10 самых известных картин алексея саврасова

ВВЕДЕНИЕ

Живопись наравне любым другим искусством представляет из себя художественное отражение мира, являясь формой общественного сознания. Колорит в живописи это — «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй, как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности» Энгр считал, что «цвет дополняет рисование орнаментами, но это не более чем придворная женщина из сюиты»( Жан Огю́ст Домини́к Энгр — французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века). Схожая мысль была высказана Давидом: «Линия — это контур реального, цвет — не более чем мираж» (Жак Луи́ Дави́д — французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма в живописи.). Подобной позиции придерживались многие представители русской реалистической школы живописи 19 века. Мартирос Сарьян (популярный армянский художник) говорил, что художник выражает мир и свое отношение к миру в основном в цвете. Постепенно с развитием практики, теории и истории искусства колористическая теория значительно изменилась. Актуальность исследования и его проблема в полной мере обусловлены нынешними требованиями к цветовой теории, необходимость в которой настолько велика, что нужно создавать её заново. Не допустить ошибок в такой сложной и неразработанной среде практически нереально. Несмотря на это, теория колорита рано или поздно будет полностью создана. Для наглядности исследования взята картина А. Саврасова «Сельский вид».

Цель данной курсовой работы: изучить колорит в живописи А. Саврасова.

Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:

-Изучение биографии художника

— Изучение художественного стиля А.К. Саврасова

— Изучение картины «Сельский вид»

— Провести композиционный анализ картины

ПАРАГРАФ 2. КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ «СЕЛЬСКИЙ ВИД»

На переднем плане полотна находятся многочисленные ульи возле цветущего фруктового сада и огороженная частоколом избушка. Значительную часть работы занимает дальний план с широкими лугами, убегающей вдаль рекой и множеством крестьянских домиков, крытых соломой. Среди этой светлой идиллии резко выделяется печальная сгорбленная фигура пасечника- старика, сидящего у дымящегося костра.

Данный пейзаж строится на основе контраста по цвету и контраста цветового насыщения (небо и трава), контраста цветового распространения и контраста по теплохолодности (трава и вода), контраста по светлоте (тени), симультанного контраста (листва деревьев и трава).

Основные пигменты, используемые в картине А.К. Саврасова «Сельский вид»: охра светлая, ультрамарин, умеренно-оливковый, кармин, окись хрома, умбра жженая.

В данном пейзаже используется классический тип колорита: цвета гармонизированы, не утомляют своей яркостью и насыщенностью, они приглушены и смягчены, все краски в гармоничном единстве друг с другом, также присутствует сочетание нескольких типов колорита (ломаный и высветленный).

Алексей Саврасов и его картины в пермской художественной галерее

Главная страница » Культура » Картины Алексея Саврасова в пермской галерее

Алексей Саврасов – один из самых талантливых русских живописцев второй половины XIX века. Любителям русской живописи он известен как автор живописнейших пейзажей, в которых он воспевает любовь к родному краю.

Картины Саврасова не имеют ярких красок или богатого сюжета. Но рисуя суровую русскую природу, он смог показать тихое очарование родной природы.

Любовь к родным местам – длинная нить сюжетов картин Саврасова, в монотонности которых мы можем увидеть тонкую струну вечной красоты природы.

Алексей Саврасов. Фото 70-х годов XIX века.

Алексей Саврасов известен как автор работы «Грачи прилетели»

Это работа, созданная в 1871 году, стала важной вехой в развитие всей русской живописи. Эта картина выдвинула Алексея Кондратьевича в ряды лучших «певцов» русского пейзажа

К сожалению, множество других гениальных творений мастера остаются в тени его самого известного произведения. А зря.

Так, в пермской художественной галерее выставлена еще одна работа Саврасова, которая по своей выразительности даже превосходит знаменитые «Грачи прилетели».

“Грачи прилетели”. Самое известное полотно Алексея Саврасова

Картина Алексея Саврасова «Весна. Огороды» выставлено в рамках коллекции русской живописи XIX века. Она написана в 1893 году, последние годы жизни художника. К тому времени Саврасов страдал от запоев и практически забросил живопись. Картина стала одним из прощальных произведений мастера.

В ней мы можем почувствовать сильные переживания мастера и его тяжелое душевное состояние. Однако, несмотря на мрачный настрой, можно заметить небольшие синие  проблески на сером небосводе.

Так же, в один из таких проблесков жизни Алексей Саврасов создал это невероятно сильное и трагичное полотно.

Картина “Весна. Огороды” из собрания пермской художественной галереи

В постоянной экспозиции картинной галереи в Перми выставлено только одно полотно Саврасова. Однако в запасниках хранится еще одно произведение – «Северная деревня».

Широкой публике об этом  произведении стало известно в 1966 году, когда была выпущена серия открыток с пейзажами Саврасова. «Северная деревня» – нетипичное для художника произведение. Созданное в 80-е годы XIX века картина показывает закат на фоне русской деревни.

Это нетипичное для Саврасова произведение – такое большое количество ярких и теплых красок нехарактерно для работ Алексея Кондратьевича.

Картина “Северная деревня”

Обе картины попали в пермскую художественную галерею в 20-е годы. Так, картина «Весна. Огороды» сначала была в частных коллекциях, после революции она попала в государственный музейный фонд, из которого и перешла в собрание пермской галереи.

Можно с уверенностью сказать, что это прекрасное полотно – одно из лучших пейзажей русской деревни, представленное в провинциальной галерее.

Обязательно посетите пермскую художественную галерею, чтобы познакомиться с одной из лучших картин Алексей Кондратьевича Саврасова.

ПАРАГРАФ 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ САВРАСОВА

Саврасов немало думал над важной проблемой, которая встала перед искусством 19 века: как отыскать прекрасное в обыденности и перенести это на холст, не нарушая правды жизни. Характерное для той поры стремление к правдивому описанию русской действительности и тяжелой судьбы крестьянства начали наглядно проявляться в искусстве

В то время менялись основы философии и историко-художественные ориентиры в творчестве. Все более конкретным и бытовым становилось восприятие природы. Саврасов писал окружение обычного человека, природу средней полосы: бедные деревеньки в широких и плодородных полях, леса, холмы, равнины. На период его становления как художника пришёлся рубеж двух художественных стилей – реализма и романтизма. В начале 19 века живописцы были в поисках романтических идеалов и считали, что быт крестьян недостоин «высокого» искусства. А Саврасов осваивал традиции романтизма, но при этом стремился к большей реалистичности и естественности. Его творчество переплетало обе традиции при этом ни одна из них не доминировала

К примеру, на картине «Вид на Кремль от Крымского места в ненастную погоду» художник на первом плане изобразил женщину, бегущую от дождя. Он вместо фигур романтических мечтателей населял свои картины рыбаками и крестьянами в окружении предметов повседневного быта. В то же время как отмечал искусствовед Дмитрий Сарабьянов, художник на этом полотне отразил и позднеромантическую традицию. Здесь видовой пейзаж соединён с эффектным мотивом ветра, что колышет одинокое дерево и треплет одежду женщины.

Или рассмотрим полотно «Лосиный остров в Сокольниках» на нём художник изобразил русскую природу без прикрас: лужи, чахлые карликовые кусты, болото, и в дали, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. В нем художник сумел поэтично перенести знакомый многим тогда клочок природы из окрестностей Москвы. На первом плане изрытая проточной водой местность через которую переброшены самые первобытные мосты. Прорезающий облака луч солнца, освещающий часть бугристой поляны, на которой пасётся стадо. Среди минорной зелени леса этот луч солнца смотрится так радостно и контрастно, но в тоже время гармонично.

САВРАСОВ, АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ

САВРАСОВ, АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ (1830–1897), художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского «пейзажа настроения» в русской живописи. Родился в Москве 12 (24) мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу.

В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, окончил его в 1854. В 1862 и 1867 побывал во Франции, посетил ряд других западноевропейских стран; особое впечатления на него произвели горные виды Швейцарии. В 1870–1875 совершал ежегодные творческие поездки на Волгу.

Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870). Жил в Москве.

Раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851; Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким «кулисным» контрастам переднего и заднего планов.

Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859, Латвийский художественный музей, Рига).

Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (Лосиный остров в Сокольниках, 1869, там же; Лунная ночь. Болото, 1870, Историко-художественный музей, Серпухов).

Изначально свойственная Саврасову «виньеточная» манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

На Волге в 1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих работ (Печерский монастырь под Нижним Новгородом, Художественный музей, Нижний Новгород), в том числе к знаменитой картине Грачи прилетели (Третьяковская галерея), ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.

Именно тут «настроение» – как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, – окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И.Н.Крамской, заметив (в письме Ф.А.

Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах»».

Незримо-зримая «душа», особое символико-поэтическое настроение животворит и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (Дворик, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (Сухарева башня, 1872, Исторический музей, Москва; Вид на Московский Кремль. Весна, 1873, Русский музей, Петербург). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина Проселок (1873, Третьяковская галерея).

Помимо картин авторитету Саврасова способствует и его плодотворная педагогическая детельность: в 1857 он вел пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; среди его учеников были К.А.Коровин и И.И.Левитан.

Черты символизма в искусстве Саврасова быстро нарастают, придавая натуре свойства ностальгического видения (Могила на Волге, 1874, Алтайский краевой музей, Барнаул; многие из поздних весенних и зимних пейзажей). Однако в поздний период мастер уходит с большой художественной сцены: страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе Грачей.

Умер Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897.

«100-летие Товарищества передвижных художественных выставок. Русская живопись XIX в.» – выпуск от 14 октября 1971 года

Саврасов Алексей Кондратьевич (1832 – 1898). «Проселок» (1873)

Оформление серии И.Мартынов, Н.Черкасов
Цвет многоцветная
Зубцовка 12½ × 12 гребенчатая
Размер 37 × 52 мм
Тираж 6 300 000
Способ печати офсет
Бумага мелованная с лаковым покрытием
Номинал 16 копеек
Каталоги:  
ЦФА 4057
Ст.коллекция 3983
Michel SU3934
Scott SU3900
Yvert SU3770
Серия: состоит из 6 марок и блока:



  • В.Е.Маковский (1846-1920). «Свидание» (1883)
  • Н.А.Ярошенко (1846-1898). «Курсистка» (1883)
  • Н.А.Касаткин (1859-1930). «Шахтерка» (1894)
  • Г.Г.Мясоедов (1834-1911). «Косцы» (1887)
  • А.К.Саврасов (1830-1897). «Проселок» (1873)
  • И.И.Шишкин (1832-1898). «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872)
  • И.Н.Крамской (1837-1887). «Автопортрет» (1867)

1873 год
Русская школа.
Пейзаж
Холст, масло
Размеры: 70 × 57 см
Государственная Третьяковская
галерея, Москва, Россия

Этот, совершенно новаторский для русской живописи 1870-х годов, пейзаж рожден из импрессионистической тоски по «остановись, мгновенье» — в данном случае, это мгновенье между только что закончившимся обвальным ливнем и солнцем, которое вот-вот вспыхнет ярким светом на очистившемся от туч небе. Для картины характерна почти импрессионистическая техника, хотя, в сущности, она не смотрится неорганичной в ряду других работ художника. Известна эмоциональная формула самого Саврасова, донесенная до нас его учениками: «Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей не сажай, что ни придумывай, а если воздух не напишешь — значит, пейзаж-дрянь…» «Проселок» написан словно для того, чтобы проиллюстрировать этот тезис. Впрочем, сам автор — судя по ряду косвенных свидетельств — не был доволен своей работой. Более того, она ровно двадцать лет находилась «под спудом». Дело в том, что Саврасов подарил ее своему другу и соратнику по Товариществу передвижных художественных выставок, И.Прянишникову (1840-1894), и она хранилась в его закрытой коллекции. Показали «Проселок» широкой публике лишь в 1893 году.

Преобладание теплых тонов с множеством оттенков, переходящих друг в друга делает картину переливающейся, светящейся изнутри. Этот пронзительный свет превращает ее в настоящий гимн. Очертанья деревьев слегка размыты. Они, предчувствуя близкое солнце тянутся к небу (как и все, находящееся на земле) – так создается «содержательная вертикаль», вообще характерная для картин Саврасова. Общая тепловая тональность – в целях уравновешивания колористического решения – приглушена рефлексами зеленого. Изумрудная трава, омытая дождем, дышит свежестью. Так написанный топкий и грязный проселок превращается в некий эстетический эталон, поэтический образ, делая этот как будто «бросовый» сюжет несомненно художественным.

Краткая биография Саврасова Алексея Кондратьевича представлена в разделе «Художники»

Проселок. Описание картины Саврасова

Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Холст, масло. 70 x 57. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Искусству Саврасова, самому его отношению к природе присуща своеобразная религиозность. И проявляется она как в изображении монастырей, церквей и колоколен, так и в обычных пейзажах. В самих композиционно-образных принципах саврасовских работ ощущается особая интенсивность его чувства универсальных сил бытия, связи лучшего на земле и в душе человека с небом и льющимся с него светом.

Не случайно столь часто, едва ли не в большинстве работ, Саврасов с удивительным разнообразием — каждый раз по-новому, в неповторимом ключе — выдвигал на первый план выразительнейший художественный образ: чистое отражение, повторение неба в воде. Этот образ мы видим в картине «Проселок», где в луже на размытой дождем дороге блестит пробившийся сквозь тучи луч солнца. Пейзаж на первый взгляд безрадостен, небо пасмурно, голые ветви деревьев тянутся к небу. Но тянутся эти ветви в какой-то надежде, и солнечный луч, пробивающийся сквозь тучи, принимается землей как знак высшей помощи и утешения. Это дает ощущение щемящей тоски по чему-то светлому, возвышенному, нездешнему.

Лучшим работам Саврасова свойственен мотив, сопрягающий высокое и низкое, небесное и земное. Он помогает Саврасову выразить драгоценное чувство единства мира, ощущение поэтической сущности жизни, причастности любого, самого неказистого уголка родных просторов к красоте «божьего творения», к всеобщему бытию, к глубинному смыслу родной природы.

Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров — картине «Радуга». На картине запечатлена деревушка, от которой поднимается вверх тропинка с выложенной по склону лесенкой. Художник вложил в изображение влажного бархата зеленой травы, пробивающегося сквозь тучи солнечного света и нежной, как бы тающей радуги столько любви и поэзии, что обычный деревенский мотив воспринимается как образ некоей «лествицы», приглашающей к духовному восхождению, приобщению к светлым силам «божьего мира».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Добровольский О. М. Саврасов — М.: Молодая гвардия, 1983. — 271 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей)
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 174. — 459 с.
  • Константин Коровин. Воспоминания
  • Мальцева Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 192 c.
  • Саврасов, Алексей Кондратьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Телешов Н. Д. Записки писателя: Рассказы о прошлом и воспоминания. — М. : Советский писатель, 1950. — 358 с. — 30 000 экз.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1889): Жизнь и творчество — М.: Изд-во Акад. художеств, 1950. — 77, с., л. ил.: ил., портр. — (Русские художники: иллюстр. монографии / Акад. художеств СССР).
  • https://studbooks.net/544699/kulturologiya/zhivopis_istoricheskiy_istochnik
  • https://www.culture.ru/persons/8246/aleksei-savrasov

Оригинал А.К.Саврасова «Сельский вид»

В цвете

Гризайль

Линеарный

Процесс в цвете

Гризайль в процессе

Линеарный вариант в процессе

  • Процессный подход к менеджменту .
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Право на материальное обеспечение в системе социально-экономических прав человека (Проблемы защиты прав граждан на материальное обеспечение в РФ)
  • Федеративное устройство Российской Федерации
  • Современные политические режимы (Общая характеристика государственно-правовых режимов как элемента формы государства)
  • Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства
  • Органы местного самоуправления (История развития и общая характеристика органов местного самоуправления)
  • Понятие оперативно-розыскной деятельности
  • Коммерческие риски и способы их уменьшения на примере ООО «Дон»
  • Мотивация и ее теория (Смысл и эволюция понятия «мотивация».)
  • Коммерческие риски и способы их уменьшения на примере ООО «Дон»
  • Финансовый рынок РФ(Сущность финансового рынка и его основные функции)

Маслом на холсте: культовые картины Алексея Саврасова

24 мая 1830 года родился русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели» Саврасов Алексей Кондратьевич. В день рождения знаменитого русского художника представляем вам его самые знаменитые работы вкупе с интересными фактами из биографии.

Сам Алексей Кондратьевич. 1870-е годы

Способности к живописи у будущего художника обнаружились в ранней юности. Отец мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», но маленький Алексей в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И.

Рабуса. Во время обучения, в 1849 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции.

В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Камень в лесу у Разлива — Алексей Кондратьевич Саврасов. 1849. Холст, масло.

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».

Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду

Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена Третьяковым в 1858 году.

Вид в окрестностях Ораниенбаума

Морской берег в окрестностях Ораниенбаума

Вместе с русским живописцем Пукиревым Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 — «Домик в провинции».

Сельский вид

Лосиный остров в Сокольниках

Домик в провинции

В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках.

В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье.

В этот период появилась его самая знаменитая — «Грачи прилетели», а также «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и другие.

Грачи прилетели

  • Печёрский монастырь близ Нижнего Новгорода
  • Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.
  • В конце 1870-х годов Саврасов начал страдать алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы, и в 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.
  • Село Волынское

«В последние годы, когда Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает русский писатель Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 — картина «Весна. Огороды».

Умер Алексей Кондратьевич Саврасов 8 октября 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.

Просёлок


На картине “Проселок” изображена разбитая ливнем просёлочная дорога, превратившаяся практически в сплошную лужу.

Вероятно, дождь закончился совсем недавно — серое небо еще затянуто мраком, а ветер все еще теребит деревья, расположенные вдоль дороги.

Сквозь тучи робко пробиваются солнечные лучи, а слева от дороги виднеется яркое пятно свежей зеленой травы.

Полотно вселяет в зрителя ощущение тоски и вселенского одиночества, периодически знакомое каждому художнику, и в какой-то степени отражает тяжелое эмоциональное состояние, в котором пребывал Саврасов во время её создания.

Хотя маленькие участки света говорят о надежде, ещё теплящейся в сердце мастера.

ПАРАГРАФ 1. ИЗУЧЕНИЕ КАРТИНЫ «СЕЛЬСКИЙ ВИД»

   Картина А. К. Саврасова «Сельский вид» считается одним из лучших пейзажей 1860-х годов, написанных в России. На ней мы видим дымящийся костер, ветхий шалаш, необъятные просторы. Автор изображает быт старого пасечника, трудящегося на лоне природы.
   Невероятное богатство цветовой гаммы, множество выписанных на фоне основной композиции склонов, изображение головокружительности птичьего полета наполняют полотно воздушным пространством. Зритель чувствует полное погружение в созданную живописцем вселенную, свою причастность к этой альтернативной, но похожей на наш мир реальности.
   Воображение уносит ценителя искусства в давние времена, когда человек и природа еще не были, как сейчас, разделены непреодолимой стеной, когда не только природа помогала человеку, но и человек природе.
   Как и в любой другой картине, в этой присутствуют некоторые условности, но можно без сомнений сказать, что в «Сельском виде» со всей доступной живописи точностью, отражена историческая правда о быте простых людей того времени.
   Критики, жившие тогда, весьма высоко оценили точность деталей и новое, невиданное доселе ни у кого композиционно-пространственное решение, которое художник применил в данной работе.
   Мастер повторял: «В России природа поет. И весна, и осень, и зима – все поет. Надо только уметь услышать эту волшебную песню».

Популярные сочинения

  • Какие ошибки невозможно исправить? Сочинение для 11 класса В жизни каждого человека есть место для ошибок. Их допускают абсолютно все. Единственное, есть ошибки легко исправляемые, а есть фатальные, которые исправить невозможно, и они могут повлиять на всю твою последующую жизнь
  • Сочинение Приемная семья рассуждение В жизни каждого человека нет ничего важнее семьи. Именно она дарит нам любовь, добро и теплоту. В семье мы учимся нравственности, уважению к старшим. В ней можно почувствовать себя по-настоящему счастливым
  • Сочинение про собаку (1, 2, 3, 4, 5, 7, 9 класс) Как вы все знаете «Собака друг человека», в большинстве случаев так и есть. Собака для своего хозяина стает чем-то более чем просто собака. Хозяин может больше времени проводить с собакой, чем со своими друзьями

Куры на задворках


Полотно “Куры на задворках” было создано в 1874 году. Будничный отрывок деревенской жизни отобразил художник на этой картине.

На маленьком участке сада, недалеко от старенького дощатого дома, пасутся куры под надзирательством строгого петуха с пестрым хвостом. От дороги этот участок огорожен перекладиной из широких прутьев.

Куры ищут зерна среди больших лопухов, пушистых одуванчиков, стеблей мать-и-мачехи. Вблизи этой идиллии изображен широкий куст.

Вдоль участка проложена широкая старая деревянная доска, вероятно, во время ливней здесь скапливаются крупные лужи. Трава тут редкая и низкая.

Первый лирический пейзаж

Критики сразу разглядели в “Грачах” высокую поэзию. Как выразился Александр Бенуа, “в картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.

Что это значит? Куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть? И почему картину Саврасова называют самым первым лирическим пейзажем?

В 19 веке в России было два вида пейзажа. Эпический и романтический.

Самые известные эпические пейзажи – это “На пашне” Клодта и “Рожь” Шишкина. Это повествовательные пейзажи. О сельских жителях

Об их тяжелом и важном труде. О вечном течении времени

На них вы видите низкий горизонт. Бесконечное пространство. Спокойное величие природы. Это скорее философский пейзаж.

Слева: Михаил Клодт. На пашне. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Иван Шишкин. Рожь. 1872 г. Третьяковская галерея

Ещё были пейзажи романтические. Самые известные из них – “Девятый вал” Айвазовского и “Дуб, раздроблённый молнией” Воробьева.

Природа у художника-романтика эмоциональна. Часто с преувеличенными или даже выдуманными эффектами. Как, например, неправильные волны у Айвазовского. А ещё это противоборство стихий. Или борьба человека с природой. Это драматический пейзаж.

Слева: Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Справа: Максим Воробьев. Дуб, раздроблённый молнией. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, г, Москва

Саврасов пошёл другим путём. В его “Грачах” можно разглядеть немного философии. Едва ли драму. Но в них много лирики. Потому что художник добавил своё собственное отношение к природе.

Чувствуется его безграничная любовь к родине. К русской глубинке. Он вплетает в картину душевное тепло. Выходит трогательно. Поэтично.

Сберегла берёза от зимы седой Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой…

(Э. Терешкин)

Ученик Саврасова, Исаак Левитан подхватил это знамя. С тех пор поэзия и душа присутствуют почти в каждом русском пейзаже.

Стали это называть пейзажем настроения. Когда через берёзки и лужи мы чувствуем приподнятое настроение художника. Или его душевные терзания.

Картины Исаака Левитана. Слева: Март. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Буря. 1887 г. Радищевский государственный музей, г. Саратов

Были ли у Саврасова другие шедевры?

Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним  шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.

Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

***

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Однако “Грачи прилетели” внесли серьёзную лепту в развитие живописи. С этой культовой картины началась история русского пейзажа, который повествует о русской природе. И главное, о любви к ней.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Живопись, как и все другие искусства, имеет особый художественный язык, благодаря которому художник передает свои идеи и чувства, отражающие реальность. В результате возникает идея работы.

В живописи точный образ реальности реализуется через художественный образ, линию и цвет. В практике живописи процесс обучения и процесс творения тесно взаимосвязаны. Показывая тот или иной объект в живописи, начинающий художник также будет знать окружающий мир.

Искусство, подобно науке, основано на процессе познания действительности, но отражает идеи и суждения о мире в образных формах. Выучив несколько образцов изображений реальности, художник стремится творчески изобразить его в художественных образах.

Несмотря на то, что процесс живописи основан на работе с природой, это не означает, что это должно быть механическое копирование природы. Процесс работы с природой в живописи включает в себя образное обобщение, которое позволяет идентифицировать наиболее значимые объекты и явления природы.

Решение творческих проблем в живописи во многом связано с развитием цветного зрения посредством наблюдения и отражения цветовых отношений при передаче формы субъекта с одновременным знанием этого предмета в совокупности всех его свойств и смысла в жизни.

На основе понимания графического письма и графических возможностей цвета художник в конечном итоге сможет использовать окраску как средство образной характеристики объектов и явлений природы,

Творческие колористические задачи в живописи находятся в большой зависимости от того, насколько профессионально художник использует возможности материалов.

Художественное мастерство составлено как из живописного исполнения эскиза, так и изображения, а также их содержимого. Это помогает идентифицировать художественный дизайн, выразительность всех пластических и колористических средств. Художник должен стремиться к единству формы и содержания произведения.

Художественная карьера Саврасова начиналась довольно успешно, и развивалась стремительно. Он внёс огромный вклад в культуру Русской живописи и написал множество прекрасных картин. К превеликому сожалению не выдержал жизненного давление и сломался , после чего его карьера подошла к закату , максимально печально то что в конце карьеры был незаслуженно забыт и стал считаться художником одной картины хотя из под его кисти вышло множество прекрасных полотен

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: