Споры за авторское право и сосновый лес без медведей

Фотографии самых красивых картин шишкина

Вариант 3 – описание с элементами повествования

Передо мной творение кисти И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда называют “Утро в сосновом бору”). Это полотно можно назвать поистине самым известнейшим шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый, без сомнения знает эту прекрасную картину.

Художник с небывалым трепетом, заботой и нежностью мастерски прописал каждую иголочку могучих сосен, каждый корешок и веточку. Вдохновленный могуществом и величием природы он вдохнул в свое творение небывалую реалистичность и волшебство обыкновенного лесного утра.

Картина изображает утренние часы в сосновой чаще. Природа только пробуждается после прохладной ночи, на траве и деревьях выпала холодная роса, воздух чист и свеж. Воздух еще холоден, но вот-вот прогреется, и по всему лесу разнесется запах прелой травы и сосновой хвои. Наверняка день выдастся жарким, и потому это прохладное утро по-настоящему чудесно.

В угрюмом лесу тишина, лишь изредка крик ранней пташки прорежет глушь.

Великаны-сосны, величаво стремящиеся в небо, приветствуют первые солнечные лучи, скользящие по верхушкам деревьев, своими кустистыми ветвями. Восход – это пробуждение и начало нового дня. И вся природа с нетерпением ждет его прихода.

Теплые золотистые и желтые оттенки завораживают, ярко контрастируя с темной палитрой угрюмого леса, из-за чего создается образ загадочного таинственного бора, словно сошедшего со страниц русских народных сказок. Приглушенные спокойные тона не раздражают глаз, а наоборот услаждают взор.

В центре картины изображены главные герои, без которых полотно потеряло бы свое очарование.

Медведица и трое её бравых медвежат, проснувшись с первыми лучами солнца, уже вовсю хозяйничают в лесу, рыщут в поисках пищи.

Озорные малыши затеяли игру – скачут и лазят по поваленной стволу сосны, словно играют в салочки. Выглядят пушистые зверята совсем беззащитно, но под присмотром своей бдительной матери, они в безопасности. Огромные поваленные деревья, словно повергнутые в бою богатыри, лежат высоко вздыбив свои корявые толстые корни, всем своим видом показывая былую силу и мощь.

Бурая родительница недовольно ворчит, пытаясь усмирить непослушную детвору, но шустрые маленькие хулиганы не принимают сердитых рыков матери всерьез.

Смотря на картину, будто вдыхаешь аромат леса, его сосновую свежесть, чувствуешь лесную тенистую прохладу, слышишь шорох ветерка, треск сучьев под сильным звериными лапами.

Вместе с вдохновленным творцом, проникшись красотой русской природы, зритель невольно затаит дыхание, пораженный глубоким таинством жизни и радости, который излучает пейзаж.

Лесные дали

Картина была написана в 1884 году. Работы Шишкина этого периода отличаются особой глубиной и удивительной мощью.

Протяжные, гулкие песни разлетаются над бескрайними просторами. Неторопливое чередование планов, могучие плечи русского приволья – вот основная тема этого полотна.

Здесь Шишкин особенно ярко проявляет переполняющую его любовь к родной земле и ее бескрайним красотам.

Написанная как будто с высоты птичьего полета, картина самобытна по своему композиционному ключу. В оптическом центре виднеется маленький водоем, который в какой-то степени символизирует лучезарность природы, насыщенной солнцем.

Зрителю становится понятно, что зеркальная, блестящая гладь воды отражает прекрасное летнее небо, но этот броский блик света в соединении с переливами света на кронах деревьев наполняет среду картины какой-то сказочной аурой.

Эпический масштаб произведению придает не только его формат, но и невероятно скрупулезно выписанные детали, наталкивающие на философские раздумия.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа

Эта картина буквально насыщенна светом и воздухом. Глядя на нее можно явственно ощутить эту живую природу, ее волшебство и реальность.

Здесь хорошо видно, что Шишкину была очень близка эта простая и неброская красота просторов Дюссельдорфа, будто скрывающая какую-то тайну.

Живописец филигранно выписывает все детали картины. Правая часть полотна дарит полное ощущение надвигающейся грозы. Здесь Шишкин изображает мрачную тучу, заслоняющую солнечные лучи.

Мастер виртуозно играет с контрастом тоновой насыщенности, с удивительной точностью передавая на холсте перемены погоды.

Однако его гроза не носит угрожающий характер – в данной композиции он также является символом радости бытия. На это, в том числе, указывают человеческие фигуры — люди совершенно не намерены бежать от надвигающейся грозы, они принимают ее, ощущая себя частью огромного многогранного мира.

На опушке соснового леса, Шишкин, 1882

Как будто само солнце опустилось в чащу и готовится там ко сну. Сколько таких людей прошло мимо этих сосен и сколько ещё пройдёт, минует много лет, а эти сосновые кроны все также будут утопать в золотистых лучах солнца на закате. Спокойствие, умиротворённость, мудрость столетий, которые впитали в себя эти могучие деревья и чистейшая первозданность, которую природа не теряет на протяжении тысячелетий. Иван Иванович написал картину «На опушке соснового леса» уже будучи в зрелом возрасте. Мастер отлично передает легкость и аромат, витающие в вечернем воздухе. Девушка выходит из лесной чащи в мир людей. Именно его потомки и выставили «На опушке соснового леса» на продажу. Впоследствии картина была вывезена за границу.

Впереди мир людей, постоянно изменяющих окружающий мир для своих нужд. Поначалу женская фигура в нежно-голубом наряде кажется лишней, придуманной деталью. Это стало известно из переписки Шишкина и Стахеева – его племянника. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Все это плоды человеческой деятельности. Лес словно светится изнутри. Тишина и нега разлились по опушке.

Летний зонтик в руках молодой женщины сложен, летняя жара спала. После полотно было частью коллекции бельгийского художника Шарля Дефрейна. Однако царь получил отказ и картину приобрел Николай Стахеев. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика.

Описание картины Ивана Шишкина «На опушке соснового леса»

В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. Вечерняя прогулка по сосновому лесу привела молодую женщину на опушку. Знаменитый пейзаж представлен в традиционном для Шишкина стиле реализм. Как всегда в работах художника, человек на фоне природы выглядит хрупким и маленьким. Человек ушел из леса и природа зажила своей, свободной жизнью. Высокие сосны, залитые закатным светом, величественно возвышаются над человеком. Картина была написана за год до смерти художника.

Именно вот таким образом работа буквально пропитана глубоким символизмом и является посланием ко всему человечеству. Сегодня картина «На опушке соснового леса» выставляется во Львовской галереи искусств. Создается впечатление, что тропинка ведет человека, а не человек идет по тропинке. В его работе нет призывов или протеста. С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Сказка осталась там, позади. Император хотел пополнить этим шедевром свою личную коллекцию. Хвоя на деревьях выглядит слегка серебристой. Автор ненавязчив. Этот художник является общепризнанным специалистов по изображению лесной флоры. В 1882 году автор дописал свою работу «На опушке соснового леса». Цвета картины создают особенное настроение в работе: умиротворение, радость, покой.

Рожь

В этом известном полотне Шишкин соединил два основных цвета отечественной школы живописи: голубой и золотой. Такая гамма часто использовалась в иконописи. Из этого можно сделать вывод, что в этом произведении художник ставит русский пейзаж вровень с природой божественной.

Также следует обратить внимание на символическое значение сосен, которые олицетворяют выносливость, силу жизни и несгибаемость. Деревья на этой картине выступают эдакими былинными богатырями, оберегающими ржаное поле

Диссонансом в их общем ансамбле выглядит засохшее дерево. Вероятнее всего, Шишкин, так хотел обозначить свое сложное душевное состояние, в котором он пребывал работая над созданием полотна, ведь незадолго до создания картины, художник потерял дорогих ему людей (отца, супругу и двоих детей).

Как вновь открыть для себя «Утро в сосновом лесу»

А в заключение вновь хочу вернуться к проблеме передозировки изображением шедевра. Как же посмотреть на неё свежим взглядом?

Я думаю, это возможно. Для этого посмотрите на малоизвестный эскиз к картине.

Иван Шишкин. Эскиз к картине «Утро в сосновом лесу». 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Он выполнен быстрыми мазками. Фигуры мишек лишь намечены и написаны самим Шишкиным. Особенно впечатляет свет в виде золотых вертикальных мазков.

А теперь посмотрите вновь на картину «Утро в сосновом лесу». И Вы сможете «прочесть» ее свежим взглядом. Увидеть то, чего раньше не замечали.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Описание и особенности картины

Композиция картины сочетает семейство медведей и окружающий их сосновый лес. Особенности описания картины «Утро в сосновом лесу» выражают контрасты: сумрак, полутени леса и золотистый свет солнца, сломанное дерево и уходящие ввысь мощные сосны. Даже сами медведи предстают с неожиданной стороны: все привыкли их видеть грозными, а здесь они мило гуляют.

Цветовая палитра

По используемым живописцем тонам и оттенкам можно составить описание утра в сосновом лесу. Первые лучи солнца проникают сквозь ветви и освещают все золотистым светом. Мягкий свет словно разлит по всей картине. С помощью зеленых, голубоватых и ярко-желтых тонов художник передает пробуждение природы.

Голубоватым тоном передана влажная дымка, поднимающаяся из оврага. Полупрозрачная завеса изображена так, что можно судить о глубине оврага. Туманом окутаны сосны на заднем плане. Светлые, расплывчатые тона дают ощущение утренней свежести и прохлады.

На картине больше темноватых, темно-зеленых тонов, особенно в левой половине переднего плана. Оттенки зеленого цвета помогают понять, старое или молодое дерево находится перед зрителем, густо или разреженно растут сосны в бору. Чем ближе деревья к переднему плану, тем больше в изображении их использовано зеленого цвета и тем детальнее они прорисованы. На заднем плане сосны покрыты позолотой солнечных лучей или растворяются в белесой дымке. Оттенки тумана изменяются снизу наверх.

Приглушенный свет на всей картине дает ощущение мягкости и спокойствия.

Сюжет картины

На картине изображен сосновый бор на рассвете. В одном из глухих уголков леса лежит поваленная бурей сосна, возле которой резвятся медвежата. Двое из них забрались на сломанное дерево, третий стоит на другом обломке сосны, а снизу находится медведица. Животные застыли в движениях: медвежата играют, взбираясь на деревья, а мать зорко следит за ними.

Третий медвежонок, стоящий отдельно, больше двух других. Это пестун – медвежонок, родившийся в предыдущие года и оставленный матерью при себе. Он более самостоятельный и может даже помогать матери в воспитании малышей

Поэтому медведица уделяет внимание именно тем медвежатам, которые забрались на наклонившийся остаток ствола сосны

Медведица с тремя медвежатами занимают центральное место на картине, а со всех сторон их окружает сосновый бор. Крепкие стволы и хвоя деревьев изображены так подробно, что создается ощущение реального пребывания в лесу.

Сосна, на которой играют медвежата, сломана надвое. Одна часть полувыворочена из земли, застыв наклоненной. Другая половина лежит на земле. Это старая сосна, и она была сломлена под сильным ветром. Ее изображение дополняет впечатление от созерцания глухого уголка природы.

Верхушки сосен срезаны верхним краем холста. Такой прием создает эффект величавости и большой высоты деревьев. Кроме медведей, не видно других зверей. Кроны деревьев не шелохнутся, спокойная прогулка медвежьего семейства не нарушается ничем.

Контекст

До творчества И. Шишкина пейзажи были популярны. Сам художник начинал использовать приемы Дюссельдорфской школы, изучая различные направления живописи в Европе

Так Шишкин в своих пейзажах уделял большое внимание деталям и стремился к реалистической передаче. Но впоследствии он выработал индивидуальную манеру создания картин

К моменту написания картины «Утро в сосновом лесу» И. Шишкин уже состоялся как пейзажист. Мастерство живописца стало воплощать именно русские пейзажи. Живописец  сумел передать то, что можно определить как русский дух.

Природа России глазами Шишкина необъятна. Красоту и ее величие невозможно передать полностью. Она расширяется за границы холста, как сосны утром в шишкином лесу выходят за раму картины.

Где находится картина сейчас

Полотно находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С самого момента написания картина Шишкина была приобретена меценатом П. Третьяковым для своей коллекции, где находилась всегда.

ЛИЧНАЯ ДРАМА

Личная жизнь художника складывалась трагически. Он два раза был женат по любви. Первый раз на Евгении Александровне Васильевой, сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева (которого он опекал и учил азам мастерства). Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы её жизни с Иваном Ивановичем прошли тихо и мирно. Средств в семье хватало, чтобы обеспечить скромный комфорт, хотя с рождением детей художник и его супруга не могли позволить себе ничего лишнего. В этом браке у Шишкина было трое детей: два сына, умершие в младенчестве и дочь. Свою первую жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870). Знакомых у них было много, а Иван Иванович был радушным хозяином, поэтому часто в доме собирались гости. Однако имеющиеся у Евгении Александровны проблемы со здоровьем, которые начали давать о себе знать уже в первый год супружества, не позволили им долго наслаждаться своим союзом. Рождение детей, а затем смерть сына окончательно подорвали здоровье супруги и Евгения Александровна скончалась от чахотки (туберкулёза лёгких) в 1874 году в возрасте 27 лет. Они прожили вместе всего 6 лет.

Буквально за два года до этого, в 1872 году умер и отец Ивана Ивановича. Художник был убит горем и впал в отчаяние. Ушли из жизни самые близкие ему люди. Шишкин в этот период перестал писать, начал отдаляться от верных друзей, сблизился со своими однокашниками, которые практически потеряли себя как художники. Вместе с ними Иван Иванович увлёкся возлияниями, и родственники всё чаще заставали его во хмелю.

Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. Также этому способствовала малолетняя дочь Лидия. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Одна из шишкинских современниц, проводившая лето по соседству с его дачей, рассказывала: “Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет, ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве».

Спустя три года после смерти Евгении, Шишкин знакомится с молодой художницей Ольгой Лагодой. Она была молода, красива, талантлива, полна жаждой жизни. Ольга Антоновна родилась в Санкт-Петербурге и была одной из первых тридцати учениц-женщин, принятых в Императорскую Академию художеств. Она посещала Академию в качестве вольнослушательницы, а затем занималась в мастерской Шишкина. В 1881-1882 годах её работы экспонировались на 9-й выставке Товарищества передвижных выставок и Всероссийской выставке в Москве. В 1880 году они поженились и поселились в купленной усадьбе в деревне Выра.

У них часто собирались друзья и устраивались шумные застолья. В Выре у супругов появилась на свет дочь Ксения. Но художника опять постигло страшное горе. Ольга скончалась от воспаления брюшины (перитонита) спустя всего полтора месяца после родов. Маленькую девочку взялась воспитывать Виктория Лагода, сестра умершей. Она осталась жить в семье Шишкина до конца его дней, заботясь о племяннице, о самом художнике и его дочери Лидии от первого брака.

Царь леса

В «царское достоинство» купеческого отпрыска Ивана Шишкина возвёл критик В. Стасов, написав: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чашу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он — единственный». Действительно, начиная с конца 1860-х годов и до самой смерти, Шишкин был ведущим русским пейзажистом, с картинами которого сверяли собственные достижения другие художники. Шишкин достойно нёс это звание, не разменивая свой дар на модные увлечения и поражая современников какой-то внушающей душевное спокойствие устойчивостью и былинной мудростью. Он и на фотографиях, портретах удивляет своей былинной фигурой и богатырской осанкой. Что бы ни твердили ниспровергатели Шишкина на протяжении уже века с лишним, Шишкин едва ли не первым сумел проникнуть в самую душу русской природы. Многие его образы давно стали символами нашей национальной жизни.

Описание картины Ивана Шишкина «Вид окрестностей Дюссельдорфа»

Известная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла русскому пейзажисту И. Шишкину звание академика в 1865 году.

В это время художник пребывал в Германии на стажировке. Вместе с другими воспитанниками тамошней Академии художеств он много писал в лесу Тевтобурга, который расположен вблизи Дюссельдорфа. Шишкину безумно нравились здешние пейзажи, которые напоминали красоту уголков природы России.

Все увиденное он с большим удовольствием переносил на холст. Выполненные пером произведения И. Шишкина были высоко оценены почитателями искусства, а сам художник писал о том, что «сделался здесь известным», что его «везде показывают», и часто спрашивают, не тот ли он Шишкин, что «так великолепно рисует».

Известнейшая картина мастера кисти «Вид окрестностей Дюссельдорфа» была написана именно возле Дюссельдорфа, ее заказал именитый коллекционер из Петербурга Н. Д. Быков.

Перед созданием шедевра Шишкин написал много этюдов подобной тематики, некоторые из набросков даже стали отдельным произведением.

Начиная же работу над заказом, художник не смог сразу определиться с сюжетом. Первозамысел Шишкина – изображение на полотне пейзажа после прошедшей грозы. Однако через некоторое время художник изменил свои планы и решил изобразить пейзаж в ожидании грозы, а не после нее. В целом картина очень воздушна, наполнена светом.

Каждому, кто созерцает эту картину, природа представляется живой, можно ощутить ее тепло и задушевность. Художник очень мастерски вырисовывает каждый элемент полотна. Справа, в верхнем углу полотна живописец поместил мрачную тучу, заслоняющую солнце.

Именно эта деталь свидетельствует о приближении грозы. Здесь мастер кисти филигранно отображает изменения в природе при помощи контраста и насыщенности тонов. Гроза у Шишкина символизирует радость жизни, ведь люди и не думают убегать от непогоды, а ощущают себя частицей природы.

Описание картины Ивана Шишкина «Лесной пейзаж» Картины художников

Во второй половине XIX века русская живопись бурно расцветает благодаря творчеству плеяды блистательных художников-передвижников. Как ни в одной другой стране, особенно ценный вклад в развитие изобразительного искусства вносят знаменитые русские пейзажисты — Саврасов, Поленов, Левитан, Айвазовский, Шишкин.

При всей своей относительной нейтральности пейзажный жанр, благодаря великому таланту и неустанной работе с натурой, сделали Шишкина поистине легендарным живописцем. По словам самого Ивана Ивановича, Россия — страна пейзажей. Ее особая национальная чувственность и тяготение к эпическим традициям фольклора обусловили Шишкину всенародное признание и достойное место в мировом изобразительным искусстве.

Картина «Лесной пейзаж», созданная в 1890 году, — одна из поздних работ

художника. В ней воссоздана традиционно любимая Шишкиным тема могучего соснового бора в солнечный летний день. На переднем плане — небольшой водоем, дерево, поваленное где-то в начале лета, потому что с него еще не опала засохшая листва, куст болотного цветка. Чуть дальше виден мосток через ручей из двух спиленных деревьев и широкая тропинка, убегающая вниз по склону небольшого холма

Такая неотделимость природы от человека — также характерная черта пейзажей Шишкина, которой он старался подчеркнуть важность постоянного соприкосновения человека с родившей и питающей его средой, их потребность друг в друге

Людей на картине не видно, однако во всем явственно чувствуется их присутствие. Видится, как грибники идут с корзинками через мостик, крестьяне возвращаются из соседней деревни, дети бегут к дальнему изгибу ручья, чтобы искупаться. И вот уже непроизвольно хочется вдохнуть этот прогретый сосновый воздух и запах лесных цветов и посидеть под деревом на теплой траве, прислонившись спиной к корявому смолистому стволу.

Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 22:23:47

Савицкий – помощник или соавтор шедевра?

История с соавторством Константина Савицкого для меня кажется странной. Во всех источниках Вы прочтёте, что Савицкий был анималистом, поэтому и вызвался помочь своему другу Шишкину. Мол, такие реалистичные мишки – его заслуга.

Но если Вы посмотрите на работы Савицкого, то сразу поймёте, что анималистика – НЕ основной его жанр.

Он был типичным передвижником. Писал часто бедняков. Радел с помощью картин за обездоленных. Вот одна из выдающихся его работ «Встреча иконы».

Константин Савицкий. Встреча иконы. 1878 г. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Да, на ней, помимо толпы, есть ещё и лошади. Савицкий  действительно умел их изображать очень реалистично.

Но Шишкин тоже легко справлялся с подобной задачей, если посмотреть на его анималистические работы. На мой взгляд, у него получалось не хуже, чем у Савицкого.

Иван Шишкин. Бычок. 1863 г. Третьяковская галерея, Москва

Поэтому не совсем ясно, почему написать мишек Шишкин поручил Савицкому. Уверена, он бы и сам справился. Они дружили. Возможно, это была попытка помочь другу материально? Шишкин был успешнее. Получал серьёзные деньги за свои картины.

За мишек Савицкий получил от Шишкина 1/4 гонорара – целых 1000 рублей (на наши деньги это примерно 0,5 млн. рублей!) Вряд ли Савицкий такую сумму смог бы получить за целую собственную работу.

Формально Третьяков был прав. Ведь всю композицию продумал Шишкин. Даже позы и расположение медведей. Это очевидно, если посмотреть на эскизы.

Описание картины Ивана Шишкина «Пейзаж» Картины художников

Картина написана в 1861 году

Шишкин был настоящим мастером пейзажа, умевшим в привычных всем картинах найти что-то особенное.

Мы видим берег тихого озера. На первом плане избушка из потемневшего дерева. Она, словно вросла в землю, и слилась с природой. Зелень деревьев и травы прописана до мельчайших подробностей. Художник использует огромное количество оттенков, позволяющих передать особую красоту летнего дня. По тропинке к озеру идут двое. Зритель лишь может угадать по силуэтам, что это женщины.

На другом берегу виднеются крыши какой-то деревни. Для них Шишкин выбрал максимально естественные коричневые тона.

Небо частично покрыто тучами, но это не создает мрачного впечатления. Солнце изнутри подсвечивает все облака, придавая им мягкий розовый оттенок. Хотя день не ясный, гнетущего впечатления не создается. В нашей душе зарождается

очень светлое чувство. Мы ощущаем свою близость к природе и учимся видеть красоту в неприметном.

Шишкин изобразил абсолютно привычную картину, которую видел каждый день. Казалось бы, что в ней особенного. Но в этой повседневности художник сумел увидеть особое очарование природы, которая становится одним целым с человеком

Важно понимать ее и ощущать невероятную гармонию

Живописец с раннего детства общался с природой и стремился запечатлеть ее как можно точнее. Его поразительные пейзажи удивляли современников и продолжают удивлять всех до сих пор. Он – настоящий мастер, который максимально четко и ярко прописывал каждую деталь

Для него важно все. Красота природы в ее целостности

В пейзаже Шишкина все значимо. Каждая деталь звучит по-новому, а теплые краски создают великолепное впечатление. Нам так хочется оказаться там: на берегу величественного тихого озера и полной грудью вдохнуть чистый воздух.

Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 22:03:58

Последняя любовь, последняя картина

Ещё в 1877-м году Шишкин пишет картины «Полдень» и «Лесная глушь», за которую ему присуждают звание профессора академии художеств. Шишкину завидую, много критикуют, пишут о нем в газетах, но он продолжает творить в своем неповторимом стиле.

Одна из учениц художника, Ольга Лагода, стала его второй женой. Пейзажиста как будто преследует злой рок в личной жизни, молодая жена вскоре умирает, успев родить дочь Ксению.

Опять художник находится в глубокой печали, спасаясь лишь творчеством. Он интересуется новым веянием – фотографией. Именно с фотографии он затем пишет свою последнюю картину «Корабельная роща».

И.И.Шишкин «Корабельная роща»,1898 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В 1889-м году появляется знаменитое «Утро в сосновом лесу», эту картину ещё при жизни художника разместили на обертках конфет. Считается, что медведей на полотне посоветовал разместить художник Константин Савицкий. Тем не менее воплощению в жизнь картина обязана именно Ивану Шишкину.

В 1898-м году «Корабельная роща» едет на выставку без автора, у Шишкина наблюдаются проблемы с сердцем. Он не перестает работать и 8 марта умирает у холста с кистью в руках, Шишкину было 66-ть лет.

Сегодня в доме уникального пейзажиста Шишкина в родном городе Елабуга находится музей. Большое количество картин этого художника находится в Третьяковской галерее, о чем позаботился ещё Павел Третьяков в 19-м веке. Всю жизнь великолепного творца терзали сомнения по поводу своих же работ. Он думал о том, понравятся ли его картины культурному обществу, купят ли их, был глубоким самокритиком, хотя уже давно доказал на что способен.

Иван Иванович Шишкин – «царь леса» в русской живописи / livemaster.ru

Среди пейзажей Шишкина и вырос русский человек, они близки и знакомы с детства. Картины Ивана Ивановича понятны всем, не нужно ломать голову над тем, что хотел сказать художник своим творчеством. Живопись Ивана Шишкина – это светлый теплый луч солнца, согревающий душу.

Потомок Шишкина по линии его первой дочери Лидии, праправнук Сергей Лебедев, так сказал о своём знаменитом родственнике:

Популярные сочинения

  • Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина Центральной фигурой произведения, вокруг которой разворачивается вся комедия, является сын типичного русского дворянина — Митрофанушка. Мальчик олицетворяет собой распространённый образ подростка, принадлежащего к высшему сословию
  • Как я однажды пекла пироги сочинение для 5 класса Однажды, холодным осенним днем, смотря в окно, я думала чем-бы себя занять. Братьев и сестер у меня не было, бабушка с дедушкой жили далеко, а родители работали
  • Мой любимый фильм — сочинение Я люблю смотреть фильмы, но только те, которые не давят на психику, где нет жестокости. Обычно смотрю фильмы из жанра фантастики или истории.

Почему «Утро в сосновом лесу» – шедевр

Шишкин был реалистом до мозга костей. Он изображал лес очень правдоподобно. Тщательно подбирая цвета. Такой реализм легко затягивает зрителя внутрь картины.

Посмотрите хотя бы на цветовые решения.

Бледный изумруд хвои в тени. Светло-зелёный цвет молодой травы в лучах утреннего солнца. Темная охра хвои на дереве упавшем.

Туман тоже скроен из сочетания разных оттенков. Зеленоватый в тени. Голубоватый на свету. И переходит в желтизну ближе к верхушкам деревьев.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу (фрагмент). 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Вся эта сложность создаёт общее впечатление присутствия в этом лесу. Вы осязаете этот лес. А не просто видите его. Мастерство невероятное.

Но картины Шишкина, увы, часто сравнивают с фотографиями. Считая мастера глубоко старомодным. Зачем такой реализм, если есть фото-изображения?

Я с такой позицией не соглашусь

Важно, какой ракурс выбирает художник, какое освещение, какой туман и даже мох. Все это в совокупности раскрывает перед нами кусочек леса с особой стороны

Так, как мы бы его не увидели. Но мы видим – глазами художника.

И через его взгляд испытываем приятные эмоции: восторг, воодушевление, ностальгию. А в этом и есть смысл: побудить зрителя на душевный отклик.

Описание и анализ картины «Рожь»

Картина была написана в 1878 г.

, и для ее создания Шишкин использовал только яркие краски.

На переднем плане мы видим раскинутое поле с золотистыми колосьями. Многие из них из-за своего веса наклонились к земле и сжались, а какие-то направлены прямо в сторону солнца.

Рядом с ними можно заметить небольшие цветы – васильки, которые придают пейзажу нежность и утонченность. Рядом с ними видна уже заросшая травой и ромашками тропинка.

Но самым главным дополнением к этой картине являются могучие сосны. Левая имеет уже старый вид, она покосившаяся и наполовину лишена коры из-за сильного холода. А другие сосны густые и пышные, за ними нельзя увидеть и ствола.

Вдалеке на небе можно заметить случайно пролетающих птиц, а над ними белые и легкие облака. Ближе к горизонту можно разглядеть небольшое скопление туч, что наталкивает на мысль о дожде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: