Русские художники. главные новаторы русской живописи

Биография[ | ]

Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича Лосева, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше и позже поселившегося в Глухове. Когда ребёнку было четыре года, умерла мать, потом и отец, и семилетний мальчик был отдан в Санкт-Петербург в придворный хор.

После «спадения» голоса с 1753 учился живописи в течение пяти лет и пяти месяцев у крепостного художника графа Шереметьева И. П. Аргунова. Был направлен во вновь образованную Императорскую Академию художеств в ученики к портретисту Пьетро Ротари и через полгода после поступления в Академию был направлен в качестве пенсионера Академии художеств для усовершенствования за границу.. Считается (наряду с Баженовым) первым пенсионером Академии художеств.

Обучался в Париже у Ж. Рету и (позднее) у Ж. М. Вьена (где ему покровительствовал Д. М. Голицын) Написал программную работу «Принесение Исаака в жертву (Жертвоприношение Авраама)

», за которую получил большую золотую медаль от Французской Академии художеств. Продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.

После возвращения в Россию (1770) снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда

» (1770) — несколько наивным и мелодраматичным, но впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке.

Программа на звание академика: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Роговльду, чтобы ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Роговольда с двумя сынами лишив жизни, с высокосмысленною Рогнедою неволею сочетался».

За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.

Портреты кисти Лосенко немногочисленны, но отличаются выразительностью и чётким следованиям принципам классицизма.

Скончался от водянки в 1773 году. Похоронен на кладбище Благовещенской церкви. В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился». Другие авторы, напротив, о художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни.

Из учеников А. П. Лосенко следует отметить: И. А. Акимова, Г. И. Угрюмова и М. И. Козловского.

Фольклорная живопись в картинах В. Васнецова и Е. Поленовой

Историю можно выражать по-разному, в том числе в виде былин и сказаний. Казалось бы, они относятся к вымыслу, но те же знаменитые богатыри жили на Руси в разное время на самом деле, а каждое сказание очень точно выражало их дух и силу. Виктор Михайлович Васнецов стал одним из первых художников, который не побоялся представить обществу свое художественное видение русских героев. Как и другим первопроходцам, ему приходилось сталкиваться с недоумением и неприятием при обращении к былинам вместо изображения реальных персонажей. Но он поставил перед собой колоссальную задачу — передать физическую и духовную мощь русского народа.

Как и Иванов, Васнецов рисовал свою знаменитую картину «Богатыри» более двадцати лет. Это было крайне трудно, ведь ему пришлось глубоко проникнуться бытом русского народа, много изучать, много искать и еще больше экспериментировать на холстах. И такая долгая напряженная работа себя оправдала, так как зрители испытывали потрясение при виде картины, а сегодня она украшает многие заведения, обсуждается на школьных уроках и продолжает волновать умы людей от мала до велика.

В. Васнецов. «Богатыри». 1881–1898 гг.

Собирательный образ русского народа ярко продемонстрирован в картинах «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке» и многих других. Много внимания художник уделил и религиозной тематике, рассуждая над темами рая и ада, смерти, страшного суда, добра и зла. В этом направлении интересны монументальные работы «Радость праведных о Господе», «Крещение Руси», «Положение во гроб» и другие.

В. Васнецов. «Крещение Руси». 1890 г.

Огромная увлеченность Васнецова народным творчеством повлияла и на русскую художницу Елену Поленову. Хотя она не училась у Васнецова, но, по ее словам, набиралась у него понимания русского народного духа. Чем больше она знакомилась с народным искусством и национальным складом жизни, тем активнее хотела проявлять себя в этой сфере. Она участвовала в организации музеев и мастерских, в которых обучала ребят русским ремеслам и создавала эскизы для прикладного искусства.

Е. Поленова. «Князь Борис перед убиением». 1896.

Проводя много времени с детьми, художница обратила внимание, с каким интересом они листают зарубежные книжки с яркими картинками. Тогда Поленова загорелась идеей создать такие же красочные детские книги у себя на родине

Причем дело было не столько в наличии иллюстраций, сколько в том, чтобы они тонко передавали особенности древнерусского склада. Она стала одной из первых в России художниц, которые иллюстрировали детскую литературу.

В конце девятнадцатого века создать красочные иллюстрации было непросто из-за ограниченных возможностей полиграфии. Для получения удовлетворительного качества печати художнице приходилось упрощать как рисунки, так и колористические решения. Ее картины на тему фольклора не относятся к монументальным в привычном понимании этого слова, тем не менее, ее работа стала большим вкладом в дальнейшее развитие книжной иллюстрации в России, а также помогла не одному поколению детей изучать русские сказки. Среди ее работ назовем иллюстрации к сказкам «Белая уточка», «Война грибов», «Сивка-бурка», «Волк и лиса» и прочие. Из других работ отметим картины «Иконописная мастерская XVI века», «Князь Борис перед убиением» и другие.

Е. Поленова. Иллюстрация к сказке «Белая уточка». 1889 г.

Мы рассмотрели ряд русских художников, которые внесли большой вклад в развитие исторической живописи

Однако этот список намного больше, так как немало русских мастеров уделяли внимание русской истории. Мы предлагаем вам самостоятельно познакомиться с исторической живописью И

Акимова, Г. Угрюмова, А. Егорова, В. Поленова, П. Филонова, И. Глазунова, А. Певзнера и многих других русских художников разных веков.

Религиозная живопись в картинах Н. Рериха, М. Врубеля и А. Иванова

Николай Константинович Рерих внес огромную лепту в развитие исторической живописи благодаря своим путешествиям, открытости миру и неоспоримому таланту. Он не просто бывал в разных странах, но и сам организовывал экспедиции, справляясь со всеми сложностями дальних походов через горы и другие нехоженые места. Будучи тонким наблюдателем с широким мировоззрением и философскими взглядами, художник отражал в своих работах множество нюансов разных мест, народностей и их религий. Рерих мечтал о возрождении художественной Руси, о том, чтобы перейти к изображению в искусстве общества и культуры в целом, а не отдельных персонажей. И не просто мечтал, а активно действовал в этот направлении, создав более семи тысяч картин и написав несколько значительных трудов. В отличие от академистов, Рерих часто творил в стиле модерна.

Н. Рерих. «Святые Глеб и Борис». 1942 г.

Немало внимания Рерих уделял народной тематике и религии. Многие его известные картины полны глубокого смысла, описывают духовные искания, как например работы «Святые Глеб и Борис» или «Святой Сергий Радонежский». Особенно выделяется из картин религиозной тематики «Матерь Мира» — полная символов картина, от которой зрители подолгу не могут оторвать глаз. В этой картине художник воплотил сокровенное — приход на Землю Матери Мира и наступление Новой Эпохи, которое описала в учении «Живая Этика» супруга художника Елена Рерих. Это учение направлено на восстановление гармонии между человеком и природой, и большая роль здесь отводится именно женской духовности. Интересно, что многие полотна Рериха воспринимаются жизнеутверждающими в том числе благодаря особым краскам, рецепт которых он разработал самостоятельно.

Н. Рерих. «Матерь Мира». 1924 г.

Михаил Александрович Врубель пошел еще дальше в использовании стиля модерн, перемещаясь в своем воображении в мистику и отражая на холстах свое необычное видение мира. Как и многим модернистам, пошедшим против канонов классической живописи, Врубелю пришлось продираться сквозь заросли непонимания. Работа без отдыха с огромным напряжением, нападки критиков и трагедия в семье подорвала его здоровье настолько, что он много лет провел в психиатрических больницах. Тем не менее, душевное состояние не мешало ему создавать картины, многие из которых были признаны шедеврами.

Особенный интерес представляет серия картин о демонах. Многолетние рассуждения на эту тему и художественная смелость позволили Врубелю создать более десятка уникальных картин, полных подлинного демонизма, который никого не оставит равнодушным. Демоны сидящие, летящие, поверженные, демоны неразделенной любви — все они отражали страдания самого художника и заставляли его выражать свои глубокие чувства на холстах.

М. Врубель. «Демон поверженный». 1902 г.

В отличие от Рериха и Врубеля, Александр Андреевич Иванов творил свои религиозные полотна в академическом стиле. Он считается художником одной картины, хотя при жизни создал немало интересных произведений, за которые в свое время получал медали и похвалы. Свой главный труд «Явление Христа народу» мастер писал целых двадцать лет, создав около шестисот эскизов (они тоже представляют сегодня большую ценность). Такой огромный период работы над одним холстом был связан с тем, что при изучении Священного Писания Иванов задумал написать великую картину о Мессии. А великая работа и трудов требовала соответствующих.

Полотно получилось просто гигантским, ведь его длина составила более семи метров, а высота — более пяти метров. Работа произвела неизгладимое впечатление на общество: многие именитые художники и критики считали и считают картину гениальным творением, а некоторые называют даже иконой истории. Однако по достоинству этот шедевр оценили не сразу, так как Иванов представил ее в 1957 году, когда всех будоражила тема отмены крепостного права.

А. Иванов. «Явление Христа народу». 1837–1857 гг.

Лосенко Антон Павлович — русский художник

Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как “спавший с голоса”, но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет “Зевс и Фетида” (1769).

В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна “Авель” и “Каин” (оба 1768).

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории – “Владимир и Рогнеда” (1770).

Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.

В картине представлен кульминационный момент “прежалостной судьбы” Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею “неволею сочетался”.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс “Изъяснение краткой пропорции человека…”, ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – “Прощание Гектора с Андромахой”; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.

Античный сюжет из “Илиады” Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.

Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой – Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.

Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Картины художника

Авель.

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Владимир и Рогнеда

Натурщик, сидящий на камне (этюд).

Портрет Л.Геннингера (эскиз).

Портрет актера Ф.Г. Волкова

Портрет актёра Я.Д.Шумского

Портрет императора Павла I в детстве

Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова

Прощание Гектора с Андромахой

Смерть Адонисa

Чудесный улов

Античная живопись в картинах Г. Семирадского

Генриху Ипполитовичу Семирадскому пришлось буквально пробиваться в искусстве, так как и семья была против его художественного поприща, и в Академию художеств двадцатилетнего молодого человека брать не хотели по причине уже солидного по меркам образовательного заведения возраста. Тем не менее, упорство и талант помогли юноше все же стать учеником и с большим успехом завершить академию

Писал он в академическом стиле и особое внимание уделял античной истории и мифологии. Хотя мастер творил в общепринятом стиле, его достижением стало совмещение природы и античности, что заставило древние мотивы звучать по-новому

Слияние античных персонажей с природой, а также виртуозное владение техниками изображения света рождало на свет оригинальные произведения, которые вызывали восторг у зрителей.

Г. Семирадский. «Танец среди мечей». 1881 г.

Однако творчество Семирадского было по нраву отнюдь не всем. Многие критиковали его за неестественность и сумбурность композиций, которые художник порой собирал, словно конструктор из однотипных героев. Известный коллекционер Павел Третьяков даже принципиально не хотел покупать работы художника, полагая их слишком далекими от истинной русской живописи. Однако это не мешало славе картин Семирадского: одни из них уходили в царскую семью, а некоторые в конце концов все равно попали в Третьяковскую галерею. Среди его известных картин жанра исторической живописи назовем «Христос у Марфы и Марии», «Танец среди мечей», «Светочи христианства. Факелы Нерона», «Грешница» и другие.

Г. Семирадский. «Грешница». 1873 г.

Биография художника Лосенко Антон Павлович

30 июля 1737 (Глухов Черниговской губернии) — 23 ноября 1773 (Санкт-Петербург)

Живописец, график.

Происходил из купеческой семьи. В раннем детстве осиротел. В 1744 был принят в придворный хор в Петербурге. В августе 1753 отчислен из певчих как «спавший с голоса» и направлен обучаться живописи к И. П. Аргунову. В 1758–1760 учился в ИАХ у Л.-Ж. Ле-Лоррена, Ж.-Л. де Велли, Л.-Ж.-Ф. Лагрене. Одновременно начал преподавать в Академии. В сентябре 1760 в качестве пенсионера Академии уехал в Париж, где совершенствовал свое мастерство под руководством директора Королевской Академии живописи и скульптуры Ж. Ресту. Осенью 1762 вызван И. И. Шуваловым в Россию. В том же году произведен в адьюнкты. В 1763 снова отправился в Париж, занимался у Ж. М. Вьена. Пользовался покровительством русского посла в Париже князя Д. А. Голицына, в доме которого некоторое время жил. В 1763, 1764, 1765 удостаивался серебряных медалей Королевской Академии живописи и скульптуры за рисунки.

С 1765 по 1769 находился в Италии. В 1769 возвратился в Россию. В том же году за картины «Авель» и «Каин», а также копию с ватиканской фрески Рафаэля «Правосудие» удостоен звания «назначенного» в академики. В 1770 за картину «Владимир и Рогнеда» избран академиком, назначен адьюнкт-профессором и в том же году — профессором ИАХ. С 1770 до конца жизни руководил классом исторической живописи. Среди его учеников — И. А. Акимов, П. И. Соколов. С 1772 наряду с Н. Жилле занимал пост директора Академии.

В 1772 написал работу «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй…для пользы юношества, упражняющегося в рисовании», которое служило учебным пособием для нескольких поколений воспитанников Академии художеств.

В 1987–1988 в Государственном Русском музее в Ленинграде прошла ретроспективная выставка произведений художника.

Лосенко — выдающийся русский живописец и рисовальщик раннего классицизма. Его творческое наследие невелико, а период активной художественной деятельности насчитывает всего около пятнадцати лет. Ему принадлежат лавры основоположника исторической живописи в России. Среди наиболее известных полотен мастера — «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Помимо исторической живописи занимался портретом, создав в этой области несколько выдающихся произведений, в частности портреты И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова (оба — 1760), великого князя Павла Петровича в детстве, Ф. Г. Волкова (оба — 1763).

Индивидуальной манере художника присущи декоративизм и некоторая архаичность художественных приемов, характерные для многих мастеров середины XVIII столетия (в меньшей степени это проявилось в портрете). Вместе с тем в его живописной лексике уже нет столь очевидных признаков перехода от средневековой системы к новой, как у И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Лосенко ввел новые соотношения между объемно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим строением полотна, он тяготел к более сложной и натуральной трактовке лица и рук, хотя и не достиг той степени трепетности живой материи, которая есть в работах его современника Ф. С. Рокотова.

Произведения Лосенко находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.

Описание картины Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда»

Лосенко – русский живописец, положивший начало русской исторической живописи. До него её, как таковой, не существовало – были религиозные и мифологические сюжеты, но преимущественно западные, не имевшие к России никакого отношения. Только после Лосенко история родной страны выделилась во что-то, что можно отражать в картинах, тем самым увековечивая.

«Владимир и Рогнеда» – картина исключительно сюжетная. На ней изображен один из кульминационных моментов предания о князе Владимире и его первой жене. Полюбив её за её красоту – Рогнеда была дочерью князя и сестрой княжичей, веселой и жизнерадостной – Владимир посватался к ней и получил отказ. Тогда он с войском вторгся в земли её отца, сжег город, убил братьев Рогнеды и её родителя, а её саму «силой взял в жены» – именно этот момент и отражен на картине.

В центре её две фигуры, притягивающие взгляд. Рогнеда сидит в кресле, глаза у неё слепые и белые, одной рукой она ещё пытается оттолкнуть Владимира, второй держится за случайную ткань.

Владимир над ней, в богатых одеждах, в короне, но лицо его не соответствует сложившемуся в легенде образу насильника и язычника – он смотрит на Рогнеду с чем-то вроде ужаса и сострадания, держит её отталкивающую руку, свою вторую руку прижимает к груди, к сердцу, словно желая достать его и показать, какая в нем заключена тоска. Возможно, это излишняя романтизация. Возможно, художник полностью меняет смысл легенды, но одновременно в этом жесте есть своеобразная красота.

Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица, с лицом смиренным и скорбным. За Владимиром толкутся его солдаты, смотрящие на сцену безразлично и серьезно – похоже, им не терпится начать делить добычу.

Благодаря изменению на лице Владимира, вся сцена кажется двойственной. Да, женщину здесь собираются силой сделать женой, но в князе чувствуется предчувствие раскаяния, к которому он придет однажды.

Историческая живопись в картинах В. Сурикова и И. Репина

Настоящим виртуозом русской исторической живописи по праву считается Василий Иванович Суриков. Даже далекий от искусства человек наверняка вспомнит его картины о Суворове, Боярыне Морозове или о стрелецкой казни. Это масштабные полотна, которые никого не оставят равнодушными. Интересно то, что многие из них художник создавал не по недавним событиям, а по тому, что было в далеком прошлом. Так, сюжет картины «Утро стрелецкой казни» художнику пришел внезапно, когда он гулял по улицам Москвы и вдруг со всей явственностью увидел в воображении казнь стрельцов. Но на картине это был не просто вымышленный эпизод, так как долгие годы художник изучал историю и кропотливо подбирал нужные ему образы и атрибуты. Сам же образ казни настолько пронзил его, что он многие дни с облегчением просыпался по утрам после ночных кошмаров о казненных. Аналогичным образом он создавал и другие свои картины, которые превратились в целые летописи.

В. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 г.

Работы Сурикова пользовались большим успехом. Так, знаменитая картина «Боярыня Морозова» относится к числу первых русских холстов, на которых художнику удалось так полно передать русскую историю. Его работы широко обсуждали в обществе, а именитые персоны даже называли самые высокие цены, чтобы заполучить шедевры в свои коллекции. Например, император Николай II перекупил за 40 тысяч рублей картину «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», которая должна была за 30 тысяч рублей перейти в коллекцию Павла Третьякова. Это были огромные для своего времени деньги, которые многим другим художникам и не снились.

В. Суриков. «Боярыня Морозова». 1884–1887 гг.

Обращался к прошлому в своей живописи и знаменитый художник Илья Ефимович Репин. Его полотна были не менее драматичны, чем у Сурикова, и поднимали острые социальные вопросы. Мало кого оставила равнодушным его известная картина «Бурлаки на Волге» и тем более холст об убийстве Иваном Грозным его сына. Первая картина просто шокировала общество, которое буквально забросало художника противоречивыми отзывами от критики до полного восторга. Вторая работа продолжает потрясать общество и сегодня — до такой степени глубоко художник передал душевный разлад в описанном сюжете. Сам художник писал картину об Иване Грозном в больших муках, неоднократно бросал ее, и, вероятно, эта выстраданная боль и позволила ему так тонко передать все чувства на полотне. Этот сюжет до сих пор воспроизводится в кино, театрах, студиях восковых фигур и на других площадках искусства.

И. Репин. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885 г.

Репина особенно волновали сильные личности, которые оставили глубокий след в обществе. Это могли быть известные писатели, композиторы, царские особы или простые люди, которые показали свой сильный характер. Так, непокоренной волевой женщиной предстает перед нами царевна Софья — сестра и опекун Петра I. Гордость и самобытность прослеживается и в образе простой русской девушки в картине «Садко». Пока заморские красавицы пытаются вскружить голову видному жениху драгоценностями и богатыми нарядами, скромная русская девушка стоит в отдалении

Она понимает ценность своей души и не пытается привлечь внимание мишурой.

И. Репин. «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (неполное название). 1879 г.

Его знаменитые картины представляют собой сложнейшие клубки эмоций многих персонажей. Так, эмоционально многогранна картина «Крестный ход в Курской губернии» или не менее знаменитый холст «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Именно эти эмоции многофигурных композиций так захватывают зрителей и заставляют часами рассматривать картину и удивляться ей.

И. Репин. Картина «Запорожцы». 1878–1891 гг.

Полоцкая красавица

Рогнеда родилась приблизительно в 960 году (более точными данными историки не располагают) в Полоцке. Её отцом был местный правитель Рогволод, о котором в “Повести временных лет” говорится так:

По мнению исследователей, “заморское” происхождение князя может быть связано с его иноземными, а конкретнее — варяжскими корнями. Рогнеду на самом деле могли звать скандинавским именем Рагнхильд. Впрочем, есть версия, что имя девушки могло иметь славянское происхождение и значить “изнеженная властью”.

С ранних лет княжна осознавала свою значимость. Кроме того, красоту её воспевали жители и гости Полоцка. Когда же настало время искать супруга для девушки, она знала — в мужья выберет самого достойного. К ней сватался Владимир Святославич, правивший в ту пору Новгородом, однако получил решительный отказ. “Не хочу розути робичича”, — заявила гордая княжна.

Антон Лосенко «Владимир и Рогнеда» / Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Владимир и Рогнеда. 1770

Лосенко А.П.Холст, масло211,5 x 177,5

Русский музей

Аннотация

Первое полотно на тему отечественной истории. Сюжет был заимствован из «Российской истории» М.В. Ломоносова и летописей. Новгородский князь Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его женой. Будучи отвергнут, Владимир пошел войной на Полоцк, убил отца и братьев княжны и силой взял ее в жены. В качестве сюжета выбран момент раскаяния, когда Владимир «испрашивает прощения» за насилие, что весьма характерно для просветительских представлений той эпохи, направленных против произвола «деспотичества».
В целом картина, построенная художником в соответствии с классицистическими установками Академии художеств, носит условный, декламационно-патетический характер. Архитектура и костюмы соотносятся с античными, герои молоды и прекрасны, композиция напоминает театральную мизансцену. В облике Владимира угадываются черты знаменитого трагического актера И.А.Дмитревского.
В этом произведении художником был сделан существенный шаг к воплощению в живописи человеческих страстей, к избавлению от отвлеченной идеализации. Картина принесла автору звания академика и профессора.

Биография автора

Лосенко А.П.

Лосенко Антон Павлович (1737, Глухов, Черниговская губ. – 1773, Санкт-Петербург)
Живописец.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770).
Родился в Глухове, на Украине. В детстве был певчим придворной капеллы. Затем учился в Петербурге в мастерской И.П. Аргунова (1753–1758) и в Академии художеств (1758–1760). Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж.-М. Вьена (1760–1764), работал в Италии, в Риме (1765–1768).
Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором. Основоположник русской исторической живописи, портретист. Составитель первого отечественного учебного пособия для Академии художеств «Изъяснение краткой пропорции человека … для пользы юношества…» (1772). По отзыву Э.Фальконе, «талантливейший среди соотечественников живописец».

Описание картины Антона Лосенко «Авель»

Год создания – 1768г. Картину можно увидеть в Харьковском музее изобразительного искусства.

Художник несколько лет изучал классическую живопись за границей, совершенствуя навык письма. Создавая копии с картин великого Рафаэля, он сумел достичь высокого уровня рисования. К моменту написания картины Лосенко досконально изучил натурную школу, поэтому приступал к изображению человека в полный рост с большим знанием дела.

Картина «Авель», так же как другая работа живописца – «Каин», не имеет контекста. Библейские имена лишь обозначили натурщиков, позировавших для полотна, однако они идеально соответствуют сюжету картин. Интересно, что закрепившееся название появилось позже, сам автор так свою работу не называл.

Художник поставил перед собой задачу показать сильного человека в момент страдания, с чем великолепно справился.

Пространство картины идеально организовано: обнаженная натура, искусно задрапированная красной тканью, расположена строго по диагонали. Тщательно выписаны каждая анатомическая деталь, идеально соблюдены пропорции.

Фигура упавшего навзничь Авеля полна боли и отчаяния. Мышцы свела судорога, явно ощущается внутреннее движение в побледневшем теле. Глаза закрыты, открытые уста издают прощальный стон умирающего. Рука последним усилием тянется к месту смертельного удара.

Мрачный общий тон произведения созвучен происходящему событию

Приковывает к себе внимание красное пятно вокруг лежащего Авеля: зритель постепенно перестает видеть на картине отрез ткани, воспринимая его как расплывающееся кровавое пятно

Отсутствие второго плана, пейзажного окружения, что было так принято изображать вокруг человеческой фигуры, подчеркивает

Художественное мастерство живописца было не только замечено, но и отмечено: за «Авеля и «Каина» талантливый художник удостоился звания академика.

Лосенко, Антон Павлович — википедия фото

Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича Лосева, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше и поселившегося наконец в Глухове. Когда ему было четыре года, умирает мать, потом и отец, и семилетний мальчик отдаётся в Санкт-Петербург в придворный хор.

После «спадения» голоса с 1753 учился живописи у Ивана Петровича Аргунова, а с 1759 начинает преподавательскую деятельность во вновь образованной Санкт- Петербургской академии художеств. Вскоре его отправляют пансионером в Париж к Ж. Рету и (позднее) к Ж.М. Вьену (где ему покровительствовал Д. М. Голицын), а затем он продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме. Считается (наряду с Баженовым) первым пенсионером Академии.

После возвращения в Россию снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда» (1770) — несколько наивным и мелодраматичным, но впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке.

  Программа на звание академика: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Роговльду, чтобы ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Роговольда с двумя сынами лишив жизни, с высокосмысленною Рогнедою неволею сочетался».  

За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко становится директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.

Портреты кисти Лосенко немногочисленны, но отличаются выразительностью и чётким следованиям принципам классицизма.

Скончался от водянки в 1773 году. Художник похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился». Другие авторы, напротив, отмечают «воздержный образ жизни» художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни.

Жизнь в Полоцке и последние годы

Владимир так и поступил, отправив Рогнеду и сына в Полоцк. От себя хочу заметить, что именно Изяслав образовал полоцкую ветвь Рюриковичей. Что примечательно, династия именовалась Рогволодовичами, а отсчёт правления её представителей в Полоцке вёлся со времён правления Рогволода. Вероятно, Рогнеда и сын лишний раз старались не упоминать князя Владимира, который принёс столько горя в их жизнь.

Известно, что у князя Владимира было несколько жён, однако после принятия правителем христианства он решил изменить свою жизнь. Рогнеде супруг предоставил свободу, заявив, что та может выбрать любого из бояр себе в мужья. На это гордая красавица ответила:

Прежняя княгиня приняла постриг, взяв имя Анастасия, и остаток дней провела в монастыре в Изяславле, где и ушла из жизни приблизительно в 1000 году.

Судьбе Рогнеды Рогволодовны, легендарный полоцкой княжны, нельзя позавидовать. Но если бы не те страшные события, произошедшие в родном городе женщины, на свет не появились бы великие князья Руси. Рогнеда подарила миру трёх дочерей, а трое её сыновей стали знаменитыми князьями, причём одним из них был воспетый летописцами Ярослав Мудрый, который стал не менее выдающимся правителем, нежели его отец.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: