Современные старообрядцы
На сегодняшний день российское старообрядчество разделено на несколько конфессий, имеющих два основных направления: поповское и беспоповское, а также четыре согласия.
К поповскому направлению относятся Русская Православная старообрядческая Церковь, являющаяся крупнейшим старообрядческим объединением, и Русская Древлеправославная Церковь.
К беспоповцам принадлежат Древлеправославная Поморская Церковь и Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия.
Можно понять, что на сегодняшний день старообрядцы не имеют никакого централизованного сообщества. Но это на первый взгляд. Неформально очень многие прихожане знакомы друг с другом, часто поддерживая контакты. Собираются для молитв и «добрых дел».
Живут эти люди согласно Евангелию. Утром и вечером традиционно молятся. Занимаются своей работой, ведь она не запрещена священными книгами. Едят что хотят, если, конечно же, не наступил Великий Пост.
Всё-таки староверы – это обычные люди со своим укладом жизни и ценностями.
В статье использованы материалы сайтов: Русской Православной Старообрядческой Церкви, Яндекс.Кью, studopedia.ru, switki.ru, РИА Новости, Русская вера
Заглавное фото: https://sandra-rimskaya.livejournal.com
Детство и юность
Рассказывать краткую биографию протопопа Аввакума начнем с того, что родился герой нашей статьи в 1620 году в селе Григорово, которое находится на территории современной Нижегородской области.
С раннего детства мама была для него образцом искренней веры. Позже она ушла в монастырь, приняв постриг под именем Марфа.
Будущего священника при рождении звали Аввакум Петров. Мать его воспитала в духовной чистоте и строгости.
Его отец был священником в небольшом приходе. Скончался, когда юноше исполнилось всего 15 лет. Аввакум позже рассказывал, что он часто злоупотреблял алкоголем, что и стало причиной его ранней смерти.
Уже в 22 года Аввакума Петрова рукоположили в диаконы.
Взгляды и наследие
Ему приписывают 43 сочинения — знаменитое «Житие протопопа Аввакума», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие.
Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй» (католичеством).
Бог, по словам Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.
Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они якобы играли на домрах и дудках, мешая священнику спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывёртывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, якобы творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей.
Исследователи[кто?] обнаружили весьма сильную зависимость идейного мира Аввакума от святоотеческой и патериковой письменности. В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается противоречивый ответ протопопа на вопрос одной своей корреспондентки, сохранившийся в письме, подлинность которого под сомнением, о смутившем её выражении в одном богослужебном тексте о Троице. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Эта реплика дала новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм). Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев». На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», явно содержащего Афанасьевский Символ веры, исповедующий Единосущную Троицу.
С другой стороны, ряд[кто?] староверческих апологетов вообще категорически отвергает подлинность тех сочинений Аввакума, в которых содержатся спорные догматические суждения, и объявляют таковые «никонианской» подделкой, призванной скомпрометировать священномученика. Смотрите, например, написанную с позиций староверов (беспоповцев Поморской церкви) книгу К. Я. Кожурина — биографию Аввакума в серии «Жизнь замечательных людей».
Светские авторы[кто?] отмечают новаторство его сочинений, называя его родоначальником вольного образного слова, исповедальной прозы.
Популярные сегодня пересказы
- Осень патриарха — краткое содержание романа Маркеса Как можно узнать из названия произведения Маркеса «Осень патриарха», главный её герой – патриарх. Его характер представляет собой собирательный образ диктатора, живущего в Латинской Америке.
- Краткое содержание стиха Тучи Лермонтов Знаменитый поэт Лермонтов, смотря на тучи, что плывут в небе, олицетворяет их с собой. Творец так же, как и они, обязан быть в изгнании, вдалеке от всего того, что ему любимо.
- Моцарт и Сальери — краткое содержание пьесы Пушкина Пьеса А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» входит в цикл пьес под названием «Маленькие трагедии» В каждой пьесе поэт поднимает одну из вечных тем, волнующих людей.
- Смерть Ермака — краткое содержание стиха Рылеева Данное произведение относится к известным думам Рылеева. В этих думах описываются ключевые события истории и влиятельные личности. Ермак относится к одной из них. Именно этот человек внес серьезный вклад в завоевание Сибири
История старообрядчества
Это история русского народа, принявшего святое крещение в 988 году. Великий князь Владимир Святославович крестил Киевскую Русь, провозгласив государство православным и дав начало истории Русской церкви.
Вместе с постепенным устранением языческих верований, крещение дало укрепление власти в стране, улучшило международные отношения (в особенности с Константинополем) и способствовало объединению этносов на Руси.
С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период.
Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донёсшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания.
Появляются свои святые (Сергий Радонежский, Пётр и Феврония Муромские, Борис и Глеб и др.), их иконы, жития, каноны, появляются переводы священных текстов, древнейшие литературные памятники, апокрифы и летописи.
В общем, крещение, как выяснилось, это полезное для становления государства мероприятие.
Однако в этой замечательной исторической религиозной картине Руси в XVII веке происходит раскол церкви: патриарх Никон решает издать свою реформу, направленную на изменение действующих обрядов в печатных книгах ради унификации с греческими обрядами (поскольку с греческого многое не переводилось, а потому печаталось на свой манер, то многое в старообрядчестве патриарх считал неточным).
При участии царя Алексея Михайловича и ещё некоторых православных патриархов в 1650-1680 годы происходил процесс реформации.
Это и были старообрядцы.
Смотрите по теме: Этника. Староверы
Яркий пример вражды старообрядцев и новообрядцев заключается в отношениях протопопа Аввакума и патриарха Никона.
Венец мученичества
Уже в 1653 году за сопротивление реформе Никон заключил Аввакума в подвал. Он хотел было даже расстричь своего земляка, но по заступничеству самого царя Алексея Михайловича, принимавшего деятельное участие в реформе, Аввакума сослали в Тобольск, а затем ещё дальше – в Прибайкалье.
«Путешествие Аввакума по Сибири», картина художника С. Милорадовича
В Сибири стал проявляться строгий и придирчивый характер Аввакума. Он постоянно конфликтовал со стрельцами и воеводой. Воевода Братска заточил его в острог. Сторонники уже тогда набиравшего силу сопротивления реформам, которое скоро станет известно под именем староверия или старообрядчества, представляли всё это страданием за истинную веру. По-видимому, у Аввакума, помимо скверного характера, была ещё тяга к личному мученичеству, мазохизм известного рода. Что же, ему удовлетворили сполна.
Только в 1663 году Аввакума вернули в Москву. Царь не препятствовал народу приветствовать мученика. Но его поведение снова становилось возмутительным в политическом плане. Его сослали в Мезень. В 1666 году Аввакума привезли на церковный Собор в Москву, который осудил Никона, однако оставил в силе церковные нововведения. От Аввакума потребовали отречься от своих убеждений. Он же поносил всякими бранными словами собравшихся иерархов. Стиль выступлений Аввакума особенно виден в его сочинениях. Он не лез в карман за словом, тем более, что такое понятие, как нецензурная брань, тогда отсутствовало.
«Сожжение протопопа Аввакума», картина художника Г. Мясоедова, 1897 г
14 лет просидел он на хлебе и воде в земляной тюрьме заполярного города. Но и отсюда, благодаря доброхотам, разносился по Руси его голос. Наконец, царь Фёдор Алексеевич распорядился предать Аввакума светскому суду, и суд, согласно букве Соборного Уложения, приговорил Аввакума Петрова к сожжению живьём яко еретика и богохульника.
Юность Аввакума
Аввакум родился в семье потомственного священника Борисоглебской церкви села Григорово Нижегородского уезда (ныне это Большемурашкинский район Нижегородской области) Петра Кондратьева (умер около 1636 г.). У него было четыре брата: младшие — Козьма и Герасим — были еще живы в 1666 г., а третий, Евфимий, и четвёртый умерли во время чумы в Москве в 1654 г.
Отец Аввакума, Петр, был «прилежаще пития хмельнова», а мать Мария (в иночестве было дано ей имя Марфа) была строгой постницей и молитвенницей, учила сына «страху Божию». Она занималась воспитанием детей и смогла передать им свою горячую веру во Христа.
В 1636 г. умер отец Аввакума. В 1638 году семнадцатилетний Аввакум, по указанию матери, женился на обедневшей четырнадцатилетней сироте Анастасии Марковне (1624-1710 гг.). Она была дочерью местного кузнеца. Анастасия Марковна стала для Аввакума верной спутницей, истинной помощницей, верным другом во всех жизненных невзгодах.
В 1642 году Аввакум был рукоположен в диаконы, а уже в 1644 году поставлен в попы. Он стал священником села Лопатищи Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Именно в это время родился его первый сын, Иван. Всего у Аввакума и Анастасии Марковны было пять сыновей: Иван (1644-1720 гг.), Прокопий (1648 — около 1717 гг.), Корнилий (1653 г.), Афанасий (1664 г.), а имя ещё одного сына, который родился и умер в Сибири, неизвестно; и три дочери: Агриппина (1645 г.), Акулина и Аксиния.
Гонения
История протопопа Аввакума полна трагических страниц. У представителей светской власти он поддержки не нашел. В 1653 году был сослан в Андроников монастырь.
В очередной раз проявив характер, он отказался подчиниться. Тогда Никон приказал лишить его сана, расстричь, а затем сослать еще дальше — в Тобольск.
Даже оказавшись вдали от Москвы, он причинял много беспокойства церковным властям, продолжая и в Тобольске критику никонианства и агитацию за старообрядчество. Протопоп Аввакум в результате вновь оказался в остроге, когда ополчился на воеводу Пашкова. Затем его прикрепили к полку, который отправлялся через Амур и Байкал на восток.
Различие церквей
Первое, что бросается в глаза при виде абсолютно любого здания – его архитектура. Так вот, визуально никоновская и старообрядческая церкви практически ничем не отличаются.
Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.
В беспоповских храмах старообрядческих церквей может и не быть алтарной апсиды (это полукруглый или многогранный выступ в восточной части храма, обычно это место наполнено мозаиками, росписями и имеет три окна).
Но самое главное, по чему вы можете определить принадлежность храма, находится наверху.
У старообрядцев обычный восьмиконечный крест без каких-либо украшений, в то время как в современных церквях он четырехконечный, со всевозможными украшающими модификациями.
Свечи и паникадила: внутри старообрядческих храмов, в основном, используются настоящие свечи, а не электрическое освещение. Иконы только медолитные и рукописные, написанные в канонической стилистике.
Далее отличительной чертой является наличие подручников. Поскольку старообрядцы кланяются в пол, то для удобства используются специальные коврики. Также во многих беспоповских храмах есть сидения (хотя есть расхожее мнение, что их попросту нет).
Картины Григория Мясоедова (Myasoedov)
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) – выдающийся русский живописец.
Григорий Григорьевич Мясоедов вошел в историю русского искусства прежде всего как активный деятель передвижничества, бессменный — в течение почти сорока лет — член правления Товарищества передвижных художественных выставок и человек, которому ТПХВ по существу обязано самим фактом своего возникновения и существования.
Мясоедов окончил Академию художеств в 1862 году, за год до знаменитого “бунта 14-ти”, то есть принадлежал к тому же поколению художников, озабоченных поисками новых связей искусства с жизнью.
Во время приездов в Россию (до 1869 года Мясоедов жил в Италии) он бывал на «четвергах» в артели Крамского и, таким образом, хотя и фрагментарно, но наблюдал деятельность первого «вольного» объединения художников.
В Италии, в беседах с Н. Ге складывается у Мясоедова практический замысел будущей организации, разрабатывается проект У стаза «Товарищества подвижных выставок» т(ак они называлась первоначально) .
В нем сформулированы просветительские дели объединения, поддерживающего программу эстетического «хождения в народ». Проект, рассмотренный и подписанный совместной группой московских и петербургских художников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской. Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов. И.
М. Прянишников), был утвержден Министерством внутренних дел 2 ноября 1870 года.
Родился в селе Паньково Новосильского уезда в небогатой дворянской семье. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. Григорий Мясоедов поступил в Академию Художеств. В Академии Художеств учился у А. Г. Маркова и Т. А. Нефа.
В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.
Жанровые картины Мясоедова правдиво передают нищету и бесправие крестьянства (“Земство обедает”, 1872, Третьяковская галерея), величие и поэзию крестьянского труда (“Косцы”, 1887, Русский музей, Ленинград).
Григорий Мясоедов – один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок.
Осеннее утро. 1893
Молебен на пашне о даровании дождя
Крым. Осенний вид
Страдная пора
Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)
Страдная пора
Самосожигатели
Земство обедает
Поздравление молодых в доме помещика
Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902
Портрет Шишкина
Портрет шахматиста А.Д. Петрова
Суть Никоновской реформы: отличия старых и новых обрядов
Хотя реформа касалась печатных церковных книг, отличия были существенными.
- Во-первых, по старому обряду креститься следовало двумя перстами, олицетворявшими «Исуса и Бога». Теперь же креститься нужно тремя перстами – Отец, Сын и Святой Дух.
- Во-вторых, кланяться обязательно требуется по пояс, а не в пол, как ранее.
- В-третьих, изменилось написание имени Иисуса, т.к. ранее писалось с одной буквой «И».
- В-четвёртых, вводилось в принципе слово и понятие «православия».
- В-пятых, крест стал четырёхконечным, а не восьмиконечным.
Это только основные моменты. В литературе действительно изменился манер обрядов, а также изменилось написание икон.
Короткий пересказ «Житие протопопа Аввакума»
Очень часто в старину люди писали такие произведения, как житие. Одно из таких произведений написал Протопоп Аввакум, но только после того как был благословен на это своим духовным отцом, инока Епифанием.
Так повелось, что такое природное явление как Солнечное затмение считалось у людей ничем иным, как знаком Божьего гнева и отверженности.
В нашей стране это природное явление было в тысяча шестьсот пятьдесят четвертом году, и люди считали, что случилось оно из-за того, что великий русский патриарх искажал веру в Бога.
Вообще солнечное затмение — это довольно редкое явление и следующее произошло лишь спустя четырнадцать лет. Как раз в это время Аввакума и всех, кто его поддерживал, был так сказать его сторонником побрили и посадили в темницу.
Что касается автора данного произведения Аввакума, то он был рожден в Нижегородской земле. Его отец был священником, как и многие тогда. Его звали Петром, а маму — Марией, или как раньше чаще было принято говорить Марфой.
Отец несмотря на то, что был священником любил выпить и изрядно, а мать была человеком, который искренне и предано верил в бога, она соблюдала все посты и молилась за всех.
В двадцать один год, уже довольно солидный возраст по старым меркам Аввакум был отдан в дьяконы, примерно через два года службы он стал попом, а ещё через восемь лет с умел стать протопопом.
Так как он был человеком духовного мира, у него, как и у всех его соратников были духовные дети. В общей сложности именно у него насчитывалось около пятиста-шестиста духовных детей, так как где бы он не оказался он старался преподавать слово Божье и веру в Небесные силы.
К нему приходили многие люди, чтобы исповедаться и покаяться во всех совершенных делах. Каждого человека он выслушивал и помогал найти путь истинный.
Порой ему было очень трудно и тяжело, так человеческие грехи он очень часто воспринимал так будто это его собственные, ему очень тяжело давалась вся эта работа. Однако он очень любил то, чем занимался и считал это своим призванием.
Решившись написать житие он прежде всего хотел, как бы показать людям, что они во многом не правы, предостеречь их от совершения ошибок в будущем и постараться помочь каждому, кто нуждался в его помощи.
Это интересно: Александр Ярославич Невский (1221 — 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат. Читайте Житие Александра Невского краткое содержание для читательского дневника.
Протопоп Авва́кум Петров (25 ноября 1620–14 (24) апреля 1682)
Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово, нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей». Женился на односельчанке Анастасии Марковне, ставшей его «верной помощницей ко спасению». В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 — в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» (протопоп — старший священник, протоиерей) г. Юрьевца Поволжского.
Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен едва не до смерти и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон.
Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. Став патриархом, Никон стал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления, он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Когда боголюбцы узнали об этом, у них, по выражению протопопа Аввакума, «сердце озябло и ноги задрожали».
Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Россия, Москва (?), последняя четверть XVII — начало XVIII вв. Государственный Исторический музей, Москва
Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре, все шло в ход для насаждения «затеек» деспота патриарха. Аввакум был посажен «на чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край), под начало «лютого воеводы» Пашкова.
После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно.
Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Нач. ХХ в.
Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем, дияконом Феодором и иноком Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился 15 лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».
Протопоп Аввакум. Гуслицы, нач. ХХ в.
Внимая призывам протопопа Аввакума, все большее число русских людей вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патриарх Иоаким стал требовать казни святых исповедников. После смерти царя Алексея Михайловича на российский престол восходит его малолетний сын Феодор. Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ последовал приказ:
14 апреля 1682 года в день памяти святых новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Пятницу Страстной седмицы, приговор был приведен в исполнение. На казнь собрался народ и снял шапки. Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и стал слышен могучий голос святого священномученика Аввакума с прощальными словами, ставшими заветом и пророчеством:
Материалы по теме:
— Канон священномученику и исповеднику Аввакуму — Инокиня Ливия: «Памяти священномученика протопопа Аввакума»
Обличение как страсть
Аввакум был ревностным сторонником благочестия. Его главное качество – уличать и обличать всех во всевозможных пороках – наделало ему неприятностей уже в самом начале священнического служения. На него поступали постоянные жалобы, ему пришлось сменить немало церковных приходов. После очередного бегства от возмущённых его самоуправством прихожан Аввакум решил обосноваться в Москве. Дело в том, что недавно назначенный патриархом Никон был его земляком – они происходили из соседних сёл на Нижегородчине. Да и протопоп Казанской церкви Иван Неронов приходился Аввакуму приятелем.
Протопоп Аввакум (1620-1682 гг) — главный идеолог старообрядчества
Никон тогда затеял реформу по насаждению благочестия и приданию русскому православию подобающего благолепия. Аввакум активно включился в деятельность этого «кружка ревнителей благочестия» при Никоне. Однако вскоре выяснилось, что они понимают благочестие по-разному. Никон считал необходимым исправить и переписать все церковные книги и иконы по новым греческим образцам. Аввакум же был убеждён, что Святая Русь сохранила в чистоте и неприкосновенности все православные обряды, которые уже давно испорчены греками от общения с латинянами и басурманами.
Протопоп Аввакум на старообрядческой иконе конца XVII — начала XVIII веков
Так пролегла линия церковного Раскола. Она была гораздо глубже, чем, как обычно пишут, «между привычным и исправленным обрядом». Это была борьба за Святую Русь как единственный светильник истинной веры или за отказ от неё.
Краткий курс истории. Главный старовер всея Руси
8 сентября 1664 года знаменитый русский старообрядец протопоп Аввакум (1620–1682) был сослан царем в Пустоозёрский монастырь. Личность Аввакума известна в первую очередь благодаря его противостоянию церковным реформам патриарха Никона (1650–1660-е годы), приведшим к расколу Русской православной церкви.
Суровый поп
Аввакум родился в семье приходского священника в Нижегородской губернии. Вскоре после смерти отца, по настоянию матушки Марии 17-летний Аввакум женился на Анастасии, бедной осиротевшей четырнадцатилетней дочери кузнеца. Она стала помощницей мужа во всех его начинаниях, а тот был предан ей до конца дней. Однажды к Аввакуму на исповедь пришла блудница, и поп воспылал к ней страстью. Тогда он зажег три свечи и держал над огнем ладонь, пока боль не подавила грешное чувство. За праведные дела и несгибаемый суровый характер Аввакум был награжден титулом протопопа (совр. протоиерей).
Ревнитель древнего благочестия
В 1651 году Аввакум оказался в Москве, где вступил в Кружок ревнителей благочестия. Члены кружка, среди которых был и царь Алексей Михайлович, стремились реформировать церковную и светскую жизнь России на основе строгого следования церковным уставам. Но вскоре после того, как Никон в 1652 году стал патриархом, кружок распался. Однако противостояние между Никоном и протопопом Аввакумом сложилось не потому, что Аввакум был принципиально против церковных реформ, как думают многие, а потому, что Аввакум выступал за исправление церковных книг на основе древнерусских православных рукописей. Никон же полагался на итальянские перепечатки греческих богослужебных книг, которые, с точки зрения ревнителя «древнего благочестия», не были авторитетны и имели искажения. Аввакум активно и открыто выступал против позиции Никона и даже писал об этом в челобитной Алексею Михайловичу. Это при том, что в тот момент патриарх и царь еще были близкими друзьями и единомышленниками.
Погиб, но не сдался
Осенью 1653 года Аввакума посадили в подвал московского Андроникова монастыря, где протопоп три дня и три ночи сидел без еды и воды, но так и не одумался. Тогда последовала ссылка в Тобольск, затем в Енисейск и дальше – в Забайкалье. Везде опальный предводитель староверов активно вел деятельность против никонианской «ереси». Будучи преследуем властями и часто бит, он все равно продолжал вести свои обличительные речи и послания. Более того, в 1663 году, когда судили уже Никона и царь смилостивился над Аввакумом (Алексей Михайлович даже предложил ему стать своим духовным отцом), тот продолжал выступать против реформ, хотя большинство их уже признало. За такую дерзость опального попа снова сослали – сначала в Архангельскую губернию, потом в Калужскую и, наконец, в далекий город Пустозёрск, что за полярным кругом, на Крайнем Севере. Лишенный степени священства и фактически отлученный от церкви, он принимал богомольцев, которые толпами шли на «край земли», чтобы пообщаться с мятежником. В 1682 году бывший священник был заживо сожжен в деревянном срубе вместе со своими ближайшими соратниками…