таким образом, все связаны одной нитью. А на медальоне портрет брата девочек и сын графини Андрей, который в это время находится далеко)
— Рассмотрим портрет З.Серебряковой. Что мы можем сказать о нем? Что бросается в глаза? (Три человека близки друг другу: благодаря переплетению рук они составляют единое целое)
— Какое выражение лица у матери? (излучает добро, любовь, нежность)
— Доверительные ли у них отношения? (Да, мать близкий им человек)
— Что меняется с течением времени? (Одежда, прически)
— Что остаётся неизменным, несмотря какой век за окном- 18 или 20? (Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих детях, тревога за них – это то, что остаётся неизменным независимо от исторического времени)
Популярные сочинения
Александра Николаевича Островского все по праву считают одним из известнейших и выразительных представителей драматургии земли Русской. Принято так же считать его родоначальником театра и театральных постановок
Люди делятся на две огромные категории. Представители первой верят, что все уже предопределено и действия человека никак не влияют на его будущее, ведь его судьба уже определена
На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех.
Через портрет зритель легко чувствует с какой любовью и грациозностью изображена эта десятилетняя девочка. Она очень хороша собой и мила, хотя у нее еще немного несуразная и не пропорциональная фигура, но это с взрослением пройдет. Её выразительные глаза, но немного лукавые и игривые смотрят прямо на нас. Она любознательна. У нее круглое спокойное лицо и черные пышные короткие волосы.
Смотря на картину, мы чувствуем напряженность девочки, заключающаяся в позировании. Она старается, прижавшись к стене понравиться отцу. Ее ярко-красное платье в мелкий горох с белым кружевным воротничком и красные колготки грамотно оттеняют ее черные волосы. Автор очень правильно пользуется насыщенными цветами, которые позволяют показать яркий и живой портрет. На талии красный кушак, а на ногах темные черные туфли. Все многообразие красок дает нам ощущение тепла и жизни.
В руках у маленькой красавицы мы видим куклу. Очень видно как трепетно и любя она держит ее, которая в свою очередь немного похожа на свою хозяйку. Это и короткие светлые волосы, и круглое лицо, и фасон розового платья. Кукла ей дорога, возможно, она ее лучший друг после родителей.
По всему внешнему виду нам становится понятно, что девочке в доме хорошо живется. Она любит своих родителей и сама любима. Родители восхищаются ей и это видно через картину отца. Он любит её, показывая зрителю прекрасную детскую пору и ее легкий детский характер. У нас не создается ощущение, что ребенок капризный и вредный. Всё как раз наоборот. Она сдержанна и мила, возможно, немного не усидчива, как все нормальные дети.
Высокие отцовские чувства проявляет автор в этой картине, ведь Серов никогда не работал по заказу, он писал портреты только для родных и любимых людей. Ведь правильно говорят, что чем счастливей и радостней детство, тем лучше сложится будущая жизнь.
Детство и юность
Будущий великий живописец появился на свет 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семействе, принадлежавшем казачьему сословию.
После ранней смерти отца семье пришлось несладко, и мать Василия была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома. Денег едва хватало на самое необходимое, однако мудрая женщина, заметив страсть сына к рисованию, умудрялась оплачивать уроки живописи. Первым учителем Василия был Н. В. Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище.
Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до наших времен в целости и сохранности, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в возрасте 14 лет.
После окончания училища у матери не было возможности оплачивать дальнейшее обучение Василия, и он был вынужден устроиться на должность писца в губернское управление. Однако судьба была милостива к талантливому юноше. Случайно увидев работы подчиненного, губернатор П. Замятин отыскал мецената, который смог оплатить обучение Сурикова в петербургской Академии художеств.
В учебном заведении Василий постигал тонкости живописи под руководством П. Чистякова. Очень быстро он стал одним из лучших его учеников, регулярно получал денежные призы и медали за свои работы.
Работа-загадка и счастливый случай
Именно в училище он встретил преподавателя рисования Гребнева, который первым рассмотрел его талант и стал с ним заниматься, брал с собой на пленэр. Так появилась самая ранняя подписанная работа Сурикова – акварель «Плоты на Енисее». Василию Ивановичу на тот момент было 14 лет. И работа-загадка, отгадать которую исследователи не могут до сих пор – «Синий камень на Енисее». Пытаясь определить, где именно находится этот камень, называют самые разные места.
Затем в судьбе художника произошел еще один интересный и счастливый случай. К этому времени его отец умер, мама с сестрой и братом вернулись в Красноярск. Жить было не на что, и женщина решила сдать второй этаж дома постояльцам.
Первый — хозяйский этаж дома-музея Сурикова
Жильцами оказались дочь губернатора Красноярска Павла Замятина с мужем. Вскоре дочь рассказала отцу, что хозяйский сын очень хорошо рисует, и тот взял его в учителя для своей младшей дочери.
Обнаружив, что парень и правда талантливый, Замятин попросил у него 11 работ и отослал их в Санкт-Петербургскую академию художеств. Оттуда пришел отзыв, что у молодого человека есть задатки, он достоин у них учиться, но обучение платное. Денег у семьи Суриковых не было.
Второй — гостевой этаж дома-музея Сурикова
Тогда губернатор собрал купцов и промышленников и предложил им вскладчину отправить Сурикова на учебу. В те времена это была обычная практика. Бюджета у города практически не было, а дороги, больницы и другие важные объекты возводились за счет меценатов. Купцы не были в восторге от предложения губернатора.
Тогда известный золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов сказал, что готов без всякой складчины, на свои деньги отправить молодого художника в Петербург. Вместе с Суриковым Кузнецов отправил еще одного способного человека, Дмитрия Лаврова. Позже Лавров вернулся и стал иконописцем и священником Минусинского уезда.
Петр Кузнецов с семьей