Ослепление Самсона. Картина Рембрандта
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Ослепление Самсона». Размер картины 236 x 302 см, холст, масло. Самсон — знаменитый библейский судия-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян. Будучи посвящен Богу в качестве назарея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Нарушив обет назарейства, он поддался страсти к коварной Далиле и был тайно лишен ею и волос, и силы, к великой радости филистимлян, которые овладели обессиленным богатырем, ослепили его и, уведя в плен, поставили Самсона на унизительную работу при мельничном жернове. Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Его жизнь закончилась под развалинами филистимского капища, потрясенного им и рухнувшего на него вместе с массой ликовавших на его кровле филистимлян. Самсон как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Книги Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей, находящих любопытное подтверждение в исследованиях новейших археологов и географов.Уже первые исторические картины с библейскими сценами — от «Мученичества святого Стефана» (1625) до «Давида и Саула» (1630), от Христа, изгоняющего торговцев из храма (1626), до «Христа в Эммаусе» (около 1629) и «Динария кесаря» (1629), лучшие портреты этого времени, изображения пророчиц, апостолов и портреты выражают своеобразное противоречивое стремление художника к выразительности, являясь сплавом холодной серьёзности и драматического накала в творчестве Рембрандта.
И это было не случайно. За этим стремлением скрывается, по-видимому, желание Рембрандта воплотить в тематически определённом действии, в событиях, страданиях и триумфе не только «страсти», но и показать раздвоенность, противоречивость человеческой сущности и в этом показе достичь пределов обнажённой жизненной правды. С возникновением таких представлений изображающая сила художника Рембрандта начинает опережать воспринимающее сознание. Она развёртывает в изображениях Рембрандта благодаря захватывающей неподкупности воззрения и живому стремлению к правдивости живописную панораму, «не замутнённую никаким морализмом вещественности» и вызывает к жизни такую всеобъемлющую иронию по отношению к существующей реальности, которую Томас Манн определял как «в своей неподкупности чудовищный смысл искусства», как «всеутверждение, являющееся одновременно и всеотрицанием».
Самсон и Далила
Он обладал удивительной силой, секрет которой филистимляне не знали. Самсон наносил им раз за разом столь громкие поражения, что враги прибегли к подлости: Далилу, любимую женщину Самсона, подговорили выдать тайну.
П. П. Рубенс. «Самсон и Далила», 1609 г.
За свое предательство она получила почти шестьдесят три килограмма чистого серебра. Оказалось, сила была заключена в длинных волосах: Самсон был назореем и давал обет Господу никогда не стричь своих волос.
Во время сна в доме Далилы волосы тайно были обрезаны, а сам Самсон закован в цепи и подвергнулся насмешкам и унижениям, отведен в Газу в дом узников.
История появления
Далила (русская форма – Далида) появилась в Книге Судей как пример борьбы с плотской страстью. Богословы предполагают, что предки под маской красивой обольстительницы подразумевали самого дьявола, только женского рода, и якобы сначала его имя фигурировало в источнике. Лишь в 16-17 годах, когда Ветхий Завет пережил редакторские правки, откровенное указание на хрестоматийного искусителя решили завуалировать и заменить нейтральной Далилой.
Далила на картинах Франческо Мороне и Андреа Мантеньи
То, что под образом коварной девушки скрывался дьявол, доказывает и старинная картина Андреа Мантенья (предположительно конец 15 века), на которой красавица Далила состригает волосы Самсона. Рядом с персонажами растет дерево, где виднеется надпись «Foemina diabolo», что в переводе означает «женщина-дьявол». Ни о какой Далиле речь не ведется.
Трактуя Книгу Судей, богословы отмечают всю важность борьбы христиан со слепой похотью, ведь подавить бушующие страсти порой намного труднее, чем победить на войне. Епископ Феодорит Кирский интерпретирует сюжет так:
Скульптура Самсона
В 1735 году в Петергофе, в память победы русского оружия над Швецией, был установлен фонтан, изображающий библейского Самсона, раздирающего пасть Льву.
Здесь все знаменательно: Полтавская победа была одержана в день памяти преподобного Самсона Странноприимца, герб же шведского государства украшал лев. В его создании принимали участие следующие видные специалисты: Растрелли, Земцов, Суалем, Воронихин, Козловский.
В силу разных причин материал, из которого была изготовлена композиция, менялся. Сначала это был свинец, затем – бронза, после Великой Отечественной войны – снова бронза, вот только восстанавливать утраченную фигуру пришлось по чертежам и фотографиям.
Последняя реставрация знаменитого фонтана состоялась в апреле две тысячи одиннадцатого года.
Ослепление Самсона
Он был полностью ослеплен, всюду передвигаясь с мальчиком – поводырем. Однажды язычники – филистимляне в день празднования памяти Дагона привели Самсона в свое собрание, подвергая его особенным издевкам.
П. П. Рубенс. «Смерть Самсона», 1605 г.
Волосы его к тому времени постепенно отрастали, сам Самсон горько оплакивал свой блуд. Он попросил поводыря подвести себя к двум большим колоннам, на которые опиралась основная часть здания, будто бы желая убедиться в их прочности.
Воззвав к Богу, Самсон разорвал цепи, которыми был окован, и обрушил здание, погубив большое количество филистимлян. Сам он также погиб под обломками. Похоронили Самсона рядом с отцом.
В культуре
Экранизация библейского сюжета принадлежит американскому кинорежиссеру Сесилу Блаунту Де Миллю. В 1949 году на экраны кинотеатров вышла драма «Самсон и Далила», повторяющая оригинальное повествование. Картина, где в главных ролях выступили Хеди Ламарр (Далила) и Виктор Мэтьюр (Самсон), претендовала на «Оскар» в пяти номинациях.
Хеди Ламарр в роли Далилы
В итоге удалось заполучить две статуэтки – критики оценили работу художника-постановщика и художников по костюмам. С проката ленты авторы заработали $12 млн. – огромные деньги по тем временам. Впрочем, зрители остались недовольны игрой актеров, но зато отметили великолепие декораций, костюмов и спецэффектов.
К читателям, далеким от божественных книг, любовные приключения Далилы и Самсона пришли с легкой руки финского прозаика Йоханнеса Линнанкоски и еврейского писателя и поэта Владимира (Зеева) Жаботинского.
Книга «Самсон Назорей» под авторством Жаботинского появилась в магазинах в 1927 году. По мотивам литературного труда собирался снимать приключенческий блокбастер Сергей Бодров-старший. Режиссер планировал начать съемки летом 2020 года в Израиле и Марокко. Информацией о том, началась ли работа, СМИ пока не располагают.
Знаменитая опера, в основу которой легли детали судьбы библейских персонажей, пополнила творческую копилку композитора Камиля Сен-Санса. Музыкальное произведение в трех действиях, дебютировавшее в 1877 году в немецком Веймаре, и сегодня входит в репертуар оперных театров. Партию Далилы написали специально для Полины Виардо. Позже роль филистимлянской предательницы исполняли Мария Максакова, Ширли Верретт, Елена Образцова и другие оперные певицы.
Далила на картинах Рубенса и Кирка Ричардса
Отношения Самсона и Далилы – излюбленный сюжет для художников, начиная с эпохи Ренессанса. Этой паре посвящали полотна Франческо Мороне, Соломон Джозеф Соломон, Оскар Перейра да Силва и даже Рубенс. Знаменитой современной работой, где Далила сидит в одиночестве с состриженной прядью волос любовника и мешками, полными серебра, считается картина Кирка Ричардса.
Рембрант «Ослепление Самсона».
Это случилось в голландском городе Лейден, расположенном на берегу Рейна, от которого уважаемое в округе семейство получило прозвище «Ван Рейн». О детских годах великого голландца мы знаем очень мало, известно лишь, что Рембрандт никогда не вспоминал о жизни в Лейдене с неприязнью.
В 1620 году отец послал юного Харменса в университет, рассчитывая увидеть его юристом или теологом, но все интересы новоиспечённого студента были связаны с живописью. Голландия XVII века являлась одной из самых передовых стран того времени, извечного конфликта «отцов и детей» не получилось, и скоро родители Рембрандта забрали сына из университета и отдали его первому учителю живописи Якову Ван Сваненбюрху. Проучившись у Ван Сваненбюрха около трёх лет, Рембрандт ушёл от него в мастерскую Питера Ластмана, где неопытный ещё художник получил более серьёзную школу. Сам Ластман был признанный мастер исторической живописи, и любовь Рембрандта к библейской тематике во многом объясняется влиянием учителя. В восемнадцать лет Рембрандт возвращается в Лейден и открывает здесь собственную мастерскую. Пристрастие художника к изображению историко-религиозных сюжетов выявляется уже в этот, самый ранний период его творчества. «Избиение Святого Стефана» (1625 г.), «Валаам» (1626 г.), «Товий и ангел» (1626 г.), «Давид и Голиаф» (приблизительно 1627 г.), «Самсон и Далила» (1628 г.), «Иеремия» (1630 г.), с их натурализмом, виртуозностью исполнения, гармонией цветов и оттенков буквально потрясли современников. Но вместе с тем, Рембрандт становится подлинным мастером портрета (особенно удачно у него получались изображения умудрённых жизнью стариков) и автопортрета1. В 1631 году Рембрандт решает покорить столицу Голландии Амстердам, крупнейший культурный и торговый город. Слава Рембрандта переехала сюда задолго до него, поэтому дела в Амстердаме сразу же пошли на лад. От богатых заказчиков не было отбоя, мастерская художника стала центром притяжения для всех культурных людей голландской столицы. За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников. Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов. Он молод, счастлив в любви, богат, полон энергии. Богатейшая коллекция восточных костюмов, старинного оружия, ковров, экзотической утвари, украшений очень помогает ему в работе для создания исторического антуража героям библейской старины. В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину «Ослепление Самсона». В основу картины легла история из Ветхого Завета. Самсон – великий герой и непобедимый силач страстно влюблён в Далилу, дочь народа филистимлян, с которым иудеи жестоко враждуют. Далила, которую подкупили телегой серебра, выпытывает у своего возлюбленного тайну его нечеловеческой силы. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. И вот ночью Далила остригает кудри Самсона, чем лишает его силы и призывает притаившихся наготове своих сородичей. Полные жаждой мщения филистимляне ослепляют Самсона и ввергают его в темницу. Проходит довольно много времени, и Самсона приводят в царский дворец, чтобы поиздеваться над беспомощным героем, но его волосы успели отрасти, а вместе с волосами вернулась и сила. Слепой Самсон обрушивает стены здания на собравшихся филистимлян, но и сам гибнет вместе с ними.
Сюжет картины «Ослепление Самсона», переданный современным художником.
На этот сюжет художниками Возрождения и Нового времени была написана не одна картина, но обычно изображались нейтральные эпизоды, например, искушение Самсона, или же тот момент, когда Далила остригает ему волосы. Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории – сцену ослепления. Вид Самсона беспомощно бьющегося в руках беспощадных врагов (размеры картины таковы, что все фигуры изображены в натуральную величину), орудие ослепления – зловещий изогнутый кинжал, торжество Далилы, выбегающей из шатра с ножницами в одной руке и волосами Самсона в другой – всё это производит на зрителя удручающее впечатление. Возможно, именно из-за мрачного натурализма картины, искусствоведы, говоря о творчестве Рембрандта, вспоминают об «Ослеплении Самсона» гораздо реже, чем она того заслуживает. Во всяком случае, великолепная игра света и тени, психологизм и динамика изображённой сцены ставят это произведение в ряд величайших шедевров живописи. В настоящее время картина «Ослепление Самсона» находится в собрании Штеделевского Художественного института во Франкфурте-на-Майне.
Ослепление Самсона: sinkinghands
Мальчик с собакой
Бартоломе Эстебан Мурильо «Мальчик с собакой» (между 1655-1660). Холст, масло. 70 x 60 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия. Бартоломе Мурильо,…
Еловый лес
Густав Климт «Еловый лес» (1901). Холст, масло. Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver…
Жанна Эбютерн в большой шляпе
Амедео Модильяни «Жанна Эбютерн в большой шляпе» (1918). Холст, масло. 55 x 38 см. Частное собрание. Безусловная любовь и забота этой девушки…
Пейзаж в Эксе
Поль Сезанн «Пейзаж в Эксе (Гора Святой Виктории)», (1905). Холст, масло. 60 x 74 см. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва, Россия…
Поцелуи в мировой живописи
Но вообще, про поцелуи все же тоже можно вспомнить. По крайней мере, в таком формате. Марк Шагал. «День рождения». 1915: Рене Магритт.…
Паркетчики
Гюстав Кайботт. «Паркетчики» (1875). Холст, масло. 102×146.5 см. Музей Орсе, Париж, Франция. Впервые картина была представлена жюри Парижского…
Возвращение с войны
Питер Пауль Рубенс «Возвращение с войны» (1610-1612). Холст, масло. 228 x 187 см. Музей Гетти, Лос Анджелес, США. Другое название…
Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника
Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» (1871). Холст, масло. 144,3 х 162,4 см. Музей Д’Орсе, Париж, Франция.…