Франсиско гойя биография

Портрет актрисы антонии сарате (картина гойи, эрмитаж)

Художник и Испания

Жизнь живописца и его творчество охватывает почти целое столетие. Это было страшное время, когда многие его друзья подвергались гонениям инквизиции, и сам автор тоже опасался преследования. Будучи придворным художником, Гойи отлично видел темные стороны эпохи, в которой жил. В своих произведениях он обличает грубость и невоспитанность аристократического общества и знати.

За свою жизнь Гойя видел две испанских революции (из пяти). Он стал свидетелем того, как страна боролась с Наполеоном, как была отменена инквизиция, а после вновь возвращена.

Умер Гойя в возрасте 82 лет, в апреле 1828 года в Бордо (Франция). Его прах был возвращен в Испанию только в 1919 году.

Заключение

Франциско Гойя является одним из символов эпохи и культуры Испании. Загадочность Гойи вызывает интерес как испанских, так и иностранных авторов. Лион Фейхвангер написал философско-историческое произведение под названием «Гойя или тяжкий путь познания». Андрей Вознесенский, поэт советской эпохи, обращался к мистическому образу испанского художника, жившего в другой эпохе со словами: «Я-Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое». Творениями гениального художника продолжают восторгаться экспрессионисты и сюрреалисты 20 и 21-го столетий.

Глухота и обострение чувств

Летом 1793 года Гойя вернулся в Мадрид. Разворачивалась война с Францией, художник по заказу писал портреты испанских командиров.

Изменение физического состояния не могло не повлиять на творчество мастера: жизнерадостные краски и сцены мирной жизни сменились ужасами и гротеском. Тогда родилась объёмная серия из 80 работ под общим названием «Капричос». Вместо королевских особ, святых и соблазнительных мах разум художника теперь захватили демоны и призраки. Но вмешалась инквизиция и картины были запрещены.

В жизни художника обострилась и потребность в любви. Между Гойей, которому под 50, и молодой герцогиней Альбой вспыхивает роман. Сохранилась записка художника другу: «Теперь наконец я знаю, что значит жить!» Он пишет множество её портретов, страдает, сгорает страстью, Альба наслаждается властью над пылким мастером и своими чарами опутывает его ещё глубже. Эта игра продолжалась семь лет.

Взлеты и падения Гойи

Гойя происходил из семьи обедневших дворян-идальго. Он родился неподалеку от Сарагосы в 1746 году. Его происхождение и материальное положение семьи служили иллюстрацией бытия той Испании, где художнику довелось жить и творить. Дворяне в Испании не имели права работать, и отцу семейства пришлось отказаться от дворянского образа жизни; переехав в Сарагосу, он занялся ремеслом.

Уже ранние годы художника были пронизаны трагизмом и чередой неудач. Хорошего образования он не получил: его первый учитель священник Хоакин отдавал предпочтение слову божьему, а не обучению грамоте, поэтому до конца жизни художник писал с ошибками.

Талант Гойи как художника раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. Поверивший в свое призвание Гойя в возрасте семнадцати лет оправляется в Мадрид, где принимает участие в конкурсе, пытаясь попасть в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, однако терпит провал.

Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг. Однако они не принесли ему счастья. Однажды за свою любвеобильность Гойя был сильно избит, после чего он принял решение бежать в Италию.

Этот период его биографии покрыт тайной, однако именно с путешествия в Рим карьера художника пошла в гору. Потерпев неудачу на конкурсе в Мадриде, он вновь становится конкурсантом – на этот раз Пармской академии, представив свою работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», и получает вторую премию.

Из Италии художник возвращается в Сарагосу, город, сыгравший важную роль в его судьбе. Он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Сегодня на главной площади Сарагосы, недалеко от собора, красуется памятник Гойе. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание. Он переезжает в Мадрид и начинает получать многочисленные заказы, позже став придворным живописцем.

Казалось бы, наладилась и личная жизнь. Гойя женился на сестре одного из своих учителей Хосефине. Художник влюбился в нее еще до отъезда в Италию. Однако семейную жизнь художника вряд ли можно назвать счастливой. Супруга отличалась тяжелым нравом. Гибель жены и детей стали большой трагедией для художника. Из пятерых детей четверо умерли в младенчестве.

Описание картины Франциско де Гойя «Зонтик»

Испанский художник – Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, или более известный нам – Франциско Гойя, писавший гравюры, являлся одним из самых ярких художников 18 века.

Его картина «Зонтик» написана в 1777 году, тогда Франциску было всего 33 года. Эту картину признают лучшим творением раннего Гойя. Она нравилась и самому художнику. Ему удалось изобразить то тепло, которое он хотел показать на своей картине.

В восемнадцатом веке в моду вошло украшение домов и залов гобеленами. Однажды и Франциску Гойи сделали заказ на создание таких картин. Так, Гойя создал свой «Зонтик». Но сам зонтик не является главной деталью этой картины. Нежно-зелёный зонт здесь, скорей всего, лишь маленькая изюминка. А главными персонажами являются мужчина и женщина. Она сидит на поляне в яркий, солнечный день. А паренёк прикрывает её зонтиком с левой стороны.

Гойя сумел передать нежность композиции с помощью правильно подобранных цветов. Художник использовал теплые оттенки красного, оранжевого, персикового. Разбавляет он их синим корсетом дамы и голубым поясом мужчины. На картине присутствует много зелёного цвета. Это зонтик, зеленоватое небо, и деревья с боку.

Интересно, кто же эти двоя? Может быть, Гойя изобразил слугу и госпожу. А, может быть, это влюблённая пара. Девушка сидит возле каменной стены, в руках её веер. На её коленях сидит тёмный пёс с красным ошейником. Она одета в платья с золотой юбкой, а на плечах её красуется длинная накидка.

На груди красивый цветок-брошь. На её голове красные украшения, в ушах её жемчужные серьги. На её лицо падает лёгкая тень от зонтика. Молодой человек стоит позади неё. На нём красный костюм, с золотыми пуговицами, а на его голове находится голубая повязка от солнца.

На сегодняшний день картина находится в Мадриде, в Музее Прадо.

Болезнь и творчество в 1793—1799-е годы

Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В это время Гойя нашёл приют в Кадисе у местного торговца и коллекционера Себастьена Мартинеса (исп.)русск., чей портрет он создал. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп.)русск., по прозвищу «Ла Тирана». Сославшись на тяжёлую болезнь, Гойя отказал директору королевской мануфактуры на эскизы для шпалер. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены — в полный рост. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. В июле 1795 года умирает шурин Гойи Франсиско Байеу, Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет. Франсиско безуспешно просил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4 000 реалов.

4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. В мае Гойя пребывал в загородном дворце семьи Альба в Сан-Лукаре де Беррмеда, герцог же Альба скончался 9 июня в Севилье. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп.)русск., новаторские в изображении жизни Христа. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп.)русск. и Гаспара Ховельяноса.

В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп.)русск.. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено совершенное изображение ночного освещения. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос», их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо,1. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.

Фрески первого этажа

В длинной вытянутой комнате нижнего этажа, в простенках, находилось семь фресок, которые были выполнены в одном стиле и представляли собой законченную композицию.

По обе стороны от входной двери размещались два портрета: предположительно, самого мастера и его экономки Леокадии Вайс, ставшей, впоследствии, хозяйкой дома.

Портрет Леокадии, находившийся с левой стороны, изображает молодую элегантную женщину, которая стоит, прислонившись к могильной ограде.

Леокадия

Что означает могила? Возможно, Гойя хотел показать, что Леокадия ждёт смерти своего мужа, который мешает ей стать законной женой художника. Или это могила самого Гойи и портрет говорит о мрачных предчувствиях, которые им овладели?

Справа от двери расположились «Два старика».

Два старика

Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего, изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.

Две старухи, едящие из общей посуды

В углублении над дверью, – «Две старухи, едящие из общей посуды». На эту фреску обращают мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображённые на ней фигуры, не только едят, но и указывают на какое-то место вне пространства картины. Куда направлены их пальцы?

Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы?

Но скорее всего, старухи указывают на Гойю, как бы напоминая ему о старческой немощи и скорой смерти.

На противоположной к входной двери стене Гойя написал две, разделённые окном картины, ставшие впоследствии наиболее известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отрубающая голову Олоферну», которые так же, как и фрески у входной двери являются изображениями Гойи и Леокадии, но символическими.

Сатурн, пожирающий своих детей

Отождествив себя с Сатурном, Гоя выразил свой страх за сына Хавьера, которого он боялся погубить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, съедающее собственного ребёнка, это эмоциональная метафора неизбежного столкновения отцов и детей.

Юдифь, отрубающая голову Олоферну

В образе Юдифь, олицетворяющем власть женщины над мужчиной, нашли своё отражение переживания Гойи, связанные с его старением и угасанием сил. Очевидно, что отношения с Леокадией усиливали это горькое чувство.

Слева от «Леокадии», на большой продольной стене между окон, находился огромный фриз «Шабаш ведьм» или «Большой козёл». Напротив него на правой стене – фриз «Паломничество к св. Исидору», изображавший ежегодное народное гуляние, устраиваемое в Мадриде.

Шабаш ведьм

Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.

Паломничество к св. Исидору

«Паломничество к св. Исидору» мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. «Паломничество к св. Исидору» невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи «Праздник в день Св. Исидора», которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».

Праздник в день Св. Исидора

Болезнь Франциско Гойи

1770-е годы — период признания и славы в жизни художника. Он выполняет множество заказов от высокопоставленных лиц, творит свои знаменитые произведения, в том числе создает известную картину «Зонтик».

В этот, казалось бы, безмятежный период времени стала проявляться его болезнь, которая стала главной трагедией в его жизни и одной из таинственных загадок. Первые симптомы дали о себе знать в 1777-78 годах. На некоторое время болезнь отступила, потому что в то время мастер был еще молод.

В 1792 году недуг снова вернулся, когда Гойя был в Кадисе. Тогда художника первый раз настиг демон смерти.

Длительное время врачи не могли установить диагноз. Одной из версий было предположение, что в 1770-х годах проявления болезни могли быть связаны с тем, что Гойя перенес сифилис, заразившись во время эпидемии. Имели место и другие варианты происхождения заболевания, однако, ни один из них не имел подтверждения. Не так давно возникла еще одна версия о том, что Гойя имел редкое заболевание, название которого — синдром Сусака. Об этом синдроме науке стало известно только в 1979 году, спустя два столетия после появления синдрома у художника.

Болезнь изматывала Гойю: то на время отступала, то снова прогрессировала. При этом, художник переживал страшные муки, находясь на грани смерти, однако, он не прекращал работу, проявляя невероятную силу духа.

Болезнь и творчество

Болезнь не могла не отразиться на творчестве мастера. По мнению экспертов в области искусства, именно болезнь оказала влияние на перемены в стиле живописца. Он стал использовать другую палитру, в которой все чаще наблюдались темные и мрачные тона.

С первыми проявлениями заболевания в работах Гойи возникла медицинская тематика. Он создал произведение «Врач», будто бы предвидя свою дальнейшую жизнь. Творчество Гойи часто обращает поклонников живописи к теме людских страданий и боли. Особый интерес вызывают его творения «Госпиталь умалишенных» и «Госпиталь зачумленных». В своих произведениях автор представляет трагедию в жизни людей в стране с отсталой экономикой и отсутствием свободы.

Одной из выдающихся работ является «Гойя и его врач Аррьета», сюжет которой связан с проявлением заболевания в 1819 году, когда художник находился на грани смерти. Врача, который вернул его к жизни, в знак благодарности, Франциско Гойя изобразил на холсте. Тема смерти постоянно присутствует в творчестве художника.

В 1823 году Гойя расписал стены собственного дома сценами «черной живописи». Самым устрашающим стал рисунок «Сатурн, пожирающий своих детей». Автор просто воплощал в рисунках самые страшные свои видения.

Художник и герцогиня Альба

Гойя, находясь уже в зрелом возрасте, страстно влюбился в Каэтану. С герцогиней, которой едва исполнилось 13 лет, мастер встретился на балу и с того времени ее образ преследовал художника. Как-то после очередной встречи с юной красавицей, Гойя произнес фразу: «Наконец-то я знаю, что значит жить».

Мастер посвятил герцогине много своих произведений, однако, ни одно из них ему не нравилось. Ему казалось, что ее душа ускользает от него. Самыми знаменитыми считаются такие работы Гойя как «Маха обнаженная» и «Маха одетая». В настоящее время эти обе картины представлены рядом в мадридском музее Прадо.

В этом же музее можно увидеть гениальную картину Гойи, созданную в 1798 году — «Полет ведьм». Она входила в цикл работ автора, включающий в себя шесть полотен. Эти работы были куплены герцогами Осуны для украшения интерьера их загородного дома. Это единственная картина из серии «композиций по мотивам процессов над ведьмами» (так охарактеризовал свое творение сам автор), которая сохранилась до настоящего времени.

Портреты Гойи

Значительное место в творчестве мастера занял портрет. И здесь поразителен размах творческой эволюции Гойи от парадных портретов в духе традиций XVIII в. (например, портрет маркизы Понтехос, ок. 1787; Вашингтон, Национальная галлерея) до произведений, предвосхищающих самые смелые достижения реалистического портрета XIX столетия. Гойе-портретисту присуще необычайно яркое чувство личности — умение с захватывающей силой воспроизвести реальный облик человека и индивидуальные особенности его душевного склада, обладающего всегда какой-то повышенной напряженностью.

«Маркиза де Понтехос

У Франсиско Гойи не было непосредственных последователей, но его оригинальные достижения глубоко впечатлили французских художников позднего XIX века — например, Эжена Делакруа, который был одним из его великих поклонников. Работами Гойи продолжают восхищаться экспрессионисты и сюрреалисты XX и XXI веков.

Болея, он творил

Заболевание, приносящее художнику дикие муки, отразилось и на его полотнах. Изменился стиль его работ: из них исчезли яркие и теплые тона, уступив место печальным серому, черному и коричневому оттенкам. По мнению специалистов, именно болезнь продиктовала Гойе ту пугающе — таинственную атмосферу, которой дышат его работы.

Госпиталь зачумленных

Примечательно, что с первых дней своего заболевания мастер включает в свои картины медицинскую тему. Полотно «Врач», написанное им еще начальный период творчества, является пророческим. Нередко мы видим картины художника с изображением страдающих людей. К таким картинам можно отнести «Госпиталь зачумленных» и «Госпиталь умалишенных». В этих и других его работах четко прослеживается намек на больное общество, в котором живет Гойя.

Госпиталь умалишенных

Интересно полотно «Гойя и его врач Аррьета», где художник изображает самого себя и доктора, спасшего его от очередного смертельного приступа в 1819 году.

Гойя и его врач Аррьета

Тема страданий и смерти становится основной в работах великого художника. Так, на картине «Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника» перед нами предстает умирающий человек и демоны, кровожадно ждущие его кончины. Напротив него изображен святой Франциск Борджиа с распятием в руках, из которого на умирающего падают струи крови. Именно это чудо должно помощь человеку не попасть в ад и спастись.

Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.

Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.

В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.

У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.

В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.

В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.

Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка.

К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.

В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнаженной».

Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

Ранняя биография и годы в Сарагосе

Франсиско де Гойя, родившийся в 1746 году, 30 марта, был третьим сыном в средней по достатку семье: отец его Хосе Гойя известный и авторитетный мастер по золочению соборных элементов и изваяний. Будучи простолюдином, отец передал сыну упорство и трудолюбие и научил его без иллюзий смотреть на жизнь. Мать Грасиа Лусьентес из благородной, но бедной семьи.

Малая родина будущего художника – северо-восточный испанский город Сарагоса, в деревне под которым прошли первые годы его жизни. В возрасте 13 лет Франсиско поступил на учёбу в мастерскую сарагосского художника Хосе Лусана. Уроки живописи не так занимали подростка, как страстные испанские танцы, серенады и бесконечные драки – Франсиско был настоящим горячим представителем своего народа, агрессивным и безапелляционным. Он рос, мужал, при этом никогда не расставался со своим ножом, даже в мастерской. Его темперамент и взрывной характер доставляли немало хлопот и беспокойства семье и учителю

Никакому влиянию он не поддавался, надо было направить его энергию и переключить внимание

После 7 лет, проведённых в мастерской Лусана, с подачи самого живописца Франсиско решается на поездку в столицу в надежде поступить в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо.

Болезнь Франсиско Гойи

1770-е годы – время обретения богатства и славы. Художник работает по заказам от высшей знати, создает свои самые известные произведения, среди которых выделяется картина «Зонтик».

Именно в этот период впервые дала о себе знать болезнь Гойи, ставшая одной из главных загадок и трагедий его жизни. Первые приступы болезни проявились в 1777–1778 году. Тогда болезнь отступила, так как художник был еще молод.

Всерьез болезнь овладела художником в 1792 году, когда он находился в Кадисе. Над Гойей впервые повис демон смерти.

Болезнь Гойи долгое время не могли диагностировать. Существовало предположение, что первые симптомы 1770-х связаны с перенесенным сифилисом, подхваченным во время эпидемии. Выдвигались и другие версии происхождения болезни. Впоследствии ставились различные диагнозы, но ни один из них не был подтвержден. Недавно появилась версия, что художник стал жертвой синдрома Сусака, редчайшего заболевания, которое стало известно медицине лишь в 1979 году, через двести лет после того как симптомы появились у Гойи.

Проявления болезни были воистину ужасны. Художник оглох и испытывал серьезные проблемы с координацией движений, часто не мог стоять на ногах. Кроме того, он почти потерял зрение, часто терял сознание, в конце концов его разбил частичный паралич.

Болезнь Гойи то отступала, то вновь вступала в свои права. Живописец испытывал жуткие боли, был на грани встречи со смертью, но продолжал творить. Это воистину являет пример сильного духа в больном теле.

Женитьба

В середине 1773 года Гойя женился на сестре одного из своих влиятельных друзей Франсиско Байеу. Хосефа к концу года родила первенца, который прожил совсем недолго. Всего из множества детей (по разным сведениям, детей и беременностей было от 5 до 20) только один мальчик выжил, остальные умерли в младенчестве. Сын Хавьер (1784-1854) сначала пошёл по стопам отца, тоже пытался стать художником, но вероятно он был лишён отцовской воли и упорства, ничего из него не вышло.

Гойя оставался в браке с Хосефой до смерти жены в 1812 году и написал всего один её портрет. Верным и любящим супругом он не стал: всю жизнь его влекли уличные плясуньи, а позже и придворные аристократки. А жена, страдая от постоянных измен мужа, всю жизнь будет переживать за него и бояться, что вот-вот за ним придёт инквизиция: ведь с течением лет в работах художника всё больше проступают откровения и радикальная критика общества.

Самые известные картины

Любимого жанра у художника не было. За свою жизнь он написал не менее 500 картин, среди которых и пейзажи, и портреты, и натюрморты, множество картин, изображающих праздничную и повседневную жизнь испанцев. По его полотнам можно изучать Библию и историю. Особенностью Гойи как живописца являются крайняя убедительность и достоверность изображения человеческих пороков. Жестокость и безумие на его полотнах максимально реалистичны и тем страшны.

Наиболее известные произведения:

  • 3 мая 1808 года в Мадриде (казнь мадридских патриотов);
  • Сатурн, пожирающий своего сына;
  • Обнажённая Маха;
  • Капричос (серия гравюр, критикующих общество);
  • Бедствия войны (цикл из 80 гравюр);
  • Тонущая собака;
  • Семья Карла IV;
  • Великий Козёл;
  • Автопортрет с доктором Арриета.

На самом деле список можно продолжать долго. Большинство полотен мастера хранятся в испанских музеях.

БИБЛИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • Батикль Ж. Гойя: Легенда и жизнь. М., Астрель, АСТ, 2006
  • Левина И. М., Гойя, Л. — М., 1958
  • Прокофьев В. Н., «Капричос» Гойи, М., 1970
  • Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. — М.: Искусство, 1986
  • Фейхтвангер Л., Гойя
  • Cardera, Valentin. Biografia de D.Francisco Goya, pintor. El Artista, 2 1835
  • El Libro de Los. CAPRICHOS. Francisco de Goya. Мадрид. 1999
  • Mayer A., Francisco de Goya, Munch., 1923
  • Klingender F. D., Goya in the democratic tradition, L., 1948
  • Sanchez Canton F. J., Vida у obras de Goya, Madrid, 1951
  • Holland V., Goya. A pictorial biography, L., 1961
  • Harris Т., Goya. Engravings and litographs, v. 1-2, Oxf., 1964
  • Wyndham Lewis D. B., The world of Goya. L., 1968
  • Gudiol J., Goya, L. — N. Y., 1969
  • Goya. Konigliche Gemaldegalerie «Mauritshuis». Katalog, Haag, 1970
  • Фильм «Обнажённая Маха» (The Naked Maja), 1958 год, производство США — Италия — Франция. Режиссёр Генри Костер; в роли Гойи — Энтони Франчоза.
  • Фильм «Гойя, или Тяжкий путь познания», 1971 год, производство СССР — ГДР — Болгария — Югославия. По одноимённому роману Лиона Фейхтвангера. Режиссёр Конрад Вольф; в роли Гойи — Донатас Банионис.
  • Фильм «Гойя в Бордо» (Goya en Burdeos), 1999 год, производство Италия — Испания. Режиссёр Карлос Саура; в роли Гойи — Франсиско Рабаль
  • Фильм «Обнажённая Маха» (Volaverunt), 1999 год, производство Франция — Испания. Режиссёр Бигас Луна; в роли Гойи — Хорхе Перугоррия
  • Фильм «Призраки Гойи», 2006 год, производство Испания — США. Режиссёр Милош Форман; в роли Гойи — Стеллан Скарсгорд

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: goia.ru, , 

Франсиско де Гойя: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

2.8/5 — (6 голосов)

Смена власти и ситуации в стране

В 1789 году Карлом IV, следующим монархом, вставшим на престол, Гойя назначен придворным художником. Но в портретах королевских особ он не находит вдохновения и пишет их без энтузиазма. Наступает время перемен: двор напряжённо следит за событиями в соседней стране – за Французской революцией. Теперь не до украшения дворцов.

Начинаются гонения на просвещённых испанцев, многие друзья художника арестованы или сосланы. Гойя также столкнулся с интригами и был отправлен в Валенсию, якобы отдохнуть. Вернуться, укрепить своё положение при дворе и возобновить работу ему помогло вмешательство Байеу.

Биография

Франсиско Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 г. в арагонской деревне и учился живописи в мастерской сарагосского художника Хосе Лусано-Мартинеса. Творчество испанского художника, развивавшееся на рубеже XVIII-XIX веков открывает искусство новой исторической эпохи. Его картины, рисунки и гравюры отражали исторические потрясения и оказали влияние на многих талантливых художников. Образные решения Гойи были отмечены особым, отличным от прошлого, художественным видением мира. Как ни один из великих мастеров Испании, Гойя воплотил в своем искусстве трагедию и героические чаяния испанского народа, переживавшего в это время один из самых бурных периодов своей истории. Франсиско Гойя утверждал, что восхищался тремя мастерами: Веласкесом, Рембрандтом и, прежде всего, природой. Офорты Рембрандта были его источником вдохновения и научили языку реализма. Картины Веласкеса направили и усмирили его творческий мятежный характер. А природа… природа подарила миру невероятно талантливого художника и мастера всех времен.

Первый живописец короля

Получив вторую премию на конкурсе Пармской академии, Гойя вернулся в Сарагосу. В 1773-м он перебрался в Мадрид, где стал получать заказы на изготовление эскизов для Королевской обойной мануфактуры. За 7 лет художник создал свыше полусотни ярких и причудливых панно для ковров. Шаг за шагом Гойя продвигался вверх по карьерной лестнице. В 1780-м его избрали членом Академии Сан-Фернандо, той самой, куда в юности он безуспешно пытался поступить. А после написания портрета первого министра, графа Флоридабланки, у Гойи появились выгодные знакомства в высшем обществе. В аристократических кругах он стал признанным портретистом, а затем — королевским художником.

Героини полотен Франсиско — решительные и страстные женщины, неизвестные простолюдинки и надменные аристократки. К последним относилась герцогиня Каэтана Альба, которая стала возлюбленной художника. Обладая необыкновенной работоспособностью, Гойя творил даже ночью, при свете свечей, которые он прикреплял к полям шляпы. Жизнь живописца текла как по маслу. «Я никому не прислуживаюсь. Я завален заказами…», — писал он.

Происхождение и ранние годы

Кто угодно опустил бы руки. Но мастер, родившийся под огненным знаком овна, был чертовски упрям и настолько уверен в собственных силах, что решил: он всё равно перехитрит – если не судьбу, так уж Королевскую академию точно. Не получив от неё пенсиона, 23-летний Франсиско Гойя рванул в Рим за собственный счёт. Для этого он примкнул к группе матадоров, направлявшихся в Италию.

Бой быков, кураж, возбужденный гул толпы – это вообще была его стихия. Общительный и задиристый Франчо обожал шумные сборища и не раз клялся сплясать арагонскую хоту на спинах тех, кто осмеливался косо посмотреть в его сторону. Франсиско Гойя принимал участие в корриде и выступлениях уличных акробатов. Он был ловок, мускулист и отчаянно смел, а о его амурных похождениях, осложнённых многочисленными дуэлями, ходили легенды. Рассказывали, например, как Гойя, влюбившись в послушницу одного из римских монастырей, выкрал девушку из обители. Знавшие его накоротке не сомневались, что именно так оно и было.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: