Антокольский М.М.
Антокольский Марк Матвеевич
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)
Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.
История жизни Марка Матвеевича Антокольского
В 1874 году статуя была показана на Первой передвижной выставке. К скульптору приходит большой успех. «Иван Грозный» вызвал восторженные отзывы современников, в частности И.С. Тургенева и В.В. Стасова.
Статую посмотрели президент и вице-президент Академии художеств — великая княгиня Мария Николаевна и князь Г.Г. Гагарин. Она произвела на них большое впечатление, и великая княгиня уговорила брата Александра II посетить мастерскую Антокольского. Перед визитом государя в Академии начались спешные приготовления красили лестницы, расстилали ковры, проводили в мастерскую свет и газ. Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе. Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров, и Антокольский совершенно неожиданно получил звание академика.
В 1871 году Антокольский уезжает за границу и большую часть своей жизни проводит в Риме и Париже. В Италии скульптор приступил к осуществлению идеи, зародившейся еще во время создания образа Грозного, — начал лепить статую Петра I. В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой, Петр I в представлении скульптора прежде всего цельная и могучая личность. В июне 1872 года статуя была окончена. Она приняла участие в первой Всероссийской политехнической выставке в Москве, приуроченной к двухсотлетию со дня рождения Петра I.
«Скупой»
Фигура Петра, данная в рост, воспринимается во всем своем величии. Поднятая голова, отведенная в сторону правая рука, образующая угол с тростью, выступающая вперед нога, откинутые ветром пола мундира и шарф усиливают впечатление динамики, порыва. Лепка в этой статуе более обобщенная, чем это было прежде. Выразительностью моделировки отличается лицо Петра с плотно сжатыми, напряженными губами, нахмуренными бровями, резко очерченным профилем, пристальным пытливым взором.
В основе идеи статуи «Христос перед судом народа» коллизия столкновения героя и толпы. Начиная с этой работы, Марк Матвеевич будет ставить перед собой одну из сложнейших задач воплощение в мраморе или бронзе высокой нравственной красоты.
На работу неизвестного итальянцам русского скульптора обратили внимание многие итальянские газеты и журналы. Небывалый успех статуи отметили русские художники и писатели, находившиеся тогда в Риме
Тургенев признавался, что он давно не получал «столь сильного и глубокого впечатления. Это вполне гениальная вещь».
М. Антокольский. Нестор-летописец. Мрамор, 1889 г
Еще в 1874 году скульптор задумал другую статую — «Смерть Сократа». Он изобразил Сократа полулежащим в кресле. Яд принят. Отяжелевшее тело бессильно откинулось, голова поникла, ноги вытянулись. Левая рука бессильно свисает, правая неподвижно застыла на подушке.
В 1877 году Антокольский переехал с семьей в Париж. Через год он уже участвовал в Международной выставке. Марк Матвеевич удостоился высшей премии — Большой золотой медали. Затем его наградили орденом Почетного легиона и единогласно избрали членом-корреспондентом Парижской академии художеств.
В это время Антокольский решается на создание образа Мефистофеля. Его ведет желание показать столкновение возвышенных и низменных начал. Скульптор остро почувствовал потребность изобразить характер, соединяющий в себе черты, противоположные прекрасным устремлениям его прежних героев. Непрестанная работа шла в течение всего 1883 года. Мефистофель одиноко сидит на острой скале. «Это, — писал скульптор, — наш тип, нервный, раздраженный, больной, который с озлоблением готов все уничтожить, над всем надругаться, все осквернить, все, что есть мало-мальски честного, хорошего…»
Надгробие на могиле Антокольского
В конце восьмидесятых годов Марк Матвеевич возвращается к темам отечественной истории. Еще в 1874 году у художника появилась мысль создать статую «Нестор-летописец», а в 1890 году работа была завершена. Скульптор запечатлел Нестора сидящим за деревянным столом в естественной и непринужденной позе. Чуть ссутулилась спина летописца. Величавого спокойствия преисполнено мудрое старческое лицо. А взгляд сосредоточен и задумчив.
Другим историческим деятелем, к которому вскоре обратился Антокольский, был русский князь Ярослав Мудрый. В этой работе скульптор достиг настоящей правдивости, пластической красоты и выразительности образа.
В 1886-1891 годах Антокольский работает над статуей Ермака.
Топ вопросов за вчера в категории История
История 21.06.2023 13:33 14 Смирнова Екатерина.
Помогите пожалуйста читательский дневник славянский миф о представителях низшей мифологии пожалуйста
Ответов: 1
История 29.04.2023 13:00 304 Скуратова Маргарита.
Какая их этих идиом означает «устроить пожар, поджечь»?а) кормить петуха;б) ходить петухом,в) встать
Ответов: 3
История 10.07.2023 04:35 3 Зыков Арсений.
Таблица по истории новое политическое мышление : хроники событий .
Ответов: 2
История 05.06.2023 04:00 98 Завилкина Александра.
Объясните значение слов: варвары, епископ, папа римский, Новый Завет, Рождество Христово, Пасха.Пр
Ответов: 1
История 08.07.2023 11:11 13 Кажытай Али.
Процесс захвата и освоения земель на западе США в XIX веке получилназвание:Выберите один ответ:зол
Ответов: 3
История 17.06.2023 15:15 2 Прищепа Никита.
Причины распада и ливонского ордена и слабости ливонии
Ответов: 1
История 04.07.2023 19:01 2 Варченя Никита.
Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой по
Ответов: 1
История 19.07.2023 04:04 10 Арнюдаева Юлия.
Вопрос 32. Российская экономика начала XX в. характеризуется1.Высокой степенью концентрации произв
Ответов: 2
История 16.05.2023 23:38 85 Умрихин Слава.
1. Первые государства возникли в эпоху: 1)палеолита, 2)мезолита, 3)неолита, 4)энеолита 2.Древнейши
Ответов: 2
История 10.07.2023 21:50 2 Савельева Елизавета.
Сравните самые высокие чины в Хивинском ханстве — мехтара и кушбеги
Ответов: 1
Последние заданные вопросы в категории История
История 02.08.2023 05:01 0 Чернова Александра.
2.Заполните таблицуПомогите пожалуйста, у меня соч!
Ответов: 1
История 02.08.2023 05:00 0 Лапшин Саша.
Очень нужно!!!! Решается четвертная оценка!
Ответов: 1
История 02.08.2023 05:01 0 Саванович Юра.
Каковы были различия Великобритании и Германии в конце в середине-конце 19 века?
Ответов: 1
История 02.08.2023 05:01 0 Атрощенко Артём.
Какая категория крестьян появилась в деревне?
Ответов: 2
История 02.08.2023 04:23 0 Худобина Маргарита.
Скласти тези на підтвердження вислову «І-ІІ ст.-це «золотий вік»Римської імперії»
Ответов: 1
История 02.08.2023 04:05 0 Бойкова Алина.
Помогите по истории Казахстана 6 задание Дам макс. Количество баллов
Ответов: 1
История 02.08.2023 04:06 0 Сидельников Владимир.
Основная причина гражданской войны в сша а) противоречие между капиталистическим развитием севера
Ответов: 2
История 02.08.2023 03:01 0 Есинов Игорь.
Пакт о ненападении между СССР и Германией(Молотова-Риббентропа) Перечислите, пожалуйста, все плюсы и
Ответов: 1
История 02.08.2023 03:01 0 Ковалева Ира.
Какое изобретение древних китайцев было использовано для плавания в открытом море???
Ответов: 1
История 02.08.2023 03:01 0 Мокроусов Александр.
Хто був перший князь Київської Русі
Ответов: 2
Произведения
Наиболее известные произведения:
- «Еврей-портной» (1864, дерево)
- «Скупой» (1868, кость, дерево)
- «Мальчик, крадущий яблоки» (1865, кость)
- «Спор о Талмуде» (1868, воск, дерево)
- «Нападение инквизиции на евреев» (1863—1869, воск)
- «Иван Грозный» (1870 или 1871, гипс, утрачен; 1871, бронза; 1875, мрамор; в 1871 за эту скульптуру получил звание академика),
- Портрет В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина),
- «Христос перед судом народа» (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ)
- «Смерть Сократа» (1875, мрамор)
- Надгробный памятник княгине Оболенской (1876, Рим)
- Барельефы «Последний вздох» и «Безвозвратная потеря» (оба — 1876)
- Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга (1878)
- Портрет И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ)
- «Спиноза» (1882, мрамор)
- «Мефистофель» (1883, мрамор)
- «Не от мира сего (христианская мученица)» (1887, мрамор, выставлена в Третьяковской галерее)
- «Ярослав Мудрый» (1889, майолика)
- «Нестор-летописец» (1890, мрамор)
- «Ермак» (1891, мрамор)
- «Ангел» (для надгробного памятника Терещенко, 1895)
- Статуя императора Александра II (1896)
- Статуя императора Александра III (для установки в залах Музея императора Александра III),
- Памятник императрице Екатерине II для Вильны (1897; открыт уже после смерти автора в 1902 году)
- Памятник Петру I в Таганроге (1898)
- Памятник создателю училища для слепых детей К. К. Гроту в Санкт-Петербурге (1906)
Файл:MAntokolski Mermaid.JPG
«Русалка» (1900)
Иван Грозный (1530-1584). 1871
Антокольский М.М.Бронза147 х 100 х 119
Русский музей
Пост.: в 1897 из Эрмитажа
Аннотация
В начале 1870-х Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений, ставшее вершиной творчества мастера и принесшее ему известность. Через личность Ивана Грозного скульптор стремился проникнуть в существо тех трагических противоречий, которые характеризовали сложную и жестокую эпоху русского самодержца. Принципиальное новшество трактовки и подчеркнутый реализм изображения проявились в том, что главный акцент перенесен на психологическую характеристику образа «мучителя и мученика». Не только страшные муки совести определяют его внутреннее состояние, но и накипающая злоба, жажда мщения, гнев и неиссякаемая сила духа. Все это отражено в выражении лица первого русского царя, в жесте руки, вонзившей посох, в соединении несоединимого — поминального синодика и трона, монашеского одеяния и неукротимости страстей. Замкнутая композиция с элементами асимметрии отражают сосредоточенность образа и его внутреннюю борьбу. Скульптура открыла новую страницу в истории русской станковой пластики, в которой, по словам Стасова, был представлен «первый живой человек и первое живое чувство». Интересно, что профессора Академии художеств отказались рассматривать ее, как вещь «далёкую от общепринятых канонов». Но на Александра II и великую княгиню Марию Николаевну, покровительствовавшую Академии, скульптура произвела сильное впечатление. Император даже заказал бронзовый отлив статуи. А в 1872 скульптура академика Антокольского была показана на Международной выставке в Лондоне, и Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. «Иван Грозный» стал первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея.
Повторения: гипс – Кенсингтонский музей (Лондон); мрамор (вариант) – ГТГ; бронза – Музей истории религии и атеизма; в уменьшенном размере: мрамор – Иркутский художественный музей; терракота – Музей истории УзССР; гипс тонированный – Николаевский художественный музей. За эту статую в 1871 М. Антокольский получил звание академика.
Биография автора
Антокольский Марк Матвеевич
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)
Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.
Антокольский Марк Матвеевич
02.11.1843 – 09.07.1902
Родился будущий скульптор в Вильне (ныне Вильнюс), в семье трактирщика. Фамилия происходит от названия пригорода Антоколь (один из районов города), где и жила семья. Детство Марка Матвеевича было не из легких. Вот как сам скульптор высказывался о нем: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех. Кто хотел бил меня, даже прислуга; а ласкать меня никто не ласкал. Я донашивал старые одежды, меня звали «истуканом», «оловянные руки». Я справлял в семействе должность рабочей лошади. Не унижала меня только мать моя».
Родители относились к увлечению сына рисованием резко негативно, но, несмотря на это устроили мальчика подмастерьем к резчику по дереву. Его работы впечатлили виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, и он поспособствовал поступлению Марка Антокольского в Академию художеств.
Скульптор не только выучил русский язык, но и увлекся русской культурой и историей. Первая большая работа Антокольского «Иван Грозный» имела огромный успех и была приобретена Александром II для Эрмитажа. В дальнейшем мастер создал много образов из русской истории, таких как: Нестор-летописец, Ермак, Ярослав Мудрый.
В Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского представлена скульптура «Христос перед судом народа» выполненная в бронзе.
Сам скульптор говорил о своем произведении: «Я выбрал этот момент потому, что здесь и связался узел драмы, его душевное движение в эту минуту является необыкновенно грандиозным». Иисус предстает перед зрителем в полный рост со связанными за спиной руками. Он внешне спокоен, но за этим спокойствием кроется подлинная сила, решимость и глубокая человечность.
