Самоучку признали художником будущего
Активно экспериментировать со светом и его эффектами Куинджи начал еще в конце шестидесятых годов. Но успеха и признания достиг в 1876 году, благодаря картине “Украинская ночь”. На темном небосводе он попытался изобразить струящийся лунный свет. С лунным светом у Куинджи есть и более ранние работы, но именно “Украинскую ночь” современники назвали “непозволительно роскошной”.
Она поразила всех экзотичностью манеры и дикой яркостью цвета до той поры невиданного. В своих воспоминаниях о том, как была встречена работа на 5-й выставке Товарищества передвижных выставок, художник Михаил Нестеров писал, что “Украинская ночь” стала “настоящим торжеством Куинджи”. Это была картина, “перед которой была все время густая толпа совершенно пораженных и восхищенных ею зрителей”.
Украинская ночь. 1876 г
Коллеги по цеху не стеснялись признавать первенство и новаторство Куинджи. Крамской писал, что так, как Куинджи, среди пейзажистов мало кто умеет различать, а главное “понимать какие цвета дополняют и усиливают друг друга”. Глядя на эту картину, Крамской признался, что “Куинджи – художник будущего”.
Экзотический свет и цветовые сочетания, благодаря которым Куинджи добивался глубины пространства, стали его визитной карточкой. Однако, были и критики этой работы, которые обвинили художника в непрописанности переднего плана. Павел Михайлович Третьяков отказался покупать картину, также считая ее незавершенной. Зато купил его брат – Сергей Третьяков.
Днепр утром — Архип Иванович Куинджи. 1881. Холст, масло. 105 x 167 см
За “Украинскую ночь”, которая два года спустя прогремела на выставке в Париже, а также картину “На острове Валаам” (1973) и работу “Чумацкий тракт в Мариуполе” Куинджи было присвоено звание классного художника 1 степени, что сулило большие перспективы, при том, что мастер академического образования не имел и по сути являлся самоучкой.
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(899)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Куинджи – мастер маркетинга?
Современным специалистам по продвижению не помешало бы несколько уроков от Куинджи. Помимо невероятного признания в живописи, Архип Иванович был гениальным мастером продаж. И ведь это в эпоху, когда не было четко сформулированных правил сео, а слово «продвижение» и вовсе не существовало. Но Куинджи именно продвигал свои работы и делал это мастерски.
Уже во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» по Петербургу поползли слухи, что Куинджи создает что-то невообразимое. Под окнами мастерской собирались группы любопытных энтузиастов. Куинджи принял решение показывать картину только по воскресеньям и всего на 2 часа, чем вызвал еще больший ажиотаж. Это распространилось по северной столице настолько быстро, что еще до начала выставки в мастерскую Куинджи заглянул молодой офицер. Юноша так желал купить картину, что был готов отдать любые деньги. Куинджи, как настоящий мастер продаж, начал его подначивать. Он с прискорбием говорил, что офицер не сможет позволить себе такую картину – она очень дорогая. И невзначай упоминал, что за тысяч пять он вполне бы мог ее продать. Только вот молодой офицер оказался великим князем Константином Константиновичем Романовым.
Картину, разумеется, он купил. «Лунная ночь на Днепре» запала в душу князя так, что он с ней буквально не расставался. Уезжая в кругосветное путешествие, Константин взял её с собой. И от соленой воды краски, увы, потускнели. Поэтому сегодня мы не видим того мистического эффекта, которое производила картина в то время. Многие плакали и теряли сознание.
Кстати, история с князем в миг разлетелась по местным газетам. А выставка «Лунной ночи на Днепре» в 1980 году была и вовсе гениальная. Ведь Куинджи стал первым художником в России, который провел выставку одной картины.
Во сне к нему пришла невероятная идея. Чтобы получить еще больший эффект от зачарованной публики, художник попросил занавесить черным все окна в зале. На картину направили специальный свет. Когда гости видели картину, они не могли поверить своим глазам. Она будто бы светилась. Многие из присутствующих не удержались и заглянули за картину, думая, что она подсвечивается внутри. Но нет, свет шел из самой картины. В этой работе Куинджи – вся красота украинской природы. Величественный Днепр и роскошное сияние луны.
«Лунная ночь на Днепре» — это та картина, которая принесла Куинджи невероятную известность. Кстати, по заказу одних двух известных меценатов, Куинджи создал несколько копий «Лунной ночи».
Полифония стилей
В каждом разделе выставки мы видели новаторские произведения Архипа Ивановича Куинджи, а здесь собраны те картины и этюды, которые не вошли в указанные разделы, но они очень важны для понимания его творчества.
Вот этюд 1876 года «Крыши». И мы видим сам мотив крыши, который появляется в конце XIX века, на рубеже веков, в творчестве таких известных художников, как Мария Якунчикова, Константин Сомов, мирискусников. Здесь видна работа с белым цветом, с оттенками белого цвета, которая разрабатывается очень тщательно, очень кропотливо, что необычно для художника-реалиста второй половины XIX века. Или же приём с использованием фрагментарной композиции, который стал популярен позднее — в творчестве художников следующего поколения.
Очень интересно, как работал Куинджи в жанре городского пейзажа. У него достаточно мало картин и этюдов на эту тему. Но то, что мы показываем на выставке, весьма показательно.
В 1882 году Куинджи приехал в Москву на похороны Василия Перова, его товарища по передвижничеству. И в это время он написал два замечательных этюда. Они представлены на выставке. И естественно, когда мы видим эти произведения, мы понимаем, что так работали художники уже следующего, даже советского периода. Вспоминаются Георгий Нисский, Пётр Оссовский, но вовсе не современники, не художники его поколения.
Вот мотив крыш, которые Куинджи так любил. Он их часто изображал. Или его интерес к импрессионизму, который появляется ещё в 1870-е. Наверное, впервые путешествуя по Европе, художник познакомился с картинами импрессионистов. И пусть не сохранились его воспоминания — впрочем, архивов у Архипа Ивановича вообще нет. Он не писал писем, не вёл дневников, поэтому мы судим только по его творчеству, по его картинам и по воспоминаниям современников. И всё же целая серия представленных работ, где изображены снежные зимы, позволяет утверждать, что многие приёмы художников-импрессионистов были использованы Куинджи, но трансформированы и приведены в ту систему, в то состояние, которое было ему необходимо
Почему? Потому что Архипу Ивановичу Куинджи важно было изобразить природу не в её сиюминутной красоте, а, как он говорил своим ученикам, выразить самое главное — суть природы, её сокровенный и вселенский смысл. Методы, которыми можно этого достичь, всё-таки несколько иные, нежели те приёмы, которые использовали импрессионисты, передавая сиюминутность в атмосфере, сиянии солнца, движении облаков и прочих природных моментах
Далее интерес Куинджи идёт уже в сторону модерна, в сторону символизма. И вот здесь представлены его зимние пейзажи, с закатом и с таинственным блеском, сиянием луны, где природа превращается в нечто фантастическое, в совершенно нереальный объект. Это уже говорит о других интересах, о другом способе воплощения природы.
Наконец, здесь представлена серия этюдов рощи, которая изображается в нескольких цветовых регистрах, где художник работает в палитре тёмных, оливковых, зелёных тонов. Художник смело работает с зелёным цветом, не боится тёмных красок, а потом, как показывает наша выставка, буквально растворяется в белом, изображая огромные полотна: море, туманы. Всё это было ему по плечу.
Своим ученикам Куинджи советовал не бояться цвета, работать с ним смело и даже разработал свою тональную систему эмпирическим, экспериментальным методом. И это притом, что собственно теоретиком и строго научным человеком он не был никогда. И всё-таки предлагал ученикам, когда они пишут ночные пейзажи, использовать в качестве камертона кусочек чёрного картона. Безусловно, художник многими своими секретами (как считали его современники) делился со своими учениками и им передавал своё мастерство. Систему Куинджи теоретически потом обосновал и более детально разработал художник Николай Крымов.
В этом зале находятся два замечательных произведения. Главное, наверное, «Золотая осень». Она написана в стиле модерн, художник использует совершенно чистые декоративные приёмы, достигая удивительного обобщения, и уже приближается к знаку в нашем понимании. Природа здесь воспринимается как знак.
Собственно, мы начинали с картины «Берёзовая роща», где картина тоже многозначительна, очень интересна и новаторски написана. И реплика с той знаменитой «Берёзовой рощи» — это как раз «Золотая осень», которая говорит о том, что художник мог развивать эту тему до бесконечности, варьировать, и всё время получались какие-то новые, крайне интересные результаты.
Вечер на Украине
Произведение было создано в 1878 году, но дорабатывалось в 1901 году.
Зритель видит на полотне хутор, белую украинскую хату под лучами заходящего южного солнца. При написании картины живописец активно использовал оттенки малинового цвета, который придает пейзажу неподвижность, особый покой.
Художественные критики считают, что основная сила этого произведения заключается в попытке мастера понять тайны и особые детали освещения, передать игру света и тени.
Некоторые исследователи творчества художника отмечают, что в этой работе декоративизм автора проявился наиболее зрело и четко.
За закрытыми дверьми
В 1882 году начался период затворничества, который длился до 1901 года. Лишь раз Куинджи открыл двери своей мастерской — для самых близких своих друзей: Менделеева, Репина и некоторых других. Архип Иванович показал им четыре картины: «Днепр», вариант «Вечера в Малороссии», «Христа в Гефсиманском саду» и третий вариант «Берёзовой рощи». Эти работы и сам факт того, что Куинджи продолжал писать, произвели огромное впечатление на публику.
Чем же занимался Куинджи в годы затворничества? Он продолжал разрабатывать любимые мотивы — свет, лунные ночи, радугу, туман, водные просторы и, конечно, бесконечное небо. Тут интересна работа «В тумане»: цвета на картине приглушённые, но под слоем тумана, вот этой дымки кроется совершенно полноцветная живопись, то есть туман действительно опускается на пространство холста. Никто до Куинджи так не делал. Неизвестно, такое решение — изначальный замысел художника или же это переписанная картина.
Третий вариант «Берёзовой рощи» — это уже практически модерн. Куинджи обобщает эти просветы, силуэты, сводит реальность до символа
Художник вообще не боялся меняться, эволюционировать — и это очень важное и ценное его свойство. В поздние годы Архип Иванович очень смело работает с формой, это можно видеть в картине «Зима»
А ещё Куинджи стремится из певца просторов стать певцом космоса. Он всё чаще обращается к категории пустоты, бесконечности. Это хорошо видно в пейзаже «Облако».
Хочется пару слов сказать о Крыме
Это место очень важно для Архипа Ивановича — здесь он учился у Айвазовского, здесь впоследствии купил дом… В 1880–1890-е художник написал множество видов Крыма. Их отличают безлюдность, точно выверенная линия горизонта, ощущение бескрайности, а ещё близость к искусству XX века
В 1888 году Куинджи впервые побывал на Кавказе по приглашению художника Николая Ярошенко. Увидев Кавказские горы, Эльбрус, Казбек, Архип Иванович с увлечением начал изображать их в разное время суток, при разном освещении, и мы даже знаем, что на последней картине, над которой он работал до своей кончины, до болезни, был тоже Эльбрус. И каждый раз у него получался собирательный, концентрированный образ гор.
Архип Куинджи много писал по памяти — для него важны не натурные этюды, а то, как перенести впечатления от закатов, рассветов и других небесных явлений на холст. Очень интересна картина «Красный закат» — к сожалению, мы не смогли её привезти на выставку. На ней изображён Днепр, а над ним — садящееся солнце. Критик Михаил Неведомский очень ценил позднее творчество Куинджи и говорил, что именно «Красное солнце» дало «какое-то новое ощущение, какую-то громкость, какую-то расходящуюся в бесконечность стихию». И я думаю, это очень верная оценка, в том числе и всего творчества Архипа Куинджи вообще.
Самые дорогие полотна Куинджи
При жизни Куинджи получал за свои работы внушительные суммы, в том числе от царских особ и мецената П. Третьякова. Не снизилась их ценность и сегодня. Самой дорогой картиной, ушедшей с официальных торгов, считается одна из версий описанного выше полотна «Березовая роща». Этот вариант мастер написал специально для промышленника П. Демидова, но по неизвестной причине их сделка не состоялась, как и еще одна попытка продать холст предпринимателю К. Солдатенкову. В итоге его приобрел коллекционер Ф. Терещенко, а спустя годы картина была обнаружена у одного из коллекционеров в Нью-Йорке. В 2008 году ее выставили на известный аукцион Sotheby`s с оценкой 2-3 млн долларов. С молотка творение Куинджи ушло за 3,1 млн долларов.
Другие известные картины мастера также могли бы претендовать на сумму в миллион долларов и более, но большинство коллекционеров не торопятся расставаться со своими картинами Куинджи. Зато мошенники уже много раз делали попытки похитить дорогие полотна художника из музеев. Так, в начале 2019 года один из посетителей Третьяковской картины, под видом работника музея просто подошел, снял со стены картину «Ай-Петри. Крым», вытащил ее из рамы и спокойно вынес из музея. Прямо как в фильме «Старики-разбойники»! Как и в кино, ее пропажу могли не заметить не только на следующий день, но и до конца проходящей выставки. Но по стечению обстоятельств, в это же время в музее находилась полиция, вызванная по поводу украденной шубы. При просмотре камер пропажу сразу заметили, а картину уже на следующий день удалось вернуть в музей.
Интересно, что страховая стоимость похищенной картины составляет около 12 млн рублей (около 180 тысяч долларов). Судебная экспертиза определила стоимость картины в 20 млн рублей, которые пришлось выплатить похитителю. В то же время эксперты полагают, что на аукционах картину могли бы выставить с оценкой 1-2 млн долларов.
Среди других похищений назовем кражу в 1980 году в Куйбышевском художественном музее картин «Море» и «Облако», похищение в 2001 году из Челябинской галереи работы «Развалины в степи» и «На закате», пропажу в 2017 году этюда «Днепр» и другие.
Что касается других уходов картин Куинджи, то среди них назовем такие. Это произведение «Русский пейзаж», проданное за 392 тысячи долларов, картина «Перед грозой» (цена продажи 221 тыс. долларов), холст «Украинская ночь» (цена продажи 213 тыс. долларов), полотно «Поместье у озера лунной ночью» (продана за 90 тыс. долларов).
Мастер дивного света Архип Куинджи не всегда был принят публикой, но это не отвратило его от дела жизни. Благодаря такой стойкости духа и верности своим взглядам, художник оставил потомкам большое наследие удивительных картин. Эти полотна и сегодня заставляют зрителей подолгу всматриваться в них, а ценителей искусства мечтать заполучить их в свои коллекции.
Айвазовский не оценил талант Куинджи
Золотых дел мастер – так буквально с турецкого переводится фамилия Куюмджи. Неверно транскрибированная на русский она превратилась в Куинджи – фамилию знаменитого русского пейзажиста.
Куинджи. 1870-е гг.
По происхождению художник был греком-переселенцем. Его предки пустили корни в Мариуполе в далеком XVIII веке. Дед был ювелиром, отец сапожником. Сам Архип Иванович довольно рано осиротел. Подрабатывал. То пас гусей, то принимал кирпич, то торговал зерном, пока лет в пятнадцать не почувствовал в себе художественный дар. Дар этот заметили и окружающие, ведь Куинджи рисовал на всем, что попадалось под руку — на стенах и даже заборах.
Предместье Карасевка, в которой он жил, находилось на высоком берегу Азовского моря. С детства в сознание Куинджи вошли и ощущение простора, свободы, полета, как и желание их запечатлеть.
Пешком он дошел из Мариуполя в Феодосию, чтобы напроситься в подмастерья к Ивану Айвазовскому, слава которого в то время гремела. Говорят, мастер юного дарования не оценил, правда позволил юноше мешать краски.
Зато учиться получилось у старшего ученика великого мариниста — Адольфа Фесслера, который на тот момент считался лучшим копиистом Айвазовского.
Под влиянием его творчества были созданы многие работы. Кстати, на выставке в Третьяковке выставлено несколько ранних произведений Куинджи, где он попробовал себя в амплуа мариниста — этюд “Волны”, привезенный из Таганрога, “Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым” из Русского музея.
Прозрачная вода. Крым
Известные произведения Куинджи Архипа Ивановича
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Хотя нельзя утверждать о влиянии заграничных поездок на технику исполнения русского художника. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» — вещь небывалую в русской живописи по тем временам. В этой картине художник уходит от реализма к романтизму, но не академическому, а с совершенно новыми приёмами живописи. Когда в 1878 году картины Куинджи экспонировались на выставке в Париже, огромный успех имела именно эта картина.
В «Украинской ночи» Куинджи не использует тональности как передвижники, он использует цветовые сочетания. Чтобы достичь контраста с яркой освещённостью Куинджи пишет реку лишь схематически, основываясь на цвете грунтовки. Он уплощает картину, сохраняя перспективу, тем самым предвосхищая декоративную живопись начала ХХ века. Дорога и хаты словно фосфорицируют.
Одна из самых известных работ Куинджи — картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Существует история, что зрители заглядывали за полотно, чтобы узнать, нет ли там лампочки, подсвечивающей полотно. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде…» или: «Знаете ли вы украинскую ночь?..» Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Зал был практически без освещения, лишь электрический луч направлялся на картину, усиливая её сияние и глубину.
Естественный лунный свет достигнут путём многослойной лессировкой и умелым использованием световых и цветовых контрастов. В этой картине изображено слияние человеческого мира с природой. Почти идеальное композиционное решение, дополненное побеленными домами, отсвечивающими лунный свет. Куинджи создаёт иллюзию искрящейся и трепещущей глади воды.
Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. В этой картине встречаются сразу три мотива живописи тех времён – мотив хлебного поля, мотив дороги и мотив радуги – их стремились исполнить многие известные художники. С этой картиной, несмотря на свой возраст, художник был современным, шёл в ногу со временем.
Целостный образ мира в картине дополнен небольшой деревушкой, разместившейся на холме. Радуга в христианской литературе считается символом неразрывной связи Бога и человека. В работе Куинджи радуга источает ослепительный свет. Извилистый просёлок, полузаросший травой и тёмный от дождя, разрезает поле на две части и теряется вдали, выражая образ странствования человека.
Картина «Ночное» (1905-08), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Эта картина периода жизни затворничества русского живописца. Куинджи не выставлял больше своих работ на выставках, но продолжал плодотворно работать. «Ночное» впечатляющий результат его работы на закате лет. Картина выполнена в стиле преображённого романтизма, внимательного реализма и нарождающегося на рубеже веков символизма. То есть это произведение соединяет в себе сразу три тенденции живописи.
Главным героем картины является небо, которое изображено на большей части картины, благодаря низкой линии горизонта. Месяц посылает прощальный привет земле. Композиционный центр картины – лошади. Как будто пятнами изображены сонные подростки. Мотив картины – тихое и светлое прощание художника, что можно прочитать и в дымке, скрывающих безбрежные просторы, будто тающих на глазах у зрителя далей.
Снежные вершины
Данная работа художника находится в Чувашском государственном художественном музее в городе Чебоксары.
Исследователи творчества Куинджи часто говорили о том, что живописец способен был придать любому пейзажу чувство красоты и необычайности мира, эта способность отразилась в его произведении «Снежные вершины».
Картина отличается от работ художников-передвижников, в ней автор отказывается от всякого намерения исследовать, он меняет его на простое желание наслаждаться открывшимися видами.
Природа в этом произведении осмысливается художником как часть сил космоса, несущих красоту и величие.
Предположительная дата рождения 1842 год, татарское предместье Мариуполя – 11 июля (24 июля по новому стилю) 1910 год, Петербург
Кудесник цвета, новатор, пейзажист.
О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Сам он никогда о себе ничего не писал, считается, что он не умел писать и был мало грамотен так как его происхождение из самых низов. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). И в виде на жительство в 1870 году, — как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Вся жизни русского художника мало изучена, известны только «общественные» его дела. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» — фамилия взята в память о деде-ювелире. Известно, что у художника был брат, который русифицировал свою фамилию, назвав себя Спиридоном Золоторёвым.
В возрасте трёх лет Куинджи потерял отца, а следом и мать. Его взяли на воспитание родственники. Из-за материальных трудностей им не удалось дать мальчику хоть какое-то образование, да и сам Куинджи не хотел учиться. Мечта мальчика стать художником исполнилась не сразу, он ещё долго менял профессии, прежде чем сделал серьёзные шаги в мир большой живописи.
В 1850-х годах юноша едет в Феодосию к известному русскому художнику Айвазовскому, но тот лишь доверяет Куинджи растирать краски и красить заборы. Есть сведения, что тогда художник получил несколько значимых уроков у ученика Айвазовского, известного по тем временам, А Фесслера. Так юноше пришлось вернуться в Мариуполь.
Предположительно в 1860-х годах молодой живописец пытается дважды поступить в Академию художеств и всё безрезультатно, ведь его художественная подготовка оставляет желать лучшего. Только благодаря своей энергии и упорству он добился успеха. В 1868 году за исполненную им картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» Куинджи получает от Академии звание «свободный художник». В то же время ему разрешают посещать занятия в Академии в качестве вольнослушателя.
Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Картины, исполненные им в 1870-х годах показывают участие художника в идеях передвижничества. В 1875 году Куинджи становится членом Товарищества передвижнических художественных выставок. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» — художник уходит из Товарищества. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». А с 1882 года, когда зритель был ошеломлён устроенными художником выставками одной картины, он перестаёт выставляться. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.
В 1880-е годы Куинджи стал богатым человеком. Картины его очень высоко ценились, он занимался ещё недвижимостью и стал владельцем 3-х петербургских домов на Васильевском острове.
В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. И характер художника ничуть не изменился. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Она была дочерью предпринимателя, который разрешил ей замужество с Куинджи только после того, когда художник стал богатым. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника.
О Куинджи ходили легенды. Люди говорили о любви художника к «братьям меньшим», о том, что он умеет разговаривать с птицами. И действительно Куинджи разбил сад на крыше, куда слетались птицы со всей округи. Он лечил и кормил их.
По характеру Куинджи был совершенно бескорыстен, а его благотворительные акции потрясали многих современников. В 1900-х годах Куинджи подарил Академии художеств 100 000 рублей, которые пошли на учреждение 24 ежегодных премий, присуждавшихся молодым живописцам. А в 1909 году отдал 150 000 рублей и своё крымское имение новому независимому объединению художников – его стали называть Общество имени А.И. Куинджи.
В 1892 году Куинджи присвоили звание профессора. С 1894 по 1897 год Куинджи ведёт пейзажный класс. Его воспитанниками были известные художники – Богаевский, Рерих, Рылов. Даже когда преподавательская деятельность была окончена, двери семьи Куинджи всегда были открыты для его воспитанников.
В конце жизни русский художник тяжело болел, у него было больное сердце. Умер он в своей петербургской квартире буквально на руках у своих учеников, которые съехались из разных уголков России.
Осенняя распутица
Картина была создана в 1872 году.
Поздняя картина живописца «Осень. Туман» служит своеобразным отражением полотна «Осенняя распутица». Место, где написано произведение, неизвестно.
В годы его создания автор примыкал к обществу художников-передвижников, поэтому в целом картина писалась по принципам, которые они использовали в живописи.
Искусствоведы называют пейзаж жанровым, именно он принес Куинджи звание классного художника.
На нем изображена повозка, запряженная лошадью, которая пытается преодолеть размытую дождем дорогу, одиноко стоящее дерево, люди, вдали виднеется поселение.
Рисуя пейзаж, автор использовал серые холодные тона, чтобы как можно реалистичнее передать ощущение осенней непогоды.
Волга на картинах русских художников
03.03.2016
Нет в Европе реки длиннее и полноводнее Волги. И хотя в России есть свои рекордсмены по этим показателям, например Лена и Обь, но нет для русского человека более родной реки, чем матушка Волга. Эта любовь нашла свое отражение в творчестве отечественных живописцев 19 века, во время расцвета жанра русского пейзажа.
Конечно, при упоминании Волги на ум приходит картина И. Репина «Бурлаки на Волге» (1870-1873), в которой великая река не более чем пейзаж для основного действа – непосильной работы артели бурлаков. Кстати, мало кто знает, что картина с аналогичным названием есть и у А. Саврасова
Именно в его творчестве Волга занимает важное место
Это можно понять хотя бы по названию его работ: «Волга. Дали» (1870-е), «Спасский затон на Волге» (1893), «Ледоход на Волге», «Волга», «Вид Волги под Юрьевцем», «На Волге», «Волга. Пейзаж», «Пейзаж. Берег Волги», «Могила на Волге», «К концу лета на Волге» (все 1870-е) и некоторые другие. Это восхищение этой рекой он передал своему ученику И.
Левитану.
https://youtube.com/watch?v=WyoSka4AMXk
Архип Куинджи, известный своей любовью к Днепру («Лунная ночь на Днепре»), также не обошел вниманием Волгу. На его картине «Волга» (1890-1895), спокойная водная гладь с узкой полоской другого берега словно является отражением точно такого же спокойного и темного неба
Несколько раз изображал на своих полотнах эту реку и маринист И. Айвазовский. Эти работы «Волга» (1887), «Волга у Жигулевских гор» (1887) отличаются тем, что река на них больше напоминает море.
Возможно, это сделано художником по привычке, но хочется верить, что таким образом Айвазовский сравнивает волжские дали с бесконечными морскими просторами.
Прекрасно передает настроение погожего летнего дня на реке другая его картина «Свежий ветер. Волга» (1895). По своему прекрасны картины «Волга с высокого берега», «Вечер на Волге», «На Волге», «Осень. Мельница. Плёс», «Вечер. Золотой Плёс», «Баржи.
Волга», каждая из которых несет частичку величия и спокойствия реки.
В 1870 году, компанию И. Репину во время путешествия по Волге (для работы над этюдами к «Бурлакам…», составил художник Ф. Васильев, для которого эта река стала неиссякаемым источником впечатлений.
Больше всего живописца поразило спокойное величие реки. Его волжские картины «Вид на Волге.
Барки», «Волжские лагуны», «Приближение грозы», «Перед грозой» запоминаются буквально фотографическим совершенством.
Островского «Бесприданница», на картине «Волга.
Радуга» (1925) река показана как труженица и кормилица, полотно «В низовьях Волги» вызывает в душе щемящее чувство одиночества и единения с природой, а на портрете «Девушка на Волге» река символизирует противоречивую, но спокойную русскую душу.
Безбрежным простором представляет реку Н. Дубовской на картине «На Волге» (1892). При своей кажущейся простоте, это полотно чем-то очаровывает зрителя, заставляя подолгу смотреть на него.
Не зря современники называли эту картину «симфонией в лиловом». Среди работ других художников этой эпохи стоит отметить «Волга под Симбирском» (1881) М. Клодта, «Вид Саратова с Соколовой горы» (1888) А.
Боголюбова.
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь
Полотно создавалось на протяжении пяти лет, с 1890 по 1895 годы. На нем изображено ущелье, носящее название Дарьяльское, располагающееся на реке Терек, на востоке от горы Казбек. По дну ущелья течет река, скалы вокруг уходят в высоту.
При написании полотна живописец использовал контрастные, яркие мазки, которые визуально создают объем из света и тени.
С помощью этой техники автор произведения сумел передать прохладу ночного воздуха ущелья, создать атмосферу тишины и умиротворения.
На картине заметны два ярких пятна, это луна и ее отражение в тихой воде реки. Они не нарушают спокойствие изображения, наоборот, уравновешивают тишину.