Несение креста
Наряду с «Садом земных наслаждений», гентское «Несение креста» долго считалось наиболее узнаваемой вещью Иеронима Босха, воспринималось как босховский творческий манифест, программная картина и «символ веры». Уж слишком впечатляющей была эта адская мозаика, сложенная из крепко пригнанных друг к другу дегенеративных лиц, – настолько отвратительных, что даже и завораживающих. Произведение расценивалось как безусловно великое и новаторское. «Несение креста» из Гента считалось в каком-то смысле визитной карточкой Босха, работой, которую невозможно приписать никому другому. Эрудированный испанский монах Хосе де Сигуэнса когда-то проницательно написал о Босхе и его отличии от прочих живописцев: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватило мужества изображать их такими, какими они являются изнутри».
Не раз картина Босха становилась поводом для художественных рефлексий. У поэта Павла Антокольского есть стихитворение о том, будто бы Босх привёл его в харчевню, где за соседним столом пировали палачи, которых художник изобразит в «Несении креста»:
Он сел в углу, прищурился и начал: Носы приплюснул, уши увеличил, Перекалечил каждого и скрючил, Их низость обозначил навсегда. А пир в харчевне был меж тем в разгаре. Мерзавцы, хохоча и балагуря, Не знали, что сулит им срам и горе Сей живописи Страшного суда.
«Несение креста» — имитация?
Узнаваемость картины была столь велика, что заключение голландских ученых, сделанное в 2016-м году по результатам проводившихся с 2010-го года масштабных исследований, стало настоящей сенсацией. Эксперты утверждали: это не Босх! Генсткое «Несение креста», действительно, создано в эпоху Босха и, вероятнее всего, даже вышло из его мастерской, но непосредственно Босху оно не принадлежит. Скорее всего, это не подлинник, а подражание (подробнее читайте здесь).
Отличие гентского «Несения креста» от венского
В Вене хранится еще одна картина Босха с тем же названием, авторство которой не ставится под сомнение. На ней можно видеть вполне традиционно решённое изображение крестного пути Христа на Голгофу: Спаситель идет, согнувшись под тяжестью креста, вдалеке виден традиционный для Босха брабантский пейзаж, а окружающие Христа имеют вполне человеческий облик, хотя среди них есть и Его мучители.
Более позднее, гентское, «Несение креста» отличается от венского кардинально. В первую очередь, изменяется колорит: звучные и яркие краски уступают место темным и холодным оттенкам серого и коричневого с тревожным металлическим блеском. Меняется и композиция: вместо ростовых фигур появляется калейдоскоп лиц, занимающих всё пространство почти квадратной доски. Всё это порождает ощущение тесноты, давки, кромешного ужаса – и вместе с тем потрясающий эстетический эффект. Перебитые носы, толстые губы, выбитые зубы, выступающие подбородки и глаза, горящие нездоровым азартом, – художник изображает не людей, а живое воплощение человеческих пороков и страстей. На их фоне выделяются спокойные лица Христа и святой Вероники (апокрифического персонажа, не упомянутого в Евангелиях) с закрытыми глазами. Вероника держит в руках плат с изображение лика Христа.
Каких ещё персонажей «Несения креста» можно идентифицировать?
Поначалу может показаться, что все эти уродливые личины, где всё порочное в человеке гипертрофируется, а доброе – нивелируется, сливаются в единую неразличимую массу, на которую и смотреть-то грех (не даром у Христа и Вероники закрыты глаза). Но на самом деле кое-кто из персонажей подлежит идентификации. Человека, уцепившегося руками за крест, одни исследователи называют римским солдатом, который повис на кресте, чтобы Иисусу было еще труднее его нести. Другие полагают, что это Симон из Кирены, который, наоборот, помогает Христу нести крест (Лк.23:26). Кроме того, на картине изображены и оба разбойника, которых должны казнить вместе с Христом. В правом нижнем углу – нераскаявшийся, который и на кресте будет оскорблять Христа и кричать: «Разве ты не Помазанник? Тогда спаси себя и нас!», а в правом верхнем – разбойник, который раскаялся и просил: «Вспомни обо мне, когда придёшь Царём». На картине его поучает монах: нет единого мнения, доминиканец это или францисканец, но написан он с обычным для творчества Босха антиклерикализмом (см., например, «Корабль дураков»).
Директор Музея изящных искусств в Генте справедливо заметил: если и вправду «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, создать подобную вещь мог только гений, еще более крупный, нежели Босх.
Корабль дураков. 1495—1500 гг.
Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org
Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.
Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.
Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных
Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.
“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.
Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.
Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
Творчество Коро
Большое значение для творчества Коро имело путешествие в Италию 1825-1828 годов. Позже он возвращался туда ещё два раза: в 1834 и в 1843 годах. Коро ездил в Бельгию и Нидерланды, Англию, регулярно посещал Швейцарию. Много путешествовал и по Франции: Нормандия, Бургундия, Прованс, Иль-де-Франс.
Работая на пленэре, Коро создал целые альбомы этюдов. Зимой он писал в студии картины на мифологические и религиозные темы, стремясь добиться успеха в Салоне, первые свои картины он отправил туда уже в 1827 году. Таковы, например, «Агарь в пустыне» (1835), «Гомер и пастухи» (1845).
Однако наибольшей славы Коро добился в портрете и, особенно, в пейзаже.
Зарисовки и эскизы Коро ценятся почти столь же высоко, как и законченные картины. Цветовая гамма Коро основана на тонких отношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов. Известно его выражение — «валёры прежде всего».
Известны случаи, когда, встретив понравившуюся ему подделку «под Коро», художник в знак одобрения мастерства фальсификатора подписывал её своим именем.
Картина «Впечатление. Восходящее солнце»
Дата создания: 1872 год. Тип: холст, масло. Габариты: 48*63 см.
Местонахождение: музей Мармоттан (Париж)
История создания
Известный французский импрессионист Клод Моне закончил работу над этой картиной в 1872 году. Она положила начало такому стилю живописи, как импрессионизм. Эта работа была показана на первой выставке Клода и других молодых художников, желающих получить свободы творчества, в 1874 году.
Один известный в то время критик был так поражен пейзажем Моне, что сделал о ней и о всей выставке статью, где в шутку назвал живописцев впечатленщиками, как их и стали называть.
Он придумал им такое название из слова «впечатление», упоминающегося в названии полотна, что в переводе на английский означает «impression», поэтому на английском языке их назвали импрессионистами.
Дорога в Лувесьенн, тающий снег, закат
Цветовое решение
Импрессионистам было свойственно использование широкой и яркой цветовой гаммы в своих произведениях, Клод Моне не был исключением. Он всегда много времени тратил на подбор идеальной палитры оттенков для своих полотен.
На картине изображен порт Гавра, который едва можно увидеть, так как он выполнен беглыми легкими мазками, просто обозначая его силуэт. Это позволяет зрителю не отвлекаться на него от общего сюжета картины, а также навевает дух загадочности и таинственности.
Солнце и небо на картине выглядят блеклыми и бледными, благодаря чему пейзаж кажется сырым и туманным. Интересным фактом является то, что художник писал этот пейзаж яркими и насыщенными цветами, совсем не делая их светлее, что не помешало ему изобразить туман насыщенным и натуральным.
Моне считал, что тусклые разбавленные краски сделают пейзаж не интересным для зрителя. Солнце и его отражение в реке выполнены одним и тем же цветом. Если изображение перевести в черно-белый формат, то солнце совсем перестанет выделяться.
На сегодняшний день полотно хранится в музее Мармоттан в Париже. В этом месте находится довольно много картин, созданных Моне. Позже, в 1985, полотно было похищено и вернулось в музей только через пять лет, где оно и остается по сей день.
Картина «Впечатление. Восходящее солнце» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Валентина
Пейзаж
Поль Сезанн картины
Акварели.
Деревья миндаля в Провансе 1900г | Купальщик заходит в воду 1885г | Купальщики 1890г | Купальщики с горой Сан Виктуар на заднем плане 1902г | Голубой горшок с цветами 1885г 21х12см |
Мальчик в красном жилете. 1890г 46х30см Bridgestone Museum of Art, Tokyo, Japan | Шато-де-Мадан. 1881г Kunsthaus Zürich, Zürich, Switzerland | Церковь в Сент-Пьер в Авон. 1894г Smith College Museum of Art, Northampton, MA, USA | Дома. 1885г | Шторы. 1885г Musée d’Orsay, Paris, France |
Цветы в горшках. 1887г Musée d’Orsay, Paris, France | Листва. 1900г Museum of Modern Art, New York, USA | Фрукты. 1885г | Дом в Провансе. 1867г 31х24 см | Дом в Провансе. 1895г |
В лесу. 1894г | В лесу. 1896г 48х31 см. | В лесу. 1900г | Хижина Журдена.1906г | Листва в зелёном горшке. 1902г 47х35 см. |
Мадам Сезанн и гортензии 1885г | Мужчина с трубкой. 1895г | Шато Мадан и деревня. 1885г | Медея. 1882г 38х20 см | Мельница на реке. 1906г 31х49 см |
Гора Сент-Виктуар. 1887г Fogg Art Museum, Cambridge, Massachusetts, USA | Гора Сент-Виктуар. 1902г Museum of Modern Art, New York, USA | Рядом с Экс-ен-Провансом. 1876г 23х35 см | Обнаженная женщина и некто. 1880г Arkansas Arts Center, Little Rock, Arkansas, USA | Олимпия. 1875г Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA |
Крестьянин в соломенной шляпе. 1906г Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA | Сосна в долине с рекой Арк. 1885г Albertina, Vienna, Austria | Бассейн и аллея каштанов в Жа де Буффан. 1880г Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt am Main, Germany | Горшок с геранью. 1885г 35х24 см | Горшок имбиря и фрукты на столе. 1890г 24х36 см |
Горшки герани. 1888г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA | Река у моста трёх ключей. 1906г | Крыши в Эстак. 1882г 31х47 см Museum Boijmans van Beuningen, Rotterdam, Netherlands | Куст роз. 1888г 39х30 см | Розы в бутылке. 1904г 43х31 см National Gallery of Art, Washingon, DC, USA |
Морской пейзаж | Обнаженная сидит. 1885г | Сидящая женщина. 1895г | Автопортрет 1896г 26х22 см | Натюрморт с яблоками, бутылкой и креслом позади. 1902г |
Натюрморт с голубым горшком. 1900г 46х61 см Getty Museum, Los Angeles, California, USA | Натюрморт с графином, сахарницей, бутылкой, дыней и гранатами. Лувр, Париж, Франция. | Натюрморт с зелёной дыней. 1906г | Натюрморт с арбузом и гранатами. 1906г | Лежащее яблоко. 1885г |
Долина Арк. 1888г Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA. | Битва любви. 1876г | Вечная женственность. 1877г | Пир. 1867г | Источник. 1872г |
Терраса сада в Лов.1906г | Могильщики. 1870г | Зелёный кувшин. 1887г Musée d’Orsay, Paris, France | Печь для обжига извести. 1894г Musée d’Orsay, Paris, France | Усадьба в Жа де Буффан. 1870г |
Дуб.1885г | Долина Уаз. 1880г Metropolitan Museum of Art, New York City | Парк в Шато Нуар. 1904г | Ромовый пунш. 1867г | Деревья весной в Жа де Буффан. 1880г |
Деревья. 1884г | Деревья у воды. 1900г | Изгиб дороги в ветреную погоду в парке Шато Нуар. 1890г | Женщина ныряет в воду. 1870г National Museum of Wales (Amgueddfa Cymru), Wales, UK | Натюрморт с тремя черепами. 1903г |
Скалы. | Сад в Лов. 1906г |
Творчество Коро
Большое значение для творчества Коро имело путешествие в Италию 1825-1828 годов. Позже он возвращался туда ещё два раза: в 1834 и в 1843 годах. Коро ездил в Бельгию и Нидерланды, Англию, регулярно посещал Швейцарию. Много путешествовал и по Франции: Нормандия, Бургундия, Прованс, Иль-де-Франс.
Работая на пленэре, Коро создал целые альбомы этюдов. Зимой он писал в студии картины на мифологические и религиозные темы, стремясь добиться успеха в Салоне, первые свои картины он отправил туда уже в 1827 году. Таковы, например, «Агарь в пустыне» (1835), «Гомер и пастухи» (1845).
Однако наибольшей славы Коро добился в портрете и, особенно, в пейзаже.
Зарисовки и эскизы Коро ценятся почти столь же высоко, как и законченные картины. Цветовая гамма Коро основана на тонких отношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов. Известно его выражение — «валёры прежде всего».
Известны случаи, когда, встретив понравившуюся ему подделку «под Коро», художник в знак одобрения мастерства фальсификатора подписывал её своим именем.
Заметки [ править ]
- ^ «Результаты поиска коллекции: стек зерна (эффект снега)» . Музей изящных искусств, Бостон. 2007. Архивировано из оригинала на 5 декабря 2007 года . Проверено 3 июля 2007 года .
- ^ «Результаты поиска по коллекции: Grainstack (Sunset)» . Музей изящных искусств, Бостон. 2007. Архивировано из оригинального 27 -го октября 2007 года . Проверено 3 июля 2007 года .
- ^ «Страновой список музеев, хранящих оригиналы (Моне)» . artofmonet.com. Архивировано из оригинального 25 октября 2007 года . Проверено 9 октября 2007 года .
- ^ Джилл Шоу (2014). «Стеки пшеницы 1890/91». В «Женихе» — Глория; Шоу, Джилл (ред.). Картины и рисунки Моне в Институте искусств Чикаго . Художественный институт Чикаго . Проверено 24 февраля 2017 года .
- ^ «Исследуйте искусство: художники; Клод Моне; стога пшеницы, эффект снега, утро» . Центр Гетти, Лос-Анджелес. 2010. Архивировано из оригинального 30 августа 2011 года . Проверено 26 января 2010 года .
- ^ a b «Основные моменты коллекции (Картины: Моне)» . Музей Хилл-Стед. Архивировано из оригинала на 23 июня 2007 года . Проверено 17 июля 2007 года .
- ^ «Коллекция M: Клод Моне» . Проверено 3 июля 2007 года .
- ^ «Коллекции> Изучите коллекцию (Зерновой стог, Солнце в тумане)» . Институт искусств Миннеаполиса. Архивировано из оригинального 27 сентября 2007 года . Проверено 2 июля 2007 года .
- ^ «Коллекции: Картины импрессионистов (Изображение 02)» . Музей Шелбурна. 2005. Архивировано из оригинального 22 августа 2007 года . Проверено 2 июля 2007 года .
- ^ Tucker, с.87.
- ↑ House, страница 127.
- ^ Tucker, с.33.
- ^ «Стоит помнить, что стопки были буквально у его порога, поскольку фотографии местности ясно показывают Такер, Пол Хейс (1989). Моне в 90-х: Серия картин . Музей изящных искусств. Стр. 95. ISBN 9780300049138.
- ^ a b Lemonedes, стр. 143.
- ^ Kelder, с.183.
- ^ Правдивость этой истории подвергалась сомнению: «Когда я начинал, я был таким же, как и другие; я считал, что хватит двух холстов, одного для серой погоды, а другого для солнца! В то время я рисовал несколько штабелей … Однажды я увидел, что мой свет изменился. Я сказал своей падчерице: «Иди в дом, если ты не возражаешь, и принеси мне еще один холст!» И так Моне работал над рассказом: еще один холст! Другой! Дело в том, что с тех пор, как он начал писать, у него была привычка работать над одним и тем же мотивом в разных условиях … И все же здесь есть что-то новое, разница в акцентах ». Фордж и Гордон, стр. 158.
- ^ a b Lemonedes, стр. 139.
- ^ Tucker, с.31.
- ^ Tucker, с.41.
- ^ Чтобы вернуться к картине в нужный момент, «иногда Моне старался писать время дня на обратной стороне своих полотен». Дом, стр.143.
- ^ Дом, с.143
- ↑ В письме Алисе Моне от 29 марта 1893 года Моне писал, что за один день в Руане работал над четырнадцатью картинами. Дом, с.144.
- ^ «В 1883 году Жюль Лафорг говорил о четверти часа как о естественном промежутке времени для картины импрессионистов, в то время как сам Моне назвал семь минут пределом для одной из своих серий Тополя … и в 1918 году говорил об эффектах, которые продолжались ‘иногда максимум три-четыре минуты ». Дом, стр.142.
- ^ «Постоянно меняющаяся погода, а не какая-либо идея окончательного живописного ансамбля, оставалась его первоначальной причиной для бесконечного умножения его полотен». Дом, стр.204.
- ^ «В Grain Stack at Sunset ярко-красные кирпичные цвета придают затененной стороне стопки раскаленное ядро, в то время как свет заката окрашивает стопку киноварью и желтым ореолом и рассеивает освещенные части поля частицами розового, оранжевого, и розовато-лиловый «. Дом, стр.128.
- ^ «Стога сена Моне» . Галерея импрессионистов. 2006. Архивировано из оригинала 9 октября 2007 года . Проверено 1 октября 2007 года .
- ^ Отрывки из воспоминаний Кандинского, страница 53. CDlib.org Проверено 30 мая 2007.
- ^ а б Такер, стр.77.
- ^ «… еще до того, как выставка открылась, Дюран-Рюэль купил восемь из пятнадцати зерновых стогов, которые художник собирался выставить. Тем временем Моне смог продать еще два, которые он включил в выставку … Это означало что из пятнадцати стеков, которые были показаны в мае 1891 года, о десяти уже говорилось, оставив только пять для всех, кто мог быть заинтересован ». Такер, стр.98.
- ^ «Во многих сообщениях говорится о том, что Моне уничтожил неполные неудавшиеся картины; с лондонской серией и» Водяными лилиями «1903–1909 годов разрушения, кажется, были очень обширными. В 1907 году, откладывая свою выставку» Водяных лилий «, он сказал Дюран-Рюэлю, что он уничтожил «по крайней мере тридцать из них, к моему большому удовлетворению». Дом, стр.159.
- ↑ Фордж, Эндрю и Гордон, Роберт, Моне , Гарри Н. Абрамс, Inc., 1989, стр. 156–163.
- ^ «Картина Моне ‘Мель’ продана на аукционе за рекордные 110,7 миллиона долларов» . CNBC . Рейтер . 14 мая 2019 . Проверено 17 мая 2019 года .
Подтверждена подлинность картины Клода Моне
Клод Моне. Стог в вечернем солнце, 1891
В мире искусства сделано открытие международного масштаба. Исследователи финского университета Ювяскюли факультета Математических информационных технологий доказали, что полотно, входящее в коллекцию музея Серлакиуса под названием «Стог в вечернем солнце», принадлежит кисти импрессиониста Клода Моне (1840-1926). Им удалось обнаружить, что под слоем краски скрывается подпись художника и год завершения работы — 1891. Картину изучили в Центре исследования искусства c помощью гиперспектральной камеры с устройством для рентгенофлуоресцентного анализа. Анализ пигментов и волокон холста подтвердил авторство Клода Моне.Эта картина была приобретена ранее в Лондоне как работа Моне. Она выставлялось в галерее Графтон на выставке-продаже работ импрессионистов. Затем более полувека полотно находилось в собственности Художественного фонда Гёсты Серлакиуса и экспонировалось как картина, предположительно принадлежащая кисти Моне. Однако до сих пор подтвердить авторство не удавалось из-за отсутствия на ней подписи художника. В финских публичных коллекциях нет каких-либо других картин Моне, подлинность которых была бы подтверждена.Стоимость картины, авторство которой установлено, оценить трудно, но на аукционах произведения Моне уходили за миллионы евро. Осенью «Стог сена в вечернем солнце» отправится в Орхус (Дания), на экспозицию «Моне и французские импрессионисты».
Подпись Клода Моне на картине
Серия «Стога» — одна из самых известных в творчестве Моне наряду с циклами «Кувшинки» и «Руанский собор», созданными в разное время года при разном освещении. В «Стога» входят около 25 полотен, которые были написаны недалеко от дома художника в Живерни. Моне заметил стога во время прогулки и попросил свою приёмную дочь Бланш Гошеде принести ему два холста для облачной и ясной погоды. Но затем он понял, что этого будет недостаточно, чтобы изобразить все эффекты освещения. Первый стог был написан Моне в 1865 году.
Клод Моне. Стога в Шайи, 1865
Художник работал над этой темой своеобразно: он начинал писать один вид одновременно на нескольких холстах. Моне хотелось передать состояние природы в краткий период времени, поэтому он работал над одним полотном иногда не более получаса. В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были завершены. В 1886 году Моне продолжил работу над циклом.
Клод Моне. Стог в Живерни, 1886, Эрмитаж
Клод Моне писал из Живерни Гюставу Жеффруа: «Я упорно работаю над серией стогов сена в различном освещении, но в это время года солнце так быстро заходит, что я за ним не поспеваю. Я стал так медленно работать, что просто прихожу в отчаяние, но чем дальше, тем я яснее вижу, как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней. Теперь мне все больше претит все сделанное чересчур легко и поспешно. А потребность передать то, что я чувствую, становится все настойчивее. Я молю Бога, чтобы у меня как можно дольше сохранилась способность работать, потому что мне кажется, что я еще добьюсь успехов».
Клод Моне. Стога, 1890
Осенью 1890 года Моне устроил так, чтобы стога, находившиеся неподалеку от его дома, были оставлены на зиму. В последующие несколько месяцев он писал их осенью, зимой, весной. Начав работать на пленэре, Моне заканчивал каждое полотно у себя в мастерской, добиваясь гармонии цветов, которая придает картине законченность.
Клод Моне. Стог утром, эффект снега, 1890-1891. Музей изящных искусств, Бостон
Стога. Утренний эффект снега, 1891
Клод Моне. Стога. Эффект белого, 1891
Клод Моне. Стога на закате, 1891
Стога, изображённые на картинах Моне, выглядят необычно из-за особого способа хранения зерна. Они состоят из пшеничных колосьев, накрытых соломой для защиты от осадков. Такой метод сохранения зерна в Нормандии возник из-за недостатка молотилок в середине XIX века. Хотя урожай собирали ещё в июле, часто колосья из последних стогов на некоторых фермах перемалывались только к марту следующего года. Этот метод укладки стогов использовался в течение ста лет, до появления уборочных комбайнов.
Клод Моне. Стога в конце лета. Эффект утра, 1891
Клод Моне. Стог сена в поле, 1893
Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.
Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.
Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.
Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.
На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.
Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.
И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.
Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.
Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.
Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.