Марк матвеевич антокольский (1843–1902)

История жизни Марка Матвеевича Антокольского

В 1874 году статуя была показана на Первой передвижной выставке. К скульптору приходит большой успех. «Иван Грозный» вызвал восторженные отзывы современников, в частности И.С. Тургенева и В.В. Стасова. 

Статую посмотрели президент и вице-президент Академии художеств — великая княгиня Мария Николаевна и князь Г.Г. Гагарин. Она произвела на них большое впечатление, и великая княгиня уговорила брата Александра II посетить мастерскую Антокольского. Перед визитом государя в Академии начались спешные приготовления красили лестницы, расстилали ковры, проводили в мастерскую свет и газ. Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе. Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров, и Антокольский совершенно неожиданно получил звание академика. 

В 1871 году Антокольский уезжает за границу и большую часть своей жизни проводит в Риме и Париже. В Италии скульптор приступил к осуществлению идеи, зародившейся еще во время создания образа Грозного, — начал лепить статую Петра I. В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой, Петр I в представлении скульптора прежде всего цельная и могучая личность. В июне 1872 года статуя была окончена. Она приняла участие в первой Всероссийской политехнической выставке в Москве, приуроченной к двухсотлетию со дня рождения Петра I. 

«Скупой»

Фигура Петра, данная в рост, воспринимается во всем своем величии. Поднятая голова, отведенная в сторону правая рука, образующая угол с тростью, выступающая вперед нога, откинутые ветром пола мундира и шарф усиливают впечатление динамики, порыва. Лепка в этой статуе более обобщенная, чем это было прежде. Выразительностью моделировки отличается лицо Петра с плотно сжатыми, напряженными губами, нахмуренными бровями, резко очерченным профилем, пристальным пытливым взором. 

В основе идеи статуи «Христос перед судом народа» коллизия столкновения героя и толпы. Начиная с этой работы, Марк Матвеевич будет ставить перед собой одну из сложнейших задач воплощение в мраморе или бронзе высокой нравственной красоты. 

На работу неизвестного итальянцам русского скульптора обратили внимание многие итальянские газеты и журналы. Небывалый успех статуи отметили русские художники и писатели, находившиеся тогда в Риме

Тургенев признавался, что он давно не получал «столь сильного и глубокого впечатления. Это вполне гениальная вещь». 

М. Антокольский. Нестор-летописец. Мрамор, 1889 г

Еще в 1874 году скульптор задумал другую статую — «Смерть Сократа». Он изобразил Сократа полулежащим в кресле. Яд принят. Отяжелевшее тело бессильно откинулось, голова поникла, ноги вытянулись. Левая рука бессильно свисает, правая неподвижно застыла на подушке. 

В 1877 году Антокольский переехал с семьей в Париж. Через год он уже участвовал в Международной выставке. Марк Матвеевич удостоился высшей премии — Большой золотой медали. Затем его наградили орденом Почетного легиона и единогласно избрали членом-корреспондентом Парижской академии художеств. 

В это время Антокольский решается на создание образа Мефистофеля. Его ведет желание показать столкновение возвышенных и низменных начал. Скульптор остро почувствовал потребность изобразить характер, соединяющий в себе черты, противоположные прекрасным устремлениям его прежних героев. Непрестанная работа шла в течение всего 1883 года. Мефистофель одиноко сидит на острой скале. «Это, — писал скульптор, — наш тип, нервный, раздраженный, больной, который с озлоблением готов все уничтожить, над всем надругаться, все осквернить, все, что есть мало-мальски честного, хорошего…» 

Надгробие на могиле Антокольского

В конце восьмидесятых годов Марк Матвеевич возвращается к темам отечественной истории. Еще в 1874 году у художника появилась мысль создать статую «Нестор-летописец», а в 1890 году работа была завершена. Скульптор запечатлел Нестора сидящим за деревянным столом в естественной и непринужденной позе. Чуть ссутулилась спина летописца. Величавого спокойствия преисполнено мудрое старческое лицо. А взгляд сосредоточен и задумчив. 

Другим историческим деятелем, к которому вскоре обратился Антокольский, был русский князь Ярослав Мудрый. В этой работе скульптор достиг настоящей правдивости, пластической красоты и выразительности образа. 

В 1886-1891 годах Антокольский работает над статуей Ермака.

ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ

Антокольский Марк Матвеевич(1843 – 1902)

 

По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, избранного художником, статуя эта решительно превосходит все, что являлось у нас до сих пор в этом роде.

Иван Сергеевич Тургенев о скульптуре «Иван Грозный»

Марк Матвеевич Антокольский – русский скульптор-реалист второй половины XIX века, участник Товарищества передвижных художественных выставок.Антокольский Марк Матвеевич родился в городе Вильне в бедной еврейской семье.
В 1862 году, в 19 лет он приехал в Петербург и поступил в Академию художеств: сначала в класс известного скульптора, профессора Академии Н.С. Пименова, а затем – гравера и скульптора И.И. Реймерса, о котором Марк Матвеевич всегда вспоминал с большой благодарностью.М.М. Антокольский известен прежде всего произведениями на исторические и религиозные темы, для которых характерны стремление к психологизации образов, философско-этическая проблематика, историческая точность деталей. В работах Антокольского проявляется индивидуальность, гуманизм, сила образов. Особенно прекрасны скульптурные портреты русских исторических деятелей.Все работы скульптора исполнены в реалистической манере, в отличие от академических произведений того времени.

За ранние работы Антокольский получил Малую серебряную медаль Академии художеств.
Скульптура «Иван Грозный», выполненная в гипсе, получила широкое признание не только в России, но и за рубежом (в Великобритании, на Международной выставке в Лондоне в 1872 году). Русский царь Александр II высоко оценил скульптуру и сделал заказ на повторение скульптуры в мраморе. За скульптуру «Иван Грозный» Марк Антокольский получил звание академика.
Из-за ухудшения здоровья в 1871 году, в 28 лет скульптор уехал за границу и большую часть своей жизни прожил в Риме и Париже.
За границей он создал скульптуры «Петр I», «Христос перед судом народа», «Смерть Сократа» и другие. В 1878 году на Международной выставке в Париже Антокольский удостоился высшей премии – Большой золотой медали, затем ордена Почетного легиона и был избран членом-корреспондентом Парижской академии художеств.Умер Марк Матвеевич Антокольский в Германии в возрасте 59 лет, а похоронен на Преображенском кладбище в Петербурге.

Самые известные работы Антокольского
М.М.

Другие работы Антокольского
М.М.

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

27 

28 

 

29 

30 

31 

 

«История одного шедевра. М.М. АнтокольскийИИСУС ПЕРЕД СУДОМ НАРОДА» (10 минут)

 

Ярослав Мудрый. 1889

Антокольский М.М.Фаянс, глазурь98 х 71 х 21

Русский музей

Пост. в 1939 из ЛЗК

Аннотация

С 1888 года Антокольский работал над образом Ярослава Мудрого. Отлив горельефа в майолике был выполнен в следующем году известной французской фирмой «H DECK». Великий князь изображен на фоне ратного знамени в княжеском венце, в красочной, нарядной одежде. Основанием горельефа служит торец свода законов Киевской Руси, так называемая Русская правда, что указывает на одно из важнейших исторических деяний князя.
Великий князь Ярослав (Мудрый) (около 978–1054) – сын великого князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Отец, дед и дядя многих правителей Европы. Князь ростовский (987–1010), князь новгородский (1010–1034), великий князь киевский (1016–1018, 1019–1054). Его эпоха — период наивысшего расцвета Киевского государства. В это время Киев сравнивают по величию и красоте с Константинополем. Значение княжения Ярослава в русской истории основывается, главным образом, на его трудах по внутреннему обустройству, направленных на просвещение и христианизацию Руси. При Ярославе возникли каменные Софийские соборы в Киеве и Новгороде, а также первые монастыри. При Ярославе появилась первая школа. При киевском Софийском соборе была создана богатая княжеская библиотека. В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Руси. Ярославу как законодателю приписывается создание первого свода древнерусского права – «Русской правды».

Биография автора

Антокольский Марк Матвеевич
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)
Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: