Ход отмены крепостного права
Самыми проблемными оставались три вопроса: как крестьяне получат землю; как они будут отдавать долг за нее; как быть с крестьянской общиной. Ответы на них были сложные, и в итоге после 1861 года оказалось, что ответы на них должна дать сама жизнь, а не законы государства.
Если помещики и собирались расстаться с землей, то хотели получить за это хорошую финансовую компенсацию. Если и отпускать крестьян, то хотя бы сохранить их труд на пару лет. Если государство и выделит деньги на компенсацию помещикам, то хочет получить их назад через крестьян. Вот такой вот круг компромиссов.
Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)»
В марте 1861 года был опубликован манифест. Крестьяне получили свободу, в России больше не будет крепостного права. Но ряд вопросов так и осталась без ответа.
Решать их пришлось только через 45 лет, когда проводили так называемую «реформу Столыпина»: общину наконец-то разделили, формируя свободного фермера, а долги крестьянам простили, хотя к тому моменту они уже выплатили более 200% кредита. По мнению советского историка Покровского, крестьяне переплатили в три раза. В 1906 году новой социальной опорой трона должны были стать именно фермеры, а не крестьянин с общиной.
Землю крестьянам?
Вся проблема в том, что крестьян освободили без земли. Потому правительство и боялось волнений. Во-первых, дать волю всем и сразу оказалось невозможно хотя бы потому, что на проведение реформы требовалось два года. Пока в каждую деревню огромной России доедет грамотный человек и составит уставные грамоты и всех рассудит… А в это время всё будет по-прежнему: с оброком, барщиной и прочими повинностями. Только после этого крестьянин получал и личную свободу, и гражданские права, то есть выходил из практически рабского состояния. Во-вторых, даже это не означало конец переходного периода. Земля оставалась в собственности помещиков, а значит, земледельцу придётся ещё долго зависеть от собственника — пока не выкупит у него свой надел. Так как всё это обмануло надежды крестьян, они стали роптать: как это — свобода и без земли, без домов и угодий, да ещё годами платить барину?
Манифест и Положение о крестьянах читали, в основном, в церквях местные батюшки. Газеты писали, что весть о свободе встретили с радостью. Но на деле люди выходили из храмов с поникшей головой, хмурые и, как писали очевидцы, «в недоумении». Министр внутренних дел П. А. Валуев признавал: манифест «не произвёл сильного впечатления в народе и по содержанию своему даже не мог произвести этого впечатления. (…) «Так ещё два года!» или «Так только через два года!» — слышалось большей частью и в церквах, и на улицах».
Историк П. А. Зайончковский приводит типичный случай, который произошёл с одним сельским священником — ему пришлось остановить чтение царского документа, так как крестьяне подняли страшный шум: «Да какая же это воля?»; «В два года-то все животы наши вымотают». Публицист Ю. Ф. Самарин 23 марта 1861 г. писал: «В толпе слышались отзывы: «Ну, не того мы ждали, не за что и благодарить, нас надули» и т. п.»
«Чтение положения 19 февраля 1861 года». Худ. Григорий Мясоедов, 1873. (artpriced.ru)
Развитие системы крепостного права
До начала отмены крепостного права в Российской Империи, данная система претерпела коренные изменения. Ее появление было связано с формированием княжеского и боярского землевладения. В эпоху Московской Руси было распространено поместное землевладение, служившее наградой дворянам за несение воинской службы.
В результате, такой земельный надел, вместе с крепостными, вручался в условное владение тем или иным лицам. Стоит отметить, что земельный участок официально продолжал принадлежать государству. Такая раздача наделов была напрямую связана с острой нехваткой денежных средств для поощрения военнослужащих.
Григорий Мясоедов. «Чтение Положения 19 февраля 1861 года»
Иван 3 был первым, что в 1497 г. ограничил право крепостного на переход от одного помещика к другому. Тогда начало действовать «правило Юрьева дня». Судебник установил единый срок крестьянского выхода – за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия – 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него.
В 1581 г. «Юрьев день» был временно упразднен, что привело к появлению «заповедных лет» – крепостным запрещалось уходить от своего хозяина. Спустя 16 лет были введены так называемые «урочные лета» – помещик имел право разыскивать сбежавшего крестьянина на протяжении 5 лет, для его возврата.
Позднее этот срок будет увеличен до 15 лет, а с принятием Соборного Уложения и до отмены крепостного права будет пожизненным.
Интересные факты из жизни художника
Внешность Мясоедова говорила сама за себя.
Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.
Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына. Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его. Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…
Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.
Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.
Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция. Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын». В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.
Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.
— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.
В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.
Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.
На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского. А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера. После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…
Жизнь крестьян после отмены крепостного права
Вместе со свободой, крестьянин должен был получить и землю. Но не бесплатно, и не в личное пользование. Собственность на земельные наделы переходила к общине, а расплачивались за нее крестьянские семьи. 80% стоимости земли оплачивало государство, кредит крестьянин должен был погасить за 49 лет. В год он должен был платить около 6% от суммы займа.
Землю также переоценивали, в итоге и помещик и государство получили больше, чем могли при обычной продаже земельного участка. Помещик должен был отдать установленный законом надел, но он был часто меньше того, который обрабатывали крестьяне до отмены крепостного права. В итоге, они не понимали, зачем нужна свобода, при отсутствии наделов. «Заберите свободу, верните землю» — популярный крестьянский лозунг после 1861 года.
Григорий Мясоедов. «Чтение Положения 19 февраля 1861 года»
Крестьяне также должны были отрабатывать 20% суммы на землю на участках помещика. Они получали статус «временно обязанных»(другое название «срочнообязанные»). Общественный деятель Н.Чернышевский так высказался об этом пункте реформы:
Многие называли это продолжение крепостничества, но теперь в форме барщины. Она равнялась 40 дням в год для мужчин и 30 для женщин.
Община оставалась основой крестьянского уклада: она давала способ выжить, накладывала обязанности, а иногда становилась бременем. Часто крестьяне не могли просто отказаться от земельного надела, и в итоге уже дети должны были выплачивать 49 летний кредит.
Значение отмены крепостного права
Говоря простыми словами, результаты отмены крепостного права привели к всеобщему негодованию крестьян. Их обременяло переходное состояние временнообязанных и длительное по времени предоставление наделов.
Отмена крепостничества способствовала промышленному подъему и развитию капиталистических отношений в России. Кроме этого, были устранены преграды на пути технического и экономического развития. Одновременно с этим, начались положительные перемены в социальной, культурной, политической и духовной областях.
Теперь вы знаете, что представляет собой отмена крепостного права в России. Если вам понравилась данная статья или вы вообще любите историю, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Подготовка великой реформы
В начале 1857 г. было объявлено о создании Секретного комитета, который занимался решением крестьянской проблемы. Примерно через полгода комиссия разработала специальную программу реформ, которая сводилась к упразднению зависимости крепостных при сохранении помещичьего землевладения.
Позже властям пришлось отказаться от данной программы, поскольку над ними повисла угроза народных волнений. Весной 1858 г. свет увидела обновленная программа, которая не только предоставляла свободу крестьянам, но и позволяла им выкупать земельные наделы посредством госзайма.
Александр II вошел в историю России, как император, отменивший крепостное право. В начале 1861 г. он приказал в кратчайшие сроки доработать и завершить проект, не позже середины февраля.
Отмена крепостного права в России
19 февраля 1861 года в государстве произошло знаковое событие – император Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права. Наряду с этим было принято особое Положение, где описывался пошаговый механизм выполнения реформ.
Интересен факт, что по сути датой отмены крепостного права является 5 марта 1861 г. Манифест был провозглашен перед народом, а его ключевыми этапами отмены крепостничества стали:
Высочайший манифест «Об отмене крепостного права»
- крестьяне становились «свободными сельскими обывателями», имевшими разные права и обязанности;
- крестьянство могло иметь выборное самоуправление в лице сельского общества и высшей административной единицы волости. Бывшие крепостные имели право на частную собственность, хозяйственную деятельность и другие привилегии.
- помещикам предстояло обеспечить крестьян полевым наделом, а также участком земли рядом с домом.
- за использование земли крестьяне должны были платить соответствующий оброк/барщину (временнообязанное состояние). Отказаться от надела было невозможно в течение 49 лет после отмены крепостного права.
- Правительство на привилегированных условиях давало землевладельцам гарантии выкупных операций, приняв большую их часть (80%) на себя. По этой причине крестьянам было необходимо совершать оплату в казну государства.
Причины отмены крепостного права
Еще во время правления Екатерины 2 появились предпосылки отмены крепостного права. В первой половине 19-го столетия отрицательные факторы закрепощения начали проявляться в еще более яркой форме:
- низкая производительность труда крестьян;
- антигуманность и безнравственность крепостного права в России;
- подневольная многомиллионная армия крепостных мешала процветанию промышленности;
- военный и технический регресс войск;
- народное недовольство закрепощением, которое повышало риск очередной волны «пугачевщины».
Правительство прекрасно осознавало, что откладывание даты отмены крепостного права могло отнести Россию к странам «третьего мира». Промедление с отменой крепостничества, все больше способствовало отставанию Российской империи от развитых государств мира.
Примечания
. Письма Н.Н. Ге . ГТГ, отдел рукописей, ф. 69, ед. хр. 87, л. 1—1 об.
. Петербургские заметки. На «передвижной» выставке в Академии художеств. «Сын отечества», 1874, № 25, стр. 2.
. А.С. Шкляревский. В память 40-летия освобождения крестьян в России. «Чтение Положения 19 февраля 1861 г.», историческая картина Г.Г. Мясоедова. Киев, 1902. (Все последующие высказывания Мясоедова о картине даются по этой брошюре).
. А. Ки-левъ . Третья передвижная выставка картин в Харькове. «Харьковские губернские ведомости», 1875, № 260, стр. 3.
. Письмо И.Н. Крамского П.М. Третьякову от 19 апреля 1875 г. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 298.
. Такой прием не нов. Нередко подобные обозреватели передвижных выставок нарочито расхваливали то или иное произведение, совершенно искажая его смысл.
. М.Е. Салтыков-Щедрин. Новые стихотворения А.Н. Майкова. (Приложение к «Русскому вестнику» 1864 года). «Современник», т. С. (январь—февраль), 1864, стр. 270—271.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 23 февраля 1874 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 234—235.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 25 декабря 1873 года, Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 217.
. Письмо П.М. Третьякову . Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870—1879, стр. 64. Это письмо ошибочно датируется 1872 г.
. В.Н. Бакшеев. Воспоминания. М., 1963, стр. 77—78.
. Письмо И.Н. Крамскому от 6 ноября Г1877]. ГРМ, секция рукописей, ф. 15, ед. хр. 16, л. 15.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 26 декабря 1877 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 436.
. Н.А. Некрасов. «Молебен». Полн. собр. стихотворений, т. 2. Спб., 1905, стр. 411.
. Н.А. Некрасов. «Утро». Там же, стр. 298.
. В. Стасов. Передвижная выставка. I. «Новое время», 1878, № 748, стр. 3.
. П.П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953, стр. 87.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 26 марта 1878 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 453.
. 25 апреля 1878 года Третьяков писал Крамскому о «Засухе» Мясоедова: «…не покупали картины его неудачные — это понятно, но эту хвалят все — и никто не покупает! Художник тут вправе впасть в апатию и не написать более ничего порядочного; вот тут, может быть, нужно приобрести, хотя прежде не рассчитывал» (Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков, 1869—1887. М., 1953, стр. 231).
. В. В. Стасов. Тормозы нового русского искусства. «Вестник Европы», 1885, кн. 3, стр. 243.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 30 января 1874 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 232.
. ЦГИА, ф. 789, оп. 10, д. 218, л. 42 .
. В. Гаршин. Вторая выставка «Общества выставок художественных произведений». В.М. Гаршин. Сочинения. М.—Л., 1960, стр. 310.
. А.П. Боткина. П.М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, стр. 94.
. Письмо А.Д. Чиркина Мясоедову от 15 декабря , Киев. ГТГ, отдел рукописей, ф. 69, ед. хр. 107, л. 1.
. Письмо И.Н. Крамскому . ГРМ, секция рукописей, ф. 15, ед. хр. 16, л. 6.
. Письмо И.Н. Крамского В.В. Стасову от 5 октября 1874 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 273.
. Н. Мурашко. Киевская рисовальная школа. 1875—1901. Воспоминания старого учителя. Киев, 1907, стр. 38.
. См. примечание 120, л. 7 об.
. Устав Общества русских аквафортистов был утвержден 3 февраля 1872 года. Первый параграф его гласил: общество «имеет целью упражнение в гравировании на металлах крепкой водкой и распространение в России познаний и любви в этом искусстве».
. Непосредственным толчком к созданию картины послужила работа Мясоедова в 1871 году по заказу комиссии севастопольского отдела Политехнической выставки над серией рисунков (так назывались произведения, исполненные жидким маслом по картону), посвященных севастопольской обороне. Они предназначались для Севастопольского альбома. Но работы Мясоедова так и не вошли в него.
. В.В. Стасов. Художественные выставки. «Новое время», 1876, № 17.
. -въ. Музеи и выставки. Передвижная художественная выставка. «Современные известия», 1879, № 98, стр. 2.
. Письмо М.П. Мусоргского В.В. Стасову от 10 сентября 1879 года. М.П. Мусоргский. Письма и документы. М.—Л., 1932, стр. 402.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Биография Григория Мясоедова
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.
Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.
В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.
В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.
В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».
В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.
В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.
Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.
Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.
В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.
В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.
В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.
В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.
В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.
В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».
В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.
Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.
Последствия реформы 1861 года
Ясно одно, что реформа была незавершенной. Она решала одни, но создавала ряд других проблем. Столыпинская реформа не успела их решить. Именно поэтому крестьянский вопрос оставался одним из главных в революционный 1917 год. Крестьянство не стало опорой трона.
Вместе с тем, несмотря на все противоречия и недочеты реформы, она имела ряд позитивных последствий. Главное – формирование свободного человека, ведь в стране, где треть населения фактически рабы, сложно говорить об общественном и экономическом прогрессе. Крепостничество приносило экономическую пользу в далеком средневековье, но сейчас стало явным атавизмом.
С. А. Коровина «Порка крестьян в 1884 г. на картине» Телесные наказания по приговору волостных судов были сохранены для крестьян и после реформы
Благодаря отмене крепостного права рынок труда получил необходимый пролетариат. В 1870-е в стране наконец-то закончился промышленный переворот и начался первый этап модернизации. Даже в сельском хозяйстве начался подъем, так как до этого помещики часто не имели достаточной мотивации, чтобы увеличивать урожайность их наделов.
Возможно, реформа была проведена поздно, возможно – непоследовательно, создав ряд вопросов и новых проблем. Но при этом она стала «точкой невозврата», поворотным пунктом для всей истории страны.
Примечания
. Гартевельд Вильгельм Наполеонович (1862—1927) — композитор и пианист, по происхождению швед. С 1885 года жил в России.
. Поводом для высылки С.Я. Оголевца, участника народнического движения 1870-х годов на Украине, послужило его появление в Киевском военно-окружном суде свидетелем защиты подсудимого Р.А. Стеблин-Каменского, обвиняемого в вооруженном сопротивлении жандармам и полиции (1879).
. Кривцова Анастасия Ивановна (1850—1940) — жена брата Е.М. Мясоедовой, первой жены художника, постоянный его адресат.
. ОР ГТГ, ф. 133.
. Булль Уле (Оле) (1810—1880) — знаменитый норвежский скрипач.
. Мясоедова Елизавета Михайловна, в девичестве Кривцова (1835—1907) — первая жена художника.
. Иванова Ксения Васильевна (ок. 1860—1899) — художница, экспонент передвижных выставок. На 26-й Передвижной выставке показала картину «Слава Богу!», где в образе больного отца представлен Г.Г. Мясоедов.
. Мясоедов Иван Григорьевич (1881—1953), впоследствии художник. О нем см. ниже.
. Волкенштейн Александр Александрович (1853—1925) — земский врач, живший в Полтаве.
. Частично опубликовано в кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 138.
. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 102.
. Там же, с. 103.
. Волков Василий Алексеевич (1840—1907) окончил Академию художеств, экспонировался на передвижных выставках. Преподавал рисование в Полтавском кадетском корпусе.
. Первая жена А.А. Волкенштейна, Людмила Александровна, узница Шлиссельбурга, погибла в 1906 году во Владивостоке, вернувшись из ссылки.
. Годы ее жизни — приблизительно с 1879 по 1909 год.
. Васильева Татьяна Борисовна — близкий друг Мясоедова (о ней см. ниже).
. Черты лица Мясоедова внесены Репиным в картину без существенных изменений, с соблюдением портретного сходства.
. В 1887 году Мясоедов написал картину «Сеятель» (Рига, Гос. музей латышского и русского искусства), а в 1908 году сделал эту картину в большом размере и вместе с «Чтением «Крейцеровой сонаты» подарил Толстовскому музею в 1911 году («Толстой — сеятель», музей ИРЛИ АН СССР). По поводу этой картины В.Г. Короленко писал: «В одно время замечали сходство «Сеятеля» с фигурой великого старца, в картине чувствовалось символическое значение. В настоящее время сходство с ушедшим от нас великим писателем еще подчеркнуто» («Русские ведомости», 1911, 28 авг.).
. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 147.
. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 78—79.
. «Полтавская речь», 1912, 12 дек.
. «Русские ведомости», 1911, 28 авг.
. ОР ГТГ, ф. 133.
. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 149.
. ОР ГТГ, ф. 133.
. Там же.
. ОР ГТГ, Ф. 133, ед. хр. 22.
. ОР ГТГ, д. 133, ед. хр. 23.
. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 163.
. ОР ГТГ, ф. 133, ед. хр. 33.
. «Полтавская речь», 1911, 20 дек.
. Там же.
. «Полтавская речь», 1911, 29 дек.
. В действительности Г.Г. Мясоедов родился в 1834 году.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Что такое крепостное право
Крепостное право в России – это существовавшая, начиная с 11 века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. С правовой точки зрения, крепостное право оформилось после принятия Соборного Уложения, сделавшего поиск беглых крестьян бессрочным.
Таким образом, крепостные до конца своих дней были вынуждены находиться в подчинении у своих помещиков, без права ухода от них. В свою очередь, помещики имели полную власть над крестьянами, которым запрещалось отчуждать земельные участки и покупать какую-либо недвижимость.
Важно отметить, что крепостные не являлись рабами, в широком смысле этого слова. В отличие от рабов, у крестьян была возможность самостоятельно содержать себя и свои семьи, отдавая определенную часть от прибыли в качестве натурального или денежного оброка хозяину земельного надела
Если помещик применял необоснованную силу по отношению к крепостному или требовал от него слишком большой оброк, тот мог обратиться за помощью к властям. Однако в действительности, крепостные очень редко получали помощь от представителей правопорядка.
С конца 17 столетия начинает практиковаться продажа, обмен и дарение крепостных. В лице из хозяев выступали:
- помещики (частновладельческие);
- храмы и монастыри;
- государство (черносошные);
- царская семья (кабинетские).
В 18 веке в России начало процветать мануфактурное производство, что привело к появлению посессионных крестьян, которые навсегда прикреплялись к фабрике. Если предприятие продавалось, то вместе с ним крепостные переходили на службу к новому владельцу.
«Чтение положения 19 февраля 1861 года», Мясоедов — описание картины
Чтение положения 19 февраля 1861 года — Григорий Григорьевич Мясоедов. Холст, масло. 138,2 x 209 см Выдающийся российский художник Мясоедов Григорий Григорьевич известен не только как живописец, но и как основатель, руководитель и участник общества художников передвижных выставок. Их творчество подпитывалось народническими идеями, они несли культуру в массы, организовывая художественные выставки.Мясоедову, родившемуся в семье небогатого дворянина тульской губернии, были понятны тяжелый труд простого народа, бесправное и унизительное положение крестьян. Работы Мясоедова в период 1870-х годов, можно охарактеризовать как остросоциальные, критически направленные.Так, его работу, созданную в 1873 году — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» — можно смело отнести к направлению критического реализма.Григорий Григорьевич обладая резким темпераментом, ироничным складом ума, тонкой наблюдательностью художника и активной гражданской позицией, не мог не откликнуться творчеством на такое знаковое для России событие, как отмена ненавистного крепостного права.На полотне изображены крестьяне, собравшиеся послушать указ императора Александра II о земельной реформе. Мужики собрались в сарае для сушки сена, в нем полутемно, но сверху проникает солнечный свет, который освещает группу и мальчика, читающего манифест. Подавшись вперед, внимательно и с надеждой, слушает чтеца молодой парень в белой рубахе. На лицах мужиков постарше и помудрее чувствуется некое недоверие, сомнение. Поза стоящего слева крестьянина со сложенными на животе руками вызывает ощущение усталости и безысходности.Реформа 1861 года и в настоящее время еще вызывает споры своей неоднозначностью, а как простым людям 19-го века понять, будет ли им облегчение жизни или указ только для богатых помещиков?В этой картине в полной мере проявляется талант Мясоедова живописца — как реальны позы, как богаты эмоции на лицах мужиков, как колоритен каждый персонаж, как выписана любая деталь — от лаптей до соломинки.
Художник Григорий Мясоедов
Исторические полотна Мясоедова и жанровые сцены
Сожжение протопопа Аввакума
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) — выдающийся русский живописец.
Григорий Григорьевич Мясоедов вошел в историю русского искусства прежде всего как активный деятель передвижничества, бессменный — в течение почти сорока лет — член правления Товарищества передвижных художественных выставок и человек, которому ТПХВ по существу обязано самим фактом своего возникновения и существования.Мясоедов окончил Академию художеств в 1862 году, за год до знаменитого «бунта 14-ти», то есть принадлежал к тому же поколению художников, озабоченных поисками новых связей искусства с жизнью. Во время приездов в Россию (до 1869 года Мясоедов жил в Италии) он бывал на «четвергах» в артели Крамского и, таким образом, хотя и фрагментарно, но наблюдал деятельность первого «вольного» объединения художников. Роль этого не зависимого от Академии предприятия осознавалась прогрессивно настроенными современниками, но с течением зремени делалось ясным я то, насколько узость организации сдерживает ее возможности и сколь в целом уязвима подобная попытка обретения самостоятельной творческой платформы. Требовалось перейти к более широким организационным формам, и именно этот шаг пришлось осуществить Мясоедову.В Италии, в беседах с Н. Ге складывается у Мясоедова практический замысел будущей организации, разрабатывается проект У стаза «Товарищества подвижных выставок» т(ак они называлась первоначально) . В нем сформулированы просветительские дели объединения, поддерживающего программу эстетического «хождения в народ». Проект, рассмотренный и подписанный совместной группой московских и петербургских художников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской. Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов. И. М. Прянишников), был утвержден Министерством внутренних дел 2 ноября 1870 года.
Родился в селе Паньково Новосильского уезда в небогатой дворянской семье. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. Григорий Мясоедов поступил в Академию Художеств. В Академии Художеств учился у А. Г. Маркова и Т. А. Нефа.
Еще в годы обучения Григорий Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга. Жанровые картины Мясоедова правдиво передают нищету и бесправие крестьянства («Земство обедает», 1872, Третьяковская галерея), величие и поэзию крестьянского труда («Косцы», 1887, Русский музей, Ленинград).
Григорий Мясоедов — один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок.
Осеннее утро. 1893
Молебен на пашне о даровании дождя
Крым. Осенний вид
Страдная пора
Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)
Страдная пора
Самосожигатели
Земство обедает
Поздравление молодых в доме помещика
Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902
Портрет Шишкина
Портрет шахматиста А.Д. Петрова