История жизни Марка Матвеевича Антокольского
В 1874 году статуя была показана на Первой передвижной выставке. К скульптору приходит большой успех. «Иван Грозный» вызвал восторженные отзывы современников, в частности И.С. Тургенева и В.В. Стасова.
Статую посмотрели президент и вице-президент Академии художеств — великая княгиня Мария Николаевна и князь Г.Г. Гагарин. Она произвела на них большое впечатление, и великая княгиня уговорила брата Александра II посетить мастерскую Антокольского. Перед визитом государя в Академии начались спешные приготовления красили лестницы, расстилали ковры, проводили в мастерскую свет и газ. Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе. Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров, и Антокольский совершенно неожиданно получил звание академика.
В 1871 году Антокольский уезжает за границу и большую часть своей жизни проводит в Риме и Париже. В Италии скульптор приступил к осуществлению идеи, зародившейся еще во время создания образа Грозного, — начал лепить статую Петра I. В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой, Петр I в представлении скульптора прежде всего цельная и могучая личность. В июне 1872 года статуя была окончена. Она приняла участие в первой Всероссийской политехнической выставке в Москве, приуроченной к двухсотлетию со дня рождения Петра I.
«Скупой»
Фигура Петра, данная в рост, воспринимается во всем своем величии. Поднятая голова, отведенная в сторону правая рука, образующая угол с тростью, выступающая вперед нога, откинутые ветром пола мундира и шарф усиливают впечатление динамики, порыва. Лепка в этой статуе более обобщенная, чем это было прежде. Выразительностью моделировки отличается лицо Петра с плотно сжатыми, напряженными губами, нахмуренными бровями, резко очерченным профилем, пристальным пытливым взором.
В основе идеи статуи «Христос перед судом народа» коллизия столкновения героя и толпы. Начиная с этой работы, Марк Матвеевич будет ставить перед собой одну из сложнейших задач воплощение в мраморе или бронзе высокой нравственной красоты.
На работу неизвестного итальянцам русского скульптора обратили внимание многие итальянские газеты и журналы. Небывалый успех статуи отметили русские художники и писатели, находившиеся тогда в Риме
Тургенев признавался, что он давно не получал «столь сильного и глубокого впечатления. Это вполне гениальная вещь».
М. Антокольский. Нестор-летописец. Мрамор, 1889 г
Еще в 1874 году скульптор задумал другую статую — «Смерть Сократа». Он изобразил Сократа полулежащим в кресле. Яд принят. Отяжелевшее тело бессильно откинулось, голова поникла, ноги вытянулись. Левая рука бессильно свисает, правая неподвижно застыла на подушке.
В 1877 году Антокольский переехал с семьей в Париж. Через год он уже участвовал в Международной выставке. Марк Матвеевич удостоился высшей премии — Большой золотой медали. Затем его наградили орденом Почетного легиона и единогласно избрали членом-корреспондентом Парижской академии художеств.
В это время Антокольский решается на создание образа Мефистофеля. Его ведет желание показать столкновение возвышенных и низменных начал. Скульптор остро почувствовал потребность изобразить характер, соединяющий в себе черты, противоположные прекрасным устремлениям его прежних героев. Непрестанная работа шла в течение всего 1883 года. Мефистофель одиноко сидит на острой скале. «Это, — писал скульптор, — наш тип, нервный, раздраженный, больной, который с озлоблением готов все уничтожить, над всем надругаться, все осквернить, все, что есть мало-мальски честного, хорошего…»
Надгробие на могиле Антокольского
В конце восьмидесятых годов Марк Матвеевич возвращается к темам отечественной истории. Еще в 1874 году у художника появилась мысль создать статую «Нестор-летописец», а в 1890 году работа была завершена. Скульптор запечатлел Нестора сидящим за деревянным столом в естественной и непринужденной позе. Чуть ссутулилась спина летописца. Величавого спокойствия преисполнено мудрое старческое лицо. А взгляд сосредоточен и задумчив.
Другим историческим деятелем, к которому вскоре обратился Антокольский, был русский князь Ярослав Мудрый. В этой работе скульптор достиг настоящей правдивости, пластической красоты и выразительности образа.
В 1886-1891 годах Антокольский работает над статуей Ермака.
ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ
Антокольский Марк Матвеевич(1843 – 1902)
По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, избранного художником, статуя эта решительно превосходит все, что являлось у нас до сих пор в этом роде. Иван Сергеевич Тургенев о скульптуре «Иван Грозный» |
Марк Матвеевич Антокольский – русский скульптор-реалист второй половины XIX века, участник Товарищества передвижных художественных выставок.Антокольский Марк Матвеевич родился в городе Вильне в бедной еврейской семье.
В 1862 году, в 19 лет он приехал в Петербург и поступил в Академию художеств: сначала в класс известного скульптора, профессора Академии Н.С. Пименова, а затем – гравера и скульптора И.И. Реймерса, о котором Марк Матвеевич всегда вспоминал с большой благодарностью.М.М. Антокольский известен прежде всего произведениями на исторические и религиозные темы, для которых характерны стремление к психологизации образов, философско-этическая проблематика, историческая точность деталей. В работах Антокольского проявляется индивидуальность, гуманизм, сила образов. Особенно прекрасны скульптурные портреты русских исторических деятелей.Все работы скульптора исполнены в реалистической манере, в отличие от академических произведений того времени.
За ранние работы Антокольский получил Малую серебряную медаль Академии художеств.
Скульптура «Иван Грозный», выполненная в гипсе, получила широкое признание не только в России, но и за рубежом (в Великобритании, на Международной выставке в Лондоне в 1872 году). Русский царь Александр II высоко оценил скульптуру и сделал заказ на повторение скульптуры в мраморе. За скульптуру «Иван Грозный» Марк Антокольский получил звание академика.
Из-за ухудшения здоровья в 1871 году, в 28 лет скульптор уехал за границу и большую часть своей жизни прожил в Риме и Париже.
За границей он создал скульптуры «Петр I», «Христос перед судом народа», «Смерть Сократа» и другие. В 1878 году на Международной выставке в Париже Антокольский удостоился высшей премии – Большой золотой медали, затем ордена Почетного легиона и был избран членом-корреспондентом Парижской академии художеств.Умер Марк Матвеевич Антокольский в Германии в возрасте 59 лет, а похоронен на Преображенском кладбище в Петербурге.
Самые известные работы Антокольского
М.М.
1 |
2 |
3 |
4 |
Другие работы Антокольского |
|||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
|
|||
29 |
30 |
31 |
«История одного шедевра. М.М. АнтокольскийИИСУС ПЕРЕД СУДОМ НАРОДА» (10 минут) |
Ярослав Мудрый. 1889
Антокольский М.М.Фаянс, глазурь98 х 71 х 21
Русский музей
Пост. в 1939 из ЛЗК
Аннотация
С 1888 года Антокольский работал над образом Ярослава Мудрого. Отлив горельефа в майолике был выполнен в следующем году известной французской фирмой «H DECK». Великий князь изображен на фоне ратного знамени в княжеском венце, в красочной, нарядной одежде. Основанием горельефа служит торец свода законов Киевской Руси, так называемая Русская правда, что указывает на одно из важнейших исторических деяний князя.
Великий князь Ярослав (Мудрый) (около 978–1054) – сын великого князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Отец, дед и дядя многих правителей Европы. Князь ростовский (987–1010), князь новгородский (1010–1034), великий князь киевский (1016–1018, 1019–1054). Его эпоха — период наивысшего расцвета Киевского государства. В это время Киев сравнивают по величию и красоте с Константинополем. Значение княжения Ярослава в русской истории основывается, главным образом, на его трудах по внутреннему обустройству, направленных на просвещение и христианизацию Руси. При Ярославе возникли каменные Софийские соборы в Киеве и Новгороде, а также первые монастыри. При Ярославе появилась первая школа. При киевском Софийском соборе была создана богатая княжеская библиотека. В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Руси. Ярославу как законодателю приписывается создание первого свода древнерусского права – «Русской правды».
Биография автора
Антокольский Марк Матвеевич
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)
Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.