§Ритм в картине
В этой картине Гойя при помощи ритма охарактеризовывает силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую хоть какое сопротивление ей.
На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские бойцы армии Мюрата стоят плотно, как стенка, они изображены практически со спины, мы не лицезреем их лиц — это безликая, бездушная машина. Ритм положений ног, склонённых поз французских боец, целящихся в повстанцев; ритм больших киверов, сабель, портфелей на спинах боец; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками делают напряжение, подчёркивают организованность, злость и жестокость наполеоновской армии. Французские бойцы стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, агрессивных сил.
Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы свободы и справедливости. Они и стоят у холмика, символизирующего высоту их духа. На повстанце, воздевшем к небу руки, белоснежная рубашка, что символизирует как чистоту его эталонов, так и близость к смерти, погибели. Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сути. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках — стигматы, следы крестных мук Спасателя за всех людей, направления рук и ног образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей. Гойя тем поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу собственного народа за освобождение от иноземного ига.
Это восстание стало началом народного сопротивления французской оккупации, с мая 1808 по всей Испании развернулась освободительная партизанская война, так именуемая герилья, кончившаяся в феврале 1814 года изгнанием французов из Испании.
Исторические и бытовые сюжеты: «Аутодафе», «Сумасшедший дом» и другие
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
Франсиско Гойя
1. Маха обнаженная, 1797–1800
2. Маха одетая, 1800–1805
Начнем эту часть со знаменитых работ Гойи, в свое время вызвавших большой скандал — это «Маха обнаженная» и «Маха одетая».
Махами называли провинциальных девушек, которые жили в мадридских трущобах, но при этом старались ярко и щегольски одеваться. Юношу из такой же компании называли «махо». Гойя любил изображать этих персонажей в бытовых сценках на своих картонах для гобеленов.
Заказчиком стал премьер-министр Испании Мануэль Годой. Друг и покровитель Гойи, он очень любил женское общество и собрал коллекцию обнаженной натуры. Считается, что первоначально картины назывались «Цыганка одетая» и «Цыганка обнаженная».
Неизвестно, кто стал моделью. Есть версия, что это была уже знакомая нам герцогиня Альба, с которой у Гойи был роман. Но скорее всего, на картинах изображена Хосефа Тудо — любовница самого Годоя.
️ Обе картины экспонировались очень необычно. Они висели одна за другой. Зритель видел только «Маху одетую», но с помощью специального механизма ему могла открыться «Маха обнаженная».
Гойе удалось добиться интересного эффекта: «Махаодетая» выглядит более откровенной и неприличной, чем нежная «Маха раздетая».
️ Несмотря на скрытность, о «Махах» прознали в инквизиции. Обнаженная натура не в мифологических сюжетах в Испании была под запретом, и Гойю даже вызвали на допрос. Его спас только статус заказчика этих картин.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Франсиско Гойя
1. Аутодафе, 1812–1819
2. Сумасшедший дом, 1812–1819
3. Процессия кающихся грешников, 1812–1819
Теперь поговорим о сюжетных картинах Франсиско Гойи. Легкомысленные жанровые сценки художник в основном писал на заказ — мы уже говорили про его картоны для гобеленов.
А вот что он писал по своему желанию, говоря о проблемах, которые его волновали
Аутодафе. Несколько заключенных под стражей, обвиняемых в преступлениях против католической церкви, предстают перед судом Испанской инквизиции. Гойя сам подвергался допросам со стороны инквизиции и критически относился к этой организации.
Сумасшедший дом. Гойю всегда привлекали изображения безумства и уродства. Также в пациентах сумасшедшего дома видят сатиру на духовенство и военный класс испанского общества.
️ Процессия кающихся грешников. Картина изображает сцену жестокого ритуала, в котором приверженцы флагеллантства — «бичевания» в приступе религиозного рвения хлещут себя по спине в знак покаяния.
Эти картины условно объединяют в одну серию. Все они показывают аспекты испанской жизни, которые критиковали сторонники Просвещения и либеральных идей, к которым несомненно относился и Гойя.
1. Гюстав Курбе. Отчаяние (Автопортрет), 1843–1845
2. Теодор Жерико. Портрет сумасшедшей, 1822
3. Теодор Жерико. Портрет клептомана, 1819–1822
4. Франсиско Гойя. Двор сумасшедшего дома, 1793–1794
Франсиско Гойя
1. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде, 1814
2. Третье мая 1808 года в Мадриде, 1814
В завершение части посмотрим на две исторические картины, которые Гойя создал по заказу испанских властей, вернувших свой статус после поражения Наполеона.
Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. Картина показывает реальный эпизод, когда во время оккупации французскими войсками группа испанцев напала на наполеоновские войска. Атака была подавлена. Гойе удалось передать жестокость и динамичность сцены.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Эта картина показывает продолжение трагических событий 2 мая. Наполеон без суда и следствия казнил сотни жителей Мадрида, многие из которых не имели к восстанию никакого отношения. Гойя намеренно сделал испанцев живыми, эмоциональными, со злобой и бесстрашием на лицах — а французов безликой бездушной массой.
Франсиско Гойя: шедевры испанского художника
Сегодня Франсиско Гойя считается одной из самых влиятельных фигур в истории искусства. Его обычно связывают с движением романтизма, которое появилось в XVII веке.
Однако Гойя одновременно прославился и как один из мастеров «старой школы», и как основоположник современного искусства. Хотя эти роли могут показаться несовместимыми, его картины доказывают эту взаимосвязь.
Представляем шесть знаменитых шедевров испанского художника.
Благодаря царственности, наготе, войне и даже оккультизму, эта подборка иллюстрирует необычный и, самое главное, беспрецедентный подход художника к живописи.
«Маха обнаженная», 1797-1800
В 1797 году Гойя начал работать над одной из своих самых противоречивых картин — «Маха обнажённая». Как следует из простого названия девушку из низших классов Мадрида, позирующую полностью обнаженной.
Хотя точное происхождение произведения неизвестно, историки считают, что оно было заказано Мануэлем де Годой, первым государственным секретарем Испании, который хотел пополнить свою коллекцию произведений с изображением обнаженных фигур.
«Маха одетая», 1798-1805
Через пять лет после окончания работы над «Махой обнажённой» Гойя написал «Маху одетую». Картина отображает одну и ту же девушку в такой же позе.
Одежда — не единственное различие между двумя работами. Фигура и кровать во втором случае занимают больше места в композиции. Это могло быть сделано преднамеренно, потому что девушка в одежде, как правило, не так смущает зрителя. Разница особенно очевидна при взгляде на обе картины в музее Прадо.
«Портрет семьи Карла IV», 1800-1801
В 1799 году, в возрасте 53 лет, Гойя стал Primer Pintor de Cámara — самая престижная должность для испанского придворного художника. В своей картине, на которой изображена королевская семья, он передал все недостатки фигур в деталях.
Разница между декоративным и изобразительным искусством
«Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814
Несмотря на то, что Франсиско Гойя был придворным художником, самая известная его работа не связана с королевской семьей. «Третье мая 1808 года в Мадриде» — это радикально политическая работа. Художник отдает дань уважения испанцам, которые восстали против французской армии во время одной из наполеоновских войн.
На картине изображена армия Наполеона, столкнувшаяся с испанскими гражданами после восстания. Драматический, полный действия и наполненный эмоциями сюжет показывает момент, когда французы убили группу беспомощных пленных, все из которых сражались, чтобы спасти своих лидеров и страну от завоевания Наполеона.
«Сатурн, пожирающий своего сына», 1819-1823
После «Третьего мая 1808 года в Мадриде» в работах Гойи все больше стало заметно отчаяние. С 1819 по 1823 год он написал несколько депрессивных картин, которые висели на стенах в доме больного и стареющего художника. В это время он пережил два тяжелых заболевания. Депрессия выражалась не только в сюжетах, но и в темной цветовой гамме.
Одной из самых известных работ этой серии является картина «Сатурн, пожирающий своего сына». В римской мифологии Сатурн был лидером титанов, которые свергли своего отца, Целуса, в попытке стать правителями Вселенной.
После успешного свержения Целуса он боялся, что его собственные потомки сделают то же самое. Чтобы избежать этой участи, он убил и съел всех своих детей вскоре после рождения. Гойя изобразил ребенка в образе взрослого.
«Шабаш ведьм», 1821
Еще одна всемирно известная работа из «темной» коллекции — «Шабаш ведьм». Жуткий сюжет, как полагают, связан с ухудшением психического и физического состояния художника. Тем не менее, еще до своих страданий он предпочитал мрачную палитру и говорил, что для него более важны тень и свет.
Третье мая 1808 года
Картина создана в память о событиях, связанных с Мадридским восстанием против французских оккупационных сил. На самом деле, данная работа является правой половиной диптиха. Левая половина представляет собой непосредственно сами события, происходившие 2 мая 1808 года. Революционная картина, несомненно, знаковая часть испанского искусства 19 века. Тем не менее, авангардное полотно было холодно принято современниками и критиками, так как автор отверг все правила и принципы господствующих тогда направлений живописи. «Третье мая 1808 года» не содержит храбрых поступков, благородных дел и героев. Вместо этого Гойя изображает мрачную и кровавую казнь.
2 мая 1808
В отличие, например, от смерти Марата, авторства Жака-Луи Давида, или «последнего дня Помпей» Брюллова, в этой работе присутствует лишь бесцельная смерть.
Дата первой демонстрации картины публике доподлинно неизвестна. Наряду со «Вторым мая» она хранилась в музее Прадо, и даже не была включена в каталог от 1872 года. Тем не менее, с приходом современных художников и свежих художественных веяний, работа была признана в качестве новаторского шедевра. Символ зверств войны помещает работу на уровень с такими полотнами как «Герника» и «Резня в Корее», Пабло Пикассо.
Создание картин
Обе работы были завершены в течении нескольких месяцев и были малопригодны для украшения королевского дворца, в результате чего и оказались в хранилище Прадо.
Восстание 2 мая 1808 года: Мадрид против французских оккупантов
2 мая 1808 года двадцатипятитысячный французский гарнизон, расположившийся в Мадриде, встретился с разъяренной толпой горожан. Схватив, что попало – чаще всего ножи или даже просто камни и палки – жители Мадрида нападали на вооруженных и подготовленных французских солдат. К народному бунту присоединилось лишь одно испанское военное подразделение: так артиллеристы из казарм Монтелеон навсегда вписали свои имена в историю страны.
В начале мая 1808 года Мадрид жил в напряжении: там стоял французский гарнизон, а среди горожан то и дело ползли разные слухи. Последний из них состоял в том, что наполеоновский маршал Мюрат собирается вывезти из страны наследника короля инфанта Франсиско. Учитывая, что чуть раньше его отец — король Карл IV — отрёкся от престола, это бы означало фактический захват власти в Испании.
Испанцы боялись того, что Наполеон захватит власть в стране
Дело в том, что французский войска стояли в испанской столице уже довольно долго: Наполеон под хитрым предлогом — якобы ради усиления армии в Португалии, с которой Франция вела войну — ввел их туда и не торопился уходить. Естественно, испанцам, которые видели к тому же неспособность своего престарелого короля как-то повлиять на ситуацию, такое положение дел не нравилось.
«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.
Для начала восстания нужна была лишь искра — правдоподобного слуха о намерениях французов оказалось вполне достаточно.
Мюрат начал действовать очень жестко в отношении повстанцев
Утром 2 мая некоторые ничего не подозревавшие французские солдаты, расквартированные в испанской столице, вышли на прогулку и были буквально растерзаны толпой.
В городе то и дело раздавались крики «Смерть французам!» Стало понятно, что военного столкновения не избежать: Мюрат начал стягивать имевшиеся у него в распоряжении силы, в то же время испанская армия получила приказ — не выходить из казарм.
Ослушаться приказа смогло лишь одно подразделение: артиллеристы казарм Монтелеон высыпали на улицы, чтобы сражаться за независимость своей страны.
«Третье мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.
«Я послал в Испанию больше войск, чем собирался, так как во всяком случае не хотел допустить, чтобы события обернулись против нас, а страх перед фаворитом и английские интриги, которые уже тогда сплетались с интригами Фердинанда, могли к этому привести. Мюрат, который командовал армией, делал только глупости и ввел меня в заблуждение», — говорил позже, как описывает это в своих воспоминаниях французский дипломат Арман де Коленкур, сам Наполеон Бонапарт.
По мнению Наполеона, Мюрат сделал много ошибок в Испании
Основные столкновения произошли в центре города: площади Пуэрта дель Соль и Пуэрта Толедо были буквально залиты кровью. Там же погибли капитаны артиллеристов Педро Веларде и Луис Даоис, которых принято считать национальными героями и лидерами восстания.
Ожесточенные уличные бои шли лишь несколько часов: несмотря на то, что некоторым горожанам удалось завладеть французскими ружьями, силы были не равны. Армия Мюрата стягивалась в центр Мадрида со всех концов города, а повстанцам неоткуда было ждать пополнения.
В итоге французам удалось потопить восстание в крови: тысячи повстанцев остались лежать замертво на городских улицах.
Смерть Веларде 2 мая 1808 года. Художник Мануэль Кастеллано.
Уже вечером того же дня Мюрат решил с помощью жестоких мер брать ситуацию под свой контроль: в первую очередь это означало, что маршал собирается запугать испанцев и предотвратить следующие попытки восстания. «Жители Мадрида, давшие увлечь себя на ложный путь, предались мятежу и убийствам.
Военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры, были лишь формальностью: часто пойманных на улице испанцев расстреливали целыми группами, не разбираясь в том, участвовали ли они в бунте.
Тысячи испанцев погибли в ночь со второго на третье мая 1808 года
Надо сказать, что и здесь план Мюрата дал сбой: репрессии лишь подтолкнули испанцев в других городах к тому, чтобы выступить с оружием в руках против оккупантов. Во всей стране ввели осадное положение: расстрел грозил всем, кто остановится на улице в обществе более шести человек.
Несмотря на это, в разных городах Испании стихийно начали возникать хунты (органы местного самоуправления), которые сопротивлялись власти французов.
Количество вооруженных столкновений росло в геометрической прогрессии: так началась долгая и кровопролитная война, в которой Испания отстояла свое право на независимость.
AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!
Расстрел повстанцев в Мадриде | Великие художники
Франсиско Гойя «Расстрел повстанцев в Мадриде» 1808г,» Восстание на Пуэрто дель Соль «,1808
«Гойя и война»
Музей Прадо,Мадрид,Испания
Романтизм
В мае прошлого года исполнилось 200 лет с того момента, как в Испании вспыхнуло восстание против наполеоновских войск. События стоят в одном ряду. Только об Отечественной войне 1812 года известно гораздо больше, чем об испанской герилье. Существует миф об Отечественной войне, который странным образом уживается в нашем сознании с мифом о Наполеоне. Зато об испанской герилье существует поразительный художественный образ, созданный очевидцем этих событий, художником Франско Гойей.
Мы конечно знаем образ созданный Л. Толстым. В искусстве наиболее правдивый образ Отечественной войны создал Верещагин, но всё-таки верещагинский цикл, во-первых, не свидетельство, а реконструкция, во-вторых, на моей памяти не было такого, чтобы все картины этого цикла можно было увидеть в одной экспозиции. Многих картин мы не знаем. А ведь эти картины могли бы изменить наше представление о 1812 г., которое во многом построено на парадной живописи начала 19 века. В Испании в честь годовщины герильи в Музее Прадо собрали картины Франсиско Гойи, посвящённые событиям 1808 г. и устроили выставку «Гойя и война»
Самые известные картины— это: «3 мая 1808 года: расстрел повстанцев в Мадриде» и » Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года: бой с мамелюками».
Но огромное значение имеет то, что наряду с живописью выставлены офорты из серии «Ужасы войны». Достаточно взглянуть на репродукции этих картин и офортов, чтобы ощутить, что между ними имеется внутренне различие. Офорты ближе к впечатлениям очевидца. Живопись— это результат осмысления событий в правильном, патриотическом духе. Особенно это видно в картине «Расстрел…». Героический пафос картины бросается в глаза, сюжет понятен каждому испанцу: оккупанты расстреливают патриотов, которые не боятся смерти. Кстати имена этих патриотов недавно были обнаружены испанским учёным, и скоро на месте расстрела будет сооружена гранитная плита.
Смысл картины «Восстание» не так однозначен. Во-первых, в ней нет противопоставления: регулярная армия против народа, воины цивилизации против дикарей (как это может представляться), среди захватчиков воины в чалмах—то есть те же «дикари», что и восставший народ. И те и другие вооружены кинжалами, примитивными орудиями убийства. Война перестаёт быть делом техники, рыцарским ритуалом, становится исключительно порождением страсти. Восстание изображено как зловещий кровавый карнавал. В офортах ужас присутствует вперемешку с абсурдом. В них нет разделения изображённых персонажей на палачей и на жертв. Жертвы в своём отчаянии оказываются страшнее убийц. Название одного из офорта говорит само за себя: «Они стали как дикие звери» (изображена женщина, пронзающая копьём француза). В названии другого офорта можно даже прочитать иронию: «Какое мужество!» (девушка, перешагивая через трупы мужчин, подходит к пушке, чтобы сделать выстрел). А ведь это только малая часть офортов из военного цикла! На людей, побывавших на выставке «Гойя и война», она произведёт неизгладимое впечатление.
Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
За время своей жизни художник успел создать множество картин, они все, без сомнения, являются шедеврами и достоянием испанского народа. Самая полная коллекция работ хранится в Мадридском музеи Прадо. Однако современники выделяют наиболее удачные картины мастера. Они повлияли на многих художников того времени. Самые популярные полотна:
- «Маха обнаженная»
- «Маха одетая»
- «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
- «Семья Карлоса IV»
- «Сатурн, пожирающий своих детей»
Эти картины можно смело назвать шедеврами, которые получили широкое признание в наше время. Гойя писал все эти произведения, руководствуясь как внутренними ощущениями, так и отражая проблемы его любимой Испании. Каждая работа – это целая история, которую художник рассказал миру.
Маха обнаженная
Полотно создавалось в период с 1795 по 1800 гг. Через образ очаровательной открытой махи, творец передал портрет испанской горожанки того времени. Гойя перешагнул все каноны и изобразил женщину, для которой смыслом жизни стала любовь. Художник подчеркнул ее привлекательность и темперамент – именно такой образ в понимании Гойи был присущ испанским дамам. Очарование, молодость и непреодолимая тяга к жизни и любви – все это мастер искусно изобразил на полотне. «Обнаженная маха» это настоящая испанская Венера! Именно так оценивал мастер испанских женщин, считая их образцом чувственности и преданной любви.
Маха одетая
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной. Соблазнительные линии ее тела скрытые под одеждой, она манит и в то же время исполнена достоинством и девственной чистотой. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.
В 1814 г была написана эта картина. Ее по достоинству считают непревзойденным шедевром. Художник смог точно передать атмосферу страшного насилия и несправедливости над человеком. Картина отображает его переживания и искреннюю ненависть к ужасам войны. Он трагически переносит смерть своих соотечественников, это творение можно назвать настоящим протестом Гойя против кровопролития и существующего режима.
Семья Карлоса IV
Холст увидел свет в 1800 г. Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. Однако в этом произведении Гойя не побоялся открыть все «секреты» королевской семьи. Художник очень точно отобразил их жизнь и манеру правления: богатые наряды и шикарные драгоценности не могут прикрыть пустоту души и изъяны тела. Мастер намеренно не стал приукрашать образы, а даже подчеркнул их несостоятельность, надменности и разобщенность. Сам мастер присутствует на полотне, он скромно стоит в темном углу и созерцает людей, которые исполнены притворством, а правит их судьбами коварство и жадность. Этот шедевр сам мастер называл «карикатурой», с ее иронией и правдивостью.
Сатурн, пожирающий своих детей
В период с 1819 по 1823 гг. мастер создал свое творение, которое отразило его внутренние переживания и страх за свою страну. Гойя написал настоящий шедевр, в котором отразил всю свою боль и страх за судьбу Испании, в то время переживающую неудачную революцию. Франсиско очень точно изобразил беспощадное время, которое пожирает своих «детей». Безысходность, страх, ужас и умершая надежда – это основные темы этого «мрачно» полотна.
Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.
Великий романтик: биография Франсиско Гойя
Франсиско Гойя – известный испанский художник, который представлял направление романтизм в искусстве. Родился мастер в маленькой деревушке Фуэндетодос в 1746г, на севере Испании. Позже семья переехала в Сарагос, и здесь начался путь талантливого художника, уже в 13 лет он стал обучаться живописи. Первое признание Гойя получил в качестве отличного портретиста, а уже в 1786 г Франсиско удостоен чести стать придворным живописцем и писать для короля.
Однако мировоззрение мастера резко поменялось после Французской революции – эти события потрясли его, к тому же состояние здоровье в этот период резко ухудшилось, и творец потерял слух. С этого момента полотна становятся более мрачными и даже пугающими, мастер перенес на них свое ощущение безысходности и одиночества. Эти творения быстро приобрели популярность. Творил мастер целых 70 лет и умер 1828 г во французском Бордо.
§Техника выразительности
В отличие от вышеупомянутых портретов тут силуэт фигуры разрывается, она вся заполняется разнонаправленными движениями, их ритмический набросок становится резким. Контрасты света и тени усиливаются, внезапно вспыхивают и настолько же быстро исчезают. Некий мятежной энергией, грубостью окутаны цветовые сочетания, потерявшие былую декоративную упорядоченность и строгость. Но особую выразительность и живописную раскрепощенность приобретает тут яркая поверхность. Фактура и ранее была у Гойи активной и различной. Но сейчас из декорирующего средства она перевоплотился в остросодержательное. Это уже не наружняя, осязательная черта изображенного материала, поверхности, а условная, символическая форма. Схожую роль фактура игралась у Эль Греко, а в недалеком будущем приобретет всеобъятное значение в живописи Ван Гога.
Старость и радость
А когда Гойе исполнится 68 лет и можно будет подводить итоги и оплакивать потери, его жизнь вновь заиграет радугой и запахнет скандалом. Замужняя красавица Леокадия Вейс, на 40 лет его моложе, влюбится в Гойю и уйдёт от состоятельного и нестарого мужа к нему. Вместе они сбегут от политических гонений во Францию, у них родится еще двое детей – сын и дочь, а его старший возмущенный сын Хавьер, ровесник Леокадии, долго будет судиться с отцом за немалое наследство.
-
Джон хокенберри биография кратко
-
Политические и философские взгляды тютчева выраженные в его письмах статьях разговорах кратко
-
Файл это в информатике кратко
-
Этика эпохи средневековья и возрождения кратко
- Туризм в сша кратко