«торжествуют» верещагина

Творчество Верещагина

В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.

Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски — пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато — коричневым, воистину «пустынным» колоритом.

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.

Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887–1900).

Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» художника Верещагина (переизданы в 1981).

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.

Контекст создания полотна

Во второй половине 1860-х генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии К. П. Кауфман пригласил художника к себе на службу — тот должен был состоять при генерале в чине прапорщика. Василий Верещагин согласился и отправился в Ташкент, затем в Самарканд, где он участвовал в обороне осаждённого города.

Критики называли Верещагина ташкентско-бомбейским величеством

Дважды художник отправлялся в Среднюю Азию и провёл там немало времени. Он неизменно оказывался в гуще событий, переживал лично всё происходящее, чтобы затем писать честные каратины об истинном характере войны.

Над Туркестанской серией Верещагин работал два года в Мюнхене. В предисловии к каталогу, составленному им самим, Верещагин говорил: «Варварство среднеазиатского населения так громадно, а экономическое и социальное положение в таком упадке, что чем скорее проникнет туда с того или другого конца европейская цивилизация, тем лучше. Если мои верные очерки помогут уничтожению недоверчивости английской публики к их естественным друзьям и соседям в Средней Азии, тягость путешествия и труд устройства выставки будут более чем вознаграждены».

В Европе работы Верещагина встретили тепло. Настал черёд везти полотна на родину. Первым был Петербург. Вокруг верещагинской выставки разгорались страсти. Военные были недовольны. Верещагину пришлось пережить резкие нападки за якобы клевету на русскую армию. Даже генерал Кауфман был оскорблён увиденным: по воспоминаниям художника, главный начальник Туркестана имел слабость рассердиться на некоторые из туркестанских картин. «Он некоторым образом шельмовал меня перед всем своим штабом на приёме, доказывая мне, что я во многом «налгал»: отряд де его никогда не оставлял на поле боя убитых и т. п. Статский генерал С*** окончательно вывел меня из терпения, рассказывая о своих впечатлениях перед моею «клеветою» на солдат. Я пожёг те картины, что им кололи глаза», — указал в дневниках художник. Речь идёт о картинах «Забытый», «Окружили — преследуют» и «Вошли».


Верещагин во время русско-турецкой войны. (wikimedia.org)

Москва получила первые сведения о картинах Верещагина из петербургских газет и из собственных источников. Например, корреспондент «Московских ведомостей» так охарактеризовал полотна Верещагина: «Это эпопея туркестанской войны, изображённая с туркменской точки зрения… Герои — туркмены, побеждающие русских и торжествующие свою победу. Поэт-художник воспевает их подвиги и венчает их апофеозой из пирамиды человеческих черепов».

Когда же выставка доехала до Москвы, все полотна купил за 92 тыс. рублей Павел Третьяков и предложил в подарок училищу живописи и ваяния, но с условием, чтобы учебное заведение сделало пристройку с верхним освещением, где бы и могла помещаться вся коллекция. В училище посчитали, во сколько обойдётся стройка, попытались получить от Третьякова ещё 15 тыс. рублей, в ответ на что услышали, что коллекционер изменил решение и намерен передать работы Верещагина Обществу любителей художества. Последнее от подарка отказалось под предлогом отсутствия площадей для хранения. Тогда Третьяков построил новые залы при своей галерее и оставить коллекцию себе.

Несмотря на критику, Верещагин всё же произвёл фурор. Академия художеств даже вознамерилась присвоить ему звание профессора, на что Василий Васильевич ответил следующее (и текст этот был опубликован в прессе): «Известясь о том, что императорская Академия художеств произвела меня в профессора, я, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания». В ответ на это началась травля.

Н. Л. Тютрюмов, давно уже добивавшийся профессорского звания, решил воспользоваться моментом. Он напечатал в «Русском мире» статью под заглавием: «Несколько слов касательно отречения г. Верещагина от звания профессора живописи». Автор текста утверждал, что картины написаны не самим Василием Васильевичем, а «компанейским способом», в Мюнхене. Ведь, по мнению Тютрюмова, совершенно невероятно, чтобы один человек в столь короткий срок создал такую массу полотен.

Дело в том, что Верещагин действительно пригласил архитектора для помощи в выполнении некоторых технических деталей, но эта подсобная работа ни в какой мере не может подвергать сомнению авторство самого художника.

В защиту Верещагина выступили Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби и многие другие. Они организовали экспертизу, результаты которой были всенародно оглашены. Честь Верещагина была восстановлена.

Известные произведения Верещагина Василия Васильевича

Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина связана с обороной Самарканды.

2 июня 1868 года двадцатипятитысячная армия Баба-бека и пятнадцатитысячный отряд киргизов, под руководством Адиля-Дахти, осадили русский гарнизон Самарканда. 658 человек, в числе которых был и прапорщик Верещагин, отступили в цитадель, распложенную у западной стены города.

Настигнутый вражеской пулей, схватившись за грудь, он побежал в круговую по площадке, крича: «Ой, братцы, убили, ой, убили! Ой, смерть моя пришла…» Бедняк ничего уже не слышал, он описал ещё один круг, пошатнулся, упал навзничь, умер. Об этом вспоминал сам художник, а предсмертные слова солдата были воспроизведены им на самодельной раме.

Место действия обозначает жёлтая зубчатая стена на фоне пыльно-синего среднеазиатского неба. Простое среднерусское лицо солдата так загорело, что его уже не отличишь от басурманина. Руки он прижал к груди, пытаясь остановить хлынувшую из раны кровь. Многие из тех «братцев», к кому обращен предсмертный вопль солдата, уже полегли в неравной битве с врагом.

Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях».

Не надеясь, что государство купит эти работы, Верещагин уезжает в расстроенных чувствах в путешествие по Индии. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Этот великолепный памятник эпохи Великих Моголов был построен Шах-Джаханом в качестве усыпальницы для его любимой жены в середине XVII столетия.

В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана.

Всего в мавзолее 5 куполов. Центральный купол высотой семьдесят четыре метра. Стены его облицованы полированным белым мрамором, инкрустированным самоцветами.

По углам мавзолея своей жены неутешный Шах-Джахан приказал выстроить четыре минарета. Мавзолей строился около 20 лет, а в строительстве участвовали двадцать тысяч рабочих.

Мавзолей стоит на берегу реки Джамана, самого длинного и полноводного притока Ганга.

Картина «Побеждённые. Панихида» написана русским художником в 1878-79 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин балканской серии. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига.

Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Русские тогда потеряли 1300 человек.

Работы художника

  • Туркестанская серия
  • Наполеон в России (Верещагин)
  • серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872).
  • «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше» (1865)
  • «Улица в деревне Ходжагенте» (1868)
  • «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868)
  • «Ход в зиндан (подземная тюрьма) в Самарканде» (1868)
  • «Въезд в город Катта-Курган» (1868)
  • «После неудачи (Побеждённые)», 1868, ГРМ
  • «Развалины театра в Чугучаке» (1869)
  • «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869)
  • «Нищие в Самарканде» (1870)
  • «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870)
  • «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» (1870)
  • «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870)
  • «Апофеоз войны» (1871), ГТГ

  • «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871—1872), ГТГ
  • «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874—1876), ГТГ
  • «Жемчужная мечеть в Агре» (1874—1876), ГТГ
  • «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878—1879) ГТГ
  • «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), ГТГ
  • «В турецкой покойницкой» (1881)
  • «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884)
  • Цветная гравюра «Наполеон в Кремле» (хранится в Музее-квартире А. М. Горького (Нижний Новгород)

Василий Верещагин. Туркестанская серия

В июне 1868 года в составе небольшого русского гарнизона Верещагин принимает участие в обороне Самаркандской крепости от войск бухарского эмира, за что награжден орденом Св.Георгия 4-й степени, который присуждался за особые боевые заслуги.
Это была единственная принятая художником награда. Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где на основе этюдов и привезенных коллекций продолжает работать над туркестанскими сюжетами.
В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка —
в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.

То, что показал Верещагин в Туркестанской серии, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности.
Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью. Многим из художников (в их числе Перову, Чистякову, поначалу Репину)
Туркестанская серия казалась инородной и даже чужеродной в русском искусстве,
«цветными заплатками» на его строгих одеждах, но преобладающим стало мнение, выраженное Крамским: Туркестанская серия — блестящий успех новой русской школы, ее безусловное достижение, «высоко поднимающее дух русского человека», заставляющее сердце биться «гордостью, что Верещагин русский, вполне русский».

      Туркестан, часть 1Туркестан, часть 2ВарварыРусский северЯпонияНаполеонПалестинаИндия    
Апофеоз войны. 1871 (Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим) Самарканд. Медресе Шир-дор на площади Регистан Калмыцкая молельня, 1869 Мулла Керим и мулла Рахим по дороге на базар ссорятся
Двери хана Тамерлана (Тимура), 1875 Смертельно раненный Портрет бачи Киргиз, 1870
Торжествуют — окончательный вариант Высматривают Кочевка киргизов Калмыцкий лама, 1869
Богатый киргизский охотник с соколом. 1871 В горах Алатау. 1869-1870 Кочевники на дороге в горах Алатау, 1870 Ташкент. Дервиши в праздничных нарядах во время праздничного праздника
Развалины театра в Чугучаке Верблюд во дворе караван-сарая, 1869-1870 Развалины китайской кумирни. Ак-Кент Развалины в Чугучаке
Продавцы посуды в Узбекистане Представляют трофеи Нищие в Самарканде Дутарист, 1870
Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир, 1890 Садовая калитка в Чугучаке Старшина деревни Ходжагент Улица в деревне Ходжагент

Туркестанская серия, часть 2

Биография Василия Верещагина

Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию.

В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).

Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.

Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Судьба художника

После Средней Азии Верещагин объездил весь свет: Индия, Япония, Сирия, Палестина, США, Куба и Филиппины, не говоря уже о Европе. Из каждой экспедиции он привозил свои батальные и этнографические сюжеты. По мнению живописца, настоящий художник должен путешествовать — искать натуру, собирать материал.

Идейная позиция художника определилась после поездки в Туркестан и Индию. Верещагин вернулся с мыслью об ужасе и бесчеловечности «азиатского варварства». Именно поэтому в Туркестанской серии есть подсерия «Варвары» (куда входит и картина «Торжествуют»).

Верещагин был художником с фотографическим видением. Он считал, что каждая картина может передать только один момент жизни. Поэтому для выражения полноты замысла и описания ситуации он прибегал к принципу серийности.

За Туркменскую серию Третьяков отдал 92 тыс. рублей

Верещагин, в отличие от художников-современников, особое внимание уделял человеческой психологии: во-первых, он изучал своеобразие психологического склада личности по этническому типу; во-вторых, рассматривал, как отразился этот психологический склад на материальной культуре. Вице-адмирал Макаров и Верещагин в каюте, 1904 год

(wikimedia.org)


Вице-адмирал Макаров и Верещагин в каюте, 1904 год. (wikimedia.org)

При всём пацифизме, Верещагин всё же оставался человеком войны. Критикуя жестокость и агрессию, он оправдывал действия русской армии в Средней Азии. По мысли художника, война, хотя и является пережитком варварства, остаётся единственным способом это самое варварство искоренить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: