Третьяковская галерея. картины с названиями и авторами

Киргизы — воинственные и гордые

Своенравные и гордые киргизы не спешили подчиняться величайшей силе XIII века — монголам. Во времена правления Чингисхана они оказывали отчаянное сопротивление натиску завоевателей. Но даже после распада Орды возникают ханства, что не дают покоя киргизам.

В поисках поддержки, стремясь обрести спокойную жизнь, народ налаживает отношения с Российской империей. Этот момент оказался ключевым в истории Киргизии. И если южные земли оказались под властью чужестранцев, то северные территории киргизов присоединились к России.

Увы, мечты киргизского народа о мирном существовании и процветании своего края не получили воплощения. Царская политика лишь усиливала гнёт на новых территориях, люди осознавали, что увеличение налогов приводит к катастрофе, отчего в киргизском обществе назревали повстанческие настроения.

Франц Рубо «Киргизский всадник с флагом»

Формирование народа

Как показывают археологические исследования, первые поселения людей на территории современной Киргизии датируются ещё средним палеолитом. Большинство коренных племён занималось скотоводством, чему способствовали климатические условия. Кроме того, значительная их часть вела кочевой образ жизни, что позволяло в зависимости от времени года перемещаться на новые земли в поисках пастбищ для животных.

К древнейшим предкам киргизов принадлежали скотоводческие племена саков, расцвет которых на землях, что в дальнейшем станут Киргизией, приходится на I тысячелетие до нашей эры. В “Истории” древнегреческого учёного Геродота упоминается о близости территорий саков и персидской империи Ахеменидов. Это указывает, что в тот период времени саки уже обрели немалое могущество и, конечно, сформировались как народ.

Воинственным сакским племенам и их преемникам усунам пришлось вести долгие и изнурительные военные противостояния с гуннами, что представляли собой самую грозную силу Азии. В дальнейшем разворачивается война уже с монголо-татарскими завоевателями. Предкам киргизов приходилось удерживать территории Тянь-Шаня и Памиро-Алтая.

В. В. Верещагин «Богатый киргизский охотник с соколом»

Переселение в Тянь-Шань

Кстати, о переселении на Тянь-Шань в истории по сей день ведут дискуссии. Кто-то считает, что произошло это уже в тюркские времена, кто-то придерживается мнения, что ещё в период власти саков на соседних землях Тянь-Шань оказался под властью предков киргизов. Но я хочу отметить, что проблема здесь кроется не столько в исторических аспектах, сколько в особенностях идентификации киргизов различных регионов.

Этнограф С. М. Абрамзон в своих работах подчёркивал:

Туркестанская серия В. В. Верещагина «Перекочёвка киргизов»

Известные произведения Верещагина Василия Васильевича

Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина связана с обороной Самарканды.

2 июня 1868 года двадцатипятитысячная армия Баба-бека и пятнадцатитысячный отряд киргизов, под руководством Адиля-Дахти, осадили русский гарнизон Самарканда. 658 человек, в числе которых был и прапорщик Верещагин, отступили в цитадель, распложенную у западной стены города.

Настигнутый вражеской пулей, схватившись за грудь, он побежал в круговую по площадке, крича: «Ой, братцы, убили, ой, убили! Ой, смерть моя пришла…» Бедняк ничего уже не слышал, он описал ещё один круг, пошатнулся, упал навзничь, умер. Об этом вспоминал сам художник, а предсмертные слова солдата были воспроизведены им на самодельной раме.

Место действия обозначает жёлтая зубчатая стена на фоне пыльно-синего среднеазиатского неба. Простое среднерусское лицо солдата так загорело, что его уже не отличишь от басурманина. Руки он прижал к груди, пытаясь остановить хлынувшую из раны кровь. Многие из тех «братцев», к кому обращен предсмертный вопль солдата, уже полегли в неравной битве с врагом.

Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях».

Не надеясь, что государство купит эти работы, Верещагин уезжает в расстроенных чувствах в путешествие по Индии. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Этот великолепный памятник эпохи Великих Моголов был построен Шах-Джаханом в качестве усыпальницы для его любимой жены в середине XVII столетия.

В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана.

Всего в мавзолее 5 куполов. Центральный купол высотой семьдесят четыре метра. Стены его облицованы полированным белым мрамором, инкрустированным самоцветами.

По углам мавзолея своей жены неутешный Шах-Джахан приказал выстроить четыре минарета. Мавзолей строился около 20 лет, а в строительстве участвовали двадцать тысяч рабочих.

Мавзолей стоит на берегу реки Джамана, самого длинного и полноводного притока Ганга.

Картина «Побеждённые. Панихида» написана русским художником в 1878-79 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин балканской серии. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига.

Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Русские тогда потеряли 1300 человек.

Прогулка в лодке

На протяжении всего своего творческого пути Верещагин испытывал большой интерес к Японии. Страна восходящего солнца привлекала живописца своей непохожей ни на одну азиатскую страну культурой.

Еще в 1874 он собирался посетить Японию и лишь спустя 7 лет мечта наконец осуществилась. Впечатления от путешествия нашли свое отображение отражение только в нескольких картинах Верещагина, одной из которых является “Прогулка в лодке“.

Картинам художника на японскую тему свойственны определенная неуравновешенность композиции, заостряющая внимание на случайности запечатленного эпизода, воздушность цветовой гаммы, использование импрессионистических техник

Сопротивление и независимость

В 1916 году император Николай II подписал указ, согласно которому инородческое население Российской империи обязано было привлекаться для возведения военных и оборонительных сооружений. Это стало причиной Туркестанского восстания.

Царские власти сумели подавить бунт, после чего начали жестоко расправляться с его участниками. Как вы догадались, немало киргизов вынуждено было бежать от расправы. Убежище они находили на территории Китая.

Киргизская семья, 1900 год

В дальнейшем, уже в период советской власти, многие киргизы отличились в Великой Отечественной войне, преданно отстаивая интересы своей родины. Экономический кризис послевоенных лет негативно сказался на развитии народа, однако жители Киргизии смогли выстоять и восстановиться после столь серьёзных потерь и потрясений. Страна киргизов, как и мечтали их далёкие предки, стала самостоятельным государством, на благо которого трудятся его верные жители, что наконец обрели свободу.

Публицист и дипломат Мирбек Эшалиев отмечает стойкость своего народа:

Киргизские мужчины

Киргизы — народ многогранный и сложный. Современные племена Киргизии нельзя назвать однородным этносом, поскольку существует ряд этнических групп, в каждой из которых есть свои признаки и особенности. В генетическом план киргизы родственны многим степным и алтайским народам, однако многие аспекты их истории так и остаются неразгаданными тайнами, которые нам предстоит открыть в будущем.

Японка

“Японка” – вероятно, одна из самых лирических работ художника, которая раскрывает менее известную сторону его таланта. В этой работе ярко проявилась любовь Верещагина к этнографии, особенностям быта, традициям и аутентичным нарядам Японии.

Даже цветовая гамма полотна настраивает зрителя на восточное настроение: сочетание красного, черного, лилового… Написана картина во время посещения художником Японии.

С точки зрения построения композиции, полотно хорошо продумано – даже рама для картины подобрана специально и, вероятнее всего, по индивидуальному заказу самого Верещагина. На ней изображен классический восточный орнамент.

«Смертельно раненный» Верещагина

«Смертельно раненный» — картина, которая одной из первых вспоминается при имени Верещагина. На лице мужчины отражен ужас перед войной, беспощадной и неизбежной.

Живописец, посвятивший творчество художественному документированию военных конфликтов, оставался пацифистом. Показывая страдания простых солдат и контрастную им мирную жизнь, художник хотел дать контраргумент войне и напомнить, что победы даются ценой тысяч жизней.

Сюжет

В разгаре боя крупным планом Верещагин показывает безымянного солдата. Он ранен. Лицо его искажено ужасом и болью. На грани смерти он не думает об отечестве, врагах или необходимости победить. Он страдает. И этот мужчина думает только о том, как спастись.

Такова природа человека. Какими бы ни были пропагандистские лозунги о необходимости сражаться до последней капли крови, непонятна причина. Особенно, когда ты не родной дом защищаешь, а воюешь где-то далеко от дома.

Империя решает свои геополитические задачи за счет простых солдат.

Верещагин как художник, не раз бывавший в эпицентре военных конфликтов, понимал, насколько бессмысленна смерть и конкретно этого мужчины, и его сотоварищей.

«Смертельно раненный» (1873)

Репортажный характер живописи — характерный для Верещагина.

Предвещая прямые включения с места событий и газетные хроники, художник не только изображал то, что видел, в динамике, словно это прямой эфир, но и сопровождал подписями, которые переносили зрителя на место событий.

Так и на этом полотне живописец указал: «Ой убили, братцы! .убили …ой смерть моя пришла…». Такой прием — комментирование — для Верещагина был стандартным. Свои названия и особенные подписи художник оставлял на раме или непосредственно на холсте.

Контекст

«Смертельно раненный» — часть Туркестанской серии, которую Верещагин писал в Мюнхене под впечатлением от увиденного в Средней Азии. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого», — писал он. За два года он создал 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка.

В таком составе серия была показана на первой персональной выставке художника в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве. Художнику пришлось столкнуться с обвинениями и в плагиате, и в очернении русской армии.

Власть была против него, коллеги — Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби — поддерживали.

Война, по мнению Верещагина, была «отвратительным наростом варварства на цивилизации». Чтобы убедить в этом современников и потомков, художник вновь и вновь отправлялся на поля сражений, чтобы на своих полотнах показать правду. Искусство было для него инструментом для трансляции идей.

«Апофеоз войны» (1871)

На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени.

Во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна, но и мирную жизнь: сутолоку базара, резные минареты, местных жителей. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый мир, на фоне которого война выглядела как недоступная пониманию бессмыслица.

Судьба художника

Василий Верещагин был родом из семьи богатого помещика. Несмотря на желание отца сделать сыновей военными, Василий, хотя и окончил морской кадетский корпус, вышел в отставку, намереваясь стать художником. День, когда сын объявил о своем решении отцу, стал последним в их общении.

Верещагин был точен в деталях. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть обзывали его фотографом. Современники называли Верещагина ужасным, кровавым, жестоким. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».

«Торжествуют» (1872)

Верещагин написал несколько серий, по которым становится понятна широкая география его перемещений. Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская, «Русский Север», исследование личности Наполеона.

С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.

История одного шедевра: «Смертельно раненный» Верещагина

Сюжет

В разгаре боя крупным планом Верещагин показывает безымянного солдата. Он ранен. Лицо его искажено ужасом и болью. На грани смерти он не думает об отечестве, врагах или необходимости победить. Он страдает. И этот мужчина думает только о том, как спастись.

Такова природа человека. Какими бы ни были пропагандистские лозунги о необходимости сражаться до последней капли крови, непонятна причина. Особенно, когда ты не родной дом защищаешь, а воюешь где-то далеко от дома. Империя решает свои геополитические задачи за счет простых солдат. Верещагин как художник, не раз бывавший в эпицентре военных конфликтов, понимал, насколько бессмысленна смерть и конкретно этого мужчины, и его сотоварищей.

«Смертельно раненный» (1873)

Репортажный характер живописи — характерный для Верещагина. Предвещая прямые включения с места событий и газетные хроники, художник не только изображал то, что видел, в динамике, словно это прямой эфир, но и сопровождал подписями, которые переносили зрителя на место событий. Так и на этом полотне живописец указал: «Ой убили, братцы! .убили …ой смерть моя пришла…». Такой прием — комментирование — для Верещагина был стандартным. Свои названия и особенные подписи художник оставлял на раме или непосредственно на холсте.

Контекст

«Смертельно раненный» — часть Туркестанской серии, которую Верещагин писал в Мюнхене под впечатлением от увиденного в Средней Азии. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого», — писал он. За два года он создал 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. В таком составе серия была показана на первой персональной выставке художника в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве. Художнику пришлось столкнуться с обвинениями и в плагиате, и в очернении русской армии. Власть была против него, коллеги — Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби — поддерживали.

Война, по мнению Верещагина, была «отвратительным наростом варварства на цивилизации». Чтобы убедить в этом современников и потомков, художник вновь и вновь отправлялся на поля сражений, чтобы на своих полотнах показать правду. Искусство было для него инструментом для трансляции идей.

«Апофеоз войны»(1871) На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени.

Во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна, но и мирную жизнь: сутолоку базара, резные минареты, местных жителей. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый мир, на фоне которого война выглядела как недоступная пониманию бессмыслица.

Судьба художника

Василий Верещагин был родом из семьи богатого помещика. Несмотря на желание отца сделать сыновей военными, Василий, хотя и окончил морской кадетский корпус, вышел в отставку, намереваясь стать художником. День, когда сын объявил о своем решении отцу, стал последним в их общении.

Верещагин был точен в деталях. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть обзывали его фотографом. Современники называли Верещагина ужасным, кровавым, жестоким. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».

«Торжествуют» (1872)

Верещагин написал несколько серий, по которым становится понятна широкая география его перемещений. Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская, «Русский Север», исследование личности Наполеона.

С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.

Загадки этнонима

Этноним “кыргыз” до сих пор вызывает немало споров исследователей, у которых имеются совершенно разные теории относительно происхождения этого названия. Одна из самых распространённых версий указывает на то, что в переводе с тюркских наречий слова “кырг и огуз” могли обозначать “сорокаплеменный народ”.

На мой взгляд, такая трактовка связана с особенностями сложного формирования киргизского этноса на основе самых разных общин, а также с преданиями о его появлении. Некоторые сложности с идентификацией народа возникают и из-за особенностей использования определения “киргиз”. В русских старинных источниках киргизами нередко называли казахов, поскольку разделения между этими народами не видели.

Киргизы в традиционной одежде. 1862 г.

История композиции

Канаев, важный, авторитетный представитель кочевой интеллигенции, хорошо владеющий русским языком, вызывает большой интерес у молодого художника Верещагина, которому всего 25 лет. Со своей стороны Байтик Канаев никогда не видел таких картин, потому что, воспитанный в традициях ислама , рисование было запрещено в его религии. Но увлечение искусством подтолкнуло его к общению с Верещагиным. Позже, во время туркестанского похода , удача снова свела двух друзей. Байтик Канаев был известен как стойкий враг Кокандского ханства и друг России. Верехчагина пригласил в Русский Туркестан генерал-губернатор Константин фон Кауфманн, который ценит художника и нанимает его по его приказу. В 1868 и 1870 годах он создавал здесь картины туркестанской серии .

Василий Верещагин

Байтик Канаев

Картина была написана Верещагиным в 1871 году в Мюнхене в знак признания гостеприимства Байтика Канаева, верховного вождя киргизов племени Солтос , который с восточным гостеприимством и исключительными почестями принял ее во время поездки в Джетисоу . На картине изображен Канаев в юрте с соколом в руке. Он изображен в традиционном киргизском головном убранстве — калпаке, в традиционных туркестанских халате и накидке, а также в традиционных бриджах кочевников. Эту одежду обычно шили качгарские или коканские портные.

Среди работ Верещагина, посвященных Джетисоу ( Семиретченская область ), — виды на горы у курорта Лепси , хребты Заилийского Алатау , долины реки Чоу , озеро Алаколь . Живописец также поднялся на хребты Джунгарского Алатау . В Кыргызстане он писал озеро Ысык-Куль , заснеженные вершины хребта Тянь-Шань , город Нарын , делал зарисовки Боомского ущелья . Ему еще предстоит пять исследований в близлежащих горах Иссык-Куля , лучшим из которых является Парад Барскаун . Дружба с Байтиком Канаевым позволила живописцу благополучно добраться из Джетисоу в Китай . В то время весь Туркестан находился в состоянии войны с русскими захватчиками, и оскорбление или ранение друга Байтика Канаева могло стоить дорого. Верещагин написал еще три картины с изображением солтовцев: киргизов , киргизских стоянок и киргизских кочевников у реки Чу .

Картина охотника с соколом впервые была выставлена ​​в 1873 году , когда Верещагин провел персональную выставку своих работ в Хрустальном дворце в Лондоне . В России он не выставлялся до следующего года, в 1874 году , на выставке в Санкт-Петербурге . В настоящее время полотно находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: