василий григорьевич перов: картины в русском стиле

Перова картины

Родина, тема трагизма

В Москве Перовы остановились у Ф.Ф. Резанова, дяди Елены. И началась размеренная жизнь, в которой главным было искусство. Сразу после приезда в Россию, с 1865 года, Перов приступил к исполнению своего заграничного замысла – начал большое полотно на тему жизни монастыря, которое впоследствии писал всю жизнь. Живописец следил за художественными конкурсами и принимал в них участие. За «Проводы покойника» Василий Перов в 1865 году получил первую премию, критики картину назвали великой, так тронула сердца пронзительная сцена на ней. Начался период наиболее пристального взгляда художника на драму, преследующую русский народ. Изображение Перовым детей внутри этой драмы, имя которой нищета, унижение, безысходность, особенно острое.

В 1866 году художник был удостоен звания академика. В 1867-м пять работ живописца экспонировались на Всемирной выставке в Париже и были оценены по достоинству. В том же году на академической выставке среди прочих картин Василия Григорьевича Перова «Утопленница» выделилась особо.

Василий Григорьевич Перов. (1833-1882)

Родился: в 1833 году в Тобольске, окончил уездное училище в Арзамасе и художественную школу А. В. Ступина там же. В 1853 году поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были М. Скоти, А. Мокрицкий и С. Зарянко. В 1860 году был направлен в Академию художеств для работы над картиной на золотую медаль. В ранних работах примыкает к традиции социальных сатир Федотова («Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», «Приезд станового на следствие»). Творчество Перова формируется в непосредственной связи с основными принципами русских революционных демократов. Ранние картины Перова Василия Григорьевича «Проповедь на селе», за которую он был удостоен большей золотой медали, «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах»- острая злободневная сатира, полная обличительного пафоса. В 1862 году художник был направлен Академией художеств пенсионером в Париж. Он посетил также художественные центры Германии, но вернулся ранее срока, так как стремился к изучению и изображению русской жизни. 1860-1870-е годы XIX века — период творческого расцвета художника. Повышается его живописное мастерство. В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших жанристов не только России, но и Европы.

Перов Василий Григорьевич пишет картины «Монастырская трапеза», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» и другие. Им созданы проникнутые лирической грустью, созвучные гражданской лирике Н. А. Некрасова произведения, среди которых картины: «Проводы покойника», «Утопленница», «Последний кабак у заставы». Василий Григорьевич Перов создал блестящую галерею портретов современников (А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского, А. Г. Рубинштейна и других). Талантливый художник Перов был замечательным педагогом. С 1871 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где вос-пикал целую плеяду художников.
В последние годы жизни Перов Василий Григорьевич пишет ряд произведений на религиозные чсюжеты и сюжеты из русской истории («Плач Ярославны», «Никита Пустосвят. Спор о вере»), которые по своим художественным качествам и идейной направленности уступают его произведениям поры расцвета. Напряженная творческая деятельность, лишения привели живописца к тяжелой болезни. Умер Перов Василий Григорьевич в 1882 году.
К портретному жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей).

Каждый портреный образ передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца.
К тому же автор произведения, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Портретное искусство насчитывает несколько тысячелетий.
В живописи имеется ряд портретов, где художник едва наметил лицо, и все-таки человека можно узнать. Художник Перов Василий Григорьевич — крупнейший русский художник-демократ 60-х годов ХХ века, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
НатюрмортыТакже можно бесплатно скачать файлы натюрмортов на страницах с картинами.

Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях

Сочинение-описание Тройка Перова

Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко. Перова за время учебы награждали медалями за эскизы. Так же он бывал и за границей, но свое вдохновение он получал только будучи в России. За всю свою жизнь (художник прожил 48 лет), он написал большое количество прекрасных работ. Одна из таких работ это картина «Тройка». Данная картина написана художником в 1866 году. Ею художник хотел показать народу тяжелый детский труд того времени.

В то время семьям с детьми жилось очень тяжело, так как родители не могли прокормить их. Тогда им приходилось отдавать своих детей в помощники мастерам в город. Родители надеялись, что так их дите будет иметь право на жизнь. Помещик выделял ребенку жилье и еду, но мало кто представлял какую непосильную работу, выполняли дети. Да, их действительно кормили, и у них была крыша над головой. Но еще солнце не всходило, а им нужно было идти и работать. Большинство не выживало в таких условиях.

Своей картиной художник хотел показать именно эти трагические моменты жизни. На полотне изображены дети, которые тянут повозку с водой и кто-то сзади помогает толкать вперед.

В картине преобладают мрачные и серые тона. Глядя на бедных детей, хочется плакать. Страшно представить как им сейчас тяжело. Повозку тянут два мальчика и одно девочка. Они изо всех сил тянут ее на бугор. Шеи их распахнуты, а на улице зима и мороз. Посмотрите на снег. Даже он в картине не белый, он серый. Художник хотел передать такой цветовой гаммой все настроение картины. Что нет ничего светлого в жизни детей.

Они тянут повозку с водой через весь город

Обратите внимание, что ни на одном здании художник не изобразил окон или дверей. Этим он хотел показать безысходность детишек

Вдалеке, ближе к горизонту, виднеются птицы и все небо затянуто туманом. Скорее всего, это ранее утро. Помещик разбудил детей, что бы они притянули воды с реки. Впереди них бежит дворовой пес. Но даже он не приносит картине радость. Взгляните на тяжелые лица детей. Они изморены. Возможно, ребята еще даже не ели.

Страшное время было. У детей не было детства. С малых лет они были прислугой и рабами. Самое страшное, что большинство детишек долго не протягивали в таком темпе жизни и погибали.

4 класс Занков, 6 класс обществознание

Судьба главного героя

История эта имеет продолжение. Однажды, спустя четыре года после написания картины, к Перову пришла старушка в полушубке и грязных лаптях. В ней мастер с трудом узнал ту самую тетушку Марью. Она протянула ему небольшой узелок с яичками. «В подарок», — так объяснила женщина. Со слезами на глазах крестьянка рассказала художнику, что ее Васенька умер в прошлом году, тяжело заболев. Оставшись совершенно одна, женщина продала весь свой скарб, работала всю зиму, и, скопив немного деньжонок, пришла к Перову, чтобы на свои нехитрые сбережения выкупить у него картину, на которой изображен ее любимый сынок. Мастер объяснил бедной матери, что картина «Тройка» находится в галерее, что приобрести ее невозможно. Зато можно ее увидеть. Когда женщина оказалась перед картиной, она упала на колени и, горько заплакав, начала на нее молиться. Тронутый этой сценой, художник обещал матери нарисовать портрет ее сына. Свое обязательство он выполнил и отправил в деревню женщине свое произведение в золоченой раме.

В этой статье дано описание картины «Тройка» Перова, а также рассказано об авторе и фактах, связанных с ее созданием. Надеемся, информация будет интересна широкому кругу читателей.

Хитрые детали полотна

Интересные подробности о действующих лицах картины нам может рассказать натюрморт, что является важной частью полотна. Мы видим, что о своём нехитром провианте охотники позабыли, увлекшись рассказом. Неподалёку от них в траве лежит ружьё

Неподалёку от них в траве лежит ружьё.

Также рядом находится рожок, что обычно используют для охоты с гончими. Каблуки сапог охотников кажутся излишне высокими, что не всегда удобно. Вероятно, именно так, намёками, Перов хотел показать охотников-дилетантов, которые знают далеко не все азы этого непростого занятия.

Не менее загадочна и добыча. Как показывает нам Перов, на одной охоте были убиты заяц-русак и рябчик. Это выглядит странным, ведь животные живут в совершенно разных зонах – лесной и степной местности. Я думаю, что так сам художник немного привирает нам, подражая своему рассказчику. Однако всё это делается по-доброму, для красоты переданного сюжета.

Фрагмент картины Перова «Охотники на привале»

Далеко не всем известно, что над «Охотниками на привале» трудились два художника. Пейзаж, что является завершающей деталью полотна, был создан Алексеем Саврасовым, о чём сам Перов несколько раз упоминал в письмах.

Картина «Охотники на привале» – одна из самых узнаваемых картин русских живописцев. В ней автор Василий Перов переносит нас на поляну осеннего леса, делая зрителя собеседником своих героев. Рассматривая лица охотников, действительно создаётся впечатление, что все мы невольно участвуем в этом увлекательном разговоре, где есть место и правде, и знаменитым охотничьим байкам.

История создания полотна

Однако в 70-х годах сюжеты его картин резко меняются. Перов уходит от изображения острых социальных проблем. Причин на это могло быть несколько. Некоторые исследователи его творчества полагают, что толчком к переменам стало крушение идеалов прежнего времени.

На мой взгляд, изменения были спровоцированы личной трагедией. В конце 60-х годов XIX от эпидемии умирают жена и дети живописца. После этого Перов начинает тяготеть к изображению простых, “незаметных” людей, а главное – радостей, что дают им силы жить и наслаждаться жизнью. Наверное, Перов и сам искал успокоение в своих работах.

Василий Перов «Охотники на привале», 1870-е годыМестонахождение картины: Николаевский областной художественный музей имени В. В. Верещагина, Николаев, Украина

Василий Григорьевич обожал природу, был заядлым охотником и рыбаком. Эти увлечения помогли ему великолепно изобразить сюжеты ряда полотен – «Рыболов», «Птицелов», «Ботаник». Но особое место в творчестве художника, конечно, занимает самая популярная его картина – «Охотники на привале».

Признание творение получило на первой же выставке. Более того, Перов написал повтор картины. Первый вариант находится в Третьяковской галерее, второй – в Государственном Русском музее. Сегодня «Охотники на привале» есть в двух столицах России.

Василий Перов «Охотники на привале», 1870Картина находится в Русском музее, Санкт-Петербург, Россия

Об истории полотна

Сочинение по картине «Тройка» следует писать после знакомства с краткой биографией его автора — Василия Григорьевича Перова (1834—1882). Его работы отражали портреты, городские пейзажи, композиции на бытовую, религиозную, историческую тему. Рассматриваемая картина была написана в 1866 году и затрагивала вопрос тяжелого труда простых детей в царской России. В 1867 году она была продемонстрирована на выставке в Париже.

За семь месяцев экспозицию посетили почти девять миллионов человек, многие из которых были эмигрантами, туристами и знатоками искусства. Присутствовал на выставке и российский император Александр Второй. О том, какие чувства он испытал при виде крестьянских детей, неизвестно. Однако вплоть до революции 1917 года жизнь бедных ребятишек была голодной и тяжелой. В настоящее время полотно в оригинале выставлено в Третьяковской художественной галерее.

С картиной ребята знакомятся на уроке литературы или обществознания по теме «Человек и его деятельность». Тяжелый труд ребят не может оставить школьников равнодушными. После знакомства с полотном они должны уметь ответить на такие вопросы учебника:

  1. Что можно сказать о занятии ребят?
  2. Своим ли делом они заняты (мнение школьника)?
  3. Какие чувства вызвала картина и почему?

Ответы могут стать основой творческой работы

Важно помнить, что во времена Перова тянущие бочку с водой крестьянские дети встречались так же часто, как в наши дни ребятишки в песочнице. Год, в котором была написана картина, был для страны очень тяжелым и во многом трагичным

Прошло 5 лет после отмены крепостного права, однако документ соблюдался лишь формально.

По сути, крепостные оставались зависимыми и едва сводили концы с концами. Деятели искусства старались отразить тему народного страдания в творчестве. Люди, небезразличные к судьбе других, помогали беднякам. Однако детский труд никто не мог искоренить. Голодные ребята не имели возможности учиться, рано взрослели и начинали работать в качестве подмастерьев и на посылках.

Знакомство с картиной

Описание картины «Тройка» следует проводить после знакомства с ситуацией, изображенной художником. Наступило раннее зимнее утро, которое поражает серостью и беспросветностью. Город еще только освобождается от оков сна, а по заснеженной улице трое ребятишек тянут большую бочку. Их разбудили ни свет ни заря и отправили за водой. Она выливается из бочки, попадает на одежду и быстро замерзает. Это приносит измученным детям дополнительные страдания.

На картине трое ребят 8—12 лет. На их измученных лицах отражаются все тяготы, присущие работе учеников мастеровых. Промозглый ветер раздувает прохудившуюся одежонку. Мальчику слева особенно тяжело

Возможно, он неважно себя чувствует из-за простуды или тяжело болен. В те времена детская смертность от чахотки, вызванной морозом и повышенной влажностью, была не редкостью

Сзади взрослый человек помогает ребятам, толкая бочку. Впереди бежит дворняжка. Очевидно, что она знает детей и хочет оказать им поддержку. Она скалится на сумеречное утро, пронизывающий холод и снег под ногами, словно желает защитить друзей от трудностей и лишений.

Окружающий «тройку» пейзаж угнетает своей безысходностью и серостью. Нечетко и размыто изображены монастырские стены и силуэт мужчины, который помогает детям катить бочку. Мрачные краски полотна акцентируют черные птицы на заднем плане. Возможно, это вороны. Их крики и колокольный звон — единственное, что сопровождает детей унылым серым утром.

Картина «Тройка»: описание

Данное произведение было написано автором в 1866 году. Это было сложное для России время. Крепостное право уже отменили, но это не поправило бедственного положения русского крестьянства. Жизнь его по-прежнему была нищей и обездоленной. Многих мастеров искусства тогда волновала тема социального неравенства, бесправия и бедноты крестьян, принуждения платить «слезинкой ребенка» за некие жизненные блага.

Это и отразил в своей картине художник. В центре нее изображены трое детей (учеников мастеровых), везущих огромную обледенелую бочку воды. Это два мальчика и девочка. На дворе зима, смеркается, на дороге – гололедица. Резкий холодный ветер раздувает их плохонькую одежонку. Выливающаяся из бочки вода тут же превращается в сосульки. Как холодно детям, должно быть, в такой мороз!.. Видно, что они совершенно выбились из сил. Какой-то добрый человек помогает им втащить бочку на пригорок. Повозку сопровождает собака, которая бежит немного справа перед детьми. Картина написана в мрачных серо-коричневых тонах. Даже снег вокруг темный. Тем самым мастер желал показать зрителю всю серость, безысходность и ужас ситуации, когда малолетние дети вынуждены выполнять такую черную работу. Обстановку также нагнетает заледенелая пустынная улица. С чем ассоциируются герои картины у зрителей? Само название ее говорит о том, что труд этих ребятишек можно сравнить с работой лошадей. У публики рассматриваемое произведение вызывает острую жалость к бедным деткам, на долю которых выпала такая нелегкая участь.

Несколько слов об авторе полотна

Картина «Тройка» — это, пожалуй, одно из самых эмоциональных и известных произведений художника Василия Григорьевича Перова. Он родился в городе Тобольске. Когда его родители переехали в Нижегородскую губернию, будущий великий мастер поступил на обучение в Арзамасское уездное училище. Там же он с перерывами учился в художественной школе, закончить которою Василию так и не удалось. Зато позже будущий художник получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. За свою жизнь мастер написал множество замечательных картин. Среди них такие работы, как «Приезд станового», «Мальчик-мастеровой», «Плач Ярославны» и многие другие.

Советы школьникам при написании сочинения

При описании картины Перова «Тройка» нельзя не обратить внимание на тяжелую эксплуатацию детского труда. В 1866 году люди еще не знали автомобилей

Передвигаться им помогали лошади, оптимальное количество которых в повозке равнялось трем. Лошадь в центре называли коренником, а животных по бокам — присяжными. В картине Перова особая упряжка. На лошадях здесь решили сэкономить и впрягли в повозку детей (учеников мастеровых с незавидной судьбой).

Готовясь к эссе по картине, ребятам следует ознакомиться с жизнью простого народа во второй половине XIX века. В этом окажут помощь исторические источники, Википедия, а также произведения А. П. Чехова «Ванька», Н. А. Некрасова «Плач детей» и Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Хорошо справиться с литературной работой помогут ответы на такие вопросы:

  1. Какие мысли и чувства вызвала картина?
  2. Какова причина, по которой Перов отразил на полотне непростую жизненную ситуацию?
  3. Что за время года на холсте?
  4. Какими автор изобразил детей, что выражают их лица?
  5. Кто помогает детям в их нелегком труде?
  6. Какие оттенки красок преобладают на полотне, почему так решил мастер?
  7. Есть ли влияние серости зимнего утра на общее впечатление, которое возникает при взгляде на полотно?
  8. О чем рассказывает картина, на какие мысли наводит?

Используемые слова

Отлично написать работу поможет орфографическая подготовка, умение подбирать синонимы, использовать средства выразительности. Чем глубже школьник изучит характер эпохи, которую хотел изобразить художник, тем более достоверно и глубоко сможет передать отношение к картине в своем литературном труде. При описании персонажей и событий можно руководствоваться следующей подсказкой:

  • лица детей — утомленные, усталые, полусонные, страдальческие, добрые и нежные, но измученные;
  • одежда — ветхая, рваная, с чужого плеча;
  • дорога — грязная, скользкая, непростая, заснеженная;
  • бочка — тяжелая, обледенелая, огромная, грязная;
  • стены монастыря (крепости) — мрачные, каменные, неприветливые, суровые;
  • удаляющийся прохожий — невнимательный, безжалостный;
  • помощник — прохожий, который очень хочет помочь ребятам, но он слишком слаб;
  • собака — сердитая, свободная;
  • птицы — улетающие, тревожные.

Краткий план

Предварительная подготовка к работе включает написание плана. При следовании ему школьник может максимально подробно описать картину и выразить свое отношение к ней. Обязательно следует включить следующие пункты:

  1. Время года на картине, погода, ноша ребят. — Пик зимы и непомерная ноша (обледенелая бочка).
  2. Что можно сказать о ребятах, их настроении, кто им помогает? — Страдание на лицах, пытается помочь прохожий (ему можно придумать имя — Григорий, Иван или любое другое).
  3. О чем заставляет задуматься холст? Какие вызывает чувства у детей? — О том, какое тяжелое детство было у их сверстников полтора века назад.

Основная идея

Автор картины «Тройка» здесь обращается к теме детского труда в России тех лет. Сейчас нам сложно представить ситуацию, когда это было вполне законным и абсолютно нормальным, с точки зрения существовавшего тогда строя, явлением. Сколько же горечи и боли в названии произведения! Нам более привычно называть тройками группу резвых лошадей, несущихся с большой скоростью по широким бескрайним просторам России. А тут бедные и измученные дети, вынужденные тянуть непосильную ношу в морозный день. Многие городские мастеровые тогда нагружали своих учеников подобной тяжелой работой. Дети в таких адских условиях часто болели и умирали. Глядя на картину, можно живо представить себе всю безысходность ситуации

Именно на это хотел обратить внимание общества художник. Произведение никого не оставит равнодушным, заставит быть добрее к людям и не позволит пройти мимо и не увидеть рядом с собой обездоленности и нищеты

Крестовская застава. Как жили ямщики?

Ямщики здесь начали селиться еще при Иване Грозном. Эта ямская слобода стала называться Переяславской. Тут же находились мытные дворы, там мытники взимали мыто — пошлину с товаров. Кроме «неявленной» водки древние таможенники взимали плату за многие товары, пополняя казну. Мытниками служили «инвалиды» — тогда это слово обозначало просто отставного военного.

История Москвы продолжалась —таможенные границы отменили, но заставы остались, там просто проверяли документы въезжающих и выезжающих из города. Да и с лошадьми надо было разобраться.

В. Г. Перов, «Последний кабак у заставы», 1868 г. Фото: ru.wikipedia.org

В Третьяковской галерее находится довольно мрачная картина Перова «Последний кабак у заставы». Столбы и шлагбаум, видимо, остались позади. Очень скупой вид: зима, замерзающая женщина, только два места, где можно согреться — кабак да виднеющаяся впереди церковь. Так могла выглядеть часть московской заставы, по крайней мере — зимой.

Летом же у жителей слободы цвели сады:

А ямщики работали. Были они едва ли не отдельным сословием, пусть и неофициально, чувствовали себя посвободнее: дорога — вещь непредсказуемая, требуется и решительность, и смекалка, и храбрость, и просто немалая физическая сила. Профессия передавалась по наследству, община была крепкой. Бурная жизнь на заставах начиналась «со вторых петухов», прекращалась ночью.

Дома у ямщиков были просторные, двухэтажные. Это и понятно: свой дом мог стать не то чтобы постоялым двором, но неким гостевым домом для знакомых проезжающих.

И столы были огромные, за каждым могло поместиться до двадцати человек. Питались ямщики в скоромные дни неплохо — соответственно тяжелой работе:

До конца XIX века был и один главный ямщик, кто заведовал всей Крестовской слободой. Это был дед знаменитого русского художника К. Коровина. Дед был богат, дружил с Мамонтовым и другими промышленниками. Потом, правда, разорился (технический прогресс), но связи остались. Они пригодились и внуку.


Фото: Галя Константинова, личный архив

Но времена стремительно менялись. По расчетам гениального инженера Шухова встали две огромные водонапорные башни (позже — снесены), началось строительство железой дороги в Прибалтику, в стиле русских дворцов XVII века был выстроен Рижский вокзал (тогда — Виндавский). Вокзал действующий, еще и с музеем, а вот о судьбе архитектора неизвестно ничего (30-е годы.).


Фото: Галя Константинова, личный архив

Москва разрасталась. От Крестовской заставы не осталось ничего. Сама площадь стала назваться Рижской, название Крестовский сохранилось только за мостом.


Фото: Галя Константинова, личный архив

В этих местах нет никаких особых «московских легенд». Но есть память и ощущение «пути», живые истории о путниках, будь то ямщики, будь то паломники-богомольцы, будь то нынешние, вечно куда-то нервно спешащие люди.

Теги: Москва, ямщик, история Москвы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: