Фламандское барокко

Слайд 7Памятники античного искусства, зарисовки с которых Рубенс привез с собой

из Италии, не раз служили ему впоследствии источником творческого вдохновения.

Демонстрируя величие человека, Рубенс выступал достойным преемником великих мастеров Возрождения, а, рисуя его во власти инстинктов и страстей, живописец во многом оказался первооткрывателем, заметно расширившим диапазон доступных отражению в искусстве оттенков человеческих эмоций и аффектов.

Его религиозной живописи была чужда отвлеченность церковной догматики. Так, положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (около 1618) популярный в живописи XVI—XVII веков евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров.

Начало начал

В начале рассказа об этом художнике мы хотели бы упомянуть интересную драматическую историю его отца. У принца Вильгельма I Оранского, организовавшего революцию в Нидерландах, была жена Анна, которую он не любил и о которой забыл на время своей активной политической деятельности. Анна Саксонская родила принцу четверых детей, но их положение было шатким. Как они могли обеспечить хорошую жизнь себе и своим детям, если ее муж потерпит неудачу в политической игре? В конце концов, Анна не была самой красивой невестой до замужества, но она была самой богатой, и теперь ее состояние находилось в руках ее мужа.

Было очевидно, что Уильям польстился на приданое невесты, чтобы на эти деньги совершить революцию. Анна Саксонская хотела забрать у принца Оранского хотя бы часть своего состояния, чтобы иметь, говоря современным языком, подушку безопасности. Именно здесь в дело вступает семья Рубенса, в частности его отец.

Ян Рубенс был адвокатом и был приглашен Анной, чтобы консультировать ее по вопросам, касающимся ее имущества. Как отмечали современники, Ян был известен не только как хороший профессионал, но и как симпатичный мужчина. Это вызвало подозрение, что адвокат искал у Анны Саксонской не просто совета. Также выяснилось, что Анна, которая долгое время не видела своего мужа, неожиданно забеременела. Естественно, подозрение сразу же пало на Яна Рубенса, который был заключен в тюрьму. В этой истории не только жена принца Оранского не была незамужней дамой, но и адвокат был женат.

Жена Рубенса, у которой также было четверо детей, три сына и дочь, не хотела отказываться от помощи мужа. Она попросила о помиловании своего мужа, как и адвокат, отвечавший за его арест, поскольку ему грозила смертная казнь. После некоторого времени, проведенного в тюрьме, Ян Рубенс спас свою жизнь, но был отправлен в изгнание. В этой ссылке Ян стал отцом более позднего художника Петра Павла. Однако остается неясным, была ли у адвоката и принцессы любовная связь.

Возможно, все это было лишь частью политической игры, которую вел герцог Оранский, которому нужно было сохранить деньги своей жены для себя. Вскоре появилась семья Рубенс, которой пришлось заплатить большой залог за свою свободу. После смерти мужа мать Питера Пауля Рубенса смогла вернуться в свой родной город Антверпен, куда она приехала вместе с детьми.

Йоханнес Вермеер

Продолжительность жизни: 31 октября 1632 г. — 16 декабря 1675 г.

Национальность: голландец

Йоханнес Вермеер

Йоханнес Вермеер в свое время был относительно малоизвестным. Возможно, это произошло потому, что он был менее плодовитым и за свою жизнь создал всего около 45 работ, из которых 36 до сих пор сохранились. Но качество их настолько велико, что они входят в число самых почитаемых изображений в истории искусства. Хотя он также писал религиозные и мифологические сцены, Вермеер наиболее известен своими картинами сцен повседневной жизни в интерьере. Кроме того, он известен мастерским использованием света в своих работах и ​​созданием реалистичных ярких изображений, завораживающих зрителя. После смерти Вермеера забыли, и только в 19 веке его работы были заново открыты и оценены. С тех пор репутация Вермеера стремительно росла. Голландский Золотой век был периодом в истории Нидерландов, в котором, среди прочего, голландское искусство заняло свое место среди самых известных в мире. Вермеер в настоящее время признан величайшим художником голландского Золотого века наряду с Рембрандтом.

Шедевр: Девушка с жемчужной сережкой (1665)

Девушка с жемчужной сережкой (1665) — Иоганн Вермеер

Другие известные произведения: —

Доярка (1658)

Вид на Делфт (1661)

Джан Лоренцо Бернини

Продолжительность жизни: 7 декабря 1598 г. — 28 ноября 1680 г.

Национальность: итальянец

Джан Лоренцо Бернини

Период барокко был весьма богат на экстравагантные стили архитектуры, искусства и музыки. Скульптура в стиле барокко пыталась запечатлеть динамическое движение человеческих фигур, должна была рассматриваться со всех сторон и выставлялась в центре, а не у стены. Джан Лоренцо Бернини приписывают создание стиля скульптуры в стиле барокко, и он развил его до такой степени, что другие скульпторы имеют лишь второстепенное значение в обсуждении этого стиля. Бернини был определением детского гения. Он «в свои 8 лет был признан вундеркиндом» и вскоре заслужил восхищение и расположение влиятельных покровителей, которые провозгласили его «Микеланджело своего века». Он сделал длинную и выдающуюся карьеру, создав одни из самых известных скульптур из когда-либо созданных. Бернини был ведущим и самым известным скульптором своего времени. По словам одного ученого: «То, что Шекспир значит для драмы, Бернини значит для скульптуры».

Шедевр: Экстаз Святой Терезы ( 1652 )

Экстаз Святой Терезы ( 1652 )

Другие известные скульптуры: —

Давид (1624)

Аполлон и Дафна (1625)

Самые известные картины Рубенса

Очень сложно выбрать наиболее известные картины Рубенса. Его кисти по самым скромным оценкам искусствоведов принадлежит более 1400 полотен. Но все же некоторые шедевры достойны отдельного упоминания:

Картинами Питера Пауля Рубенса можно любоваться долго. А посетители портала Very Important Lot в любой момент могут принять участие в аукционах искусства. Сайт также дает возможность купить картины напрямую у современных художников.

526106 526085 526083 526095 526086 526082 526105 526103 526107 526108 526089 526099 526081 526109 526096 526084 526102 526110 526101 526100 526097 526104 526087 526090 526094 526093 526092 526088 526098 526091

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

  • Реферат роль лирических отступлений в поэме мертвые души

      

  • Автоматты реттеу жүйесі реферат

      

  • Реферат на тему видеоадаптеры

      

  • Мышцы нижней конечности реферат

      

  • Основные концепции сознания реферат

Зачем всё это нужно?

Такое упражнение помогает посмотреть на себя со стороны. Попробуйте вчитаться в ваши таблицы так, будто это написано не о вас, а о ком-то другом. Какой человек вырисовывается перед вами? Что его тревожит? Что цепляет? Представьте, что это таблица вашего хорошего знакомого, — что вы сказали бы о ней?
Чёткие знания о себе станут для вас настоящей внутренней опорой. Когда вы знаете о какой-то своей особенности и понимаете, что вы можете с ней сделать (или не можете — и это тоже ценная информация), то вас сложно обидеть или задеть, на ваше мнение о себе практически невозможно повлиять. А значит, ваша самооценка будет стабильнее.
Кроме того, знания о себе в таком развёрнутом виде помогут лучше осознать свои ценности

Например, если вам важно чувствовать себя свободным и открытым, вы можете реализовать это вне работы, на которой от вас требуют придерживаться жёсткого дресс-кода. Либо вы можете понять, что работа с такими требованиями вам не подходит и пора поискать что-то другое.

ТВОРЧЕСТВО РУБЕНСА

Рубенс никогда не стеснялся подражать своим предшественникам, которые восхищали его, особенно Тициану и Брейгелю. Первое десятилетие его карьеры представляет собой картину тщательного и методичного покорения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры живописи эпохи Возрождения и стал самым разносторонним художником своего времени.

Эта жизненная сила также связана с тяжелыми женскими фигурами, так называемыми «фигурами Рубенса», которые могут отталкивать современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

В 1610-х годах Рубенс разработал новые формы фламандской живописи, особенно жанр сцен охоты, которые проникнуты страстным динамизмом зрелого барокко («Охота на крокодила и бегемота»). В этих работах вихрь композиционного движения взрывает ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.

Его мастерство кисти проявляется в многочастных композициях 1620-х годов и в точных, плавных и легких мазках его небольших работ последнего периода.

РУБЕНСОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Нигде так не проявляется радостный, жизнерадостный, здоровый дух благотворности Рубенса, как в его картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и должна быть всякая обнаженная натура, но не вульгарные, полезные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его искренней, животворящей радости.

По его мнению, человеческое тело — такое же творение Бога, как и жизнь святого, вплоть до мельчайших деталей, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он всегда писал их с искренней непосредственностью, отражающей его сильные религиозные убеждения. Технически практически невозможно найти недостатки в изображении Рубенсом обнаженной натуры, хотя современный вкус к женской красоте сильно отличался от предпочтений и подходов художника.

Рубенс, возможно, лучше, чем любой другой художник в истории, умел добиваться необычных, тонких оттенков с помощью красного, синего, белого и коричневого цветов, чтобы точно передать цвет плоти.

Блестящий колорист, Рубенс сумел передать тончайшие нюансы текстуры и структуры самого тела. В одном ряду со своим предшественником Тицианом и его преемником Ренуаром, он является непревзойденным художником формы человеческого тела.

Личная жизнь

Рубенс делал все возможное, чтобы его личная биография оставалась вне поля зрения общественности. По этой причине мы можем судить об истинных чувствах художника к своим близким родственникам только по его портретам. Его женой была Изабелла Брандт, дочь государственного служащего. От этого брака родилось трое детей: Клара-Серена, Альберт и Николас.

Брак был основан на расчетливых отношениях, хотя молодая девушка окружала Рубенса заботой и вниманием в течение 17 лет. В 1630 году она умерла от сердечного приступа

В возрасте 53 лет он снова женился на 16-летней Хелен Фоуэрмен, которая родила ему пятерых детей, младший из которых родился уже после смерти Рубенса.

Римский период

В 1605 году брат Рубенса, ученик гуманиста Липсиуса, получил должность библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. После двух лет изучения классических древностей в компании своего брата, летом 1607 года Рубенс был приглашен на Ривьеру для написания портретов генуэзской знати. Там он познакомился с Якопо Серра, генуэзским банкиром, который ссужал деньги Папе Римскому. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на иконостас для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В это же время он работал над жизнеописанием для монастыря Ораторского ордена в Фермо.

Появление заказных работ в Риме, который в то время был Меккой для всех европейских художников, позволило Рубенсу порвать связи с провинциальным двором Мадонны. (Хронические задержки с выплатой зарплаты также сыграли свою роль). В октябре 1608 года он получил письмо от своего брата из Антверпена, в котором сообщалось, что его мать умирает. Он побежал на север, но не нашел ее живой.

Сладострастный однолюб

Это была любовь с первого взгляда. Свадьба не была отложена надолго. 18-летняя Изабелла Брандт очаровала Рубенса, который больше не хочет возвращаться в Италию и теперь обязательно останется в Антверпене. Ей 31 год, пишет страстные обнаженные красавицы, томные изгибы спин, золотистые волосы, молочная сияющая кожа, как будто его студию и спальню посещают самые красивые женщины всех стран и классов, делясь самыми сокровенными секретами своих прелестей. Но биографы должны с легким разочарованием признать, что Рубенс сначала терпеливо ждал настоящей любви, а затем был искренне верен Изабелле на протяжении 17 лет их совместной жизни вплоть до ее смерти.

То ли дипломатическая работа помогла ему преодолеть горе и ожить, то ли Рубенс снискал Божью милость мощными картинами, принесшими ему славу, но четыре года спустя он снова влюбится. С первого взгляда. Теперь он знаменит, он рыцарь и секретарь Тайного совета Ее Величества — и он женится в середине Великого поста. Хелене Фурман всего 16 лет, и взволнованный Антверпен шепчется о невероятно красивой жене обожаемого художника (1, 2, 3).

Когда 10 лет спустя Хелена, беременная пятым ребенком, стоит у постели умирающего Рубенса, к художнику вызывают священника. Его сопровождают три тысячи жителей Антверпена, которые признаются в любви к живому, веселому, счастливому и удачливому художнику.

Автор.

По возвращении из Италии 32-летний художник почти сразу женился на 18-летней Изабелле Брандт, соседке и родственнице жены его брата. Рубенс на «Автопортрете с Изабеллой Брандт», своей добрачной работе, изображен со своей молодой женой — молодые люди влюблены и счастливы.

С 1611 по 1616 год Рубенс построил роскошный особняк с большим садом, который сразу же стал самым великолепным дворцом в городе и служил резиденцией, галереей и мастерской великого художника. Он вел обычную жизнь: Церковь по утрам, затем уроки живописи, совмещенные с прослушиванием Плутарха или Сенеки (они читали ему) и диктовкой писем, скромная диета, верховая езда и периодические деловые визиты. Художник ненавидел обжорство, пьянство и азартные игры — это было просто пустой тратой времени и здоровья.

У художника был небольшой круг избранных друзей, которые были близки ему в смысле общественных деятелей и государства (мэр, заместитель мэра, ученые). Его отношения со старшим братом Филиппом были очень доверительными. После его смерти в 1611 году он нашел моральную поддержку прежде всего у своей жены.

Родилось трое детей: дочь и два сына. Клара-Серена, родившаяся в 1611 году, умерла в возрасте 12 лет. Его отец возлагал большие надежды на Альберта (1617-1657), а затем на своего второго сына Николаса (1618-1655), но живопись была страстью только для самого Питера Пауля; второй Рубенс не интересовался искусством. После 17 лет счастья Изабелла умерла.

Именно работа спасла Рубенса от отчаяния. Четыре года спустя знаменитый художник, рыцарь и секретарь Тайного совета Ее Величества снова встретил любовь. Хелен Фауэрман, красивой девушке 53-летнего художника, было всего 16 лет. От этого брака родилось пятеро детей. Рубенс не дожил до пятого — он умер 30 мая 1640 года, прожив 62 славных, счастливых и благополучных года, оставив потомкам великолепное и обширное художественное наследие.

Культ женского тела

«Венера дель Трибуна» («Венера Урбинская») Тициана Вечеллио, 1538. Картина написана по заказу герцога Урбинского. Вероятно, прототипом послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. По другой версии моделью для картины послужила возлюбленная самого Тициана.Портрет Дианы Пуатье, возлюбленной Генриха II («Diane de Poitiers») François Clouet, 1571.Король Франции Генрих II (1547—1559) неоднократно заказывал портреты своей возлюбленной в обнаженном виде, а также приказал высечь ее из мрамора и отлить из серебра.«Габриэль д’Эстре с сестрой», Неизвестный художник, ок. 1594. Возлюбленная Генриха IV, также неоднократно изображалась обнаженной.«Портрет молодой женщины, или Форнарина», Рафаэль, 1518—1519. В таком же духе Рафаэль изобразил свою полулегендарную возлюбленную, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути.«Портрет Симонетты Веспуччи», Пьеро ди Козимо.  Симонетты Веспуччи — одна из самых красивых женщин эпохи Ренессанса, возлюбленная Джулиано Медичи. Портрет был создан уже после смерти Симонетты в возрасте 22 лет, тем не менее, ее внешность совпадает с более ранними изображениями.Сюда же можно отнести и нагую статую-портрет «Статуя Справедливости», которую прекрасная сестра папы Павла III Джулия Фарнезе заказала для своего склепа в храме Св. Петра. Статуя была обнаженной до 1594 года, когда ее «одели» в съемную металлическую тунику.
Жан Фуке. Агнесса Сорель в образе Девы Марии. Створка диптиха из Мелена.Аллегория, мифология, история, Библия, мученичества святых, все становилось всего лишь поводом для того, чтобы изобразить один и тот же сюжет — женское тело.— Жоэ Буске

Сандро Боттичелли«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли, 1486

«Негры» у художников появились раньше, чем у писателей

Участие в политической жизни требовало всё больше времени, количество заказов росло, а среди картин в работе много огромных полотен с большим количество персонажей. Что же делать? Был найден гениальный выход, которым все остались довольны: и ученики, которые принимали участие в творческом процессе и приобретали бесценные навыки, и заказчик, который в срок получал шедевр. Много лет спустя претензии возникли у искусствоведов и экспертов аукционных домов при атрибуции. Как определить границу между работой Рубенса и его учеников?

Одни картины, выходящие из мастерской, принадлежали кисти самого художника, другие создавались под его руководством, а для написания третьих он привлекал своих учеников в зависимости от того, что у них лучше получается. И кто-то рисовал животных, а кто-то — пейзаж, интерьер или одежду.

Ян Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». (Собрание Валерии и Константина Мауергауз)

Такая школа многим шла на пользу. Набив руку, они сами становились мастерами. Учениками и помощниками Рубенса в разное время сбыли Якоб Йорданс, Ян Брейгель Старший, Антонис ван Дейк, Франс Снайдерс и другие знаменитые художники.

Франс Снейдерс, Натюрморт с устрицами и куропатками. (Международный институт антиквариата)

Увеличение спроса на художественные произведения, когда их стали приобретать не только высшие слои общества, но и «средний класс», привело к тому, что такие мастерские стали тиражироваться и даже выкристаллизовался определенный алгоритм, по которому создавали полотна. Глава мастерской сам делал эскиз и утверждал его у заказчика, а затем давал задания ученикам-подмастерьям. Только в самом конце он проходился по почти готовой работе рукой мастера. Питер Рубенс в своей мастерской довёл эту систему до совершенства. Он никогда не скрывал того, что работать ему помогали подмастерья. Себя он называл «учёным художником» — pictus doctus, а главным считал «замысел и воображение» — idea и invetnzione.

После смерти Рубенса самым знаменитым художником Антверпена стал Якоб Йорданс

Творчество Йорданса от Рубенса отличает то, что он в меньшей степени был под влиянием итальянских мастеров. Например, он не поехал учиться в Италию. При этом, как и многие его современники, он испытывал влияние великого новатора Караваджо и унаследовал его бунтарский дух. Не случайно некоторые его картины оказывались в центре скандала и облагались штрафами.

Якоб /Жак/ Йорданс «Мелеагр и Аталанта». (Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

Ещё одно отличие — на своих картинах Йорданс изображал простых горожан и даже крестьян чаще, чем королей и античных героев. Как и у Рубенса, у него появилась мастерская, учеником которой стал его сын Якоб Йорданс Младший.

Слайд 2Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого

по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как

для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Что бы он ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира. «История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа», — писал о Рубенсе один из его биографов.

Испанское барокко. Эль Греко и Веласкес

Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое. Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой. Чтобы получить такой эффект, он так наносил основные краски на белый грунт, чтобы тот частично просвечивал на полотне.

Эль Греко «Святое семейство» (1585)

Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»)

На полотне художник представил себя пишущим портрет… Кого? То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). То ли их дочери — инфанты Маргариты: в окружении многочисленной свиты она кокетливо смотрит прямо на зрителя.

Веласкес «Менины» (1656)

Иллюзорность, игра, загадка — тоже характерные черты искусства барокко.

Фламандские художники в России

Первым российским коллекционером стал Пётр Великий, создавший первый в стране музей. Это дало старт массовым закупкам полотен западноевропейских художников. Правда, в основном это были произведения голландских живописцев с изображением милых сердцу императора кораблей и морских пейзажей, а картин фламандских и итальянских живописцев было гораздо меньше.

Затем эстафету приняли Екатерина I, Елизавета Петровна и Екатерина II. Последняя очень серьёзно относилась к собирательству предметов искусства. И по русской традиции, если первые лица чем-то увлечены, то их ближайшее окружение непременно должно последовать их примеру. Естественно, такое яркое явление как фламандская живопись не могло пройти мимо внимания венценосных и придворных коллекционеров. И стены российских дворцов стали украшать картины кисти Рубенса, ван Дейка, Снейдерса.

Франс Франкен Младший «Триумф Вакха». (ГУК ТО «Тульское музейное объединение»)

Это тенденция продолжалась до 1917 года. После Октябрьской революции началась национализация частных коллекций и великое перемещение картин в региональные музеи. В советские годы музейные коллекции почти не пополнялись предметами западноевропейского искусства. Чудом уцелевшие частные коллекционеры не спешили афишировать свои богатства.

Корнелис де Вос «Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником». (Собрание Валерии и Константина Мауергауз)

В начале 21-го века ситуация коренным образом переменилась. У частных коллекционеров снова появилась возможность делать закупки за рубежом, и благодаря их усилиям в России вновь стали появляться великолепные произведения, созданные в пору расцвета фламандской живописи.

Со всем спектром творчества художников того времени можно познакомиться до 14 мая 2023 года в музее «Новый Иерусалим» на выставке «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись 17-го века из музеев и частных собраний России».

Русское барокко

Пётр I приложил много сил для приобщения России к европейской культуре. Барокко в России задержалось надолго, но особенно ярко проявилось в архитектуре. Пётр I приглашал мастеров барочной архитектуры, а также посылал своих молодых художников и архитекторов на учебу за границу. Первый этап развития барокко в России получил название «петровское барокко».

Живопись этой эпохи освобождается от церковных сюжетов и активно переходит к светским жанрам: портретам, пейзажам, жанровым сценам. Первым русским живописцем, побывавшим за границей, был портретист Иван Никитин (1680-ок.1742). Он 3 года провёл в Италии, но в его портретном творчестве выражены только некоторые элементы стиля барокко. 

Успехов в создании барочного портрета достиг русский художник Иван Адольский (Одольский, 1686-ок. 1758).

Например, его Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком.

Слайд 6Рубенс в те годы делал своими героями людей почти исключительно

прекрасных телом и сильных духом. Художника увлекали высокие примеры стойкости,

несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»). В поисках тем и образов для своих картин он особенно охотно обращался в тот период к любимой им античности, вдохновляясь, впрочем, не только литературой и мифологией, но даже конкретными памятниками изобразительного искусства древности. Он стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы.

Слайд 3Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от

родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии,

куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу. Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Много дала Рубенсу поездка в Рим. Исполнение обоих заказов (вариант большой картины для главного алтаря церкви ораторианцев Санта-Мария ин Валличелла и «Поклонение пастухов») позволило молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима. Стремясь постичь законы монументальной композиции, Рубенс, наряду с ренессансной монументальной живописью, внимательно изучал и античную пластику, делая многочисленные штудии и зарисовки с поразивших его воображение памятников. Причем уже тогда, копируя, он искал в каждой статуе живую модель, послужившую ей прообразом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: