Биография
Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего феодосийской городской управы. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита.
Учился рисовать сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского, но безуспешно. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина.
Начиная с 1900 года Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.
Южный берег Крыма. Киммерия (Героический пейзаж). 1937.
В 1906 году Богаевский участвовал в выставке Exposition del Art Russe, устроенной Сергеем Дягилевым в Париже при Salon d’Automne. В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров. В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», проиллюстрирована рисунками Богаевского.
В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства». В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка М. П. Рябушинского в Москве. В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках.
В 1923 году Богаевский работал над панно для сельскохозяйственной выставки в Москве. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936—1939 году работал в Тарусе. В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии немецкой авиацией. Немцы систематически проводили провокационные (на самолётах использовалась советская символика) авианалеты на феодосийский рынок. Похоронен в Феодосии на городском кладбище (старом).
Могила Ж. Г. Богаевской 2018 г. Немецкое кладбище, г. Москва
«Хоронили его из дому. Собралось много народу: местные художники, ученики художественной школы — все, кто был или мечтал стать причастным к искусству. Гроб опустили в могилу Ивана Егоровича и Софьи Антоновны Шмитт, людей, воспитавших художника. „Константин Федорович Богаевский. Родился 24 января 1872 г., погиб от бомбы 17 февраля 1943 г.“ — написано на памятнике».
По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья — художник Константин Кандауров и поэт Максимилиан Волошин.
Брак Богаевского оказался бездетным.
Гитара вместо натуры
Видимо, из-за того, что Богаевский всю жизнь прожил в Феодосии и был современником Айвазовского, его нет-нет да и норовят записать в ученики к великому маринисту. Но это не соответствует действительности. Хотя первым учителем Богаевского был Адольф Фесслер, преданный копиист Айвазовского, у самого мэтра Богаевский отказался заниматься наотрез: морские виды были художнику неинтересны, его влекла история древней киммерийской земли. В 1891 году Богаевский поступил в петербургскую Академию художеств. Правда, учился он средне, его даже отчисляли «за неспособность», в частности, не давалось ему изображение человеческих фигур. К счастью, «бездарного» юношу вовремя заметил профессор академии, знаменитый пейзажист Куинджи. Он как раз составлял свой класс и, увидев летние этюды Богаевского, включил его в число учеников. Говорят, что Куинджи освобождал Богаевского от неинтересного тому изображения натурщиц и натурщиков и позволял во время этих занятий… играть на гитаре.
Благодаря Куинджи Богаевский после окончания академии, в 1897-м, отправился в путешествие по Европе. Начинающий художник побывал в Италии, Франции, Германии, Австрии. Но после этого еще больше утвердился в своем мнении: нет на земле места прекраснее, чем Крым и Феодосия. «Как я счастлив был, когда опять увидел свой родной Крым, берега Судака, Коктебеля и пустынные горы Феодосии!» — вспоминал Богаевский.
Картины, описание картин — Богаевский, Константин Федорович
Известное полотно Константина Богаевского «Солнце» отображает тему земли, на которой живут грешники, и неба, что способно покарать злодеяния. Художник изобразил палящее солнце, которое посылает на землю лучи испепеления, давая понять, что жизнь на грешной земле не вечна. Образы русского пейзажиста Богаевского суровые, а мышление автора имеет планетарные масштабы.В ландшафтном пейзаже «Солнце», написанном маслом на холсте, Богаевский отобразил состояние своей души после того, как революция 1905 года потерпела поражение, а светлые надежды русских интеллигентов обреклись на гибель.В этой картине художник обращается к обыкновенным городским зданиям, которые так близки человеку. Композиция полотна выстроена на изображении древнефеодосски х кварталов.В уникальном пейзаже изображена пустынная улица. Люди покинули город, оставив дома пустыми. Взывают к небу о помощи лишь несколько тоненьких деревьев, выдвинутых на передний план картины.Старые безжизненные дома немного пугают и тревожат, а небо давит своей масштабностью. Солнце как будто загипнотизирова ло городские улицы. У созерцателя картины возникает ощущение одиночества и печали. В образе пейзажа прочитывается трагедия недавно минувших дней и отношение художника к тому, что происходило. Богаевский, проникнувшись настроением эпохи, изображает город, который вырисовало его фантастическое воображение.В своем произведении «Солнце» мастер пера явно изменяет манеру написания. Особенное место он отводит декоративной графике и насыщенности картины. Отводит в своей работе невторостепенну ю роль и контурам построек. Все линии, что ограничивают размеры зданий, художник создал контрастом оттенков, не используя при этом переходов в цветовом решении или каких-то смягчающих деталей.
Три бомбы
Богаевский остался в родном городе во время оккупации. И погиб при бомбардировке Феодосии советской авиацией 17 февраля 1943 года. Вот как описал эти ужасные события в своем дневнике феодосийский школьник Владимир Борисенко (ему тогда было 15). Итак, выдержка из дневника:
«17 февраля 1943 года. Среда.
Сегодня день особенный, траурный день…
Дома читал газету «Голос Крыма» за 13 число… Чтение было прервано сильной зенитной стрельбой. Дети подняли сильный крик.
Всего было сброшено три бомбы. Одна на базар, другая около тюрьмы, а третья на Войковой. На базаре результаты оказались особенно ужасными. Было убито около сорока человек. Вокруг разбитого балагана стояли целые лужи крови, валялись пальцы и кишки…
19 февраля 1943 года. Пятница.
Мы видели, как хоронили Богаевского… которому 17-го оторвало голову на базаре».
Феодосийский школьник не преувеличивал, художник действительно погиб такой ужасной смертью (говорят, что его голову даже найти не смогли). Константину Богаевскому было 72 года. Он не дожил до освобождения Феодосии всего два месяца…
Фото: www.tanais.info
Фото: www.tanais.info
Фото: tsvetayevs.org
Фото: www.tanais.info
Крымский календарь
13 января 1810. В Севастополе построено и спущено на воду первое боевое судно — корвет «Крым».
14 января 1922. На заседании президиума Совнаркома Крыма было принято решение о предоставлении Центральному музею Тавриды собственного помещения и о передаче здания, в котором тогда находился музей (нынешняя улица Горького), Госбанку.
15 января 1957. Скончалась Мария Павловна Чехова, сестра писателя, до последних дней жизни бессменный руководитель ялтинского Дома-музея Чехова. Похоронена рядом с матерью в Ялте на городском кладбище.
16 января 1918. В Симферополе состоялось заседание Совета рабочих и солдатских депутатов, в новом составе которого преобладали большевики и сочувствующие им. Специальной резолюцией Совет признал высшей властью в стране Совет Народных Комиссаров. Был избран новый состав Военно-Революционного Комитета во главе с Миллером. Ревком назначил комиссаров почты и телеграфа, продовольствия, банков, торговли и промышленности, санитарного отдела, по охране города.
17 января 1855. В Севастополь приехали шесть женщин, образовавших отделение сестер милосердия, во главе с Бакуниной.
18 января 1944. В Симферополе скончался академик батальной живописи Самокиш.
19 января 1781. В Финляндии в семье инспектора таможни родился Христиан Стевен, в будущем известный ботаник, садовод, доктор медицины и философии, основатель и первый директор Никитского ботанического сада.
Примечания
- Жил в собственном доме на улице Дуранте (ныне — Богаевского).
- ↑ Самый сильный и храбрый. Вспоминая К. Ф. Богаевского. /Феодосия, мой древний град. Феодосия, ИД «Коктебель» 1997 ISBN 5-7770-0869-8
- Валентина Браславская. Память детства не дает покоя: Воспоминания. — Москва: Мелга, 2014. — 192 с.
- Воронова О.П. Над Понтом Эвксинским. К. Богаевский. — Москва: Советский художник, 1982.
- Е.М. Аленова, Н.А. Борисовская и другие. Русские художники от А до Я. / Составление Н.А. Борисовская, Е.С. Гордон. — СЛОВО / SLOVO. — Москва, 1996.
- Алексеева Л.К. Цвет винограда: Юлия Оболенская и Константин Кандауров. — М.: АСТ, 2017. — С. 311. — 384 с. — (Письма и дневники). — ISBN 9785170972623.
- . Культура.РФ. Дата обращения: 21 апреля 2022.
- . paustovskiy-lit.ru. Дата обращения: 21 апреля 2022.
- . voenhronika.ru. Дата обращения: 22 апреля 2022.
- (рус.) ?. Газета «Победа» Феодосия (15 января 2022). Дата обращения: 22 апреля 2022.
- . feolib.crimealib.ru. Дата обращения: 22 апреля 2022.
- . Дата обращения: 22 апреля 2022.
- Константин Фёдорович Богаевский. Каталог персональной выставки. / П.М. Дульский. — Казань: Центральный музей ТССР, 1927. — С. 5.
- . Симферопольский художественный музей. Дата обращения: 21 апреля 2022.
- . www.facebook.com. Дата обращения: 10 апреля 2017.
- . Полезная газета ФЕО.РФ Феодосия.Крым. (23 апреля 2017). Дата обращения: 22 марта 2022.
Портреты Крыма
В советские времена Богаевского считали художником этнографическим, передавшим в работах особенности крымского пейзажа. Однако его виды Крыма не столько документ, сколько фантазия, современные искусствоведы называют Богаевского мастером «фантастического пейзажа». Эту особенность творчества художника четко обозначил еще Волошин, по сути, открывший глаза современникам на живопись Богаевского. По словам Волошина, Богаевский смог увидеть то, что снится древней крымской земле, и изобразить это на своих полотнах: «Земля, как и человек, способна видеть сны. Не растревоженная суетой современности, она неторопливо грезит о минувшем, о несбывшемся и о возможном, и сновидения ее достигают зрительной реальности миража… Неточно выражаются, когда говорят, что художник отражает и преображает пейзаж: не он изображает землю, а земля себя сознает в нем — его творчеством…
Киммерия — страна, опустошенная и печальная, каждый камень которой насыщен огромным безымянным прошлым, грезит свои фата-моргана в творчестве Богаевского».
Равнодушный к человеческой натуре Богаевский стал портретистом Крыма. И опять-таки, вряд ли кто-то сможет сказать об этом лучше, чем Волошин: «Богаевский первый стал писать Лицо Земли… Лицо Земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо — анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений».