Каспар давид фридрих как родоначальник немецкого романтического пейзажа

Романтизм

Интерпретация изображения

Доступ к интерпретации изображения достигается путем идентификации персонала изображения. Поскольку на этот счет нет традиции, а биографический контекст не позволяет дать однозначных ответов, повествования о картинах являются результатом моделей интерпретации, типичных для работ художника. Смысл изображения читается в религиозном, политическом, философском, психопатографическом, а также в формальном и цветовом символических аспектах. Поскольку картина была создана после свадебного путешествия Фридриха с его женой Кэролайн летом 1818 года, во время которого пара также побывала на острове Рюген, интерпретация как «свадебная картина», по-видимому, правдоподобна и популярна.

Добродетели

Для религиозно определенного значения в качестве аллегории , Helmut Борщ-Супан назначены христианские главные добродетели для людей и цвета изображения . Женщина в красном платье символизирует любовь, мужчина ползет по земле в своей синей юбке для веры, а мужчина в серо-зелёной одежде прислоняется к пню в надежде. Изможденную фигуру, ползающую по полу, можно опознать по круглому черепу и светлым волосам как Фридриха, за женщиной — его жену Каролину и брата второго мужа Фридриха — Кристиана. Лежащая на земле шляпа трактуется как знак смирения. С добродетелями веры, любви и надежды обращаются к протестантской традиции в искусстве, которая соответствует богословскому пониманию Фридриха.

Вид на природу

Вернер Хофманн выделяет три разных способа обращения с природой в живописи. В этом заключается смысл построения изображения. Женщина указывает в бездну, мужчина рассматривает травинки, а другой мужчина смотрит на море. Здесь тематика близости и расстояния связана с человеческими ожиданиями.

Свадебная картина

Филипп Отто Рунге: Мы трое , 1805

Йенс Кристиан Йенсен представил тезис о свадебной фотографии и таким образом достиг широкого консенсуса среди историков искусства (включая Виланда Шмида , Вернера Буша ). Изображенная сцена является аллегорией любви Фридриха к своей жене благодаря обрамлению деревьев и травы в форме сердца, а также праздничному звучанию всего. Картина принадлежит традициям романтических дружеских картин, таких как тройной портрет Филиппа Отто Рунге 1805 года, на котором художник изображен с женой и братом. Хотя назначение людей в Рунге ясно, третье лицо на меловых скалах приносит с собой иначе решенную проблему интерпретации. Дженсен видит мужчину, прислонившегося к дереву, нарисованного Фридрихом, когда он был моложе. Тот, кто ползает по земле, представляет собой человека, который каким-то образом является посредником между двумя супружескими парами.Поскольку созвездие людей не показывает изображение пары в их медовом месяце, отношение художника к браку представляется трудным. Очевидно, речь идет о сложных проблемах во взаимоотношениях. Фридрих осознает разницу между собой и Кэролайн.

— Каспар Давид Фридрих

Символ демагога

Политическая интерпретация видит в человеке, опирающемся на пень, « демагога » из-за его запретного обязательства признаться Барретту . В глазах «демагогов» цилиндр как головной убор характеризовал человека, который в страхе ползал по земле и выглядел немного смешно, как « филистимлянин ». Предполагается, что художник имеет карикатурное намерение. Петер Меркер видит похожее созвездие на рисунке, который Вильгельм Хауфф сделал в 1822 году, будучи членом братства в Тюбингене . Информатор из числа членов братства в беретах носит большой цилиндр. Во время демагог преследования, Фридрих взял на старый немецкий костюм в картину с политической мотивацией. Здесь тоже ищут двоение в глазах. Дальний взгляд означает надежду на будущее, глубокий взгляд — страх настоящего. Против этой теории выступает то, что Фридрих использует цилиндр, лежащий на земле, в других живописных контекстах, например, в картине « Горный пейзаж с радугой» 1810 года и на рисунке « Странник на вехе» 1802 года.

Задняя фигура

Ян Вермеер ван Делфт: Аллегория искусства живописи , около 1665/1666 гг.

Фигура на спине , недавно созданная Фридрихом для пейзажной живописи, необычным образом расположена в туристе над морем тумана . Никто перед собой не поместил такую ​​большую заднюю фигуру в пейзаж и точно в центр композиции. Использование камня и человека в качестве репуара в контровом свете усиливает впечатление глубины

Фигура на спине направляет внимание зрителя на, казалось бы, бесконечное расстояние фона, иллюстрирует отношения между природой и человеком или делает значимые предложения для мышления и чувств зрителя. Вернер Хофманн поручает фигуре на спине с Фридрихом задачу промежуточного носителя, с помощью которого художник обращается к зрителю

Она ставит ожидания и задает вопросы как к отведенному ей месту, так и к зрителю изображения. Для Хартмута Беме композиционное центрирование природного пространства на туристе представляет собой коллапс человека и природы. В этом случае фигура сзади имеет большее значение для содержания и структуры изображения, чем в других работах художника. Он выполняет функцию «поверхностной фигуры», которая интегрируется в ландшафт и способствует устранению границ изображения. Он должен иметь определенное отношение размера к размеру изображения, чтобы можно было охватить пейзажный вид в осевом направлении. Friedrich стенды с двойным взглядом, возвратность на картинке, фигура видеть видение в традиции 17 — го века, с аллегорией искусства в живописи от Яна Вермеера имело влияние в истории искусства.

— Каспар Давид Фридрих

Признание

После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.

Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.

Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.

Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.

Именно в это время он создают один из первых своих шедевров “Крест в горах”.

Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене. The-athenaeum.com

Картина “Крест в горах” была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих “пытается протащить свое искусство на алтарь”. Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.

Самый его известный шедевр “Монах у моря” приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.

Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Theartnewspaper.ru

Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.

Со смыслом здесь все понятно. Человек – лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.

Немецкий романтизм: параллельные миры, дети и мистика

Романтики открыли тему детства в искусстве. В этой части посмотрим, что из этого получилось, на примере работ немецкого романтизма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

Картины Георга Фридриха Керстинга:

1. Пара у окна, 1815
2. Кабинет теолога Франца Фолькмара Рейнхарда, ок. 1811
3. Дети у окна, 1815
4. Девушка за шитьем, 1817

5. У зеркала, 1827

Начинаем часть немецкого романтизма с Георга Фридриха Керстинга. Он активно использовал в своих картинах «принцип окна» — любимый прием романтиков.

Что это такое

«Принцип окна» Романтический прием, противопоставляющий два мира: внутри обыденная жизнь, а за окном — что-то манящее, неизвестное. Сейчас это кажется штампом, но во времена романтиков было новшеством.

«Пара у окна». Герои картины любуются красивым пейзажем из комнаты с обычным интерьером. В зеркале отражается арфа — значит, они не простые обыватели, а музыканты, творческие люди.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Картины Филиппа Отто Рунге:

1. Маленькая Пертес, 1805
2. Портрет сына художника, 1805
3. Дети Хюльзенбека, 1806
4. Портрет родителей художника с внуками, 1806
5. Портрет жены художника с сыном, 1807

Поговорим о Филиппе Отто Рунге. Его творчество затрагивает важную тему, открытую романтиками — детство.

Например, как в этой картине

«Маленькая Пертес». На картине Рунге маленькая девочка забралась на стул, чтобы посмотреть в окно — и повернулась к зрителю. Ребенок искренне чувствует, на него не давят нормы и стереотипы. Для романтика это очень важные качества.

Романтизм открыл тему детства. К детям долго относились несерьезно: человек был интересен, когда становился полезен обществу. Романтики сделали ребенка полноценным героем своих произведений. Их привлекали открытость, чистота детей, их фантазия и близость к мистическому миру.

Картины Каспара Давида Фридриха:

1. Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810
2. Мечтатель, 1820–1840
3. Странник над морем тумана, 1818
4. Руины монастыря в снегу, 1819
5. Этапы жизни, 1835

Завершаем тему романтическими пейзажами. Для немецких писателей и художников природа играет важную роль. Яркий пример — Каспар Давид Фридрих.

Вот что привлекало Фридриха в немецких пейзажах

Немецкие романтики наделяют природу мистическими, сакральными свойствами. Для них это что-то совершенное, вечное и живое: каждый камень, дерево, река наполнены дыханием, в лесу обитают духи и божества.

Герои постигают законы мироздания. Они всегда неподвижны, стоят или сидят спиной к зрителю, созерцая необычное и красивое состояние природы — луну, закат. Художник пишет пейзажи в тумане или сумерках, чтобы подчеркнуть их загадочность и непостижимость — и как метафору сложного внутреннего мира человека.

В пейзажах соединяются готическое и страшное. Картины «Аббатство в дубовом лесу» и «Мечтатель» наполнены мистицизмом: мрачные дубы без листьев, развалины собора, надгробия. Готика интересна романтикам не только как национальная архитектура, но и как символ непознанного, потустороннего мира.

Продолжаем тренировать свою насмотренность с помощью тренажера. На этот раз проверим, легко ли отличить мистические пейзажи Каспара Давида Фридриха.

Романтизм в живописи Англии

В Англии романтические тенденции наиболее остро проявились в графических и живописных работах художника Иоганна Генриха Фюсли. Придерживаясь основных принципов романтизма, пейзажист мастерски сочетал в своих картинах гротескную фантастику с классической идеализацией.

Одним из ярких представителей романтизма был и Уильям Тернер, прославившийся смелыми по колористике световоздушными пейзажами. Его живописи свойственны необычные эффекты, красочная фантасмагория. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его картину «Китобойное судно».

Китобойное судно — Уильям Тернер (около 1845 г.)

Биография Каспара Фридриха

Friedrich, Caspar David (1774–1840), художник, один из
лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа
.

Родился в Грайфсвальде (Померания) 5 сентября 1774 в семье
мыловара. В 1794–1798 учился в копенгагенской Академии художеств. Жил
преимущественно в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим
Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф.О.Рунге; в 1810 познакомился с
И.В.Гёте, а в 1821 – с В.А.Жуковским; был дружен и с натурфилософом и
художником К.Г.Карусом. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на
о.Рюген в Северном море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и
Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде.

До 1807 работал исключительно в технике рисунка
(преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи.
Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807; Теченский алтарь, или
Крест в горах, 1808; обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден;
Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея; Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810,
Шарлоттенбург; Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811,
Национальная галерея; все три картины – Берлин) определилась задумчивая,
по-своему мистическая атмосфера его искусства. Зрителю, «заместителем»
которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали,
предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы
сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время
подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний
город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История – и
древнеязыческая, и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов
(гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее
трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных,
умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.

Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена
(1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818,
Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое
созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден),
Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная
галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Ряд произведений
содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков
Французский стрелок в еловом лесу, 1812, частное собрание, Германия; – с
заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще
повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него
образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин,
напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера
(Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась).

С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств.
Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость
сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией,
которую считал «божественным глаголом» в сердце.

Умер Фридрих в Дрездене 7 мая 1840

На определенный период
забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи
сюрреализма

«Крест в горах»

Первая крупная картина Фридриха появилась в возрасте 34 лет — «Крест в горах». Небо, наполненное облаками, окрашено в оттенки красного, розового и фиолетового, которые переходят от темного к светлому сверху вниз. Лучи солнца исходят из далекого, невидимого горизонта. На раме (сделанном Карлом Куном по эскизу самого Фридриха) изображены различные христианские символы, в том числе головы пяти маленьких ангелов, звезда, виноград и виноградная лоза, кукуруза и глаз Бога (пшеница и виноград в нижней части рамы являются атрибутами евхаристии, а пальмовые листья в верхней части означают победу Христа над смертью (пальмовыми ветвями встречал Христа народ Иерусалима). Лучистое божественное око на фоне треугольника — символ святой Троицы. Эта картина была выставлена в 1808 году и получила большую огласку, т.к. впервые в христианском искусстве чистый пейзаж стал алтарным панно.

Критики утверждали, что пейзаж не может функционировать как алтарь. На нем изображен распятый Христос в профиль на вершине горы Голгофы, один, в окружении природы. Крест является самой высокой точкой композиции, но рассматривается наискось и на расстоянии. Гора символизирует непоколебимую веру, а ели — надежду («Крест стоит на скале, такой же непоколебимой, как наша вера в Иисуса Христа. Елки растут вокруг креста, вечнозеленые и вечные, как надежда людей в Него, распятого Христа»). На вызванные споры о картине, Каспару пришлось написать комментарий к защите своей работе, где он сравнил лучи вечернего солнца со светом Святого Отца. То, что солнце садится, говорит о том, что время, когда Бог открывает себя непосредственно человеку, прошло. Письменная интерпретация Фридрихом его собственной работы была первой и последней в своем роде.

Это была революционная реинтерпретация жанра пейзажной живописи, придающая ему новый уровень потенциальной значимость. Главная идея картины Фридриха в то, что божественность Бога лучше всего проявляется в природе. На этих ранних картинах Фридрих поддерживал романтические идеалы, в том числе духовный потенциал искусства и выражение религиозных чувств через силу природы.

Символика картины «Крест в горах»

Помимо отображения взаимосвязи «человеческое-божественное», в работах Каспара Давида есть и политические мотивы. До падения империи Наполеона в 1815 году многие из современников Фридриха интерпретировали его картины через призму политического самоопределения и культурного наследия, полагая, что они обещают народу будущую независимость от иностранного вмешательства.

Признание

После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.

Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.

Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.

Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.

Именно в это время он создают один из первых своих шедевров “Крест в горах”.

Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене. The-athenaeum.com

Картина “Крест в горах” была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих “пытается протащить свое искусство на алтарь”. Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.

Самый его известный шедевр “Монах у моря” приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.

Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Theartnewspaper.ru

Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.

Со смыслом здесь все понятно. Человек – лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.

Смерть в творчестве Фридриха — Цельнофантастическая оболочка

Каспар Фридрих (1774-1840) еще при жизни приобрел репутацию художника мрачного и меланхоличного. Несмотря на избранный жанр (а он был пейзажистом), Фридрих часто обращался к теме смерти и написал огромное количество кладбищ, древних погребений и могил. Иногда художнику даже заказывали такие полотна.

Часто Фридрих изображал кладбищенские ворота, видя в них символический барьер между миром живых и миром мертвых. Характерно, что за воротами всегда проступает какой-то неземной и прекрасный пейзаж – видимо, таким образом художник противопоставлял тяжелую земную жизнь жизни вечной, напоенной покоем. Кроме того, работы Фридриха наполнены различными символами. Например, на его картинах можно встретить сову (символ ночной темноты и смерти), срубленное или засохшее дерево и лунный серп (как символ воскресения и жизни вечной).

Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу (1809-10)

«Аббатство…» считается одной из лучших картин художника, посвященных теме смерти.

Каспар Давид Фридрих. Пейзаж с совой, гробом и могилой (1839). Рисунок (сепия, карандаш)

Каспар Давид Фридрих. Древнее погребение под снегом (1807)

Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж (1811)

Каспар Давид Фридрих. Крест рядом с Балтикой (1815)

Каспар Давид Фридрих. Древняя могила осенью (1820)

Каспар Давид Фридрих. Кладбище (1821 или 1822)

Каспар Давид Фридрих. Могила Гуттена (1823-24)

Каспар Давид Фридрих. Кладбище в снегу (1826)

Каспар Давид Фридрих. Кладбище (1825)

Каспар Давид Фридрих. Кладбищенские ворота (1826-7)

Каспар Давид Фридрих. Гроб и могила, рисунок, 1836

Каспар Давид Фридрих. Сова на могиле (рисунок, сепия поверх карандаша), 1836-37

Каспар Давид Фридрих. Прогулка в сумерках (Человек, созерцающий древнее погребение), между 1837 и 1840

Романтизм в живописи России

Выше уже говорилось о том, что в каждой национальной культуре романтическое направление имело свой колорит, свои специфические особенности. В России начала XIX в. романтизм возник как антипод классицизму и сосуществовал одновременно с ним. Придерживаясь эстетики классицистических канонов, еще продолжали творить такие известные мастера живописи, как Андрей Иванович Иванов, Василий Кузьмич Шебуев, Григорий Иванович Угрюмов.

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами — Григорий Иванович Угрюмов (1793)

Русские художники романтизма

Однако в творчестве нового поколения художников — Ореста Кипренского, Александра Орловского, Карла Брюллова, Михаила Лебедева, Алексея Венецианова и некоторых других — идеалы гармонии, душевного спокойствия, умиротворенности, присущие классицизму, сменяются повышенным интересом к внутреннему состоянию человека, его духовной жизни. В российской живописи зародился совершенно новый способ мышления и восприятия действительности.

Полемизируя с традициями классицизма, художники-романтики утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, живописную динамику, силу и насыщенность цвета, яркие контрасты света и тени.

Ключевые идеи в творчестве

Исходя из анализа его творческого пути можно выделить ряд ключевых идей:
⦁ Глубоко психологические пейзажи Фридриха, которые часто толкают зрителя в дебри природы, создают эмоциональную связь со зрителем. Эта эклектика духовного и природного подарило художнику успех.

⦁ Несмотря на многочисленные споры во взаимосвязи религии и пейзажей Фридриха, художник утверждал, что его работы всегда дают возможность зрителям созерцать присутствие Бога в мире. Используя драматические перспективы и туманные просторы, которые затмевали любые фигуры, Фридрих призвал зрителя принять удивительную силу природы в качестве доказательства божественного духа.

⦁ Отказавшись от живописных традиций и канонов пейзажной живописи, Фридрих воспевал романтические мотивы. Через его чувствительные изображения тумана, тьмы и света художник передал бесконечную силу природного царства как напоминание о хрупкости человеческого бытия.

⦁ Тонкая цветовая палитра Фридриха и акцент на свет часто создавали всепоглощающее чувство пустоты. Визуальный минимализм был настолько необычен, что его зрители часто путались облака с волнами, а воду с небом (по слухам, одна группа любителей искусства, посетившая его мастерскую, смотрела на мольберт с ног на голову). Приглушенный цвет и простота композиций передают глубокие идеи художника.

Брак и трансформации в творчестве

Несмотря на репутацию одинокого человека, который однажды заявил: «Чтобы не ненавидеть людей, я должен избегать их компании», брак с Кэролайн Боммер в 1818 году и в последующем рождение трех детей внесли свои коррективы в сплошь меланхоличное настроение художника: его полотна стали легкомысленнее и свежее. Женские фигуры появляются в его работах, палитра становится ярче, а доминирующая симметрия и строгость уменьшаются. Картина «Меловые скалы на острове Рюген», написанная после медового месяца, является прекрасным образцом трансформации в творчестве Каспара Давида.

«Меловые скалы на острове Рюген»

Впервые герои картин этого мастера повернуты к зрителю не спиной, рассматривают бескрайнее море. Впервые сломлен устоявшийся мотив одинокого человека: он начал изображать свою жену в некоторых работах и иногда изображать пару.

Творчество Каспара Давида Фридриха

Гибель во льдах, 1823Кунстхалле, Гамбург

Природа стала главным объектом изображения художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840), чья деятельность протекала главным образом в Дрездене.
В своих пейзажах художник выражал чувство преклонения перед величием природы,
а также переживания, полные мрачного раздумья и пессимизма. Излюбленные мотивы пейзажей Фридриха — пустынные скалистые громады,
которые он пишет в различное время дня, любуясь их плавными очертаниями, игрой света, переливами красок на каменных глыбах. В лучах
заходящего либо восходящего солнца они подчас утрачивают свою материальность, превращаясь в подобие миражей, — «Горный пейзаж»
(Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина).

В картинах Каспара Давида Фридриха находят отражение и борьба немецкого народа против наполеоновского завоевания — «Могила Арминия» (1813) и
растущая реакция, сковывающая творческие силы нации, — «Гибель корабля «Надежда» во льдах» (1822-1823, обе картины — Гамбург, Кунстхалле). Человек в
пейзажах Фридриха — маленькая одинокая фигурка, затерянная в необъятных просторах холодного необжитого мира, или пассивный наблюдатель,
созерцающий туманные дали, уносящийся в мечту, — «Двое, созерцающие луну», (1819—1820 годы, Дрезден, Картинная галерея).

Более радостным настроением отличаются картины природы родного Фридриху селения. Поэтичны залитые солнцем «Луга под Грейфсвальдом»
(1820—1830, Гамбург, Кунстхалле), напоминающие чудесные описания природы у писателей и поэтов-романтиков.
Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим произведениям немецкого искусства середины 19 века.

Фридрих Каспар Давид. Картины →

История зарубежного искусства →

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: