Владимир татлин: родоначальник конструктивизма в россии

Владимир татлин: жизнь и творчество художника. картины художник татлин

Примечания

     ПРИМЕЧАНИЯ:

     1. Родился   16 декабря (ст.   ст.) 1885 года в Москве.

     2. Точной даты смерти не установлено, по всей видимости, он умер в период между летом 1903 и маем 1904 года.

     3. Упомянутый   период,   вероятно, длился в 1899 по 1901 год, т. е три навигации. Можно предположить, что активная работа в частных   художественных мастерских Москвы (иконописной  и декоративной) падает на зиму 1901-1902 годов — перед поступлением в Московское училище живописи, паяния и зодчества (МУЖВЗ), где, кроме   обретения необходимых навыков художественного ремесла, Татлин зарабатывал себе на жизнь.

     4. Осенью 1902 года поступает в 1 класс общеобразовательного отделения МУЖВЗ, откуда отчислен 30 апреля 1903 года «за неуспеваемость в понятиях и неодобрительное поведение».

     5. Татлин учился в Пензенском художественном училище им. Н. Д. Селиверстова с 1905 по 1910 год. Так Пенза стала его творческой родиной.

     6. На время летних каникул Татлин выезжал из Пензы «по месту постоянного жительства» в Москву, где занимался в студии у И. Машкова, там же (в Москве) он знакомиться с лидером художественной молодежи М. Ларионовым и становится членом его кружка. Вместе с ним летом 1908 года предпринимает поездку на юг России. Кроме Москвы, в период 1909-1910 годов, учится в студни Я. Ционглинского и Школе живописи и рисования художников М. Бернштейна и Л. Шервуда — в Петербурге. Участие Татлина на выставке 1909 г. «Золотое руно» в Москве не зафиксировано. Первое документально подтверждаемое участие Татлина в Международной художественной выставке «Салон 2-й» В. Издебского состоялось осенью 1910 года.

     7. Период самообразования в кругу единомышленников. С лета 1912 до весны 1915 года Татлин арендует в Москве мастерскую (ул. Остоженка, 37), где в разное время с ним работали Л. и В. Веснины, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Грищенко, С. Лебедева, В. Лебедев, В. Ходасевич, бывал К. Малевич.

     8. Татлин выехал на Русскую кустарную выставку в Берлин к 1 февраля 1914 года в качестве «живого экспоната» — слепца-бандуриста. На заработанные там деньги он проезжает в Париж, где посещает мастерские художников, в том числе и П. Пикассо. К началу апрели того же 1914 года Татлин был уже в Москве, а 10-14 мая 1914 года в своей мастерской на Остоженке открывает «Первую выставку живописных рельефов». За ней последовали: «Художники Москвы — жертвам войны»; 1-я футуристи­ческая выставка картин «Трамвай В»; «Художницы — жертвам войны»; «Выставка живописи — 1915 год»; «Последняя футуристическая выставка 0-10» (все — 1914-1915 годов).

     9. Футуристическая выставка «Магазин» была открыта в марте 1916 года.

     10. Татлин переехал и Петроград в 1919 году, был профессором — руководителем «Мастерской материала, объема и конструкции» с 1 октября 1919 года до 1 октября 1921 года.

     11. Поручение на проектирование и строительство «Памятника III Интернационалу» Татлин получил от коллегии ИЗО Наркомпроса накануне отъезда в   Петроград, т. е в 1919 году.

     12. Модель «Памятника» строилась с марта 1920 года в бывшей Мозаичной мастерской Академии Художеств; там же впоследствии она и демонстрировалась с 8 ноября по 19 декабря, а с конца декабря 1920 года — в Москве на выставке к VIII съезду Советов.

     13. «Культура материалов» — творческий метод Татлина, укладывающийся в идеологию жизнестроительного искусства, разрабатывался им примерно с 1913 года. Основными произведениями этого метода можно считать «Памятник III Интернационалу», образцы нового быта: одежда, посуда, экономные печи, мебель (1923-1925); завершает эту линию работа над индивидуальным махолетом-орнитоптером «Летатлин» (1929-1932).

     14. «Матрос. Автопортрет», написал в 1912 году.

     15. Датируется 1917 годом.

     16. Датируется 1917 годом.

     17. Погибла во время блокады Ленинграда.

    Автобиография была написана, повторяю, в 1929 году и, конечно же, не могла вместить в себя последующие события значительной для искусства татлинской жизни. В ней вы не найдете их дат: начала и окончания строительства «Летатлина» (1929-1932); присвоения звания заслуженного деятеля искусств (1931) и последовавшей за этим персональной выставки (1932); работы в качестве театрального художника (с середины 1930-х голов); эвакуации с театром из столицы и гибели на фронте единственного сына (1943)… Затем уж до конца — одинокий, по­лузабытый, ищущий работы для существования художник… Не могла появиться в автобиографии и последняя запись: «Умер в Москве 31 мая 1953 года. Захоронен на Новодевичьем кладбище»… И только шесть человек, пришедших проститься с прахом. Нет. Жизнеописание художника Владимира Татлина еще пишется.

Часть II

     САМООПИСАНИЕ ЖИЗНИ

     Перед вами документ, вызывающий разноречивые чувства у исследователей жизни и творчества художника В. Татлина. Он обыкновенен, с точки зрения разряда самого документа, — просто казенная автобиография, подобная тем, что пишутся всеми нами до сих пор в канцеляриях различных учреждений, — и одновременно необыкновенен, ставящий в тупик своей упорной, нарочитой неточностью приводимых и нем дат.

Фотомонтаж Д. Димакова.     Автобиография была написана в 1929 году для ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских, г. Москва) еще нестарым человеком — Татлину тогда было 44 года, — не только никогда не страдавшим слабостью памяти, но, напротив, обладавшим ею в незаурядной степени. Он, например, знал огромное количество народных украинских дум, русских песен-былин, бродяжных, каторжных и разбойничьих песен, певшихся им под аккомпанемент бандуры, сделанной своими руками; он знал почти всего В. Хлебникова наизусть — поэта, сложного не только для понимания, но и для запоминания. Если ошибки автобиографии нельзя отнести к провалам памяти, то как можно объяснить их происхождение?

     Что это: «розыгрыш», зададимся вопросом, своего рода «ироническая мистификация»? Но ведь разносторонняя деятельность В. Татлина была тогда у всех на виду, и только разве какой-нибудь «чиновник от канцелярии» мог не знать важных событий, связанных с именем Татлина, даже недавних от 1929 года. Или же это своеобразная игра, черновик будущего Жизнеописания, в котором только немного «поправленная» дата смещает акценты в истории и выдвигает фигуру художника-новатора в вожди первооткрывателей и изобретателей нового искусства? «Мистифицированная Автобиография», как бы написанная для серии «Жизнь замечательных людей»?

     Что ж, и то, и другое, признаться, слишком похоже на Владимира Евграфовича. Впрочем, вопросы эти еще ждут своего разрешения, а потому и мы не станем торопиться с предположениями, хоть как-то проясняющими наше недоумение.

Татлин В. Е. «Продавец рыб» 1911 г. Холст, клеевая краска. 99×77 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Татлин В. Е.«Натурщица». 1913 г. Холст, масло. 143×108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Русские художники-авангардисты

Художники-абстракционисты стремились к тому, что искусство стало отвлеченным. Художественные образы должны вызывать определенный ряд ассоциаций, поэтому особую роль в создании любого полотна играют формы и цвет. Основоположником и основным представителем этого течения стал В. Кандинский. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.

Программным произведением К.Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А.Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.

Стремление заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а производству, техническим достижениям стало основой конструктивизма. Наиболее полно идеи этого направления выражались в архитектуре, в живописи основными представителями конструктивизма стали Э. Лисицкий и В. Татлин.

Переходным явлением, послужившим основой для многих других течений русского авангарда, стал кубофутуризм. Это направление соединило в себе традиции итальянского футуризма и французского кубизма. О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич в определенный период своего творчества работали в духе кубофутуризма. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.

Биография Владимира Татлина

Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 в Москве в семье железнодорожника. После смерти матери семья переехала в Харьков.

В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам.

В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение».

Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище. В 1906 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Париж, выступая в качестве профессионального музыканта-бандуриста.

В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

В 1913 году посетил мастерскую Пабло Пикассо.

В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке 0.10, представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.

В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези».

В 1925—1927 — профессор в Киевском Художественном Институте . Среди учеников были ставшие впоследствии известными: И. Каракис и др. В 1927—1930 — профессор ВХУТЕИНа в Москве.

В 1930—1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.

Скончался в Москве 31 мая 1953 года. Кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища

Александр Родченко

Центральная фигура русского конструктивизма, один из основоположников дизайна, фотомонтажа, художник книги, фотограф, мастер рекламы.

Учился в художественной школе в Казани с 1911 по 1914 гг. В 1914 году увлекается идеями Малевича. Учится в Строгановском художественно-промышленном училище. После его окончания занимался собственным творчеством, например, создал ряд графических композиций, используя чертежные инструменты. Демонстрирует их на выставке «Магазин» (1916). В 1914-1915 гг. впервые создает первые образцы фотомонтажа. В 1916 году занимался творческой исследовательской деятельностью, выявляя пространственную глубину и форму элементов.

В 1918 году заведует музейным бюро, некоторое время – директор Музея живописной культуры, организатор Московского отдела ИЗО, который входил в состав Наркомпроса. Сотрудничает в газете «Искусство коммуны». Создает серию «белых скульптур». Автор графической серии эскизов, построенных на циркульных окружностях. Отрабатывает конструктивный прием стержневого высотного сооружения.

Расцвет творческой деятельности художника пришелся на 1920-е годы. В 1919-1920 гг. вместе с А. Шевченко, Л. Поповой и др. входит в объединение Живскульптарх. В 1920-е гг. Родченко был преподавателем во ВХУТЕМАСе, возглавлял Лабораторию по изучению живописи при ВГХМ. В 1922 году вышла его книга «Лабораторное прохождение через искусство живописи и конструктивно-пространственные формы к индустриальной инициативе». Одновременно с подготовкой книги Родченко работал в области плаката – фотомонтажа. В 1923 году готовил обложки для «ЛЕФа». В 1929 году оформил спектакль «Клоп» В. Маяковского.

В следующее десятилетие творческая жизнь для Родченко раздвоилась. С одной стороны, он занимался агитпропагандой в соответствии с соцреализмом, а с другой – сохранял внутреннюю свободу, что выражалось в создании фоторепортажей и произведений станковой живописи на тему цирка. Для последних лет творчества характерны декоративные композиции в стиле абстрактного экспрессионизма.

Во время ВОВ находился в эвакуации, в 1943 году вернулся в Москву и был главным художником Дома техники. Проектировал серию плакатов о В. Маяковском, создал эскизы оформления поэмы «Хорошо!» совместно с женой В. Степановой, участвовал в оформлении выставок и альбомов. В целом, его позднее творчество противоречило официальной эстетике, причем в 1951 году Родченко был даже исключен из Союза художников, т.к. продолжал заниматься собственной независимой деятельностью, в основном экспериментальной, правда, в 1954 был восстановлен. Скончался художник в Москве 3 декабря 1956 года.

Любовь Попова

Живописец, график, театр. художник. Сестра литературоведа и философа П.Попова. Училась в студии К.Юона в Москве (1908-09), затем в Париже (1912-13). Участница выставок. Представительница русского худ. авангарда, с 1914 близка к кубофутуристам. Член худ. об-в «Трамвай В», «Супримус». С 1920 сотр. моск. ИНХУКа. В 1922-24 входила в ЛЕФ, пропагандист «производственного» искусства. Живописные композиции (в т.ч. «Конструкция», 1920) и др. работы. С 1922 художник по текстилю и моде, театр. художник. Покончила с собой.

Родилась в имении Красновидово (село Ивановское, Московская губерния) 24 апреля (6 мая) 1889 в семье богатого предпринимателя. Занималась в студиях С.Ю.Жуковского (1907) и К.Ф.Юона (1908–1909) в Москве, в Париже – в студии «Палитра», под руководством А.Ле-Фоконье, А.Сегонзака и Ж.Метценже (1912–1913), и, наконец, в московской студии В.Е.Татлина (1913). В эти годы много путешествовала по России и Западной Европе.

В 1914–1916 участвовала в целом ряде авангардистских выставок («Бубновый валет», «Трамвай В», «О, 10», «Магазин»). Познакомившись с К.С.Малевичем, зимой 1916–1917 приняла участие в организации недолговечного общества «Супремус». Ранние вещи художницы решены в духе фовизма и аналитического кубизма. Позднее перешла к более динамичной, «кубофутуристической» манере (Человек + воздух + пространство, 1913; Портрет философа, 1915; обе работы – в Русском музее) и полуабстрактному синтетическому кубизму. Манера художницы воспринимать мир как гигантский натюрморт, воссоздаваемый на полотне или в графическом листе в остроритмичных, а колористически – в декоративно-насыщенных, красочно-звучных формах, в полной мере проявились в произведениях середины 1910-х годов. Этапным в этом смысле явился цикл Живописная архитектоника, исполненный в 1916–1918-х годах. Именно разнообразие красочных ритмов отличает эти произведения от более строгого супрематизма Малевича.

В 1920 художница обращалась к сценографии, предваряя в ней стиль компромиссного между модерном и авангардом «ар деко» (эскизы занавеса и кукол для спектакля Сказка о попе и работнике его Балде по А.С.Пушкину для Первого государственного театра для детей; оформление спектакля Канцлер и слесарь по пьесе А.В.Луначарского в Театре комедии). С 1920 преподавала во Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас) и работала в Институте художественной культуры (Инхук), занимаясь там в секции монументального искусства, руководимой В.В.Кандинским; в 1922 примкнула к ЛЕФу («Левому фронту искусств»). Ее дизайн спектакля Великодушный рогоносец по пьесе Ф.Кроммелинка (поставленного в 1922 мастерской В.Э.Мейерхольда) стал этапным шедевром авангардной сценографии, с доминирующим на сцене миром абсурдно-гротескных структур и вещей; конструктивизм здесь впервые столь решительно продвинулся в сферу театра, однако сами «инхуковские» конструктивисты устроили над Поповой показательный (по-своему театральный) суд, считая этот «выход из лабораторной стадии» преждевременным. Тем не менее теория авангарда продолжала переходить в практику: в 1923 Попова оформила для Мейерхольда еще один спектакль (Земля дыбом по пьесе М.Мартине – С.М.Третьякова), а в 1924 занялась «производственным искусством», разрабатывая рисунки текстиля для 1-й ситценабивной фабрики.

Дополнение:

«Дама и Рояль» Казимир Малевич 1913 год

«Два крестьянина на фоне полей» Казимир Малевич 1930 год

«Черный квадрат» Казимир Малевич 1915 год.

«Необъективная композиция» Александр Родченко 1917 год.

«Реалистичная абстракция» Александр Родченко

«Цель композиции» Александр Родченко

«Купание женщины» Владимир Татлин

«Моряк» Владимир Татлин

«Сюжет 1» Владимир Татлин

«Мужчина на улице» Ольга Розанова 1913 год

«Бессюжетная композиция на белом фоне» Ольга Розанова 1913 год

«Натюрморт с кувшином и яблоками» Ольга Розанова 1910 год

«Москва. Синтетический город.» Александра Экстер 1914 год

«Карнавал в Венеции» Александра Экстер

«Архитектоника Картины» Ольга Попова 1917 год

«Натурщица» Ольга Попова 1912 год

Ольга Розанова

Ольга Владимировна Розанова (3 июля 1886, Меленки — 7 ноября 1918, Москва) — художница-авангардистка, живописец, график, иллюстратор, участница знаменитой «Последней футуристической выставки 0,10», член обществ «Союз молодежи» и «Бубновый валет». Ольгу Розанову называют одной из крупнейших представительниц русского авангарда.

Особенности творчества художницы Ольги Розановой: творческие искания Ольги Розановой прошли по извилистому пути — от примитивизма к футуризму, далее к супрематизму и цветописи. Вдохновляясь декоративным народным искусством, Розанова, по словам критика Абрама Эфроса, «родилась футуристкой». Ее колористический талант уникален; своим творчеством Ольга Розанова на несколько лет опередила развитие русского абстрактного искусства, ставя во главу угла авторское восприятие мира.

Известные картины художницы Ольги Розановой: «Кузница», «Портрет дамы в розовом платье», «Зеленая полоса». (в разделе «дополнение» есть изображения картин)

Ольга Розанова родилась в небольшом уездном городке Меленки Владимирской губернии. Владимир Яковлевич Розанов был уездным исправником, а мать, Елизавета Васильевна – дочерью священника. В 1896 году семья Розановых – отец, мать и четверо детей – переехали во Владимир, где Ольга поступила в женскую гимназию. По ее окончании девушка уехала в Москву – решение обучаться живописи было твердым. В 1904 году Розанова поступила в частное художественное училище Анатолия Большакова, где проучилась три года. Позже посещала классы в Строгановском училище, а также занималась в студии Константина Юона и Николая Ульянова. После Москвы был Санкт-Петербург и школа Званцевой, где она училась у Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина. В письме к сестре художница писала: «Мастерская эта лучше даже теперешних парижских. Нет сомненья, что эта школа вводит в точку современного искусства».

Розанова жила во Владимире, наезжая в Москву и Санкт-Петербург на время выставочного сезона. На рубеже 1910-х годов она создала первую значимую серию работ – еще фигуративную, преимущественно пейзажную. В приобретении необходимых холстов и красок ей помогали меценаты, в том числе Левкий Жевержеев, председатель петербургского общества художников «Союз молодежи», в которое Розанова вступила в 1910 году. Художница Варвара Степанова отмечала большие достижения Розановой в портретной живописи: «Портрет дамы в розовом платье» — «… необычайный почти единственный портрет по своей силе во всей новой русской живописи, где через призму цвета проходит и глубокая психология портрета и понимание портретной живописи».

Участие в выставках «Союза молодежи» принесло Розановой успех и известность, ее работы покупали, печатали в журналах. Розанова написала манифест «Союза молодежи» (1913), стала членом правления этого общества. В литературную секцию вошли Давид Бурлюк и Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, а также Алексей Крученых, с которым Розанову связали общие творческие проекты и личный роман. Розанова оформляла книги Крученых, проявив весь арсенал навыков – от коллажа до литографии; всего в содружестве Розанова-Крученых было создано 18 книг. В 1915 году вышел альбом ее линогравюр с текстами Алексея Крученых «Война».

«Специализироваться на одном каком-нибудь искусстве — это очень скучно» — считала художница, и под влиянием спутника жизни стала писать стихи в беспредметной стилистике. В 1917 году она разработала декоративные эскизы, по которым были созданы вышитые работы. После Октябрьской революции Ольга Розанова вошла в московскую коллегию Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в сфере ее внимания оказались проблемы объединения народных промыслов с учебными мастерскими. Художница не оставляла собственные изыскания в цветописи и беспредметном искусстве.

Ее жизнь трагически оборвалась в первую годовщину Октябрьской революции – Ольга Розанова умерла от дифтерита. Художницу похоронили на Новодевичьем кладбище. На посмертной выставке работ Ольги Розановой, прошедшей зимой 1919 года в Москве, было представлено около 250 ее работ.

Список литературы

  • Общество «Александра Экстер»
  • Alexandra Ekster (website by Jean Chauvelin and Nadia Filatoff)
  • Энциклопедия Кругосвет «Александра Экстер»
  • Георгий Коваленко Александра Экстер и Алексей Явленский. Журнал «Русское искусство»
  • Культура Портал: Андрей Наков — о творческом наследии Александры Экстер
  • А.Альчук «Роль женщин в истории визуального искусства»
  • Экстер Александра Александровна: биография, 75 картин
  • Общество «Александра Экстер»
  • Alexandra Ekster (website by Jean Chauvelin and Nadia Filatoff)
  • Энциклопедия Кругосвет «Александра Экстер»
  • Георгий Коваленко Александра Экстер и Алексей Явленский. Журнал «Русское искусство»
  • Культура Портал: Андрей Наков — о творческом наследии Александры Экстер
  • А.Альчук «Роль женщин в истории визуального искусства»
  • Экстер Александра Александровна: биография, 75 картин
  • Общество «Александра Экстер»
  • Alexandra Ekster (website by Jean Chauvelin and Nadia Filatoff)
  • Энциклопедия Кругосвет «Александра Экстер»
  • Георгий Коваленко Александра Экстер и Алексей Явленский. Журнал «Русское искусство»
  • Культура Портал: Андрей Наков — о творческом наследии Александры Экстер
  • А.Альчук «Роль женщин в истории визуального искусства»
  • Экстер Александра Александровна: биография, 75 картин
  • Направление творческой деятельности дизайнера (Этимология понятия дизайна)
  • Исследование самооценки и уровня притязаний
  • Исследование самооценки и уровня притязаний личности (Самооценка и уровень притязаний в современной психологии)
  • Информационное обеспечение профессиональной деятельности (Значение документации в бухгалтерском учете)
  • Основы оценки нематериальных активов, объектов интеллектуальной собственности
  • Основы оценки машин и оборудования. (Стандарт оценки стоимости машин и оборудования. Рынок машин и оборудования, особенности его функционирования и регулирования.)
  • Защитные механизмы ОС macOS
  • Трудовой договор: понятие и содержание. Отличие трудового договора от гражданско-правового договора
  • Как настроиться на рабочий лад. Обзор эффективных техник самомотивации (Как настроиться на рабочий лад?)
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Теория и практика перевода
  • Видо-временные формы группы Perfect

Творчество Татлина

Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью.

Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве.

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств.

Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда

Татлин Владимир Евграфович картины

Татлин Владимир Евграфович — советский художник, график, живописец. Родился в Харькове в 1885 году. Знаменит тем, что стал одним из самых значимых художников в русском авангарде. Кроме того, Владимир Татлин считается родоначальником русского конструктивизма. Одним из самых известных произведений, которые относятся к конструктивизму и являют её ярчайший образ, является конструкция Башня Татлина или Памятник III Интернационала.

Владимир Евграфович Татлин был довольно неоднозначной личностью. Известно, что в 13 лет он убежал из дома и был вынужден кормиться от случайных заработков. Из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в которое он поступил в 1902 году, его отчислили за неуспеваемость и неодобрительное поведение. После отчисления, он поступил в Пензенское художественное училище, продолжал создавать своё уникальное искусство, несмотря ни на что, и это, в конце концов, принесло ему славу.

Биография Татлина богата на события, в том числе и события из мира изобразительного искусства. Свои работы он выставлял вместе с такими художественными объединениями, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Также был участником «Последней футуристической выставки 0.10», которая стала легендарной. С 1925 года был профессором в Киевском Художественном Институте. С 1927 года стал профессором ВХУТЕИНа в Москве.

Творчество Владимира Татлина также удивительно, как и его жизнь. Многие искусствоведы считают, что этот талантливый живописец стал продолжателем дела Пикассо и совершенствовал разработки великого кубиста. Известно, что Татлин открыто противостоял Казимиру Малевичу. Он был в корне не согласен с тем, что искусство нужно увести в плоскость лишь одного цвета и абстрактных форм. Правдива ли история о том, что Татлин выбил стул из под Малевича, предлагая посидеть ему на цвете и геометрии, неизвестно, но она отличным образом характеризует их несогласия. Искусство Владимир Татлина некоторые называют утопическим, а другие, в том числе и признанные лидеры мировой живописи, называют настоящим прорывом, революцией, которая дала жизнь новым жанрам и направлениям.

Великий художник русского авангарда Татлин Владимир Евграфович умер в 1953 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Если вы хотите узнать свой почтовый индекс, то лучшим выбором для вас будет найти индекс по адресу в Москве на Index-Msk. Быстрый и очень удобный поиск.

Художник Татлин Владимир Евграфович

Антонида

Богдан Сабинин

Контр-рельеф

Май

Матрос. Автопортрет

Мясо

Натурщица

Продавец рыб

Садовые цветы

Спасские ворота

Старо-басманная

Трамвай

Цветы

Часть I

     На последних днях ушедшего года (1990 г. — прим. админ.) тихо отошла сто пятая годовщина со дня рождения художника Владимира Евграфовича Татлина. Один из столпов русского художественного авангарда начала века все еще в тени нашего полупризнания, полузнания, полупонимания. Недавно казалось, что установившееся идеологическое торжество «социалистического реализма» навсегда уже погребло его имя. Но память учеников, друзей и даже врагов сохранила не только имя, значительность художника, но и его работы. Их просили на выставки, а они пылились в запасниках государственных музеев. Все было: возводились хульные напраслины и слагались благочестивые легенды, мнения разделялись так, что двери этих за­пасников красились то в белый цвет — и тогда говорили будто за ними свет истины, то в черный — и тогда из-под них несло серой и гарью ада.

     Пришло время, и работы стали показываться, правда, очень редко; они всегда привлекали к себе внимание публики, но, к сожалению, даже эти показы не разрешали спора: великий Татлин или нет. К тому же многие очень интересные произведения В

Татлина, важные для его понимания и объяснения, оказались, Фотомонтаж Д. Димакова.увы, навсегда утраченными; со-хранившиеся только в фотографиях и репродукциях, они создали тот эфемерный, предметно-неуловимый слой, на котором рождаются уже новые легенды, мифы и их взаиморазоблачения. Эта неомифология попросту замещает пока еще не написанную реальную историю искусства двадцатого столетия, а, главное, невыясненное место Татлина в ней. Пристальный интерес к нему поддерживается не только у нас, но и за рубежом, впрочем, их попытки интерпретировать творчество художника тоже страдают   крайностями суждений с той лишь разницей, что, кроме оппозиций «божественное — богоборческое», «новаторское — традиционное», «профессиональное — дилетантское» — у нас, ими добавилось   «тоталитарное — демократическое». Это показал Международный  симпозиум «Татлин. Жизнь, творчество, суждения», прошедший в 1989 году в Дюссельдорфе. Были заслушаны мнения многих экспертов и историков искусства, однако каких-то обобщающих выводов, сближающих или разделяющих участников симпозиума, не прозвучало. Поэтому чуть позже родилась идея устроить самую полную выставку произведений художника, собранных со всего мира.   Говорят, что это будет в 1992 году. В отличие от титанов отечественного авангарда В. Кандинского и К. Малевича, других художников, составивших плоть этого движения: А. Родченко, В. Степановой, Л. Поповой, А. Лентулова, братьев    Весниных, Л. Лисицкого и др., выставки которых можно было осмотреть недавно за короткий период, — эта выставка В. Татлина будет, очевидно, завершать их парад.

     Да, Татлин сложен, а сложное требует постепенного подхода и сложного объяснения. Объяснения даже такого, казалось бы, обыкновенного биографического факта: как в провинциальной Пензе ученик местного художественного училища мог сложиться в художника мировой величины? А ведь он всегда считал Пензу своей творческой родиной.

Владимир Татлин

Владимир Евграфович Татлин (28 декабря 1885, Харьков — 31 мая 1953, Москва) — российский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник художественного конструктивизма. «Проект Памятника III Интернационала»(1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового модернизма и своеобразной визитной карточкой конструктивизма.

“Памятник III Коммунистического Интернационала”, который воссоздаёт образ Вавилонской башни с картины Брейгеля старшего. Связь эта не случайна: интерпретация революции как восстания против бога была устойчивой и распространенной ассоциацией в литературе и культуре первых лет революции. Башня— проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу.

Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-х годов.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902—03), Пензенском художественном училище (1905—10), посещал занятия в московских студиях И. И. Машкова и др. (1900-е гг.). Член художественных объединений «Ослиный хвост» (1912), Союз молодежи (1913), Левый фронт искусств (с 1922 г.) и др.

В ранних работах заметно влияние импрессионизма. После знакомства с М. Ф. Ларионовым (1908 или 1909) в творчестве Татлина возникает тема быта одесских матросов, рыбаков, торговцев. В полотнах «Матрос», «Продавец рыб» (оба – 1911) художник использует локальный цвет, дугообразные линии, обобщает детали. В 1910-е гг. Татлин часто пишет картины темперой, сопоставляет фигуры разных масштабов – данный приём напоминает композиции житийных икон. На формирование собственной живописной системы В. Е. Татлина оказали влияние опыт современных европейских (П. Сезанн, А. Матисс, П. Пикассо) и русских мастеров, а также традиции древнерусского искусства (фреска, икона). «Натурщица» (1913) – одна из программных работ художника. Татлина не интересует сюжет, для него важны расположение цветовых плоскостей, структура движения света и линий. Краска воспринимается скорее не как цвет, а как пластический материал.

Следующий этап в творчестве мастера – непосредственная работа с материалом (деревом, железом и др.). После посещения мастерской П. Пикассо (1914) он представляет на выставке «материальные подборы» («контррельефы»). В «Контррельефе» (1916) абстрактные геометрические формы выходят в реальное пространство, «отрываясь» от плоскости. Опыт работы с контррельефами, объединявшими особенности разных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, элементов технического изобретательства), позволили Татлину обратиться к архитектуре (проект памятника Третьему интернационалу, 1920), дизайну, сценографии (спектакль «Зангези» по поэме В. Хлебникова, 1923). В основе композиции памятника Третьему интернационалу – устремлённая вверх по диагонали спираль; внутри сооружения расположены основные объёмы – куб, цилиндр, полусфера, которые, по замыслу художника, могли вращаться.

В 1920-е гг. Татлину были близки идеи «производственного искусства». Он создаёт модели одежды, фарфоровой посуды, мебели. Вместе со студентами Вхутеина изготавливает три экземпляра летательного аппарата – «Летатлина» (1929—32), который должен был приводиться в движение мускульной силой человека. Конструкция аппарата была основана на изучении строения птичьих крыльев. В 1920-е гг. Татлин выдвигает идею «материальной культуры», утверждая, что в технических формах следует воплощать структуру биологического организма. В 1930-е гг. художник работает в основном в области театрально-декорационного искусства, возвращается к станковой живописи.

Творчество В. Е. Татлина оказало значительное влияние на современное искусство, став «классикой» русского авангарда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: