Герои полотен голландского живописца
В портретах Хальса можно увидеть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из простого народа, в том числе и детей. Такой демократизм его искусства был обусловлен традициями эпохи, в которой свершилась нидерландская революция.
Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.
Стоит отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать почти всегда в своей мастерской. Причем всегда усаживал свою модель так, чтобы та была освещена слева. В первую очередь, мастер концентрировался на лице и характере модели, а уж потом думал об игре света и тени на ее одежде
Еще меньше он уделял внимание реквизиту и аксессуарам, сводя его до минимума. Так, к примеру, для того чтобы подчеркнуть высокое положение заказчицы, ему хватало перчаток или веера
Знаменитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Вероятно, любой другой голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, к примеру, «цыганке» кавалера или даже двух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые объясняли бы, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен себе, он, как всегда, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.
Франс Халс | Artifex.ru
Франс Халс (Frans Hals) – голландский портретист, от работ которого по спине пробегает холодок. Неуловимый ужас и лёгкий озноб возникают неслучайно: в контурах, проработанных до мелочей, действительно есть нечто, леденящее душу.
Приглушённые холодные тона переносят зрителей в застывший параллельный мир, где персонажи оказались навсегда замороженными. Но при этом нельзя не восхититься тем, с какой точностью переданы жизнелюбие, радость, сомнение, решительность и другие чувства героев. Отчего же возникает это странное ощущение?
Реалистичность изображенных художником людей – это то, что вводит зрителей в недоумение. Ему удавалось запечатлеть момент из жизни человека во всех его красках: с мимикой, жестами, едва уловимыми движениями зрачков. Но взять жизнь реальную, пышущую великолепием, и внезапно остановить её, перенести на холст в сиюсекундном состоянии – это вовсе не то же самое, что передать ощущение жизни и времени.
Герои на картинах Халса – это неповторимые личности с уникальными особенностями, но они кажутся вырванными из своей истории. Именно это сочетание жизни, динамичной и меняющейся, и застывшей вечности стало «визитной карточкой» творчества Франса Халса. Художник изображал не только человека как такового, но и ситуацию, в которой оказался герой, его реакцию и эмоции в этот момент.
На картине «Регентши приюта для престарелых» художник запечатлел пять женских фигур, облачённых в чёрное. Они выделяются на болотно-сером фоне, но зритель осознаёт их связь с изображённым местом: героини картины присели за стол не на минуту – их жизнь неразделима с госпиталем. Женщины не похожи друг на друга, и не возникает сомнений, что за спиной у каждой – целая интересная, долгая жизнь с собственными решениями, взглядами, мыслями. Но в их глазах есть нечто общее, что связывает воедино все пять образов. И еще это преобладание на картине черного цвета, который поражает своим разнообразием и помогает полнее раскрыть характеры героинь. Этот цвет у Халса – «многолик»,что подметил еще ван Гог, сказав, что художник использует 27 оттенков черного.
Дети на работах Халса – потрясающий аспект его творчества. Эти цветы жизни художник не накрывал стеклянными колпаками, как это делал Маленький Принц со своей Розой. Он не рисовал румяные щёки и блестящие глаза на фарфоровых лицах кукол
Напротив, художник обращал внимание на самые чудесные и естественные стороны малышей, на то, какими они являются на самом деле. На одной из ранних картин «Смеющийся мальчик» (1625 год) улыбающийся во весь рот ребёнок будто вырван из реальной ситуации для того, чтобы застыть на полотне художника
Что он делал мгновение назад: играл с соседской собакой, ел вкусное печенье или что-то увлеченно мастерил? Этого мы никогда не узнаем, но зато поймем – занятие подарило маленькому герою счастье.
Франс Халс – это живописец, талант которого позволял удивительно точно передавать настоящую красоту людей, проявляющуюся в бытовых моментах, ежедневных поступках и обыкновенных мелочах. Кисть в его руках становилась волшебным фотоаппаратом, который может запечатлеть не только реальные ситуации, но и чувства, мысли, а значит – и саму жизнь.
Франсиско Гойя, «Собака»
LockDownoff восхищается мастерством
В этой картине особо нет деталей, все полотно почти однотонное, и только в нижней части мы можем увидеть собаку. Тонущую собаку. Ее большие испуганные глаза не дают надежды на спасение.
Мы видим силуэт справа, он уже наклонился, видимо, чтобы помочь тонущей. Но это скорее психологический прием ложной помощи, подобный эксперименту «Надежда», когда тонущей крысе в последний момент помогали и доставали ее из воды. После этого ее снова помещали в колбу, и так она держалась гораздо дольше, ведь думала, что придет спасение. Так же и на картине: фигура лишь дает надежду на счастливый конец, что собака сможет выбраться, но, увы, это не так. На это намекает пустое пространство позади нее.
Картина мне понравилась за то, что минимальным количеством деталей художник смог передать всю напряженность идеи и весь ужас. Не каждый способен на это.
Описание картины Франса Хальса «Цыганка» Картины художников
Хальс – великий голландский художник, который при жизни был тем ещё дебоширом. Его случаем был тот, в котором гений ничуть не ценит своей гениальности, любит кутить по кабакам, засыпать в неожиданных местах и просыпаться от ведра воды на голову, но от этого не становится ни менее талантливым, ни менее почитаемым.
Хальс любил жизнь, это видно и по его картинам, и по свидетельствам очевидцев. Любил её дикость, её естественность, первопричины и проявления, не скованные нормами морали. Любил играть и пить, хорошеньких женщин, вкусную еду. А также он любил людей и совсем не любил старые сказки.
Историческая живопись, сюжеты религиозные и описания былых времен его совершенно не привлекали – в них не было того огня, который горел в нем самом и его же завораживал. Зато он был в людях, и потому Хальс был прирожденным портретистом – любя людей, умея ловить нечаянные, удивительные
моменты, он с одинаковым удовольствием писал и молоденьких девушек, и старых пьяниц. И в тех, и в тех был для него интерес – найти пылающую искру жизни и выразить её на холсте.
«Цыганка» характерна для него, поскольку полностью лишена строгости академического портрета и косности торжественного. Отсутствие эмоций, считающееся хорошим тоном в высоких кругах, Хальсом отвергается полностью. Он пишет совсем молоденькую цыганку, почти девочку – у неё вьющиеся черные волосы, открытое живое лицо, она смотрит не на зрителя, а на невидимого собеседника, не то споря с ним, не то смеясь над ним, не то пытаясь взять его на слабо.
В волосах её алая лента, губы – полные и красные – кривятся в гримаске недоверия и явной провокации. Она смотрит насмешливо, весело, предлагая потягаться с ней, и легкость кисти, бликовость света придает этому выражению дополнительное очарование. Фон у картины смазанный, но он и не нужен. Почувствовать жизнь, плещущуюся на холсте, можно и без него.
Прислал: Новикова Ксения . 2017-10-08 22:04:32
Новаторство фламандского художника в жанре портрета
Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.
Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.
О художнике
Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье в городе Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника обучал Карел ван Мандер. Но особого влияния на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал собственный авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.
Свой первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к нему гораздо позже — после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанной в 1616 году. Раннему творчеству художника были свойственны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера отличалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм при помощи тяжёлых плотных мазков.
Что же касается личной жизни живописца, то следует отметить, что первый брак художника закончился трагически: во время вторых родов умерла его жена и новорожденный сын. От этого брака у художника остался первенец. Во втором браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил почти полвека. Супруга родила живописцу одиннадцать детей. К слову пятеро его сыновей стали впоследствии довольно хорошими художниками-портретистами.В 1620-1630 годах Хальс создает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задорных представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак».
Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов супружеских пар, в виде диптихов: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).И что любопытно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс всегда обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.Однако с годами, став тяжелым на подъем, не желая покидать родной Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам или еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.
Поздние произведения Хальса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов и оттенков: «Мужчина в чёрной одежде (1650—1652), «Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в некоторых из них проявилось чувство глубокого депрессионного пессимизма: «Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых» : обе написанные в 1664 году.
С течением временем смех хальсовских героев стал терять былую радость, как и постепенно терял её и сам художник. В старости Франс Хальс перестал получать и вовсе какие либо заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне в 1666 году.
Александр Иванов, «Явление Христа народу»
Soul of a dawn влюбилась с первого взгляда
В шесть лет я впервые попала в Третьяковку. Мама решила перед школой заняться моим художественным воспитанием. Прекрасно помню, как мы идем по направлению к залу, где висят картины Васнецова, мама что-то рассказывает про богатырей. А я поворачиваю голову направо, вижу самую красивую картину в моей жизни и застываю. Было ощущение, что время остановилось. Уводили меня оттуда через слезы, так хотелось еще хоть немного побыть рядом с этим совершенством. До сих пор, когда бываю в Третьяковке, в первую очередь иду к этой картине, а потом все остальное.
А вы знали, что художник писал «Явление Христа народу» на протяжении 20 лет?
Картина «Малле Баббе» Франс Халс
Франс Халс (1582/1583 — 1666) — знаменитый голландский художник. Франс Халс, в отличие от других художников, часто писал обычных людей, представляющих, так называемые в то время, «низы» общества — цыгане, шуты, пьяницы, гуляки, дворовые мальчишки. В числе работ этого великого живописца много потрясающих полотен, но одной из самых заметных является картина «Малле Баббе» («Malle Babbe»). Данное произведение является одним из знаковых во всём творчестве Франса Халса. В настоящее время находится в Национальной галерее Берлина. Была написана в период 1630-33 гг. Размер: 73х58,5 (масло).
Картина Малле Баббе проникнута особой атмосферой, которую можно назвать загадочной и даже мистической. Есть в этой работе голландского художника что-то колдовское, отпугивающее и привлекательное. И это не удивительно. Героиню картины Малле Баббе действительно считали колдуньей и даже называли «харлемской ведьмой». Одно время считалось, что женщина на картине является вымышленной, но последние исследования доказали, что она существовала на самом деле. Malle Babbe содержала одну из городских харчевен или портовых таверн. Она была известна своим демоническим смехом, за который и получила прозвище ведьмы, и тем, что на её плече постоянно сидела её домашняя питомица — сова. Именно такой — с птицей на плече, с пугающей ухмылкой и графином изобразил её Франс Халс, увековечив образ известной харлемской дамы на долгие и долгие столетия. Известно также, что в 1653 году Малле Баббе была помещена в исправительный дом.
Картина выполнена в быстрых мазках, которые будто показывают её колючий и своенравный характер. Изображение кажется созданным на скорую руку, но при этом является удивительно гармоничным, полным и полностью законченным. Фигура Malle Babbe и её образ могут показаться переданными в гротескно преувеличенной манере, но при этом картина необычайно жизненная и отражающая действительность.
Франс Халс — Малле Баббе (Malle Babbe)
Послесловие
В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он почти никогда не подписывал свои работы — полагая, вероятно, что его неповторимая манера живописного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с успехом заменяя автограф.
Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И сейчас наиболее крупным собранием работ голландского живописца обладает музей имени Франса Хальса в его родном городе Харлеме. Также немало его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.
Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты, не всем богатым заказчикам нравился подобный, «слишком реалистический» подход мастера. Но те, кто все же решился позировать художнику, теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.К слову, это о его живописи великий Ван Гог однажды сказал, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного». Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах…
Виктор Васнецов, «Иван-царевич на Сером Волке»
Кадерлем знает, где сидит лягушечка
Разглядывать картины — моя страсть с детства. В бабушкином доме на стене комнаты, где я часто ночевала, была репродукция «Ивана-царевича на Сером Волке». Могла рассматривать ее часами — и когда не могла заснуть, и когда слишком рано просыпалась, и когда было обидно или грустно, и когда мечтала и строила планы, представляя, какой буду, когда вырасту.
В картине много магии: страшный темный лес и яркие светлые цветущие яблони, кувшинки и незабудки. Волк с человеческим взглядом — наверное, все-таки он оборотнем был. Елена Прекрасная, отдавшаяся на волю судьбы, ее красивейшие шапочка и обувь, трепетные светлые волосы на ветру. Иван тревожный, рукавицы у него — огонь.
Я обожала смотреть на лягушечку под лапами волка — это был мой секрет, что я знаю, где она.
В первый раз оказалась в Третьяковской галерее, когда уже работала и была в командировке в столице. Нашла «Ивана-царевича», и почему-то слезы появились: воспоминания о детстве, бабушке, планах на жизнь, что кто-то увезет в прекрасное далеко. Но никто никуда не увез, и все сама, что к лучшему. Жизнь моя сложилась вполне хорошо, но почему-то из-за сказочной картины, отнюдь не шедевра по мировым меркам, мне бывает не то чтобы грустно, а чего-то жаль.