Иван билибин. иван билибин: главные факты о «сказочном художнике»&nbsp билибин фотографии

Художникам - иллюстраторам детских книг посвящается... – что толку в книжке, – подумала алиса, – если в ней нет ни картинок, ни разговоров ? в детстве. - презентация

Описание картины Ивана Билибина «Иван-Царевич и жар птица»


Иван-Царевич и жар птица. Иван Билибин. 1899 год, Художественный музей Ивангорода, Фото: opisanie-kartin.com

Название Иван-Царевич
Страна, художник Россия, Иван Билибин
Год 1899
Жанр иллюстрация
Где хранится Художественный музей Ивангорода
Материалы ватман, гуашь

Мы могли никогда не узнать о Иване Билибине, как о художнике, потому что художник собирался стать юристом. Он учился в университете, а для себя, забавы ради посещал рисовальную школу а затем художественное училище. В свое время Репин сказал о Билибине, что живопись ему не дается, но рисует он изумительно. Самую первую иллюстрацию к сказке мастер нарисовал в тысяча восемьсот девяносто девятом году. Это была иллюстрация к сказке о Иване-Царевиче и жар птице. Работал над жар птицей Иван Билибин в Тверской области. Образ жар птицы был художником выбран не случайно, жар птица снилась Билибину всегда перед знаковыми событиями в жизни.

Птица эта – настоящее волшебное создание. Ее перья переливаются необычным теплым чарующим светом. Каждое перо само по себе может не просто сохранить тепло, а еще и кого-нибудь согреть. Когда же перо перестает светить и греть, то превращается в золотое. Жар птица призвана охранять цвет папоротника, а из ее клюва сыплется жемчуг.

Иван-Царевич затаился, и ему удалось поймать жар птицу за хвост. Однако, удержать чудо-птицу он не смог, и в его руке осталось лишь перо, вырванное из хвоста волшебной птицы.

Сюжетно сказка очень богата и разнопланова, с большим количеством персонажей и героев. При работе над жар птицей Билибин не позволял себе никакой отсебятины. Картина должна быть узнаваемым моментом сказки. Мастеру удается передать сказочные образы, как будто бы он сам ее сочинял или являлся ее участником. Кроме красочных красивых перьев волшебной птицы, Билибину удается воспроизвести четкие сказочные образы во всех тонкостях и нюансах.

Рисовать выходил мастер к одной из глухих деревушек

Это было очень важно, он должен был понимать, насколько густы тут лесные дебри. Сосны, осины, березки – все это сказочные деревья из лесной чащи

Рисует мастер их с большой любовью и заботой.

К образу Ивана-Царевича художник подошел тоже очень ответственно, он штудировал былины и изучал изображения, чтобы максимально достоверно прорисовать одежды Царевича, подчеркнув тем самым принадлежность его к старинному русскому роду.

Иллюстрация очень глубокая с множеством деталей и нюансов, можно сказать, что в одном лишь этом изображении зашифрована почти вся сказка.

Василисы Прекрасная и Премудрая — как они появились?

Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича

В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

«Баба-Яга в ступе», Билибин

Год написания: 1900Размер: НеизвестноМестонахождение: Институт искусств, Чикаго, США

Вариант 1 — Кратко

7 предложений/ 100 слов

Картина Ивана Билибина «Баба-Яга в ступе» стала иллюстрацией к русской народной сказке «Василиса прекрасная». На рисунке хозяйка леса изображена грозным духом, несущимся по своим владениям в деревянной ступе.

В руках у Бабы-Яги посох и помело, на плечах розовая рубаха, поверх которой надет длинный голубой сарафан, весь покрытый заплатами. Седые спутанные волосы старухи развеваются на ветру. Жаром горят её злые глаза, устрашающе выглядит на морщинистом землистом лице огромный крючковатый нос.

Окружающий героиню пейзаж также кажется не менее зловещим. За спиной Бабы-Яги сошлась густая стена леса, у ног старухи растут ядовитые мухоморы, рядом валяются сломанные стволы деревьев и стоят засохшие молодые ели.

Вариант 2 — Подробно

12 предложений/ 205 слов

Картина «Баба-Яга в ступе» — это одна из многочисленных ярких иллюстраций Ивана Билибина, созданная художником для русской народной сказки «Василиса прекрасная». На полотне грозная хозяйка леса предстаёт перед зрителем во всём своём пугающем «великолепии».

Баба-Яга, одетая в просторную розовую рубаху и длинный голубой сарафан с заплатами, несётся сквозь густые заросли на своей ступе. В руках она держит посох и помело. Седые растрёпанные волосы старухи развеваются на ветру, что свидетельствует о чрезвычайно высокой скорости её передвижений.

Суровое морщинистое лицо землистого оттенка, огромный крючковатый нос и длинные волосатые руки с когтями — всё это внушает настоящий ужас. В то же время в чертах лица Бабы-Яги читается какая-то мудрость и даже грусть, что делает её образ в глазах зрителя более человечным.

Тем не менее старуха всё же является злым лесным духом, поэтому сама природа в её присутствии обретает зловещие черты. Лес за спиной героини сходится густой стеной, а на болотистой земле у её ног вырастают ядовитые мухоморы. Здесь же стоят засохшие молодые ели и валяются сломанные сухие берёзовые стволы.

Для создания образа Бабы-Яги и окружающего её пейзажа Билибин использовал преимущественно зелёные и коричневые краски, а преобладающим на картине стал болотный цвет. Это также позволило художника воспроизвести зловещую атмосферу страха и одиночества, наилучшим образом передающую характер главной героини иллюстрации.

см. также:Все сочинения-описания картин

👍 За: некоторые жанры лучше воспринимаются при чтении бумажных книг

Alexandra P. покупает художественную литературу на бумаге

Художественную литературу читаю исключительно в бумажном виде. Чтение с экрана — это просто получение информации, а чтение бумажной книги — это ни с чем не сравнимое удовольствие.

Не думаю, что когда-то откажусь от бумажных книг, хотя меня немного ужасает их прирост в моей библиотеке. Я уже давно покупаю больше, чем прочитываю.

Alsu Vakhitova на бумаге читает только нон-фикшен

Я читаю регулярно и очень много, со всех трех источников. Художественная литература делится примерно поровну между аудиокнигами со «Сторитела» и электронными — читаю с Киндла. Аудиокниги я включаю фоном на большинство рутинных дел и прогулку, а с электронкой могу расслабиться вечером или в выходные.

С бумажными книгами отдельная история. Я заметила за собой, что мне крайне трудно воспринимать нехудожественную литературу в электронном формате. Могу прочитать одну страницу раз пять и все равно потерять смысл происходящего. Не знаю, есть ли у этого явления какое-то объяснение, но если в книге нет связного сюжета, она просто не воспринимается с экрана или в аудио. Поэтому учебники, нон-фикшен и всякий научпоп я вынуждена читать исключительно с бумаги.

Ирма Граммер покупает бумажные издания книг с упражнениями

Иван Билибин картины

Баба-Яга. Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная

Белый всадник. Сказка Василиса Прекрасная

Иллюстрация к былине Вольга

Иллюстрация к сказке Белая уточка

Сказка Марья Моревна

Иллюстрация к Сказке о Золотом петушке

Сказка о царе Салтане

Иллюстрация к Сказке о царе Салтане

Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке

Иллюстрация к Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке

Иллюстрация к сказке Перышко Финиста Ясного Сокола

6 июня почитатели творчества Александра Сергеевича Пушкина отмечали его день рождения. Сегодня мы хотели бы показать вам иллюстрации к сказкам писателя, выполненные замечательным русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным
. Конечно, кому-то это имя знакомо с детства. Тем более приятно будет взглянуть на рисунки, полюбившиеся когда-то.

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам “Царевна-лягушка”, “Пёрышко Финиста-Ясна Сокола”, “Василиса Прекрасная”, “Марья Моревна”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Белая уточка”, к сказкам А. С. Пушкина – “Сказка о царе Салтане”(1904-1905), “Сказка о золотом петушке”(1906-1907), “Сказка о рыбаке и рыбке”(1939) и многим другим.

Художник разработал систему графических приёмов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Билибин стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчёркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к “Сказке о царе Салтане” А. С. Пушкина. Её Иван Яковлевич иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И всё-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезённых из Греции, Турции, Ирана, Италии.

Эта сказка с её многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки.

Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приёма гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента.

Иллюстрация с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую “Большую волну” японского художника Кацусики Хокусая.

Кацусики Хокусай. Гравюра на дереве “Большая волна в Канагаве”. 1823-1829.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравёра. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твёрдость линии товарищи шутливо прозвали его “Иван-твёрдая рука”.

В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.

Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не чёрным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.

Василиса Прекрасная (русская народная сказка)

…Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на поляну, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо столбов у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам чёрный, одет во всем чёрном и на чёрном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь…

Василиса Прекрасная Баба-Яга в ступе Чёрный всадник

§ Баба-Яга в окружении русалок на – решение логических задач средствами алгебры логики.

Руслан и Людмила :: Пещера Фингала
…Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней
Идёт под дремлющие своды,
Ровесники самой природы…     Александр Сергеевич Пушкин

Садко :: Ночь на берегу Ильмень озера…Светлой летней ночью вышел Садко на крутой берег Ильмень озера, сел на бел-горюч камень и задумался невесело. «Слушай, ты, волна зыбучая, ты, раздольице широкое, про мою ли участь горькую да про думушку заветную»…

Руслан и Людмила :: Пещера Фингала Садко :: Ночь на берегу Ильмень озера

§ Поэтическим натурам предлагаю насладиться лунным светом на зелёной страничке «Луна в живописи».
§ Об изменчивости и непостоянстве цвета Луны читайте на зелёной страничке «Описание Луны в поэтических произведениях» – прогулка по лунной поэзии и живописи.

Сказка «Царевна-лягушка»…Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.
Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»
– «Бери! – отвечает ему царь. – Знать, судьба твоя такова»…

«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»…Серый волк вымолвил эти речи, ударился о сыру землю – и стал прекрасною королевною Еленою, так что никак и узнать нельзя, чтоб то не она была. Иван-царевич взял серого волка, пошёл во дворец к царю Афрону, а прекрасной королевне Елене велел дожидаться за городом. Когда Иван-царевич пришёл к царю Афрону с мнимою Еленою Прекрасною, то царь вельми возрадовался в сердце своём, что получил такое сокровище, которого он давно желал…

Сказка«Царевна-лягушка» «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» Сказка «Пёрышко Финиста ясного сокола»

«Я большой националист и очень люблю Россию» (И. Билибин)

После Февральской революции Билибин создал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.Октябрьскую революцию Билибин не принял. В 1920 г. он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, а в 1925 г. переехал в Париж. Там он активно продолжил работу в книжном искусстве и сценографии. Для украшения частных домов и ресторанов он создавал красочные панно. Его стиль за границей называли «стилем рюсс».В Египте и Чехословакии Билибин оформил несколько православных храмов.

И. Билибин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Святогор» (1940)
В 1936 г. он вернулся в Россию и вновь поселился в Ленинграде. Преподавал во Всероссийской академии художеств, вновь оформил «Сказку о царе Салтане», а также одноименную оперу Н.А. Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Выполнил иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр I» (1937) и к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1939).

Иллюстрация И. Билибина к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
Умер в блокадном Ленинграде от голода в 1942 г. Он не согласился покинуть осаждённый город, ответив на это предложение категорично: «Из осаждённой крепости не бегут. Её защищают». Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Братское захоронение, где покоится великий русский художник Иван Яковлевич Билибин

Шедевр из папки для файлов

Многие дети так обожают свои книжки, что буквально не расстаются с ними. Они могут часами напролет играть на улице, не выпускаю из рук любимую книжку. Это приводит к тому, что страницы начинают пачкаться, стираться и рваться. Чтобы избежать неприятных последствий, можно создать книжку, страницы который будут под защитой. Папка для файлов как нельзя лучше справиться с данной задачей!

Для создания долговечного шедевра потребуется:

  • Папка с файлами яркого, красивого цвета;
  • Цветной картон;
  • Иллюстрационные заготовки;
  • Клей.

Готовые картинки нужно наклеить на картон.

После полного высыхания клея, получившиеся яркие страницы можно вставлять в файлы.

Последнее что остается — украсить обложку шедевра ярким названием и иллюстрациями.

Такой способ оформления детской книжки весьма оригинален, ведь с одной стороны файла может быть яркая картинка, а с обратной интересная мини-сказка либо загадка. Такая книжка очень мобильна, ведь страницы всегда можно заменять новыми.

Северная экспедиция

В 1902-1904 гг. Билибин по заданию этнографического отдела Русского музея отправился в экспедицию по Архангельской, Вологодской, Тверской, Олонецкой губерниям, а позже – в Карелию и Кижи. Он не только создал фотоархив деревянной архитектуры, но и привёз в Петербург кружева, прялки, посуду, ларцы, вышивки и другие изделия народного промысла: «Только недавно открыли, точно Америку, старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен порыв открывших её – вернуть! Вернуть!», — убеждал он.

И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» (1900)
Билибин был одним из первых русских художников, совершивших поездку по русскому Северу, изучая его самобытное искусство. Мир лубка, резьбы по дереву, древнерусской архитектуры, народного ткачества он воплотил затем в свои иллюстрации, и это сыграло решающую роль в становлении билибинского стиля.

И. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» (Комар)

👎 Против: бумажные книги дороже, чем электронные

Marina Mars не хранит дома бумажные книги

Читаю только в электронном виде. Бумажные книги обходятся в гигантскую сумму, и их негде хранить. У меня нет возможности сделать одну комнату библиотекой. Раньше, до пандемии, иногда брала бумажные книги в библиотеке, но сейчас не хочется этого делать.

Парампампам боится потратить зарплату на книги

Читаю только электронные книги. В неделю могу прочитать два-три тома, а за месяц — около десяти. Учитывая стоимость бумажных книг, мне пришлось бы работать только на них.

Барбара Шкафиц считает новые книги чересчур дорогими

Чаще всего читаю электронные книжки. Кроме, пожалуй, учебной литературы: там все же мне удобнее бумажная книга, чтобы делать пометки на полях, выделять какие-то куски текста. Я знаю, что в большинстве электронных приложений для чтения эти функции есть, но мне удобнее на бумаге. Собственно, на цифру перешла исключительно из-за нелепо высоких цен на книги. У меня рука не поднимается отдавать за какую-нибудь одноразовую фантастику или комикс 1000 Р и более. А в местных провинциальных библиотеках новинок днем с огнем не сыщешь.

Смерть

В том, что возвращаться все-таки плохая примета, можно убедиться на примере печальной кончины великого художника. Через пять лет после его возвращения началась война, город был осажден. Неизвестно, не смог он выехать из блокадного Ленинграда или добровольно от этого отказался. Но даже в такое тяжелое время он продолжал творческую деятельность. Глубоко переживая за терзаемую войной родину, он написал оду в стихах, которую опубликовали уже после его смерти.

Скончался художник Иван Билибин в блокадном Ленинграде зимой в 1942 году от голода. Похоронен он в общей могиле вместе с профессорами Художественной академии.

Творчество Ивана Яковлевича произвело неимоверный сдвиг в российском искусстве в целом и в иллюстрации в частности. Его картины — это истории в миниатюре, по которым вполне можно изучать древнерусский быт, культуру и обычаи. При этом популярность билибинского стиля шагнула далеко за пределы его родины. Книги с работами художника продолжают печататься и в наше время. Его художественное наследие насчитывает сотни иллюстраций не только к русским сказкам, но и к зарубежным, а также множество уникальных декораций и костюмов к спектаклям и театральным постановкам, многочисленные эскизы фресок и настенных панно. Иван Билибин возродил исконные творческие традиции народов Руси, адаптировал их и сделал доступными для современников.

Билибин Иван Яковлевич в первую очередь известен своими графическими иллюстрациями к русскому эпосу. В последние годы своей жизни художник работал над зарисовками к сборнику Водовозова Н. В. «Слово о стольном Киеве и

Северная экспедиция

В 1902-1904 гг. Билибин по заданию этнографического отдела Русского музея отправился в экспедицию по Архангельской, Вологодской, Тверской, Олонецкой губерниям, а позже – в Карелию и Кижи. Он не только создал фотоархив деревянной архитектуры, но и привёз в Петербург кружева, прялки, посуду, ларцы, вышивки и другие изделия народного промысла: «Только недавно открыли, точно Америку, старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен порыв открывших её – вернуть! Вернуть!», — убеждал он.

И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» (1900)
Билибин был одним из первых русских художников, совершивших поездку по русскому Северу, изучая его самобытное искусство. Мир лубка, резьбы по дереву, древнерусской архитектуры, народного ткачества он воплотил затем в свои иллюстрации, и это сыграло решающую роль в становлении билибинского стиля.

И. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» (Комар)

👍 За: бумажные книги помогают отдохнуть от экрана

Little Marie старается читать чаще бумажные книги

Я читаю бумажные книги по одной причине: так комфортнее всего для глаз. Я работаю за компьютером, все мы часть жизни проводим в смартфонах, так что с телефона стараюсь не читать вообще. Ну и я люблю книжки. Мне нравится прийти и покопаться в «Подписных изданиях», посмотреть тематические подборки. Плюс половина книг у меня по искусству, с картинками — это точно только бумага. Такие только для дома.

Аудио не слушаю, эту нишу у меня занимают подкасты. Электронные книги иногда читаю, но в целом можно почти все найти в дорожном формате. В последнем отпуске перечитывала «Сто лет одиночества» в мягкой обложке: мне так удобнее, чем брать электронную книгу, провода, скачивать и следить за зарядкой. Библиотека большая, если вижу книгу, которую хочу почитать, в приличной обложке и с комфортным шрифтом, то всегда беру. Как правило, две-три книги у меня есть непрочитанные. Ну и абсолютно точно бумажные дочитываю чаще, так как физически вижу, сколько осталось.

Виктор Сикирин устает от экранов

Большинство книг читаю со смартфона, остальные — с читалки или бумаги. С гаджетов, конечно, читать удобнее — лет пять читал только с телефона, но от бумаги не отказываюсь. Периодически раздаю или распродаю бумажные книги, но потом они постепенно снова накапливаются. Полностью избавиться от бумаги не могу, потому что к некоторым томикам привязался эмоционально. А еще мне надоедает читать все только с гаджетов: бумага позволяет переключиться на другой опыт.

Когда говорят о высокой стоимости бумажных книг, часто забывают, что и электронные не бесплатные. Если речь не о пиратских сайтах, то разница между ними — несколько сотен рублей, поэтому часто морально проще купить бумажную, чем легальную электронную. Да и, покупая бумажную книгу, мы платим не только за бумагу, но и оплачиваем работу автора, переводчика, редактора, корректора, верстальщика и еще десятков людей, без которых книги не было бы.

Anna Mityakova читает с бумаги профессиональную литературу

Не читаю с телефона, планшета или компьютера: никаких светящихся экранов, и так весь день в них пялюсь. Купила свою первую электронную книгу, когда они только появились в России. С тех пор постоянно пользуюсь ридерами — сейчас Kindle Paperwhite. Но в последнее время чаще стала читать профессиональную литературу, а в ридере это делать неудобно, так как постоянно хочется ставить закладки, листать туда-сюда. Поэтому расширяю библиотеку бумажных книг. Художественная литература все еще отлично читается на ридере.

Преподавательская деятельность и личная жизнь

Иван Билибин успешно совмещал работу над иллюстрациями и занятия с учениками. Он преподавал графику в Рисовальной школе поощрения художеств, в которой когда-то сам учился. Его учениками были художники Константин Елисеев, Николай Кузьмин, Георгий Нарбут, а также две его будущие супруги.

Примерно в тот период Билибин женится, и его первой женой стала Мария Чемберс, художник-оформитель. Она тоже окончила упомянутую школу. У них родилось двое сыновей. Однако брак не был счастливым и через несколько лет они разошлись. После чего Мария с сыновьями уехала жить в Англию.

Иван женился второй раз на одной из своих учениц Рене О»Коннель. После обучения она стала работать художником на фарфоровом заводе. Детей в этом браке не было. Через пять лет они развелись.

Его третьей и последней супругой стала Александра Щекатихина-Потоцкая. Она тоже была его бывшей ученицей и художником по фарфору, как и предыдущая жена. Александра будет сопровождать Билибина во всех его переездах и останется с ним до самого конца.

Иван Яковлевич активно участвовал в возрождении художественных традиций и декоративно-прикладного искусства Руси. Ему принадлежат такие строки: «Старую художественную Русь открыли совсем недавно, точно Америку. Хоть занесена она толстым слоем пыли и вся заплесневела, но все же она прекрасна». Его деятельность способствовала интересу не только к древнерусскому творчеству, но и к быту, обычаям, культурному наследию.

Детство и юность

Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления .

Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал с младшего судового врача, затем поднялся до главного лекаря морского госпиталя в латвийском городе Либаве. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле, обучаясь у прославленного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.

Юный Билибин рисовал с ранних лет, его работы отличались живостью красок и реалистичностью сюжетов. Но он не считал занятие творчеством основным. Лишь в 1895 году, во время обучения в Санкт-Петербургском университете по направлению юриспруденции, он поступил в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора.

В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств.

Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука.

В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.

👎 Против: бумажные книги занимают много места

Ксения Подлесная собирает огромную электронную библиотеку

В моей физической библиотеке нет столько места, поэтому, когда корпораты дали мне премиум на «Майбук», я оторвалась по полной. Кроме этого сервиса, есть библиотека на «Литресе» и «Литнете»: мне нравится иногда фанфикшен всякий почитывать.

Люблю читать с детства. Была частым гостем в школьной и районной библиотеке, покупала книги на карманные деньги, менялась с друзьями, заглядывала во взрослую библиотеку моей мамы и бабушки, листала энциклопедии. А когда появилась возможность читать электронки, я читала как не в себя. Даже с экрана Сони Эриксона W700i — потому что это оказалось продуктивнее и дешевле, чем бумажные книги.

До сих пор люблю бумагу, но приятная прохлада Айпада тоже мне по душе :)

Sedmikraska отдает старые книги, чтобы не занимали место

Читаю и бумажные книги, и электронные, и еще со смартфона. С бумажными большая проблема: их неудобно брать в путешествия и непонятно, куда их девать после чтения. Отдаю на благотворительные продажи, буккроссинг и знакомым. Библиотеку не собираю: не понимаю, зачем она мне и кто будет читать все эти книги. Ну и покупаю бумажные редко — в основном на благотворительных распродажах. Или беру почитать у знакомых, потому что так удобнее делать фотографии для книжных обзоров.

А вот аудиокниги у меня не прижились: постоянно отвлекаюсь на свои мысли при прослушивании.

Первые иллюстрации

Интерес к народному стилю у молодого художника проявился под влиянием картины Виктора Васнецова «Богатыри», которую он увидел на одной из выставок. Атмосфера русской старины настолько его очаровала, что он отправляется в путешествие по сельским глубинкам. Гуляет там по дремучим лесам, рисует старые деревянные избушки, орнаменты и всячески проникается духом старины. После этого он начинает создавать рисунки в своем уникальном стиле. Первые книжные иллюстрации Иван Билибин рисует к сказкам из сборника Александра Афанасьева.

«Царевна-Лягушка», «Иван-царевич», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — самые из них. Эти книги моментально стали популярными благодаря не только необычной стилизации, но и особому видению народных сказочных образов Бабы-Яги, Змея Горыныча, богатырей, Ивана Царевича. Билибин не только рисовал персонажей, но и заключал каждую иллюстрацию в декоративное обрамление с орнаментом, который соответствовал характеру сказочных героев. Он также оформлял обложки книг, а названия писал шрифтом, стилизованным под старинную славянскую письменность.

Возвращение к жизни

Иван Билибин, иллюстрация к роману Алексея Толстого «Петр Первый»

По-настоящему Билибин вернулся к жизни только в 1925 году, когда переехал в Париж и нашел себя в театральной жизни. Русскую оперу ставили и в Европе, и в Америке – и Билибин был востребован. Выходили новые книги, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи». Он создавал стиль русской оперы по всему миру. В эмиграции Билибин не бедствовал, но его мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин… И, когда до него дошли слухи о том, что СССР – не черная дыра, что там в почете литература и театр, что там помнят и ценят его графику – Билибин стал подумывать о возвращении.

В середине тридцатых Билибин создает панно (да не какое-нибудь, а про Микулу Селяниновича!) для советского посольства в Париже. Пришло время возвращаться на Родину… Приняли его в Ленинграде радушно. Он приехал на родную землю не умирать, а работать. К счастью, ему не вспоминали «белогвардейского» прошлого. Он снова нарасхват. Переиздаются классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фондом». Он профессорствует в Академии художеств, сотрудничает с Александринкой и Мариинкой. Правда, в те годы эти театры назывались иначе – Пушкинский и Кировский.

Становится доктором искусствоведения. Иллюстрирует роман другого возвращенца – «Петр Первый» Алексея Толстого. Правда, Алексей Николаевич прожил на чужбине всего лишь несколько лет. Просто переждал грозу. А Билибин все-таки почти прижился в Париже, а родных берегов не видал полтора десятилетия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: