3 шедевра из музея Прадо
Творчество
3 шедевра из музея Прадо
20 ноября 2019 2 569 просмотров
Лиана Хазиахметова
Национальный музей Прадо отметил 200-летие. Из книги «Главное в истории искусств» рассказываем про три картины, которые хранятся в мадридском музее.
Крестный путь, Рафаэль
Рафаэль известен непревзойденным мастерством в изображении людей и разнообразием художественных интересов. Джорджо Вазари в 1550 г. назвал его «королем художников». Термин выдержал проверку временем и не утратил актуальности.
Эта картина, также известная как Lo Spasimo («мучение»), изображает Христа несущим крест на Голгофу. Когда Христос спотыкается под тяжестью креста, Мария падает на колени и протягивает ему руку. Так Рафаэль показывает, что она сопереживает боли Христа. Обмен героев взглядами передает множество эмоций.
Благодаря ярким цветам и плавным контурам этот убедительный образ одновременно и реалистичен, и идеален. Толпа на переднем плане уравновешена действием, изображенным на дальнем плане.
Левая и правая стороны также композиционно уравновешены: слева могучий Симон Киринеянин, решительно поднимающий крест, а справа плачущие женщины позади Девы Марии.
Картина была заказана монастырем Санта-Мария-дель-Спасимо в сицилийском Палермо. Корабль, везший ее из Рима, утонул, но картина чудесным образом достигла порта Генуи: она была в футляре и не пострадала от воды. Среди картин Рафаэля наиболее известны великолепные Мадонны и большие фрески Станца делла Сеньятура Ватикана. Он был одним из самых знаменитых художников Высокого Возрождения.
Менины, Диего Веласкес
Диего Веласкес (1599–1660), которого часто называют «художником из художников», был одним из самых востребованных живописцев своего времени. Он вдохновлялся творчеством Караваджо, был и знатоком искусства прошлого. Его живые и непосредственные картины роскошны и лаконичны; их правдивость необычна для испанских королевских кругов.
«Менины» — таинственный королевский портрет, изображающий мастерскую Веласкеса в королевском дворце. Девочке с золотыми волосами, инфанте Маргарите, дочери Филиппа IV, короля Испании, и Марианны Австрийской, тогда было 5 лет. Она одета в пышное громоздкое платье и окружена фрейлинами (менинами).
Одна из них, стоя на коленях, предлагает ей напиток, другая присела в реверансе. Рядом двое карликов: Мария Барбола и Николао де Пертусато, игриво толкающий ногой сонного мастифа. Королевский камергер дон Хосе Нието остановился на ступеньках в задней части комнаты, придерживая занавес, чтобы в помещение попадал свет.
Король и королева, отраженные в зеркале, находятся как будто рядом со зрителем. На единственном автопортрете Веласкес поместил себя рядом с королевской семьей, в придворном костюме, перед своим холстом. На его груди красный крест ордена Св. Якова, который он получил по окончании картины.
Говорят, король приказал добавить на нее крест после смерти Веласкеса.
Третье мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя
Франсиско Гойя (1746–1828) создал таинственные и яркие картины, запечатлев трудности и опасности жизни в Испании XVIII и XIX вв., что оказало большое влияние на его последователей.
2 мая 1808 г. армия Наполеона вошла в Мадрид, жители города восстали против вторжения. В наказание на следующий день французские солдаты арестовали и расстреляли сотни испанцев.
В центре картины Гойя изобразил испанского рабочего на коленях перед рядом солдат, с руками, раскинутыми, как у распятого Христа. Правая рука отмечена стигмой, напоминающей раны на теле Христа.
Фонарь на земле — единственный источник света, который усиливает драматизм происходящего, создавая длинные темные тени и яркие пятна света.
На переднем плане художник изобразил окровавленные трупы — тела мужчин, которые отдали жизни за свой город. Рядом с крестьянами изображен францисканский монах, стоящий на коленях и облаченный в серое.
Он не был участником восстания, но его все равно арестовали французские солдаты — так Гойя показывает их мстительность и жестокость. Одетые в серые шинели и киверы, с саблями, они в упор целятся в испанцев.
Солдаты обращены спиной к зрителям, поэтому остаются обезличенными — этим Гойя показывает то, что их личность исчезает при необходимости повиноваться приказам. Мрачный колорит в сочетании с яркими пятнами света усиливает ужас происходящего.
Из книги «Главное в истории искусств»
Третье мая 1808 года
Картина создана в память о событиях, связанных с Мадридским восстанием против французских оккупационных сил. На самом деле, данная работа является правой половиной диптиха. Левая половина представляет собой непосредственно сами события, происходившие 2 мая 1808 года. Революционная картина, несомненно, знаковая часть испанского искусства 19 века. Тем не менее, авангардное полотно было холодно принято современниками и критиками, так как автор отверг все правила и принципы господствующих тогда направлений живописи. «Третье мая 1808 года» не содержит храбрых поступков, благородных дел и героев. Вместо этого Гойя изображает мрачную и кровавую казнь.
2 мая 1808
В отличие, например, от смерти Марата, авторства Жака-Луи Давида, или «последнего дня Помпей» Брюллова, в этой работе присутствует лишь бесцельная смерть.
Дата первой демонстрации картины публике доподлинно неизвестна. Наряду со «Вторым мая» она хранилась в музее Прадо, и даже не была включена в каталог от 1872 года. Тем не менее, с приходом современных художников и свежих художественных веяний, работа была признана в качестве новаторского шедевра. Символ зверств войны помещает работу на уровень с такими полотнами как «Герника» и «Резня в Корее», Пабло Пикассо.
Создание картин
Обе работы были завершены в течении нескольких месяцев и были малопригодны для украшения королевского дворца, в результате чего и оказались в хранилище Прадо.
1.Напоминание о мрачном событии
Наполеон Бонапарт. Фото: Интернет
В 1807 году войска Наполеона Бонапарта пересекли Пиренеи, чтобы в союзе с Испанией захватить и поделить территорию Португалии. Однако, у Наполеона были свои планы и он попытался захватить Испанию. Когда испанский король Карл IV понял, что происходит, то он попытался бежать в Южную Америку. Но перед бегством он был вынужден из-за волны народного гнева отречься от престола в пользу своего сына Фердинанда VII.
В итоге в Мадриде произошло восстание, которое было безжалостно подавлено французскими войсками. Именно эти события описаны в картине «3 мая 1808 в Мадриде». Через два дня, Наполеон вынудил обоих королей (Карла и Фердинанда) отречься от престола в пользу себя, после чего назначил своего брата Жозефа в качестве нового монарха Испании. Фердинанд VII вновь смог занять престол только через 6 лет.
Описание картины Франциско де Гойя «Расстрел повстанцев» Картины художников
В 1808 году в Мадриде произошло событие, вдохновившее Франсиско Гойю создать уникальный шедевр. В первых числах мая в этом городе вспыхнуло восстание патриотов против оккупировавших Испанию французов. Оно было подавлено военными отрядами Наполеона.
Борцы за независимость и свободу родной страны были осуждены на расстрел. После окончательной победы над Францией в 1814 году художник изобразил по заказу правительства момент этой казни ночью 3 мая. Однако, власти не смогли высоко оценить выполненную работу. Вероятно, смелая и оригинальная манера написания полотна была для консервативного правительства непонятна. Зато нынче «Расстрел» Гойи – общеизвестно признанный шедевр в жанре исторической живописи.
Слишком реалистично, без прикрас и близко к простому народу написано полотно. В композиционном центре – молодой повстанец в белой
рубахе и желтых штанах; на заре своей жизни смотрит он в глаза смерти, смотрит с ужасом, но еще больше с гордостью
На руках отважного испанца заметны стигматы – художник сопоставляет героя с Христом, также ставшим невиновной жертвой бездушия в борьбе за великие нравственные идеалы
Безликая шеренга французских военных слуг целится в него ружьями; совсем не чувствуется в них души, как жестокая бездумная машина они выполняют приказ Наполеона. Шокирует изображение рядом уже убитых борцов за независимость: кровь на земле, телах и одеждах. Толпа идущих на расстрел – с поникшими головами, закрывают глаза руками, в страхе сжимают кулаки.
Гойя писал «Расстрел» как антивоенный протест. Художник всеми возможными изобразительными средствами старался обличить немыслимую жестокость марионеток власти. Он надеется, что зритель, глядя на картину, задумается об ужасах войны и проклянет это чудовищное бесчеловечное действо.
Прислал: Никитина Алла . 2017-10-08 22:04:01
Восстание 2 мая 1808 года: Мадрид против французских оккупантов
2 мая 1808 года двадцатипятитысячный французский гарнизон, расположившийся в Мадриде, встретился с разъяренной толпой горожан. Схватив, что попало – чаще всего ножи или даже просто камни и палки – жители Мадрида нападали на вооруженных и подготовленных французских солдат. К народному бунту присоединилось лишь одно испанское военное подразделение: так артиллеристы из казарм Монтелеон навсегда вписали свои имена в историю страны.
В начале мая 1808 года Мадрид жил в напряжении: там стоял французский гарнизон, а среди горожан то и дело ползли разные слухи. Последний из них состоял в том, что наполеоновский маршал Мюрат собирается вывезти из страны наследника короля инфанта Франсиско. Учитывая, что чуть раньше его отец — король Карл IV — отрёкся от престола, это бы означало фактический захват власти в Испании.
Испанцы боялись того, что Наполеон захватит власть в стране
Дело в том, что французский войска стояли в испанской столице уже довольно долго: Наполеон под хитрым предлогом — якобы ради усиления армии в Португалии, с которой Франция вела войну — ввел их туда и не торопился уходить. Естественно, испанцам, которые видели к тому же неспособность своего престарелого короля как-то повлиять на ситуацию, такое положение дел не нравилось.
«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.
Для начала восстания нужна была лишь искра — правдоподобного слуха о намерениях французов оказалось вполне достаточно.
Мюрат начал действовать очень жестко в отношении повстанцев
Утром 2 мая некоторые ничего не подозревавшие французские солдаты, расквартированные в испанской столице, вышли на прогулку и были буквально растерзаны толпой.
В городе то и дело раздавались крики «Смерть французам!» Стало понятно, что военного столкновения не избежать: Мюрат начал стягивать имевшиеся у него в распоряжении силы, в то же время испанская армия получила приказ — не выходить из казарм.
Ослушаться приказа смогло лишь одно подразделение: артиллеристы казарм Монтелеон высыпали на улицы, чтобы сражаться за независимость своей страны.
«Третье мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.
«Я послал в Испанию больше войск, чем собирался, так как во всяком случае не хотел допустить, чтобы события обернулись против нас, а страх перед фаворитом и английские интриги, которые уже тогда сплетались с интригами Фердинанда, могли к этому привести. Мюрат, который командовал армией, делал только глупости и ввел меня в заблуждение», — говорил позже, как описывает это в своих воспоминаниях французский дипломат Арман де Коленкур, сам Наполеон Бонапарт.
По мнению Наполеона, Мюрат сделал много ошибок в Испании
Основные столкновения произошли в центре города: площади Пуэрта дель Соль и Пуэрта Толедо были буквально залиты кровью. Там же погибли капитаны артиллеристов Педро Веларде и Луис Даоис, которых принято считать национальными героями и лидерами восстания.
Ожесточенные уличные бои шли лишь несколько часов: несмотря на то, что некоторым горожанам удалось завладеть французскими ружьями, силы были не равны. Армия Мюрата стягивалась в центр Мадрида со всех концов города, а повстанцам неоткуда было ждать пополнения.
В итоге французам удалось потопить восстание в крови: тысячи повстанцев остались лежать замертво на городских улицах.
Смерть Веларде 2 мая 1808 года. Художник Мануэль Кастеллано.
Уже вечером того же дня Мюрат решил с помощью жестоких мер брать ситуацию под свой контроль: в первую очередь это означало, что маршал собирается запугать испанцев и предотвратить следующие попытки восстания. «Жители Мадрида, давшие увлечь себя на ложный путь, предались мятежу и убийствам.
Военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры, были лишь формальностью: часто пойманных на улице испанцев расстреливали целыми группами, не разбираясь в том, участвовали ли они в бунте.
Тысячи испанцев погибли в ночь со второго на третье мая 1808 года
Надо сказать, что и здесь план Мюрата дал сбой: репрессии лишь подтолкнули испанцев в других городах к тому, чтобы выступить с оружием в руках против оккупантов. Во всей стране ввели осадное положение: расстрел грозил всем, кто остановится на улице в обществе более шести человек.
Несмотря на это, в разных городах Испании стихийно начали возникать хунты (органы местного самоуправления), которые сопротивлялись власти французов.
Количество вооруженных столкновений росло в геометрической прогрессии: так началась долгая и кровопролитная война, в которой Испания отстояла свое право на независимость.
AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!
Инженер «для особых поручений государя императора»
Императорский тульский оружейный завод. Тула. Изображение: dmdonskoy.ru
Премацци Луиджи. Девушка с кувшином (фрагмент). Конец XIX века. Изображение: ru.wikipedia.org
В 1808 году Бетанкура лично представили Александру I в городе Эрфурте в Пруссии. В тот же год инженер приехал в Россию, его зачислили в свиту «для особых поручений государя императора», а немногим позже он получил высокий чин генерал-лейтенанта.
На новом посту Августин Бетанкур по поручению императора переоборудовал старейший в стране оружейный завод в Туле. Высокое мастерство тульских оружейников сочеталось с отсталой по европейским меркам технологией производства. Инженер оснастил завод паровыми машинами и современными токарными станками.
Для царскосельского фонтана «Девушка с кувшином» инженер создал систему подачи воды, а фигуру девушки сваял скульптор Павел Соколов. О фонтане ходили легенды: верили, что его вода исцеляет любовную тоску. Поэтесса Анна Ахматова в начале XX века посвятила ему стихотворение «Царскосельская статуя». Сегодня фонтан, как и прежде, украшает парк Царского села: у ног прекрасной бронзовой девушки лежит разбитый кувшин, из него по протоку струится вода.
Исторические и бытовые сюжеты: «Аутодафе», «Сумасшедший дом» и другие
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
Франсиско Гойя
1. Маха обнаженная, 1797–1800
2. Маха одетая, 1800–1805
Начнем эту часть со знаменитых работ Гойи, в свое время вызвавших большой скандал — это «Маха обнаженная» и «Маха одетая».
Махами называли провинциальных девушек, которые жили в мадридских трущобах, но при этом старались ярко и щегольски одеваться. Юношу из такой же компании называли «махо». Гойя любил изображать этих персонажей в бытовых сценках на своих картонах для гобеленов.
Заказчиком стал премьер-министр Испании Мануэль Годой. Друг и покровитель Гойи, он очень любил женское общество и собрал коллекцию обнаженной натуры. Считается, что первоначально картины назывались «Цыганка одетая» и «Цыганка обнаженная».
Неизвестно, кто стал моделью. Есть версия, что это была уже знакомая нам герцогиня Альба, с которой у Гойи был роман. Но скорее всего, на картинах изображена Хосефа Тудо — любовница самого Годоя.
️ Обе картины экспонировались очень необычно. Они висели одна за другой. Зритель видел только «Маху одетую», но с помощью специального механизма ему могла открыться «Маха обнаженная».
Гойе удалось добиться интересного эффекта: «Махаодетая» выглядит более откровенной и неприличной, чем нежная «Маха раздетая».
️ Несмотря на скрытность, о «Махах» прознали в инквизиции. Обнаженная натура не в мифологических сюжетах в Испании была под запретом, и Гойю даже вызвали на допрос. Его спас только статус заказчика этих картин.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Франсиско Гойя
1. Аутодафе, 1812–1819
2. Сумасшедший дом, 1812–1819
3. Процессия кающихся грешников, 1812–1819
Теперь поговорим о сюжетных картинах Франсиско Гойи. Легкомысленные жанровые сценки художник в основном писал на заказ — мы уже говорили про его картоны для гобеленов.
А вот что он писал по своему желанию, говоря о проблемах, которые его волновали
Аутодафе. Несколько заключенных под стражей, обвиняемых в преступлениях против католической церкви, предстают перед судом Испанской инквизиции. Гойя сам подвергался допросам со стороны инквизиции и критически относился к этой организации.
Сумасшедший дом. Гойю всегда привлекали изображения безумства и уродства. Также в пациентах сумасшедшего дома видят сатиру на духовенство и военный класс испанского общества.
️ Процессия кающихся грешников. Картина изображает сцену жестокого ритуала, в котором приверженцы флагеллантства — «бичевания» в приступе религиозного рвения хлещут себя по спине в знак покаяния.
Эти картины условно объединяют в одну серию. Все они показывают аспекты испанской жизни, которые критиковали сторонники Просвещения и либеральных идей, к которым несомненно относился и Гойя.
1. Гюстав Курбе. Отчаяние (Автопортрет), 1843–1845
2. Теодор Жерико. Портрет сумасшедшей, 1822
3. Теодор Жерико. Портрет клептомана, 1819–1822
4. Франсиско Гойя. Двор сумасшедшего дома, 1793–1794
Франсиско Гойя
1. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде, 1814
2. Третье мая 1808 года в Мадриде, 1814
В завершение части посмотрим на две исторические картины, которые Гойя создал по заказу испанских властей, вернувших свой статус после поражения Наполеона.
Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. Картина показывает реальный эпизод, когда во время оккупации французскими войсками группа испанцев напала на наполеоновские войска. Атака была подавлена. Гойе удалось передать жестокость и динамичность сцены.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Эта картина показывает продолжение трагических событий 2 мая. Наполеон без суда и следствия казнил сотни жителей Мадрида, многие из которых не имели к восстанию никакого отношения. Гойя намеренно сделал испанцев живыми, эмоциональными, со злобой и бесстрашием на лицах — а французов безликой бездушной массой.
§Ритм в картине
В этой картине Гойя при помощи ритма охарактеризовывает силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую хоть какое сопротивление ей.
На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские бойцы армии Мюрата стоят плотно, как стенка, они изображены практически со спины, мы не лицезреем их лиц — это безликая, бездушная машина. Ритм положений ног, склонённых поз французских боец, целящихся в повстанцев; ритм больших киверов, сабель, портфелей на спинах боец; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками делают напряжение, подчёркивают организованность, злость и жестокость наполеоновской армии. Французские бойцы стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, агрессивных сил.
Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы свободы и справедливости. Они и стоят у холмика, символизирующего высоту их духа. На повстанце, воздевшем к небу руки, белоснежная рубашка, что символизирует как чистоту его эталонов, так и близость к смерти, погибели. Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сути. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках — стигматы, следы крестных мук Спасателя за всех людей, направления рук и ног образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей. Гойя тем поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу собственного народа за освобождение от иноземного ига.
Это восстание стало началом народного сопротивления французской оккупации, с мая 1808 по всей Испании развернулась освободительная партизанская война, так именуемая герилья, кончившаяся в феврале 1814 года изгнанием французов из Испании.
Ужасы на Лысой горе
Согласно преданиям, шабаш — ежегодный праздник нечисти, на котором появляется сам сатана. Все ведьмы собираются на Лысой горе в назначенный час, к ним присоединяются черти и прочие злодеи. Встреча начинается со своего рода разбора полётов (насколько усердно они пакостили в течение года), далее следует ритуал жертвоприношения, а затем — пир, переходящий в оргию.
Колдовской ритуал, описанный Гойей, ярко освещён Луной. Дьявол в образе козла, с венком из виноградных листьев на голове, окружён ведьмами. Одна из них предлагает нечистому младенца в качестве жертвы
О судьбе этого несчастного дитя нетрудно догадаться — достаточно обратить внимание на скелеты других детей. Ведьмы, уже одарившие своего господина, смиренно ждут дальнейшего развития церемонии
Те же, кому ещё только предстоит вручить жертву, дожидаются своей очереди, их лица и силуэты размыты, сложно сказать, сколько именно там ведьм (и, как следствие, младенцев).
«Шабаш ведьм», 1797−1798. (Wikimedia Commons)
Сюжет, выбранный Гойей, вдохновлён расхожими во многих культурах страшилками о том, что ведьмы для поддержания жизненных сил и красоты должны пить кровь новорождённых. Судя по лицам и фигурам женщин, участвующих в этом шабаше, данный метод им не помогает: женщины стары, измождены, черты лица грубы, а взгляды пугающи.
Данное полотно является частью так называемой ведьмовской серии, в которую также входят «Полёт ведьм», «Заклятие», «Кухня ведьм», «Дьявольская лампа» и «Каменный гость» (ныне считается утерянной).
Эта серия эстетизирует ужасное, провоцирует зрителя, заставляя его, с одной стороны, нервничать перед лицом мрака, с другой, — быть очарованным тайной. Параллельно с этими полотнами Гойя работал над гравюрами «Капричос», также во многом посвящёнными теме колдовства, сатире на инквизицию и предрассудки.
Первое впечатление от «Шабаша ведьм» (до тех пор, пока мы не разглядим ужасающие детали) довольно праздничное: сатана похож скорее на Вакха, ведьмы одеты в простые платья, лунный свет смягчает тона. Через 20 лет Гойя напишет ещё один шабаш — на этот раз тёмный, жуткий, с композицией, напоминающей хаос.
«Шабаш ведьм», 1820−1823. (Wikimedia Commons)
Поздний шабаш входит в цикл «чёрной живописи» — 14 работ, выполненных на стенах так называемого Дома глухого. Гойя переехал туда в 1819 году в поисках покоя. Свои работы он писал на стенах поверх более ранних изображений. Позднее, уже после смерти живописца, все произведения были перенесены на холсты, дом же снесли примерно в 1909 году.
Если на раннем «Шабаше» число участников невелико (только дьявол и ведьмы), то на позднем варианте Гойя «приглашает» на сатанинскую церемонию всех подряд. Тот же состав участников художник изобразил на полотне «Фестиваль в Сан-Исидро» (также написано на стене Дома глухого). Это выражает общее настроение Гойи в то время, его разочарование и страхи.
Ярмарочный городок в Нижнем Новгороде
Нижегородская ярмарка. Изображение: rzd-expo.ru
План Нижегородской ярмарки. 1897. Изображение: rzd-expo.ru
Торговля на Волге со странами Востока началась недалеко от Казани еще в XIII веке. Позже ярмарка переместилась в Нижегородскую губернию, сюда приезжали купцы со всей России и стран мира. Торговые ряды состояли из деревянных лавок, балаганов и трактиров. В 1816 году большой пожар уничтожил постройки, и торговые ряды решили отстроить заново из долговечного камня. Проект нового ярмарочного городка в Нижнем Новгороде поручили разработать и воплотить Августину Бетанкуру.
Инженер отправился на Волгу в 1817 году, чтобы осмотреть новое место для торговых рядов. Ярмарку требовалось обеспечить водой, и Бетанкур решил построить городок на удобном для судоходства левом берегу Оки, при впадении в Волгу. Между берегами Оки он соорудил разводной плавучий мост. Он купил усадьбу недалеко от будущей ярмарки, и с тех пор каждое лето с семьей проводил там.
Вместе с архитектором Огюстом Монферраном он подготовил планы городка и чертежи зданий. В центре ярмарки возвели гостиный двор, который насчитывал 60 корпусов, в нем расположились 2,5 тысячи торговых лавок. На центральной площади стоял главный корпус и административные постройки. Для купцов построили квартиры и склады. Нижегородская ярмарка стала первым торговым рынком в стране, оборудованным подземной сводчатой канализацией.
В 1822 году ярмарка открылась. Купцы продавали товары из далеких районов России и разных стран мира: провизию и сырьё, меха и металлические инструменты. Ярмарка работала один раз в год, с июля по август, и собирала до 200 тысяч человек.
Гойя и Революция… — sandinist
16 апреля – Скончался Франсиско Гойя (1746-1828).
Знаменитая серия офортов Гойи «Бедствия войны» (1808 — 1820) вызвана к жизни подавлением первой испанской революции и последовавшей за ней войной с Наполеоном.
В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. 2 мая началось народное восстание, к вечеру подавленное французскими войсками. Дикая расправа с побежденными запечатлена Гойей в картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3-е мая».
«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
В серии «Бедствия войны» Гойя изобразил борьбу широких масс испанского народа с наполеоновскими войсками, осаду Сарагосы и голод 1811 года. Народ восстал против своих поработителей. Крестьяне шли против регулярных войск Наполеона с ножами, кольями, топорами.
Они дрались с исступлением и гневом, отстаивая каждую пядь земли («Со здравым смыслом или без него?»). С такой же яростью дрались женщины. «Они стали, как дикие звери», — говорит Гойя.
«Они стали, как дикие звери!»
Груды трупов, телеги с мертвецами, расстрел повстанцев и насилие над женщинами изображены с ужасающей живостью. «Я видел это!», «Невозможно видеть это!» — такими словами сопровождает Гойя два своих офорта.
«Какое мужество!»
В офорте «Какое мужество!» Гойя запечатлел подвиг жительницы Сарагосы, вставшей у орудия, когда все защитники батареи погибли. Художник воплотил в этом образе трогательную нежность облика героини и величие ее подвига…
«За что?»
В 1823 году, после разгрома второй испанской революции (1819 — 1823) и казни ее вождя Риего, Гойя уехал во Францию, в Бордо, где и скончался 16 апреля 1828 года.
«Стычка в войне за независимость»
Также читайте:
Хосе Ортега-и-Гассет. «Гойя и народное»
Гойя. Картины и биография