Евангельский рассказ
Снятие с креста (мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, 1042—1056 годы) Рассказ о снятии тела Иисуса с креста приводится у всех четырёх евангелистов и каждый из них связывает это событие с именем Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа. В Евангелиях не описано как происходило само снятие тела, рассказывается лишь о том, как Понтий Пилат дал на это разрешение.
Евангелие | Описание снятия с креста |
От Матфея (Мф. 27:57-59) | Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею… |
От Марка (Мк. 15:43-46) | …пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. |
От Луки (Лк. 23:50-54) | Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном , где ещё никто не был положен. |
От Иоанна (Ин. 19:38) | После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. |
Композиция и стиль
В работе присутствуют черты искусства итальянского Высокого Возрождения и барокко, и, как принято считать, проявилось влияние таких художников как Караваджо, Тинторетто, Микеланджело.
Воздвижение Креста. Полное изображение триптиха
Воздвижение креста. Схема композиции В. Г. Власова, 2004
Французский живописец и выдающийся эссеист Эжен Фромантен посвятил этому произведению восторженные строки и характерно-точное описание всех деталей композиции в своей знаменитой книге «Старые мастера» (1876). При этом тонкий критик и проницательный наблюдатель отметил: «Широкая публика облюбовала „Снятие с креста“, „Воздвижение“ же способно трогать скорее пламенных или самых убеждённых друзей Рубенса. Действительно, нет ничего более несходного между собой, чем эти два произведения. Написанные с перерывом в два года, вдохновлённые единым усилием творческой мысли, они, однако, таят в себе зачатки двух различных направлений… Итальянские мастера, к которым он обращался, разумеется, давали ему противоречивые советы. Художники буйные призывали его дерзать, строгие — рекомендовали сдержанность.
Натура, характер, природные способности Рубенса, старые и новые уроки — всё это вело к раздвоению. Сама задача требовала, чтобы он использовал обе стороны своего превосходного дарования. Рубенс почувствовал, что такой случай ему подвернулся, ухватился за него и разработал каждый сюжет сообразно его духу».
Тема жестокой казни нехарактерна для искусства итальянского Возрождения, она чаще встречается в работах художников, в том числе в алтарных картинах, в искусстве Германии и Нидерландов. При этом художники обычно изображали Распятие уже свершившимся. Рубенс весьма неожиданно сделал зрителя свидетелем страшной казни. С первого взгляда гигантская картина поражает (многих возмущает); кажется, что она написана в один приём.
Фромантен отмечал, что «Воздвижение» гораздо больше, чем «Снятие» говорит «о самобытности Рубенса, о его порывах, дерзаниях, удачах.. о брожении ума». Возможно, что рисунок картины менее совершенен и формы менее проработаны, но «в нагромождении её раскрытых и замкнутых форм, изогнутых тел, воздетых рук… она до конца сохраняет характер наброска… На левой створке художник объединил всех охваченных душевной скорбью близких в одну мятущуюся группу оплакивающих и отчаявшихся людей. На правой створке представлены только два конных стража — с этой стороны не может быть никакой пощады. В центре — крики, богохульства, оскорбления, топот. Палачи с лицами мясников зверскими усилиями поднимают крест, стараясь поставить его вертикально. Руки сжимаются, верёвки натягиваются, крест качается и пока поднят лишь наполовину. Смерть неизбежна… Всю ярость и всю поспешность, с какой убийцы стремятся закончить своё дело, художник выразил как человек, глубоко понимающий проявления гнева и чисто зверские инстинкты. Но ещё лучше переданы им спокойствие духа и блаженство умирающего, принесшего себя в жертву мученика… Христос озарён светом… Кто из мастеров даже лучшей эпохи итальянской живописи не был бы искренне поражён здесь силой экспрессии, достигшей своей кульминации?».
На триптихе изображено в общей сложности двадцать два человека. Из общего числа выделяются Дева Мария и Иосиф Обручник, расположенные на левой панели, некоторые солдаты и двое детей. Каждая панель триптиха имеет свою собственную доминирующую группу. На левой панели это скорбящие женщины вместе с Марией и Иосифом. Средняя панель посвящена целиком и полностью мучениям Христа. Одновременно в средней и правой панели изображена подготовка казни двух преступников, их также сопровождает группа из нескольких солдат. Но картина не сводится к значению изображённых на ней фигур. «Это истинно возвышенное произведение. Оно воздействует декоративным ритмом линий и пятен, мерцающими бликами и изысканнейшими жемчужными переливами цвета. Собака на переднем плане или роскошный серый конь в яблоках на боковой створке триптиха, не противореча сюжету, выдают жизнелюбие художника даже в отношении столь трагической темы».
Иоанн — рыбак, единственный из апостолов, умерший естественной смертью
Иоанн Богослов пишет Евангелие
- Символ — орел или лев;
- Продолжительность жизни — 72 года;
- Книги – Евангелие от Иоанна, 1, 2, 3 послания Иоанна, Откровение;
- Смерть — естественная, по возрасту.
Христиане знают его под вторым именем — Богослов. В своем евангелии он называл Иисуса Словом Божьим («Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» Ин.1:1).
Иисус Христос называл его «Сын грома» — за порывистость и эмоциональность. Иоанн был простым рыбаком. После призвания в ряды учеников Иисуса, апостол больше не покидал Его.
Евангелист видел чудеса Иисуса: воскрешение дочери Иаира, Преображение на Фаворе. Он был рядом с Ним на Тайной Вечере. В день казни Иисус поручил заботиться о Своей матери именно Иоанну.
Иоанн проповедовал христианство, изгонял бесов из храмов, лечил больных, воскрешал умерших. В отличие от других апостолов, Иоанн принял естественную смерть. Когда пришел его час, святой помолился, лег в заранее приготовленную могилу и попросил учеников захоронить его.Позже другие ученики раскопали могилу, но ничего в ней не обнаружили.
Примечания
- . Дата обращения: 21 июля 2018.
- . Дата обращения: 21 июля 2018.
- Никулин Н. Н. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. Очерк-путеводитель. — Л.: Искусство, 1987. — С. 48.
- Никулин Н. Н. Нидерландская живопись XV—XVI века. Каталог. (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1989. — С. 104.
- Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Eremitage zu St.-Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. — München, 1864. — S. 121; Семёнов П. П. Этюды по истории нидерландской живописи на соновании её образцов, находящихся в публичных и частных собраниях Петербурга. — СПб., 1885. — С. 37; Hoogewerff G. J. Nederlandsche Schilders in Italie in de XVI Feuw. — Utrecht, 1912. — Blz. 58.
- Friedländer M. J. Von Eyck bis Bruegel. — Berlin, 1916. — S. 131.
- Held J. Overzicht der Litteratur betreffende Nederlandische Kunst. Duitschland // Oud-Holland. — Vol. 33. — Blz. 138—139.
- ↑ Maréchal J. La chapelle fondée par Pedro de Salamanka, bourgeois be Burgos, chez les Augustins à Bruges, 1513—1805 // Académie Royale de Belgique. Classe Beaux-Arts. Mémoires. — Coll. 8°, t. 13, fas. 2. — P. 11—16.
- Pauwels H., Hoeting H. R., Herzog S. Jan Gossaert genaamd Mabuse. Catalogus. — Rotterdam—Brugge, 1965. — N 13. — S. 117—118.
- Dülberg F. Niederländische Malerei der Spätgothik und Renaissance. — Wildpark—Potsdam, 1929. — S. 153.
- Никулин Н. Н. Нидерландская живопись XV—XVI века. Каталог. (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1989. — С. 102.
Провенанс и вопрос авторства
Триптих в виде складня был создан в 1520—1521 годах по заказу испанского торговца Педро из Саламанки, проживавшего в Брюгге, и предназначался для семейной часовни в церкви августинцев в Брюгге, где хранился следующие 185 лет. В 1796 году был захвачен французскими войсками и отправлен в собор Спасителя в аббатстве Дюн во Франции, с 1810 года находился в собрании Алексиса Делаханта. В 1814 году триптих оказался в собрании Эдварда Солли в Лондоне; в 1837 году приобретён королём Нидерландов Виллемом II.
Центральная часть триптиха в зале 262 Малого Эрмитажа
В 1850 году центральная часть триптиха была куплена в Гааге Ф. А. Бруни по поручению императора Николая I на распродаже картин собрания скончавшегося Виллема II, сам же триптих был разъединён и боковые створки ушли неизвестному покупателю, тогда же была утеряна связь центральной картины со створками, которые долгое время считались самостоятельными произведениями. В конце XIX века створки оказались в США в собрании Эдварда Драммонда Либбиruen, который в 1901 году подарил их только что основанному Музею искусств Толидо.
При распродаже собрания Виллема II центральная картина значилась произведением Луки Лейденского, а створки шли как произведение Мабюза. В 1864 году атрибуция эрмитажной картины была изменена и автором был назван Баренд ван Орлей, эта атрибуция была поддержана рядом других учёных.
В 1916 году в качестве возможного автора был назван Ян Госсарт, а в 1933 году указано на связь эрмитажной картины со створками из музея Толидо. В 1963 году были опубликованы документы о раннем провенансе картины, где твердо было сказано, что центральная часть и боковые створки некогда составляли единое целое. Окончательные сомнения в авторстве Мабюза исчезли после того как разъединённые части картины были временно воссоединены в 1965 году на выставке работ Мабюза в Роттердаме и Брюгге и было проведено комплексное исследование всех частей триптиха.
Рядом исследователей высказывалось предположение, что этот триптих был авторским повторением алтаря из Миддельбурга, однако этот алтарь был уничтожен ещё в 1566 году при начале Иконоборческого восстания и однозначно судить об идентичности этих произведений нет оснований.
Картины «Снятие с креста» П. Рубенса, Н. Пуссена и Рембрандта (описание)
В XVII в. художники П. Рубенс, Н. Пуссен и Рембрандт найдут новые решения этой сцены. Каждый из них пойдёт своим путём, общим же останется трагизм человеческих переживаний.
Мгновение, длящееся вечность, запечатлел фламандский художник Питер Рубенс в картине «Снятие с креста». Тело Христа плавно скользит по белой ткани и навсегда застывает в никогда не завершающемся падении.
Несомненно, в картине выражено представление художника о совершенном Боге-Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Здесь нет ни искривлённых мукой тел, ни криков, ни мук, ни слёз. Горе и страдания предельно сдержанны, благородны и лаконичны.
А вот в картине «Снятие с креста» французского художника Никола Пуссена эта страшная минута уже наступила. Но, глядя на это произведение, у нас почему-то не возникает чувства безысходности. Может быть, это происходит потому, что в бледном, измождённом лице Христа мы видим страдальца, нашедшего успокоение в смерти?
И наконец, перед нами полотно великого Рембрандта «Снятие с креста». Долго вынашивал художник свой замысел, в течение нескольких лет работал он над картиной. Ранее он уже пробовал разрабатывать этот сюжет и в гравюре, но это были лишь подступы к будущему произведению, в котором проявится весь гений художника. Он с честью выполнит заказ правителя Нидерландов, принца Оранского, действительно найдёт совершенно новое решение сюжета и превратит евангельское сказание в захватывающее своей простотой и искренностью повествование о горе и страданиях человека.
Тёмная ночь спустилась на Голгофу. Мрачным покровом окутала она вершину горы. Вдали едва виднеются очертания стен домов и куполов Иерусалима. Родные и друзья казнённого ночью поспешно снимают его тело с креста для того, чтобы предать земле, где разостлан дорогой покров, приготовленный для принятия Божественного Учителя. Тело Христа, бережно поддерживаемое учениками, бессильно скользит по полотну.
П. Рубенс. Снятие с креста. 1612 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Н. Пуссен. Снятие с креста. 1629—1630 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Рембрандт. Снятие с креста. 1634 г. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург |
Как видим, Рембрандт так же, как и Рубенс, запечатлел момент опускания тела Христа на землю. Тем не менее, к изображению этого эпизода они подошли по-разному. У Рубенса действие носит более декоративный, героический характер. Обнажённое мёртвое тело Христа прекрасно, красивы позы и лица плачущих людей. Даже мать Христа Мария предстаёт в виде ещё молодой женщины, исполненной благородной печали. Яркие изысканные цвета одежд призваны подчеркнуть торжественность и монументальность происходящего. Материал с сайта https://worldofschool.ru
У Рембрандта главное внимание сосредоточено на внутренних переживаниях героев. В позах, движениях людей, в выражении их лиц воплощены владеющие ими чувства
Здесь все градации (оттенки) человеческого горя: от беспредельной материнской скорби до молчаливой тоски, озабоченности спускающих тело Христа мужчин. Каждый принимает участие в происходящем скорбном событии. Мы не увидим здесь ни одного равнодушного зрителя. Здесь нет ничего, кроме охватившего всех безысходного горя. Один из учеников с видимым усилием поддерживает тело казнённого, но не физическое напряжение передаёт в нём художник. Несравненно ярче показано душевное потрясение — горе человека, потерявшего друга и наставника. В отличие от других художников, Рембрандт изобразил мать Христа Марию простой женщиной из народа. Сломленная отчаянием, она лишается чувств при виде истерзанного тела сына.
А фигура Христа? Его безжизненное, обезображенное страданием тело Рембрандт изобразил по-человечески просто, без малейшей героизации и театральности. И всё же главная прелесть картины — это её освещение. Весь свет как бы исходит от тела Христа и ровным мягким потоком изливается на лица присутствующих. Факел, скрытый от зрителя шапкой стоящего на лестнице, озаряет и группу людей, бережно опускающих тело Христа. Мягкие отсветы падают на полные безысходного горя лица окружающих, готовых принять драгоценную ношу. Более слабым светом выделена фигура лишившейся чувств Марии с её омертвевшим от страдания и горя лицом. Тёмными силуэтами на едва освещённом фоне, в левом углу картины, выступают фигуры расстилающих плат женщин. И становится понятным, почему художник прибегает к контрастам света и тени — чтобы в ночной обстановке подчеркнуть трагичность происходящего.
На этой странице материал по темам:
Вопросы по этому материалу:
Загадки праздника
Событие Преображения – череда загадок и вопросов. Первый вопрос: почему церковная память выхватила из евангельской истории именно это событие, что в нем примечательного? Будь это рядовым чудом Спасителя, вряд ли его отметили бы отдельным праздником. Ни в коем случае я не стану утверждать, что мудрость Церкви и заветы отцов установили особое отношение к этому событию. История Церкви знает немало сюжетов, когда с особым размахом отмечались совершенно незначительные, а то и вовсе случайные события. На самом деле я просто не знаю, с каким мудрым умыслом Церковь установила особо торжественное празднование Преображения. Я могу говорить только за себя, что это событие дает лично моей мысли и моей биографии, как я сам мыслю и переживаю это событие.
Современники Христа видели не менее яркие явления, однако за две тысячи лет никому так и не пришло в голову учредить отдельный праздник Хождения по водам. А было бы очень красиво, особенно летом отмечать где-нибудь на реке такой прекрасный евангельский эпизод, и появились бы милейшие обряды, а богословы обязательно нашли бы, что сказать о физической и метафизической глубине произошедшего события.
Пять тысяч человек были свидетелями умножения хлебов, но, к сожалению, так и не был установлен в эту честь праздник, а ведь с каким умилением мы бы освящали в этот день свежевыпеченные хлебы и читали проникновенные проповеди о евхаристической символике, тем более что оба события есть у всех четырех евангелистов.
Так почему именно Преображение? Ведь даже совершенно потрясающее воскрешение Лазаря мы отмечаем с меньшим размахом, чем этот летний праздник. Загадка! Впрочем, как и само происшествие, настолько пропитанное тайнами, что понадобилась бы сноровка детектива, чтобы во всем разобраться.
Действующие лица и атрибуты
Распятие Христа относится к Божественному Промыслу. Его сложно понять до конца, но оно было необходимо для того, чтобы люди были очищены от греха и получили шанс на возвращение в Небесное Царство. Каждый человек, каждый предмет казни имел особое значение. Постараемся разобраться в этом вопросе.
Свидетели казни
Как было сказано выше, каждый человек был важен в момент страданий Спасителя. Даже насмехающийся народ с иудеями и книжниками, которые хотели пошатнуть веру Сына Божьего в Его Отца. Весь процесс был одним большим испытанием, которое Христос благополучно прошел.
Евангелисты упоминают также римский солдат, во главе который стоял сотник Лонгин, а также разбойники, висевшие рядом с Иисусом на крестах.
Все перечисленные группы людей представлены в общей форме, без имен (кроме сотника Лонгина). Но есть и те, кому евангелисты уделяют особое значение, как приближенным к Спасителю. К таким персонажей обычно относят:
- Мать Богочеловека (Пречистая Богоматерь).
- Иоанн Богослов.
- Мария Магдалина.
- Мария Клеопова.
Орудия Страстей
Это инструменты, согласно которым испытывалась крепость веры Христа. После воскрешения, каждый из предметов, что фигурировал на распятии и имел близости к Спасителю, стал святой реликвией христианства. Самой распространенной из них принято считать крест.
К остальным атрибутам святости традиционно относят:
Табличка над головой Христа
Чтобы все знали, за какое преступление был распят Спаситель, прокуратор Понтий Пилат велел изготовить табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». По некоторым источникам, он изготовил ее сам. Само его решение было критический воспринято первосвященниками, которым не нравилась формулировка казни. Впрочем, к этому моменту Пилат уже «умыл руки» и предпочел не вмешиваться в события еще больше.
Гвозди
Как всем известно, распятие осуществляется путем прикрепления гвоздями конечностей к деревянному столбу. Поэтому не удивительно, что гвозди также стали святой реликвией. Они были погружены в плоть Его, обмочены в крови Его и обрели святую силу.
Губка
У римлян был обычай: если осужденный на кресте просил пить, то ему предоставляли раствор воды и уксуса, который подавался путем смачивания губки на конце трости с последующим прикладыванием ее к губам мученика. Известно, что после принятия этого «нектара», Христос окончательно испустил дух. Святые губы коснулись губки, и та стала святой реликвией, которая помогла Сыну Божьему покинуть Земное Царство во имя своей цели.
Чаша Грааля
Существует легенда, согласно которой на Тайной Вечере Иисус пил вино из особой чаши. После распятия, когда римские солдаты ушли, а Иосиф Аримафейский получил разрешение на снятие тела с креста. Умерший продолжал истекать кровью, которая орошала землю под ним. Чтобы не упустить ни капли, Иосиф собрал в Его чашу всю кровь. Так появился еще один святой символ – святой Грааль или Чаша Грааля.
Копье Лонгина
По традиции, если осужденный без права помилования умирал слишком долго, то его протыкали насквозь копьем. Но Христос был уже мертв и этого не требовалось. Но сотник отряда Лонгин был не уверен в этом и все таки нанес своим копьем последний удар. Из раны Спасителя потекла кровь и вода. Копье стало одним из символов христианства, вокруг которого сложилось немало легенд, как орудия, способного на невероятные вещи.
Лестница
После того, как Иосиф получил разрешение на снятие тела с креста, тот отправился на Голгофу, вооружившись лестницей. Поднявшись по ней, он снял тело. Так появилась святая реликвия.
Клещи
Гвозди были забиты намертво, руками их было невозможно достать. Пришлось использовать клещи. Они также стали святым инструментом и свято чтутся каждым осведомленным христианином.
Голгофа
Голгофа – это одинокая гора за Иерусалимом. По иудейской традиции, именно там казнили всех злостных преступников, которым был вынесен смертный приговор. На Голгофу повели и Христа. В переводе с арамейского означает «череп». И действительно, по упоминанию евангелистов и историков, предполагаемые место, где находилась Голгофа, действительно имело форму черепа.
Существует интересное предание. Связано оно с началом Великого Потопа, до начала которого Ной построил свой Ковчег и разместил там «каждой твари по паре». Но одновременно с этим он перенес туда останки Адама, в надежде перехоронить их в более достойном месте.
ИНТЕРЕСНО: Молитва благодарственная Господу Иисусу Христу.
Но осуществить он этого не смог, так как скончался раньше времени. Его работу продолжил старший сын Сим, родоначальник всех семитских народов. Именно он взял ответственность на себя и перехоронил череп Адама и его две кости на месте, которое в будущем получит прозвание Голгофа.
Снятие с Креста и погребение Спасителя
В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный — из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.
Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собой для погребения драгоценную благовонную мазь — состав из смирны и алоэ.
Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницей и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.
Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.
Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете».
Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.
Когда тело Спасителя лежало во гробе, душой Своей Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.
Персонажи картины
Рядом с Христом можно увидеть учеников. Мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, — это будущий евангелист Марк. Справа от Христа изображён Иоанн, а слева — Иаков, за спиной которого, облокотившись на посох, привстал Пётр. Рядом с ним Андрей, Филипп и Иаков Алфеев, а во втором ряду — Иуда, Клеопа и Матфей.
Человек с полузакрытым лицом, стоящий у кипариса позади учеников Христа, — один из тайных последователей Христа, фарисей Никодим. На переднем плане, у плетёных корзин, сидит Мария — мать Марка, а рядом с ней — её служанка Рода.
Выходящий из храма вместе с молодым человеком старик — учёный равин, фарисей Гамалиил. В будущем именно он после казни Христа заступится в синедрионе за его учеников-апостолов. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит». Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле, — Симон Киринеянин, ему придётся нести крест для распятия Христа на Голгофу.
Перед толпой, где находится грешница, выделяются фигуры яростного фарисея, который, судя по всему и задаёт каверзный вопрос, и ехидно улыбающегося саддукея. Из истории известно, обычно эти два течения враждовали друг с другом, однако сейчас объединились. Оно и понятно — ведь им предстоит развенчать того, кто объявил себя сыном Божьим!
Цензор не пропустил
За несколько дней до открытия XV-й выставки, где также выставлялось гениальное полотно Василия Сурикова «Боярыня Морозова», представленные картины, согласно правилам, осматривались цензором. На этот раз это был действительный статский советник, старший инспектор типографий, литографий и подобных заведений в Санкт-Петербурге Николай Васильевич Никитин.
Чем он руководствовался и почему ему вдруг не понравился сюжет, сейчас уже никто точно не скажет. Ибо разрешение на участие картины Поленова, сюжет которой вызвал столько волнений, в экспозиции дано не было. Более того, на имя петербургского градоначальника Петра Грессера полетел доклад. Естественно, последний всполошился и отправил с комиссией чиновника для особых поручений. Тот, немного подумав, принял решение оставить картину до того момента, как картину увидят президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович, а также сам император Александр III.
Осмотрев полотно и пожаловавшись на плохое освещение, Владимир Александрович сделал глубокомысленное заключение: «для образованных людей картина интересна своим историческим характером, но для толпы весьма опасна и может возбудить всякие толки». Устроителям теперь оставалось ждать, что скажет император…
ТАЦИТ, римский историк
Следующий классический источник – Тацит, историк Римской империи конца I в. Расцвет его творчества приходится на конец царствования Домициана и царствование Траяна (это уже начало II в.). Вот что пишет он в своих знаменитых «Анналах» (кн. 15, гл. 44), описывая события, относящиеся ко времени царствования Нерона (покончил с собой в 69 г.), – пожар Рима, учиненный Нероном. «Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса невозможно было пресечь бесчестившую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавали себя принадлежащими к этой секте, а за тем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в зловредном поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками; распинали на крестах; обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады. Также он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина, и они заслуживали самой суровой кары, но все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».
Невзирая на всю неприязнь к этой «зловредной секте», у Тацита прорываются слова жалости к жертвам неронова гонения. Видимо, именно это дало повод некоторым ученым мужам и здесь подозревать некую интерполяцию: все эти слова, дескать, позднее вставили сами христиане – и все для того, чтобы подчеркнуть, что Христос был на самом деле. Это так называемая долго поддерживаемая искусственная версия «молчания века» – того самого молчания, которым якобы обходили разные историки историческую личность Господа нашего Иисуса Христа. Доводов в пользу интерполяции приводилось великое множество: считалось, что в I в. не могло быть при Нероне «великого множества христиан». Но, скорее всего, это выражение «великое множество» у Тацита имеет переносное значение. Считали также, что Понтий Пилат должен был бы именоваться не прокуратором, а префектом – таково правильное обозначение этой должности в римском своде должностей. Однако новейшая историческая наука доказывает, что эти две должности – взаимозаменяемые. В пользу несомненной подлинности говорят все эти ругательства в адрес христиан, которые обвиняются в ненависти к роду человеческому, в мерзостях и пр.