«14 лет просидел он на хлебе и воде в земляной тюрьме заполярного города»

Протопоп аввакум

Детство и юность

Рассказывать краткую биографию протопопа Аввакума начнем с того, что родился герой нашей статьи в 1620 году в селе Григорово, которое находится на территории современной Нижегородской области.

С раннего детства мама была для него образцом искренней веры. Позже она ушла в монастырь, приняв постриг под именем Марфа.

Будущего священника при рождении звали Аввакум Петров. Мать его воспитала в духовной чистоте и строгости.

Его отец был священником в небольшом приходе. Скончался, когда юноше исполнилось всего 15 лет. Аввакум позже рассказывал, что он часто злоупотреблял алкоголем, что и стало причиной его ранней смерти.

Уже в 22 года Аввакума Петрова рукоположили в диаконы.

Интересные факты

  • Аввакума называют родоначальником вольного слова, исповедальной прозы и образной словесности. Ему приписывают 43 сочинения, среди которых «Книга бесед», «Книга обличений», «Книга толкований». Наиболее известное произведение — «Житие», перевод книг которого популярен и сегодня.
  • Протопоп Аввакум – герой 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол». Основная тема сериала – реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум.
  • Старообрядца называют первым проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях. В годы пика его популярности количество массовых самосожжений увеличивалось. В начале 1687 года в Палеостровском монастыре сожглись больше 2000 человек. 9 августа в том же году в Березове Олонецкого уезда – больше 1000.

Протопоп Аввакум на православной и старообрядческой иконах

  • Старообрядческие иконы, которым поклонялся Аввакум, отличаются обилием надписей на полях, темными ликами. В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.
  • В текстах Аввакума содержались высказывания, которые называют «пророческими». По-особому звучала в годы революции и гражданской войны цитата из Аввакума: «Выпросил у Бога светлую Россию Сатана, да очервлянит ее кровью мученической».
  • М. Пришвин в своих лекциях в «народном университете» трактовал Григория Распутина как «орудие мести протопопа Аввакума» дому Романовых.

В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово в конце XX века был установлен памятник Аввакуму.

Взгляды и наследие

Ему приписывают 43 сочинения — знаменитое «Житие протопопа Аввакума», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие.

Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй» (католичеством).

Бог, по словам Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.

Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они якобы играли на домрах и дудках, мешая священнику спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывёртывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, якобы творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей.

Исследователи[кто?] обнаружили весьма сильную зависимость идейного мира Аввакума от святоотеческой и патериковой письменности. В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается противоречивый ответ протопопа на вопрос одной своей корреспондентки, сохранившийся в письме, подлинность которого под сомнением, о смутившем её выражении в одном богослужебном тексте о Троице. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Эта реплика дала новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм). Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев». На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», явно содержащего Афанасьевский Символ веры, исповедующий Единосущную Троицу.

С другой стороны, ряд[кто?] староверческих апологетов вообще категорически отвергает подлинность тех сочинений Аввакума, в которых содержатся спорные догматические суждения, и объявляют таковые «никонианской» подделкой, призванной скомпрометировать священномученика. Смотрите, например, написанную с позиций староверов (беспоповцев Поморской церкви) книгу К. Я. Кожурина — биографию Аввакума в серии «Жизнь замечательных людей».

Светские авторы[кто?] отмечают новаторство его сочинений, называя его родоначальником вольного образного слова, исповедальной прозы.

Противник Никона

Спасаясь от разгневанных прихожан, протопоп Аввакум с семьей перебрался в Москву, где надеялся найти покровительство у своего давнего приятеля Никона и ближнего царского окружения. Однако в Москве по инициативе Никона, ставшего Патриархом, началась церковная реформа, и Аввакум довольно быстро сделался лидером ревнителей старины. В сентябре 1653 года Аввакум, написавший к тому времени ряд резких челобитных царю с жалобами на церковные нововведения и не стеснявшийся выступать против действий Никона публично, был брошен в подвал Андроникова монастыря, а затем сослан в Тобольск.

Примечания

  1. 123 Каталог ГРМ, т. 6, 2021, с. 158.
  2. 12 Каталог ГРМ, 1980, с. 212.
  3. Мясоедов Г. Г. — Страдная пора (Косцы). 1887 (неопр.) (HTML). Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 2 сентября 2021.
  4. 12 Ф. С. Рогинская, 1989, с. 251.
  5. 12 Ф. С. Рогинская, 1989, с. 419.
  6. 12345678 И. Н. Шувалова, 1994, с. 18.
  7. 1234 В. В. Стасов, 1950, с. 226.
  8. 12345 И. Н. Шувалова, 1971, с. 88.
  9. 123 Д. В. Сарабьянов, 1955, с. 240.
  10. И. Н. Шувалова, 1971, с. 85.
  11. 12 В. С. Манин, 2005, с. 140.
  12. Т. В. Ильина, 2000, с. 212.
  13. Мясоедов Григорий Григорьевич (неопр.) (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Дата обращения: 21 августа 2021.
  14. И. Н. Шувалова, 1971, с. 82.
  15. И. Н. Шувалова, 1971, с. 83.
  16. Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 441.
  17. С. Н. Гольдштейн, 1965, с. 311.
  18. И. Н. Шувалова, 1971, с. 84, 122.
  19. А. С. Хворостов, 2012, с. 88.
  20. П. М. Ковалевский, 1887, с. 128.
  21. 12345 Н. В. Масалина, 1964, с. 38.
  22. В. Д. Поленов, 1950, с. 223.
  23. Михайловский дворец, зал 31 (неопр.) (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 21 августа 2021.
  24. 123 И. Н. Шувалова, 1971, с. 89.
  25. 12 Т. Н. Горина, В. А. Прытков, 1964, с. 195.
  26. Каталог ГРМ, т. 6, 2021, с. 157—158.
  27. И. Н. Шувалова, 1994, с. 128.
  28. А. С. Хворостов, 2008, с. 174.
  29. И. Н. Шувалова, 1994, с. 85.
  30. Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 443.
  31. Т. Н. Горина, В. А. Прытков, 1964, с. 194—195.
  32. 12 К 60-летию Орловского музея изобразительных искусств. Выставка новых поступлений из фондов музея (2007—2017): живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство(неопр.) (HTML). Орловский музей изобразительных искусств — www.orelmusizo.ru. Дата обращения: 25 августа 2021.
  33. А. С. Хворостов, 2012, с. 88—89.
  34. День рождения музея: ОМИИ отметил 60-летие со дня образования (неопр.) (HTML). www.infoorel.ru (6 декабря 2017). Дата обращения: 24 августа 2021.
  35. Одним шедевром больше (неопр.) (HTML). Орловское информбюро — www.oryol.ru (9 ноября 2009). Дата обращения: 24 августа 2021.
  36. И. Н. Шувалова, 1971, с. 128.
  37. И. Н. Шувалова, 1971, с. 129.
  38. А. С. Хворостов, 2008, с. 175.
  39. Каталог почтовых марок СССР / М. И. Спивак. — М.: Центральное филателистическое агентство «Союзпечать» Министерства связи СССР, 1984. — Т. 2 (1970—1980). — С. 53. — 272 с.

Возвращение из немилости

В 1663 году в отношении государя к Аввакуму произошли разительные перемены. Его пригласили приехать в столицу. Причиной стало то, что в немилости на этот раз оказался Никон.

Царь предложил протопопу стать его духовником, но тот отказался, так как Алексей Михайлович не был старообрядцем.

При этом сам Аввакум нисколько не изменился, продолжая говорить окружающим все, что о них думает. В результате совсем скоро он из-за этого нажил себе новых врагов. Основной посыл протопопа был направлен на противодействие проводимым церковным реформам. Аввакум выступал за 8-конечный крест, крестился двумя пальцами, а не тремя, как стали делать многие после реформ Никона. В результате милость монарха оказалась недолгой: через год она сменилась гневом. Бунтаря, который категорически не желал подчиняться действующим порядкам, сослали в Архангельскую область.

В следующий раз в Москве он появился в 1666 году, во время суда над бывшим патриархом Никоном. От него ждали, что он наконец станет покорным, перенеся столько страданий, но этого не произошло. Убедившись в этом, церковный суд отлучил его от церкви. В ответ Аввакум наложил анафему на высшее руководство русского православия.

Следующий этап в краткой биографии протопопа Аввакума, который нужно отметить, — это целый год, проведенный им в монастыре под Калугой, фактически в заключении. Но и тут он не сломился.

Его отправили в Заполярье. 14 лет он прожил в срубе, наполовину утопленном в земле. Но и тогда не бросил проповедовать. Последователи протопопа Аввакума постоянно приезжали к нему, через верных людей он рассылал воззвания, которые расходились по всей стране. Эти воззвания были объединены в книгу, которую позже назвали первой художественной автобиографией. Так появилось «Житие протопопа Аввакума».

Церковная реформа и борьба с никонианством

Очень скоро началась церковная реформа. Она поставила крест на традициях «древлего благочестия».

За основу был взят греческий обряд, который во многом не совпадал с великоросским. Всё это вызвало резкую критику со стороны Аввакума, Ивана Неронова, а также многих других выдающихся церковнослужителей. Все они отошли от патриарха Никона. В ответ на это тот организовал их преследование.

В 1653 году протопопа Аввакума заперли в монастырском подвале на 3-е суток. Ему не давали воды и еды, требуя, чтобы он отказался от своих взглядов и признал новый церковный обряд.

Однако тот духом не сломался и на компромисс не пошёл. Ничего не добившись от мятежника священника, того сослали в Тобольск.

Однако в Тобольске мученик долго не задержался, так как продолжал вести активную агитацию против новой церковной реформы. Тогда его сослали в Забайкалье к Нерчинскому воеводе Афанасию Пашкову.

Это был человек патологической жестокости. Именно его и поставили надзирать за ссыльным протопопом

Казалось бы, с воеводой следует вести себя чрезвычайно осторожно и не перечить ему. Но, как говорится, нашла коса на камень

Он велел привести к себе дерзкого еретика и жестоко избил его. Затем приказал выпороть кнутом и посадить в острог вблизи Падунского порога на реке Ангаре.

Там в холоде и голоде просидел непокорный вольнодумец целую зиму, но не склонил голову перед воеводой и не попросил у него прощение.

Весной протопопа выпустили из острога. Его вместе с семьей определили в полк, который шёл непроторенными землями на восток. Люди преодолевали бурные реки, продирались сквозь тайгу и при этом терпели многие лишения. В течение 6 лет сам священник, а также его жена и дети пребывали в суровых сибирских землях.

Побывали они на Байкале, Амуре, Шилке. Часто не доедали, болели.


Сожжение старообрядцев
 
 

Только в 1663 году не сломленный духом священник вернулся в Москву. Причиной царской милости стала опала патриарха Никона. Обратный путь шёл через всю Россию и был долгим.

Во всех городах протопоп Аввакум нещадно критиковал никонианство. Но в первопрестольной мученика встретили почтительно и с уважением. От государя последовало предложение стать его духовником. Однако гордый вольнодумец отказался.

Вскоре представители высшей иерархии убедились, что дерзкий священник является не врагом Никона, а категорически выступает против реформирования церкви.

Он продолжал креститься 2-мя перстами, хотя все признали троеперстие. Выступал за осьмиконечный крест и хождение посолонь. Греческий же обряд толковал иначе эти исконные русские православные традиции.

Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. В 1664 году его сослали на север Архангельской губернии в город Мезень, а в 1666 году привезли в Москву, где шёл церковный суд над патриархом Никоном.

Все надеялись, что вольнодумец одумается и признает церковную реформу, но тот остался при своём мнении.

Тогда церковный суд лишил его степени священства, что вызвало недовольство у многих людей, в том числе и у матушки царицы. Подобное действие формально означало отлучение от церкви.

Поэтому Аввакум впал в гнев и предал анафеме высшее церковное руководство.

После этого сторонника старой веры сослали в Пафнутьево-Боровский монастырь, находящийся в Калужской губернии.

Там держали его в тёмной келье почти год, надеясь, что он всё же одумается. Когда же власть имущие поняли, что всё бесполезно, то отправили старовера в 1667 году на самый далёкий север за Полярный круг в город Пустозёрск, расположенный в нижнем течении реки Печоры.

А вот казнить вольнодумца в то время не решились, хотя многие его соратники расстались с жизнью, не пожелав отказаться от старой веры.

Литература

  • Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. — 1891
  • Житие протопопа Аввакума, написанное им самим. Библиотека «Старообрядческая мысль». Под редакцией И. В. Галкина. Издание И. Я. Гаврилова. Товарищество типо-литографии И. М. Машистова. Москва. 1911.
  • Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность. Биографический очерк В. А. Мякотина. Типография Высочайше утверждённого товарищества «Общественная польза». Санкт-Петербург. 1894.
  • Н. К. Гудзий . Аввакум // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 1: Аарне — Гаврилов. — 1962. — Стб. 52—54.
  • В. Е. Гусев . Великий писатель Древней Руси // Послесловие к книге Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот. текста, коммент. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979. — тираж 100 000 экз. — («Литературные памятники Сибири»). — С. 236—263.
  • Д. Жуков . «Портреты» (повесть «Аввакум» и др.). — М.: Сов. Россия, 1984. — 432 с., 1 л. портр. — тираж 50 000 экз.
  • Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. — М.: Мол. гвардия, 2011. — 396 с: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1317).
  • В. И. Малышев . История первого изданияЖития протопопа Аввакума // Рус. лит. — 1962. — № 2. — С. 147.
  • В. И. Малышев . Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкин. Дома: Сб. науч. тр. / Академия наук СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Отв. ред. А. М. Панченко. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 277—322.
  • П. Паскаль . Протопоп Аввакум и начало Раскола. Пер. с фр. — М.: Знак, 2011. — 680 с. — тираж 1 000 экз. — ISBN 978-5-9551-0017-3.
  • Е. О. Шацкий . За что сожгли протопопа Аввакума? // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2011. — № 2. — С. 258—267.
  • Венгеров С. А. Аввакум Петрович // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — СПб.: Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889. — Т. I. Вып. 1—21. А. — С. 24—38.
  • Отин Е. С. Частотный словарь «Жития» протопопа Аввакума / Донецкий национальный университет. — Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2014. — 204 с.

Примечания

  1. в старообрядческой традиции ударение в имени приходится на второй слог: Авва́кум
  2. . Дата обращения: 26 декабря 2020.
  3. . Дата обращения: 26 декабря 2020.
  4. . Дата обращения: 21 февраля 2022.
  5. Морозов Б. Н. Автобиография Ионы Соловецкого (1561—1621) // Археографический ежегодник за 2000 г.. — М., 2001.
  6. . Дата обращения: 8 ноября 2021.
  7. Ремизов А. М. Аввакум (1620—1682) // Ремизов А. М. Звезда надзвёздная. — Собр. соч. — Т. 14. — СПб.: Росток, 2018. — С. 268—269. — ISBN 978-5-94668-212-1.
  8. Ремизов А. М. Звезда надзвёздная. Собр. соч. — Т. 14. — СПб.: Росток, 2018. — С. 485—501, 683—703 (комментарии).
  9. Воображаемая Сибирь. Географические чертежи и карты XVI—XVIII веков из собрания Алексея Булатова. — Тобольск: Общ. благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2006. — Л. 28.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 февраля 2019.
  11.  (англ.). Официальный портал Казани (4 июня 2020). Дата обращения: 28 марта 2021.
  12. . Дата обращения: 26 декабря 2020.
  13. . Дата обращения: 26 декабря 2020.
  14. . Дата обращения: 26 декабря 2020.
  15. Бизяева М., Косарева Е., Толкачев А. . gazetaznamya.ru. «Знамя», газета Большемурашкинского района Нижегородской области (24 июля 2020). Дата обращения: 26 декабря 2020.
  16. Толкачев А. . gazetaznamya.ru. «Знамя», газета Большемурашкинского района Нижегородской области (18 декабря 2020). Дата обращения: 21 декабря 2020.
  17. . РИА Новости (11 июня 2021). Дата обращения: 13 июня 2021.
  18. Успенский, Борис Андреевич. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI — XIX вв.). — М.: Гнозис. — С. 44-45. — 240 с.

14. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

— родоначальник русского реалистического пейзажа

«Грачи прилетели»(1871) — на 1-й выставке передвижников сделала его знаменитым

«Лосиный остров в Сокольниках»(1869), «Зимний пейзаж. Оттепель»; «Радуга»(1875),

«Скоро весна», «Распутица», «Просёлок»(1873), «Зимний пейзаж»(1873)


1869-Savrasov-Losinij island is in Sokolniki-Саврасов-Лосиный остров в Сокольниках


1871-Savrasov-Grachi was fliewed-Саврасов-Грачи прилетели


Savrasov -It’a winter-Hort-Саврасов- Зимний пейзаж.Оттепель

1875-Savrasov -It’s the rainbow-Саврасов-Радуга

1873-Savrasov-Country track-Саврасов-Проселок


Savrasov-Spring goes-Саврасов-Скоро весна

1894-Savrasov-It is a season of bad roads-Саврасов-Распутица

1873-Savrasov-It’s a winter-Саврасов-Зимний пейзаж

13.Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)

-художниц-маринист, в 25 лет получил европейскую славу, в 27 лет- живописец Главного Морского штаба России, в 29 лет-профессор Академии художеств

«Девятый вал»(1850) — принесла славу художнику

«Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент»

«Сражение при Наварине»(1827) — знаменитая историческая картина

«Кораблекрушение»(1876)

«Кронштадтский рейд»(1840)

«Чесменский бой»(1848) — знаменитая историческая картина

«Смотр Черноморского флота в 1849 году»


Ajvazovskij It’s Georgij monastery-Айвазовский Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент.


1873-Ajvazovskij-It’s the rainbow-Айвазовский-Радуга


1827-Avazovski-There is the sea battle at Navarin-Айвазовский-Сражение при Наварине


1850-Ajvazovskij It’s the 9th wave-Айвазовский -Девятый вал.


1876-Ajvazovskij-It’s a shipwreck-Айвазовский-Кораблекрушение


1848-Ajvazovskij-There is the Battle at Chesmen-Айвазовский -Чесменский бой

1881-КRAMSKOJ-Ajvazovskij-Крамской-ПОРТРЕТ АЙВАЗОВСКОГО

1886-Ajvazovskij-It’s a storm-Айвазовский-Буря.

Ajvazovskij-It’s Leandr tower in Konstantinopl-Айвазовский Вид Леандровой башни в Константинополе

1840-Ajvazovskij-It’s the Kronshtadt roads-Айвазовский Кронштадтский рейд

1849-Ajvazovskij-It’s an inspection Chernomorskij Flot-Айваэовский Смотр Черноморского флота в 1849г

Популярные сочинения

  • Сочинение Лужин в произведении Преступление и наказание (Образ и характеристика) Лужин – это герой произведения «Преступление и наказание» автором, которого был Достоевский. Большинство читателей сравнивают его с еще одним героем Раскольниковым, ведь они чем-то похожи в сфере теории.
  • Сочинение на тему Когда моя мама училась в школе (6 класс) Мама рассказывала, что когда она училась в школе интернета, компьютеров и сотовых телефонов не было. Тогда были другие времена. И многое из того, что школьники делали тогда, сейчас кажется странным и непонятным
  • Сочинение по творчеству Бунина (11 класс) Творчество Бунина – одна из важных вещей в мире всей отечественной литературы, так как данный автор писал огромное количество произведений, которые так или иначе меняли мир не только отечественной литературы

Ответы

Автор ответа: cofia98767

  План  I.Сюжет картины Мясоедова «Косцы (Страдная пора)».   II. Пейзаж.        1. Ржаное поле.        2.Небо и облака.   III.Косцы.        1. Описание косарей:             а) старший косарь;             б) косарь в белой рубахе;             в) молодой косарь в красной рубашке;             г) женщины – крестьянки.       2. Отношение крестьян к труду.    IV.Настроение, которое создает картина.         Мастерство художника.    На картине Г. Г. Мясоедова «Косцы (Страдная пора)» изображено ржаное поле, на котором крестьяне косят рожь. Вдалеке это поле сходится с небом. Природа изображена с величественной красотой. Жаркий полдень пропитан летним зноем, который пронизывает всё пространство. Как писал А. А. Фет:                                                                                             Зреет рожь под жаркой нивой,                                                                                             И от нивы и до нивы                                                                                            Гонит ветер прихотливый                                                                                            Золотые переливы.   Бескрайнее ржаное поле, как бесконечное пространство, торжественно красиво и необыкновенно изображено на картине. Солнечные лучи освещают все поле. Высокие колосья падают после каждого взмаха косарей. В поле белеют ромашки, голубеют глаза васильков, одиноко стоит высокий репейник.   Небо светлое и ясное. Легкие облака медленно проплывают по ясному небу над морем золотой ржи. На горизонте небо покрыто небольшой дымкой:                                                                                              Над безбрежной жатвой хлеба                                                                                             Меж заката и востока                                                                                             Лишь на миг смежает небо                                                                                              Огнедышащее око.   На картине изображены крестьяне, которые косят рожь. Первым показан могучий старик с широкой седой бородой. Русые с сединой волосы придерживает венок из золотых колосьев. Спокойное сосредоточенное лицо и суровый взгляд из-под кустистых бровей подчеркивают трудолюбие крестьянина. Он одет в длинную синюю широкую рубаху:                                                                                              Раззудись, плечо!                                                                                              Размахнись, рука!                                                                                              Ты пахни в лицо,                                                                                              Ветер с полудня!   Позади старика изображен широкоплечий крестьянин в белой рубахе, который мощно и уверенно машет косой. Далее – молодой кудрявый юноша в красной рубахе, для которого нелегок этот покос. Но он старается не отставать от старших. Женщины – крестьянки сгребают скошенную рожь и вяжут ее в снопы. Они трудятся наравне с мужчинами.   Труд крестьян начинается с раннего утра и продолжается до позднего вечера

Каждый крестьянин убежден в важности происходящего и осознает собственную значимость в общем деле. Сбор урожая – необходимый и радостный труд для крестьян.   Картина передает светлое и радостное настроение

Золотое поле и ясное голубое небо создают яркие впечатления. Художник воспевает и поэтизирует крестьянский труд, показывает его красоту и величие.

Легенда №7

«Протопоп Аввакум»

В 1921 году устьцилемские старообрядцы предприняли попытку определить место сожжения Аввакума и с этой целью направили в Пустозерск двух наставников. Последние, расспросив местных жителей, поставили от церкви деревянный крест со врезанным в него медным литым крестом. Этот крест показывали Малышеву в 1934 году. Он ничем не отличался от стоящих рядом надмогильных крестов, разве только выглядел поновее их. Поставлен он был наугад, т.к. жители Пустозерска показывали несколько мест в черте городка и около него, где по преданию якобы совершилась казнь протопопа Аввакума и его единомышленников.Согласно преданиям место сожжения обладает некоей сверхъественной силой. А.С. Марков рассказывал, что верной приметой места является красный песок. И А. Вокуев поделился, что в темноте на этом месте можно увидеть огоньки, а А.Ф. Кожевин и В.И. Кожевин говорили, что свечка на месте сожжения сама зажигалась, а земля тряслась.. И хотя никто не мог точно указать, где был сожжен Аввакум, про место его казни рассказывали самые фантастические вещи, окружая его таинственностью. Старушка Ф.Я. Иванова, водившая В.И. Малышева по Пустозерску, уверяла, что «место казни Аввакума открывается только особо верным».

Протопоп Аввакум краткая биография

Родился этот удивительный человек в селе Григорово Нижегородской губернии. Отцом его был приходской священник Пётр.

Мать звали Марией. Когда мальчику исполнилось 15 лет, у него умер отец. В 17 лет юноша женился на 14-летней девушке Анастасии.

За год до замужества она осиротела и жила в бедности. Став женой, преданно служила мужу и была истовой помощницей во всех его делах.

В 1642 году молодого человека рукоположили в диаконы (низшая степень священства). Через 2 года ему дали 2-ю степень священства, и он стал попом в селе Лопатицы Нижегородской губернии.

Уже в эти годы будущий великий мученик стал демонстрировать окружающим бескомпромиссный и суровый характер. Он во всём неуклонно следовал слову божьему и требовал того же самого от своей паствы.

Однажды пришла к нему на исповедь девица блудного поведения и необыкновенной красоты. Священник воспылал к ней страстью.

Но чтобы подавить в себе порочное чувство, зажёг 3 свечи и положил на огонь ладонь правой руки. Так он и стоял, пока сильная боль не подавила грешное желание.

За праведные дела наградили его титулом протопопа (современное – протоиерей). А в 1648 году случился конфликт с воеводой Шереметевым.

Тот плыл по Волге с сыном и захотел, чтобы протопоп благословил юного отпрыска. Аввакума доставили на судно, но тот посчитал, что молодой человек слишком блудлив, и отказался его благословлять.

Разгневанный боярин приказал бросить священника в воду. Тот бы неминуемо утонул, но подоспели рыбаки на лодке и вытащили захлёбывающегося человека из воды.

Вскоре бескомпромиссного священнослужителя перевели в Юрьевец-Повольский, а в 1651 году он оказался в Москве. Здесь к нему очень хорошо относился патриарх Иосиф.

Но он скончался в 1652 году, а его место занял патриарх Никон, который также поначалу благоволил к принципиальному священнику.

Примечания

. Гартевельд Вильгельм Наполеонович (1862—1927) — композитор и пианист, по происхождению швед. С 1885 года жил в России.

. Поводом для высылки С.Я. Оголевца, участника народнического движения 1870-х годов на Украине, послужило его появление в Киевском военно-окружном суде свидетелем защиты подсудимого Р.А. Стеблин-Каменского, обвиняемого в вооруженном сопротивлении жандармам и полиции (1879).

. Кривцова Анастасия Ивановна (1850—1940) — жена брата Е.М. Мясоедовой, первой жены художника, постоянный его адресат.

. ОР ГТГ, ф. 133.

. Булль Уле (Оле) (1810—1880) — знаменитый норвежский скрипач.

. Мясоедова Елизавета Михайловна, в девичестве Кривцова (1835—1907) — первая жена художника.

. Иванова Ксения Васильевна (ок. 1860—1899) — художница, экспонент передвижных выставок. На 26-й Передвижной выставке показала картину «Слава Богу!», где в образе больного отца представлен Г.Г. Мясоедов.

. Мясоедов Иван Григорьевич (1881—1953), впоследствии художник. О нем см. ниже.

. Волкенштейн Александр Александрович (1853—1925) — земский врач, живший в Полтаве.

. Частично опубликовано в кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 138.

. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 102.

. Там же, с. 103.

. Волков Василий Алексеевич (1840—1907) окончил Академию художеств, экспонировался на передвижных выставках. Преподавал рисование в Полтавском кадетском корпусе.

. Первая жена А.А. Волкенштейна, Людмила Александровна, узница Шлиссельбурга, погибла в 1906 году во Владивостоке, вернувшись из ссылки.

. Годы ее жизни — приблизительно с 1879 по 1909 год.

. Васильева Татьяна Борисовна — близкий друг Мясоедова (о ней см. ниже).

. Черты лица Мясоедова внесены Репиным в картину без существенных изменений, с соблюдением портретного сходства.

. В 1887 году Мясоедов написал картину «Сеятель» (Рига, Гос. музей латышского и русского искусства), а в 1908 году сделал эту картину в большом размере и вместе с «Чтением «Крейцеровой сонаты» подарил Толстовскому музею в 1911 году («Толстой — сеятель», музей ИРЛИ АН СССР). По поводу этой картины В.Г. Короленко писал: «В одно время замечали сходство «Сеятеля» с фигурой великого старца, в картине чувствовалось символическое значение. В настоящее время сходство с ушедшим от нас великим писателем еще подчеркнуто» («Русские ведомости», 1911, 28 авг.).

. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 147.

. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 78—79.

. «Полтавская речь», 1912, 12 дек.

. «Русские ведомости», 1911, 28 авг.

. ОР ГТГ, ф. 133.

. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 149.

. ОР ГТГ, ф. 133.

. Там же.

. ОР ГТГ, Ф. 133, ед. хр. 22.

. ОР ГТГ, д. 133, ед. хр. 23.

. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 163.

. ОР ГТГ, ф. 133, ед. хр. 33.

. «Полтавская речь», 1911, 20 дек.

. Там же.

. «Полтавская речь», 1911, 29 дек.

. В действительности Г.Г. Мясоедов родился в 1834 году.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Арест и ссылки

Популярность Аввакума в народе, его активная деятельность вызывали напряжение при реализации новых церковных реформ патриарха Никона. В 1653 году его заточили в подвал Андроникова монастыря, после чего отправили в ссылку в Тобольск. Благодаря заступничеству царевны Ирины Михайловны протопоп избежал наказания отрезанием языка и отрубанием руки.

В своих письмах к ней он чётко противопоставляет собственные взгляды и идеи Никона. Аввакум писал:

Выдерживая избиения и муки, протопоп не отказывался от собственных взглядов

Я хочу обратить внимание, что даже в своих письмах царевне он словно разделяет мир на добро и зло, где тёмную сторону, конечно, представляют сторонники реформ

С. Д. Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири»

Протопопа неоднократно пытались убить, однако он успешно избегал расправы. Лишь в 1663 году он смог возвратиться в Москву, вытерпев шесть лет в ссылке на Забайкалье.

Несмотря на болезнь и перенесенные страдания, Аввакум не оставил своей деятельности, чем снова разгневал царя Алексея. Разжалование духовного сана и ссылка протопопа в Пустозерск вызвали возмущение в боярской среде. Но даже в изгнании Аввакум продолжал проповедовать, приобретая всё больше сторонников.

Участь протопопа Аввакума была решена в 1682 году, когда он отправил новое письмо царю Фёдору III, где сурово раскритиковал правление Алексея Михайловича. По государеву приказу он и его соратники были сожжены в срубе.

Пётр Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума»

Но даже после смерти Аввакума люди не переставали вспоминать его учения, хотя одни считали его святым, другие — безумным фанатиком. И дело не столько в нём самом, сколько в беззаветной преданности своим идеям. Как писал он сам:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: