Старый музыкант

Эдуард мане: жизнь и творчество художника

Биография Эдуарда Мане

Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.

Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.

Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.

Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.

Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».

К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.

Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.

После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.

Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.

В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.

В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона.

Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.

Цитирование Антуана Ватто

Пару мальчиков, один из которых изображен в круглой шляпе, также как и их соседку нельзя назвать детьми из благополучной семьи. Один из мальчиков одет в белое и смотрит в сторону зрителя, второй мальчик одет в темную одежду.

Мальчик в белой одежде – это цитирование Мане другого великого художника Антуана Ватто и его картины «Жиль в костюме Пьеро» (1721).

Жиль в костюме Пьеро, Антуан Ватто , 1721

Но в отличие от Ватто, на картине Мане изображен маленький мальчик, который вовсе не играет в Пьеро. Он не выбирал себе эту роль несчастного клоуна, жизнь заставила его быть таким. Этот бедный мальчик скорее всего попрошайничает и живет на улице.

Рядом с ним стоит другой мальчик в темной одежде и с немного косым взглядом. Он обнимает своего напарника в светлом не только потому, что они друзья, а и потому, что он плохо видит или не видит вообще. Скорее всего, мальчик в белом содержит и кормит своим попрошайничеством побратима по детству.

Описание изображения

На картинке изображены шесть человек и малыш в пейзаже. На самом деле большинство людей — настоящие люди. Старый музыкант в центре, держащий скрипку в руке, — это Жан Лагрен , который на момент создания снимка был лидером «цыганской» группы в парижском районе Батиньоль . Справа за ним — мужчина в цилиндре — Коларде, коллекционер тряпок и торговец скобяными изделиями . От правого края картины отрезан мужчина в длинном восточном халате и тюрбане. Это Геру, старый еврей с седой бородой, который на картине представляет собой фигуру странствующего еврея . Его положение на краю картины иллюстрирует его роль аутсайдера. На левом краю картины стоит молодая девушка с малышом на руках. Два мальчика стоят рядом между ней и старым музыкантом. Одежда и поза в стиле Диего Веласкеса или Луи Ленена .

Двое мужчин на правом краю картины смотрят на музыканта, который сам смотрит в пустоту. Эмоциональная пустота картины Мане показалась зрителю «слишком современной».

В картину включены различные намеки: мужчина в шляпе соответствует картине «Любитель абсента» , также созданной Мане несколькими годами ранее, которая изображена на этой картине без контекста. Мальчик в соломенной шляпе с картины Антуана Ватто « Жиль » .

Библиография

  • Мане Э. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. — М.: Искусство, 1965.
  • Перрюшо А. (пер. М. Прокофьевой) Эдуард Мане. — Серия «Мастера». — М.: Терра, 2000. — 400 с. — ISBN 5-300-02940-8.
  • Перре Катрин.Модернизм Фуко (Лекция М. Фуко о живописи Э. Мане) // Искусство versus литература: Франция — Россия — Германия на рубеже XIX—XX веков: Сб. ст. — М.: ОГИ, 2006, с. 148—165
  • Чернышева М. А. Мане. — СПб.: Бельведер, 2002.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: impres-paint.ru, , 

Эдуард Мане: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.6/5 — (5 голосов)

Творчество Мане

С середины 50-х годов Мане начал создавать собственные оригинальные произведения, героями которых были завсегдатаи парижских кафе, прохожие.

Одновременно Мане боролся с традиционной академической манерой письма и, отступая от мягкой моделировки формы, лепил ее свежими, выразительными мазками.

Этюд «Кабачок», относящийся уже к концу 70-х годов, демонстрирует интенсивность и сочность цветного подмалевка художника.

Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его профессионализм, образованность, глубокие познания в области истории живописи, овладение всеми приемами живописной и графической техники.

В 1863 году Мане выставил в знаменитом «Салоне отверженных» свою картину «Завтрак на траве», ее содержание и необычность живописной техники вызвали негодование публики. С этого момента Мане становится признанным вождем «независимых» художников.

За картиной «Завтрак на траве» последовала «Олимпия», где натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати. Картину приняли в салон в 1865 году, но ее постигла та же участь, что и «Завтрак на траве».

В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности.

Защитника и ценителя своего творческого метода Э. Мане нашел в лице молодого Эмиля Золя. Писатель первым признал значение искусства талантливого художника для будущего развития европейской живописи и неоднократно выступал с разбором творчества Э. Мане в печати. Золя понимал несправедливость нападок на картины Мане со стороны публики и салонных живописцев, предсказывая, что со временем они будут выставлены в Лувре.

В 1873 году Мане представил жюри салона картину «За кружкой пива», традиционную как по трактовке сюжета, так и по манере письма.

Этот противоречивый живописец всю свою жизнь стремился создать новый «большой» стиль в современной живописи. Невзирая на нападки и упреки как художественных критиков, так и его друзей импрессионистов, Мане упорно продолжал выставляться один.

В 1882 году он закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х—80-х годов прошлого века «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона. Признание пришло уже к смертельно больному художнику.

В 50-е—60-е годы XIX века будущие импрессионисты ориентировались на его оригинальную творческую манеру. Но в отличие от них Мане всегда стремился к созданию картины, главное место в которой принадлежит человеку.

Эдуард Мане «Завтрак на траве». Описание картины. Художники импрессионисты

Картина «Завтрак на траве» считается первой работой Э. Мане, причисленной к разряду масштабных. Она создана в 1863 году, и на то время приобрела скандальную известность. Причина такой славы не только в сюжете, непонятном как для критиков, так и публики, но и в отходе от устоявшихся академических норм того времени.

Работа создавалась под впечатлением рисунков Рафаеля и Джорджоне. Как признался автор перед началом работы, он собирается изобразить такой же сюжет, но перенеся сцену на воздух, запечатлеть образы людей своего времени, а также окружить все атмосферой прозрачности.

Показ работы на выставке в Парижском салоне был запрещен жюри, и «Купание» (первоначальное название работы), попала в Салон отверженных – выставку, где демонстрировались работы художников, не сумевших пройти отбор комиссией. Такая участь постигала работы многих известных мастеров, и в художественных кругах Франции негодовали размахом интриг среди членов жюри.

В качестве натурщиков, Мане позвал Викторину Мёран, модель, которую он постоянно приглашал позировать, своего брата – Густава, а также будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа.

Считается, что с созданием «Завтрака на траве», было положено начало противостоянию Мане и официального искусства.

1863 г. Масло, холст. 208 x 265,5 см. Музей Орсе, Париж, Франция

Происхождение

Картина находилась в его владении до самой смерти Мане. На аукционе имения Мане 4 и 5 февраля 1884 года в аукционном доме Hôtel Drouot лот № 9 был внесен в каталог, но семья отозвала его. Затем он попал в коллекцию Гастона-Александра Каментрона . Художник Поль Дюран-Рюэль приобрел картину в 1897 году и продал ее коллекционеру произведений искусства Александру Луи Филиппу Мари Бертье в 1904 году . Примерно в 1912 году картина находилась в собрании PR Pearson в Париже. В 1913 году Австрийская государственная галерея купила картину у Венской галереи Хьюго Арно. В 1923 году музей обменял картину на две другие картины. Это были произведения Мариетта по Кора и Купальщицам на Пьер-Огюст Ренуар . Затем картина вернулась в Париж и была предложена галереей Барбазанж (Galerie Barbazanges-Hodebert). На выставке Мане в 1928 году в галерее Matthiesen в Берлине «Mr. Ходеберт, Париж ». Через галерею Этьена Бинью в Париже и арт-салон Alex Reid & Lefèvre в Лондоне картина вошла в коллекцию нью-йоркского коллекционера Честера Дейла в 1930 году . Он подарил картину Мане вместе с другими работами из своей коллекции Национальной галерее искусств в Вашингтоне в 1963 году. Он связал фонд с требованием постоянно оставлять картины, в том числе «Старый музыкант», в музее и не передавать их другим музеям.

Эдуард Мане. От 1340 руб.

Картины Мане. От 1340 руб. Купить

Считается, что живопись Эдуарда Мане во многом явилась предшественниками полотен импрессионистов. В тоже время в некоторых моментах он расходится с постулатами этого направления. Его работы сохраняют конструктивный рисунок, содержат серые и чёрные тона и в общем относятся к бытовому жанру. Однако, картины Мане отражают из целостного потока бытия лишь мимолетный фрагмент. Подобно живописи импрессионистов его холсты передают впечатление и создают у зрителя особое ощущение, что каждое мгновение полно поэзией.

Случайность мгновения подчеркивалась художником возможностью продолжения изображенного за пределы холста. Моделировка объемов светотенью заменена цветовой гаммой, краски становятся более светлыми и красочными. В тоже время картины Мане отличаются широким и свободным мазком, контуры нечеткие и вся композиция будто тает в световоздушной среде.

Многие картины Мане, подобно картинам импрессионистов, написаны на пленэре, пронизаны светом и наполнены живительным воздухом. Интересно, что некоторые произведения написаны в совместной работе с другом Клодом Моне: художники пишут один и тот же пейзаж или Моне рисует товарища на природе. Постепенно его живопись освобождаются от серых тонов, темных теней, однако он усиливает контрасты между тёмными и светлыми плоскостями, картины становятся более свободными и изощрёнными.

В своей живописи художник часто используют и переосмысливают сюжеты живописи старых мастеров. Однако картины Мане полны современного звучания: «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бой быков в Мадриде», «Балкон». Интересно, что Мане привносит новую жизнь и в бытовой жанр: романтизирует обычные жизненные ситуации, выявляя скрытую гармонию.

Жанр многих его работ иногда трудно определить. В одной картине могут быть объединены жанровые сценки и пейзаж. Знаменитая работа «Завтрак в мастерской» являет собой удачное сочетание портрета, натюрморта и бытового сюжета. Пожалуй самые знаменитые картины Мане — это «Флейтист», «Олимпия», «Букет сирени», «Завтрак на траве», «Арджантей», «Бар «Фоли-Бержер»», «В лодке», «Кабачок», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана». Творчество Мане вдохновило многих молодых современников на то, что позднее назвали импрессионизмом.

Обычный пьяница

Мужчина в высокой шляпе, который стоит рядом с музыкантом, спрятал свои руки под темным плащем. Плащ старый и порванный, сам мужчина не брит, а его шляпа ему явно не по размеру. Возможно, он ее украл, а возможно он получил ее в качестве платы. Ботинки этого персонажа кажутся разными, и они наверняка были сняты с разных ног.

Этот персонаж уже встречался в работах Мане, когда художник изображал пьяницу. Лично у меня нет к этому объекту никакой симпатии, потому что в отличие от детей, он явно в силах изменить свой быт и жизнь.

К тому же, спрятанные руки этого пьяницы могут говорить о том, что он прячет оружие или что-то замышляет, или уже что-то украл. Но, возможно, это мои субъективные суждения.

Техника старой школы

В отличие от других известных работ Мане «Старый музыкант» создан в технике классической живописи, где изображение очень напоминает реальность, не видны мазки и рука художника.

Если присмотреться, то каждый персонаж картины как бы принесен Мане с различных полотен. Здесь нет ощущения того, что мы непосредственно смотрим на сцену, изображенной на полотне. Именно это ощущение связывает работы Мане с фотографией. Но в «Старом художнике» трудно себе представить, что Мане сидел перед такой сценой и рисовал каждого персонажа, наблюдая его в реальности.

«Музыка в Тюильри» напоминает документальную фотографию. Мы как будто сами находимся на месте событий. Со «Старым музыкантом» эффекта присутствия не ощущается.

Вечный вопрос

Картина не была показана публике, потому что Париж и Франция были не готовы посмотреть на себя со стороны. Мане поднял в своей работы социальный вопрос милостыни и нищих людей, и этот вопрос никак не вписывался в мировоззрение не только парижан 1860-х годов, но и современного общества.

Почему рядом с прогрессом цивилизации и роскошью есть такие обреченные люди, как на картине Мане? Если пьяницу и самого музыканта мы еще можем не жалеть, потому что они взрослые, то как быть с четырьмя детьми на картине, один из которых еще младенец?

Эта работа Мане, хотя и кажется менее скромной, была намного скандальней и взрывоопасней, чем его картины с обнаженной Викториной Меран, хотя и они показывали далеко не простые проблемы.

Вот только и Олимпия, и незнакомая парижанка на картине «Завтрак на траве», вызывают не сочувствие, а скорее воспитанный стыд, тогда как дети на картине «Старый музыкант» просто ставят в тупик каждого думающего человека. Бьют кувалдой во время прогулки по парку, так сказать.

Внешние ссылки

  • Ресурсы изобразительного искусства  :

Работы Эдуара Мане

Таблицы (в хронологическом порядке) Барк Данте после Делакруа (1854) · абсента (1858-1859) · Испанских Всадников (1859) · Портрет г — н и М я Огюст Мане (1860) · Портрет мадам Брюны 1860-1861 · Испанского Singer ( 1860) · Удивленная нимфа (1860-1861) · Ребенок с мечом (1861) · Маленький Ланге (1861) · Лежащая госпожа Бодлера (1862) · Негритянка (1862) · Лола Валенсия (1862) · М Мисс  В. в костюме espada (1862 г.)· Музыка в Тюильри (1862 г.)· Старый музыкант (1862 г.)· Портрет Викторины Дайм (1862 г.)· Молодая женщина в испанском костюме (1862 г.)· Уличная певица (1862 г.)· Олимпия (1863)· Завтрак на траве (1863)· Молодой человек в костюме Майо (1863)· Мертвый Христос и ангелы (1864)· Мертвец (1864-1865)· Битва между Кирсарджем и Алабамой (1865) )· Чтение (1865)· Иисуса оскорбляют солдаты (1865)· Коррида: смерть быка (1865)· Битва быка (1865-1866))· Философ (1865-1866)· Девушка в 1866 г. (1866 г.) · Матадор кланяется (1866-1867)· Игрок Файф (1866)· Похороны (1867-1870)· Скачки в Лоншане (1867)· Мыльные пузыри (1867)· Портрет Теодора Дюре (1868)· Казнь Максимилиана (1868 г.)· Портрет Эмиля Золя (1868 г.)· Обед в студии (1868 г.)· Портрет мадемуазель Клаус (1868 г.)· Мальчик чистит грушу (1868 г.)· На пляже Булони (1869 г.)· Лунный свет над порт Булонь (1869 г.)· Отправление парохода из Фолкстона (1869 г.)· Ле-Балкон (1869 г.)· Портрет Берты Моризо (1869-1870 гг.) в Ле Репо · Лодки в море; закат (1869-1872-1873)· Эффект снега в Пти-Монруж (1870)· В саду (1870)· Ла-Бриош (1870)· Берта Моризо с букетом фиалок (1872)· Железная дорога (1872-1873) )· Партия крокета (1873 г.)· Ле Бон бок (1873 г.)· на пляже (1873 г.)· Дама с веерами (1873-1874 гг.)· Опера в маске Бал (1873 г.)· Берта Моризо в веере (1874 г.)· На лодке (1874)· Аржантей (1874)· Картина Клода Моне в его мастерской (1874)· Le Linge (1875)· Портрет Стефана Малларме (1876)· Маргарита де Конфлан (1876)· Нана (1877))· Самоубийство (1877) -1881)· Портрет Антонин Пруст (1877)· Маргерит Готье-Lathuille (с. 1878)· в кафе, кабаре Reichshoffen в (1878)· в кафе, кафе-концерт (1878)· сливы (1878)· Улица Моснье с флагами (1878 г.)· Улица Моснье с брусчаткой (1878 г.)· У отца Латюля (1879 г.)· Автопортрет с палитрой (1879 г.)· Мадам Эдуард Мане в оранжерее (1879 г.)· В оранжерее ( 1879)· официантка Бокс (1879)· Уголок кофе é-концерт (1879)· Портрет мадемуазель Люси Делабинь (1879)· Портрет Клемансо (1879-1880)· Букет спаржи (1880)· Спаржа (1880)· Человек в круглой шляпе ( Альфонс Морю ) ( 1880 г.)· Л’Эвасьон де Рошфор (1881 г.)· Осень (1881 г.)· Портрет М. Пертуизе, охотника на львов (1881 г.)· Великий герцог (1881 г.)· Принтемпс, Жанна де Марси (1881 г.))· заяц (1881 г.) )· Бар в Фоли-Бержер (1881–1882 гг.)· Гвоздики и клематисы в хрустальной вазе (1882 г.)· сверкающие розы в вазе (1882 г.)· розы в бокале для шампанского (1882 г.)· лето или Амазонка или всадник (1882)· Chez Tortoni (1882)                                                                                                                                                                     
Гравюры и рисунки (в хронологическом порядке) Мальчик и собака (1862 г.) · Этюд для молодой женщины, лежащей в костюме экспаньола (1862 г.) · Эскиз для лежащей дамы Бодлер (1862 г.) · Мальчик с мечом лицом влево III (1862 г.) · Медведь-2 , ( 1862 г.) · Улица Зингер (1862 г.) · Воздушный шар (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане, представленные Панчем (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане со шляпой и гитарой (1862-1863/1874) · Гитанос (1862 г.)

Война и искусство

Картина называется «Железная дорога», но на ней изображены люди. Почему? Чтобы понять мысли и цели Мане, нужно вспомнить историю.

В 1871 году Франция, проиграв войну Пруссии, вынуждена была платить огромную репарацию. В общественной мысли Франции витали пессимистические взгляды на будущее и настоящее, а также вопросы, каким это будущее будет. Страна пережила не только войну с иностранным государством, но и гражданскую войну. Париж сначала был разбомблен прусской артиллерией, а потом захвачен противниками действующей французской власти.

Сам Мане, в отличие от других художников, не покинул Париж в это время, видел все бедствия, которые обрушились на страну, постоянные смерти и убийства на улицах. Ему даже пришлось некоторое время питаться крысами из-за голода.

Мане делал некоторые черно-белые зарисовки, показывающие ужас происходящих событий. Они очень реалистичны и напоминают черно-белую фотографию. Эти зарисовки схожи с гравюрами Франциско Гойи «Бедствия войны» 1810-1820 годов.

Рисунок Эдуарда Мане о событиях в Париже в 1871 году

Естественно, что после пережитого Мане написал картину, которая задает вопросы, а не отвечает, которая вводит мысли в состояние неопределенности. В таком состоянии находилось французское общество в годы написания картины, в таком состоянии находился сам Мане.

Это картина как бы спрашивает – кто мы и куда идем, и что будет с нами дальше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: