Балкон (картина Мане) — узбекистан вики
В 1868 году Мане познакомился с художницей Бертой Моризо. В сентябре того же года она начала позировать ему для будущей картины «Балкон». Картина была принята жюри Парижского салона, и она была выставлена на Парижском салоне в мае 1869 года. Вместе с ней была выставлена и другая картина Мане — «Завтрак в мастерской». Берта Моризо, посетившая выставку, поделилась впечатлениями о выставленных там картинах Мане в письме к своей сестре Эдме:
Его картины, как всегда, производят впечатление дикого или даже слегка недозрелого плода, но я не могу сказать, что они не нравятся мне. В «Балконе» я получилась скорее странной, чем некрасивой, кажется, среди любопытных распространился эпитет «роковая женщина».
Оригинальный текст (фр.) Ses peintures produisent comme toujours l’impression d’un fruit sauvage ou même un peu vert, elles sont loin de me déplaire. Je suis plus étrange que laide, il paraît que l’épithète de femme fatale a circulé parmi les curieux. |
С 1884 года картина находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта (Gustave Caillebotte). После его смерти, в 1894 году картина перешла в собственность государства, а в 1896 году она была передана в Музей в Люксембургском саду. С 1929 года она находилась в собрании Лувра, а с 1947 года — в национальной галерее Же-де-Пом (фр. Jeu de Paume). В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.
На картине изображена сцена на балконе, который огорожен зелёной решёткой. На балконе находятся две женщины в белоснежных платьях — одна из них сидит (художница Берта Моризо), а другая стоит (скрипачка Фанни Клаус). Позади них стоит нарядно одетый мужчина (художник Антуан Гийеме), а в темноте на заднем плане можно различить Леона Коэллу Леенхоффа, приёмного сына Мане.
Считается, что сюжет и композиция картины «Балкон» были навеяны картиной «Махи на балконе» (1808—1814), автором которой был Франсиско Гойя — один из любимых художников Мане.
При подготовке к написанию картины «Балкон» Мане также написал отдельный «Портрет мадемуазель Клаус» (1868), где Фанни Клаус изображена сидящей на балконе.
-
Эдуар МанеПортрет мадемуазель Клаус
Балкон 1868–1869
В то время было модно рисовать сцены буржуазной жизни, но «Балкон» бросил вызов условностям своим загадочным повествованием и необычной перспективой. Берта Моризо, художница-импрессионистка и близкая подруга Мане, сидит на переднем плане. Позади нее художник Жан Батист Антуан Гийеме, а справа скрипачка Фанни Клаус. На заднем плане наполовину скрыта еще одна неопознанная мужская фигура. “Балкон” не был хорошо принят после показа в Салоне 1869 года, поскольку картина считалась формально отталкивающей. Один критик писал: «Мане опустился до уровня конкуренции с малярами строительного дела», а другой заметил: «Закройте ставни!» Мане при жизни отказывался продавать картину. После его смерти в 1883 году картина была куплена художником-импрессионистом Гюставом Кайботтом, который завещал картину французскому правительству в 1894 году.
Эдуард Мане, Портрет Эмиля Золя, 1868 г.
Парижский салон
Благодаря холсту «Испанский певец» Мане получил свой первый приз на Парижском салоне. Жюри отметило превосходную обработку темных тонов, вероятно, навеянных испанским барокко. Еще одной его работой, связанной с Испанией, стал портрет страстной танцовщицы из балетной труппы Кампруби.
Изначально отвергнутая Осенним салоном и подвергшаяся критике со стороны многих живописцев картина «Завтрак на траве» (1863 г.) в последующем стала очень известной. На ней изображена обнаженная женщина в окружении двух разодетых юношей. Прообразом героини стала любимая модель художника Викторин Мёран. В работе использован революционный прием в трактовке перспективы и изображении природного окружения.
Искусство порой бывает парадоксально, и Работы Мане, которые обычно не одобрялись салоном, были великолепны. Особенно стоит упомянуть холст «Олимпия» (1863). На этой картине обнаженная куртизанка предстает в компании чернокожей женщины с букетом цветов. Работа вызвала бурные споры, потому что модель была известной парижской проституткой. Для общества это была картина на нереспектабельную тему.
Балкон (картина Мане) Информация о
Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна — «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга. Скандал был полным. Она стала его студенткой, моделью и другом. Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном, который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал модельюдля первого из датированных произведений художника — «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом.
На картине она запечатлена сидящей том же самом табурете, что и Берта. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Революционный подход Мане состоял именно в организации пространства за счет эффекта большей или меньшей резкости, как на фотографиях. Она изображена на картине с левой стороны, смотрящей вдаль и сидящей на пуфике с небольшой бело-коричневой собакой у ее ног.
Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение. Кончик покрывала девушка придерживает рукой.
Она хочет одного — чтобы дочери были счастливы живопись интересует ее гораздо меньше, чем устройство их будущего. Сеансы позирования для «Балкона» смогут служить оправданиями и другим встречам, на этот раз в мастерской на улице Гюйо. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой.
Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится. Дальние родственницы Фрагонара, барышни Моризо, а особенно Берта, так способны, что после первых же уроков учитель Гишар заявил мадам Моризо: «Ваши дочери так одарены, что мои уроки разовьют их талант не для развлечения они станут профессиональными художницами. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане.
В каждой картине – тайна, судьба, послание
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Именно он познакомил Сезанна с Мане. Хотя ей уже двадцать семьлет, она отвергла не одно предложение. Но ничто не изменится.
Тёмно-красный треугольник обивки кровати в нижнем левом углу перекликается с чётким торчащим уголком подушки выше. Сегодня этот холст находиться в Музей Орсе. Она хочет одного — чтобы дочери были счастливы живопись интересует ее гораздо меньше, чем устройство их будущего. Мане любит любовь и женские улыбки, любит любовные интрижки.
- Картина Балкон, Эдуард Мане – описание
- Получать новые статьи «Дневника живописи»
- Пройдите онлайн-тест «Импрессионисты»
- Пройдите онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения»
- Эдуард Мане: жизнь и творчество
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Он пленяет ее и как мужчина. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Весь Париж стоял на голове. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка.
Возвратившись в Париж, Мане начинает «Балкон». Да и Мане отвечает ей восхищением. Мане просит приятельницу Сюзанны крошку Фанни Клаус из «Квартета св.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Самое интересное в виде мозаики
Среди людей на балконе расположились двое женщин. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Вдохновением для создания этого полотна послужила одно из творений любимого творца Мане — Франсиско Гои – «Махи на балконе».
Ренуар Алжирская ЖенщинаРисунок На Мифологическую ТемуВан Гог Смотреть КартиныКартина Эдварда Хоппера ПолуночникиРепина Приплыли
Бар в «Фоли-Бержер» 1882
Эта масштабная картина была последней крупной работой Эдуарда Мане, завершенной перед его смертью в 1883 году, и дебютировала в Парижском Салоне 1882 года. С тех пор зрители пытаются решить загадку ее композиции, поскольку барменша стоит перед зеркальной стеной, которая отражает не ее зрителя — как того требует реальность — а шумную толпу. И вопреки всей логике отражения официантки и джентльмена, с которым она общается, смещены вправо. Фоли-Бержер был известным местом в Париже, где выступали артисты цирка и балерины, которые тогда считались неприличными. Современные ученые также предполагают, что и его буфетчицы были секс-работницами. Из всех его картин «Бар в Фоли-Бержер», пожалуй, самая внушительная из нововведений Мане, основанная на банальных образах, предлагающих сложные эксперименты.
История картины «Балкон» Эдуарда Мане
Эдуард Мане
«Балкон»
1869, 169×123 см
Масло, Холст
Париж, Лувр
Цветовой колорит картины построен на контрасте белоснежных платьев со всей окружающей обстановкой. Внимательный зритель сразу увидит, кому из действующих лиц благоволил художник – образ Берты выписан со всей тщательностью и любовью. Это явно взаимная любовь, но любовь запретная, невысказанная и обреченная таковой остаться. Художник никогда так хорошо не видел Берту Моризо, как в то время, когда писал её в длинном белом платье, с длинными чёрными локонами, падающими на плечи. Он неустанно изучает её черты. Ощущая затаённую страстность её натуры, он загорается сам. Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего».
Берта Моризо, фотография
Критики поторопились сказать Берте, что в картине Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна». «Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», — считает Берта. «Среди любопытных, — пишет Берта, — как будто уже распространился эпитет «роковой женщины». Полотно «Бакон», представленное Эдуардом Мане на очередном Салоне в Париже, закрепило за Моризо репутацию роковой женщины. Берта стала любимой моделью для Эдуарда, всего им было написано 16 полотен с ней.
В 1874 году Берта вышла замуж за младшего брата Мане — Эжена. На тот момент художнице было уже 33 года — преклонный возраст для того времени. Родители Моризо с недоверием и скептицизмом относились к Эжену Мане, однако, настаивали на браке дочери. Женщина в таком возрасте не должна была оставаться одна. Союз этот оказался удачным. Эжен всячески поддерживал жену в её творчестве и оставался с ней вплоть до её смерти.
По материалам книги А. Перрюшо «Эдуард Мане». М.: ТЕРРА — Книжный клуб. 2000.
“Олимпия” 1863
«Олимпия» Мане была принята Салоном 1865 года, где вызвала резкую критику. На картине изображена обнаженная женщина (та же модель, что и в “Завтраке”, Викторина Мёран), лежащая на кровати, в то время как слуга ухаживает за ней. Взяв за основу картину Тициана “Венера Урбинская”, Мане запечатлел ряд деталей, которые позволили определить женщину как секс-работницу: декоративные тапочки, орхидею, заправленную за ухо, браслет и жемчуг на подвязке, а также предложенный букет, который можно интерпретировать как подарок от своего покровителя. По краю кровати крадется черная кошка. Мане снова отказывается от ренессансной традиции плавного перехода в пользу быстрых мазков и резкого освещения, что еще больше очеловечивает объект. Картина была сочтена оскорбительной во время своего дебюта, хотя его друг Моне в конце концов убедил кураторов показать ее в Люксембургском музее. Сейчас она принадлежит Музею Орсе (Musée d’Orsay) в Париже.
Эдуард Мане, Коррида, 1865–1866 гг.
Завтрак на траве. 1863 г.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).
Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.
Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.
Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.
“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.
Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.
Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.
Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.
Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан
Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане
Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы
О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.
“Завтрак на траве” 1863
Мане дебютировал в “Салоне Отверженных” (the Salon des Refusés), выставке работ, отклоненных консервативной коллегией судей из официального Парижского Салона. Последовал скандал, вызвавший возмущение и смех толпы, заполнившей Елисейский Дворец, чтобы увидеть картину. Подрывную роль имела не нагота модели — Мане в значительной степени опирался на любимый Тицианом «Пасторальный концерт» 1509 года, а ее размещение в мирской обстановке рядом с одетыми мужчинами. Композиция была интерпретирована как отсылка к широко распространенной, но малоизвестной секс-работе во французских парках. Современная аудитория может только предположить, что Мане задумал подрывную деятельность, как он писал в письме писателю Антонину Прусту в 1862 году: «Итак, они бы предпочли, чтобы я был обнаженным, не так ли? Хорошо, я покажу их обнаженными … Тогда я полагаю, они действительно разорвут меня на куски».
Эдуард Мане, Олимпия , 1863 г.
Портреты, репортажи, батальные сцены
В 1860-х годах Мане создавал преимущественно портреты современников. Фигуры эти удивительны простотой движений и поз, запечатлённых быстрыми и решительными мазками. В них читается тончайший психологизм, проникновенность и наблюдательность художника, умение в нескольких штрихах передать характер героя.
Эдуард Мане, “Нана”, 1877 |
Если где-то происходило интересное событие, Мане отправлялся туда и фиксировал его, подобно фоторепортёру. Он был единственным импрессионистом, рисовавшим батальные сцены. Примером может служить написанная в открытом море работа “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы” (1864), изображающая североамериканский корвет “Кирсадж” и помогающий южанам капер “Алабама”.
Эдуард Мане, “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы”, 1864 |
В 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отошёл от них, оставив место главы движения за Клодом Моне.
В поздний период своего творчества Эдуард Мане окончательно отдалился от импрессионизма и возвратился к своему прежнему стилю. В середине 1870-х годов увлеченно работал пастелью (“Женщина, подвязывающая чулок”, 1880).
Эдуард Мане, “Женщина, подвязывающая чулок”, 1880 |
Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручен орден Почетного Легиона − главная награда Франции. Большая выставка его работ прошла в 1983 в Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен).
30 апреля 1883 года, после перенесенной операции Эдуард Мане умер в возрасте 52-х лет.
Несмотря на то, что Мане регулярно изменял своей жене, он был превосходным мужем для Сюзанны, своей первой возлюбленной, и питал к ней самые нежные чувства. Между супругами было заключено джентльменское соглашение: она не держала его в узде, а он каждый вечер добросовестно возвращался домой, к своей роли крупного буржуа, отца семейства, где он принимал друзей совсем иного рода, нежели в мастерской: респектабельных любителей музыки с безупречной репутацией.
“Надо быть современником и писать то, что видишь”, — сказал Эдуард Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, художник пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров: таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве.
описание
Эдуард Мане: Портрет мадемуазель Клаус , 1868, Музей Эшмола, Оксфорд
На экране видно четырех человек. Берта Моризо сидит слева на переднем плане. Она носит белое платье, прозрачность которого позволяет просвечивать левое предплечье и чья пышная пышность полностью скрывает форму тела. Руки Моризо держат закрытый веер, как будто солнце скрылось за облаками, так что, вопреки ожиданиям, гулять прохладу незачем. Между ножек стула, на котором она сидит, можно увидеть черно-белую пегую собаку, вглядывающуюся через решетку перил балкона на улицу. Похоже, он единственный, кто действительно что-то ищет. Немного дальше в правой половине картины мы видим стоящую Фанни Клаус, которая, как сообщается, спорила с Бертой Моризо о привилегии, которой было позволено стоять перед картиной, стоя в качестве модели. На наброске маслом « Портрет мадемуазель Клаус» Фанни Клаус все еще сидит в сидячем положении. Фанни Клаус тоже носит белое, но менее пышное, чем победительница за место на переднем плане картины. Посередине позади женщин, чьи позы отвернулись друг от друга, кажется, что они еще не простили спор, мы узнаем Антуана Гийме, правильно одетого в темный сюртук, белую рубашку и синий галстук. С зажженной сигаретой в левой руке он стоит, как представитель довольной буржуазии , менее занятый чем-то смотрящим, чем любой прохожий на улице, признающий его достойным покровителем. Четвертый человек почти исчезает в темноте комнаты, контуры которой трудно угадать. Похоже, это слуга, несущий серебряный чайник. Помимо белого, окутывающего женщин, черного сюртука и неопределенной темноты комнаты, на картине можно увидеть много зеленого. Речь идет не о зелени гортензии , которой нужно немного места слева от Берты Моризо, а о лакокрасочном покрытии ставен и балконных перил.
Внешние ссылки
Работы Эдуара Мане |
|
---|---|
Таблицы (в хронологическом порядке) | Барк Данте после Делакруа (1854) · абсента (1858-1859) · Испанских Всадников (1859) · Портрет г — н и М я Огюст Мане (1860) · Портрет мадам Брюны 1860-1861 · Испанского Singer ( 1860) · Удивленная нимфа (1860-1861) · Ребенок с мечом (1861) · Маленький Ланге (1861) · Лежащая госпожа Бодлера (1862) · Негритянка (1862) · Лола Валенсия (1862) · М Мисс В. в костюме espada (1862 г.)· Музыка в Тюильри (1862 г.)· Старый музыкант (1862 г.)· Портрет Викторины Дайм (1862 г.)· Молодая женщина в испанском костюме (1862 г.)· Уличная певица (1862 г.)· Олимпия (1863)· Завтрак на траве (1863)· Молодой человек в костюме Майо (1863)· Мертвый Христос и ангелы (1864)· Мертвец (1864-1865)· Битва между Кирсарджем и Алабамой (1865) )· Чтение (1865)· Иисуса оскорбляют солдаты (1865)· Коррида: смерть быка (1865)· Битва быка (1865-1866))· Философ (1865-1866)· Девушка в 1866 г. (1866 г.) · Матадор кланяется (1866-1867)· Игрок Файф (1866)· Похороны (1867-1870)· Скачки в Лоншане (1867)· Мыльные пузыри (1867)· Портрет Теодора Дюре (1868)· Казнь Максимилиана (1868 г.)· Портрет Эмиля Золя (1868 г.)· Обед в студии (1868 г.)· Портрет мадемуазель Клаус (1868 г.)· Мальчик чистит грушу (1868 г.)· На пляже Булони (1869 г.)· Лунный свет над порт Булонь (1869 г.)· Отправление парохода из Фолкстона (1869 г.)· Ле-Балкон (1869 г.)· Портрет Берты Моризо (1869-1870 гг.) в Ле Репо · Лодки в море; закат (1869-1872-1873)· Эффект снега в Пти-Монруж (1870)· В саду (1870)· Ла-Бриош (1870)· Берта Моризо с букетом фиалок (1872)· Железная дорога (1872-1873) )· Партия крокета (1873 г.)· Ле Бон бок (1873 г.)· на пляже (1873 г.)· Дама с веерами (1873-1874 гг.)· Опера в маске Бал (1873 г.)· Берта Моризо в веере (1874 г.)· На лодке (1874)· Аржантей (1874)· Картина Клода Моне в его мастерской (1874)· Ле Линг (1875)· Портрет Стефана Малларме (1876)· Маргарита де Конфлан (1876)· Нана (1877))· Самоубийство (1877) -1881)· Портрет Антонин Пруст (1877)· Маргерит Готье-Lathuille (с. 1878)· в кафе, кабаре Reichshoffen в (1878)· в кафе, кафе-концерт (1878)· сливы (1878)· Улица Моснье с флагами (1878 г.)· Улица Моснье с брусчаткой (1878 г.) · Chez le Père Lathuille (1879) · Автопортрет с палитрой (1879) · Мадам Эдуард Мане в оранжерее (1879) · В оранжерее (1879) · La Serveuse de bocks (1879) · Уголок кафе-концерта (1879) · Портрет мадемуазель Люси Делабинь (1879) · Портрет Клемансо (1879-1880) · Букет из спаржи (1880) · Спаржа (1880) · Человек в круглой шляпе ( Альфонс Морю ) (1880) · L ‘Побег из Рошфора (1881 г.) · Падение (1881 г.) · Портрет мистера Пертуизе, охотника на львов (1881 г.) · Великого герцога (1881 г.) · Весна Жанна де Марси (1881 г.) · Заяц (1881 г.) · А бар в Фоли-Бержер (1881-1882) · Гвоздики и клематисы в хрустальной вазе (1882 г.) · Сверкающие розы в вазе (1882 г.) · Розы в бокале для шампанского (1882 г.) · Лето или L’Amazone или всадник (1882 г.) · Chez Tortoni (1882) |
Гравюры и рисунки (в хронологическом порядке) | Мальчик и собака (1862 г.) · Этюд для молодой женщины, лежащей в костюме экспаньола (1862 г.) · Эскиз для лежащей дамы Бодлер (1862 г.) · Мальчик с мечом лицом влево III (1862 г.) · Медведь-2 , ( 1862 г.) · Улица Зингер (1862 г.) · Воздушный шар (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане, представленные Панчем (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане со шляпой и гитарой (1862-1863/1874) · Гитанос (1862 г.) |
Коррида 1865–1866
Мане посетил Испанию в 1865 году, и хотя поездка длилась немногим дольше недели, она произвела глубокое впечатление на художника, испанское искусство XVII века вызвало сильный эмоциональный отклик. Живые сцены испанской жизни начали появляться в его картинах, в том числе в серии о корриде, которую он описал своему другу Бодлеру как «одно из самых прекрасных, самых любопытных и самых ужасных зрелищ, которые только можно увидеть». В “Корриде” он изображает напряженный момент перед действием, когда бык и тореро сталкиваются лицом к лицу. Рядом с ними лежит убитая быком лошадь. В сочетании со смелыми мазками, из которых состоит голодная толпа, Мане создает ощутимое напряжение — тишину, предшествующую безумию.
Эдуард Мане, Балкон, 1868–1869 гг
Олимпия. 1863 г.
Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.
Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его Венера Урбинская. Только вместо собачки художник изображает черного кота.
Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.
Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.
Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.
Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.
Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.
Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.
О картине также читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.
Балкон
Описание картины «Балкон»
С Эдуаром Мане происходило что-то невообразимое. Стоило Берте оказаться рядом, он хватался за кисти и страстно ловил ее жесты, взгляды, тот непередаваемый огонь в темных глазах, который, казалось, горел только для него. Она вдыхала жизнь в любое его полотно.
Когда мать Берты Моризо увидела изображенную на картине «Балкон» брюнетку с темными глазами, она с удивлением спросила Мане: «Вы уверены, что это моя дочь?» Да, это была она, одна из самых ярких женщин-художников XIX века, самая смелая и импрессионистичная из всех французских импрессионистов. Но он видел в этой юной, молчаливой, сосредоточенной, гениальной художнице то, чего не видели другие. Любовь.
Все было запутанно и сложно в этих отношениях. Мане был женат, а Моризо была совсем не из тех женщин, с которыми заводят кратковременные, легкие интрижки. Когда Берту познакомили со скандальным, опальным и самым обсуждаемым художником в Париже, она под неизменным присмотром матери делала копии со старых шедевров в Лувре. Но, как и все молодые, горячие, продвинутые, преклонялась перед Мане.
Платонический, мучительный, невысказанный роман длился целых 6 лет.
В 1869 году «Балкон» будет принят на Салон. После предыдущих скандальных появлений Мане на официальных выставках, на этот раз критики, должно быть, хором облегченно вздохнули: на картине хотя бы все одеты. Но это вовсе не значит, что искусство Мане приняли и поняли. Ругали насыщенные, «неестественные» цвета зеленого ограждения балкона и ставен, яркий синий цвет галстука, недоумевали над живописными экспериментами, в которые опять ударился художник. Здесь Мане реализовал одну из новаторских и непривычных для академического искусства идей: он создает объем в композиции не за счет расположения фигур в перспективе, а при помощи живописных приемов. Как на фотографическом снимке, он наводит фокус только на одну фигуру, а лица остальных размывает и погружает в тень по мере удаления от переднего плана. Этой одной фигурой в фокусе оказывается конечно же Берта.
Эдуар Мане считал сюжет картины штукой второстепенной, он стремился чувства и впечатления передавать исключительно языком живописи, поэтому часто за основу своей новой картины без сомнений брал мотивы, придуманные великими художниками прошлого. В «Балконе» он достаточно вольно переосмыслил полотно Гойи «Махи на балконе», но если в гойевском варианте обе женские фигуры равноценны, то Мане выдает чувство — на его картине только одна главная героиня.
Эдуар написал 11 картин с Бертой Моризо (1, 2, 3), все эти годы она была частой гостьей в его мастерской. Художник становился одержим, модель жадно пила его восхищение – эти сеансы давали обоим ощущение абсолютной близости и обладания. Последнюю из 11 картин Мане подарил возлюбленной накануне ее свадьбы. 33-летняя Берта выходила замуж за брата Мане Эжена.
Источник
Аржантей. 1874 г.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org
В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.
Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного импрессиониста. Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.
Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…
Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.
Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.
Балкон (картина Мане) — Туркмения ВиКи
В 1868 году Мане познакомился с художницей Бертой Моризо. В сентябре того же года она начала позировать ему для будущей картины «Балкон». Картина была принята жюри Парижского салона, и она была выставлена на Парижском салоне в мае 1869 года. Вместе с ней была выставлена и другая картина Мане — «Завтрак в мастерской». Берта Моризо, посетившая выставку, поделилась впечатлениями о выставленных там картинах Мане в письме к своей сестре Эдме:
Его картины, как всегда, производят впечатление дикого или даже слегка недозрелого плода, но я не могу сказать, что они не нравятся мне. В «Балконе» я получилась скорее странной, чем некрасивой, кажется, среди любопытных распространился эпитет «роковая женщина».
Оригинальный текст (фр.) Ses peintures produisent comme toujours l’impression d’un fruit sauvage ou même un peu vert, elles sont loin de me déplaire. Je suis plus étrange que laide, il paraît que l’épithète de femme fatale a circulé parmi les curieux. |
С 1884 года картина находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта (Gustave Caillebotte). После его смерти, в 1894 году картина перешла в собственность государства, а в 1896 году она была передана в Музей в Люксембургском саду. С 1929 года она находилась в собрании Лувра, а с 1947 года — в национальной галерее Же-де-Пом (фр. Jeu de Paume). В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.
На картине изображена сцена на балконе, который огорожен зелёной решёткой. На балконе находятся две женщины в белоснежных платьях — одна из них сидит (художница Берта Моризо), а другая стоит (скрипачка Фанни Клаус). Позади них стоит нарядно одетый мужчина (художник Антуан Гийеме), а в темноте на заднем плане можно различить Леона Коэллу Леенхоффа, приёмного сына Мане.
Считается, что сюжет и композиция картины «Балкон» были навеяны картиной «Махи на балконе» (1808—1814), автором которой был Франсиско Гойя — один из любимых художников Мане.
При подготовке к написанию картины «Балкон» Мане также написал отдельный «Портрет мадемуазель Клаус» (1868), где Фанни Клаус изображена сидящей на балконе.
-
Франсиско ГойяМахи на балконе
-
Эдуар МанеПортрет мадемуазель Клаус
Балкон
Описание картины «Балкон»
С Эдуаром Мане происходило что-то невообразимое. Стоило Берте оказаться рядом, он хватался за кисти и страстно ловил ее жесты, взгляды, тот непередаваемый огонь в темных глазах, который, казалось, горел только для него. Она вдыхала жизнь в любое его полотно.
Когда мать Берты Моризо увидела изображенную на картине «Балкон» брюнетку с темными глазами, она с удивлением спросила Мане: «Вы уверены, что это моя дочь?» Да, это была она, одна из самых ярких женщин-художников XIX века, самая смелая и импрессионистичная из всех французских импрессионистов. Но он видел в этой юной, молчаливой, сосредоточенной, гениальной художнице то, чего не видели другие. Любовь.
Все было запутанно и сложно в этих отношениях. Мане был женат, а Моризо была совсем не из тех женщин, с которыми заводят кратковременные, легкие интрижки. Когда Берту познакомили со скандальным, опальным и самым обсуждаемым художником в Париже, она под неизменным присмотром матери делала копии со старых шедевров в Лувре. Но, как и все молодые, горячие, продвинутые, преклонялась перед Мане.
Платонический, мучительный, невысказанный роман длился целых 6 лет.
В 1869 году «Балкон» будет принят на Салон. После предыдущих скандальных появлений Мане на официальных выставках, на этот раз критики, должно быть, хором облегченно вздохнули: на картине хотя бы все одеты. Но это вовсе не значит, что искусство Мане приняли и поняли. Ругали насыщенные, «неестественные» цвета зеленого ограждения балкона и ставен, яркий синий цвет галстука, недоумевали над живописными экспериментами, в которые опять ударился художник. Здесь Мане реализовал одну из новаторских и непривычных для академического искусства идей: он создает объем в композиции не за счет расположения фигур в перспективе, а при помощи живописных приемов. Как на фотографическом снимке, он наводит фокус только на одну фигуру, а лица остальных размывает и погружает в тень по мере удаления от переднего плана. Этой одной фигурой в фокусе оказывается конечно же Берта.
Эдуар Мане считал сюжет картины штукой второстепенной, он стремился чувства и впечатления передавать исключительно языком живописи, поэтому часто за основу своей новой картины без сомнений брал мотивы, придуманные великими художниками прошлого. В «Балконе» он достаточно вольно переосмыслил полотно Гойи «Махи на балконе», но если в гойевском варианте обе женские фигуры равноценны, то Мане выдает чувство — на его картине только одна главная героиня.
Эдуар написал 11 картин с Бертой Моризо (1, 2, 3), все эти годы она была частой гостьей в его мастерской. Художник становился одержим, модель жадно пила его восхищение – эти сеансы давали обоим ощущение абсолютной близости и обладания. Последнюю из 11 картин Мане подарил возлюбленной накануне ее свадьбы. 33-летняя Берта выходила замуж за брата Мане Эжена.
Источник
Описание
На картине изображена сцена на балконе, который огорожен зелёной решёткой. На балконе находятся две женщины в белоснежных платьях — одна из них сидит (художница Берта Моризо), а другая стоит (скрипачка Фанни Клаус). Позади них стоит нарядно одетый мужчина (художник Антуан Гийеме), а в темноте на заднем плане можно различить Леона Коэллу Леенхоффа, приёмного сына Мане.
Считается, что сюжет и композиция картины «Балкон» были навеяны картиной «Махи на балконе» (1808—1814), автором которой был Франсиско Гойя — один из любимых художников Мане.
При подготовке к написанию картины «Балкон» Мане также написал отдельный «Портрет мадемуазель Клаус» (1868), где Фанни Клаус изображена сидящей на балконе.
-
Франсиско ГойяМахи на балконе
-
Эдуар МанеПортрет мадемуазель Клаус
Берта Моризо с букетом фиалок 1872
Мане начал расширять свою цветовую палитру под влиянием пастельных пейзажей импрессионистов, но он никогда полностью не отказывался от своей тяги к черному, что проиллюстрировано здесь в портрете его близкой подруги, художницы Берты Моризо. В отличие от других его картин, которые в основном написаны при равномерном освещении, Мане решил осветить здесь только половину лица Моризо, создав драматическую игру света и тени. Она держит букет фиалок, которые сливаются с темной складкой ее платья. Почитатели творчества художника считали эту работу шедевром, и французский писатель Поль Валери в своем предисловии к каталогу ретроспективы Мане 1932 года в Музее Оранжери (Musée de l’Orangerie) написал: «Я не ставлю ничего в творчестве Мане выше, чем портрет Берты Моризо, датированный 1872 годом. . »
Эдуард Мане, Бар в «Фоли-Бержер», 1882 г.