Содержание
Сандро Боттичелли | |
Предполагаемый автопортрет Боттичелли в его Поклонение волхвов. Уффици, Флоренция. | |
Имя при рождении | Алессандро ди Мариано Филипепи |
Родился | 1 марта 1444 (1444-03-01) или 1445Флоренция, Италия |
Умер | 17 мая 1510 г. (65 лет) |
Национальность | Итальянский |
Обучение | Флорентийская школа |
Движение | Ренессанс |
Известные произведения | Примавера, 1478Рождение Венеры, 1486 |
Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, более известный как Сандро Боттичелли или Il Botticello («Бочки»; 1 марта 1445 — 17 мая 1510) был итальянским художником флорентийской школы раннего Возрождения (Quattrocento). Менее чем через сто лет это движение под патронажем Лоренцо де Медичи было охарактеризовано Джорджо Вазари (1511–1574) как «золотой век», и эта мысль, что вполне уместно, была выражена им во главе своего движения. Vita Боттичелли. Его посмертная репутация пострадала до конца девятнадцатого века; с тех пор его работы стали воплощением линейной грации живописи раннего Возрождения, и Рождение Венеры а также Primavera причисляют сейчас к самым известным шедеврам флорентийского искусства.
Наследие
В 1502 году Боттичелли уже мало работал; после его смерти его репутация затмевалась дольше и тщательнее, чем у любого другого крупного европейского художника. Его картины остались в церквях и на виллах. для которых они были созданы, его фрески в Сикстинской капелле были отодвинуты на задний план фресками Микеланджело. Первым историком искусства девятнадцатого века, который с удовлетворением взглянул на сикстинские фрески Боттичелли, был Алексис-Франсуа Рио. Через Рио миссис Джеймсон и сэр Чарльз Истлейк были предупреждены о Боттичелли, но, хотя его работы начали появляться в немецких коллекциях, и назареи, и Братство прерафаэлитов проигнорировали его. Вальтер Патер создал литературную картину Боттичелли, которую затем подхватило эстетическое движение. Первая монография о художнике вышла в 1893 году; тогда, между 1900 и 1920 годами о Боттичелли было написано больше книг, чем о любом другом художнике.
Детство и юность
Интересный факт, о котором знает не каждый: Боттичелли – не настоящая фамилия художника. В детстве его звали Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. 1 марта 1445 года в семье флорентийского кожевника Мариано родился младший сын – Сандро. Кроме него, у родителей были три старших сына: Джованни и Симоне, посвятившие себя торговле, и Антонио, выбравший ювелирное ремесло.
О происхождении фамилии живописца нет единого мнения. Первая теория связывает прозвище Боттичелли с торговой деятельностью двух старших братьев художника («botticelle» переводится как бочонок). Сторонники другой теории также считают, что прозвище досталось Сандро от брата Джованни, но уже по другой причине: тот был толстяком. Другие исследователи утверждают, будто новая фамилия перешла к Боттичелли от другого брата – Антонио («battigello» — «серебряных дел мастер»).
В юности в течение 2 лет Сандро был учеником ювелира. Но в 1462 (или в 1464 — мнения исследователей расходятся) поступил в художественную мастерскую к Фра Филиппо Липпи. Когда последний в 1467 покинул Флоренцию, наставником будущего гения стал Андреа Верроккьо. Кстати, учился в мастерской Верроккьо в одно время с Боттичелли. Через 2 года, в 1469-м, Сандро начал самостоятельную работу.
Зрелость и более поздняя жизнь
В Поклонение волхвов для Санта-Мария-Новелла (ок. 1475-1476, ныне в Уффици) содержит портреты Козимо де Медичи («лучший из всех, что ныне сохранились за его жизнь и силу»), его внук Джулиано де Медичи и сын Козимо Джованни. Качество сцены Вазари назвал одной из вершин Боттичелли.
В 1481 году папа Сикст IV вызвал Боттичелли и других выдающихся флорентийских и умбрийских художников для росписи стен Сикстинской капеллы. Иконологической программой было верховенство папства. Вклад Сандро был умеренно успешным. Он вернулся во Флоренцию и, «обладая софистическим складом ума, написал там комментарий к отрывку из Данте и проиллюстрировал напечатанный им Ад, потратив много времени на него, и это воздержание от работы привело к серьезным расстройствам в его жизни. жизнь.» Так Вазари охарактеризовал первый печатный Данте (1481 г.) с украшениями Боттичелли; он не мог представить, что новое искусство печати может занять художника.
В середине 1480-х Боттичелли работал над большим циклом фресок с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи для виллы Лоренцо Великолепного недалеко от Вольтерры; кроме того, он написал много фресок во флорентийских церквях.
В 1491 году Боттичелли входил в комитет, чтобы выбрать фасад Флорентийского Дуомо. В 1502 году его обвинили в содомии, но позже обвинения были сняты. В 1504 году он был членом комитета, назначенного, чтобы решить, где будет помещен Давид Микеланджело. Его более поздние работы, особенно в серии о жизни святого Зенобия, стали свидетелями уменьшения масштаба, выразительно искаженных фигур и ненатуралистического использования цвета, напоминающего работы Фра Анджелико почти столетием ранее.
Религия
В более позднем возрасте Боттичелли был одним из последователей Савонаролы, хотя полная степень влияния Савонаролы неизвестна. История о том, что он сжег свои собственные картины на языческие темы в пресловутом «Костре тщеславия», не рассказывается Вазари, который утверждает, что из секты Савонаролы «он был настолько горячим партизаном, что был вынужден покинуть свою картину. , и, не имея дохода, на который можно было жить, попал в очень бедственное положение. Piagnone он отказался от своей работы … »Биограф Боттичелли Эрнст Штайнман искал психологическое развитие художника через его Мадонны. В« углублении понимания и выражения в передаче физиономии Марии »Штейнман усматривает доказательство влияния Савонаролы на Боттичелли. Это означает, что Биографу пришлось изменить даты появления нескольких Мадонн, чтобы подтвердить свою теорию; в частности, они датируются десятью годами позже, чем раньше. Штайнман не согласен с утверждением Вазари о том, что Боттичелли ничего не произвел после того, как попал под влияние Джироламо Савонаролы. Штайнман верит в духовное и духовное. Эмоциональные Девы в исполнении Сандро напрямую вытекают из учения доминиканского монаха.
Ранее Боттичелли нарисовал Успение Богородицы для Маттео Пальмиери в часовне в Сан-Пьетро-Маджоре, где, по слухам, и покровитель, продиктовавший культовую схему, и художник, который ее нарисовал, были виновны в неопознанной ереси, что является деликатным требованием в таком предмете. Кажется, что еретические представления носят гностический характер:
У боковой двери Сан-Пьеро-Маджоре он сделал панно для Маттео Пальмиери с большим количеством фигур, представляющих Успение Богоматери с зонами патриархов, пророков, апостолов, евангелистов, мучеников, исповедников, врачей, девственниц и чин ангелов — все это по замыслу, данному ему Маттео, достойным и образованным человеком. Он выполнил эту работу с величайшим мастерством и усердием, представив портреты Маттео и его жены на коленях. Но хотя великая красота этого произведения не могла найти в нем других недостатков, заявили, что Маттео и Сандро виновны в серьезной ереси. Верно это или нет, я не могу сказать. (Джорджио Вазари)
Это распространенное заблуждение, основанное на ошибке Вазари. Упомянутая здесь картина, которая сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне, принадлежит художнику Боттичини. Вазари перепутал их похожие по звучанию имена.
Шедевры
Шедевры Primavera (ок. 1478 г.) и Рождение Венеры (ок. 1485) были замечены Вазари на вилле Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи в Кастелло в середине шестнадцатого века, и до недавнего времени предполагалось, что обе работы были написаны специально для виллы. Более поздние исследования говорят об обратном: Primavera был расписан для особняка Лоренцо во Флоренции, а Рождение Венеры был заказан кем-то другим для другого сайта. К 1499 году оба были установлены в Кастелло.
В этих работах влияние готического реализма смягчается изучением Боттичелли античности. Но если живописные средства могут быть поняты, сами предметы остаются завораживающими своей двусмысленностью
Сложный смысл этих картин продолжает привлекать внимание ученых, в основном сосредоточенных на поэзии и философии гуманистов, которые были современниками художника. Работы не иллюстрируют отдельные тексты; скорее, значение каждого из них зависит от нескольких текстов
Вазари характеризует их как образец «грации», а Джон Раскин — как обладающих линейным ритмом.