Доверчивый царевич
В итоге царевич Алексей вернулся в Россию, где его заставили дать клятву об отказе от престола, а потом лишили права на престолонаследие. Сразу после этой церемонии в Успенском соборе Кремля началось следствие по его делу, хотя ещё накануне Алексею было объявлено прощение на условии признания всех совершённых проступков. Алексея судили и приговорили к смерти как изменника. После его кончины в Петропавловской крепости (по официальной версии, от удара) Пётр заявил, что Алексей, услышав приговор, раскаялся и почил с миром, по-христиански…
Такая горькая участь постигла этого незаурядного, но очень доверчивого человека, который для потомков остался невидимым в тени великого отца-деспота…
Религиозная живопись.
В 1861 году в жизни и творчестве выдающегося русского художника Николая Ге ознаменован началом работы над всемирно известным полотном «Тайная вечеря». Спустя два года художник выставил эту картину на осенней выставке в Академии Художеств в Петербурге. Картина произвела на публику настолько сильное впечатление, что комиссия удостоила Ге звания профессора Академии Художеств, пропустив звание академика.В этот период Николай Николаевич уже активно интересуется религиозной тематикой. В 1864 году он повторно приезжает во Флоренцию. Там он пишет много эскизов на евангелистские темы и начинает работу над полотном «Вестники Воскресения». В это же время Ге знакомится Герценом и в 1867 году пишет его портрет. Закончив работу над своим грандиозным полотном, автор отправляет его на выставку в Академию Художеств. Но там ее не принимают, и друзья Ге помещают работу в художественном клубе. Однако эта картина, как и следующая за ней «Христос в Гефсиманском саду», не имеют успеха у публики.
Работы Карла Брюллова повлияли на молодого Ге
Николай Ге (по-французски его фамилия писалась Gay) родился в Воронеже в 1831 году, в семье помещика Николая Ге. Его дед эмигрировал из Франции в Россию в годы Великой революции.
Мать будущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. Ребёнка воспитывала няня, крепостная крестьянка. Раннее детство Николая прошло в деревне на Украине. В 1841-м мальчика привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. Преподаватели сразу заметили его способности к живописи и предсказали будущее художника. Однако по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета. Затем переехал к старшему брату в Санкт-Петербург и там продолжил обучение на математическом факультете Петербургского университета.
Никто и не предполагал, что в его жизни значительную роль сыграет картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Она настолько потрясла молодого Николая, что он вместо занятий уравнениям начинает посещать вечерние классы Академии художеств при Эрмитаже. А потом и вовсе забрасывает математику и посвящает свою жизнь искусству. Молодой Ге постоянно подражает художнику, много его копирует. Это накладывает определённый отпечаток на его собственную живописную манеру.
Николай Ге и Лев Толстой.
В 1882 году Николай Ге познакомился с писателем Львом Толстым. Их знакомство достаточно быстро превратилось в близкую дружбу и существенно сказалось на творчестве обоих. В этот период и Ге, и Толстой уже достаточно далеки от искусства и оба активно занимаются вопросами нравственности и религии. Однако, не смотря на это, в 1884 году им была написана картина-портрет «Портрет писателя Толстого», которая сейчас выставлена в Третьяковской галерее. Ге стал наследовать Толстого во всем. Он купил себе хутор и стал работать физически, так как картины больше не могли приносить прибыль, ведь искусством торговать нельзя. Художник советовался с Толстым по поводу своих картин и именно по совету Льва Николаевича начал изображать в своих работах простое христианство. Под влиянием Толстого последовало написание ряда картин на религиозную тематику: «Выход с Тайной вечери», «Иуда» и, собственно, несколько вариантов «Распятия». Дружба с Толстым распространилась и на сына Ге. А в Ташкенте, где училась его дочь, в столовой сохранился альбом «Безубойное питание», в которой Николай Ге пропагандировал «толстовское» вегетарианство. Скончался выдающийся русский живописец Николай Николаевич Ге 1 июня 1894 года дома, на своем хуторе.
Голгофа. Н.Н. Ге.1893 г. |
Суд царя Соломона.Н.Н. Ге. 1854 г. |
Мост в Вико.Н.Н. Ге. 1858 г. |
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | R | S | T | U | VА | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
Талант всегда побеждает
В гимназии творческие способности юноши уже заметили не только родственники, но и учителя. В 1847 году Николай окончил гимназию, встал вопрос о том, куда двигаться дальше. Молодой человек прислушался к воле своего отца и продолжил обучение в Университете Святого Владимира, где стал изучать точные науки, в частности, математику.
Как часто бывало с юношами XIX века, в Ге боролись две мысли: страстное желание посвятить себя любимому творчеству и боязнь пойти против воли отца. По обыкновению, творческий порыв пересиливал все другие чувства. Переехав в северную столицу, Николай продолжил учебу уже в Императорском университете в Петербурге.
В культурной столице России у Ге были все шансы стать живописцем, и он их использовал. Не бросая основной учебы, юноша рисовал, посещал Эрмитаж для вдохновения. А в 1850 году Ге поступает в Академию художеств. Во время обучения живописи молодой художник отличился картинами «Ахиллес оплакивает Патрокла» и «Саул у Аэндорской волшебницы», за которые получил Малую и Большую золотые медали соответственно.
Николай Николаевич Ге «Ахиллес, оплакивающий Патрокла», 1855 годМестонахождение: Национальный художественный музей, Минск, Беларусь
Император приобрёл «Тайную вечерю» для личной коллекции
В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получает Малую золотую медаль Академии. Картина «Саул у Аэндорской волшебницы» приносит ему уже Большую золотую медаль и даёт право на поездку за границу за счёт Академии, где он проживает 13 лет. Сразу после возвращения живописец станет одним из инициаторов организации товарищества передвижников, куда его берут казначеем, памятуя о математическом образовании.
За границей Николай Николаевич начинает писать «Тайную вечерю» и привозит её в Петербург. На осенней выставке в Академии художеств работа произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях.
Будто в насмешку над цензорами, картину приобретает в свою личную коллекцию император. Творчество Ге получило общественное признание и несомненный успех у искушённой столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора и сделала Действительным членом Императорской Академии художеств, минуя звание академика.
Уже после первой выставки художников-передвижников Иван Крамской написал: «Ге царит решительно. На всех его картина произвела ошеломляющее впечатление». Стоит ли говорить, что речь шла о полотне «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
Николай Николаевич Ге. Из серии «Русские художники». 1976. Автор: Горина Т.
Только в Италии Ге многое занимался пейзажной живописью. Как и портреты, его пейзажи очень разнообразны: одни близки традиции культивируемого Академией романтического пейзажа, другие заставляют,вспомнить пейзажные этюды А. Иванова.
Подобно Иванову, Ге стремился раскрыть величие и красоту, философский смысл жизни природы. Удивительная, ясность пластичность, композиции насыщенный звучный цвет, широкая и свободная манера письма его пейзажных работ передают живое ощущение света и воздуха, чувство гармонии, природы, ее динамику. Как правило, небольшие по размерам, пейзажи представляют собой очень содержательные и значительные произведения.
Искания Ге в области пейзажа всегда тесно связаны с его работой над тематическими картинами. Так, написанная вскоре после «Тайной вечери» картина «Флоренция» (1864) проникнута особой торжественностью и трепетной взволнованностью, написана в золотисто-розовых и синих романтических тонах. Освещенные последними лучами солнца холмы переднего плана, мосты издания вдали, едва различимая в золотистой вечерней мгле стройная фигура женщины, смотрящей на раскинувшийся внизу город, сливаются вединый художественный образ, передают ощущения красоты и величия прошлого и настоящего этого прославленного центра итальянской культуры.
В ряде пейзажей, и особенно в таком, как «Флоренция. Парк Кашины» (1868), сказались большие завоевания художника в области пленэрной живописи. Но чисто формальные живописные искания никогда не были для Ге самоцелью, они всегда подчинялись раскрытию идеи картины.
Новый этап в творчестве Ге, отмеченный созданием «Тайной вечериТайная вечеря. 1863Холст, масло., 283 x 382Государственный Русский музей», характеризуется и огромными достижениями художника в портретном искусстве. Временем, близким к завершению «Тайной вечери», следует датировать портрет А.Н. Забеллы, как бы предвосхищающий женские портреты Н.А. Ярошенко выражением удивительного внутреннего благородства и душевной отзывчивости.
Наиболее значительной работой Ге итальянского периода является портрет А.И. ГерценаПортрет А.И.Герцена. 1867Холст, масло, 78,8 x 62Государственная Третьяковская галерея (1867). Тотчас по приезде в Италию Ге мечтал о поездке в Лондон к Герцену. Поездка не состоялась. Ге встретил Герцена во Флоренции и так описывал это знаменательное для него событие: «Однажды, в конце 1866 г., неожиданно для нас пришел к нам Герцен… Я онемел от радости, впившись в него глазами, и долго не мог освоиться…» Давний интерес к личности и деятельности Герцена, огромная симпатия к нему позволили художнику создать образ необычайной глубины и проникновенности.
Портрет был написан за пять сеансов
Глубокий темный фон, черный костюм и белый воротник фиксируют внимание на лице, захватывающем своей богатой, напряженной и сложной внутренней жизнью. Ге отнюдь не исправляет, не скрашивает несколько крупные славянские черты лица Герцена: широкий нос с двумя резкими чертами по бокам, рот скрыт усами и короткой бородой; волосы с проседью откинуты назад без пробора
Высокий лоб мыслителя проницательный, чуть скорбный взгляд говорят об огромной работе мысли. Темпераментный мазок, контраст светотени усиливают впечатление вдохновенности и страстности мироощущения. На лицо легла тень душевной усталости, тягостных раздумий. Художник передал огромную духовную мощь и мягкость, сердечность натуры Герцена, присущее ему благородство. Герцен остался очень доволен портретом. В письме к Огареву 16 февраля 1867 года он писал: «Портрет идет Rembrandtisch» (по-рембрандтовски) и в другом письме: «Порт рет Ге chef-d-oeuvre». Действительно, о великом голландском портретисте заставляет вспомнить проникновенный психологизм образа, золотисто-коричневый колорит, прием освещения, выхватывающий из темноты лицо. Портрет покоряет удивительным художественным соответствием внешнего облика внутреннему миру человека, качеством, которое так высоко ценил Герцен в портретном искусстве. Этот портрет остается лучшим изображением Герцена, воплощающим народное представление о великом писателе, публицисте, пламенном борце. С самого начала художник предназначал портрет Герцена для общества. Возвращаясь в 1869 году в Россию, Ге тайно перевез портрет через границу. Долгие годы он находился под запретом и даже был снят с посмертной выставки художника.
Пётр недоволен сыном
Царевич Алексей был прекрасно образован, знал несколько иностранных языков. Ни в коей мере не противился реформам, но совершенно не принимал деспотические и жесткие формы правления отца.
Пётр был постоянно недоволен своим старшим сыном. Считал, что в делах государственных он не помощник, да и поднимать Отечество с колен не собирался. А потом и вовсе в монахи постричься удумал… Но больше всего его бесило, что Алексей тайно встречался со своей матерью — нелюбимой женой самодержца Евдокией, которая заключена в Суздальский монастырь. Император был категоричен по отношению к наследнику: «Известен будь, что я весьма тебя наследства лишу яко уд гангренный, и не мни себе, что я сие только в устрастку пишу — во истину исполню, ибо за Мое Отечество и люд живота своего не жалел и не жалею, то како могу Тебя непотребного пожалеть».
Я ушёл в деревню…
К сожалению, последующие работы Ге уже не вызывали таких восторгов. Близкие по духу, в том числе и Лев Толстой, поддерживали живописца. Критика, публика и покупатели — нет. Приобретать полотна Ге отказывался даже такой прогрессивный коллекционер, как Павел Третьяков. Удручённый и разочарованный, живописец решает оставить суетный Петербург и едет на купленный им хутор Ивановский в Черниговской губернии.
«Четыре года жизни в Петербурге и занятий искусством, самых искренних, привели меня к тому, что жить так нельзя. Всё, что могло бы составить моё материальное благосостояние, шло вразрез с тем, что мною чувствовалось на душе… Так как искусство я просто люблю как духовное занятие, то я должен отыскать себе способ независимо от искусства. Я ушёл в деревню. Я думал, что жизнь там дешевле, проще, я буду хозяйничать и этим жить, а искусство будет свободно…», — объяснял своё решение Ге.
На хуторе он работал на земле, помогал крестьянам, был печником. Много общался с Львом Толстым, который поддерживал его духовные искания. В тиши Николай Николаевич пишет на евангельские темы — так называемый «Страстной цикл». А последние 10 лет жизни и вовсе отдаёт картине о распятии Христа. Для её создания Ге заставляет натурщиков позировать, прикованными к кресту. Даже сам он, уже пожилой человек, решается испытать это состояние.
Современники не понимали его поздние работы. Например, Александр III, который очень любил и ценил раннего Ге, глядя на «Распятие», сказал: «…мы ещё кое-как это поймём, но народ… он никогда этого не оценит, это никогда не будет ему понятно».
Столкновение личностей
Как ни удивительно, но именно историки того периода в деле царевича Алексея стали ставить акцент на его личных отношениях с отцом. О самом же Петре говорили как о жестоком, непреклонном человеке. Впрочем, если для начала XVIII века борьба за власть была обычным делом, предполагавшим, в том числе и убийство родственников, то что тогда говорить об эпохе Петра? Можно сказать, что у него руки были в крови не то что по локоть, а по самые плечи. И жестокое подавление стрелецкого бунта является тому красноречивым примером. Однако, глядя на картину, думаешь не об истории. Мысли концентрируются на психологической дуэли, которую ведут отец и сын. Ге удалось представить драму столкновения личностей – приверженцев противоположных жизненных ценностей.
В историческом полотне «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» живописец сумел передать внутреннее состояние персонажей. Показное спокойствие обоих царствующих особ, без жестов и внешних эффектов, обманчиво. Это настоящая драма переживаний. Царь не сомневается в предательстве сына. Царевич немного напуган, но держится уверенно: отец не осмелится казнить наследника престола. Ведь этим он поднимет против себя просвещённое общество и Европу, на правителей которых так желает быть похожим.
Кажется, от картины веет холодом. Тёмные стены и холодный зев камина, каменный пол, бледный холодный свет, едва рассеивающий полумрак большого зала… Холодом веет и от персонажей, изображённых на полотне — отца и сына, ставших непримиримыми противниками. Они как бы ведут безмолвный диалог. Расчерченный на черно-белые квадраты пол похож на шахматную доску. И реальные персонажи смотрятся на нём как противоборствующие фигуры в исторической шахматной партии. Обитое красным бархатом кресло, на котором сидит царь, лишний раз подчёркивает – власть зиждется на крови…
Картина имела огромный успех на Первой передвижной выставке. Впервые в русском искусстве художник сумел представить историческую драму без оперной патетики, глубоко и реалистично.
Николай Ге и Лев Толстой.
В 1882 году Николай Ге познакомился с писателем Львом Толстым. Их знакомство достаточно быстро превратилось в близкую дружбу и существенно сказалось на творчестве обоих. В этот период и Ге, и Толстой уже достаточно далеки от искусства и оба активно занимаются вопросами нравственности и религии. Однако, не смотря на это, в 1884 году им была написана картина-портрет «Портрет писателя Толстого», которая сейчас выставлена в Третьяковской галерее. Ге стал наследовать Толстого во всем. Он купил себе хутор и стал работать физически, так как картины больше не могли приносить прибыль, ведь искусством торговать нельзя. Художник советовался с Толстым по поводу своих картин и именно по совету Льва Николаевича начал изображать в своих работах простое христианство. Под влиянием Толстого последовало написание ряда картин на религиозную тематику: «Выход с Тайной вечери», «Иуда» и, собственно, несколько вариантов «Распятия». Дружба с Толстым распространилась и на сына Ге. А в Ташкенте, где училась его дочь, в столовой сохранился альбом «Безубойное питание», в которой Николай Ге пропагандировал «толстовское» вегетарианство. Скончался выдающийся русский живописец Николай Николаевич Ге 1 июня 1894 года дома, на своем хуторе.
Голгофа. Н.Н. Ге.1893 г. |
Суд царя Соломона.Н.Н. Ге. 1854 г. |
Мост в Вико.Н.Н. Ге. 1858 г. |
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | R | S | T | U | VА | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
Третьяков своего обещания не выполнил
Сразу после смерти художника в 1894 году его дети, опасаясь за судьбу художественного наследия, переправили всё в Ясную Поляну. Лев Толстой обещал им убедить Третьякова купить картины и поместить в галерее. Коллекционер обязался подготовить отдельное помещение и выставить работы Ге, однако обещания своего не выполнил.
Тем не менее, Третьяковская галерея всё же стала владельцем коллекции рисунков Николая Ге, состоящей из 55 листов крупного формата. В неё входят этюды, эскизы и наброски к произведениям разных лет, иллюстрации. Эти работы находились за рубежом в частных собраниях Швейцарии и были приобретены в мае 2011 года благодаря финансовой поддержке ОАО Банк ВТБ.
Наталья Швец
Репродукция к картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Грачи прилетели — тихий гимн русской природе»
Горькая участь сына
По сей день историки не пришли единому мнению — являлся ли царевич на самом деле инициатором подготовки захвата власти в России, или же стал невольным заложником своего окружения, недовольного политикой монарха. Доподлинно известно, что Алексей всё же сговаривался с австрийцами о помощи в деле восшествия на российский престол. Австрийцы готовы были поддержать царевича с расчётом на последующую интервенцию части российской территории.
Через несколько месяцев после этого Алексей был найден русской разведкой в неополитанском замке Сант-Эльмо. Итальянцы отказались выдать его русским посланникам, но разрешили встречу, в ходе которой царевичу было передано письмо Петра. Отец гарантировал сыну прощение взамен на возвращение в Россию: «Буде же побоишься меня, то я тебя обнадеживаю и обещаюсь Богом и судом Его, что никакого наказания тебе не будет, но лучшую любовь покажу тебе, ежели воли моей послушаешь и возвратишься. Буде же сего не учинишь, то, … яко государь твой, за изменника объявляю и не оставлю всех способов тебе, яко изменнику и ругателю отцову, учинить, в чём бог мне поможет в моей истине».
Зная характер отца, царевич не поверил обещаниям. Тогда в ход пошли обман и подкуп…
Николай Ге и Лев Толстой.
В 1882 году Николай Ге познакомился с писателем Львом Толстым. Их знакомство достаточно быстро превратилось в близкую дружбу и существенно сказалось на творчестве обоих. В этот период и Ге, и Толстой уже достаточно далеки от искусства и оба активно занимаются вопросами нравственности и религии. Однако, не смотря на это, в 1884 году им была написана картина-портрет «Портрет писателя Толстого», которая сейчас выставлена в Третьяковской галерее. Ге стал наследовать Толстого во всем. Он купил себе хутор и стал работать физически, так как картины больше не могли приносить прибыль, ведь искусством торговать нельзя. Художник советовался с Толстым по поводу своих картин и именно по совету Льва Николаевича начал изображать в своих работах простое христианство. Под влиянием Толстого последовало написание ряда картин на религиозную тематику: «Выход с Тайной вечери», «Иуда» и, собственно, несколько вариантов «Распятия». Дружба с Толстым распространилась и на сына Ге. А в Ташкенте, где училась его дочь, в столовой сохранился альбом «Безубойное питание», в которой Николай Ге пропагандировал «толстовское» вегетарианство. Скончался выдающийся русский живописец Николай Николаевич Ге 1 июня 1894 года дома, на своем хуторе.
Голгофа. Н.Н. Ге.1893 г. |
Суд царя Соломона.Н.Н. Ге. 1854 г. |
Мост в Вико.Н.Н. Ге. 1858 г. |
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | R | S | T | U | VА | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
Творчество длиною в жизнь
Николай Николаевич Ге побывал в самых живописных уголках Европы, России и Украины, и везде он творил, искал вдохновение и рисовал. Первое время художник подражал другому русскому живописцу – Карлу Брюллову, творчество которого очень любил, но потом обрел свой стиль.
В 1863 году «Тайная вечеря» Ге очень впечатлила посетителей вернисажа Академии художеств. Благодаря этой картине Николай Николаевич стал профессором и получил статус члена Императорской Академии художеств. Само полотно приобрел русский император.
Ге стал уделять с тех пор немало времени созданию полотен на библейские сюжеты. Но последующие после «Тайной вечери» работы не вызвали такого же восхищения у публики. Тогда художник обратился к выставке передвижников, в числе которых состоял и сам.
Николай Николаевич Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Он нарисовал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» для данной выставки. Эта работа была очень хорошо оценена экспертами и приобретена знаменитым коллекционером Павлом Третьяковым. Николай Ге говорил следующее о создании своей самой знаменитой картины:
Не все картины Ге на библейские сюжеты были поняты его современниками, но он не переставал создавать их, так как это стало частью его духовного развития. Николай Николаевич также создавал рисунки к книге «Чем люди живы» Льва Толстого. Кроме того, он написал один из лучших портретов писателя.
В 1891 году Ге похоронил любимую жену. Сам живописец прожил ещё три года после её смерти и скончался в июне 1894 года. Можно сказать, что Николай Николаевич умер, прожив насыщенную и относительно счастливую жизнь.
Николай Николаевич Ге «Портрет писателя Л.Н.Толстого», 1884 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Бесспорно, творчество Николая Николаевича Ге заслуживает внимания. Оно достойно быть выставленным на лучших экспозициях мира. Сегодня картины этого художника можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Киевском государственном музее русского искусства, в Русском музее в Санкт-Петербурге.
На обложке: Фрагмент картины Ильи Ефимовича Репина «Портрет Н.Н.Ге», 1880 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Религиозная живопись.
В 1861 году в жизни и творчестве выдающегося русского художника Николая Ге ознаменован началом работы над всемирно известным полотном «Тайная вечеря». Спустя два года художник выставил эту картину на осенней выставке в Академии Художеств в Петербурге. Картина произвела на публику настолько сильное впечатление, что комиссия удостоила Ге звания профессора Академии Художеств, пропустив звание академика.В этот период Николай Николаевич уже активно интересуется религиозной тематикой. В 1864 году он повторно приезжает во Флоренцию. Там он пишет много эскизов на евангелистские темы и начинает работу над полотном «Вестники Воскресения». В это же время Ге знакомится Герценом и в 1867 году пишет его портрет. Закончив работу над своим грандиозным полотном, автор отправляет его на выставку в Академию Художеств. Но там ее не принимают, и друзья Ге помещают работу в художественном клубе. Однако эта картина, как и следующая за ней «Христос в Гефсиманском саду», не имеют успеха у публики.
Николай Ге специально написал картину к Первой выставке художников-передвижников
Николай Ге знаменитую картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» написал специально к Первой выставке художников-передвижников, которая состоялась в 1871 году. Павел Третьяков купил полотно ещё до начала экспозиции, едва увидев его в мастерской. Уже на выставке картина произвела сильное впечатление на императора Александра II и он также пожелал её купить. Сообщить императору о том, что произведение продано, никто не осмелился. В результате художника попросили написать для Третьякова авторскую копию, а оригинал отдать Александру II…
Тема для картины художником была выбрана не случайно — приближался 200-летний юбилей Петра I.
«Десять лет, прожитых в Италии, оказали на меня своё влияние, и я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим всё в России в новом свете. Я чувствовал во всём и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлёкся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою картину «Пётр I и царевич Алексей», — писал Николай Ге.
Но изучив архивы, погрузившись во мрак рубежа XVII-XVIII веков, художник, впечатлённый жестокостью самодержца, изменил замысел: «Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал». Как и в случае с картиной Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», Николай Ге сюжет придумал. Ведь нет никаких документальных подтверждений тому, что в одной из комнат дворца Монплезир Пётр I встретился и имел неприятный разговор с сыном Алексеем. Более того, в 1718 году, когда царевича привезли из Европы, здание ещё не было построено.
Нет сведений и о том, что царь действительно лично допрашивал своего сына. Художник Николай Ге, хотя и изучал архивы, эту сцену придумал. Причём, царь и претендент на престол показаны в ней как отец и сын. Для современников живописца затронутая тема оказалась чувствительной. В те времена происходило переосмысление сюжетов прошлого, да и само отношение к истории гуманизировалось.
Религиозная живопись.
В 1861 году в жизни и творчестве выдающегося русского художника Николая Ге ознаменован началом работы над всемирно известным полотном «Тайная вечеря». Спустя два года художник выставил эту картину на осенней выставке в Академии Художеств в Петербурге. Картина произвела на публику настолько сильное впечатление, что комиссия удостоила Ге звания профессора Академии Художеств, пропустив звание академика.В этот период Николай Николаевич уже активно интересуется религиозной тематикой. В 1864 году он повторно приезжает во Флоренцию. Там он пишет много эскизов на евангелистские темы и начинает работу над полотном «Вестники Воскресения». В это же время Ге знакомится Герценом и в 1867 году пишет его портрет. Закончив работу над своим грандиозным полотном, автор отправляет его на выставку в Академию Художеств. Но там ее не принимают, и друзья Ге помещают работу в художественном клубе. Однако эта картина, как и следующая за ней «Христос в Гефсиманском саду», не имеют успеха у публики.