Альфред Сислей (1839—1899).
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Альфреда Сислея. 1868. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария. Wikimedia Commons.
Альфред Сислей был человеком скромным и молчаливым. Такими же были и его пейзажи. Тихие, наполненные цветовым уютом. Сислей не любил внешних эффектов. Людей он тоже почти никогда не изображал.
Широкими мазками он писал подвижное небо и воду. Дома же выписывал более гладко. Это подчеркивало статичность материала. Как на его знаменитой картине “Наводнение в Порт-Марли”.
Альфред Сислей. Наводнение в Порт-Марли. 1877. Музей Д’Орсе, Париж.
Сислей особенно любил писать небо. С него он и начинал любую картину. Часто оно занимало бОльшую часть холста.
В изображении неба он также использовал разные мазки. Длинные помогали передать быстро движущееся предгрозовое небо. Лёгкие и тонкие передавали небо ясное и безоблачное.
Картины Альфреда Сислея. Слева: Вид на Сен-Мамес. 1880 г. Художественный музей Уолтерса. Балтимор, США. Справа: Мост в Море. Утро. 1891 г. Частная коллекция.
Сислей признания так и не дождался. Его пейзажи казались публике невыразительными. Оценили их после его смерти. Сейчас они стоят миллионы долларов.
Вода, природа и восток
Весной 1859 года в Париже Клод Моне поступил на обучение в Академию Сюиса. Он общался с Делакруа, Готье и Тройоном, постоянно писал о своих впечатлениях Будену. Подружившись с Камилем Писсарро, посещал собрания реалистов во главе с Курбе. Моне впитывал в себя искусство пейзажа, восхищался барбизонцами Коро, Руссо, а особенно Добиньи.
В 1860 году Моне призвали в армию. Его часть была расположена в Алжире, где Клоду предстояло провести два года, что сильно повлияло на его художественное восприятие мира. В 1862 году из-за болезни его отправили обратно во Францию.
Друзья посоветовали ему поступить в мастерскую Глейра, чтобы освоить рисунок. Моне категорически не хотел у него учиться, но студию посещал и знакомился там с теми, кто впоследствии составит костяк группы импрессионистов, — Сислеем, Базилем и Ренуаром, дружба с которыми продлится долгие годы.
Конечно, как и на остальных импрессионистов, огромное влияние на Клода Моне оказала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», да и весь Салон отверженных 1863 года. Вскоре мастерская Глейра закрылась, и молодые художники стали ездить в Онфлёр на пленэр.
В 1865 году Моне впервые представил свои картины для выставки в Салоне, и два его морских пейзажа удостоились скромной похвалы: критики отметили чувство гармонии и цвета, присущее живописцу. Хотя Моне работал в манере, близкой к реализму Курбе, его не оставляла мысль о пленэре. Вдохновленный полотном Мане, в Онфлёре он написал множество этюдов для картины, которой он позже дал то же название — «Завтрак на траве», но по размаху постарался превзойти учителя. Это полотно вместило двенадцать фигур в полный рост.
Моне и Ренуар всерьез взялись за исследование световых и цветовых принципов и нюансов работы на пленэре. На берегу одного из притоков Сены они нашли очень живописное место, куда постоянно приезжали отдыхать богатые столичные жители. Там были купальни, кафе на воде, а изменчивость природы особенно ярко видна в постоянном переливе отражений на воде. Многочисленные зарисовки, этюды, а особенно серии картин обоих художников сделали знаменитым это кафе под названием «Лягушатник».
В 1867 г. Клод Моне писал картину «Женщины в саду». Художник неподвижно сидел перед полотном, и его спросили, почему он не пишет. Моне только покачал головой: «Не могу. Нет солнца». И действительно продолжил работу только после того, как облако перестало заслонять светило
По полотнам Моне тех лет нетрудно заметить, что он, как и все импрессионисты, одно время всерьез увлекался восточным искусством, а именно японской графикой. Но Клод, в отличие от товарищей, сохранил интерес к ней до конца жизни. Благодаря этому глубокому увлечению Моне сумел открыть и воплотить в импрессионизме необычные композиционные эффекты, совершенно не свойственные прежнему западному искусству. Художник много раз отмечал, что японская ксилография отличается острым ракурсом и драматической обрезкой композиции. Вот откуда взялись на картинах «впечатлистов» такие странные для их современников углы зрения на изображаемый объект и неожиданные границы полотен. Где это видано, чтобы фигуры выходили за размер холста, а значит, были написаны наполовину!
Клод Моне «Камилла в японском кимоно» (1867)
Влияние японского искусства можно проследить на всех последующих картинах Моне, хотя со временем он преобразовывал и все больше перерабатывал его в собственном стиле.
Иван Константинович Айвазовский
«Все эти успехи в свете – вздор, меня они минутно радуют и только, а главное мое счастье – это успех в усовершенствовании» – Иван Константинович Айвазовский.
Русский художник-маринист. Говорил, что сюжет картины слагается у него в памяти, как сюжет стихотворения у поэта. Писал картины «по памяти», а не с натуры, считая, что так они получаются более живыми.
Самые известные картины: «Девятый вал», «Черное море», «Радуга», «Ночь на Черном море», «Корабль среди бурного моря», «Море. Коктебель», «Волна».
Айвазовский с раннего детства писал людей, парусные корабли и пейзажи. Его работы очень рано заслужили самую высокую оценку со стороны современников. Он отличался не только талантом, но и чрезвычайной производительностью – он практически ежедневно писал один холст за другим. Картина «Девятый вал» позволила его таланту развернуться во всей своей глубине.
Все его выставки неизменно сопровождались небывалым успехом, его творчество всегда ценилось даже самыми великими людьми. Его большую картину «Хаос» приобрел сам Папа Григорий XVI, а знаменитый английский маринист Тернер посвятил его картине «Неаполитанский залив лунной ночью» восторженные стихи. Художник получил признание не только в России, но и за рубежом. Его картины выставляются в лучших галереях мира.
В отличие от многих других художников, в поздние годы своей жизни Айвазовский пережил новый творческий подъем и расцвет таланта. Он неутомимо работал до самого конца своей жизни. Он создал картину «Черное море», которая считается одной из самых грандиозных картин в мире, а затем картину «Волна», которую он и сам считал «своей лучшей бурей».
Где почитать о художнике: Л. Вагнер «Повесть о художнике Айвазовском», Н. Кузьмин «Пленник моря. Встречи с Айвазовским», Д. Каффьеро и И. Самарин «Неизвестный Айвазовский».
Вибрации цвета и света
В 1866 г. Клод Моне написал работу «Женщины в саду», ставшую важнейшим этапом в его живописных поисках в русле импрессионизма: светлая цветовая гамма распространяется и на тени, делая их цветными и словно пронизанными светом.
С этого момента неизменным свойством живописного мышления Моне становится отождествление живописи и натуры, образа и формы: он излагает правду видимой реальности на языке вибраций цвета и так, как воспринимает человеческий глаз. В 1869 г., отправившись с Ренуаром в Буживаль, он посвятил себя исключительно пейзажу и изучению рефлексов света на воде. «Лягушатник» (1869) — картина, где впервые наиболее полно реализована импрессионистическая система: художник не пытается подражать объективной реальности, скорее он фиксирует на холсте собственные ощущения — полученные от соприкосновения с фрагментом натуры. В Аржантёе стиль Моне достигает полной зрелости: в произведениях 1870-х годов выражена особенно полно его живописная концепция: он использует наложение коротких мазков чистого цвета — согласно законам дополнительности цветов, — которые становятся у него, чем дальше, тем все более дробными и мелкими.
Светозарный рассвет
В 1870 году Клод женился на Камилле Донсье, с которой познакомился за пять лет до этого. Камилла станет художнику верной подругой, будет служить ему моделью и родит двух сыновей.
В том же, 1870 году молодая пара уехала в Англию, Моне не желал участвовать во франко-прусской войне по личным убеждениям. С ними уехал и Писсарро.
Клод Моне «Сорока» (1868—1869)
В Лондоне, поразившем воображение Моне, он провел всего два года. Писал друзьям, что часами может наблюдать, как массивные тяжеловесные кварталы, словно по волшебству, меняются в волнах тумана, становясь грандиозными и прекрасными. Это откровенное любование, это восхищение знаменитым туманом особенно заметно в серии лондонских пейзажей, написанных Клодом Моне в разные годы, — видах на Парламент, Гайд-парк и Лондонский Пул.
Вернувшись во Францию, супруги Моне поселились в пригороде Парижа Аржантее, там и начался расцвет его творчества. Никогда в его картинах больше не будет такого количества света, никогда палитра не будет столь богатой. Здесь Моне напишет свои знаменитые катания на лодках и сценки из деревенской жизни, здесь создаст известнейшую картину «Прогулка. Дама под зонтиком» (1875). На манер своего первого учителя Добиньи Моне построит лодку-мастерскую, чтобы иметь возможность находить и писать натуру прямо на реке. Любую его картину того периода можно назвать шедевром.
Клод Моне «Гавань» (1874)
Это были счастливые десять лет его жизни, полные любви и творческих удач. Но в 1879 году Моне настиг жестокий удар: осенью умерла его любимая Камилла, оставив Клода с двумя детьми. Художник тяжело переживал смерть жены, это видно по его работам той поры. Прекрасную природу, виды рек и лугов сменили натюрморты с дичью, написанные в мастерской, а тона картин, написанных на пленэре, резко потемнели. Покинув Аржантей, Моне переезжал с места на место, пока не осел наконец в Живерни, где и остался до конца жизни.
Биография 2
Кратер на планете Меркурий назван именем этого художника импрессиониста, его картины оцениваются миллионами долларов и пользуются бешеной популярностью среди ценителей прекрасного в США, Великобритании, России. Речь идет о великом французском художнике, новаторе живописце — Клоде Моне.
Он родился в Париже в ноябре 1840 года, позже семья Моне переехала в Нормандию, где мальчик и провел свое детство. Отец Клода надеялся, что когда сын вырастет, то будет заведовать бакалейной лавкой, переданной по наследству, однако, маленького Моне увлекали занятия рисованием, особенно хорошо у него выходили карикатуры. Будучи юношей, Клод познакомился с живописцем Эженом Буденом, именно он открыл для будущего основоположника импрессионизма варианты написания картин на пленэре.
В 1861 году Моне призывают в армию в Алжир, но художник заболевает тифом, а его тетя выкупает племянника, чтобы он мог вернуться и продолжить обучение рисованию.
Начинающий художник скептически относится к популярной в то время манере живописи — эпизоды исторических событий, религиозные зарисовки. Моне посещает студию Шарля Глейра, где знакомится со своими единомышленниками и друзьями: Ренуаром, Сислеем, Базилем. Сезанном, Писсаро. «Впечатление. Восход солнца» известная картина Моне была впервые представлена в Париже на суд публике в 1974 году и широко обсуждалась критиками, благодаря такому резонансу и появилось названия необычного для того времени течения живописи — импрессионизм. Запечатлеть момент здесь и сейчас — предлагали художники данного направления
Картины Моне выполнены в совершенно новой уникальной технике — рельефного мазка, он также придумал накладывать краску прямо на картину, без использования палитры. Особенное внимание художник уделяет свету, Моне мог писать один и тот же образ природы, здания в разные периоды времени, чтобы запечатлевать все нюансы светотеней
Натурщица и будущая жена Клода Моне — Камилла Донсьё долгое время была его музой (картины «Камилла, или портрет дамы зелёном», «Камилла в японском кимоно»), подарила ему двух детей. В это время стиль живописи Моне становится все более уверенным и экспрессивным. В 1871 году художник и его семья переезжают жить в Англию из-за начала войны во Франции. Здесь в работах Моне начинает прослеживаться легкость, его увлекают туманы, пары, воздушность.
В 32 года муза Моне Камилла умирает от туберкулез. Художник долгое время живет и работает в родном городе. В 1892 году творец женится второй раз на Алисе Ошеде.
Живя в Живерни, Моне создает собственный неповторимый сад. Он выращивает красивейшие цветы, а затем, вооружившись красками и мольбертом, изображает сюжеты на холсте. Так появляется знаменитое полотно мастера — «Пруд с водяными лилиями».
Нелегким становится для художника 1912 год, кардинально меняется его восприятие цвета из-за найденного заболевания — катаракты. В декабре 1926 года в 86-летнем возрасте Моне ушел из жизни. Похороны выдающегося импрессиониста были весьма скромны, но наследие, которое он оставил после себя крайне высоко ценится современниками.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Влияние японского искусства
Здесь они находят очень колоритный уголок – ресторанчик с купальней рядом – место отдыха богатых парижан. Влекущих бликов на воде в этом чудесном месте сколько угодно – изучай и пиши
Природа постоянно меняется и полна мимолётных эффектов – вот что всё больше привлекает внимание Клода Моне и становится его творческим кредо на все последующие годы. Здесь рождаются известные виды под названием «Лягушатник»
В этой работе, а также в «Террасе в Сент-Андресс», написанной раньше, прослеживается влияние восточного искусства – тогда многие увлекались японской графикой. Моне также стал страстным поклонником искусства Японии, которое вносил и в свою жизнь: он украшал стены веерами, собирал гравюры, обустроил соответствующе свой дом в Живерни, где он жил больше сорока последних лет, прилегающий к нему роскошный сад с прудом. Композиционным эффектам, результатам выбранного ракурса и обреза изображения рамой, Моне научился из японских ксилографий.
Тяжелым бременем на плечи легли финансы и печаль
Несмотря на то, что картины Моне искрились яркими красками и светом, передавали всеобъемлющее ощущение счастья, их не спешили покупать. 1877 год художник посвятил серии работ на Сен-Лазарском вокзале. Он надеялся, что современный вид транспорта, изображенный на холсте, будет популярен среди обеспеченных граждан, часто пользующихся услугами железной дороги. Но почему-то они предпочитали старомодные картины с каретами и лошадьми.
Главный меценат импрессионистов Дюран-Рюэль, пострадавший финансово в экономический кризис, перестал покупать картины Моне. Для всех настали трудные времена, Клоду порой нечем было кормить семью. Спасал лишь Эрнест Гошеде – финансист, который ценил искусство и заказал живописцу серию панно для своего замка. Не только трудное финансовое положение тяготило семью Моне, в это время ещё тяжело заболела жена художника Камилла.
В семье Моне родился второй ребенок, это серьезно ослабило организм болевшей чахоткой Камиллы. Помимо этого, не было денег на хорошее питание и лекарства. Вскоре после родов Камилла умерла, это произошло в 1879 году. Заботиться о сыновьях Клода стала соседка по дому в Ветее, который снимала семья Моне вместе с супругами Гошеде. Через некоторое время у художника и Алисы Гошеде возникли чувства друг к другу. Муж Гошеде, узнав об этом, покидает возлюбленных, оставив с ними восьмерых своих с Алисой детей.
Клод Моне и Алиса Гошеде (крайние слева) с детьми, 1886 год
Рембрандт ван Рейн
«Красота не существует сама по себе. Красота – это иллюзия. Вы делаете вещи красивыми только собственным умением видеть их и вашей способностью воплотить виденное на полотне» – Рембрандт ван Рейн.
Голландский художник, гравер
Великий мастер светотени, он умел фокусировать внимание именно на тех местах, которые хотел выделить
Самые известные картины: «Ночной дозор», «Урок анатомии доктора Тюльпа», «Возвращение блудного сына», «Сиднидки», «Заговор Юлия Цивилиса», «Даная», «Святое семейство», «Саския в образе Флоры».
Рембрандт поражал своими творческими способностями с раннего детства, особое внимание он уделял религиозной живописи и написанию портрета. Известность Рембрандт приобрел, написав работу «Урок анатомии доктора Тюльпа», которая поражает своей психологической достоверностью, новаторством и яркостью исполнения
После смерти жены он создал свою самую знаменитую работу «Ночной дозор» – огромную картину со сложными внутренними контрастами, символами и намеками. Вслед за этой картиной он создавал один шедевр за другим. Еще одной известной его работой считается картина «Возвращение блудного сына» – самое проникновенное произведение художника, в котором прослеживается идея всепрощающей любви к человеку, которой Рембрандт служил всю свою жизнь.
Где почитать о художнике: Б. Паскаль «Биография искусства. Свет и тень Рембрандта», Г. Шмитт «Рембрандт», Г. Кнакфус «Рембрандт. Очерк его жизни и произведений».
Знаменитые стога Моне
Однажды Клод со своей приемной дочерью от Алисы Гошеде пошел на луга, чтобы написать скошенные поля. На лугах стояли стога с сеном, погода резко сменилась, и окружающий пейзаж принял совершенно иные оттенки. Уже начавший писать Моне отправил девочку за новым холстом, чтобы нарисовать луг в других оттенках. Пока дочка вернулась, погода снова преобразила природу в её цветовой гамме.
Следующим утром Клод, снарядившись уже пятью холстами, направился на луг. В результате этих хождений и смены погоды получилась целая серия картин со стогами сена в разных цветовых интерпретациях. При написании этих полотен Моне использовал лиловый цвет, интересно играя им на холсте. Эта серия была продолжена живописцем год спустя.
Стога получились разные: и летние, и осенние, и даже с шапками снега. Самая известная из этой серии картина «Стога. Эффект дождя и солнца», написанная автором в 1891 году. На выставке эти картины вызывают приятные впечатления у ценителей искусств, ими восторгаются.
Клод Моне «Стога сена в конце лета. Утренний эффект», 1891 годМестонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция
Рождение самобытного художника
У Эжена Будена юный Клод обучился навыкам рисования природы на пленэре. Первой картиной Моне можно считать написанный им в 17 лет «Вид на Рюэль». Она даже выставлялась в 1858 году в Гавре. В 1859 году молодой художник уезжает на свою малую родину в Париж. Там он посещает всевозможные художественные выставки и галереи, чтобы больше узнать о живописцах и их стилях. Так как денег у юноши мало, он пишет картины в студии для бедных художников.
Клода призвали в армию в 1861 году и направили в кавалерийскую часть, которая находилась в Алжире. На военной службе Моне пробыл недолго, он заразился тифом и через два года, вместо положенных семи, был уже дома. К тому же, его тетушка, очень любившая племянника, откупила его от военной обязанности, поэтому в армию молодой человек больше не вернулся. Он поступил в университет на факультет искусств, чтобы в скором времени разочароваться в образовательном процессе, который проходил в вузе.
Шарль Лулье «Портрет Клода Моне в армейской униформе», 1861 или 1862 годыМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Подход к обучению живописи, который Моне видел в университете, ему совершенно не пришелся по вкусу, поэтому Клод сменил место обучения на студию Шарля Глейра. В этом месте встретились будущие французские импрессионисты: Ренуар, который напишет портрет Моне, Сислей и Базиль. Вот как описываются занятия в студии Шарля Глейра (отрывок из книги «Клод Моне» серии «Великие художники мира», составитель А. А. Бобкова):
После занятий в студии Глейра появились первые серьезные работы Клода Моне – «Завтрак на траве» и портрет Камиллы Донасье, который был назван «Дама в зеленом». Что интересно, коллега Клода живописец Эдуард Мане в одно с ним время, только немного раньше, написал картину с похожим названием «Завтрак на природе».
Клод Моне «Дама в зелёном», 1866 годМестонахождение: Картинная галерея, Бремен, Германия
Почти однофамилицы написали почти одинаковые картины, только вот их содержание разительно отличалось друг от друга, хотя тема оставалась одна – завтрак на лоне природы, можно сказать, пикник. Немного о картине Эдуарда Мане из книги серии «Великие художники мира»:
В 1866 году в художественном салоне состоялась выставка картин. Моне выставил свою «Даму в зеленом». Поначалу должен был выставляться «Завтрак на траве», но Клод просто не успел дописать полотно к началу выставки.
Картина же эта достаточно живописна и оригинальна по технике, хоть и имеет простую композицию. Тем не менее, Камилла Донасье принесла своему автору известность. «Завтрак на траве» Моне пришлось продать, так как финансовое положение у него было на тот момент не самое лучшее.
Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
Тематические вопросы
Хотя мирская тема была постоянной на протяжении всей серии « Стог сена », основная тема может рассматриваться как быстротечность света. Эта концепция позволила Моне использовать повторение, чтобы показать нюансы восприятия при изменении времени суток, времен года и погоды. Практически неизменный сюжет послужил ему основой для сравнения изменений света и настроения в его детально проработанном сериале. Первые картины в серии были начаты в конце сентября или начале октября 1890 года, и он продолжал создавать эти картины около семи месяцев. Эти картины сделали Моне первым художником, который нарисовал такое большое количество картин одного и того же предмета, различающихся по свету, погоде, атмосфере и перспективе.
Начиная с 1880 — х и 1890 — х годов, Моне сосредоточены на Стога и ряд других предметов (другие серии включены Mornings на Сене , Тополя , Руанский собор , в палатах парламента , и кувшинок , среди прочих). Чтобы работать над множеством картин практически одновременно, он просыпался до рассвета, чтобы начать работу в самое раннее время суток:
По мере того, как наступало утро и свет менялся, он последовательно переключался на более поздние настройки холста, иногда работая над десятью или двенадцатью картинами в день, каждая из которых изображала немного другой аспект света. Процесс будет повторяться в течение дней, недель или месяцев, в зависимости от погоды и хода работ, пока они не будут завершены. По мере смены сезонов процесс возобновлялся.
Определенные эффекты света длятся всего несколько минут, поэтому холсты, документирующие такие эфемеры, привлекали внимание не более чем на несколько минут в день. Еще больше усложняет ситуацию то, что , например, свет последующих восходов может существенно измениться и потребует отдельных полотен внутри серии. Впоследствии в каждой картине проявляются разные оттенки , и в каждой работе цвет используется для описания не только прямого, но и отраженного света
В разное время дня и в разное время года стеллажи поглощают свет из разных частей цветового спектра. В результате остаточный свет, который отражается от стопок, воспринимается как постоянно меняющийся и проявляется в отличительной окраске.
Впоследствии в каждой картине проявляются разные оттенки , и в каждой работе цвет используется для описания не только прямого, но и отраженного света. В разное время дня и в разное время года стеллажи поглощают свет из разных частей цветового спектра . В результате остаточный свет, который отражается от стопок, воспринимается как постоянно меняющийся и проявляется в отличительной окраске.
Многие известные художники испытали влияние именно этой серии, в том числе Ле Фов , Дерен и Вламинк . Мемуары Кандинского относятся к этой серии: «Что внезапно мне стало ясно, так это неожиданная сила палитры, которую я раньше не понимал и которая превзошла мои самые смелые мечты».
Стога зерна, эффект снега , 1890–91, Национальная галерея Шотландии , Эдинбург , Шотландия .
Серия « Стога сена » имела финансовый успех. Пятнадцать из них были выставлены Дюран-Рюэлем в мае 1891 года, и большинство картин было продано в течение месяца. Они были особенно популярны среди коллекционеров из Америки: двадцать из тридцати созданных стогов сена попали в американские коллекции. Из американских коллекционеров, Берт Оноре Палмер купил девять из Моня Стога . Выставка 1891 года получила признание публики. Октав Мирбо описал смелую серию Моне, как представляющую «то, что лежит за пределами самого прогресса». Другие описывали стеки как «лица пейзажа» — они представляли сельскую местность как убежище от повседневных проблем и дом для удовольствия от природы. Камиль Писсарро сказал: «Эти полотна дышат удовлетворением». Большинство картин было продано сразу за 1000 франков . Вдобавок цены Моне в целом начали круто расти. В результате он смог сразу купить дом и территорию в Живерни и начать строительство пруда с водяными лилиями . После нескольких лет простой жизни он смог добиться успеха.
Сериал демонстрирует его интенсивное изучение света и атмосферных условий, а Моне был перфекционистом в своих рендерингах. Моне уничтожил не одну серию картин, которые ему не хватало. Однако этот сериал избежал собственной жесткой самокритики и разрушения.
Личная жизнь
В начале 1860-х гг. Клод Моне знакомится с Камиллой Донсье, у молодых людей завязывается роман. Девушка выступает моделью для многих картин художника:
- «Завтрак на траве»;
- «Камилла, дама в зеленом платье»;
- «Женщины в саду»;
- «Прогулка. Дама с зонтиком».
«Прогулка. Дама с зонтиком» 1875 г.
Конец 1860-х гг. – время жестокой бедности Клода Моне. В 1867 г. у них с Камиллой родился сын Жан Арман Клод, что усугубило и без того плачевное материальное положение художника. Его искусство не признавали, а картины не покупали. Известно, что в эти годы Моне даже предпринимает попытку самоубийства.
В 1869 г. художник с семьей переезжают в деревеньку Буживаль близ Парижа. Недалеко, в городке Лувесьенн у родителей гостил Огюст Ренуар, который тайком таскал у матери хлеб для друга и его домочадцев. Рядом с Клодом на протяжении всей жизни было много друзей, готовых поддержать его.
Зрелый возраст
В 1870 г. Клод и Камилла регистрируют брак. И, чтобы отпраздновать это событие, уезжают отдыхать в Трувиль, где Моне создает серию полотен с изображением пляжа и любимой жены.
«На пляже в Трувиле» 1870 г.
В Трувиле Моне узнает о начале Франко-прусской войны. Желая избежать участия в военных действиях, художник уезжает в Англию. Лондонский туман вдохновляет его на написание целых серий картин, в которых он передает нюансы освещения одного объекта в разное время суток.
«Лодки в Лондонском Пуле» 1871 г.
Во время этого визита в Лондон Клод Моне знакомится с известным коллекционером, торговцем предметами искусства Полем Дюран-Рюэлем, который тогда же приобретает значительную часть его пейзажей.
В 1872 г. Моне возвращается во Францию, по дороге посетив Нидерланды. В поездке он много работает. По прибытии на родину художник селится в предместье Парижа Аржантее, где проживет до 1878 г. Это светлые и счастливые годы в судьбе Моне. Он много работает, общается с друзьями, часто его навещавшими, принимает участие в выставках импрессионистов.
Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее. 1875 г.
В 1878 г. у художника родился второй сын – Мишель. Во время беременности Камилла заболела туберкулезом. Через год живописец овдовел.
Вторая семья
Еще до кончины супруги, в 1876 г. Моне знакомится с семейной парой – Эрнестом и Алисой Ошеде. Вскоре Эрнест бросает жену и 5 детей. После смерти Камиллы Клод и Алиса становятся компаньонами, а с 1892 г. мужем и женой. Вместе они проживут 18 лет вплоть до кончины Алисы в 1911 г.
С начала 1880-х годов материальное положение художника налаживается. В 1880 г. Поль Дюран-Рюэль заключает с Клодом Моне контракт на покупку картин, что приносит последнему долгожданную финансовую стабильность.
В 1883 г. Клод покупает дом в Живерни, небольшой коммуне в Нормандии. Вскоре он переезжает сюда с Алисой и детьми. В Живерни он разбивает сад, создает японский пруд и пишет свои знаменитые кувшинки.
«Водяные лилии» 1914 г.
Детство и юность
14 ноября 1840 г. в Париже на свет появился мальчик Оскар Клод Моне. Его отец Огюст Моне и мать Луиза Жюстина были бакалейщиками. Они уезжают в Нормандию, когда мальчику исполнилось 5 лет.
Родители Клода Моне
Отец Моне желал, чтобы его сын продолжил бакалейное дело. Однако самому Клоду этого не хотелось. Уже с детства он очень увлекался рисованием. Проводить время в школе ему совсем не нравилось. Он любил находиться в скалах. В особенности мальчику нравилось рисовать карикатуры. Когда ему было 15 лет, он славился на весь Гавр, как отличный карикатурист. Его просто осаждали просьбами сделать карикатурный портрет.
На карманные расходы родители Клоду давали немного денег. По этой причине юный художник стал продавать свои картины. В лавке по продаже картин он знакомится с Эженом Буденном. Этот человек становится учителем Клода и открывает для него живопись. Эжен Буден убеждает Клода идти учиться. Моне проходит учебу в Париже в школе для художников.
В молодости
Галерея картин Моне
«Женщины в саду», 1866—1867 г., Музей Орсе, Париж | |
«Сорока», 1868—1869, Музей Орсе, Париж | |
«Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г., Музей Мармоттан-Моне, Париж | |
«Бульвар Капуцинок», 1873 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва | |
«Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 г. Художественный музей, Канзас-Сити, США | |
«Гавань», 1874 г. | |
«Вокзал Сен-Лазар», 1877 г. | |
«Пруд с лилиями (Японский мостик)», 1899 г., Национальная галерея, Лондон | |
«Пляж в Пурвиле», 1882 г., Национальный музей Польши, Познань, Польша | |
«Руанский собор в солнце», 1894 г., Музей Орсе, Париж | |
«Мост Чаринг-Кросс», 1900 г., Художественный музей, Индианаполис | |
«Пирамиды Порт-Котон, бурное море. (Скалы в Бель-Иль)», 1886 г., ГМИИ имени А. С. Пушкина |
ГОДЫ В ЖИВЕРНИ
К этому времени карьера Моне круто пошла в гору, и это дает ему возможность выкупить в 1890 году дом, в котором жила его семья. К 50 годам Моне стал вполне обеспеченным человеком. Этот успех позволил ему расширить сад в Живерни, который стал теперь самой большой его любовью, и едва ли не единственным объектом, который Моне изображал на своих поздних полотнах.
Невзирая на ухудшающееся зрение, Моне продолжал работать до самых последних дней своей жизни. Когда он умер в Живерни 6 декабря 1926 года в возрасте 86 лет, он был признанным и почитаемым патриархом французской живописи. Его дом и сады были открыты для посещения в 1981 году, и с тех пор поток туристов не иссякает, что является подтверждением любви и признательности к одному из величайших художников всех времен.