Личная жизнь
Год спустя, в 1870, художник знакомится с Гортензией Фике, которая становится его постоянной натурщицей. Начавшуюся в этом же году войну с Пруссией, Сезанн, вместе с Фике, пережидал в Эстаке (провинция Прованс). Живописец тщательно скрывал от семьи свою связь с натурщицей, иначе разгневанный отец мог оставить его без содержания, которого и так едва хватало на жизнь. Лишь благодаря скудной помощи отца художнику, не понятому и не принятому публикой, удавалось выживать, поэтому, даже когда у Гротензии в 1872 году родился сын Поль, это важнейшее событие осталось тайной для всех близких Сезанна.
Вскоре художник перебирается в Понтуаз, где жил Камиль Писсарро – один из немногих, кто верил в потенциал Сезанна. Поддержка друга оказалась очень кстати. Импрессионист Писсарро учил, что нужно отречься от своего эго и писать то, что видишь, перенося на холст реальное состояние природы и не интерпретируя окружающий мир.
Здесь же Сезанна представляют доктору Фердинанду Гаше, который увлекался живописью и ценил «новое» искусство. Гаше сразу заявил, что считает Сезанна великим художником, и убедил его переехать в его дом в Овере. Восторженное восприятие Гаше творчества Сезанна вселило в живописца надежду. Никто и никогда до этих пор не интересовался его работами и не принимал их всерьез. Здесь же художник почувствовал подлинный интерес всей семьи Гаше к своему творчеству и стал писать многочисленные пейзажи, увлекшись импрессионистическим методом письма.
Искушение святого Антония
Произведение «Искушение святого Антония» (1867-1869 годы, Фонд Э. Бюрле, Цюрих) относится к ранним работам Сезанна. Используя классический религиозный сюжет, художник изображает обнаженные женские тела на фоне природы. Собственно, сюжет был лишь поводом для открытого написания обнаженной натуры. Сам святой Антоний, который, по идее, должен был быть центральным персонажем картины, отведено скромное место у левого края полотна, да и там, его фигура практически сливается с фоном.
Ни в лице, ни в позе святого Антония не читается внутренняя борьба человеческой плоти и духа. Если бы целью художника было изображение христианского святого, борющегося с греховным наваждением, то можно было бы сказать, что работа Сезанну не удалась. Но живописец вовсе к этому не стремился, его интересовали лишь женские тела.
Резкие контрасты светотени лепят объем, с помощью мощных монументальных форм. Сама классическая пирамидальная композиция центральной части работы, кажется, не имеет отношения к сюжету: девушки, образующие замкнутый круг своими фигурами, вовсе не обращаются к святому Антонию. Они существуют независимо от него. И лишь умело скомпонованная фигурная группа, расположенная на самом краю полотна — святой Антоний и искусительница, представшая пред ним в утрированно откровенной позе, соответствует названию работы. Эта пара построена по классическому принципу симметрии. Открытая поза женщины, демонстрирующей своё тело, противопоставлена закрытой позе Антония, торопливо запахивающего грубые одежды.
Примечателен тот факт, что Сезанн не стал изображать красавиц, он правдиво пишет несовершенные женские тела. Кстати, красавицами их можно назвать с большой натяжкой: Сезанн далек от идеализации образов, он пишет просто — женщин. Влияние импрессионистов чувствуется в контрастных цветных тенях и рефлексах окружающей зелени на телах женщин. Однако Сезанн использует находку импрессионизма чрезмерно, почти доводя её до абсурда, что сближает его произведение с работами фовистов, которым ещё только предстоит выйти на мировую художественную сцену.
Поль Сезанн. «Гора-Сент-Виктуар».
«…1882 год. Вернувшись в Прованс, этот, по существу, единственный край, где Сезанн чувствует себя нормально, с которым прочно и навсегда связан, он в одиночестве будет продолжать поиски, чтобы постигнуть тайны живописи — своей живописи. Здесь, и только здесь, он бывает самим собой. И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить», то только здесь, перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. Край этот, столько раз исхоженный Сезанном, для него уже не подвержен капризам дней и времен года. При любой перемене погоды, при любой игре света художник видит неизменную сущность провансальской земли с ее скалистыми нагромождениями, ее извечную историю. Эта земля влечет его к себе, побуждает еще полнее выразить свое стремление к созиданию, потребность свести хаотическое мельтешение вещей к немногим формам, освобожденным от всего случайного, почти геометрически строгим. Отныне оторванный от парижского общества людей искусства, Сезанн в немом общении с родным краем чувствует, что именно эти требования должны стать основой его искусства. Он не художник Севера и не художник Иль-де-Франса. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена.
…1883 год. «Я по-прежнему работаю, — сообщает Сезанн Золя. — Отсюда открываются прекрасные виды, но это не вполне живописные мотивы. Все же если подняться на закате солнца на вершину холма, то расстилающаяся внизу панорама Марселя и островов, вся залитая вечерним светом, очень эффектна и декоративна». Поскольку Сезанн по возможности избегает вымысла, то ценою кропотливейших поисков он старается найти такие места, откуда намеченные для работы пейзажи сами по себе представляли бы мотив. Область Эстака неотступно владеет мыслями художника. Он хотел бы передать ее красоту — это одна из его самых мучительных забот. Сезанн сомневается, начинает полотна, которые его не удовлетворяют, и тут же отбрасывает их.
«Залив Эстак». 1886 г. Холст, масло. 80х98 см. Институт искусств, Чикаго. |
Одинокий дом в скалистой пустыне, обрывистый, выжженный солнцем холм, селение, раскинувшееся у его подножия, скалы, нависшие над морем, по очереди завладевают вниманием художника. Но ему по-настоящему хотелось бы соединить в единой небывало прекрасной картине открывающиеся его взору различные элементы: яркую синеву моря, четкие и гармоничные линии массива Марсейейр, ближние домики под черепичными кровлями, листву деревьев, сросшиеся верхушки сосен
Недели, месяцы пишет Сезанн полотно за полотном, силясь скомпоновать все эти элементы, слить их в одно органическое целое, передать их красоту в той живой реальности, которая и делает картину совершенной. Как далек он теперь от импрессионизма! Строгость, скупость, текучая музыка объемов, красочных форм и плоскостей, постепенно отступающих в глубину, отличают его полотна. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности. Мир застыл. Ни дуновения. Вода и листва будто спят каменным сном. Вокруг ни малейших следов присутствия человека. Тишина. Несказанность. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы…» — говорит Сезанн.
«Гарданна». 1885-1886 гг. Холст, масло. 92х74,5 см. Бруклинский музей, Нью-Йорк.Заказать постер |
1885 год. Сезанн обосновался в Гарданне вместе с Гортензией. Выход «на природу» заставляет Сезанна целые дни проводить вне дома
Мировая слава, пришедшая слишком поздно
Поль Сезанн был одиночкой, он шел своим непроторенным путем, почти никем не понятый и слишком многими осмеянный. Художник не хотел простого воспроизведения натуры, он стремился познать её внутреннюю суть и передать эту основополагающую структуру на плоскости холста. Творчество мастера предвосхитило искусство кубизма и абстракции, изображающее реальность, преломленную сознанием конкретного человека. Сезанн открыл миру «новое искусство», полностью сконструированное в его сознании, а потому глубоко самобытное и индивидуальное.
Лишь под конец жизни признание постепенно стало приходить к художнику. В конце 1880-х творчеством Сезанна заинтересовался парижский торговец картинами Амбруаз Воллар. Сначала он изучал работы мастера, присматривался к ним, интересовался мнением других художников. После долгих раздумий, Воллар решает разыскать Сезанна, чтобы организовать его первую персональную выставку.
Открывшаяся в 1895 году выставка охватывала все периоды творчества живописца, показывая эволюцию его творческого видения и открывая всем неизвестного Сезанна. Пришедшие поддержать художника Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар и Камиль Писсарро были поражены. Моне и Дега сразу купили несколько произведений старого знакомого, да и парижская публика уже была готова принять искусство Сезанна.
После первой выставки последовала вторая. Воллар хоть и недорого, но стабильно покупал работы художника. Два его полотна были приобретены Национальной галереей Берлина. Но, лишь в 1900 году, живописец наконец-то снискал признание на родине, в Эксе, положив конец издевательствам и насмешкам.
Постепенно, благодаря участию в парижской Международной выставке, и других мероприятиях, посвященных искусству, Сезанн стал известным во всем мире, имя художника превратилось в легенду. Однако, к сожалению, это заслуженное признание пришло к живописцу с большим опозданием. 22 октября 1906 года Поль Сезанн умер. Лишь после смерти художника, его картины по настоящему обрели своего зрителя.
Статью прочитали 123
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(899)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)
Сезанн жил одновременно с художниками-импрессионистами, участвовал в первой и третьей выставках, организованных «Анонимным обществом живописцев, скульпторов и граверов», он выходил на пленэры вместе с Писсарро и избавлялся от темных красок под его влиянием. Но именно пейзаж – тот художественный жанр, в котором Сезанн оказался самым неимпрессионистичным художником своего времени. И дело тут не в палитре и не в технике. Сезанн терпеть не мог теорий искусства – он как будто всегда боялся случайно увязнуть в одной из чужих стройных систем мировоззрения. В последние 20 лет жизни, сведя общение с художниками, писателями и семьей в основном почти к эпистолярному, он с удовольствием закрылся в небольшой студии и занялся поисками своей «земли обетованной». В картинах импрессионистов, пытавшихся поймать сиюминутное и временное, Сезанн не видит той монументальности и философской основательности, которая позволит этим картинам когда-нибудь оказаться на стенах Лувра. Нет-нет, он давно уже не грезит о славе и Лувре – он просто мучительно хочет выполнить одновременно несколько важных для себя задач: дать зрителю почувствовать красоту мест, столь близких и волнительно прекрасных для него лично, передать исключительно собственные эмоции и переживания от увиденного и при этом освободить изображение от всего лишнего и вскрыть через него логику природы, найти непреходящее, вечное – то, что присутствует на картинах старых мастеров.
И выходя ежедневно, десятки раз, с утра до вечера писать гору Сент-Виктуар в разных ракурсах, он не ищет нюансов освещения в разное время года и суток, он ищет суть горы. Он начинает писать не сразу, проводит часы, молча всматриваясь в пейзаж, пока к нему не придет виденье будущей картины. Он делает много акварельных и пастельных набросков, откладывает одну картину и берется за другую, растягивая работу над ними на несколько лет. Постепенно изображения горы становятся все более лаконичными и иногда почти абстрактными.
Эту картину Сезанн показал своим землякам на выставке, устроенной в Эксе в 1895 году Обществом художников-любителей. Они уже давно начали подумывать, что возможно Сезанн – не просто сумасшедший лицедей и к нему стоит присмотреться, решились в конце концов попробовать. Уже не ждущему признания художнику это предложение очень польстило. Он отправил на выставку две свои картины, увидев которые, смелые и прогрессивные художники-любители сразу забыли о желании быть смелыми и понять Сезанна – они повесили картины повыше, над входной дверью, чтоб в глаза сильно не бросались. Единственным человеком, который выразил художнику восторг от «Горы Сент-Виктуар», был сын местного бакалейщика Жоашим Гаске, начинающий поэт, позже написавший книгу о Сезанне. Растроганный Поль подарил юному Жоашиму картину.
Поль Сезанн картины
Пейзаж
Поль Сезанн : «Видишь ли, — пишет он Золя 19 октября 1866 года, — никакие картины, созданные в помещении, в мастерской, никогда не смогут сравниться с теми,
что написаны на пленэре. Когда пишешь картины на природе, то контраст между изображаемыми фигурами и фоном получается поразительным, да и сам пейзаж
великолепен. Я вижу потрясающие вещи, мне нужно решиться на то, чтобы работать только на пленэре»
Пейзаж с мельницей | Морской пейзаж | Вид на гору Сен Виктуар с Лов | Сена в Берси |
Пейзаж в Иль-де-Франс | Вид Овер-сюр-Уаз | Дом доктора Гаше в Овере. 1874 г | Пейзаж 1866 |
Вид Боньер 1866г. | Поляна 1867г. | Дом в Провансе 1867г | Пейзаж 1867г |
Пейзаж 1867г | Пейзаж с источником | Mont Sainte-Victoire | Рядом Экс ан Прованс |
Улица Де Сюлей. Монмартр | Изгиб реки | Дорога в Провансе | Фабрики Рядом Мон-де-Cengle |
Пейзаж 1870г | Пейзаж в Провансе 1870г | L’Estaque под снегом1870г | Усадьба в Жас де Боффан |
Пейзаж с водяной мельницей | Аллея каштанов в Жас де Боффан | Дорога | Масляная мельница |
Винный двор, вид с улицы Жусси 1872г | Дома в Овере | Этюд. Пейзаж в Овере | Дом повешенного в Овере |
Бассейн в Жа де Буффан. | Море в Эстаке. 1878г | Долина Уазе. 1880г | Деревня за деревьями. 1879г |
Берег реки. 1905г | Дорога около горы Сент Виктория. 1902г | Скалы около пещеры ниже Шато Нуар. 1904г | Гора Сент Виктория. 1906г |
Пейзаж в Провансе. 1880г | Пейзаж с линией воды. 1879г | Вид на Эстак сквозь деревья. 1879г | Тающий снег в лесу Фонтенбло. 1880г |
Вид на Овер. 1873г | Над оврагом. 1879г | Мост и водопад в Понтуазе. 1881г | Коте де Галлет в Понтуазе. 1880г |
В долине Уазе 1874г | Пейзаж в Жа де Буффан. 1876г | Бассейн в Жа де Буффан. 1876г | Пейзаж в Провансе. 1875г |
Пейзаж. 1876г | Дорога. 1876г | Дорога в Понтуаз. 1875г | Фруктовый сад в Понтуаз. 1877г |
Дом и дерево. 1874г | Деревья в Жа де Буффан. 1876г | Поворот дороги в Овере. 1873г | Вид на Овер. 1873г |
Крестьянский двор в Овере. 1880г | Дома в Эстаке. 1880г | Пейзаж в Иль де Франс. 1880г | Иль де Франс, пейзаж. 1880г |
Залив Эстак с востока. 1882г | Вид на залив в Марселе со стороны Эстака. 1885г | Вид на залив в Марселе со стороны Эстака. 1885г | Вид на Эстак. 1883г |
Фруктовый сад. 1882г | Дорога, деревья и озеро. 1882г | Скалы в Эстак. 1882г | Море в Эстак. 1885г |
Пейзаж. 1882г | Пейзаж в Жа де Буффан. 1885г | Эстак, вид сквозь сосны. 1883г | Эстак с красными крышами. 1885г |
Дома в зелени. 1881г | В лесу Фонтенбло. 1882г | В лесу. 1885г | Пейзаж. 1885г |
Река у моста трёх ключей. 1906г | Гарданн. 1886г | Гарданн, горизонтальный вид. 1885г | Дома в Провансе недалеко от Гарданна. 1886г |
Поворот дороги. 1882г | Каштаны и ферма. 1885г | Ферма в Нормандии летом. 1882г | Дома вдоль дороги. 1881г |
Вид на Эстак и Шато д Иф. 1885г | Мулен де ля Кулёвр в Понтуазе. 1881г | Гора Сент Виктория, вид с Гарданн. 1886г | Аллея в Шантильи. 1888г |
Замок морского ведомства. 1890г | Каштаны в Жа де Буффан. 1887г | Лес. 1890г | Гарданн. 1890г |
Дом и ферма в Жа де Буффан. 1887г | Дом за деревьями по дороге в Толоне. 1887г | Дом с красоной крышей. 1890г | Жа де Буффан. 1887г |
Пейзаж в полдень. 1887г | Пейзаж с виадуком, гора Сент Виктория. 1887г | Большие деревья в Жа де Буффан. 1887г | Гора Сент Виктория. 1887г |
Гора Сент Виктория. 1887г | Гора Сент Виктория с большой сосной. 1887г | Высокие деревья в Жа де Буффан. 1887г | Аллея в Шантильи. 1888г |
Берег Марны (Вилла на берегу реки). 1888г | Большая сосна. 1889г | Деревья и дома. 1886г | Вид на Гарданн. 1886г |
Акведук. 1890г | Ферма в Бельвю. 1892г | Дом с треснувшей стеной. 1894г | Голубятня в Бельвю. 1890г |
Лес. 1894г | Дом и деревья. 1894г | Мельничный жернов и бак под деревьями. 1894г | Гора Сент Виктория. 1890г |
Гора Сент Виктория. 1890г | Гора Сент Виктория. 1890г | Горы в Провансе. 1890г | Отражения на воде. 1890г |
Дом Марии с видом на Шато Нуар. 1895г | Гора Сент Виктория. 1895г | Гора Сент Виктория. 1897г | Гора Сент Виктория. 1898г |
Деревья и жернова. 1894г | Каменоломни Бибемюс. 1898г | Каменоломни Бибемюс. 1898г | Каменоломни Бибемюс. 1900г |
Каменоломни Бибемюс. 1900г | Красная скала в Бибемюс. 1897г | Ферма в Монжеру. 1898г | В лесу. 1899г |
Угол карьера. 1902г | Лес у скальных пещер над Чёрным замком. 1904г | Дома на холме. 1903г | Хижина Журдена. 1906г |
Хижина Журдена. 1906г | Большая сосна. 1905г | Мельница на реке. 1906г | Гора Сент Виктория. 1905г |
Гора Сент Виктуар вид с Лов. 1905г | Гора Сент Виктуар. 1906г | Гора Сент Виктуар. 1902г | Гора Сент Виктуар. 1902г |
В парке Шато Нуар. 1900г | В парке Шато Нуар. 1900г | В лесу. 1898г | Большая сосна и красная земля. 1895г |
Деревья и жернова. 1894г | Поворот дороги в лесу. 1906г | Голубой пейзаж. 1903г | Шато Нуар. 1904г |
Шато Нуар. 1904г | Шато Нуар. 1904г | Шато Нуар. 1904г | Шато Нуар. 1905г |
Озеро в Аннеси. 1896г | Гора Сент Виктуар вид с Лов. 1903г | Гора Сент Виктуар вид с Лов. 1905г | Деревня в Провансе. |
Бассейн и умывальник в Жа де Буффан. | Завтрак на траве. | Мост над прудом. | Деревья конского каштана в Жа де Буффан. |
Гийомен в дороге. | Равнина перед горой Сент Виктория. | Река на равнине. | Скалы. |
Жизненные перипетии
В 1886 году произошел целый ряд событий в личной жизни живописца. Во-первых, Сезанна, практически против его воли (так как он был весьма сильно увлечен молодой служанкой в доме отца), женят на Гортензии, которая, по настоянию членов семьи, переезжает в поместье Сезаннов в Провансе. К этому времени сыну художника Полю уже исполнилось четырнадцать лет. Во-вторых, друг юности Сезанна, уже получивший известность писатель Эмиль Золя, публикует роман «Творчество», в котором художник выступил прототипом главного героя. Роман прекрасно продемонстрировал отношение Золя к самому Сезанну и его искусству, закончив жизнь героя самоубийством. Живописец, воспринял этот жест, как громогласное объявление о том, что старый друг не верит ни в самого художника, ни в его искусство. Так закончилась дружба между двумя гениями эпохи – великим писателем и великим художником. В-третьих, умер деспотичный отец живописца, оставив ему солидное наследство.
Два года спустя, Сезанн создает замечательный двойной портрет своего сына Поля, одетого в костюм Арлекина, и его приятеля, одетого в костюм Пьеро. Картина «Пьеро и Арлекин» (1888 год, Государственный музей изобразительных искусств им, А. С. Пушкина, Москва) изображает сцену из масленичного карнавального праздника, проходящего прямо перед постом (в связи с чем второе название картины — «Мардигра», то есть «Масленица»). На полотне отец открыто любуется своим сыном
Мы видим величаво-надменного красавчика Поля, важно выходящего из-за кулис, глядя на зрителя свысока. На его фоне, отрешенный Пьеро, согнувшийся в довольно нелепой позе, кажется услужливым пажом
По требованию Гортензии, в 1888 году Сезанны переезжают в Париж. Через год картина живописца «Дом повешенного», благодаря проекции коллекционера Виктора Шоке, была представлена на Всемирной выставке. Но работа осталась незамеченной публикой, так как была размещена слишком высоко.
Очередной раз произведения Сезанна не видели и не желали видеть, а его талант снова остался без признания. Живописцу было уже за шестьдесят, проблемы со здоровьем вынуждали его постоянно менять место жительства, но он продолжал писать и даже осуществил свою юношескую мечту — создал собственную работу в духе произведения «Игроки в карты» Луи Ленена, ещё в молодости произведшее на него большое впечатление.
Картина «Игроки в карты» (1892 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) является жанровым произведением, изображающим троих молодых мужчин за любимым занятием. Фигура наблюдателя на заднем плане обрезана по плечи верхним краем картины, благодаря ней, в композиционном плане холст кажется незавершенным. Стремясь к ясному и четкому выражению идеи, Сезанн написал несколько вариантов этой работы. Заключительный вариант одноименного полотна, созданный примерно в это же время, поражает законченностью, лаконичностью и симметрией, для преодоления излишнего влияния которой, Сезанн обрезает спину правого игрока.
Композиционный и смысловой центры картины совпадают — это кисти рук двоих сидящих мужчин, которые словно обрамляют горделиво стоящую бутыль вина. Произведение лишено строгой жанровости, присущей предыдущему варианту. Здесь нет ничего лишнего, все очень строго и предельно выразительно. Игроки полностью поглощены своим занятием, время для них словно остановилось, весь мир сосредоточился в пределах двух фигур, склоненных друг к другу
Здесь и сейчас в раскладе карт заключено самое важное значение, игра для них становится неким священнодействием, благодаря которому сама картина обретает некий сакральный смысл. Возможно, и бутыль вина на красной скатерти имеют традиционное символическое значение крови и искупления
Портрет «Парень в красном жилете» (1888-1890 годы, Музей современного искусства, Нью-Йорк) отличается особой выразительностью, благодаря мастерскому использованию цвета. Торжественное сочетание красного и белого цветов усилено обилием черного, который делает профиль героя полотна предельно четким и контрастным. Сезанн не избегает черного цвета, как многие импрессионисты, а наоборот, вводит его в картину, как формообразующий элемент. Волосы молодого человека сливаются с чёрным фоном драпировки, этим приемом, мастер словно «вселяет» модель в пространство полотна, одновременно придавая ему некое трагическое звучание. Образ портретируемого закончен и целостен, даже не смотря на то, что в картине нет конкретики – ни обозначения времени или места, ни намека на род деятельности юноши в красном жилете.