«чёрные картины» франсиско гойи

3 шедевра из музея Прадо

Творчество

3 шедевра из музея Прадо

20 ноября 2019 2 569 просмотров

Лиана Хазиахметова

Национальный музей Прадо отметил 200-летие. Из книги «Главное в истории искусств» рассказываем про три картины, которые хранятся в мадридском музее.

Крестный путь, Рафаэль

Рафаэль известен непревзойденным мастерством в изображении людей и разнообразием художественных интересов. Джорджо Вазари в 1550 г. назвал его «королем художников». Термин выдержал проверку временем и не утратил актуальности.

Эта картина, также известная как Lo Spasimo («мучение»), изображает Христа несущим крест на Голгофу. Когда Христос спотыкается под тяжестью креста, Мария падает на колени и протягивает ему руку. Так Рафаэль показывает, что она сопереживает боли Христа. Обмен героев взглядами передает множество эмоций.

Благодаря ярким цветам и плавным контурам этот убедительный образ одновременно и реалистичен, и идеален. Толпа на переднем плане уравновешена действием, изображенным на дальнем плане.

Левая и правая стороны также композиционно уравновешены: слева могучий Симон Киринеянин, решительно поднимающий крест, а справа плачущие женщины позади Девы Марии.

Картина была заказана монастырем Санта-Мария-дель-Спасимо в сицилийском Палермо. Корабль, везший ее из Рима, утонул, но картина чудесным образом достигла порта Генуи: она была в футляре и не пострадала от воды. Среди картин Рафаэля наиболее известны великолепные Мадонны и большие фрески Станца делла Сеньятура Ватикана. Он был одним из самых знаменитых художников Высокого Возрождения.

Менины, Диего Веласкес

Диего Веласкес (1599–1660), которого часто называют «художником из художников», был одним из самых востребованных живописцев своего времени. Он вдохновлялся творчеством Караваджо, был и знатоком искусства прошлого. Его живые и непосредственные картины роскошны и лаконичны; их правдивость необычна для испанских королевских кругов.

«Менины» — таинственный королевский портрет, изображающий мастерскую Веласкеса в королевском дворце. Девочке с золотыми волосами, инфанте Маргарите, дочери Филиппа IV, короля Испании, и Марианны Австрийской, тогда было 5 лет. Она одета в пышное громоздкое платье и окружена фрейлинами (менинами).

Одна из них, стоя на коленях, предлагает ей напиток, другая присела в реверансе. Рядом двое карликов: Мария Барбола и Николао де Пертусато, игриво толкающий ногой сонного мастифа. Королевский камергер дон Хосе Нието остановился на ступеньках в задней части комнаты, придерживая занавес, чтобы в помещение попадал свет.

Король и королева, отраженные в зеркале, находятся как будто рядом со зрителем. На единственном автопортрете Веласкес поместил себя рядом с королевской семьей, в придворном костюме, перед своим холстом. На его груди красный крест ордена Св. Якова, который он получил по окончании картины.

Говорят, король приказал добавить на нее крест после смерти Веласкеса.

Третье мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя

Франсиско Гойя (1746–1828) создал таинственные и яркие картины, запечатлев трудности и опасности жизни в Испании XVIII и XIX вв., что оказало большое влияние на его последователей.

2 мая 1808 г. армия Наполеона вошла в Мадрид, жители города восстали против вторжения. В наказание на следующий день французские солдаты арестовали и расстреляли сотни испанцев.

В центре картины Гойя изобразил испанского рабочего на коленях перед рядом солдат, с руками, раскинутыми, как у распятого Христа. Правая рука отмечена стигмой, напоминающей раны на теле Христа.

Фонарь на земле — единственный источник света, который усиливает драматизм происходящего, создавая длинные темные тени и яркие пятна света.

На переднем плане художник изобразил окровавленные трупы — тела мужчин, которые отдали жизни за свой город. Рядом с крестьянами изображен францисканский монах, стоящий на коленях и облаченный в серое.

Он не был участником восстания, но его все равно арестовали французские солдаты — так Гойя показывает их мстительность и жестокость. Одетые в серые шинели и киверы, с саблями, они в упор целятся в испанцев.

Солдаты обращены спиной к зрителям, поэтому остаются обезличенными — этим Гойя показывает то, что их личность исчезает при необходимости повиноваться приказам. Мрачный колорит в сочетании с яркими пятнами света усиливает ужас происходящего.

Из книги «Главное в истории искусств»

Становление мастера

Потерпев неудачу с поступлением, Франсиско отправился путешествовать по Италии. За время своих скитаний он посетил Неаполь, Рим, Парму. В 1771 году Гойя получил вторую премию Пармской академии художеств. Этот успех заставил художника поверить в свои силы, о нем стали говорить, и творчеством Гойи заинтересовались на родине живописца.

По возвращении в Сарагосу Франсиско получил большой заказ на роспись церковных фресок. Его оформление церкви Эль Пилар и дворца Собрадиэль вызвало немало похвал, и окрылённый Гойя решил отправиться покорять столицу.

В Мадриде художника поджидала большая удача. Если кратко, он сразу получил заказ от Королевской шпалерной мануфактуры, а после успешного его выполнения приступил к работе над портретом знатного вельможи. Испанский аристократ был очень доволен результатом, и перед Гойей открылись двери в высшее общество.

Франсиско Гойя принялся работать над портретами местной знати, за которые получал щедрое вознаграждение. В 1786 году модным портретистом заинтересовался Карл III, и Гойя стал придворным художником.

В 1795 году Франсиско был избран почётным директором Академии Сан-Фернандо, а спустя 4 года художник был возведён в сан первого придворного живописца короля Карла IV.

Особенности творчества

При изучении краткой биографии Франсиско Гойя следует отметить перемены в содержании творчества художника. Изначально его произведения отличались смелым выбором цветовой палитры. Будучи непринуждёнными по композиции, они содержали сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений. Это картины «Зонтик», «Молодой бык», «Игра в жмурки».

Однако со временем настроение его полотен стало меняться. На смену лёгкости и светлым оттенкам пришли контрастные сочетания и ощущение трагизма. Ярким примером этого периода стала картина «Сон разума рождает чудовищ».

Франциск Гойя завоевал известность как портретист. К самым знаменитым его портретам относятся «Семья герцога Осуна», «Семья короля Карла IV», «Ла Тирана» и другие.

Одной из выдающихся работ Гойи стала серия офортов «Капричос» — объёмный труд на 80 листах, раскрывающий все лицемерие политических, духовных и моральных основ испанского общества.

Болея, он творил

Заболевание, приносящее художнику дикие муки, отразилось и на его полотнах. Изменился стиль его работ: из них исчезли яркие и теплые тона, уступив место печальным серому, черному и коричневому оттенкам. По мнению специалистов, именно болезнь продиктовала Гойе ту пугающе — таинственную атмосферу, которой дышат его работы.

Госпиталь зачумленных

Примечательно, что с первых дней своего заболевания мастер включает в свои картины медицинскую тему. Полотно «Врач», написанное им еще начальный период творчества, является пророческим. Нередко мы видим картины художника с изображением страдающих людей. К таким картинам можно отнести «Госпиталь зачумленных» и «Госпиталь умалишенных». В этих и других его работах четко прослеживается намек на больное общество, в котором живет Гойя.

Госпиталь умалишенных

Интересно полотно «Гойя и его врач Аррьета», где художник изображает самого себя и доктора, спасшего его от очередного смертельного приступа в 1819 году.

Гойя и его врач Аррьета

Тема страданий и смерти становится основной в работах великого художника. Так, на картине «Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника» перед нами предстает умирающий человек и демоны, кровожадно ждущие его кончины. Напротив него изображен святой Франциск Борджиа с распятием в руках, из которого на умирающего падают струи крови. Именно это чудо должно помощь человеку не попасть в ад и спастись.

Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника

Возвращение в родной город

Здесь буквально сразу молодой художник получает предложение участвовать в росписи самого крупного храма Сарагосы Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Гойя берётся за работу, выполненные эскизы получают одобрение и до середины 1772 года Франсиско увлечённо выписывает на потолке в базилике фреску «Поклонение имени Бога». Капитул (коллегия, совет) церкви был восхищён этой работой. Незамедлительно поступает следующее предложение: роспись оратория (помещения для молитв) дворца Собрадиэль. Появились у молодого дарования и знатные покровители, во власти и силе которых была существенная помощь в продвижении и применении таланта. В это время Гойя стал зарабатывать уже в разы больше своего учителя.

Гравюра 14. Какая жертва!

Франсиско Гойя. Капричос. Какая жертва! 1797-1799 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Эта история стара, как мир. Миловидную девушку выдают замуж за уродливого горбача. Она бедна, но красива. Он богат, но уродлив. Она товар. Он покупатель. Свобода девушки отдаётся за благополучие ее семьи.

Ее родители выглядят довольными (кстати, отец девушки тоже лицом страшен, а мать миловидна). Расстроена только пожилая женщина. Скорее всего, няня или крестная девушки.

Только она понимает, что девушка обречена на несчастье. А как же иначе. Взгляните, насколько уродлив и похотлив ее суженый.

Сумасшедший дом

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес родился в 1746 году в небольшой деревушке на севере Испании в семье мастера по золоту. Франсиско был младшим из троих сыновей.

В конце 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. В течение трех лет Гойя копировал гравюры. В эти годы он получил свой первый заказ от приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

После неудачной попытки в 1763 году поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо Гойя стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. В 1773 году Гойя женился на сестре своего учителя, что укрепило его положение в художественном мире того времени.

В 1780 году Гойю приняли В Королевскую Академию.

В 1786 году он стал придворным художником испанского короля.

В 1712 году Гойя подвергся тяжелой и загадочной болезни, которая сопровождалась параличом, слепотой и едва ли не полным безумием. Ему удалось победить недуг, но он перестал слышать, и его постоянно одолевали страхи, что он не сумеет завершить задуманное.

  • В творчестве Гойи появились «фантазии и выдумки», упростилась манера письма.
  • Знакомство с семьей герцога Альба впоследствии послужило созданию его самых известных шедевров: «Маха одетая» и «Маха обнаженная» Ослепительная и энергичная герцогиня после смерти своего мужа в 1796 году стала любовницей художника и вдохновила его на создание этих картин.
  • Гойе чудом удалось сохранить имя натурщицы в тайне и избежать тюрьмы, представ перед судом инквизиции, так как обнаженная натура была запрещена.
  • В конце 1790 годов увидела свет и первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), которая была посвящена жестокому осмеянию человеческих слабостей и предрассудков.
  • В 1814 году Гойя написал знаменитый расстрел повстанцев.
  • «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» считается главной картиной Гойи.
  • Война, начавшаяся как освободительная, переросла в страшную гражданскую войну.

Картины этих лет — мир мрака, ужаса, страха, страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Они получили название «черной живописи» Гойи. В это время стали известны фрески «Дома глухого».

  1. Гойя и вошел в историю живописи как мастер вопллощения темных снов и фантазий.
  2. Последние годы художник провел во Франции в Бордо, стремясь избавиться от испанской действительности, создавая более жизнерадостные произведения.
  3. Умер Гойя в возрасте 82 лет в 1828 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям картин Франсиско Гойи не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Глухота и обострение чувств

Летом 1793 года Гойя вернулся в Мадрид. Разворачивалась война с Францией, художник по заказу писал портреты испанских командиров.

Изменение физического состояния не могло не повлиять на творчество мастера: жизнерадостные краски и сцены мирной жизни сменились ужасами и гротеском. Тогда родилась объёмная серия из 80 работ под общим названием «Капричос». Вместо королевских особ, святых и соблазнительных мах разум художника теперь захватили демоны и призраки. Но вмешалась инквизиция и картины были запрещены.

В жизни художника обострилась и потребность в любви. Между Гойей, которому под 50, и молодой герцогиней Альбой вспыхивает роман. Сохранилась записка художника другу: «Теперь наконец я знаю, что значит жить!» Он пишет множество её портретов, страдает, сгорает страстью, Альба наслаждается властью над пылким мастером и своими чарами опутывает его ещё глубже. Эта игра продолжалась семь лет.

Фрески первого этажа

В длинной вытянутой комнате нижнего этажа, в простенках, находилось семь фресок, которые были выполнены в одном стиле и представляли собой законченную композицию.

По обе стороны от входной двери размещались два портрета: предположительно, самого мастера и его экономки Леокадии Вайс, ставшей, впоследствии, хозяйкой дома.

Портрет Леокадии, находившийся с левой стороны, изображает молодую элегантную женщину, которая стоит, прислонившись к могильной ограде.

Леокадия

Что означает могила? Возможно, Гойя хотел показать, что Леокадия ждёт смерти своего мужа, который мешает ей стать законной женой художника. Или это могила самого Гойи и портрет говорит о мрачных предчувствиях, которые им овладели?

Справа от двери расположились «Два старика».

Два старика

Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего, изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.

Две старухи, едящие из общей посуды

В углублении над дверью, – «Две старухи, едящие из общей посуды». На эту фреску обращают мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображённые на ней фигуры, не только едят, но и указывают на какое-то место вне пространства картины. Куда направлены их пальцы?

Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы?

Но скорее всего, старухи указывают на Гойю, как бы напоминая ему о старческой немощи и скорой смерти.

На противоположной к входной двери стене Гойя написал две, разделённые окном картины, ставшие впоследствии наиболее известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отрубающая голову Олоферну», которые так же, как и фрески у входной двери являются изображениями Гойи и Леокадии, но символическими.

Сатурн, пожирающий своих детей

Отождествив себя с Сатурном, Гоя выразил свой страх за сына Хавьера, которого он боялся погубить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, съедающее собственного ребёнка, это эмоциональная метафора неизбежного столкновения отцов и детей.

Юдифь, отрубающая голову Олоферну

В образе Юдифь, олицетворяющем власть женщины над мужчиной, нашли своё отражение переживания Гойи, связанные с его старением и угасанием сил. Очевидно, что отношения с Леокадией усиливали это горькое чувство.

Слева от «Леокадии», на большой продольной стене между окон, находился огромный фриз «Шабаш ведьм» или «Большой козёл». Напротив него на правой стене – фриз «Паломничество к св. Исидору», изображавший ежегодное народное гуляние, устраиваемое в Мадриде.

Шабаш ведьм

Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.

Паломничество к св. Исидору

«Паломничество к св. Исидору» мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. «Паломничество к св. Исидору» невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи «Праздник в день Св. Исидора», которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».

Праздник в день Св. Исидора

Личная жизнь

Супругой Франсиско стала сестра его хорошего приятеля, юная Хосефа Байеу. В этом браке родилось пятеро детей, но выжил лишь один мальчик по имени Франсиско Хавьер Педро, который в будущем пошёл по стопам отца и стал художником.

В 1792 году Франсиско Гойя серьёзно заболел, что привело к полной потере слуха. Художник стал избегать людей, полностью ушёл в себя, продолжая писать портреты.

С годами состояние художника становилось все хуже: его мучили сильные головные боли, ухудшилось зрение, какое-то время он был парализован. Скончался Франсиско Гойя 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет.

Болезнь и творчество в 1793—1799-е годы

Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В это время Гойя нашёл приют в Кадисе у местного торговца и коллекционера Себастьена Мартинеса (исп.)русск., чей портрет он создал. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп.)русск., по прозвищу «Ла Тирана». Сославшись на тяжёлую болезнь, Гойя отказал директору королевской мануфактуры на эскизы для шпалер. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены — в полный рост. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. В июле 1795 года умирает шурин Гойи Франсиско Байеу, Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет. Франсиско безуспешно просил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4 000 реалов.

4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. В мае Гойя пребывал в загородном дворце семьи Альба в Сан-Лукаре де Беррмеда, герцог же Альба скончался 9 июня в Севилье. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп.)русск., новаторские в изображении жизни Христа. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп.)русск. и Гаспара Ховельяноса.

В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп.)русск.. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено совершенное изображение ночного освещения. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос», их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо,1. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.

Взлеты и падения Гойи

Гойя происходил из семьи обедневших дворян-идальго. Он родился неподалеку от Сарагосы в 1746 году. Его происхождение и материальное положение семьи служили иллюстрацией бытия той Испании, где художнику довелось жить и творить. Дворяне в Испании не имели права работать, и отцу семейства пришлось отказаться от дворянского образа жизни; переехав в Сарагосу, он занялся ремеслом.

Уже ранние годы художника были пронизаны трагизмом и чередой неудач. Хорошего образования он не получил: его первый учитель священник Хоакин отдавал предпочтение слову божьему, а не обучению грамоте, поэтому до конца жизни художник писал с ошибками.

Талант Гойи как художника раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. Поверивший в свое призвание Гойя в возрасте семнадцати лет оправляется в Мадрид, где принимает участие в конкурсе, пытаясь попасть в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, однако терпит провал.

Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг. Однако они не принесли ему счастья. Однажды за свою любвеобильность Гойя был сильно избит, после чего он принял решение бежать в Италию.

Этот период его биографии покрыт тайной, однако именно с путешествия в Рим карьера художника пошла в гору. Потерпев неудачу на конкурсе в Мадриде, он вновь становится конкурсантом – на этот раз Пармской академии, представив свою работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», и получает вторую премию.

Из Италии художник возвращается в Сарагосу, город, сыгравший важную роль в его судьбе. Он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Сегодня на главной площади Сарагосы, недалеко от собора, красуется памятник Гойе. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание. Он переезжает в Мадрид и начинает получать многочисленные заказы, позже став придворным живописцем.

Казалось бы, наладилась и личная жизнь. Гойя женился на сестре одного из своих учителей Хосефине. Художник влюбился в нее еще до отъезда в Италию. Однако семейную жизнь художника вряд ли можно назвать счастливой. Супруга отличалась тяжелым нравом. Гибель жены и детей стали большой трагедией для художника. Из пятерых детей четверо умерли в младенчестве.

«Жмурки», Гойя

Год написания: 1789Размер: 269 × 350 смМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Вариант 1 — Кратко

10 предложений/ 117 слов

Картина Франсиско Гойя «Жмурки» — это эскиз гобелена для спальни инфантов в королевском дворце Эль-Пардо в Мадриде. Работа была написана масляными красками на картоне и относится к стилю рококо, воспевающему беззаботность светской жизни.

На полотне изображена группа играющих в жмурки молодых людей. Солнечным летним днём герои собрались на берегу горного озера, чтобы предаться весёлым забавам. Они расположились в непосредственной близости от воды рядом с высоким изогнутым деревом, растущим справа.

Выбрав водящего, герои образовали хоровод. Теперь молодой человек с завязанными глазами, вооружившись длинной деревянной ложкой, пытается дотянуться ей до одного из других участников, чтобы поменяться с ним местами.

Герои на картине веселятся от души. Позы их раскованы, а на лицах сияет улыбка. Роскошные одежды выдают аристократическое происхождение игроков.

Вариант 2 — Подробно

19 предложений/ 210 слов

Картина Франсиско Гойя «Жмурки» задумывалась как эскиз для создания гобелена, который должен был украсить спальню инфантов в королевском дворце Эль-Пардо в Мадриде. Работа была написана масляными красками на картоне.

Полотно относится к стилю рококо, являющемуся художественным воплощением беззаботности и галантности светской жизни. Поэтому картина имеет довольно тривиальный для своего времени сюжет.

На её центральном плане изображена группа господ и дам, играющих в жмурки. Взявшись за руки, молодые люди образовали широкий круг. По центру стоит водящий. Глаза его завязаны широким белым платком, а в руках мужчина держит длинную деревянную ложку.

Водящий стремится дотронуться ей до других игроков, но это задача не из лёгких. Вот он протягивает ложку к девушке в белом платье и голубой шляпке, но та изящно отклоняется назад. Тогда мужчина пробует достать молодого человека в жёлтом камзоле, но опять его ждёт неудача — игрок ловко приседает, избегая рокового касания.

Молодые люди на картине веселятся от души. На их лицах сияют счастливые улыбки, а позы легки и расслаблены. Аккуратные дорогие одежды героев выдают их аристократическое происхождение.

Играющие расположились на берегу живописного озера, окружённого высокими холмами. Позади водоёма темнеют острые вершины гор. В чистом летнем небе приветливо светит тёплое солнце. Герои веселятся на траве, а справа от них растёт большое изогнутое дерево. Его густая крона отбрасывает на землю широкую прохладную тень.

см. также:Все сочинения-описания картин

Детство и юность

Будущий художник появился на свет 30 марта 1746 года в городе Сарагоса, расположенном на северо-востоке Испании. Его отец был известным мастером по золочению, который пользовался уважением среди местных жителей.

Глава семейства не придавал большого значения наукам. Франсиско с двумя старшими братьями получил весьма посредственное образование и до конца жизни писал с ошибками.

В возрасте 13 лет Франсиско, у которого обнаружилась склонность к изобразительному искусству, стал учеником местного художника Хосе Лу-сан-и-Мартинеса. На протяжении трёх лет мальчик по большей части просто копировал гравюры, так и не получив полноценного обучения основам живописи.

В 1763 и 1766 годах Франсиско пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо в Мадриде. Обе попытки оказались провальными, но юный художник не опустил руки и продолжал работать.

Живопись

Насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений (все — в Прадо, Мадрид):

  • «Зонтик» 1777;
  • «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778;
  • «Игра в пелоту», 1779;
  • «Молодой бык», 1780;
  • «Раненый каменщик», 1786;
  • «Игра в жмурки», 1791.

С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист:

  • Портрет графа Флоридабланка,1782-83 (банк Уркихо, Мадрид)
  • «Семья герцога Осуна», 1787, (Прадо);
  • Портрет маркизы А. Понтехос, около 1787 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);
  • Сеньора Бермудес (Музей изобразительных искусств, Будапешт);
  • Франсиско Байеу (Прадо), Доктор Пераль (Национальная галерея, Лондон) оба 1796 г. ;
  • Фердинанд Гиймарде, 1798 (Лувр, Париж),
  • «Ла Тирана», 1799 (АХ, Мадрид);
  • «Семья короля Карла IV» 1800 (Прадо);
  • Сабас Гарсия, около 1805 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);
  • Исабель Ковос де Порсель, около 1806 (Национальная галерея, Лондон);
  • портрет Т. Переса, (1820 (Метрополитен-музей);
  • П. де Молина, 1828 (собрание О. Рейнхарта, Винтертур).

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени — Сон разума рождает чудовищ.

Картины, посвященные освобождению Испании:

  • «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде»;
  • «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо).

Автопортрет (1815, Прадо) — см. вверху.

Росписи, фрески и картоны Гойи

Гойя воплотил в церковных работах приемы мастеров прошлого, чем заработал хорошую репутацию. Посмотрим на росписи и фрески художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Франсиско Гойя. Поклонение имени Бога, роспись потолка в базилике Нуэстра-Синьора-дель-Пилар, Сарагос, Испания, 1772

Поговорим о росписях, фресках и картонах — эскизах для гобеленов. И начнем с ранних церковных образов.

Ризница и реликварий церкви в Фуэндетодос. Завершив обучение в мастерской Мартинеса, 17-летний Гойя расписал церковь в родном городке — и современники оценили ее очень высоко. Рассказывают, что когда уже в преклонном возрасте сам художник снова увидел эту работу, то воскликнул: «Только не говорите, что это нарисовал я!». К сожалению, реликварий был уничтожен во время Гражданской войны.

Свод капеллы в куполе собора Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе. В 1772–1773 годы Гойю пригласили написать фрески в церкви, которая была на реконструкции.

️ Гойя как раз вернулся из путешествия в Италию и смог воплотить приемы, которым научился у мастеров прошлого. У фрески барочная композиция — клубящаяся, динамичная и несколько избыточная, но гармоничная.

️ Судя по эскизам, Гойя планировал более качественную роспись с большим контрастом цвета и света, чем получилось в оригинале. К тому же сказались неоднократные реставрации.

️ Комиссия была довольна результатом: фрески оказались хорошими, к тому же Гойя запросил за работу 15 000 реалов, хотя такая работа стоила не меньше 25 000.

️ Роспись собора принесла ему репутацию и уважение, а значит — новые заказы. Довольно быстро он стал самым преуспевающим художником Сарагосы. Это позволило ему жениться на Хосефе — сестре своего учителя Рамона Байеу.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1–3. Фрески Аула Деи, Сарагоса, Испания, 1774
4. Роспись купола Сан-Антонио-де-ла-Флорида, Мадрид, Испания, 1798

Рассмотрим еще две росписи Гойи — в церкви картезианского монастыря Аула Деи на окраине Сарагоса и в Королевской церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде.

Аула Деи. Фрески со сценами из жизни Девы Марии занимают фриз вокруг стен монастырской церкви. Размер фресок — от пяти до десяти метров в длину и от одного до трех метров в высоту. Сегодня из одиннадцати фресок сохранилось только семь.

Королевская церковь Сан-Антонио де ла Флорида. У фрески круговая динамичная композиция. Сцена воскрешения мертвого Святым Антонием очень реалистична: образы людей будто взяты с испанских улиц времен Гойи. На эту работу у художника ушло шесть месяцев.

О религиозной живописи Гойи

1. Франсиско Гойя. Иоанн Креститель в пустыне, 1808–1812
2. Франсиско Гойя. Святое семейство со св. Иоакимом и Анной перед Господом в его славе или Третье поколение, до 1769
3. Франсиско Гойя. Распятие, 1780
4. Веласкес. Распятие, 1631–1632

Франсиско Гойя

1. Зонтик, 1777
2. Продавец посуды, 1779
3. Жмурки, 1789
4. Кукла, 1791–1792
5. Ходули, 1791–1792
6. Великаны, 1791–1792

В завершение этой части поговорим об интересном жанре в творчестве Гойи — картонах или заготовках для гобеленов.

В 1775 году Гойя устроился на работу в Королевскую мануфактуру гобеленов «Санта-Барбара». Там тогда как раз проходила реконструкция.

Гобелены были чрезвычайно популярны в Испании. Ими украшали частные дома, аристократические особняки и даже королевские покои. Самыми любимыми сюжетами были жизнерадостные сценки с изящными и привлекательными героями — праздники, игры, народные гулянья.

Гойя сотрудничал с мануфактурой 18 лет. За это время он создал несколько десятков картонов на самые разные темы и для самых разных домов — в том числе для дворца испанского короля. Сотрудничество с «Санта-Барбарой» принесло художнику много покровителей и заказчиков, а также завистников и недоброжелателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: