Микеланджело «страшный суд»: что скрывает знаменитая фреска

Описание фрески джотто ди бондоне «оплакивание христа»

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31×2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуе и Арнольфо ди Камбьо, которые руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто, уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,- вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания. Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами, напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски, гладкая фактура

Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты, широколицы, все они имеют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо писал, что герои художника — совершенно живые люди, лишь не могут говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа, стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Открытие расписанной капеллы

25 марта 1305 года, после окончания расписных работ, состоялась вторая церемония освящения этой небольшой церкви. Слава о его художественных нововведениях привлекала в капеллу верующих, из-за чего даже возник конфликт с соседней церковью Эремитани (Отшельников). Капитул монахов отшельников выразил в связи с этим официальный протест епископу города Падуи, обвиняя Энрико Скровеньи в гордыне.

Открытие капеллы для публичных посещений совпало с всплеском интереса к творчеству Джотто, которым был отмечен конец XIX века. Судьба хранила эти сокровища и в годы Второй мировой войны. На Падую не раз сыпались бомбы, но ни одна из них не попала в капеллу. Чувствуется в этом факте мистическое дыхание.

Джотто в Падуе: капелла Скровеньи

В самом начале XIV века Джотто получает интересный заказ – расписать небольшую часовню в Падуе. Сейчас она известна под двумя названиями. Первое – капелла Санта Мария дель Арена, потому что сооружалась на месте, где когда-то шумел и неистовствовал античный амфитеатр. А второе – капелла Скровеньи, по фамилии богатого семейства, на средства которого она возводилась. Заказчика звали Энрико Скровеньи. Его покойный отец, которому принадлежала земля, где предполагалось возвести капеллу, вёл богатую и далеко не праведную жизнь. Так что часовня, которую приедет оформлять Джотто, была для семейства Скровеньи своего рода откупом, попыткой искупить перед Всевышним земные грехи: на неё не жалели средств.

Художник прибыл в Падую со своей «бригадой» – живописцами и подручными рабочими уже собственной мастерской, и работа закипела. Именно капелла делла Скровенья не только сделает Джотто известным по всей Италии, но и прославит его имя в веках. Он разработает уникальный и очень зрелищный «проект» оформления часовни. Все её стены и плафон будут покрыты несколькими параллельными рядами превосходных фресок числом не менее 38-ми.

Джотто решает рассказать евангельскую историю как серию последовательных эпизодов. Своей детальностью они напоминают иллюстрированную Библию для тех, кто не умел читать. Такой способ живописного изложения был весьма смелым. К тому же в новаторском порыве художник откажется от характерного для византийских икон золотого фона, который продолжал использовать его учитель Чимабуэ. Джотто первым в европейской живописи станет изображать события библейской истории на «естественном» фоне пейзажа или архитектурных строений.

Другое открытие Джотто, без преувеличения революционное, состоит в следующем: он начал подавать всем известные события не так, как это предписывал византийский иконописный канон, неизменный на протяжении столетий, но так, будто это он, Джотто, сам являлся свидетелем этих событий и теперь готов рассказать о них зрителю.

Другие работы художника

Дельфийская сивилла

Вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них. Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони. После недавней реставрации свода великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.

Распятие святого Петра

«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам. Микеланджело же блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста.

Святое семейство

«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.

Сотворение Адама

Этот шедевр стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Адам ещё лишён жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественный Бог-Отец. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в своё создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем Адама. Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение.

История

Капелла Скровеньи или Капелла дель Арена была заложена в 1300 году. Посвящена она Деве Марии. Свое название получила благодаря Энрико Скровеньи, на чьих землях, а также на чьи средства была построена церковь.

Скровеньи был богатым купцом и планировал возвести домовую церковь Энрико, то есть сооружение частного характера.

Церемония открытия храма была невероятно пышной. Энрико даже по такому случаю взял напрокат ковры и ткани из церкви Сан Марко.

Здание открывали для публики в дни Благовещения

И оно привлекало настолько большое внимание, что соседние церкви даже жаловались на отток посетителей, обвиняя Скровеньи в тщеславии

Думаю, зерно истины в этом есть. Ведь украшение интерьера своей домовой церкви купец поручил самому знаменитому на то время художнику Италии – Джотто.

Архитектура и декор

Архитектор здания фра Джованни взял за основу церкви самый простой вариант – прямоугольник с алтарной апсидой и одним нефом.

Алтарь, созданный Джованни Пизано, украшен изображениями ангелов и Мадонны.

С самого начала внутреннюю часть здания планировалось расписывать, поэтому все стены здесь гладкие.

Работу по росписи стен купец поручил великому итальянскому художнику Джотто. Всё пространство от пола до потолка Джотто украсил своими фресками. Именно их сейчас называют не только достоянием храма, но и величайшим произведением искусства христианского мира.

Цикл этих фресок признан ключевой работой Джотто. Более того, он считается одним из важнейших произведений западного искусства.

Художник решил создать панно с рядом драматических эпизодов.

Каждая фреска здесь является отдельным законченным эпизодом. Причем Джотто отказался от подробной передачи материальных предметов.

  • Общая композиция подчинена особенностям естественного освещения храма.
  • Он использует мягкие непрерывные линии и светлые тона.
  • Глубина взгляда подчеркивается затемнением вокруг глаз.
  • Лица персонажей индивидуализированы, а фигуры массивны.

Все фрески расположены в три яруса.

Верхний находится на изгибе свода. Художник выполнял работу в спешке. С этим связаны некоторые несовершенства фрески «Страшный суд». Доделывать работу над ней он поручил своим ученикам.

Все вместе фрески рассказывают нам историю Девы Марии, Иоакима, Иисуса Христа.

Самыме знаменитые фрески, на которые стоит обратить особое внимание:

  • «Страшный суд»
  • «Поклонение волхвов»
  • фрески, посвященные Страстям Господним.

Капелла Джотто – одно из самых красивых и удивительных мест, в которых мы побывали. Ради неё стоит специально приехать в Падову.

Сколько стоит

Стандартный билет 13 евро

Внутрь капеллы Джотто пускают небольшими группами. Каждые пятнадцать минут группа меняется.

Перед началом демонстрируется фильм о капелле, о Джотто. К сожалению, фильм доступен только на итальянском и английском языках. Но сюжет его понятен и без языка.

С собой нельзя проносить сумки, камеры и другие вещи. Звук мобильных должен быть отключен.

Мы купили билет на текущий сеанс, но говорят, что так бывает не всегда. Чаще приходится ждать своей очереди.

Рядом со входом в капеллу разбит парк. Здесь в тени деревьев на скамейке можно подождать и отдохнуть.

Как добраться

на Tram Padova. Остановка — у вокзальной площади, справа. Капелла Скровеньи будет через одну остановку.

Адрес: Piazza Eremitani, 8, 35121 Padova PD, Италия

Техника создания фресок

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были
созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски
наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска
образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный
колорит.

Отдельные цвета, особенно — ультрамарин, некоторые зеленые и красные
тона, были нанесены в технике «сухой фрески» — краска наносится на сухую
штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.

Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого,
позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу
над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее
столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока
поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался
сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном
случае — поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой
в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему
помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился
не менее двух лет.

Джотто (1267—1337).

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. Лувр, Париж.

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.

Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275—1280. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302—1305). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент. 

Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле  Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303—1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

Биография художника Джотто ди Бандоне

Тайна рождения Джотто ди Бондоне окутана тайной: однозначно ответить на вопрос «когда» и «где» историки искусства не могут до сих пор. Но общепринятым годом рождения художника считается 1267 год. Скончался Джотто в 1337 году. Таким образом, его творческий путь объединяет период дученто (проторенессанса) – времени, когда Италия только нащупывала ренессансную почву, пытаясь преодолеть каноны готического и византийского искусства, и треченто – раннее Возрождение, в котором закладываются основные художественные особенности итальянского Ренессанса.

В мире искусства хорошо известна легенда, согласно которой Джотто был учеником Чимабуэ – известного мастера проторенессанса. Эта версия впервые была озвучена в книги Джорджо Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»: по его словам, Чимабуэ сразу оценил талант молодого пастуха, рисующего овцу углем на камне, которого Чимабуэ случайно встретил, возвращаясь в город. Правда ли это или же вымысел сейчас сказать сложно, однако, выдающийся талант мастера отрицать не приходится: к первому крупному заказу он приступает, будучи совсем молодым мастером 22 лет от роду.

История строительства

Капелла Скровеньи (она же – капелла дель Арена) была заложена в Падуе в 1300 году. Ранее на этом месте располагался обширный древнеримский амфитеатр – его основание было использовано при строительстве храма как фундамент.

Первоначальное название капеллы, посвященной Богоматери, – Церковь Святой Марии Милосердной.

Название нынешнее – Скровеньи – капелла получила по имени человека, который передал значительные средства для строительства сего церковного строения, Энрико Скровеньи, богатого падуанского купца.

В 1300 году он купил землю в этом районе и приказал построить здесь дворец и домовую капеллу. По одной из версий, Скровеньи был движим вовсе не религиозными мотивами: он строил эту церковь для того, чтобы замолить грехи собственного отца, осужденного за ростовщичество.

Изначально Capella degli Scrovegni задумывалась как обычная домовая церковь для семейства купца. Такой она и была первые годы после строительства и освящения. Но со временем находилось все больше желающих взглянуть на фрески знаменитого мастера, и в капеллу потянулись другие прихожане, в том числе – из соседней церкви Эремитани, что вызвало огромное неудовольствие среди монахов Эремитани.

Был даже выражен официальный протест падуанскому епископу, но епископ разрешил посещение церкви Скровеньи и другим прихожанам.

В 1328 году за ряд деяний Энрико Скровеньи был изгнан из Падуи. Несмотря на изгнание, в своем завещании от 1336 года (умер Энрико в Венеции) Скровеньи обязал своих наследников ежегодно делать пожертвования в этот храм.

Спустя столетие дворец и домовую капеллу приобрело еще одно богатое семейство Падуи – семья Фоскари-Градениго. После смерти главы семейства церковь на некоторое время пришла в запустение.

В начале XIX века (1825-1827) дворец, принадлежавший Экрико Скровеньи, была разобран, а церковь осталась – через 50 лет ее приобрел муниципалитет Падуи. Тогда же, в XIX веке, после реставрации, Capella degli Scrovegni впервые распахнула двери для желающих посмотреть на знаменитые фрески.

Еще об одной популярной достопримечательности Италии — мост Вздохов в Венеции, и чем привлекает туристов это романтичное место читайте в этой статье.

Где находится церковь Санта Мария Маджоре, и описание знаменитых мозаик, находящихся в этой базилике Рима, узнайте вот здесь.

Творчество и слава

Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.

Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».

Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.  А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На  тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей
поверхности стены (2,31×2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в
три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни
Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа.
Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как
самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и
заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники
фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на
стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от
пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров.
Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса
воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в
пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального
стенного панно, которое затем становится главной
декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуэ и Арнольфо ди Камбьо, которые
руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного
пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто,
уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного
достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,-
вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания.
Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства
(ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но
перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на
фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия
всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами,
напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие
колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что
действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или
иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит
пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких
подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски,
гладкая фактура

Опуская второстепенные детали, он концентрирует
внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым
выразительным контуром.

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных
сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои
Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты,
широколицы, все они имеют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым
подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды
простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные
складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя
складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо
писал, что герои художника — совершенно живые люди, лишь не могут
говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать
и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи)
у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа,
стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус,
художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он
наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже
Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто
эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Время работы, стоимость билетов

Несмотря на то, что церковь маленькая и неприметная снаружи, попасть в нее не так-то просто. Для посещения Capella degli Scrovegni нужна предварительная запись. Это касается посещения в «высокий сезон», когда наплыв туристов очень большой. Если посещать Падую во время низкого сезона, попасть в капеллу значительно проще.

Капелла открыта для посещений:

  • январь – февраль,

середина июня – конец июля,

декабрь: с 16 по 24 и с 27 по 31 число.

Так что придется учитывать этот фактор, если собираетесь посетить Падую и добраться до капеллы. Бронировать дату и время посещения необходимо заранее (интернет-бронь совершается не менее чем за 24 часа до посещения, в день бронирования посетить капеллу не получится) на сайте: http://www.cappelladegliscrovegni.it/index.php/en/ .

Время работы – с 9 утра и до 19 часов вечера.

Время визитов также ограничено – группа туристов может пребывать в капелле не более 40 минут. Из них 15 минут будет демонстрироваться ролик об истории строительства церкви, а после – свободное время для знакомства с фресками Джотто.

Столь строгий график посещений установлен в связи с сохранностью ценнейших фресок. Реставрация их и специальный климатический режим внутри капеллы позволяют сохранять их практически первозданный вид.

Стоимость билета в капеллу Скровеньи – 13 евро. В эту цену включено посещение капеллы, а также музей прикладного искусства (Дворец Цукерманн) и музейный комплекс Эремитани.

Предусмотрена скидка на билеты для детей – стоимость билетов – 6 евро (возраст детей от 6 до 17 лет, студентам в возрасте до 27 лет, а также людям, достигшим 65 лет).

Дети до 5 лет и люди с ограниченными возможностями по здоровью проходят в помещение за символическую плату в 1 евро.

В вечернее время стоимость полного билета снижена – всего 8 евро.

На нашем сайте расскажем, чем знаменит дворец Питти во Флоренции, и как добраться до местной достопримечательности!

А вы знаете, где находится знаменитая статуя Капитолийская волчица? Древние легенды, связанные с основанием Рима, читайте в этом обзоре.

А еще, путешествуя по Риму, вы сможете посетить галерею Боргезе и взглянуть на произведения великих художников и скульпторов Италии! Подробности ищите тут: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/galereya-borgeze.html.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: