Интересные факты из жизни художника
Внешность Мясоедова говорила сама за себя.
Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.
Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына. Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его. Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…
Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.
Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.
Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция. Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын». В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.
Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.
— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.
В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.
Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.
На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского. А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера. После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…
«Пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона…»
Существовало два основных способа заключения браков между крепостными: по жребию и по личной прихоти помещика или управляющего. В первом случае все достигшие нужного возраста молодые люди сгонялись в контору. По жребию они распределялись по парам и сразу же отправлялись в церковь на венчание.
Чаще помещики сами выбирали жениха и невесту. Предпочтение отдавалось здоровым и сильным людям, у которых будет крепкое потомство, способное заниматься тяжелой работой.
Поздравление молодых в доме помещика, Г. Г. Мясоедов, 1861 г.
Очень часто помещик насильно выдавал девушку замуж, после того как сам уже «испытал» ее достоинства. Сохранилось немало свидетельств существования в России настоящих гаремов из крестьянок. Забеременевшую девушку («с кузовом») отдавали, как ненужную вещь, какому-нибудь мужику. Муж, как правило, жестоко избивал «подарок» барина.
Печально то, что подавляющая часть дворянства не видела ничего противоестественного в грубом вмешательстве в личную жизнь крестьян. Один помещик приказывал старосте купить четырех девок 14-18 лет специально для своих мужиков: «Лица не очень разбирай. Лишь бы здоровы были».
Кадр из фильма «Вольная грамота» 2018г.
Женить или не женить, вот в чем вопрос
Если «поголовье» занятых в сельских работах крестьян помещики старались увеличить, то совершенно иначе дело обстояло с дворовыми людьми. К ним относились многочисленные лакеи, кучера, няньки, горничные и т. д. Эту категорию крестьян нужно было специально обучать, а семья и дети могли помешать им исполнять свои обязанности.
Большинство дворовых людей обрекалось своими господами на вечное безбрачие. В произведении И. С. Тургенева «Льгов» старый крестьянин рассказывает: «Татьяна Васильевна, покойница, никому не позволяла жениться… Бывало, говорит: «…что за баловство! Чего им надо!»».
Из всего этого, конечно, не следует, что российским крестьянам жилось хуже всех на планете. Через эпоху крепостных отношений и грубого вмешательства высших слоев в личную жизнь крестьян прошли многие страны. Относительно Западной Европы достаточно вспомнить печально известное право «первой брачной ночи».
Кадр из сериала «Крепостная»
Биография Григория Мясоедова
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.
Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.
В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.
В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.
В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».
В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.
В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.
Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.
Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.
В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.
В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.
В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.
В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.
В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.
В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».
В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.
Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.
Подпишись, поделись, поддержи сайт!
Читайте дальше Беспечная жена героя войны 1812 года Петра Багратиона
К вашему вниманию Если бы Вы попали в Киевскую Русь 1000 лет назад. Смогли бы выжить и сделать карьеру?
Только для вас Как монахини усмиряли свое влечение к мужчинам
Будет интересно Чем питались монгольские воины в походе, если не брали с собой ничего, кроме лошадей?
Читайте еще Как сложилась судьба детей Меншикова после опалы
Дома лучше — Насколько верно, что в 13-14 вв. Великое Литовское княжество было второй Русью
Читайте еще Какие народы так и не покорились древним римлянам?
Любопытно Неизвестные кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя», которые были вырезаны цензурой
Смотрите наш канал на ютубе — https://www.youtube.com/channel/UCi9ynnWGrHL5T19xnXUgi7g?view_as=subscriber
Лишение права выбора
В своде законов В. Шуйского (Соборное уложение 1607 г.) помещикам строго предписывалось «рабу до 18 лет девку», «вдову после мужа более двух лет» или «парня холостаго за 20 лет» незамедлительно выдавать замуж или женить: «Не держи неженатых… да не умножится блуд и скверно деяние в людех».
На бесчеловечность такого способа создания новых семей спустя столетие обратил внимание Петр I. В 1724 г
он издал указ, запрещающий венчать крепостных по одной воле помещика, «но непременно, чтобы при том и брачующиеся оба лица свободно явно и добровольно объявили свое желание». Указ был хорошим, да вот только он никогда не исполнялся.
В 1741 г. при вступлении на престол Елизаветы Петровны вышел указ о запрете крестьянам вступать в брак и женить своих детей без разрешения помещика. «Просвещенная» Екатерина II при созыве Уложенной комиссии заявляла о необходимости возвращения крепостным права жениться и выходить замуж, но эта гуманная мысль так и не была реализована.
Кадр из фильма «Барышня — крестьянка»
Забота о «приплоде»
К крепостным крестьянам помещики относились, как к рабам. Их численность нужно было увеличивать, т. е. заботиться о размножении. Естественно, чувства и желания крестьян не учитывались.
Один помещик писал в приказе управляющему: «…Чтобы бабы ежегодно рожали. И лучше мальчиков, нежели девочек». Другой «рачительный хозяин» был еще более откровенен: «Добрые экономы от скотины и птиц племя стараются разводить, а потому о размножении крестьян тем более печность следует иметь».
Родительская радость, К. В. Лемох, 1910.
Новгородский губернатор Я. Е. Сиверс утверждал: «Землевладельцы в России обыкновенно принуждают к браку молодых людей и делают это для того, чтобы иметь лишнюю пару, т. е. новое тягло, на которое можно еще наложить работу или оброк».