«В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной…» – писал скульптор.
Европа с восторгом приняла работу Марка Матвеевича. На Всемирной выставке 1878 года в Париже за скульптуру «Христос перед судом народа» он получил медаль и орден Почетного легиона. В России критики отнеслись к работе весьма скептически. Однако, несмотря на многочисленные негативные отзывы, были и те, кто оценил новаторство автора. К примеру, Репин, Тургенев и Стасов назвали скульптуру гениальной.
Антокольский считал себя русским художником: «Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила», – писал Антокольский В.В.Стасову.
Но в 1893 году Антокольский навсегда оставил Россию. К отъезду его подтолкнуло прогрессирующее ухудшение состояния здоровья и провал его персональной выставки в Петербургской Академии художеств. С 1897 года он проводил часть времени в Италии на Лаго-Маджоре, но все же, в приоритете для него оставалась работа в Париже.
Умер Марк Антокольский 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне в Германии от болезни легких. Похоронили известного скульптора в России в Санкт-Петербурге, на Еврейском Преображенском кладбище.
Третьяковская галерея извлекла из запасников 20 работ знаменитого скульптура
Один из залов Государственной Третьяковской галереи. Слева — скульптура «Петр I». Автор Марк Матвеевич Антокольский. 1961 г. Фото: РИА НОВОСТИ/Борис Приходько
Пожалуй, было бы преувеличением сказать, что Антокольский является кумиром широких народных масс. В популярности он, безусловно, уступает своему младшему современнику Исааку Левитану – тоже выходцу из бедной еврейской семьи, добившемуся признания на художественном поприще. Однако стоит иметь в виду, что ваятели в принципе менее известны, чем живописцы.
Что же касается славы среди образованных слоев русского общества во второй половине XIX столетия, то Марку Антокольскому ее было не занимать. Будучи совсем молодым скульптором, недавним выпускником Императорской Академии художеств, он экспонировалась на первой выставке Товарищества передвижников статую «Иван Васильевич Грозный» – и это произведение произвело настоящий фурор.
Государь Александр II удостоил студию Антокольского личным посещением, после чего распорядился приобрести бронзовое изображение Ивана Грозного для коллекции Эрмитажа (на выставке в Третьяковке будет показана более поздняя версия, выполненная из мрамора).
Критик Владимир Стасов писал о работах своего протеже: «Таких вещей у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях…».
Этот художник действительно не жаловал аллегории – по крайней мере, те, которые не имели касательства к реальной жизни и исторической правде. Впрочем, близость к передвижникам была для него, скорее, этическим, нежели эстетическим выбором: не так уж много у него произведений, впрямую соответствовавших программе товарищества
К тому же Антокольский почти три десятилетия провел в Италии и Франции, что мало способствовало проникновению в «гущу народной жизни». Но сюжетам и персонажам из русской истории он всегда уделял первейшее внимание.
Например, живя в Риме, несколько лет работал над образом Петра I – и был ужасно огорчен двойственной реакцией публики после показа изваяния в Петербурге. Из той же Италии он писал Стасову: «У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси…». Разумеется, портретировать «всех» не вышло, однако в наследии Антокольского бюсты Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина, Саввы Мамонтова и еще целого ряда современников составляют весьма значимый раздел.
Россией интересы скульптура не ограничивались. Он с увлечением брался за сюжеты из раннехристианской и еврейской истории (к примеру, на нынешней выставке обещан горельеф под названием ««Нападение инквизиции на евреев в Испании» – с него автор предполагал начать обширный цикл под названием «Всемирная трагедия»). Случались у него и композиции лирического свойства, не связанные с конкретными событиями и лицами. Но все же в анналах он остался в первую очередь как скульптор-«летописец», стремившийся представить историю страны в образах живых и достоверных.
Экспозиция из программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» не слишком велика по объему: здесь демонстрируются два десятка произведений (обычно в постоянной экспозиции здесь представлены лишь три работы Антокольского).
Надо признать, что в Русском музее собрание скульптур этого автора пообширнее, чем в Третьяковке, но сам факт обращения столичной «сокровищницы национального искусства» к творчеству Марка Матвеевича безусловно заслуживает внимания.
«Скульптор Марк Антокольский (1843 – 1902)»