Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505
Дерево, масло. 29 х 25 см. Музей Лувр, Париж
Подробнее — см. в отдельной статье Рафаэль «Святой Георгий»
Получив в 1504 орден Подвязки от английского короля Генриха VII, герцог Урбинский Гвидо да Монтефельтро в качестве подарка для британского монарха заказал Рафаэлю картину на тему подвига Святого Георгия. Доставить её в Англию было поручено Бальдассаре Кастильоне, автору известного в те времена трактата «О придворном».
Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. Согласно старинной благочестивой легенде, в болоте за стенами одного города поселился дракон, убивавший прохожих огненным дыханием. Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Воин-христианин святой Георгий, проезжавший мимо, увидев девицу в слезах, поручил себя Богу и пронзил дракона копьем. Копье сломалось, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. Он убил его и спас от смерти девушку.
Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505
Картину Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона» выставляли в паре с его же «Святым Михаилом». Обе картины имели одинаковый размер и схожий стиль. Это приводило к мысли, что Рафаэль писал их как единый диптих.
Рафаэль. Обручение девы Марии. 1504
Доска, масло. 170 х 117 см. Пинакотека Брера. Милан
Подробнее — см. в отдельной статье Рафаэль «Обручение девы Марии»
«Обручение девы Марии» – одна из самых известных и почитаемых картин Рафаэля. Она знаменует его переход от ученичества у Перуджино к рангу одного из самых выдающихся мастеров итальянского Возрождения. «Обручение девы Марии» было написано перед самой поездкой Рафаэля во Флоренцию.
Картина «Обручение девы Марии» было заказана семьей Альбиццини для часовни Святого Иосифа в миноритской церкви Сан Франческо города Читта-ди-Кастелло. В эпоху революционных и наполеоновских войн она не раз меняла хозяина, пока не оказалась в знаменитой миланской Пинакотеке Брера.
Рафаэль. Обручение Девы Марии. 1504
При написании этой «Обручения девы Марии» Рафаэль вдохновлялся двумя композициями Перуджино: знаменитой картиной «Христос вручает ключи от рая Святому Петру» из цикла фресок в Сикстинской капелле и панелью «Брак Девы Марии». На фризе храма, изображённого в глубине картины, стоит подпись Рафаэля и дата –1504 год.
На переднем плане Иосиф Обручник торжественно надевает кольцо на палец Богородицы, и держит символ своего избранничества – деревянный посох, который расцвел, тогда как у других женихов они остались сухими.
Рафаэль. Обручение Девы Марии. Мария. 1504
Многоугольный храм в стиле Браманте создаёт на этой картине Рафаэля удаляющуюся перспективу. Он является центром радиальной системы, состоящей из ступеней, портика, контрфорсов, барабана – и расширенной тротуаром. Группа гостей свадьбы повторяет этот круговой ритм. Три главных фигуры расположены на переднем плане, а остальные – в глубине, постепенно отодвигаясь всё дальше от центральной оси, обозначенной кольцом, которое Иосиф надевает на палец Богородицы.
Рафаэль. Обручение Девы Марии. Храм. 1504
План картины Рафаэля явно напоминает две вышеупомянутые работы Перуджино. Но пространство у Рафаэля открыто сильнее, а перспектива отображена гораздо лучше, чем у его учителя.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Отец Рафаэля, Джованни Санти, тоже был художником и служил при дворе герцога Урбинского, где царила высокая культура, терпимость и утончённость. Джованни Санти не считался даровитым художником, однако был умным и образованным человеком, не только живописцем, но и поэтом, и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора. Эти знания пригодились Рафаэлю позже, когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества. В отличие от большинсва художников он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми.
В 1491 году умерла мать Рафаэля, Маджиа. Его отец вскоре вновь женился. От этого брака родилась дочь Элизабетта, но вскоре, 1 августа 1494 года, умер и сам Джованни Санти. Рафаэль, которому едва испольнилось 11 лет, стал круглым сиротой, и его взял на воспитание дядя Бартоломео, священник.
К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника, и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что ещё мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». К сожалению, мы точно не знаем ни о том, как Рафаэль помогал в работе своему отцу, ни о том, как и где он учился основам мастерства. Никаких документов, относящихся к этому периоду жизни Рафаэля, не сохранилось, и мы вынуждены ограничиваться одними догадками.
Сикстинская мадонна. 1512-1513 гг.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1512-1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Сикстинская Мадонна спускается к нам по облакам. Она несёт нам самое драгоценное. Своего сына. Невозможно остаться равнодушным, когда смотришь в её грустные глаза.
Рафаэль невероятным образом передал её невесомость. Её стопы не проваливаются в облака. Тогда как двое святых в них почти утопают.
Ангелочки внизу картины отрешенно смотрят по сторонам. Такое их расположение тоже очень необычно. Недаром они сделали свою собственную карьеру. Их изображением до сих пор украшают подушки, шкатулки или тарелки.
В 1754 году Август III Саксонский купил картину за огромные деньги. Говорят, что он даже передвинул трон, чтобы картина лучше смотрелась.
Достоевский специально ездил в Дрезден, чтобы посмотреть полотно вживую. А её фотография всю жизнь висела в его кабинете. Именно эта картина вдохновила его на фразу “Красота спасёт мир”.
Я не случайно решила рассказать о Сикстинской Мадонне в последнюю очередь. Хотя создана она была чуть раньше, чем Мадонна в кресле.
Потому что это была вершина. Не только творчества Рафаэля. Пожалуй, вершина всего Возрождения. Дальше некуда. Уже невозможно написать что-то ещё более совершенное.
Это поняли современники Рафаэля. И долго не могли найти новый путь. Его найдут позже. Караваджо. Рембрандт. Затем Гойя.
А пока настанет 100-летняя эпоха маньеризма. Гармония духовного и телесного будет потеряна. А кто-то просто пойдет по пути подражания. Конечно, Рафаэлю.
“Рафаэль создавал то, что другие только мечтали создать”. Гёте.
О самой знаменитой картине Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Другие работы художника
Галатея
Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.
Освобождение Святого Петра
Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.
Сикстинская мадонна
Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.
Афинская школа
Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками.
Интересные факты о художнике
- Рафаэль Санти родился в семье придворного поэта и художника, и сам был любимым живописцем власть имущих, легко и уютно чувствуя себя в светском обществе. Тем не менее происхождения он был невысокого. Он остался сиротой с 11 лет, а его опекун годами судился с его мачехой за семейное имущество.
- «Сикстинскую мадонну» знаменитый живописец написал по заказу «черных монахов» – бенедиктинцев. Он создавал свой шедевр на огромном холсте, один, без участия учеников или помощников.
- Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
- Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
- Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»
Рафаэль. Святая Екатерина Александрийская. 1508
Дерево, масло. 71,1 х 54,6 см. Национальная галерея, Лондон
Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. Чтобы сделать это неестественное положение естественным, Рафаэль изображает святую Екатерину повернувшей голову вверх и влево – в экстатическом общении с тонкими золотым лучами божественного света, который сходит с неба.
Рафаэль. Святая Екатерина Александрийская. 1508
Левая рука Екатерины Александрийской опирается на атрибут её мученичества – колесо. Правая рука прижата к груди. Святая смотрит вверх на небо, наполняемое светом. Композиция богата гармоничным движением, её цветовая гамма полна и разнообразна.
Пейзаж этой картины Рафаэля выписан с особой тщательностью. Его светотени тоже указывают на влияние Леонардо, хотя зубчатые горы, свойственные пейзажам да Винчи, отсутствуют. Изысканное моделирование фигуры Екатерины Александрийской, небольшое скручивание ее тела в момент, когда она облокачивается на колесо своего мученичества (на котором шипы с целью смягчить элемент жестокости заменены округлыми шишками) хорошо отражают сбалансированный характер искусства Рафаэля. «Екатерина Александрийская» ясно свидетельствует о неустанных поисках формы, лежавших в основе образного творчества Рафаэля. Он всегда воздерживается возбуждать эмоции, которые считает слишком сильными, смягчает тона и элементы темы картин в поисках идеальной гармонии баланса между фигурой, цветом, позой и чувственным выражением, а также между главными и декоративными элементами.
на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Джорджоне – краткая биография, Тициан – краткая биография, 80 портретов Тициана
Биография Рафаэля Санти
Родился 26 или 28 марта 1483 г. в Урбино в семье художника Джованни Санти.
В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)
Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506—1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).
В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.
В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.
В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер 6 апреля 1520 г. в Риме.
Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.
Рафаэль. Распятие. Алтарь в Читта ди Кастелло. 1502-1503
Дерево, масло. 281 х 165 см. Национальная галерея, Лондон
Наличие мотивов Перуджино еще совершенно очевидно в «Распятии» Рафаэля, 1502-1503, которое сейчас хранится в Национальной галерее в Лондоне. На картине изображён распятый Христос с Девой Марией, Святым Иеронимом, Марией Магдалиной и Иоанном Богословом. «Распятие» являлось центральной частью алтаря, выполненного для церкви Сан Доменико в Читта ди Кастелло. Это первая работа, подписанная Рафаэлем. Подпись «нарисовано Рафаэлем из Урбино» полностью подтверждает его авторство.
Рафаэль. Распятие. Алтарь в Читта ди Кастелло. 1502-1503
Композиция «Распятия» близка к другим панелям на ту же тему, исполненным Перуджино – вроде внушительного Алтаря Киджи для Сант-Агостино в Сиене. Но строгая уравновешенность жестов, которая отличает фигуры картин Рафаэля от сентиментальных и простых поз Перуджино, четко разделяет молодого ученика от его учителя. Лица обработаны легкой светотенью и, в результате, они более грациозны, чем у Перуджино. Таким образом, Рафаэль – хотя он пока не желает и, возможно, не может преодолеть влияния Перуджино – показывает в картине «Распятие» свой собственный духовный склад. Он отличается необыкновенным чувством пропорции и остротой визуального восприятия. Это становится еще очевиднее в двух частях пределлы, оформленных историями из жизни святого Иеронима. Одна из них одна хранится в коллекции Кука (город Ричмонд), а другая – в Лиссабонской Галерее.
Ранние картины Рафаэля (до 1504)
В 1504 году, к концу своего пребывания в мастерской Перуджино, Рафаэль написал вслед за свои учителем алтарный образ «Обручение Девы Марии» (так называемое «Sposalizio»), непосредственно после того, как Перуджино закончил алтарную картину. Сравнение этих двух картин с ясностью демонстрирует как раз те качества Рафаэля, которые составляют главную силу его художественной концепции – мастерство пространственной фантазии и абсолютную ясность оптических представлений.
Рафаэль преодолевает влияние учителя и осмеливается вступить с ним в своего рода соревнование.
В этом произведении личность юного мастера уже сказывается сквозь весьма заметные феррарские и перуджинские влияния, было написано в 1504 г. для церкви Св. Франческо в Витта ди Кастелло.
Картина «Обручение» показывает, что Рафаэль нашел себя, осознал свои силы и свое тяготение к классическим идеалам для того, чтобы сделаться полноправным представителем классического стиля.
Алтарный образ «Обручение Девы Марии» — картина совершенно изумительной красоты, просветленной грусти и мудрости, которая особенно потрясает, если отчетливо представишь себе, что тайновидец и прозорливец, создавший «Обручение», — это юноша чуть за двадцать лет. В этой ранней работе, как и в «Мадонне Конестабиле» проявился характер его дарования, его поэтическая просветленность, лиризм.
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою»
Евангелие от Матфея 1:18-24.
Тема покорности, полного предания себя во власть высшего начала, смирения перед ним, бывшая главной духовной темой Рафаэля, раскрытая полнее всего во многих и многих образах его Мадонн, звучит здесь поразительно ясно.
Мария, стоящая перед первосвященником, протянув руку Иосифу, благочестивый Иосиф, седобородый первосвященник-патриарх написаны юношей Рафаэлем с такой глубиной и мастерством, похожим, собственно, больше на знание, чем на мастерство, которые не объяснить только художественной гениальностью, — за этим безусловно стоит человеческий (личный) опыт, и загадку его нам едва ли удастся когда-нибудь разгадать до конца…
Здание, изображенное на заднем плане картины «Обручение», по своему архитектурному решению очень напоминает храм Сан Пьетро ин Монторио в Риме, спроектированный Браманте в 1500-1504 году.
«»Обручение» Рафаэля с его неуловимым чувством пространства, с утонченностью и даже некоторой изысканностью источает такие благоухание и свежесть, каких не знает фреска Перуджино. При взгляде на картину молодого Рафаэля вы охвачены трепетным и волнующим чувством, словно ранним утром, когда воздух прохладен и чист, вас вдруг перенесли в прекрасную страну, где необычайные и привлекательные люди устроили красивый и изящный праздник. Далекие очертания гор и холмов, простирающиеся до самого горизонта, составляют задний план этой картины» Бернард Бернсон.
В Перуджу проникли к тому времени вести о тех художественных проблемах, которые разрабатывались во Флоренции, и о новых славных мастерах, проповедовавших принципы классического стиля, — Леонардо и Микеланджело. В душе Рафаэля пробуждается непреодолимое желание попасть во Флоренцию, чтобы пройти классическую школу у самих ее основателей. В 1504 году Рафаэль покидает мастерскую Перуджино.
Обручение Девы Марии (картина Рафаэля)
Обручение Девы Марии (итал. Lo sposalizio della Vergine ) — картина Рафаэля 1504 года из миланской Пинакотеки Брера. Картина (подписанная и датированная: RAPHAEL URBINAS MDIIII) была приобретена семьей Албиццини (Albizzini) для капеллы св. Иосифа в церкви Св. Франциска города Читта-ди-Кастелло (Città di Castello) в Умбрии. В 1798 она попала в руки наполеоновского генерала Леки (Lechi), который продал её миланскому арт-дилеру Саннаццари (Sannazzari). В 1804 году тот завещал картину центральному госпиталю Милана. Но уже в 1806 году она была приобретена для Академии изящных искусств Евгением Богарне.
Картина относится к раннему периоду творчества художника, когда он еще был связан с мастерской Пьетро Перуджино. Работы последнего, в частности, его фреска Передача ключей св. Петру в Сикстинской капелле Ватикана (1481—1482) и Обручение Марии из Музея изящных искусств г. Кан, датируемая ок. 1500—1504 гг., несомненно, оказали значительное влияние и на иконографию картины Рафаэля, и на её общее композиционное решение.
На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с Храмом, — священник, держащий за руки Марию и Иосифа, который протягивает ей обручальное кольцо. В левой руке Иосифа — расцветший посох, что, по преданию, и явилось знаком его избранности, посланным свыше: рядом с Иосифом один из отвергнутых женихов в гневе ломает свой посох. Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл. IX)) избрание Иосифа среди других претендентов совершается по другому чудесному знамению: из его посоха вылетела голубка и села ему на голову. Рафаэль же, как и Перуджино, использует свидетельство святого Иеронима, который в свою очередь основывался на библейской истории о расцветшем миндалевым деревом жезле Аарона (Чис. 17, 8). Из близости слов virga — «палочка» и virgo — «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.
Существенный символический аспект получает в картине мотив сквозного прохода через храм, через который виднеются расстилающиеся за площадью нетронутые природные ландшафты. С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма — символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой — храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы, и само соединение этих двух планов — символ соединения двух природ во Христе — божественной и человеческой.
При том, что Рафаэль полностью повторяет иконографическую программу Перуджино, в художественном отношении его картина — значительный шаг вперед. Его фигуры уже лишены архаической скованности, в них меньше статики — даже при том, что он использует все ту же идеально симметричную композицию, математическую выверенность которой только подчеркивает Идеальный Храм на заднем плане. Новаторство языка его архитектуры — с легкой аркадой ионического ордера, идеальным полусферическим куполом — заставило предположить некоторых исследователей влияние на Рафаэля Браманте, уже построившего к 1502 году свой знаменитый Темпьетто. Однако до своего переезда во Флоренцию Рафаэль скорее всего не мог видеть этой постройки, к тому же изображенный на его картине храм отличается весьма неконструктивным духом, что особенно проявилось в странных завитках волют, обеспечивающих переход от венца колонн к барабану купола, сложная спиралевидная форма которых не слишком подходит для исполнения из камня. Его храм — в первую очередь символ, и только затем — манифест новых архитектурных идей.
Интересные факты
- Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
- До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
- Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
- В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
- Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
- В 2020 г. исполнилось 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
- Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец.
Странная помолвка Божьей матери на картине Рафаэля «Обручение Марии».
Романтических сюжетов в религиозной живописи маловато. Ну потому, что главная любовь, которую пропагандирует христианство, это конечно, любовь к Богу . А мужья, дети и собаки – это все мирское, это потом. Поэтому даже такой сюжет, как свадьба будет начинён всевозможными символами веры.
И эти символы вовсе не про свадебную (обручение здесь идет в значении свадьбы, а не помолвки) выпечку, запуск голубей, выкуп невесты и подвыпившего свекра, все они про небесное покровительство земных чувств.
Известную в искусстве пару Марии и Иосифа (родителей Иисуса), изображали множество раз, но лишь у Рафаэля Санти, гения эпохи Возрождения, вышла такая пробивная метафизическая ассоциация.
Обстановка.
Мария и Иосиф жили в далекие времена, за две тысячи лет до нас. И примерно за полторы тысячи лет до Ренессанса. Но Рафаэль изображает их как своих современников. У свиты молодожен модные итальянские наряды, праздничное шествие застыло на большой городской площади, позади брачующихся, праздно гуляют простые горожане. Зачем Рафаэлю понадобилось вписывать “библейский” сюжет в реалии своего времени?
Скорее всего по одной причине – показать, что божественное присутствие не имеет срока давности, а соединение любящих сердец во все времена должно быть благословлено церковью.
Архитектура.
Храм на одной оси с главными персонажами тоже про благословение. Во всех вариантах этой картины, проемы в храме буду просвечивать, давая дорогу божественному свету. Земные и смертные люди с одной стороны, бесконечное небесное царство с другой, а церковь – посередине, как проводник земного к небесному, и наоборот.
Символы.
Мария показана в одеждах своих традиционных цветов. Небесно-голубого и жертвенного красного. Иосиф, единственный босой персонаж, наделен посохом из миндальной ветки. Миндаль давний символ невинности и так же связан с Марией. Получается, что священник, передавая эту ветвь, гарантирует жениху нетронутость (несмотря на беременность) его невесты. Что ж, ему ничего не остается, кроме как поверить.
Рядом с Иосифом нарядный итальянский франт – неудавшийся любовник. Он отвергнут Марией и ломает со злости прутик. По легенде, все, кто хотел на ней жениться, должны были оставить посох в храме для «кастинга». Посох Иосифа чудесным образом расцвел, что и послужило решающим моментом.
В картине мало выразительных красок или экспрессивных лиц. Точнее, их там вообще нет. Зато много геометрии. Ритм дорожек, ведущих к храму, треугольник новобрачных и священника, треугольник к в круге, круг в квадрате и т.д. Рафаэль прошил изображение этими неуловимыми ритмами форм, которые заставляют воспринимать картину как нечто словесное, поэтическое. И это потрясающий живописный ход.
Форма.
Есть предположение (и оно главенствует), что Рафаэль списал вид храма с известного Темпьето 1502 г. , возведенного в Риме незадолго до написания художником работы. Идея такого круглого храма пришла из античности, но во времена христианства приобрела символическое значение.
Круг стал воплощением бесконечности и идеальности божественной сущности.
http://www.proza.ru/2016/09/13/1411http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/665684
голоса
Рейтинг статьи