Суммури
Франс Халс (Антверпен, между 1580 и 1583 — Харлем, 26 августа 1666) — голландский художник эпохи барокко (Объединенные провинции), считающийся, наряду с Рембрандтом и Йоханнесом Вермеером, одним из самых значительных представителей Золотого века.
Хотя он, вероятно, был фламандского происхождения, именно в голландском городе Харлеме он провел остаток своей жизни и карьеры, начиная с 1591 года.
«Он был великолепно одаренным семейным мальчиком, который зарабатывал на жизнь рисованием, бесцеремонно, как джентльмен, торопясь побыстрее закончить дела и покончить с ними: в остальное время он был bon vivant, спутником ложи Liefde boven al (Любовь превыше всего), с бурным поведением и настроением, которое объясняло поведение его кисти и иногда приводило его в конфликт с полицией». Эти строки, написанные в 1921 году Луи Жиле, описывают образ Франса Хальса, который сложился у людей в то время. Они также выражают симпатию, несколько снисходительную, к человеку, чьи предполагаемые выходки заставляли нас улыбаться не меньше, чем веселье, которое так часто выражалось на лицах его моделей.
Крупный художник, считающийся одним из великих мастеров портрета, он также написал, особенно в начале своей карьеры, несколько жанровых сцен.
Его картины отличаются своей выразительностью. Его отстраненные мазки характерны для его стиля, и он помог привнести эту живость стиля в голландское искусство. Халс также внес свой вклад в развитие группового портрета в XVII веке, создав портреты гражданской гвардии и регентов.
Более двух веков спустя его стиль оказал значительное влияние на представителей реалистического движения — таких как Гюстав Курбе — и импрессионистического движения — таких как Ван Гог.
Характеристика творчества Франса Халса
У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре. Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами.
- < Назад
- Вперёд >
О художнике
Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье в городе Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника обучал Карел ван Мандер. Но особого влияния на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал собственный авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.
Свой первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к нему гораздо позже — после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанной в 1616 году. Раннему творчеству художника были свойственны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера отличалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм при помощи тяжёлых плотных мазков.
Что же касается личной жизни живописца, то следует отметить, что первый брак художника закончился трагически: во время вторых родов умерла его жена и новорожденный сын. От этого брака у художника остался первенец. Во втором браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил почти полвека. Супруга родила живописцу одиннадцать детей. К слову пятеро его сыновей стали впоследствии довольно хорошими художниками-портретистами.В 1620-1630 годах Хальс создает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задорных представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак».
Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов супружеских пар, в виде диптихов: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).И что любопытно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс всегда обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.Однако с годами, став тяжелым на подъем, не желая покидать родной Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам или еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.
Поздние произведения Хальса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов и оттенков: «Мужчина в чёрной одежде (1650—1652), «Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в некоторых из них проявилось чувство глубокого депрессионного пессимизма: «Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых» : обе написанные в 1664 году.
С течением временем смех хальсовских героев стал терять былую радость, как и постепенно терял её и сам художник. В старости Франс Хальс перестал получать и вовсе какие либо заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне в 1666 году.
Послесловие
В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он почти никогда не подписывал свои работы — полагая, вероятно, что его неповторимая манера живописного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с успехом заменяя автограф.
Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И сейчас наиболее крупным собранием работ голландского живописца обладает музей имени Франса Хальса в его родном городе Харлеме. Также немало его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.
Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты, не всем богатым заказчикам нравился подобный, «слишком реалистический» подход мастера. Но те, кто все же решился позировать художнику, теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.К слову, это о его живописи великий Ван Гог однажды сказал, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного». Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах…
Характер
Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.
Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.
В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.
Герои полотен голландского живописца
В портретах Хальса можно увидеть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из простого народа, в том числе и детей. Такой демократизм его искусства был обусловлен традициями эпохи, в которой свершилась нидерландская революция.
Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.
Стоит отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать почти всегда в своей мастерской. Причем всегда усаживал свою модель так, чтобы та была освещена слева. В первую очередь, мастер концентрировался на лице и характере модели, а уж потом думал об игре света и тени на ее одежде
Еще меньше он уделял внимание реквизиту и аксессуарам, сводя его до минимума. Так, к примеру, для того чтобы подчеркнуть высокое положение заказчицы, ему хватало перчаток или веера
Знаменитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Вероятно, любой другой голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, к примеру, «цыганке» кавалера или даже двух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые объясняли бы, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен себе, он, как всегда, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.
Франц хальс золотой век голандской живописи франц
ФРАНЦ ХАЛЬС ЗОЛОТОЙ ВЕК ГОЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ
Франц Халс • Халс родился приблизительно в 15821583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.
• Ван Гог о Хальсе: «Он писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это вполне стоит «Рая» Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков…»
• «Творчество Франца Хальса, выдающегося портретиста XVII столетия, было вершиной периода решительного наступления реализма в живописи. Смело ломая привычное представление о портрете как о • точном, бесстрастном слепке с натуры, Хальс создает острый, яркий образ – характер, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица.
Художник отказывается от обязательных традиционных норм – фронтального или профильного изображения, тщательного исполнения околичностей, условной, стандартной позы. Каждый персонаж на его холстах имеет свойственные только ему поворот, ракурс, позу, жест, свою особую манеру улыбаться или быть серьезным, свой взгляд на людей и на вещи» (Ю. И. Кузнецов).
• Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).
• «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Ему очень досаждали заказчики.
Каждый, улучив минутку, требовал «по дружбе» написать его на первом плане и поблагородней.
Семейный портрет Исаака Массы и его жены Около 1622 года Хальс создает первый в своем творчестве семейный портрет, где изображает супружескую пару во время прогулки в саду. Молодые люди отдыхают под раскидистым деревом. Мимолетность состояния людей выражена в их позах и мимике.
• «Улыбающийся кавалер» Франса Хальса, который сейчас украшает Коллекцию Уоллес в Лондоне. Вполне возможно, • что к военной службе этот красавец не имел никакого отношения, но лихо закрученные усы и неколебимая уверенность в себе делает его в нашем восприятии участником офицерских пирушек, которые прославили Хальса как мастера группового портрета.
Среди них завораживающие своим задором «Мулат» (1630),
«Мальчикрыбак» (1630)
«Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни, – пишет Т. Седова.
– Он создает новый в европейском искусстве тип портрета – так называемый жанровый портрет.
В чем своеобразие портретов Хальса? Видимо, прежде всего, в том, что он отказался от статичности в изображении людей, к которой тяготели его предшественники» .
«Цыганка» Лувр, Париж
• Свой этюд о Хальсе в книге «Гений места» Петр Вайль закончил так: «Голландская живопись отвечает изначальному значению русского слова – она живая. Проходишь двориком де Хоха меж кирпичных стен в пивную, полную хальсовских персонажей, – такие же крепкие, красномордые, оживленные, только бородки затупились» .
Высшее достижение Халса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Халса).
Постоянный: прежде всего портретист
Поэтому Хальс наиболее известен своими портретами, в основном состоятельных горожан, таких как Питер ван ден Брокке и Исаак Масса, которых он писал трижды, а также крупноформатными групповыми портретами, многие из которых изображают гражданских гвардейцев. Как художник эпохи барокко, он исповедовал интимный реализм с радикально свободным подходом. На его картинах изображены различные слои общества: банкеты или собрания офицеров, стрелков, членов гильдий, адмиралов, генералов, бургомистров, купцов, адвокатов и клерков, странствующих музыкантов и певцов, представителей высшего общества, рыботорговцев и героев таверн.
В своих групповых портретах, таких как портреты лучников из Сент-Адриана, Хальс запечатлевает каждого персонажа по-своему. Лица не идеализированы и хорошо узнаваемы; личности раскрываются через серию поз и мимику.
Согласно имеющимся источникам, он был подмастерьем у художника и искусствоведа Карела ван Мандера (Хальс владел несколькими картинами ван Мандера, которые были частью лота, проданного в 1652 году для погашения долгов пекарни). Вскоре он усовершенствовал свое искусство настолько, что оно превзошло работы его предшественников, таких как Ян ван Скорел и Антонио Моро, и постепенно освободился от традиционных условностей портретной живописи.
В то время как Рембрандт использует эффекты золотого блеска, основанные на искусственных контрастах, Хальс предпочитает дневной свет и серебряные отражения. Они оба — художники прикосновения, но ноты, которые они создают, имеют разный цвет: Рембрандт — бас, а Хальс — сопрано. Обладая редкой интуицией, Хальс сумел запечатлеть момент из жизни своих подопечных. Он с большой тщательностью передает то, что природа показывает в этот момент, используя тонкую градацию цветов и овладевая всеми формами выражения. Он приобрел такое мастерство, что нескольких резких, плавных мазков кисти достаточно, чтобы добиться точности тона, света и тени.
Выдающийся голландский портретист Франс Халс
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 01.02.2017 18:23 Франс Халс – один из представителей Золотого века голландской живописи.
Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи – XVII век. Самыми известными представителями живописи Голландии этого времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер и другие. Но Золотой век Голландии не ограничивался только искусством. Это период в истории Нидерландов, когда республика Соединённых провинций достигла своего расцвета также в торговле и науке. В Голландии XVII в. жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято называть «малыми голландцами». Этот термин обозначает небольшой размер и камерный характер их произведений. «Малые голландцы» работали преимущественно в трёх жанрах: пейзаж, натюрморт и бытовой жанр, причём с узкой специализацией. Халс был портретистом и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII в.