История музея Константина Васильева
Конечно, мастер такого масштаба и размаха, как Константин Васильев, просто не мог быть не удостоен собственного музея. Мемориальный музей находится в поселке городского типа Васильево, в Казани можно увидеть галерею его имени. Выставки его картин проходили в Болгарии, Испании и Югославии.
Но, разумеется, крупнейший музей Константина Васильева
расположен в Москве, в Лианозовском парке.
Он был открыт в 1998 году и именно там почитатели творчества великого мастера могли насладиться его картинами. Здесь же был открыт Клуб любителей творчества Константина Васильева.
Увы, уже не первый год музей находится под угрозой закрытия. Дело в том, что он находится в парке, занимающем немалую площадь – 2.5 гектара. Конечно, для бизнесменов Москвы такая площадь это целые жилые комплексы и прибыль в десятки миллионов долларов. Поэтому в ход пошло все – суды, поджог и даже попытка захвата. Пока что администрация музея при поддержке добровольцев с трудом, но отбивает все атаки, подобно героям картин Васильева. Но надолго ли хватит их сил? Не окажется ли, что в наше время такое геройство вовсе не нужно, так как на смену ему пришли деньги? Время покажет…
ЦИКЛ КАРТИН К.ВАСИЛЬЕВА
Судьба, так часто злая по отношению к великим людям извне, всегда
бережно обходится с тем, что есть в них внутреннего, глубокого.
Мысль, которой предстоит жить, не умирает вместе с носителями своими,
даже когда смерть застигает их неожиданно и случайно. Художник будет
жить, пока живы его картины, пока люди будут с замиранием сердца
рассматривать его творения.
Это сказано о художнике Константине Васильеве.
ВИТЯЗЬ
Согласно рейтингу Профессионального союза художников от 2000 г.
в номинации «Живописцы и графики» Константин Васильев занял
первое место в категории 1В (художник-профессионал высокого класса,
пользующийся безусловным спросом и популярностью). Позади него
оказались такие признанные мастера, как Илья Глазунов,
Эрнст Неизвестный, и Зураб Церетели…
Валькирия над сражённым воином
Один верховный бог асов
Художник отошел от формальной живописи и начал осмысливать пути
традиционного реализма. В поисках основы для творчества он
обратился к фольклору: песням, былинам, сагам, древним сказаниям.
Так рождался цикл картин «Русь былинная». Он создал завершенные
по композиции картины-образы, в каждой из которых удивительно
точно выражены собранные и обобщенные народным сознанием
лучшие черты героя. Тема героя, красота его подвига становились
ведущими в творчестве К.Васильева.
Дар Святогора
Дар Святогора
Русский воин
Вольга
Вольга и Микула
Огненный меч
Заклинание огня
Поединок Пересвета с Челубеем
Свентовит
Князь Игорь
Плач Ярославны
Горят пожары
А вот высказывание о творчестве Васильева летчика-космонавта
Л.А.Леонова: «Несомненно, все это проявление редкого таланта,
огромного трудолюбия и понимания своего места на земле…
Приходится только сожалеть о трагической судьбе художника и
радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося
художника, как свой вклад в культуру человечества». Много
положительных откликов о творчестве К.Васильева опубликовано
на страницах центральных газет и журналов.
Алеша Попович и красна девица
Настасья Микулична
Авдотья рязаночка
Большое внимание художник уделял изображению природы.
Природа на его полотнах кажется одушевленной,
превращается в образы-символы. В ней, как и в людях, художник
больше всего ценил красоту и силу
Темы личности и природы
органично сливаются в творчестве Васильева, переходят одна в
другую.
ОСЕНЬ
Евпраксия
Старец
Садко
Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту
Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту
«Сколько в картинах Васильева поэзии, любви к природе,
изумительной музыкальности, и с каким чудесным живописным
мастерством он умел все это выразить! Я совершенно очарован
творчеством этого большого истинного художника»» — так написал
в книге отзывов известный художник Н.А.Бенуа. «Васильев —
безвременно погибший молодой художник, душа которого
тосковала по древним кормчим и истокам славянства пишет
народный художник СССР И.С.Глазунов.- Его обращение к мифам
и поиск точных реалистических форм вызывает мое уважение».
Жница
Свияжск
Северная легенда
Гуси-лебеди
Русалка
Над Волгой
Картины Константина Васильева это откуда-то из детства…чуточку
ностальгия…и… не надо другого.
Здесь два варианта его картины «У колодца», сам художник писал
стихи к своим картинам, в данном случае именно к той, где из
замёрзшего окошка наблюдают внимательно и как-то недобро,
оттого и красавица не улыбается, а так бы хотелось,чтобы она
улыбнулась.Мне хочется, чтобы картина была чуточку более радостной.
(авторский вариант дан ниже — стихи Константина Васильева)
Бывшая дача Лианозова
Здание, в котором ныне располагается Музей славянской культуры имени Константина Васильева, было построено в начале XX века одним из крупнейших российских промышленников, нефтяным магнатом и меценатом Степаном Георгиевичем Лианозовым (Лианосян, 1872-1949) в качестве дачи для своей возлюбленной. Вокруг дома был разбит большой парк, который украшали статуи. По другой версии, этот дом, который за цвет портика называли «белой дачей», занимал управляющий усадьбой Алтуфьево или начальник Савеловской железной дороги. В то время этот район был дачным пригородом Москвы.
Здание Музея славянской культуры имени Константина Васильева
Бывшая дача Лианозова и Окна музея
После Октябрьской революции помещение дачи заняло уездное управление ВЧК, затем размещались квартиры военных. В 1986 году здание, которое к тому времени требовало капитального ремонта, было передано тресту столовых Тимирязевского района города Москвы для организации ресторана. Однако грянула печально известная антиалкогольная кампания Горбачева, и строение оказалось бесхозным. Спустя два года оно превратилось практически в руины: всё, что можно было разобрать, унести или сломать, было разобрано, вынесено и сломано. Власти приняли решение снести ветхое строение и расчистить территорию под парк.
В то время «Клуб любителей живописи Константина Васильева» под руководством военного журналиста и поклонника таланта художника Анатолия Ивановича Доронина активно искал помещение под галерею. Первоначально предполагалось организовать музей в Коломне, уже были выделены помещения в доме-музее писателя Ивана Лажечникова. Матери и сестре художника купили квартиру в этом городе. Однако нашлись противники такого решения. В результате от этого варианта пришлось отказаться. Тем не менее, некоторые из работ Васильева сейчас экспонируются в Коломне.«Северный орел» и директор музея Доронин Анатолий Иванович
И тут очень удачно «подвернулась» дача Лианозова в Москве. Строение и прилегающая к нему территория были переданы на баланс общественной организации, начались работы по восстановлению. В 1998 году отреставрированное здание приняло первых посетителей. Рядом был возведен бревенчатый дом в древнерусском стиле, предназначенный для Центра искусств.Бревенчатый дом и статуя
Первоначально все 5 залов занимала экспозиция картин Константина Васильева. Однако в 2000-х годах было осуществлено несколько попыток рейдерского захвата здания. В 2009 году дом даже подожгли, но пожар удалось потушить, картины не пострадали. Начались судебные тяжбы и, одновременно, медленное восстановление музея.Фотографии и рисунки
В целях безопасности было решено выставить только часть произведений художника, заменив некоторые из них копиями. Сейчас работы Васильева экспонируются в двух залах, остальные три занимают выставки работ современных художников, разрабатывающих славянскую тему. Музей получил новое название — «Музей славянской культуры имени Константина Васильева».
Картины «Константина Великоросса»
Васильев долго не мог найти свой особый стиль. Он писал: «Все, что я рисовал, было совершеннейшей чушью, последнюю картину я уничтожил и беру абсолютно другой курс». В 1960-х годах художник много экспериментировал — обращался к разным направлениям и жанрам. В 1969 году Константин Васильев написал картину «Северный орел». У произведения интересная история. Однажды друг художника Олег Шорников рассказал ему, что видел в лесу большого орла, который сидел на поваленном дереве и чистил перья. Шорников описал особый пронзительный взгляд орла, когда она заметила человека.
Картину отнесли к новому для творчества художника направлению живописи — символическому реализму. В том же 1969 году Васильев начал подписывать свои работы как «Константин Великоросс».
Вдохновение для новых картин Васильев нашел в литературе. Художник с детства сохранил любовь к сказкам и народному эпосу. Его интересовали русские былины и предания, скандинавские, древнеисландские и древнегерманские мифы и саги. В начале 1970-х годов он создал цикл «Русь былинная», в который вошли картины «Илья Муромец и голь кабацкая», «Бой со змеем», «Русский витязь» и другие. Проиллюстрировал Васильев и памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Он изобразил главных героев эпоса, в том числе самого князя Игоря. Также художник нарисовал иллюстрации к операм Вагнера, которые часто слушал. Так появились картины «Валькирия над сражённым Зигфридом», «Заклинание огня», «Карлик Нибелунг Альберлих» и многочисленные графические эскизы к музыкальному циклу. Героями картин Васильева часто становились богатыри и воины, в произведениях он изображал сражения или битвы.
Батальную тему Константин Васильев продолжил в серии полотен, посвященных Второй мировой войне. Работа «Парад 41-го» поразила искусствоведов необычным ракурсом. Васильев решил изобразить вид на парад 7 ноября 1941 года на Красной площади с храма Василия Блаженного. Так художник сделал акцент на памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
В цикл работ помимо полотна «Парад 41-го» вошел парадный портрет маршала Георгия Жукова, картины «Нашествие», «Тоска по Родине» и «Прощание славянки». На создание последних двух произведений его вдохновили старые русские марши.
Символизм Константина Васильева особенно проявляется в его последних работах. Одним из любимых образов художника с юных лет была свеча. Он появился на картинах — «Ожидание» и «Человек с филином», которые Васильев написал в 1976 году. Герои полотен держат в руках горящие свечи, а у ног старца на картине «Человек с филином» находится свиток, на котором написано «Константин Великоросс».
Творческий путь художника прервался трагически и неожиданно: 29 октября 1976 года на железнодорожном переезде Васильева и его друга сбил поезд. Похоронили художника в поселке Васильево в березовом лесу, где он любил гулять при жизни.
Всесоюзные слава и признание пришли к Константину Васильеву уже после смерти. В 1980-х и 1990-х годах состоялись выставки в СССР и зарубежных странах, в 1996 году был открыт музей художника в поселке Васильево, а в 1998 году — Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве.
Ожидание | Великие художники
Юрий Иванович Пименов «Ожидание», 1959
Соцреализм, натюрморт
Один из прекрасных натюрмортов этого необычного, широко мыслящего художника. Картина относится к циклу «Вещи людей» и изображает отполированный стол перед окном, на котором одиноко стоит высокий черный телефон. Трубка телефона снята и лежит рядом с ним. И телефон, и трубку опоясывает змеевидный извитой черный шнур. На заднем фоне изображено окно, за которым серая, беспроглядная сырость, идет дождь. Струи воды стекают по стеклу, делая изображение в окне неузнаваемым, размытым.
Все внимание в картине приковано к телефону. Он олицетворяет собой ожидание
Ожидание.… Но чего? Быть может, это важный разговор, в ходе которого решается чья-то судьба? Или это была ссора двух влюбленных сердец, после которой трубка была со злостью брошена, чтобы хоть как-то выместить свою внутреннюю обиду и горечь? А возможно, наоборот, состоялся разговор, из которого кто-то узнал настолько приятные известия, что от радости бросил трубку, забыв положить ее на место. Вариантов множество, автор картины создал настолько многогранный сюжет, что каждый человек, смотрящий на натюрморт, может принять этот сюжет на свой счет и узнать в нем свою ситуацию.
Однако серые и черно-белые тона картины все-таки заставляют немного грустить. Еще и дождь дополняет общую тоскливость изображения. Он кажется совсем нескончаемым, ведь за окном даже намека на прояснение неба не предвидится. От этого одиноко лежащая трубка телефона наводит мысли о чем-то тяжелом, тоскливом и грустном.
Художник очень четко прорисовал все блики, отражающиеся в поверхности полированного стола. Эта блестящая, будто мокрая крышка стола очень гармонично сочетается с мокрым пейзажем за окном, создавая общую и целостную картину. Нужно сказать, что натюрморт получился таким, по которому можно написать не одно сочинение и эссе. Потому что каждый будет видеть в нем свое понимание происходящего.
Живопись
Творческое наследие Васильева состоит из работ различных жанров. Графика, этюды, иллюстрации, картины и даже храмовые росписи – «арсенал» автора велик. Наибольшую популярность принесли работы в «сказочном» стиле, посвященные легендам, былинам и мифам, но обретению собственного «звучания» предшествовали годы поиска.
В начале 60-х автор обратился к абстракционизму и сюрреализму. Следуя художественному слову и , постиг и разочаровался в формальном поиске. Сравнивал поверхностный сюрреализм с джазовой обработкой оперы. Написал несколько работ в указанной стилистике: «Струна», «Вознесение».
Затем увлекся экспрессионизмом, где присутствовала большая содержательность, но вновь пришел к осознанию, что за формой нет глубины. К этому периоду относятся «Квартет», «Грусть королевы», «Видение» и другие. Параллельно с творческими экспериментами работал в портретном и пейзажном жанрах. Написал исполненные колорита и чувственности природы «Осень» и «Лесную готику». В 60-х же создал серию портретов гениев музыкального мира от до .
К концу десятилетия вернулся к реалистической манере живописи и тогда же заинтересовался эпосом: скандинавскими сагами, славянскими былинами, восхищался Старшей и Младшей Эддой, учил немецкий, чтобы в оригинале читать тексты . Реконструкция германской мифологии в «Кольце Нибелунга» захватила Васильева.
Создавая серию картин, напевал партии из оперы, чтобы настроиться на рабочий лад. Кульминацией трудов стало полотно «Валькирия над сраженным воином» (оно же «Валькирия над сражённым Зигфридом»), посвященное завершающей цикл эпической опере «Гибель богов».
Былинную серию, основанную на русском фольклоре, традициях и верованиях, составили полотна «Илья Муромец и голь кабацкая», «Авдотья Рязанка», «Сражение на Куликовской битве», иллюстрации к сказке «Садко» и другие работы.
С 1969-го «исповедовал» символический реализм. Первой работой в направлении стал мифологический «Северный орел». Тогда же Васильев впервые подписал работу псевдонимом «Константин Великорус». Стоит отметить, что тема снега, зимы, суровых народов Севера была лейтмотивом творчества, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых. В этой же стилистике выполнены работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином», названия которым дали друзья художника уже после смерти автора.
В 1972-1975 годах пишет ряд произведений батальной живописи, посвященной событиям и героям Великой Отечественной войны: «Парад 41-го», «Нашествие». Портрет маршала , выполненный в нарочито помпезной манере, сделал полководца похожим на римского императора, что не соответствовало признанным канонам живописи того времени. Работа должна была стать первой в цикле портретов, но оказалась единственной. К этому же блоку относятся «Тоска по Родине» и «Прощание славянки».
Война в картинах Константина Васильева
Одним из течений, в которых прославился художник, является тематика войны. Причем здесь разговор идет про самые разные войны. Художник не разграничивает кто выходил на битву – житель Руси, Российской Империи или же Советского Союза. Ему достаточно одного – он знает, что на битву выходит русский. Причем ни один из героев картин не выходит на несправедливую битву. Ни один из героев не приходит в чужой дом. Но каждый герой выходит чтобы защитить свою землю, чтобы враг не вошел в его родной дом
И не суть важно, кто же пришел на его землю – Змей Горыныч, монгол или любой другой враг – каждый из них останется в русской земле, не сумев захватить больше земли, чем нужно для могилы.
Действительно, достаточно вглядеться в глаза любого из воинов, обнаживших меч для защиты Родной земли, чтобы понять – эти удивительные люди не боятся смерти. Куда страшнее для них бесчестие и неспособность защитить землю предков и передать её потомкам.
Однако война для Константина Васильева в первую очередь не убийство и смерть
Это просто защита родной земли, в которой всегда найдется место и красоте. Чего стоит одна только картина Валькирия
, изображающая совершенная в своей красоте дочь Одина. Да, в ней нет пылкости и жара горячих южных красоток, попивающих молодое вино и загорающих под лучами ласкового солнца. По большому счету единственное, что придает жизнь этой картине, это грива золотых волос, развиваемая ветром. Её глаза и лицо наполнены покоем и ожиданием. Совсем скоро ей предстоит забрать ещё одного воина, отдавшего свою жизнь в бою, честно сжимающему до конца меч. А может быть не меч? Может быть это винтовка Мосина, ППШ, АК-47 или АК-104? Может быть, и по сей день дочери Одина не забыли, что их святая обязанность – сопровождать отважных воинов, погибших при защите Родины, в Валгаллу – обитель для истинных воителей?
Да и сама валькирия это не хрупкая кареглазая красотка, за которой хочется приударить. Нет, это дочь великого Севера. Голубые глаза, твердый взгляд, оружие и чешуйчатый доспех говорят о том, что она не только дочь великого воителя, но и сама способна постоять за себя. Она сильна и при этом прекрасна так, что дух захватывает, когда смотришь в её удивительные глаза. Поэтому картина Валькирия
поистине очаровательна. Девушка является настоящим воплощением силы, стойкости и красоты, какими отличается северный народ русичей. Может быть, именно это и хотел передать художник Константин Васильев в своих великолепных творениях?
Стиль
Ничто не проходит даром. Увлечение абстракционизмом научило Константина Васильева выстраивать четкие конструкции, умело управляться с линиями и цветовыми пятнами. Сюрреализм помог найти бессчетные оттенки, гаммы и сочетания для будущих шедевров. Интерес к славянской и тонкое понимание музыки, от классики до современных направлений, наполнил графические образы глубоким смыслом, внутренним светом.
Пожалуй, вершиной пейзажного мастерства художника можно считать картины «Осень» и «Лесная готика». Все в них, от композиции до цветовой гаммы, подчинено одной цели: передать одухотворенность, силу и красоту природы. «Лесная готика» Васильева несет отпечаток северного ренессанса. На первый взгляд обычный пейзаж игрой цвета увлекает зрителя за собой и позволяет увидеть в привычных деревьях храм, извечную борьбу добра со злом и неумолимое стремление жизни к свету.
Скрытое послание, подтекст есть практически на всех картинах художника. «Северный орел», «Ожидание», «Маршал Жуков», «Нечаянная встреча» и многие другие произведения при беглом осмотре кажутся простым запечатлением событий, но всегда чем-то цепляют, заставляют вернуться, приглядеться внимательнее и увидеть суть.
Создание картин в русском стиле
Художник Константин Васильев, биография и творчество которого описываются в этой публикации, смог раскрыться по-настоящему только после того, как начал рисовать пейзажи родного края. Природа вдохновила его на создание картин в исконно русском стиле. Постепенно пейзажи он стал дополнять изображениями людей. Параллельно Константин Алексеевич увлёкся изучением исторической литературы, русских былин и мифов. Чем больше он узнавал о прошлом своего народа, тем сильней ему хотелось воспроизводить сцены из его жизни на холсте. Именно здесь художнику удалось максимально раскрыть свой талант. Черпая вдохновение в русской культуре, Васильев пишет самые известные свои произведения: «Северный орёл», «Ожидание», «Человек с филином». Прославился Константин Алексеевич и как художник-баталист. Его авторству принадлежит портрет маршала Жукова, картины «Прощание славянки», «Парад 41-го», «Тоска по Родине».
Константин Васильев — художник, который создавал свои шедевры под музыку. Когда он рисовал, в его мастерской звучали русские народные песни, патриотические произведения военных лет, сочинения Шостаковича и других композиторов-классиков. Любовь к музыке нашла своё отображение и в творчестве Константина Алексеевича. В начале 60-х годов он создал целую серию графических портретов знаменитых композиторов («Римский-Корсаков», «Шостакович», «Бетховен», «Моцарт», «Дебюсси» и др.).
Личная жизнь
О личной жизни художника известно мало. Про романтические чувства живописца в книге «Руси волшебная палитра» написал Анатолий Доронин, основавший Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве. В 17 лет художник влюбился в Людмилу Чугунову, писал ей картины, читал стихи, но первая любовь оказалась несчастной.
Привязанность к выпускнице Казанской консерватории Елене Асеевой окончилась неудачным предложением руки и сердца, зато портрет девушки ныне успешно экспонируется на посмертных выставках автора. В зрелом возрасте познакомился с Еленой Коваленко, но болезненный опыт прошлых отношений не позволил художнику развить роман во что-то серьезное.
По свидетельствам современников, живописец был ранимой и тонкой натурой. На фото выходил задумчивым и чуть печальным, будто погруженным в непрерывные творческие поиски. На прогулках, со слов друга Геннадия Пронина, любил молчать, предоставляя собеседнику роль «первой скрипки».
Критика художника, его смерть
К сожалению, не смог добиться признания своего таланта Васильев Константин Алексеевич. Картины его, обвиняемые в русском фашизме, преследовались коммунистической властью. Их беспощадно критиковали, называли «несоветскими». Мастера неоднократно призывали прекратить рисовать. Только несколько раз за жизнь произведениям художника посчастливилось побывать на выставках, проходивших в Москве, Казани и Зеленодольске.
Жирную точку в творчестве поставила смерть Васильева Константина. Художника, которому было только 34 года, сбил поезд. Случилось это 29 октября 1976 г., через несколько дней после того, как он закончил работу над своим самым известным полотном «Человек с филином». Похоронили Константина Васильевича в родном посёлке Васильево, в той самой берёзовой роще, где он любил черпать вдохновение от природы.
Описание картины Константина Васильева «Ожидание»
Из творческого наследия Константина Васильева в числе более 400 картин, полотно «Ожидание» справедливо выделяется по силе воздействия на чувства зрителя. Художественная работа была выполнена в 1976 году.
Нашему взору предстает вытянутой формы холст, обрамленный деревянной рамой узкого окна. Достоверно повторенный узор древесины намекает на реалистичный жанр картины. Зима засыпала снегом подоконник с внешней стороны жилища, разрисовала ветвистыми белыми узорами стекло. Огонь свечи озаряет лицо юной красивой девушки.
В глубине комнаты виднеется лишь непроглядная темнота. Надежда – во взоре молодой, душа ее томится от ожидания судьбоносной встречи с любимым. Где он сейчас – можно только догадываться: ушел на войну или поехал на заработки, возможно, что вовсе еще не встречен на жизненном пути. Девушка покинула родных и подруг, все дела по хозяйству сделаны и наскучили, лучом света свечи она растопила заледенелое окно и всматривается в даль в ожидании женского счастья. Взгляд печален, тревожен, она боится так и не дождаться его, умоляюще глядит она прекрасными светлыми глазами.
Васильев использовал контрастные сочетания красок. Светлое – снег и лед, длинная коса героини, яркий огонь, темное – комната позади и оконная рама. Мастерски изображено горение свечи с исходящим от нее сильным светом на окне и на облике ожидающей.
Художник Васильев заслужил славу как мастер писать фольклорные полотна. Изучением древних былин и сказок он наполнил собственную душу знанием славянских корней, их небывалой силы духа. Эта мощная энергия таится теперь во всех его картинах, заставляя людей услышать потаенные струны своего сердца и всколыхнуть в памяти смутные знания об исторической родине.
«Ожидание» рисует чистый образ русской красавицы, с преданной верой ждущей свою любовь.
«Валькирия»
Перед нами стоит над убитым ратником совершенная в своей красоте Валькирия. Позади нее — ее верный белоснежный конь. От нее исходит сияние. Ее фигура статична, как и недвижим погибший, который крепко сжимает свой меч. Еще несколько минут задумчивости, и дева заберет его в Вальхаллу.
Дева прекрасна и сильна. Ее глаза твердо смотрят вдаль, а доспехи и меч говорят, что она даст отпор любому, кто посмеет к ней приблизиться. Отдельный портрет Валькирии крупным планом показывает ее голубые, как льдинки, глаза. Из-под крылатого шлема выбились золотистые кудри, их разметал ветер. Прекрасна в своей невозмутимости дочь Одина.
Художник Константин Васильев: картины, биография
К 70-летию со дня рождения Константина Васильева
Константин Васильев (3 сентября 1942, Майкоп Адыгейской автономной области — 29 октября 1976) — русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Все творчество талантливого русского живописца Константина Васильева проникнуто философскими размышлениями об исторической памяти славянского народа. Трогательный поэтический мир образов художника является неотъемлемой частью культурного наследия нации.
Биография Константина Васильева
Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе. Его отец, Алексей Алексее вич, был главным инженером на одном из заводов города и во время Великой Отечественной войны, оказавшись в тылу врага, активно участвовал в партизанском движении, организованном в Краснодарском крае.
Его жена, Клавдия Парменовна, урожденная Шишкина, оставшись с маленьким Костей одна, попала в руки к фашистам, но, к счастью, им удалось избежать расстрела. Все свободное от работы время эта сильная женщина посвящала своему первенцу.
В 1946 у Константина появилась сестра Валентина, а уже позже, в 1950, — Людмила.
В 1949 Алексей Алексеевич с супругой и детьми был отправлен в Татарию восстанавливать один из заводов под Казанью. Семья поселилась в небольшом поселке Васильево на берегу Волги, где и прошло детство будущего художника.
Педагоги сразу отметили, насколько одарен юный живописец и как сильно на его рисунки влияет творчество знаменитого В. М. Васнецова. Но закончить учебу в Москве талантливому подростку так и не удалось.
В 1957 тяжело заболел Алексей Алексеевич, и на семейном совете Васильевы решили, что старший сын должен остаться рядом с отцом.
В этом же году Константин перевелся сразу на второй курс Казанского художественного училища.
Репина. Николай Иванович, когда-то преподававший в училище, в свою очередь подготовил плеяду талантливых художников, у которых и учился Константин Васильев. Юноша увлеченно занимался живописью, стараясь постичь все нюансы тоновых и цветовых соотношений, а также манеру рисунка Фешина.
Закончив обучение, Константин Васильев работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, иллюстрации, этюды, эскизы росписи церкви в Омске.
Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт.
Фильм о творчестве Константина Васильева
Художник обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Константин Васильев создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», все — 1974).
Константин Васильев работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Человек с филином», 1976; «Ожидание», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелцнгов» (1970-е гг.).
Константин Васильев – участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании.
Трагически погиб на железнодорожной станции Лагерная под Казанью, похоронен в посёлке Васильево.
Константин Васильев — биография
Константин Васильев – советский художник-иллюстратор, прославившийся картинами на былинно-мифологическую тематику, а также портретами, пейзажами и изображениями военных баталий.
Советский художник Константин Васильев написал несколько десятков замечательных работ на былинно-мифологическую тематику. Широкое признание автор получил лишь после смерти, когда его работы представили на выставках Советского Союза и за рубежом.
В юных лет мастера увлекали скандинавские былины и сказки, а также творчество родного русского народа. Его любовь к истории отразилась в многочисленных работах – пейзажах, портретах, батальных картинах и иллюстрациях.
Детство и юность
Художник родился 3 сентября 1942 года в городе Майкоп, который в то время находился в немецкой оккупации. Алексей Васильев, отец мальчика, вступил в отряд партизан и воевал в окрестных лесах, а мать осталась в городе, не успев эвакуироваться. На протяжении нескольких месяцев Клавдия Пармёновна оставалась с маленьким сыном одна.
В мирное время родители Кости трудились на одном из городских предприятий, и когда в 1943 году Майкоп был освобожден, Васильев-старший принял участие в его восстановлении.
После 1945-го семейство перебралось в Краснодар, где Константин стал посещать детский сад. Отец устроился на станкостроительный завод, благодаря чему удалось получить место в подшефном дошкольном учреждении. Квартир в разрушенном городе хватало далеко не всем, поэтому Васильевым пришлось жить прямо в производственном цеху. Отец понимал, что для детского здоровья постоянное нахождение на заводе очень вредно, и вскоре обратился в министерство промышленности перевести его на другую работу. Так семья оказалась в поселке Васильево неподалеку от Казани. Мальчик рос болезненным, и родители старались возить его в санатории, либо отправлять к жившему в сельской местности дедушке со стороны матери.
Во время учебы Костя демонстрировал прилежность и огромную тягу к знаниям. Вместе с другими ребятами посещал Пушкинский музей и Третьяковку, собирал репродукции знаменитых мастеров, интересовался историей изобразительного искусства.
Более всего юношу увлекали походы в Третьяковскую галерею, где он часами обследовал каждое полотно. Константин детально изучал не только содержание картин, но и то, из чего были выполнены холсты и подрамники. Вглядываясь в творения известных художников, молодой человек пытался понять, что чувствовал автор при создании шедевра.
Образование в интернате было академическим, и вскоре требования педагогов строго следовать канонам начали тяготить Васильева. К тому же, начинающий художник уже тогда заинтересовался сюрреалистическим направлением в живописи. В 1957-м он оставил столичную школу и стал студентом Казанского художественного училища.
Первые шаги в сюрреализме
Константин Васильев – советский живописец, чьи работы получили призвание после смерти автора. За короткую жизнь художник оставил большое наследие, значимость которого высоко оценивается экспертами в России и за рубежом.
Художник Константин Васильев
Биография автора – это 34 года жизни. Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе. Отец Алексей Алексеевич из ленинградской рабочей семьи. Принял участие в трех войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В мирное время занимал руководящие должности в промышленном секторе. Мать Клавдия Парменовна была младше супруга на 20 лет. Состояла в родстве с выдающимся живописцем Иваном Ивановичем Шишкиным.
Молодая семья жила в Майкопе, где столкнулась с тяготами военного времени. Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд, а жена не успела эвакуироваться из города и попала в немецкую оккупацию, где спустя месяц родила мальчика. В семье было трое детей – сын и 2 дочери.
Константин Васильев в молодости
По окончании войны семья переехала в поселок Васильево в 30 км от Казани. Новое место очаровало юного Костю красотой природы. Впоследствии многие из здешних видов он запечатлел в пейзажах, которые превосходно удавались. Кроме того, в окрестностях Васильево находились истинные жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь. После кончины живописца к достопримечательностям добавился и дом-музей Васильева.
Константин Васильев
Школа была одним из трех учебных заведений подобного типа и уровня подготовки в СССР. Такие же интернаты работали в Киеве и Ленинграде. МСШХ (Московская художественная средняя школа) располагалась в Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи, которая служила учебной базой для студентов.
Автопортрет Константина Васильева