Постимпрессионизм

Дата создания картины: около 1886 г. Размеры: 67 x 92 см Галерея Курто, Лондон

Небо написано почти так же насыщенно и сложно, как и ландшафт внизу. Кроме естественно ожидаемого синего цвета, здесь добавлены оттенки коричневого, зеленого и розового.

В этом месте одним мазком прорисована крыша небольшого строения, а несколько мелких красных штрихов углубляют цветовой эффект.

Ветвь, свисающая сверху, написана красными и черными полосками и помогает связать воедино землю и небо.

Зеленые и коричневые пятна на дне долины чередуются, становясь по мере удаления в перспективу менее яркими и создавая ощущение пространства. На поздних полотнах Сезанна часто можно увидеть гору Сент-Виктуар, возвышающуюся неподалеку от Экса. Художник писал ее много раз, в разных ракурсах. Эта картина имеет, помимо чисто художественного, и биографический интерес. Впервые ее показали на выставке в Эксе, в 1895 году, — картину тогда публика не поняла.

Правда, молодой поэт Жоашим Гаске отозвался о ней очень тепло, после чего получил этот холст в подарок с дарственной надписью Сезанна (вообще говоря, художник этого почти никогда не делал). Они стали друзьями, и позже Гаске написал о Сезанне книгу (опубликована в 1921 году). Подаренную же картину Гаске продал в 1908 году за 12000 франков. Эти немалые по тем временам деньги свидетельствуют о том, как стремительно росла слава Сезанна в самом начале XX века.

Мир — это яблоко. Натюрморты Поля Сезанна — в Филадельфии

Из восьми сотен картин, созданных Сезанном, две сотни — натюрморты. Именно они стали темой выставки «The World Is an Apple: The Still Lifes of Paul Cézanne» в Фонде Барнса, Филадельфия.

Музей с одним из самых значимых собраний импрессионистов отдает дань знаменитому «яблоку Сезанна», а также другим фруктам-овощам в компании цветов, драпировок и черепов.

Более двух десятков полотен вдобавок к собственным семидесяти — до 22 сентября на выставке можно составить отличное представление о творчестве художника, изменившего облик искусства XX века.Поль Сезанн (фр.

И на этом пути предметы, их формы и цвета были важнее всего на свете! Знаменитые натюрморты Сезанна лучше всего описывает именно английский аналог — термин still life («застывшая жизнь»). Яркие, но холодноватые тона, контрастность и сочность, неподвижность предметов с динамикой фона — драпировок и скатертей… Зрителям есть чем полюбоваться, убедившись в том, что эти картины — особенные.

«Я хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока» — знаменитое изречение Сезанна является не просто красивым парадоксом, а настоящим руководством к действию для самого художника. Открыть природные основы, следуя ее совершенству и разнообразию — вот творческое кредо Сезанна.

— Всё в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете всё, что захотите.

 — Нужно вернуться к классике через природу, иначе говоря, через ощущения, всё сводится к умению ощущать и вчитываться в природу.

 — Взгляните, как свет нежно любит абрикосы, он охватывает их целиком, проникает в мякоть, освещает со всех сторон, но этот же свет скуп, когда дело касается персиков, их он освещает лишь частично, только одну половину.

Ну, а яблоки просты по форме и необыкновенно богаты по гамме и оттенкам. Самый сок! Кстати, дружба Сезанна и Золя началась именно с яблок — будущий писатель в благодарность за заступничество подарил будущему художнику целую их корзину.

«Он, Золя, совершенно ничем не интересовался. Он мечтал. Он был абсолютно необщителен, этакий меланхоличный бедняк.

Знаете, того типа, который ребята обычно ненавидят. Без всяких на то оснований они его травили. И с этого началась наша дружба. Вся школа, большие ребята и малыши, устроили мне как-то взбучку за то, что я не участвовал в их остракизме. Я плевал на них — подошел и поговорил с ним как обычно. Славный товарищ. Не следующий день он принес мне корзину яблок.

Вот они откуда, яблоки Сезанна!»

В Филадельфию привезены картины из Национальной Галереи (Вашингтон), музея д’Орсе (Пприж), Художественного музея (Будапешт), музеев Бадена, Дейтройта, Нью-Йорка.

Чего не сделаешь, чтобы подготовить значительную экспозицию на хнаковую тему одного из величайших художников прошлого века! Апервые удалось собрать вместе несколько очень известных работ, что вдобавок к 69 картинам Сезанна, имеющихся в самом музее, открывают целый мир художника.

Фонд Барнса (Barnes Foundation) — школа искусств и художественный музей-галерея в Филадельфии (Пенсильвания, США). Фонд был основан в 1922 г. Альбертом К. Барнсом, американским изобретателем, производителем (антисептик аргирол) и коллекционером, и собрание Барнса располагает одной из крупнейших коллекций французской живописи XIX—XX веков.

К примеру, именно здесь можно увидеть один из портретов почтальона Рулена кисти Ван Ван Гога, наряду с большими коллекциями работ Ренуара, Сезанна, Матисса, Пикассо, Анри Руссо, Модильяни, Дега, а также многочисленными картинами других живописцев, включая Кирико, Рубенса, Тициана, Поля Гогена, Эль Греко, Франсиско Гойя, Эдуара Мане, Жана Гюго, Клода Моне.

«Это первая выставка Сезанна на нашем новом выставочном пространстве» — говорит Джудит Ф. Долкарт (Judith F. Dolkart), директор архивных коллекций и куратор данной выставки.

«Совершенно уникально и волнующе — 16 полотен из постоянной коллекции музея вместе с 21 работами, собранными для выставки, дают исключительный шанс увидеть натюрморты Сезанна в ином, новом свете, в контексте еще и известных шедевров, представленных на выставке!»«Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной» — Поль Сезанн.Журналистам на специальном мероприятии еще и демонстрируют, насколько трудными и серьезными были творческие поиски Сезанна, доводившие его до неистовства. Небольшая картина под микроскопом — только посмотрите! Художник делал около 100 «подходов» при создании этой работы. И… это того стоило, не так ли?

Натюрморт с занавесом

Натюрморт с занавесом, 1895

Еще один прекрасный натюрморт и отличная иллюстрация того, как Сезанн мог обойтись без единой перспективы в картине, — это натюрморт с занавесом и цветочным кувшином. На первый взгляд, зрители видят стол, на котором стоят кувшин, две миски апельсинов, несколько яблок, белая ткань и узорчатый занавес. Присмотревшись, мы обнаружим, что некоторые кусочки фруктов, кажется, погружаются в стол, центральная чаша наклоняется к зрителю, в то время как стол плоский, а левый угол стола находится под неправильным углом к остальной части изображения. Это и есть противоречивые перспективы на одном изображении. Русский коллекционер Иван Морозов приобрел картину на ретроспективе Сезанна 1907 года, а из его коллекции она попала в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Поль Сезанн ( 1839 – 1906 )

Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г.Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги.

Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В следующем году ему предложили выставить свои картины на выставке в Париже, и художник, который не выставлялся 20 лет, прислал в Париж 150 картин. Прогрессивная парижская интеллигенция и молодежь приветствовали Сезанна как великого художника. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство.

Художник начинал с импрессионистами, он до конца жизни подписывал свои картины, добавляя к своему имени “ученик Писсарро”, отдавая должное уважение знаменитому импрессионисту. Однако Сезанн в своем творчестве уже отошел от этого течения, его объединяют вместе с Ван Гогом и Поль Гогеном и их называют постимпрессионистами.

Расположенный неподалеку от Экса небольшой горный хребет Сен-Виктуар с торца напоминал гигантский треугольник, облитый светом южного солнца. Так, стремясь как можно точнее передать неизменную сущность природы, Сезанн все-таки искажал ее видимые формы.

Сам он так писал о своей живописи:”Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра; надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите.

Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты”.

На натюрмортах трудно определить, какие фрукты изображены, а на портретах – не понять, в какие ткани облачены фигуры.

В портретах, в изображениях людей, есть некоторая бездушность, ибо художника не столько занимают духовный мир и характеры моделей, сколько основные формы предметного мира, переданные цветовыми соотношениями.

Сезанна долго не понимали, и только под конец жизни Сезанну довелось завоевать признание и понимание.

Поль Сезанн биография

Поль Сезанн (1839–1906) – французский художник, родился в Экс-ан-Прованс. Биография Сезанна известна как история лидера революции абстракционизма в современной живописи.

С раннего детства Поль был другом Эмиля Золя, который время от времени поддерживал творчество Сезанна. В 1861 году художник отправился в Париж, где встретился с Камилем Писсаро. Известный импрессионист сильно повлиял на развитие Сезанна как художника.

Поль делил свое время между Провансом и Парижем до самого отъезда в Экс в 1899.

Ранние работы Поля Сезанна отмечены частым использованием мастихина (лопатки). Так Поль создавал густо текстурированные, сильно деформированные формы, фантастические, мифические сцены. Столь импульсивная живопись проявилась также в последующих стилях художника, как будто предчувствуя экспрессионистскую манеру 20 века.

Сезанн познакомился с творчеством Моне, других импрессионистских художников. После 1870 года он увлекся использованием цвета для передачи перспективы. Однако устойчивый, распространяемый свет в его работах чрезвычайно далек от импрессионистской манеры переходящих световых эффектов.

Картина «House of the Hanged Man» (1873-1874, Лувр) характеризует данный период в биографии Сезанна. Он выставлял свои работы на групповых показах в 1874 году, однако позже отошел от импрессионистского стиля, развивая крепкое строение своих полотен.

Например, «Mont Sainte-Victoir» (музей «собрание Филлипса», Вашингтон), натюрморт «The Kitchen Table» (1888-1890, Лувр), композиция «The Card Players» (1890-1892). Его портреты как бы исследуют жизненные черты героев.

Например, работы «Madame Cezanne» (1885), «Ambroise Vollard».

В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов. Вместо стандартных фокусировок на перспективе, он изображал объекты с меняющихся точек обозрения. Сезанн создал эффект колеблющейся системы, играя перпендикулярными плоскостями, нежно перемещая тона и цвета.

Во всех работах Сезанна открывается почтение к чистоте, достойности простых форм путем изображения их с почти классической структурной устойчивостью. Его «Bathers» (1898–1905, музей искусств Филадельфии) является монументальным воспроизведением многочисленных визуальных систем Сезанна.

Более поздние работы Поля Сезанна в большинстве случаев – натюрморты, фигуры мужчин, периодически природные объекты. Среди этих работ известен натюрморт с яблоками.

Пытаясь сохранить твердую основу, в своих работах художник казался более свободным, спонтанным. Он применял больше прозрачных эффектов, чем в ранних работах.

Влияние Сезанна на дальнейшее направление развития искусства, в основном кубизма, колоссально. Его теории породили новую школу эстетического критицизма, особенно в Англии.

Именно этот факт возвышает биографию Поля Сезанна над другими французскими мастерами того времени.

Коллекция его картин представлена в Лувре, музее «Метрополитен», музее современного искусства в Нью-Йорке, музее «Фонд Барнса» города Мерионе.

Будь в числе первых на доске почета

Интересные факты

По просьбе отца в 1861 г. Поль Сезанн расписывает стены салона усадьбы Жа-де-Буффан, столь любимой его родителем. Центральной росписью становится портрет Луи-Огюста. Уже после кончины художника росписи были демонтированы и превращены в станковые произведения. Посетители поместья могут увидеть видеопроекцию росписей, окунувшись в атмосферу усадьбы времен юности художника.

Более 25 лет художника связывали узы дружбы с Эмилем Золя. Окончанием этой дружбы станет издание писателем романа «Творчество», где в главном герое-неудачнике легко угадывается Поль Сезанн. Художник сухо поблагодарил автора за экземпляр книги и прекратил общение. Случилось это в 1886 г. Но впервые черная кошка пробежала между друзьями еще в 1864 г., когда Золя увел у приятеля девушку. Красотка по имени Александрина Мелей вскоре станет первой женой писателя.

На Салон, единственную значимую выставку Франции той эпохи, картины Поля Сезанна долгие годы не принимались. Унаследовавший от отца упрямство в достижении цели, 18 лет подряд живописец будет предлагать свои полотна жюри, пока, наконец, в 1882 году одну из его картин не выставят. Ею станет портрет отца художника, написанный в 1866 г.

В качестве моделей для знаменитого полотна «Пьеро и Арлекин» Сезанну позировали его любимый сын Поль и его школьный товарищ Луи Гийом.

Пьеро и Арлекин. 1888 г.

Большую часть жизни Поля Сезанна его картины не считались достойными внимания. Его живопись оскорбляли, его самого унижали. Выстояв и разработав свою, ни на что не похожую удивительно логичную систему сочетания линии, цвета и мазка, он стал образцом для подражания целого поколения художников XX века. Сегодня гениального живописца часто называют «отцом» современной живописи.

Поль Сезанн (1839-1906 гг.) французский живописец — дверь в искусство:

  • Жизнь Сезанна. А. Перрюшо. Пер. с фр., послесловие К. Богемской., М.: «Радуга», 1991
  • Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников. Сост. Яворская Н. В., М., 1972
  • Сезанн. Мурина Елена., М.: Искусство — XXI век, 2014

Купальщицы

Большие купальщицы, 1905

«Купальщицы», а если быть более точным — «Большие Купальщицы», сейчас находятся в художественном музее в Филадельфии. В последние годы жизни Сезанн написал серию картин с обнаженными купающимися девушками. Некоторые критики считают эту картину лучшей работой художника, несмотря на то, что она кажется не совсем оконченной после семи лет работы над нею. «Купальщицы» отсылают к давней традиции изображения обнаженной натуры в пейзаже, которая начинается еще с Тициана и Пуссена, с их нимф и сатиров. Но Сезанн отбросил классическое мифологическое содержание ради более абстрактных фигур, создав шедевр, ставший прообразом знаменитых «Авиньонских девиц» Пикассо.

Произведения

  • 1865 – «Натюрморт с хлебом и яйцами»
  • 1867 – «Пейзаж с источником»
  • 1867 – «Похищение»
  • 1869 – «Завтрак на свежем воздухе»
  • 1870 – «Купание»
  • 1870 – «Убийство»
  • 1874 – «Дом отшельника в Понтуазе»
  • 1877 – «Вечно женственное»
  • 1877 – «Мадам Сезанн в красном кресле»
  • 1884 – «Натюрморт с суповой чашей»
  • 1890 – «Мужчина с трубкой»
  • 1900 – «Натюрморт с черепами»
  • 1906 – «Садовник Валье»

Поль Сезанн
родился 19 января 1839 года в старинном французском городке Экс-ан-Прованс. Единственный сын грубоватого и жадного отца, Поль, в детстве практически не имел отношения к живописи, но в других областях получил весьма неплохое образование. Учеба давалась ему легко и результативно. Он постоянно получал школьные награды по латыни и греческому, по математике.

Рисование и живопись входили в курс обязательных дисциплин, но в молодые годы Поль не снискал на этом поприще особых лавров. Примечательно, что ежегодный приз по рисованию в колледже достался однокласснику молодого Сезанна – будущему классику Эмилю Золя. Стоит отметить, что крепкую детскую дружбу два выдающихся француза сумели пронести через всю жизнь. Да и выбор жизненного пути практически полностью определился дружеским советом Эмиля.

В 1858 году Сезанн сдает экзамены на бакалавра в университете Экса, поступив в действующую при вузе юридическую школу. Совершенно лишенный интереса к юриспруденции, молодой Поль был вынужден сделать это по настоянию своего властного родителя. Два года он «промучился» в этой школе, и за это время в нем твердо сформировалось решение посвятить себя живописи.

Сыну и отцу удалось достичь компромисса – Луи Огюст оборудовал сыну мастерскую, где тот, в перерывах между юридической практикой, мог посвящать время изучению художественного мастерства под руководством местного художника Жозефа Жибера.

В 1861 году отец все же отпустил сына в Париж для настоящего обучения живописи. Посещая Ателье Суисс, впечатлительный Поль Сезанн под влиянием здешних художников быстро отошел от академической манеры и занялся поиском собственного стиля.

Ненадолго вернувшись в Экс, Поль затем снова последовал за своим другом Золя в столицу. Он пытается поступить в Эколь-де-Бозар, но экзаменаторы сочли представленные им работы как слишком «буйные», что, впрочем, было не так уж далеко от действительности.

Впрочем, 23 года – это возраст, полный надежд, и не слишком огорченный Сезанн продолжил писать. Ежегодно он представлял свои творения в Салоне. Но требовательное жюри отвергало все картины художника. Ущемленное самолюбие заставляло Сезанна все глубже погружаться в работу, постепенно вырабатывая свою собственную манеру. Некоторое признание вместе с другими импрессионистами пришло к Сезанну в середине 70-х годов. Несколько богатых буржуа приобрели несколько его работ.

В 1869 году женой Поля становится Мария-Гортензия Фике. Они прожили вместе сорок лет. Сезанн с женой и сыном Полем постоянно переезжали с места на место, пока, наконец, в 1885 году Амбруаз Воллар не организовал персональную выставку художника. Но долги, связанные со смертью матери, вынуждают художника продать фамильное имение. На рубеже веков он открывает собственную студию, продолжая одновременно неутомимо работать, пока 22 октября 1906 года пневмония не прерывает его сложный и плодотворный жизненный путь.

Дата создания картины: около 1895 г. Размеры: 71 х 57 см Галерея Курто, Лондон

«Реальная» синяя драпировка, на которой стоит тарелка, сливается с синей материей, изображенной на прислоненной к стене картине. Перья зеленого лука сливаются с ножкой стола на картине: таким образом, «реальное» и «искусственное», смешиваясь, образуют как бы новую «реальность». Помещенное на заднем плане яблоко одинаково по размеру с яблоком, лежащим на столе на переднем плане, что является нарушением законов перспективы. Правая нога Купидона бросает на подставку статуэтки косую тень, перекликающуюся по форме с правой луковицей.

Гипсовая статуэтка, которую Сезанн приобрел для этого натюрморта, сохранилась до наших дней — ее можно увидеть в музее художника в Эксе. Статуэтка эта не слишком крупна (она не достигает в высоту и 50 сантиметров), но та картине изображена так, что выглядит гораздо большей. Это один из самых непростых натюрмортов Сезанна. Его отличает прихотливая композиция.

Помимо гипсового Купидона, мы видим на холсте прислоненные к стене картины. Одна из них (ближняя к зрителю) — «Натюрморт с бутылкой мятного ликера» кисти Сезана, находящийся ныне в Национальной галерее в Вашингтоне.

На второй картине (в правом верхнем углу) изображена другая гипсовая статуэтка. Любопытно, что Сезанн пишет так, что порой очень трудно отделить «живые» трехмерные вещи (Купидон, фрукты и овощи, стол) от «плоскостных» (картины). Композиция составлена настолько необычно, что пространство в правой части картины словно сворачивается «наружу». Но, несмотря на всю необычность «построения», изображение великолепно сбалансировано и оттого не разваливается на части, а смотрится единым гармоничным целым.

Поль Сезанн картины

Натюрморты

Яблоки Яблоки и салфетка Яблоки, груши и виноград Букет цветов
       
Ваза, стакан и яблоки Натюрморт тёмно-синей вазой Натюрморт Блюдо с яблоками Цветы и фрукты
       
Цветы в голубой вазе Цветы в оливковой вазе Цветы в вазе Четыре яблока
       
Горшок с цветами 1876г Кувшин, чашка и яблоки Натюрморт Яблоки и стакан
       
Чаша и молочник 1877г Хлеб и нога ягнёнка 1866г Фаянсовая ваза с цветами 1874г Чаша, бокал и фрукты 1871г
       
Натюрморт с яблоками 1879г Натюрморт Яблоки и бисквит 1877г Яблоки, молочник и скатерть 1880г Натюрморт с фруктами 1880г
       
Натюрморт с зелёным горшком и оловянным кувшином 1870г Натюрморт с итальянской вазой 1874г Натюрморт с открытым ящиком 1879г Натюрморт с семью яблоками 1878г
       
Череп, свеча и книга 1866г Часы из чёрного мрамора 1870г Буфет 1877г Три груши 1879г
       
Цветы в вазе. 1882г Натюрморт с яблоками и чашей с фруктами. 1882г Натюрморт с супницей. 1884г Ваза с фруктами, кувшин и фрукты. 1894г
       
Натюрморт Яблоки и груши. 1887г Натюрморт цветы в вазе. 1888г Натюрморт блюдо и фрукты. 1887г Натюрморт с комодом. 1887г
       
Натюрморт с драпировкой, кувшином и фруктами. 1894г Натюрморт Блюдо персиков. 1894г Натюрморт Фрукты и кувшин на столе. 1894г Натюрморт Чаша с фруктами, кувшин и фрукты. 1894г
       
Натюрморт с бытылкой рома. 1890г Натюрморт с кувшином и фруктами на столе. 1894г Натюрморт с кувшином и фруктами. 1894г Натюрморт Тюльпаны и яблоки. 1894г
       
Натюрморт Имбирь, кувшин и баклажаны. 1894г Натюрморт с яблоками. 1890г Натюрморт с яблоками и чашкой. 1894г Натюрморт с яблоками и сахарницей. 1894г
       
Натюрморт с корзиной. 1890г Натюрморт с цветами и фруктами. 1890г Натюрморт с кустом герани и фруктами. 1894г Натюрморт с гранатом и грушами. 1890г
       
Натюрморт с гранатом и грушами. 1893г Натюрморт с сахарницей. 1890г Натюрморт с кувшином для воды. 1893г Натюрморт Сахарница, груши и скатерть. 1894г
       
Натюрморт с бутылкой и корзиной яблок. 1894г Натюрморт с драпировкой. 1895г Натюрморт с фруктами и банкой имбиря. 1894г Натюрморт с фигуркой Купидона. 1895г
       
Натюрморт с гипсовым Купидоном. 1895г Натюрморт с красным луком. 1898г Натюрморт с черепом. 1898г Тюльпаны в вазе. 1892г
       
Хризантемы. 1898г Горшок для имбиря. 1895г Пирамида из черепов. 1900г Бутылка мятного ликёра. 1895г
       
Натюрморт с яблоками, бутылкой и креслом позади. 1902г Натюрморт Ваза с цветами. 1903г Натюрморт Яблоки, бутылка и молочник. 1904г Натюрморт с голубым горшком. 1900г
       
Натюрморт с вазой для цветов. 1905г Натюрморт с апельсинами. 1900г Натюрморт Скатерть и фрукты. 1900г Натюрморт с тремя черепами. 1903г
       
Две вазы с цветами 1877г Натюрморт с тремя черепами. 1900г Натюрморт Три черепа на ковре с рисунком. 1900г Натюрморт Ваза с цветами.
       
Натюрморт с чашей фруктов и яблоками. Натюрморт с бутылками и яблоками. Натюрморт с графином, сахарницей,бутылкой, гранатами и арбузом. Натюрморт с зелёной дыней. 1906г
       
Натюрморт Георгины в вазе из делфтского фарфора . Натюрморт Горшок с цветами на столе. Натюрморт с грушами и персиками. Натюрморт с персиками, сахарницей и банкой имбиря перед комодом.

Поль Сезанн картины

Акварели.

Деревья миндаля в Провансе 1900г Купальщик заходит в воду 1885г Купальщики 1890г Купальщики с горой Сан Виктуар на заднем плане 1902г Голубой горшок с цветами 1885г 21х12см
         
Мальчик в красном жилете. 1890г 46х30см Bridgestone Museum of Art, Tokyo, Japan Шато-де-Мадан. 1881г Kunsthaus Zürich, Zürich, Switzerland Церковь в Сент-Пьер в Авон. 1894г Smith College Museum of Art, Northampton, MA, USA Дома. 1885г Шторы. 1885г Musée d’Orsay, Paris, France
         
Цветы в горшках. 1887г Musée d’Orsay, Paris, France Листва. 1900г Museum of Modern Art, New York, USA Фрукты. 1885г Дом в Провансе. 1867г 31х24 см Дом в Провансе. 1895г
         
В лесу. 1894г В лесу. 1896г 48х31 см. В лесу. 1900г Хижина Журдена.1906г Листва в зелёном горшке. 1902г 47х35 см.
         
Мадам Сезанн и гортензии 1885г Мужчина с трубкой. 1895г Шато Мадан и деревня. 1885г Медея. 1882г 38х20 см Мельница на реке. 1906г 31х49 см
         
Гора Сент-Виктуар. 1887г Fogg Art Museum, Cambridge, Massachusetts, USA Гора Сент-Виктуар. 1902г Museum of Modern Art, New York, USA Рядом с Экс-ен-Провансом. 1876г 23х35 см Обнаженная женщина и некто. 1880г Arkansas Arts Center, Little Rock, Arkansas, USA Олимпия. 1875г Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA
         
Крестьянин в соломенной шляпе. 1906г Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA Сосна в долине с рекой Арк. 1885г Albertina, Vienna, Austria Бассейн и аллея каштанов в Жа де Буффан. 1880г Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt am Main, Germany Горшок с геранью. 1885г 35х24 см Горшок имбиря и фрукты на столе. 1890г 24х36 см
         
Горшки герани. 1888г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA Река у моста трёх ключей. 1906г Крыши в Эстак. 1882г 31х47 см Museum Boijmans van Beuningen, Rotterdam, Netherlands Куст роз. 1888г 39х30 см Розы в бутылке. 1904г 43х31 см National Gallery of Art, Washingon, DC, USA
         
Морской пейзаж Обнаженная сидит. 1885г Сидящая женщина. 1895г Автопортрет 1896г 26х22 см Натюрморт с яблоками, бутылкой и креслом позади. 1902г
         
Натюрморт с голубым горшком. 1900г 46х61 см Getty Museum, Los Angeles, California, USA Натюрморт с графином, сахарницей, бутылкой, дыней и гранатами. Лувр, Париж, Франция. Натюрморт с зелёной дыней. 1906г Натюрморт с арбузом и гранатами. 1906г Лежащее яблоко. 1885г
         
Долина Арк. 1888г Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA. Битва любви. 1876г Вечная женственность. 1877г Пир. 1867г Источник. 1872г
         
Терраса сада в Лов.1906г Могильщики. 1870г Зелёный кувшин. 1887г Musée d’Orsay, Paris, France Печь для обжига извести. 1894г Musée d’Orsay, Paris, France Усадьба в Жа де Буффан. 1870г
         
Дуб.1885г Долина Уаз. 1880г Metropolitan Museum of Art, New York City Парк в Шато Нуар. 1904г Ромовый пунш. 1867г Деревья весной в Жа де Буффан. 1880г
         
Деревья. 1884г Деревья у воды. 1900г Изгиб дороги в ветреную погоду в парке Шато Нуар. 1890г Женщина ныряет в воду. 1870г National Museum of Wales (Amgueddfa Cymru), Wales, UK Натюрморт с тремя черепами. 1903г
         
     
Скалы. Сад в Лов. 1906г      

Эстак с красными крышами

Эстак с красными крышами, 1885

Эстак — это небольшое селение недалеко от Марселя, и одно из мест, которые Сезанн рисовал снова и снова. В 1876 он писал Писсарро, что » солнце здесь настолько яркое, что видишь предметы силуэтами, и не только чёрно-белыми, но синими, красными, коричневыми, лиловыми». Это место было идеально для художника в его работе с абстрактными образами и цветам. «Эстак с красными крышами» демонстрирует интерес Сезанна к необычным цветам, таким как горящие золотые и лазурные голубые. Но посмотрите на крыши, и вы увидите прямую связь с великим кубистом Жоржем Браком, который приехал в Эстак в 1907 году, вдохновленный Сезанном. Он писал пейзажи, деревья, дома и виадуки, которые ясно показывают влияние великого мастера.

Индивидуальность

Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность — с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

Сезанну, очевидно, были свойственны многие страхи и фобии, и его неустойчивый характер нашёл себе пристанище и спасение в труде живописца. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной столь фанатичного труда Сезанна над своими картинами. Мнительный и нелюдимый, Сезанн в работе становился цельным и сильным человеком. Творчество тем сильнее излечивало его от собственных непреодолённых душевных противоречий, чем интенсивнее и постоянней оно было.

В зрелые годы ощущение собственных психологических противоречий и противоречивости окружающего мира постепенно сменилось в творчестве Сезанна ощущением не столько противоречивости, сколько таинственной сложности мира. Противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.

Дата создания картины: около 1890 г. Размеры: 79 х 64 см Собрание Бёрля, Цюрих

Предплечье правой руки ненормально вытянуто, что подчеркивает томноеизящество позы.

Локоть левой руки изображен Сезанном так, будто состоит не из одного, а из несколько суставов, позволяющих согнуть руку сложнее обычного (не в виде буквы «V», а скорее — «W»).

Правое ухо мальчика неестественно увеличено, но при этом образует интересную форму, бросающуюся в глаза на фоне темно-каштановых волос.

Поддерживающая голову левая ладонь странно вывернута, и ее контур следует контуру щеки мальчика.

Сезанн редко нанимал натурщиков, но около 1890 года он создал серию портретов молодого крестьянского мальчика-итальянца, которому заплатил за позирование. Сохранилось четыре картины, написанных маслом (одна из них находится в Национальной галерее живописи в Вашингтоне), и две акварели. На всех картинах мальчик одет в красный жилет. Работы, составившие серию, относятся к числу самых тонких портретов Сезанна. Они прекрасно передают настроение и поражают богатством цвета. Американский искусствовед Мейер Шапиро, автор классической книги о Сезанне, описывал эти картины как «смелые, мощные, отличающиеся той выразительностью формы, которой мы восхищаемся в работах мастеров Высокого Ренессанса, и удивительной живостью и глубиной цвета».

Дата создания картины: около 1900 г. Размеры: 73 х 93 см Музей д’Орсэ, Париж

Покрытый плотным узором ковер образует изысканный задний план, характерный для поздних натюрмортов Сезанна.

Кувшин с цветочным узором по белому фону одновременно перекликается по цвету и со скатертью, и с фруктами.

Белая скатерть служит не просто фоном для разложенных на ней предметов, но интересна сама по себе — она выглядит живой, шевелящейся, переливающейся каскадом складок и теней.

Фрукты написаны Сезанном насыщенными оттенками красного и оранжевого.

Этот натюрморт Сезанна поражает симфонической глубиной и высочайшим мастерством художника в изображении обычных предметов — ковра, столовой скатерти, посуды, фруктов. Один из молодых художников посетил мэтра в 1898 году, когда тот работал над этой картиной, и позже вспоминал о том, с какой тщательностью раскладывал Сезанн отобранные для композиции предметы: «Сначала часть стола была прикрыта искусно сложенной скатертью. Затем Сезанн начал раскладывать фрукты, подбирая их так, чтобы они контрастировали друг с другом, и следя за проявлением дополнительных цветов: зеленого на красном и желтого на синем. Он до бесконечности передвигал и поворачивал фрукты, подкладывая для этого под них монетки в один и два су. Все это Сезанн проделывал неторопливо и аккуратно, и было видно, что это занятие доставляет ему истинное наслаждение».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: