Франциско гойя

Гойя франсиско

Жизнь Франсиско Гойя

Великий художник появился на свет в 1746 году в городе Сарагоса (столица испанского автономного сообщества Арагона). Его мать, Грасиа Лусьентес, происходила из семьи мелких аристократов, а отец – Хосе Гойя – был ремесленником, он занимался обработкой металла. Понятно, что семья Франсиско была среднего достатка. О ранних годах жизни будущего художника известно не слишком много подробностей. Исследователи утверждают, что образование он и его два старших брата получили довольно поверхностное. В 1751 году мальчика отдали в церковно-приходскую школу, где он показал хорошие способности в двух направлениях – живопись и математика. Видя у сына тягу к изобразительному искусству, Хосе Гойя отдал четырнадцатилетнего Франсиско на обучение к монаху Хосе-Ласан-и-Мартинес, местному весьма посредственному рисовальщику. Вряд ли он мог дать действительно серьезную подготовку своему ученику. Во всяком случае, сам Франсиско высказывался о своем учителе не слишком лестно. Он утверждал, что все обучение Ласан-и-Мартинеса заключалось в копировании картин художника Веласкеса. Однако, несмотря ни на что, учитель сумел разглядеть большой талант, скрытый в его ученике. Именно благодаря Мартинесу Франсиско смог получить в 1761 году свой первый большой заказ – ему было поручено расписать ризницы в церкви деревни Фуэндетодос.

Дважды, в 1763 и 1766 годах, Франсиско Гойя делает попытки поступить в мадридскую Академию Сан-Фернандо, но обе они оказались безуспешными.

В 1775 году Гойя приступил к работе у своего родственника Франсиску Байеу, который в то время был придворным художником, а уже в 1779 году он с успехом представляет монарху свои работы. Кроме того, Гойя зарабатывает трудом живописца свой первый капитал. В 1780 году он заключает выгодный контракт на роспись купола одного из самых больших храмов в Испании – собора дель Пилар. В 1786 году Франсиско становится придворным художником Карла III, а после смерти этого монарха он продолжает работать при дворе Карла IV.

Известно, что в конце 1792 – начале 1793 годах Гойя тяжело заболел. Точно не известно, какой именно недуг подкосил здоровье художника, но последствия для него были самыми печальными – Франсиско Гойя оглох.

Война с Францией 1808-1814 годов сильно повлияла на творчество художника. В течение этих долгих военных лет Гойя работал над интересными жанровыми картинами и создал целый цикл картин, посвященных этой войне. В 1820 году он снова тяжело заболел. Спустя два года, в 1822 году художник навсегда покинул Мадрид и поселился в Париже. Вдали от своей родины он продолжал писать картины. Скончался великий мастер в 1828 году.

«Дом Глухого» и что там происходило

В «Доме Глухого» страдало физическое и психическое здоровье Гойи — там он создал знаменитую серию «Черных картин». Разберемся, что они из себя представляют.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Макет Дома Глухого 1828-1830 годов
2. Дом Глухого, ок. 1900
3. Дом Глухого, ок. 1907
4. Схема размещения «Черных картин» на стенах «Дома Глухого»
5. Франсиско Гойя. «Шабаш ведьм» на стене «Дома Глухого», фото 1874
6. Франсиско Гойя. «Сатурн, пожирающий своего сына» на стене «Дома Глухого», фото 1874

Поговорим о самом загадочном и мрачном периоде творчества Франсиско Гойи — его жизни и работе в «Доме Глухого».

Для начала узнаем саму историю дома

В 1819 году Гойя устал от преследований роялистов и решил переехать из столицы в место потише. Он купил дом у реки Мансанарес на окраине Мадрида и начал там жить с дальней родственницей Леокадией Вайс — у них еще в 1814 году родилась дочь.

️ «Дом Глухого» назвали так еще при прошлом владельце, с глухотой самого Гойи это не имеет ничего общего.

В этот период Гойя очень плохо себя чувствовал. Именно тогда написан двойной портрет художника с врачом Арриетой и благодарственной надписью.

Безусловно, физическое состояние художника усугублялось моральным. В «Доме глухого» Гойя завершил серии офортов «Бедствия войны» и «Нелепицы», о которых мы говорили в прошлой части.

️В «Доме глухого» Гойя создал так называемые «Черные картины» — серию из 14 очень мрачных, страшных фресок прямо на стенах дома.

Когда дом выкупил немецкий банкир и коллекционер Эмиль Эрлангер, фрески перенесли на холсты. В 1878 году их показали на выставке в Париже, а затем подарили музею Прадо. До этого полвека о «Черных картинах» знали только несколько специалистов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Франсиско Гойя. «Мрачные картины», 1819-1823

1. Собака
2. Асмодей, или Фантастическое видение
3. Сатурн, пожирающий своего сына
4. Мойры
5. Два старика
6. Два старика едят суп
7. Поединок на дубинах
8. Шабаш ведьм

Давайте теперь посмотрим сами «Мрачные картины».

В серию входит 14 фресок. Сам Гойя их никак не называл, все названия появились уже после его смерти. Тем не менее, они многое говорят о содержании работ: «Два старика едят суп», «Шабаш ведьм», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Асмодей, или Фантастическое видение» и так далее.

Известно, что фрески на стенах написаны поверх других. Первоначальные изображения были интерьерными, приятными, в духе его картонов для гобеленов. Потом, видимо, болезнь стала прогрессировать, и художник закрасил старые фрески более мрачными.

Вот только несколько из них

«Собака». Практически предтеча абстрактного искусства: перед нами просто цветовые пятна, в которых сразу не увидишь голову собаки. Работа также известна под названием «Тонущая собака», что делает ее еще более мрачной и тревожной.

«Асмодей, или Фантастическое видение». Асмодей — злой демон. Сам Гойя не называл так персонажа, но изображение двух парящих фигур — мужской и женской — перекликается с греческим мифом, в котором Афина пронесла Асмодея над Кавказскими горами.

🪐 «Сатурн, пожирающий своего сына». Согласно мифу, Сатурн, в греческом варианте Кронос, проглотил своих детей, потому что боялся предсказания, что кто-то из них свергнет его. Гойя изобразил древнее божество страшным стариком с безумным взглядом. Этот пугающий образ сделал «Сатурна», пожалуй, самой известной и жуткой из «Мрачных картин».

Франсиско Гойя

1. Автопортрет, 1770-е
2. Автопортрет, 1783
3. Автопортрет в мастерской, 1790-е
4. Автопортрет, 1795
5. Автопортрет, 1799
6. Автопортрет, 1815
7. Автопортрет, 1824
8. «Я все еще учусь», 1824–1828

Болезнь Франциско Гойи

1770-е годы — период признания и славы в жизни художника. Он выполняет множество заказов от высокопоставленных лиц, творит свои знаменитые произведения, в том числе создает известную картину «Зонтик».

В этот, казалось бы, безмятежный период времени стала проявляться его болезнь, которая стала главной трагедией в его жизни и одной из таинственных загадок. Первые симптомы дали о себе знать в 1777-78 годах. На некоторое время болезнь отступила, потому что в то время мастер был еще молод.

В 1792 году недуг снова вернулся, когда Гойя был в Кадисе. Тогда художника первый раз настиг демон смерти.

Длительное время врачи не могли установить диагноз. Одной из версий было предположение, что в 1770-х годах проявления болезни могли быть связаны с тем, что Гойя перенес сифилис, заразившись во время эпидемии. Имели место и другие варианты происхождения заболевания, однако, ни один из них не имел подтверждения. Не так давно возникла еще одна версия о том, что Гойя имел редкое заболевание, название которого — синдром Сусака. Об этом синдроме науке стало известно только в 1979 году, спустя два столетия после появления синдрома у художника.

Болезнь изматывала Гойю: то на время отступала, то снова прогрессировала. При этом, художник переживал страшные муки, находясь на грани смерти, однако, он не прекращал работу, проявляя невероятную силу духа.

Болезнь и творчество

Болезнь не могла не отразиться на творчестве мастера. По мнению экспертов в области искусства, именно болезнь оказала влияние на перемены в стиле живописца. Он стал использовать другую палитру, в которой все чаще наблюдались темные и мрачные тона.

С первыми проявлениями заболевания в работах Гойи возникла медицинская тематика. Он создал произведение «Врач», будто бы предвидя свою дальнейшую жизнь. Творчество Гойи часто обращает поклонников живописи к теме людских страданий и боли. Особый интерес вызывают его творения «Госпиталь умалишенных» и «Госпиталь зачумленных». В своих произведениях автор представляет трагедию в жизни людей в стране с отсталой экономикой и отсутствием свободы.

Одной из выдающихся работ является «Гойя и его врач Аррьета», сюжет которой связан с проявлением заболевания в 1819 году, когда художник находился на грани смерти. Врача, который вернул его к жизни, в знак благодарности, Франциско Гойя изобразил на холсте. Тема смерти постоянно присутствует в творчестве художника.

В 1823 году Гойя расписал стены собственного дома сценами «черной живописи». Самым устрашающим стал рисунок «Сатурн, пожирающий своих детей». Автор просто воплощал в рисунках самые страшные свои видения.

Художник и герцогиня Альба

Гойя, находясь уже в зрелом возрасте, страстно влюбился в Каэтану. С герцогиней, которой едва исполнилось 13 лет, мастер встретился на балу и с того времени ее образ преследовал художника. Как-то после очередной встречи с юной красавицей, Гойя произнес фразу: «Наконец-то я знаю, что значит жить».

Мастер посвятил герцогине много своих произведений, однако, ни одно из них ему не нравилось. Ему казалось, что ее душа ускользает от него. Самыми знаменитыми считаются такие работы Гойя как «Маха обнаженная» и «Маха одетая». В настоящее время эти обе картины представлены рядом в мадридском музее Прадо.

В этом же музее можно увидеть гениальную картину Гойи, созданную в 1798 году — «Полет ведьм». Она входила в цикл работ автора, включающий в себя шесть полотен. Эти работы были куплены герцогами Осуны для украшения интерьера их загородного дома. Это единственная картина из серии «композиций по мотивам процессов над ведьмами» (так охарактеризовал свое творение сам автор), которая сохранилась до настоящего времени.

Кинта дель Сордо (Дом Глухого)

В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем, известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).

Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Рисунок выполнен Сейнт-Элмой Гаутьер в 1877 году. Дом Гойи — небольшое строение слева. Правое крыло было возведено после смерти художника.

К этому времени художник пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлуку с близкими друзьями, тяжёлую болезнь, которая стала причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте за рекой Мансанарес, Гойя надеется обрести душевный покой и избежать сплетен вокруг его отношений с Леокадией Вайс, молодой красивой женщиной, которая на тот момент была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.

Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает, и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. У Гойи начинается депрессия. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.

Существует множество объяснений тому, какой философский и символический смысл имеют росписи из «Дома глухого». Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Чёрные картины» вообще не поддаются пониманию. Что такое эти фрески? Проекции кошмарных снов, запечатленные галлюцинации больного рассудка или зашифрованные пророчества грядущих бед, ожидающих, как самого Гойю, так и всё человечество? Однозначного ответа не существует.

Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов  выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который  можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю

Поэтому, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом

🔴 ☑️ ПРЕДАТЬ ПУТИНА СУДУ

(картинка) МИРОВЫМ ЛИДЕРАМ: Как граждане всего мира, мы настоятельно призываем вас привлечь Путина и его сообщников к личной ответственности за их незаконное вторжение в Украину путем создания нового Специального трибунала для наказания за преступление агрессии. Мы также призываем вас полностью поддержать отдельное расследование Международным уголовным судом предполагаемых военных преступлений и преступлений против человечности в Украине. Без такой ответственности никогда не будет мира – мы рассчитываем на вас. Пока перепуганные матери и дети бегут от бомб и пуль, Путин прямо на наших глазах совершает «высшее международное преступление» — агрессию. Есть мощный способ привлечь его к ответственности: новый трибунал в стиле Нюрнберга, чтобы привлечь его лично к ответственности за этот гнусный поступок. ПЕТИЦИЯ

Дом Глухого

Гойя вел в Доме Глухого жизнь затворника, которую, впрочем, скрашивала экономка, а по сути — спутница его последних лет Леокадия Соррилья Вейс. Леокадия проникла в «Мрачные картины» — в той части, которая оказалась на первом этаже, в изображении молодой женщины, опирающейся на могильную плиту.

Реконструкция Дома Глухого / Wikimedia Commons

Одной из важных причин, побудивших Гойю уединиться и почти никого не принимать, стало триумфальное возвращение на престол короля Фердинанда VII, который ненавидел художника. Гойя, дружный со многими просвещенными либералами, долгое время оставался под подозрением в сотрудничестве с врагами Испании, французами. Хотя впоследствии обвинения с него были сняты, в безопасности художник себя не чувствовал.

Дом Глухого давно исчез с лица земли – его поглотил разросшийся Мадрид, и только станция метро «Гойя» напоминает о том, что здесь жил великий художник.

— Дом находился в плачевном состоянии уже в 1874 году, когда картины перенесли со стен на холсты, — говорит Вирхиния Альбарран. — В 1909 году дом превратился в руины. Кроме того, весь квартал в тот момент стал местом активной застройки. Сейчас это район Мадрида, на месте дома Гойи стоят жилые дома. Существует проект археологических раскопок с целью определить точное местоположение дома.

На первом этаже Дома Глухого Гойя создал семь фресок. Это «Фестиваль в Сан-Исидро» и «Шабаш ведьм» слева и справа от входной двери; «Юдифь и Олоферн» и «Сатурн, пожирающий своего сына» справа и слева от большого окна.

В лицо «Сатурна» смотрела «Донья Леокадия Соррилья», а на «Юдифь» — «Старик и монах» (или «Два старика», один из которых мог быть своеобразным автопортретом). Над входной дверью предположительно находились «Два старика, поедающие суп».

Реконструкция расположения «Мрачных картин» на втором этаже Дома Глухого. Макет сделан сайтом www.theartwolf.com

На втором этаже «Мрачных картин» было восемь: «Фантастические видения», «Паломничество к источнику Сан-Исидро», «Атропос», «Поединок на дубинах», «Смеющиеся женщины», «Читающие мужчины» и «Собака».

Пятнадцатая «Черная картина» считается утраченной вместе с выломанным куском стены — или, напротив, обретенной: это «Головы в пейзаже», которые находятся в коллекции Стэнли Мосса в Нью-Йорке.

Последние годы и смерть

Осенью 1792 г. мастера поразил серьезный недуг, который привел к полной потери слуха. Одновременно с этим, болезнь вызывала у него мигрень, постоянную физическую слабость, ухудшение зрения и даже кратковременную парализацию.

По мнению специалистов, Гойю могли преследовать последствия запущенного в молодости сифилиса. С каждым годом его самочувствие ухудшалось, а его картины становились все более мрачными. После кончины жены он остался один, переехав в 1819 г. в загородный дом «Кинта дель Сордо».

Тут Франсиско в одиночестве расписывал стены сумрачными фресками. Позднее он познакомился с Леокадией де Вейс, которая ради него согласилась бросить мужа. В 1824 г., опасаясь преследований со стороны новой власти, он решает отправиться во Францию.

Прожив в стране около 2-х лет Гойя захотел вернуться на родину. Приехав в Мадрид, в разгар послереволюционных событий, он был вынужден снова вернуться во Францию. Франсиско Гойя умер 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет на руках у любящей жены.

Взлеты и падения Гойи

Гойя происходил из семьи обедневших дворян-идальго. Он родился неподалеку от Сарагосы в 1746 году. Его происхождение и материальное положение семьи служили иллюстрацией бытия той Испании, где художнику довелось жить и творить. Дворяне в Испании не имели права работать, и отцу семейства пришлось отказаться от дворянского образа жизни; переехав в Сарагосу, он занялся ремеслом.

Уже ранние годы художника были пронизаны трагизмом и чередой неудач. Хорошего образования он не получил: его первый учитель священник Хоакин отдавал предпочтение слову божьему, а не обучению грамоте, поэтому до конца жизни художник писал с ошибками.

Талант Гойи как художника раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. Поверивший в свое призвание Гойя в возрасте семнадцати лет оправляется в Мадрид, где принимает участие в конкурсе, пытаясь попасть в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, однако терпит провал.

Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг. Однако они не принесли ему счастья. Однажды за свою любвеобильность Гойя был сильно избит, после чего он принял решение бежать в Италию.

Этот период его биографии покрыт тайной, однако именно с путешествия в Рим карьера художника пошла в гору. Потерпев неудачу на конкурсе в Мадриде, он вновь становится конкурсантом – на этот раз Пармской академии, представив свою работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», и получает вторую премию.

Из Италии художник возвращается в Сарагосу, город, сыгравший важную роль в его судьбе. Он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Сегодня на главной площади Сарагосы, недалеко от собора, красуется памятник Гойе. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание. Он переезжает в Мадрид и начинает получать многочисленные заказы, позже став придворным живописцем.

Казалось бы, наладилась и личная жизнь. Гойя женился на сестре одного из своих учителей Хосефине. Художник влюбился в нее еще до отъезда в Италию. Однако семейную жизнь художника вряд ли можно назвать счастливой. Супруга отличалась тяжелым нравом. Гибель жены и детей стали большой трагедией для художника. Из пятерых детей четверо умерли в младенчестве.

Становление мастера

Потерпев неудачу с поступлением, Франсиско отправился путешествовать по Италии. За время своих скитаний он посетил Неаполь, Рим, Парму. В 1771 году Гойя получил вторую премию Пармской академии художеств. Этот успех заставил художника поверить в свои силы, о нем стали говорить, и творчеством Гойи заинтересовались на родине живописца.

По возвращении в Сарагосу Франсиско получил большой заказ на роспись церковных фресок. Его оформление церкви Эль Пилар и дворца Собрадиэль вызвало немало похвал, и окрылённый Гойя решил отправиться покорять столицу.

В Мадриде художника поджидала большая удача. Если кратко, он сразу получил заказ от Королевской шпалерной мануфактуры, а после успешного его выполнения приступил к работе над портретом знатного вельможи. Испанский аристократ был очень доволен результатом, и перед Гойей открылись двери в высшее общество.

Франсиско Гойя принялся работать над портретами местной знати, за которые получал щедрое вознаграждение. В 1786 году модным портретистом заинтересовался Карл III, и Гойя стал придворным художником.

В 1795 году Франсиско был избран почётным директором Академии Сан-Фернандо, а спустя 4 года художник был возведён в сан первого придворного живописца короля Карла IV.

Украинцы – воины Света

Я думал ненавидеть вас сильнее уже невозможно. Но вы подняли нашу ненависть на какой-то запредельный уровень. Вы копнули такие глубины… Разбудили вековые залежи. Разлупили ядро земли и оттуда хлынула огненная лава. Мы ненавидим вас. Каждого, кто пришёл, кто поддержал и кто промолчал. И посылайте нах всех, кто пытается втюхать нам сейчас какие-то лучики добра. На данный момент нам доступна одна опция: ненависть. Мы ненавидим вас. Вы пришли подло. Ночью. На. Нашу. Землю! Вы украли у наших родителей старость, а у детей детство. Вы украли у нас весну. Она пришла, а мы ее не заметили. Но у нас будет ещё много весен, а вы уже утонули во мраке. Но мы все отстроим. И Наши женщины будут рожать воинов. Ваши — клепать пушечное мясо. Мы посеем хлеб на ваших костях. Вы говорили, что нет такой страны как Украина. Но именно Украина выжигает вам сейчас тавро как скоту. Именно в нашу землю мы схороним ваше имперское величие. И именно украинским чернозёмом присыпем ваше ржавое Z. Самые верующие из нас забыли о смирении и готовы грызть вам глотки и ломать позвоночники. Наше «иже еси на небесах» — отправить вас туда побольше. Наше «аминь» — чтоб вы сдохли. Вы говорили, что мы не нация, что нас нет. Но сейчас каждый украинец в любой точке мира услышал зов крови. Эти неведомые ниточки, сосуды, нейроны передали тот самый код нации, превратив всех нас в хорошо отлаженный механизм, муравейник, где каждая мурашка тащит свою маленькую частичку. И из этих малюсеньких частичек мы выложим вам похоронный курган и напишем на нем «нех@й шастать!»

Придворный художник

Карл IV Испанский и его семья , 1800–1801 гг.

В 1783 году граф Флоридабланка , фаворит короля Карла III , поручил Гойе написать свой портрет. Он подружился со сводным братом короля Луисом и провел два лета, работая над портретами Инфанте и его семьи. В течение 1780-х круг его покровителей расширился, в него вошли герцог и герцогиня Осуна , король и другие известные люди королевства, которых он рисовал. В 1786 году Гойя получил оплачиваемую должность художника у Карла III.

Семья инфанта дона Луиса , 1784. Маньяни-Рокка , Парма

Гойя был назначен придворным художником Карла IV в 1789 году. В следующем году он стал первым придворным художником с зарплатой в 50 000 реалов и пособием в 500 дукатов на карету. Он написал портреты короля и королевы, премьер-министра Испании Мануэля де Годоя и многих других дворян. Эти портреты отличаются нежеланием льстить; его Карл IV Испанский и его семья — особенно жестокая оценка королевской семьи. Современные интерпретаторы рассматривают портрет как сатирический; считается, что он раскрывает коррупцию, стоящую за правлением Карла IV. Считалось , что во время его правления его жена Луиза обладала реальной властью, и поэтому Гойя поместил ее в центр группового портрета. С задней левой стороны картины виден сам художник, смотрящий на зрителя, а картина позади семьи изображает Лота и его дочерей, тем самым еще раз повторяя лежащее в основе послание о разложении и разложении.

Портрет Мануэля Годоя , 1801 г. Real Academia de Bellas Artes de San Fernando.

Гойя получил комиссионные от высших чинов испанской знати , в том числе Педро Теллес-Хирон, 9-й герцог Осуна и его жена Мария Хосефа Пиментель, 12-я графиня-герцогиня Бенавенте , Хосе Альварес де Толедо, герцог Альба и его жена Мария дель Пилар де Сильва и Мария Ана де Понтехос-и-Сандовал, маркиза Понтехос . В 1801 году он нарисовал Годоя по заказу, посвященному победе в короткой войне апельсинов против Португалии. Эти двое были друзьями, хотя портрет Гойи 1801 года обычно воспринимается как сатира. Но даже после того, как Годой попал в немилость, политик тепло отзывался о художнике. Годой считал себя содействующим изданию Капричос и, как широко полагают, заказал La maja desnuda .

«Чёрные картины», жизнь в Бордо и смерть (1820—1828)

В начале 1820 года Гойя тяжело заболел. 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. Предположительно весной или летом 1823 года Гойя расписал стены своего «Дома глухого» поверх его же обширных пейзажей сценами, бичующими вечное безумие и напасти человечества. Он познакомился с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У неё родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года — Карл Х). В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Беспокоясь за собственную безопасность зимой 1823-1824 годов, Гойя нашёл приют у аббата Дуасо. А в мае 1824 года он получил разрешение на поездку на Пломбьерские воды (англ.)русск., но на самом деле Гойя перебрался в Бордо, где нашли убежище многие его друзья. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости. В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де л’Интенданс в Бордо.

😎😎😎 Anonymous message to vladimir putin

(открыть картинку)

Справка: Anonymous – это децентрализованная группа хакеров

Anonymous требуют, чтобы рutin немедленно ушел в отставку, и заявляют, что подготовили для российского президента «специальную операцию». Anonymous закрыли более 300 российских правительственных сайтов, государственных СМИ, причем большинство из них в настоящее время отключены. «Сейчас мы публикуем тысячи документов Центробанка РФ, всевозможные транзакции, указы, доклады. Люди узнают, что на самом деле представляет из себя экономика рф. Мы — в твоем дворце, мы — там где ты ешь, мы — за твоим столом, мы — там, где ты спишь. Декларации, корреспонденция, торговые соглашения, которые ты подписывал с другими странами, секреты твоих олигархов. Твои конфиденциальные видео и программы, которые ты используешь. Мы — за невинных людей. Мы не допустим войну, эксплуатацию и несправедливость. Мы — Anonymous. Нас — легион». Также Anonymous взломала сайт Минобороны россии и опубликовала базу данных его сотрудников. (смотри на youtu.be)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: