Описание
Рафаэль выбрал сцену апофеоза нимфы (Станце, I, 118–119). Галатея кажется окруженной другими морскими существами, формы которых в некоторой степени вдохновлены Микеланджело , а яркие цвета и украшения считаются древнеримскими.
Фреска разделена на четыре равные части, вертикальная ось которых образована телом Галатеи, а горизонтальная ось — линией горизонта. Композиция построена на основе большого круга, из которого распределены персонажи.
Галатея в центре изображена в контрапосте , одна нога согнута, другая вытянута с поворотом тела и головы в противоположную сторону, смотрящую в небо. Все линии картины, в частности стрелы, которые собираются пустить херувимы, сходятся на ней.
Слева тритон похищает нереиду ; позади них другой тритон использует раковину как трубу. Галатея в раковине, у которой есть гребное колесо, которое тянут два дельфина, плывет по воде, игнорируя песни Циклопа, который пытается соблазнить ее, его взгляд полностью оторван от суеты, которая ее окружает. Справа, напротив, женщина обнимает мужчину, а другой трубит в трубу.
Внизу картины, на переднем плане и в центре, херувим, лежащий на лиловой драпировке, смотрит в том же направлении, что и Галатея, и, кажется, скользит по спокойному морю в том же направлении.
Глава 16 СВЕТ И ЦВЕТ
Венеция и Северная Италия. Первая половина XVI века
Теперь мы обратимся к другому художественному центру, второму по значению после Флоренции. Гордая Венеция, расцветшая благодаря морской торговле, была тесно связана со странами Востока, и потому Возрождение наступило здесь с некоторым опозданием. Ренессансный стиль пришел в венецианскую архитектуру праздничными, широко и приветливо распахнувшимися зданиями. Пышность венецианских построек заставляет вспомнить о богатых торговых городах эллинистического мира — Александрии и Антиохии. Характерный образчик венецианского Возрождения — библиотека Сан Марко (илл. 207). Создавший ее архитектор Якопо Сансовино (1486–1570), хотя и прибыл из Флоренции, сумел уловить «гений места», дух Венеции — ее озаренность ликующим светом, усиленным блеском лагун. Праздничность таких сооружений противится педантичному анализу, и все же стоит присмотреться к ним внимательнее, чтобы понять, как новый архитектурный образ складывался из старых форм. Нижний этаж с колоннадой дорического ордера выстроен по нормам классической архитектуры. Сансовино просто следовал здесь таким образцам, как Колизей (стр. 118, илл. 73). В той же традиции выдержан и верхний ярус здания, где ионические колонны поддерживают так называемый аттик, увенчанный балюстрадой со статуями. Однако утопленные вглубь арки опираются не на столбы, как в Колизее, а на ионические колонны меньших размеров. Таким образом ордерная структура становится двухслойной, переплетающиеся колоннады обогащают пластику здания. С другой стороны, гирлянды на аттике, сквозной рисунок балюстрады со скульптурой вызывают в памяти кружево венецианских готических фасадов (стр. 209, илл. 138).
Иконография
Слева от композиции «Триумф Галатеи», над дверью, находится фреска «Полифем» работы Себастьяно дель Пьомбо, также посвящённая теме любви. Возможно, замысел росписей был шире, чем удалось осуществить. Предполагается также, что для «Галатеи» Рафаэль, как он делал в большинстве случаев, взял за основу античные прототипы, возможно, барельеф с изображением Афродиты (ныне хранится в Капитолийском музее). Тема богини на колеснице в форме раковины среди резвящихся слуг ассоциируется также с картиной «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.
Отмечено также, что черты лица Нереиды принадлежат Маргерите Лути (итал. Margherita Luti), возлюбленной и музе Рафаэля, известной под прозванием «Ла Форнарина», или «Прекрасная булочница», дочери булочника (итал. fornaio), которая позировала для нескольких картин Рафаэля: «Донна Велата» (1516), «Форнарина» (1518—1519), «Сикстинская Мадонна» (1512—1513). «Триумф Галатеи», таким образом, является первым произведением, на котором представлена его возлюбленная. Они познакомились именно в то время, когда Рафаэль работал на вилле, а Маргерита приносила туда свежевыпеченный хлеб. Согласно легенде, банкир Киджи хотел выгнать дочь пекаря, отвлекающую художника, но Рафаэль пригрозил ему в этом случае прекратить работу.
Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)
Роспись Ватиканских фесок принесла Рафаэлю большой успех. В 1511 г Рафаэль начинает работу на вилле Фарнезина для для римского банкира и мецената Агостино Киджи, одного из богатейших людей своего времени (сейчас эта постройка называется виллой Фарнезина в честь семьи Фарнезе, купившей ее в 1579 году.) К украшению виллы были привлечены различные художники, в том числе Балдассаре Перуцци (который был также архитектором) и Себастьяно дель Пьомбо. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно.
Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны. От этих фресок отказались, по всей видимости, после катастрофического паводка, случившегося на реке Тибр в 1514 году. В результате наводнения все стены виллы отсырели, и стало ясно, что расписывать их фресками лишено смысла, поскольку влага непременно разрушит краски.
Фреска «Триумф Галатеи» проникнута духом античной классики с ее культом чувственной красоты. Художник использовал обработку флорентийским поэтом Анджело Полициано античного мифа о прекрасной нимфе, отвергнувшей любовь великана Полифема.
Согласно мифу Галатея была прекрасной морской нимфой. Она полюбила прекрасного юношу по имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею Ациса. В своей фреске Рафаэль отходит от точного изложения сюжета и рисует сцену, известную как «Похищение Галатеи».
Окруженная тритонами, нереидами и парящими в воздухе амурами, Галатея мчится по волнам, стоя на раковине, увлекаемой двумя дельфинами. Художнику удалось передать стремительность движения и вместе с тем создать впечатление безупречного равновесия и гармония, вызвавшее всеобщее восхищение.
Колесница Галатеи состоит из гигантских раковин. Они похожи на те раковины, из которых рождается Венера на знаменитом полотне Боттичелли. Правда, свою повозку Рафаэль снабдил еще миниатюрными колесами с лопастями. Слева изображен мощный Тритон (получеловек-полурыба), который бесцеремонно хватает морскую нимфу. Позади него, верхом на лошади, сидит еще один Тритон, трубящий, как в рог, в морскую раковину. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Рафаэль создавал свою фреску по поэме, написанной в XV веке поэтом Полициано, однако позволял себе вольности в некоторых деталях.Два дельфина, везущих колесницу Галатеи, выглядят очень свирепыми созданиями. Вероятнее всего, Рафаэль никогда не видел живого дельфина.
Известный писатель-гуманист, друг Рафаэля Бальдассаре Кастильоне прислал ему восторженное письмо, восхваляя красоту созданного им образа Галатеи. В ответ Рафаэль писал: «Что до Галатеи, то я почел бы себя великим мастером, если бы в ней была хоть половина тех великих вещей, о которых Ваша милость мне пишет. Но в словах Ваших я узнаю любовь, которую Вы ко мне питаете. И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что Ваша милость будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучшей. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».
Такой творческий метод художника был характерен для всего искусства Высокого Возрождения. Исходя из реальности, Рафаэль вместе с тем стремится поднять образ над обыденностью и приблизить его к идеалу.
В последние годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что привлекал к росписи некоторых фресок лоджии Психеи виллы Фарнезины (1517-1518) и лоджий Ватикана своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчетливо проявляется тяготение к маньеризму.
Фреска, по-видимому, привела Киджи в восхищение, ибо он снова обратился к Рафаэлю с просьбой расписать дарованные ему другом Юлием II капеллы в двух римских церквах, построенных при его дяде, Сиксте IV, — Санта Мария дель Пополо и Санта Мария делла Паче.
Картина Веласкеса Триумф Вакха
ВЕЛАСКЕС
Веласкес. Триумф Вакха – «Пьяницы».
Картина написана, или, во всяком случае, закончена Веласкесом в 1629 году. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на мифологический сюжет совсем не похожа ни на произведения Рубенса с их бурной, чувственной стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии Николя Пуссена.
Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в компании античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков. Вакх венчает венком вставшего на колени солдата, который, вероятно, заслужил такую награду за такое пристрастие к выпивке. Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог сидит на бочке с вином скрестив ноги. Один из участников пирушкиподносит к губам волынку, чтобы ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный момент. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах. Но особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей в руках. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты.
Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны как и все прочие, с натуры, с крепких деревенских парней. Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов, передав правдиво и ярко и хвыразительный облик, огрубевшие под знойным солнцем лица, полные простодушного веселья, но в то же время отмеченные печатью сурового жизненного опыта. Но это же не просто пьяная пирушка: в картине есть ощущение вакхической стихии. Художника интересует не собственно мифологическая сторона домысла, а возникающая благодаря введению мифологических пресонажей атмосфера общей приподнятости образов, как бы приобщение к силам природы.
Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют «возвышенное» и «низменное». В его изображении Вакх – плотный юноша, с мирным простодушным лицом – приобрел чисто человеческие качества. В то же время, окружающие его бродяги, в облике которых он не скрывает черт низменности, лишены вульгарности. В их образах, исполненных удали, душевного размаха, грубоватого веселья, есть что-то крупное и значительное.
Колорит отличается теплыми тонами, стремление передать единство красочного многообразия мира. Переход (слева направо) от античности к реальности. Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого плана.
Отрывок, характеризующий Триумф Галатеи
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа. – Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила. – Ну а потом, Соня?… – Тут я не рассмотрела, что то синее и красное… – Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна. Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Другие работы художника
Освобождение Святого Петра
Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.
Обручение Девы Марии
Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.
Сикстинская мадонна
Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.
Афинская школа
Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками.
Литература
Алтари | Алтарь Барончи • Алтарь Одди • Алтарь семейства Колонна • Обручение Девы Марии • Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами |
Другое | Воскресение Христово • Святой Себастьян • Сон рыцаря • Три грации |
Флорентийский период
Портреты | Елизавета Гонзага • Эмилия Пиа да Монтефельтро • Юноша с яблоком • Дама с единорогом • Беременная • Автопортрет • Аньоло Дони • Маддалена Строцци • Гвидобальдо Монтефельтро • Немая |
Другое | Святой Михаил • Святой Георгий • Святой Георгий • Благословение Христово • Святая Екатерина Александрийская |
Римский период
Портреты | Донна Велата • Форнарина • Биндо Альтовити • Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси |
Другое | Преображение |
Что посмотреть?
Здание виллы Фарнезина отличается от типичных построек своего времени. Тогда дома обычно имели форму прямоугольный блоков. А здесь фасад не плоский, крылья дома выступают вперед. Перед входом расположен фонтан, войти внутрь дома можно через лоджию. В саду виллы растут фруктовые деревья, знатоки рекомендую посещать это место в пору цветения.
На первом этаже здания расположены три зала:
- Комната Фризов. Тут находятся фрески, рассказывающие мифы Древней Греции.
-
Лоджия Галатеи. Она получила название по фреске Рафаэля «Триумф Галатеи», изображающей одну из сцен «Метаморфоз» Овидия.
Также здесь можно увидеть фрагмент росписи — голову юноши — кисти Микеланджело. По легенде, он зашел к Рафаэлю, который трудился над росписью виллы, но не застал его. Вместо записки Микеланджело оставил рисунок, который Рафаэль решил сохранить.
- Лоджия Амура и Психеи. Здесь посетителей встречают фрески, которые созданы по сочинениям Апулея.
В каминном зале на втором этаже можно оценить «обманную» роспись, которую сделал Бальдассаре Перуцци.
Он нарисовал оформленный колоннами выход в сад, который создает иллюзию отсутствия стены. В нарисованном проеме виден Рим с узнаваемыми достопримечательностями – Колизеем, рекой Тибр, церквями.
Комната, служившая спальней бывшим хозяевам дома, теперь называется Свадебный зал. Название дала фреска с изображением свадьбы Александра Македонского.
Сцены из его жизни рассказывают и другие фрески. Например, тут есть Укрощение Буцефала. Своенравного коня Александр Великий, по преданию, сумел укротить, будучи еще 10-летним мальчиком.
История
В самом начале 16 века (1506-1510 гг.) над проектом здания, которое позднее стало известно под названием виллы Фарнезина, трудился известный мастер эпохи Ренессанса, архитектор и художник, Бальдассаре Перуцци (Baldassare Peruzzi).
Здание называлось «Дворец Киджи». Этот богач выдавал кредиты Папам Римским – Юлию II и Льву Х, также его клиентами были представители семей Медичи и Борджиа. Киджи покровительствовал Рафаэлю (Rafael), который принял участие в оформлении здания. В 1577 году виллу приобрел Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese), имя которого она носит до сих пор. Он был кардиналом, а также прославился как меценат и коллекционер. Семья Фарнезе имела планы соединить виллу мостом со своим дворцом, находящимся на противоположном берегу реки. Но эта идея не воплотилась. В 18 веке хозяевами виллы стали Бурбоны. В наши дни вилла Фарнезина принадлежит Национальной академии деи Линчеи (Accademia dei Lincei). Большая часть здания отведена под Музей архитектуры и живописи. На верхнем этаже, куда не пускают обычную публику, находится Институт графики, а также Национальный кабинет эстампов.
Триумф Вакха (картина Веласкеса) — WiKi
«Триумф Вакха» — картина Диего Веласкеса, известная также под названием «Пьяницы». Считается одной из вершин его раннего периода. Ныне хранится в музее Прадо.
Картина, изображающая попойку Вакха в окружении пьянчуг, была написана Веласкесом во время пребывания в Мадриде перед первым путешествием в Италию по заказу Филиппа IV, заплатившего автору за работу 100 дукатов. На создание картины несомненно повлияло изучение Веласкесом королевской коллекции итальянской живописи, в частности, обильное использование в ней обнажённой натуры и мифологических сюжетов.
На картине Вакх изображён в человеческом обличье, восседающим в центре небольшой пирушки и выделяющимся среди собутыльников более светлой кожей. Примечательно, что кроме полуобнажённой фигуры слева от Вакха, прочие участники показаны в обычной одежде испанских бедняков XVII века. Вакх, считавшийся в барочной литературе аллегорией освобождения человека от рабства повседневной жизни, представлен божеством, вознаграждающим людей вином за их тяготы.
Композиция картины делится на две части. Слева доминирует светлая фигура Вакха, чья расслабленная поза вызывает реминисценции с Христом в сценах Страшного суда, также обычно изображавшимся сидящим и обнажённым до пояса. Вакх с персонажем слева показаны в традиционных свободных одеждах, типичных для картин на мифологические темы. Идеализация образа божества подчёркивается освещением его лица, выполненным в стиле классицизма. Собутыльники Вакха справа, представленные обычными бродягами, приглашающими зрителя присоединиться к весёлой попойке, выполнены с испанским колоритом, живо напоминающим работы Хосе де Риберы. Их простые, потрёпанные жизнью лица показаны без всякой идеализации, и во всей группе выделяется лишь коленопреклонённый перед божеством юноша с мечом и в более приличной одежде. Свет Вакха не переходит на вторую половину картины, и его темнокожие спутники изображены с использованием светотени.
Реалистическая обработка мифологического сюжета, применённая Веласкесом в этой работе, впоследствии использовалась им неоднократно. На картине присутствует ряд элементов реализма, например бутылка и кувшин у ног божества, контрастирующие на фоне его яркого тела, что придаёт им рельефность и текстуру, создавая подобие натюрморта. Эта предметы имеют заметную схожесть с посудой на картинах севильского периода Веласкеса, и сочетание элементов натюрморта с жанровой живописью неоднократно появляется в его севильских бодегонах.
Тема триумфа Вакха часто встречается в живописи Возрождения. Самый известный вариант данной иконографии — «Вакх и Ариадна» Тициана (также из коллекции испанского короля). Обычно Вакх изображался на колеснице, запряженной леопардами, сопровождаемый свитой сатиров и гуляк, а также своим верным спутником Силеном, поэтому оригинальная трактовка темы Веласкесом может придавать названию картины ироничный характер.
Несомненным вдохновением для Веласкеса послужили работы Караваджо на религиозные темы, в которых центральная фигура в традиционном иконографическом одеянии комбинировалась со вспомогательными персонажами в современной художнику одежде, а также натуралистичные портреты персонажей из античности Хосе де Риберы, иногда изображаемые в образе бродяг. Британский художник Марк Уоллингер считает, что «Триумф Вакха» предвосхитил «Менины», благодаря оригинальному использованию прямого взгляда персонажей на зрителя, делающего того соучастником происходящего действа.
Архитектура Рафаэля
Рафаэль Санти работал в Риме не только над созданием произведений изобразительного искусства, но и проявил себя как талантливый архитектор. Он принимал участие в строительстве главного собора Святого Престола — базилики Святого Петра, работал над проектом Палаццо Альберини, находящимся на улице Банко ди Санто Спирино, Виллы Мадама, расположенной на Монте Марио, а также некоторых других, не сохранившихся до наших дней зданий и сооружений.
Будучи гениальным художником своего времени, Рафаэль Санти внес большой вклад в развитие искусства эпохи Возрождения и вошел в историю как один из лучших ее представителей, а его работы вдохновляли многих знаменитых мастеров прошлого и продолжают вдохновлять современников.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (31)
- Сады и парки (8)
- Археологические памятники (29)
- Районы и кварталы (12)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Триумф Галатеи. Описание картины Рафаэля Санти
Фреска «Триумф Галатеи» — одна из малочисленных росписей великого Рафаэля Санти на мифологическую тему, выполненная целиком лично самим живописцем. Ею украшен вход на римскую виллу одного из богатейших банкиров Италии в эпоху Ренессанса.
Согласно древнегреческому мифу, Галатея была прелестнейшей морской нимфой, влюбленной в сына лесного бога Пана – Акида-Ациса. Ее любовь была взаимной и влюбленный было очень счастливы, но вскоре их радость омрачилась тем, что страшный сицилийский циклоп Полифем влюбился в Галатею.
Полифем признался в любви и стал требовать от нимфы ответных чувств
Галатея отвергла его притязания и тогда разозленный ревнивый циклоп подстерег неосторожного Акида и убил его огромным камнем. Убитая горем Галатея была безутешна, но затем придумала необычный способ, чтобы оставить возлюбленного в мире живых подле себя
Она превратила своего возлюбленного в прекрасную речку. Так двое влюбленных смогли остаться навсегда вместе и именно этот момент избрал великий Рафаэль для своей фрески.
Златоволосая нимфа одета в легкую пурпурную ткань, укутывающую ее тело. Она управляет скользящей по речной глади колесницей, запряженной двумя дельфинами, что больше напоминают двух хищных морских существ из царства Посейдона.
Колесницей для Галатеи послужила огромная раковина-колесница, подобная той, из которой входит на берег богиня красоты и любви Венера на картине другого итальянца – Сандро Ботичелли. Однако у Рафаэля это своеобразная повозка снабжена маленькими колесиками с лопастями, что должно способствовать более быстрому передвижению по воде.
Слева на полотне располагается могучий тритон – наполовину человек, а наполовину морское существо с хвостом и рыбьей чешуей. Это морское творение из мира морского бога сжимает в объятьях кокетливую морскую нимфу.
Позади них еще один тритон сидит на гиппокампе и трубит в огромную морскую раковину, возвещая о победе Галатеи над смертью. В правой части композиции расположены еще три фигуры, в которых воедино соединены черты человека, лошади и рыбы. Они также трубят в трубы, громко ликуют и прославляют победу нимфы.
Перед Галатеей, едва касаясь поверхности воды пролетает Амур. У него нет ни лука, ни стрел, но он указывает на двух хищных дельфинов. А в голубом небе, среди редких облаков, порхают еще три амура с луками и стрелами. Из-за туч выглядывает еще один крылатый бог. Они – как символы вечной неумирающей любви Галатеи и Алкида, любви несущей в мир счастье.
Окруженная морскими существами, Галатея смело правит колесницей, а выражение ее лица говорит о том, что она торжествует.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Вилла Фарнезина
Фреска Рафаэля Санти «Триумф Галатеи» очень известна, её часто воспроизводят в альбомах по искусству Возрождения и творчеству Рафаэля. Прекрасную нимфу Галатею, в которую был влюблен великан Полифем, воспел в своей поэме Анджело Полициано, придворный поэт Лоренцо Медичи. Дельфины влекут по водной глади раковину-колесницу Галатеи, её сопровождает беззаботная свита нереид и тритонов. От фрески есть ощущение ветра и стремительного движения.Гораздо реже воспроизводятся другие фрески виллы Фарнезина, где Рафаэль трудился вместе со своей боттегой — группой учеников : Джулио Романо, Франческо Пенни, Джованни да Удине, Себастьяно дель Пьомбо и Содома.
Посмотрим на работу живописцев внимательно.
Агостино Киджи (1465—1520) был в нашем понимании олигархом. Это был могущественный банкир, представитель древнего рода из Сиены. Из семьи Киджи происходит Папа Римский, известный под именем Александра VII (1655—1667).Про Агостино ходили легенды, как он ел на золотой посуде и после каждого обеда выкидывал блюда в Тибр. Легенда , правда, продолжает : в Тибре были натянуты сети, которыми посуда доставалась обратно. У Агостино было 100 парусников, может быть не таких, как яхта Абрамовича, но по тем временам он был одним из самых богатых людей Рима.Дворец был построен архитектором и художником Бальдассаре Перуцци в 1506-10 годах. Вилла построена в облегченном, павильонном виде, открытой к саду и реке. Затем её в 1577 году её купило семейство Фарнезе, владевшее уже дворцом Фарнезе.Перуцци сам выполнил «обманные» росписи салона первого этажа с изображениями видов Рима, которые создавали видимость открытого пространства.
Рафаэль, уже в ту пору популярный художник, приглашенный работать в Ватикан, был привлечен для работы над росписями.Фотографировать в интерьере виллы разрешено и там мало туристов, поэтому рассматривать удобно. Небольшая и уютная вилла расписана столь обильно, что можно разглядывать долго, разбираясь в мифологических сюжетах росписи.
Вилла отражает характер и вкусы заказчика, в ней давались театральные представления и росписи были в некоторой мере театральным задником. Тема»Всепобеждающей любви» — основная в росписях, первый этаж — лоджия Галатеи, на втором отражена история любви Психеи и Амура и свадьба Александра Македонского.
Вилла была местом встреч Агостино Киджи с куртизанкой Империей, некоторые ученые полагают, что именно она была изображена в виде Галатеи.
И тема водного мира была выбрана не случайно : аркады, позже заложенные, выходили к реке.
Мифологические фигуры на потолке представляют собой созвездия в том порядке, в котором они встали в астрологическом гороскопе хозяина, родившегося 1 декабря 1466 года.
Античность в эпоху Возрождения была предметом вдохновения художников, языческие древние боги легко уживались с верой в Христа и этот симбиоз давал интересные результаты. Интересу к языческим богам способствали идеи неоплатоников, в первую очередь, Марсилио Фичино, который как раз написал свои комментарии к «Эросу» Платона. Радостный языческий мир, конечно, был ближе к светской части жизни человека Возрождения, для росписей в загородном дворце он вполне подходил и мифологические темы стали некоей традицией, которая прослеживалась позже долго, достаточно вспомнить наши загородные дворцы, к примеру наш Павловск с его скульптурами в парке и обилием амуров, нимф и античных героев в декоре дворца. Античные персонажи стали постепенно символами, понятными всем. Богиня Виктория — атрибутом картин и барельефов в честь побед, Венера и Амур символизировали любовь, Марс — войну и мужественность, Зевс-Юпитер- власть. Если торговую фирму сейчас кто-то называет «Меркурий», то всем понятно почему. Именно Возрождение превратило античный Олимп в бренд.
Итак, опытный астролог легко прочтет гороскоп Агостино, который обеспечил ему такое процветание.Кентавр символизирует Стрельца, а Аполлон — солнце. Солнце в Стрельце.
А можно, не углубляясь в астрологию и мифологию, просто любоваться живописью.
Описание работы
В центре композиции , взгромоздившаяся на раковину , держит обеими руками поводья пары дельфинов , которые тянут оригинальное транспортное средство по волнистой поверхности моря. Широкий плащ , развевающийся на ветру, окутывает нижнюю половину тела Нереиды , обнажая ее прекрасное туловище, которое она грациозно наклоняет, поворачивая голову, поднимая взгляд к небу, чтобы увидеть игривых амуров , стреляющих в нее острыми стрелами.
Если Галатея, благодаря правильности своих линий, чистоте своих очертаний и изяществу своих движений, представляет собой замечательную фигуру, то не менее восхитительна фигура изящной наяды , которая появляется на переднем плане верхом на морском кентавре , пытающемся чтобы заключить ее между своими жилистыми руками, когда она, улыбаясь и соблазнительно, позволяет своей легкой фате .
На заднем плане несколько кентавров плывут по волнам, некоторые несут спутников Галатеи, а другие дуют в трубы и . На переднем плане Любовь взлетает, чтобы коснуться иголок, держа одного из дельфинов , как жениха , как бы показывая, что все персонажи композиции подвластны всепоглощающей империи.