Как понимать живопись xix века

Судьба художника

Главный романтик европейской живописи Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа в 1798 году. Много лет спустя, когда Эжен будет блистать в обществе и покорять дамские сердца, интерес к нему будут подогревать сплетни относительно тайны рождения. Дело в том, что точно нельзя сказать, чьим сыном был Эжен. По официальной версии, отцом являлся Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел. По альтернативной — Шарль Талейран или даже сам Наполеон.

Эжен отличался неугомонным характером. В детстве он едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок для овса; «горел», когда над его кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания; «травился», наглотавшись краски-медянки. Классический путь страстей и испытаний героя романтизма.

Когда встал вопрос о выборе ремесла, Делакруа решил заниматься живописью. У Пьера Нарсиса Герена он освоил классическую базу, а в Лувре познакомился с родоначальником романтизма в живописи Теодором Жерико. В то время в Лувре было немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращённых их владельцам. Рубенс, Веронезе, Тициан — дни пролетали незаметно.

Автопортрет Делакруа. (Wikimedia Commons)

Успех пришёл к Делакруа в 1824 году, когда он выставил картину «Резня на Хиосе». Это было второе полотно, представленное публике. Картина явила ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал её «жутким гимном року и страданию». Посыпались обвинения в чрезмерном натурализме, а после следующей картины («Смерть Сарданапала») ещё и в неприкрытом эротизме. Критики никак не могли понять, зачем полотно, словно бы кричит, грозит и богохульствует. Но именно такой аккорд эмоций понадобился художнику, когда он взялся за «Свободу, ведущую народ».

Вскоре мода на бунт прошла, и Делакруа начал искать новый стиль. В 1830-х он побывала в Марокко и был обескуражен увиденным. Африканский мир оказался не таким шумным и праздничным, каким представлялся, но патриархальным, погруженным в свои домашние заботы. Делакруа сделал сотни эскизов, которые использовал следующие 30 лет.

Вернувшись во Францию, Делакруа понял, что значит востребованность. Заказы приходили один за другим. В основном это были официальные вещи: роспись в Бурбонском дворце и Лувре, украшение Люксембургского дворца, создание фресок для церкви Сен-Сюльпис.

Всё у Эжена было, все его любили и, несмотря на его развивавшуюся болезнь горла, всегда ждали с его колкими шуточками. Но, сетовал Делакруа, все боготворили работы прошлых лет, свежие же оставались без внимания. Делакруа, получая комплименты за картины 20-летней давности, мрачнел. Скончался он в 65 лет от той самой болезни горла, и сегодня его тело покоится на Пер-Лашез.

Творчество Делакруа

В 1818 году Делакруа позировал Теодору Жерико, когда тот рисовал картину «Плот Медузы». Это была необычайная картина, которая положила начало французскому романтизму, и этому событию свидетелем был Эжен Делакруа.

В 1832 году Делакруа с группой отправился в Марокко с дипломатической миссией. Это поездка сыграла огромную роль в изменении стиля рисования художника. Он увидел Африку,которую представлял себе совсем по другому. Сделав там огромное число набросков, они вылились в замечательные картины по приезду во Францию.

В 1824 году Делакруа написал «Massacre at Chios» (Лувр). Принужденность тематической значимости, а также цвета его работы «The Death of Sardanapalus» (1827, Лувр) были тяжело осуждены некоторыми критиками.

Его влияние на искусство как художника-колориста неоценимо громадно.

Анализ картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Безусловно, одной из наиболее известных картин художника является именно эта, поэтому ей в рамках этой статьи будет уделено несколько больше внимания, чем остальным.

В 1830 году в Париже грянуло восстание, народ был недоволен властью династии Бурбонов. Это событие вдохновило художника создать полотно на основе этих событий. Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» на постсоветском пространстве известна также под названием «Свобода на баррикадах».

Произведение было показано в Парижском салоне в 1831 году. Народ просто ликовал, люди были восхищены и поражены этим полотном. Несмотря на то что новое правительство выкупило картину у художника, ее немедленно сняли с показа, поскольку было рискованно демонстрировать столь провокационное произведение разгоряченному французскому люду.

На картине изображена сцена, где люди, победив в сражении с неугодным правительством, идут вперед. Во главе народа и в центре картины изображена девушка, держащая в руках флаг Франции. Именно она является олицетворением свободы. При этом у девушки оголилась грудь, это типично для картин Делакруа, который постоянно добавляет в свои полотна эротический элемент. На фото отображена часть полотна «Свобода, ведущая народ».

Что хотел показать художник?

История «Свободы, ведущей народ» достаточно проста. Делакруа изобразил события 1830 г., которые вошли в историю Франции, как «Три славных дня». Парижане, недовольные политикой короля Карла X, пожелавшего вернуть старые монархические порядки, за три дня подняли восстание и свергли монарха.

События развивались настолько стремительно, что у восставших не было даже единого лидера. Однако объединились все: студенты, буржуа и рабочие. Этот факт Делакруа и отобразил на своем полотне, решив, что парижан объединяет и ведет к победе сама Свобода. Кстати, у французской Свободы есть имя – Марианна. А ее прототипом называют прачку Анну-Шарлотту, которая вышла на баррикады после гибели своего брата.

В Марианне символично все: она босая, как античная богиня, бесстрашно оголила грудь перед врагом и держит в руках триколор – символ свободы, равенства и братства. Не случайно на ее голове оказалась и шапочка.

Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ» 1830 годМестонахождение: Лувр , Париж, Франция

Покупка и выставка

Французское правительство купило картину в 1831 году за 3000. франки с намерением выставить его в тронном зале Люксембургский дворец как напоминание «гражданину-королю» Луи-Филипп июльской революции, в результате которой он пришел к власти. Этот план не был реализован, и полотно несколько месяцев висело в музейной галерее дворца, а затем было удалено из-за подстрекательского политического послания. После Июньское восстание 1832 года возвращена художнику. Согласно с Альберт Бойме,

Делакруа разрешили отправить картину своей тете Фелисите на хранение. Он ненадолго экспонировался в 1848 году, после восстановления республики в результате революции того же года, а затем в Салон 1855 года. В 1874 году картина поступила в собрание Дворец Лувра в Париж.

В 1974–75 эта работа была представлена ​​на выставке, организованной французским правительством. Метрополитен-музей в Нью-Йорк и Детройтский институт искусств как Двухсотлетие подарок народу Соединенных Штатов. Выставка под названием Французская живопись 1774–1830 гг .: эпоха революции, отметила редкую выставку картины Делакруа и многих других 148 работ за пределами Франции. Впервые экспонат был показан на Гранд Пале с 16 ноября 1974 года по 3 февраля 1975 года. Он переехал в Детройт с 5 марта по 4 мая 1975 года, затем в Нью-Йорк с 12 июня по 7 сентября 1975 года.

В 1999 г. совершил полет на борту лайнера Airbus Beluga от Париж к Токио через Бахрейн и Калькутта примерно через 20 часов. Большой парусин размером 2,99 метра (9,8 фута) в высоту и 3,62 метра (11,9 фута) в длину был слишком большим, чтобы поместиться в Боинг 747. Его перевозили в вертикальном положении в специальном герметичном контейнере, снабженном изотермической защитой и противоударной защитой. -вибрационное устройство.

В 2012 году его перевели в новый Лувр-линза музей в Объектив, Па-де-Кале, как главная работа в первом транше картин из собрания Лувра, которые будут установлены. 7 февраля 2013 года картина подверглась вандализму посетителем в «Линзе». Неизвестная 28-летняя женщина якобы написала надпись («AE911») по картине. Женщина была немедленно арестована охранник и посетитель. Вскоре после инцидента руководство Лувра и его филиала в Па-де-Кале опубликовало пресс-релиз, в котором указывалось, что «на первый взгляд надпись поверхностна и ее легко удалить». На следующий день официальные лица Лувра объявили, что письмо было удалено реставратором менее чем за два часа, не повредив оригинальную краску, и утром картина вернулась для демонстрации.

1.

В 1819 году французский художник Теодор Жерико пишет картину «Плот «Медузы». Сюжет известен — крушение фрегата «Медуза».

Вопреки существующим прочтениям, я трактую эту картину как символ гибели Французской революции.

Жерико был убежденным бонапартистом: вспомните его кавалергардов, идущих в атаку . В 1815 году Наполеон терпит поражение под Ватерлоо, и союзники отправляют его в смертное изгнание на остров Святой Елены.

Плот на картине — это и есть остров Св. Елены; а затонувший фрегат — Французская империя. Империя Наполеона представляла симбиоз прогрессивных законов и колониальных завоеваний, конституции и насилия, агрессии, сопровождающейся отменой крепостного права в захваченных областях.

Победители наполеоновской Франции — Пруссия, Британия и Россия — в лице «корсиканского чудовища» подавили даже воспоминание о той Французской революции, которая когда-то отменила Старый порядок (пользуясь выражением де Токвилля и Тэна). Повержена французская империя — но вместе с ней уничтожена и мечта об объединенной Европе с единой конституцией.

Затерянный в океане плот, безнадежный приют некогда величественного замысла — вот что написал Теодор Жерико. Жерико закончил картину в 1819-м — с 1815 года искал, как выразить отчаяние. Прошла реставрация Бурбонов, пафос революции и подвиги старой гвардии осмеяны — и вот художник написал Ватерлоо после разгрома:

вглядитесь, трупы на плоту лежат вповалку как на поле сражения.

Холст написан с точки зрения проигравших, мы стоим среди мертвых тел на выброшенном в океан плоту. У баррикады трупов есть главнокомандующий, мы видим лишь его спину, одинокий герой машет платком — это тот самый корсиканец, что приговорен умереть в океане.

Жерико написал реквием революции. Франция мечтала объединить мир; утопия потерпела крушение. Делакруа, младший товарищ Жерико, вспоминал, как потрясенный картиной учителя, он выбежал из мастерской художника и бросился бежать — бежал от переполнявших чувств. Куда бежал — неизвестно.

Фригийский колпак

Шапка на голове Свободы называется фригийский колпак. Еще его называют «красный колпак» или «колпак свободы». Этот головной убор стал символом свободы и полюбился революционерам разных стран. Но настоящий культ из него сделали французы, а именно – солдаты мятежного марсельского полка де Шатовье, вступившие в революционный Париж в 1792 году.

Собственно, на красный колпак сначала никто не обратил внимание. Более того, в революционный верхах осуждали ношение колпака

Видимо, не хотели ассоциировать себя с рабами.

Но тут произошло самое запоминающееся явление колпака. Когда разъяренная толпа ворвалась в королевский дворец Тюильри, один из революционеров на пике протянул головной убор королю Людовику XVI. Тот в растерянности не знал, что с ним делать, и просто надел его на голову. Поступок был более чем символичным. Впоследствии появилось множество карикатур, изображающих короля в красном колпаке.

Карикатура на Людовика XVI в красном фригийском колпаке, 1792 годМестонахождение: Библиотека Конгресса, Вашингтон, США

Чем же полюбился революционерам красный фригийский колпак? Шапочка является головным убором древних фригийцев, правда они ей никакого смысла не придавали. А вот в древнем Риме и Греции колпак уже являлся головным убором ремесленников и других свободных простолюдинов. Ключевое слово здесь – свободных. Например, раб, которому даровали свободу, мог носить такую шапочку.

Фригийский колпак еще не раз всплывет в истории. Историк Гай Светоний писал, что после смерти императора Нерона «ликование в народе было таково, что чернь бегала по всему городу в фригийских колпаках». Брут после убийства «тирана» Цезаря велел отчеканить монеты с изображением колпака между двух мечей как символ освобождения от тирании. Такие же монеты чеканил и Лоренцо Медичи после вероломного убийства его младшего брата Джулиано.

Кроме того, в XVII в. фригийский колпак дал название целому восстанию. «Восстанием красных колпаков» называют бунт бретонцев против политики французских властей и введения налогов. Интересно, что по сей день бретонцы (ныне французы) выходят на улицы в красных колпаках в знак несогласия с каким-нибудь решением правительства. Последний случай отмечен в 2014 г.

По сей день бретонцы (ныне французы) выходят на улицы в красных колпаках в знак несогласия с каким-нибудь решением правительства / russiapost.su

Неудивительно, что французские революционеры продолжили традицию и выбрали в качестве головного убора фригийский колпак. Так что трудно представить отважную Марианну на картине Делакруа в каком-нибудь другом головном уборе.

Свобода, ведущая народ — Artrue

Делакруа

Сильное влияние на французскую живопись 19-го века оказал один из самых известных мастеров романтизма. Тем не менее, на Делакруа в значительной мере повлияли старые мастера, такие как Паоло Веронезе и Рубенс, а также более поздние художник, например, Гойя. Романтическая экспрессивность художника состояла из комбинации классических элементов живописи, барочных цветов и шероховатого реализма. Заядлый путешественник ассимилирует цвета и мотивы Северной Африки и Испании. Более свободную и красочную манеру письма художник перенимает в процессе общения с английскими мастерами Джоном Констеблем и Уильямом Тернером.

Синопсис

«Свобода, ведущая народ» — это одновременно политическая и аллегорическая работа. Картина, созданная в период с октября по декабрь 1830 года, представляет собой пример французского романтизма, но при этом развивает идеи реализма. Эта работа посвящена июльской революции 1830 года, при которой был свергнут король Франции Карл X, что привело к восхождению на трон его двоюродного брата — Луи-Филиппа I. Впервые продемонстрированная на Парижском салоне 1831 года, где вызвала переполох из-за своего политического значения, композиция демонстрировала аллегорическую фигуру Свободы (известную как Марианна, национальный символ Французской Республики), ведущую свой народ к победе по телам павших товарищей. Правой рукой она поднимает триколор, в левой держит мушкет со штыком. Из-за своего политического содержания картина длительное время была скрыта от общественности.

Свобода, ведущая народ

В картине на фоне собора Нотр-Дам изображены повстанцы различных социальных классов, что видно по их одежде и вооружению. Например, размахивающий шашкой человек — представитель рабочих слоев общества, фигура в шляпе — представитель буржуазии, а мужчина на коленях — сельский житель и, вероятно, строитель. Два мертвых тела в мундирах на переднем плане, скорее всего, это солдаты из королевского полка. Маленький мальчик часто ассоциируется с Гаврошем, персонажем книги Виктора Гюго, несмотря на то, что картина была написана за двадцать лет до ее публикации.

Некоторые искусствоведы утверждают, что Делакруа, создавая свою Свободу, вдохновлялся статуей Венеры Милосской (ее автором считается Александрос Антиохийский), что подчеркивает классицизм композиции. Об этом также говорит классическая драпировка желтого платья. Цвет флага намеренно выделяется на фоне серой цветовой гаммы холста.

Смысл и объем работы

Раненая амазонка типа Сосиклес. Римская копия с греческого оригинала V — го  века  до нашей эры. Ж.-К.

Центральная женская фигура привлекает внимание. Свобода заимствует столько же у древних скульптур — задрапированные, босые ноги, предложенная грудь — так и у изображений обычных женщин с тяжелой мускулатурой и загорелой кожей. Таким же образом он заимствован из безмятежных и иератических аллегорий Свободы и Республики, появившихся после 1789 года, таких как Антуан-Жан Гро или Нанин Валлен

Здесь она и идея, и реальный человек, на полпути между материальным и идеей. Именно это наложение ссылок и эта неуверенность отличает Генриха Гейне, который дает длинный литературный комментарий к произведению: «В его чертах можно прочесть дерзкую боль, в целом причудливую смесь Фрины , женщины-рыбки и богини свободы». Любопытно, что эта аллегорическая фигура смешивается с мужчинами и принимает участие непосредственно в драках. Он объединяет людей, пригород и рассекреченную буржуазию в одном революционном лиризме, который несет пирамидальная конструкция.

Таким же образом он заимствован из безмятежных и иератических аллегорий Свободы и Республики, появившихся после 1789 года, таких как Антуан-Жан Гро или Нанин Валлен . Здесь она и идея, и реальный человек, на полпути между материальным и идеей. Именно это наложение ссылок и эта неуверенность отличает Генриха Гейне, который дает длинный литературный комментарий к произведению: «В его чертах можно прочесть дерзкую боль, в целом причудливую смесь Фрины , женщины-рыбки и богини свободы». Любопытно, что эта аллегорическая фигура смешивается с мужчинами и принимает участие непосредственно в драках. Он объединяет людей, пригород и рассекреченную буржуазию в одном революционном лиризме, который несет пирамидальная конструкция.

Для историка Жана-Клемана Мартена обнаженная грудь — это не просто художественный код, смоделированный по древней модели, но представляющий женщину как приемную мать, что точно ограничивало ее свободу.

Столп и пьедестал, люди, чьи страдания сублимированы героическими действиями, представлены там как активный элемент революции. Более того, такое прочтение событий 1830 года вызывало недовольство первой буржуазной публики, упрекавшей Свободу и главных героев в их «мерзости».

Делакруа играет на патриотическом регистре, намеренно ограничивая свою цветовую палитру и распространяя три цвета национального флага через «проводящий мотив» ( лейтмотив ) по всей картине . Это производит эффект идентификации: публика чувствует себя призванной, чувствует себя частью народа, даже если последний изображен с двусмысленными чертами.

Делакруа сочиняет сцену вопреки принципам военной живописи, которым соответствовали батальные сцены революций 1830 и 1848 годов. Повстанцы смотрят на зрителя лицом к лицу, доминируют над ним и маршируют на него. В середине справа холста мы видим башни собора Парижской Богоматери, значит, действие происходит в Париже. Кроме того, противников практически не видно, они теряются в дыму на заднем плане. Наконец, нападающие образуют разрозненный отряд, каждый член которого, кажется, придерживается нескольких направлений.

Биография Эжена Делакруа

Эжен Делакруа родился возле Парижа в 1798 году 26 апреля. До сих пор так и неизвестно кто был отец Эжена Делакруа. То ли Шарль Делакруа, известный чиновник, то ли ребенок был незаконнорожденным, а отцом считался Шарль Талейран – министр иностранных дел во Франции.

Эжен рос очень взбалмошным мальчиком. Его другом детства был Александр Дюма, который писал о Делакруа, что к трем годам, он уже вешался, травился и горел. Все это происходило с Эженом Делакруа по воле случая, но не без его помощи.

Уже обучаюсь в лицее, и, проявив свой художественный талант, Делакруа стал спокойней. Он даже получал грамоты за свои работы, а также за знание классической литературы.

Склонности к рисованию Эжен Делакруа перенял у своей матери, которую звали Виктория. Но именно страсть к живописи у Делакруа зародилась в сердце Нормандии. Его дядя был художником, и часто туда отправлялся, чтобы рисовать пейзажи.

Родители будущего художника умерли рано, и Эжен первое время жил у сестры, пока она не попала в трудное финансовое положение. Тут перед Делакруа стала проблема, как жить дальше? Его выбором стала живопись. Он поступил в мастерскую Пьера Нарсисса Герена.

В 1816 году Делакруа поступил в школу изящных искусств, где преподавал Герен. Там он получил много знаний, но настоящими уроками для него стало посещение Лувра, в котором он познакомился с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном – талантливыми молодыми живописцами.

Общение с молодыми художниками шло Делакруа на пользу. Он развивался, стал более начитан, познакомился с произведениями Шекспира, картинами Рубенса и Тициана.

Статуя Cвободы. Прикольные картинки, рисунки (37 фото). Свобода должна быть свободной.

Статуя Cвободы известна во всем мире. Не удивительно, что она нередко становится объектом различных шуток. Любой известный символ не может избежать такой судьбы. Тем более, что дорисовать в фотошопе что-либо вместо факела сегодня стало делом нескольких минут.

Небольшая подборка народного творчества представлена на сайте. Надо сказать, что это дело не только фотошоперов любителей. Статуя свободы часто фигурирует в фильмах и компьютерных играх.

 Некоторые считают, что Свобода должна быть более скромной:

Но есть и другой взгляд. 

Или даже так:

Возможно, Свободе надо немного отдохнуть и расслабиться:

Многим кажется, что Свобода  чуствует себя одиноко:

Дальше, как говорится, без коментариев.

Смотрите, также, исчезновение Статуи Свободы и интересные факты о ней.

свобода Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#32267204 — Free Happy Woman Enjoying Nature. Beauty Girl Outdoor

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#30685346 — happy african woman with arms outstretched outdoors

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47116097 — Happy beautiful free woman running on the beach at sunset jumping..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#40343619 — Happy couple outdoor. Jumping family on green field

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47355223 — Life transformation concept as a hand reaching out tranforming..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#44279134 — Friendship Freedom Beach Summer Holiday Concept

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#36864398 — Freedom happy woman feeling alive and free in nature breathing..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#9911946 — happy young man in sunset time and sea

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#6738192 — field of grass and happy young man

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#37639960 — Smile Freedom and Carefree woman. She is enjoying nature during..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#46713972 — Freedom of speech crisis concept and censorship in expression..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#44623503 — Businessman Relaxation Freedom Happiness Getaway Concept

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#39653068 — yoga at sunset on the beach. woman doing yoga, performing asanas..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Наследие

Свобода для Франции, свобода для французов (1940), плакат с изображением Марианна

Интерпретация Свобода, ведущая народ на разделительном барьере, который проходит через Вифлеем

Хотя Делакруа был не первым художником, изображающим Свобода в Фригийская шапка, его картина может быть самой известной ранней версией фигуры, широко известной как Марианна, символ Французская Республика и из Франция в общем.

Картина могла повлиять Виктор Гюго Роман 1862 года Отверженные. В частности, характер Гаврош Считается, что он был вдохновлен фигурой мальчика с пистолетами, бегущего через баррикаду. Роман описывает события Июньское восстание Через два года после революции, прославленной на картине, того же бунта, который привел к тому, что картина была удалена из поля зрения публики.

Картина вдохновила Фредерик Огюст Бартольди с Свобода, просвещающая мир, известный как Статуя Свободы в Нью-Йорк, который был подарен Соединенным Штатам французами спустя полвека после Свобода, ведущая народ был окрашен. Статуя, держащая в руке факел, принимает более устойчивую, неподвижную позицию, чем у женщины на картине. Гравированная версия части картины вместе с изображением Делакруа была представлена ​​на банкноте в 100 франков с 1978 по 1995 год.

Картина оказала влияние на классическую музыку. Джордж Антейл назвал свою Симфонию № 6 После Делакруа, и заявил, что работа была вдохновлена Свобода, ведущая народ. Изображение было адаптировано Роберт Баллах в память о борьбе Ирландии за независимость на ирландской почтовой марке в 1979 году, к столетию со дня рождения Падрайг Пирс, и картина была использована для группы Холодная игра обложка альбома 2008 года Viva la Vida или Смерть и все его друзья, со словами Viva La Vida написано белым. Обложка книги 2010 года Достаточно, достаточно: как построить новую республику от Финтана О’Тула ссылается на картину, но с Кэтлин Ни Хулихан держа ирландский триколор в Дублине, в то время как лидеры трех основных политических партий в то время (Брайан Коуэн, Энда Кенни и Эймон Гилмор ) лежать на земле.

В эпизоде ​​от 20 октября 2011 г. BBC Radio 4 серии В наше время, хозяин Мелвин Брэгг провел панельную дискуссию по живописи.

Описание картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (Свобода на баррикадах) Картины художников

Уже впоследствии картина Эжена Делакруа, написанная им в 1830 году, стала именоваться «Свобода на баррикадах», но первоначально она носила название «Свобода, ведущая народ».

Иногда бытовало ошибочное мнение, что полотно создано под влиянием Великой французской революции, однако, на самом деле, Делакруа посвятил сюжет картины событиям июля 1830 года, когда в Париже шли ожесточенные уличные бои, приведшие к свержению Карла X, последнего из рода Бурбонов, коих так люто ненавидело население Франции.

Молодой Эжен Делакруа, позиционировавший себя не как революционера, но как мятежника, окрыленный и опьяненный свежим воздухом свободы и свершившихся побед, загорелся идеей написать картину о тех кровопролитных днях и подвиге своего народа. На осуществление поставленной перед самим собой задачи

художнику понадобилось три месяца, по прошествии которых взорам восхищенной публики предстала «Свобода, ведущая народ».

Сюжет полотна рассказывает о фрагменте жаркого сражения, где отряд вооруженных повстанцев через тела своих погибших товарищей и сквозь свист пуль пробивается к намеченной цели.

Впереди всех, с поднятым в одной руке трехцветным флагом французской Республики и с ружьем в другой, находится женщина. Это Свобода, увлекающая людей в атаку. На ней фригийский колпак, характерный для якобинцев и обнаженная грудь, что символизирует неистовое желание революционеров идти голой грудью на королевские штыки.

Кисть живописца безупречно подчеркнула разнообразные наряды восставших, указывая на то, что на уличных баррикадах плечом к плечу воевали представители самых разных слоев общества. Делакруа также присутствует на картине в образе мужчины в цилиндре слева от Свободы, несмотря на то, что участия в уличных боях он не принимал.

Прислал: Fluffy . 2017-10-08 21:31:01

Сюжет

Марианна с флагом республиканской Франции и ружьём ведёт за собой народ. На голове её — фригийский колпак. Кстати, он же был прообразом шапочки якобинцев во время Великой Французской революции и считается символом свободы.

Сама Марианна — главный революционный символ Франции. Она олицетворяет триаду «Свобода, Равенство, Братство». Сегодня её профиль размещён на государственной печати Франции; хотя бывали времена (уже после революции 1830-го, кстати), когда было запрещено использовать её образ.

«Свобода, ведущая народ». (Wikimedia Commons)

Описывая смелый поступок, мы обычно говорим, что человек с голыми руками пошёл на врага, предположим. У Делакруа французы шли с голой грудью, и в этом выражалась их отвага. Потому и у Марианны грудь голая.

Рядом со Свободой — рабочий, буржуа и подросток. Так Делакруа хотел показать единство французского народа во время Июльской революции. Есть версия, что человек в цилиндре — сам Эжен. Однажды он написал брату: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».

Картина была впервые выставлена почти через год после революционных событий. Государство с восторгом приняло её и купило. Однако следующие 25 лет доступ к полотну был закрыт — дух свободы был настолько силён, что его от греха убрали подальше от разгорячённых июльскими событиями французов.

3.

Великая революция и великая империя исчезли в океане истории, новая монархия оказалась жалкой — тоже утонула. Так возникает третья реплика Делакруа на «Плот «Медузы» — хрестоматийная картина «Свобода, ведущая народ», изображающая парижан на баррикаде. Принято считать это полотно символом революции. Перед нами баррикада 1830 года; власть Карла X, сменившего Людовика XVIII на престоле, — опрокинута.

Бурбонов прогнали! Снова видим плот, плывущий среди тел, — на сей раз это баррикада.

За баррикадой — зарево: горит Париж, горит старый порядок. Это ведь так символично. Полуобнаженная женщина, воплощение Франции, машет знаменем подобно несчастному на плоту «Медузы». Ее надежда имеет адрес: известно, кто идет на смену Бурбонам. Зритель заблуждается насчет пафоса произведения, перед нами лишь смена династий — свергнуты Бурбоны, трон перешел к Луи-Филиппу, представляющему Орлеанскую ветвь Валуа. Инсургенты на баррикаде не ратуют за народную власть, они сражаются за так называемую Хартию 1814 года при новом короле, то есть за конституционную монархию.

Чтобы не было сомнений в преданности художника династии Валуа, Делакруа в этом же году пишет «Битву при Нанси», вспоминает событие 1477 года. В этой битве пал Карл Х Бургундский, и огромное герцогство Бургундское переходит под корону Валуа. (Какая рифма: Карл Х Бургундский и Карл Х Бурбон пали к вящей славе Валуа.) Если не рассматривать полотно «Свобода, ведущая народ» вместе с «Битвой при Нанси», то смысл картины ускользает. Перед нами, несомненно, баррикада и революция — но своеобразные.

Какие политические взгляды у Делакруа? Скажут, он за свободу, поглядите: Свобода ведет народ. Но куда?

Вдохновителем Июльской революции 1830 года был Адольф Тьер, тот самый Тьер, который спустя 40 лет, в 1871 году, — расстреляет Парижскую коммуну. Именно Адольф Тьер дал путевку в жизнь Делакруа, написав отзыв о «Ладье Данте». Это был тот самый Адольф Тьер, которого называли «карлик-чудовище», и тот самый «король-груша» Луи-Филипп, на которого социалист Домье нарисовал сотни карикатур, за что и был заключен в тюрьму, — вот ради их торжества и стоит полунагая Марианна со знаменем. «И были они среди наших колонн подчас знаменосцами наших знамен», — как горько сказал поэт Наум Коржавин сто с лишним лет спустя после написания сыном Талейрана знаменитой революционной картины.

Скажут, что это вульгарный социологический подход к искусству, а картина сама по себе говорит иное. Нет, картина говорит именно это — если читать то, что на картине нарисовано.

Картина призывает к республике? К конституционной монархии? К парламентской демократии?

К сожалению, не бывает баррикад «вообще», как не бывает «внесистемной оппозиции».

Делакруа не писал случайных холстов. Его холодный, сугубо рациональный мозг находил нужные реплики в политических баталиях. Он работал с целенаправленностью Кукрыниксов и с убежденностью Дейнеки. Общество формировало заказ; оценив его жизнеспособность, художник брался за кисть. Многие желают видеть в этом живописце бунтаря — но и в сегодняшних «желтых жилетах» многие видят «бунтарей», и большевики долгие годы именовали себя «якобинцами». В том-то и курьез, что республиканские взгляды практически спонтанно трансформируются в имперские — и наоборот.

Республики возникают из сопротивления тирании — бабочка рождается из гусеницы; метаморфоза социальной истории вселяет надежду. Постоянная трансформация республики в империю и обратно — империи в республику, этот возвратно-поступательный механизм представляется своего рода perpetuum mobile западной истории.

Политическая история Франции (впрочем, и России тоже) демонстрирует постоянную трансформацию империи в республику, и республику — в империю

То, что революция 1830 года завершилась новой монархией, — полбеды; важно то, что жажду социальных перемен интеллигенция утолила: ведь при монархии образовался парламент

Разросшийся аппарат администрации с ротацией раз в пять лет; при обилии членов парламента ротация касается десятка человек в год. Это парламент финансовой олигархии; вспыхивают мятежи — безобразников расстреливали. Есть офорт Домье «Улица Транснанен, 19»: художник в 1934 году нарисовал расстрелянную семью протестующих. Убитые горожане могли бы стоять на баррикаде Делакруа, думая, что сражаются за свободу, — но вот лежат вповалку, словно трупы на плоту «Медузы». И расстрелял их тот самый гвардеец с кокардой, что стоит подле Марианны на баррикаде.

Описание картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (Свобода на баррикадах)

Уже впоследствии картина Эжена Делакруа, написанная им в 1830 году, стала именоваться «Свобода на баррикадах», но первоначально она носила название «Свобода, ведущая народ».

Иногда бытовало ошибочное мнение, что полотно создано под влиянием Великой французской революции, однако, на самом деле, Делакруа посвятил сюжет картины событиям июля 1830 года, когда в Париже шли ожесточенные уличные бои, приведшие к свержению Карла X, последнего из рода Бурбонов, коих так люто ненавидело население Франции.

Молодой Эжен Делакруа, позиционировавший себя не как революционера, но как мятежника, окрыленный и опьяненный свежим воздухом свободы и свершившихся побед, загорелся идеей написать картину о тех кровопролитных днях и подвиге своего народа. На осуществление поставленной перед самим собой задачи художнику понадобилось три месяца, по прошествии которых взорам восхищенной публики предстала «Свобода, ведущая народ».

Сюжет полотна рассказывает о фрагменте жаркого сражения, где отряд вооруженных повстанцев через тела своих погибших товарищей и сквозь свист пуль пробивается к намеченной цели.

Впереди всех, с поднятым в одной руке трехцветным флагом французской Республики и с ружьем в другой, находится женщина. Это Свобода, увлекающая людей в атаку. На ней фригийский колпак, характерный для якобинцев и обнаженная грудь, что символизирует неистовое желание революционеров идти голой грудью на королевские штыки.

Кисть живописца безупречно подчеркнула разнообразные наряды восставших, указывая на то, что на уличных баррикадах плечом к плечу воевали представители самых разных слоев общества. Делакруа также присутствует на картине в образе мужчины в цилиндре слева от Свободы, несмотря на то, что участия в уличных боях он не принимал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: