Зеповедные лета

Введение урочных лет

Закрепощение крестьян в Древней Руси длилось на протяжении нескольких веков и представляло собой явление, характерное для развития других феодальных государств.

Урочные лета как этап закрепощения крестьян

Существуют 2 основных точки зрения по поводу оформления на Руси крепостного права. Обе они были сформулированы в XIX веке.

  • Указная. Этой версии придерживались выдающиеся русские историки Сергей Соловьев и Николай Карамзин. Они полагали, что закрепощение крестьян происходило путем издания серии царских указов.
  • Безуказная. Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский. По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли. Задолженность крестьян перед помещиками была основным источником закабаления.

Введению урочных лет предшествовало установление «заповедных лет» – ограничение на право перехода от одного помещика к другому, которое традиционно осуществлялось на Руси в осенний Юрьев день.

Эти ограничения стали появляться еще в конце правления Ивана Грозного – с 1581 года. Сторонники «указной теории» полагают, что под влиянием Бориса Годунова царь Федор Иоаннович в 1592 году принял указ об окончательной отмене Юрьева дня. Текст указа не дошел до наших дней, но сохранились ссылки на него в других документах.

Причины введения урочных лет

Историки выделяют 3 основных причины появления и укрепления в российском средневековье понятия «урочные лета»:

  • Стремление остановить массовую миграцию крестьян. В поисках лучшей доли многие крестьяне снимались с насиженных мест и отправлялись в другие края. Это не устраивало землевладельцев, которые лишались рабочей силы и возможности планомерно развивать свое хозяйство.
  • Опустошение многих российских земель в результате войн, голода, эпидемий. Во второй половине XVI века многие вотчины буквально обезлюдели. Это связано как с разрушительной политикой последних лет правления Ивана Грозного, так и с естественными процессами – неблагоприятные климатические условия приводили к неурожаю и голоду.
  • Юридическое закрепление урочных лет в указе 1597 года стало закономерным итогом развития феодально-правовых отношений. Государственные учреждения были завалены исками о поиске беглых крестьян. Необходимо было упорядочить эту сферу и ввести формальные ограничения в виде срока давности.

Русская деревня в 16 веке

Соборное Уложение: конец свободного крестьянства

Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.

Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а ещё один шаг в сторону закрепощения был сделан в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.


Алексей Михайлович утверждает Соборное уложение. (Wikimedia Commons)

Помимо этого, Уложение имело ряд статей, приравнявших до этого хоть каким-то образом свободных крестьян к рабам помещика — их собственность теперь считалась собственностью непосредственного держателя земли. Во второй половине 17-го века начинается, хоть и не активно и зачастую скрыто, продажа крестьян — правда, в качестве приданого и с земельными наделами.

Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка. Несмотря на окончательное закрепощение, крестьяне по Соборному Уложению имели право жаловаться на нерадивых помещиков в суд в случае необоснованных поборов, а переусердствовавший хозяин в попытках кулаками или иными инструментами «образумить» своего подопечного рисковал получить серьёзное наказание и обязывался в случае доказательства его вины возместить семье пострадавшего моральный ущерб.

Последний гвоздь в крышку гроба свободного крестьянства вбил император Пётр I в результате фискальной реформы. Ввод подушного налога окончательно прикрепил крестьян к земле и к собственнику земельного надела.

Герои картин и забота покровителей

В 1593 году Караваджо, вечно плохо одетый и дурно питающийся, с нездоровым увлечением горячительными напитками и часто пренебрегающий гигиеной, тяжело заболел, и около полугода жизнь его висела на волоске. Оправившись от изматывающей лихорадки, он пишет картину «Больной Вакх» (1593) – первый автопортрет Караваджо. Затем ему позируют простые обитатели Рима: уличные торговцы, цыганки, проститутки, бродяги, его дружки по шумным вечеринкам. Он уже пишет многофигурные полотна «Шулеры», «Гадалка» (1594).

Осень 1594 года принесла ему возможность упорядочить свою жизнь – кардинал Франческо дель Монте, известный ценитель живописи, предоставляет Караваджо свою виллу для жизни и творчества и обеспечивает всем необходимым. В том числе серьёзной работой, заказами от своей семьи и других богатых людей. Этот промежуток времени очень плодотворен: здесь, на вилле кардинала, было написано много прекрасных произведений, большинство из которых сохранилось и экспонируется в музеях.

Усиление крепостничества

В 1592-1593 в царстве Русском были составлены писцовые книги, которые запретили переход крестьян от одного помещика к другому. С этого времени они принадлежали одному владельцу. Еще больше крепостное право усилилось после Смутного времени. В 1649 году, согласному новому своду законов – Соборному Уложению, срок сыска беглых крепостных становился бессрочным. С 1649 место жительства не мог поменять даже свободный от долгов крестьянин.

Заповедные лета не следует путать с другим термином – урочные лета. Так называли сроки сыска беглых крепостных. В 1597 был введен 5-летний срок, а в 1607 году он стал даже 15-летним из-за крестьянского восстания Болотникова. Потом срок снова уменьшился до 5 лет, а с 1649 стал бессрочным.

Рис. 3. Федор Иоаннович.

Что мы узнали?

Необходимо понимать, что такое заповедные лета в истории России XVI-XVII веков. Их появление стало одним из этапов усиления крепостного права после Ливонской войны.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Какое явление в России XVI-XVII веков называли урочные лета?

    • Период поиска беглых крепостных крестьян
    • Период освобождения крепостных от налогов
    • Период действия особого военного налога
    • Период ссылки в Сибирь

Метки Караваджо

Чтобы быть ближе к искусству, стоит запомнить яркое и характерное для работ кисти великого мастера:

  • Реализм – изображение достоверное, максимально приближенное к жизни, в том числе одежда библейских и мифологических героев (не античная, соответствует историческому платью эпохи Караваджо);
  • Свет – самый важный участник действа на картине и указующий перст живописца как драматурга и режиссёра своего произведения;
  • Сюжет – повседневное событие простолюдинов, однофигурная сцена с молодым мужчиной, эпизод из Библии и мифов.

Где бы вы ни находились – в Риме, Милане, Флоренции, Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде, Париже и даже Санкт-Петербурге – у вас есть возможность реального знакомства с холстами великого реалиста Караваджо.

«Медуза» Караваджо – бойся последнего взглядя

История и смысл картины «ВАКХ» Караваджо

«Лютнист» – свет Караваджо во тьме

Происхождение

Родился 29 сентября 1571 года в Милане в семье архитектора. Отец Фермо Меризи управлял делами Франческо Сфорца, маркиза да Караваджо (приставка «да» после родового имени и перед названием населённого пункта в Италии означала, что этот человек выходец из данного городка). В 1576 году в Италии разыгралась эпидемия чумы, отец и дед будущего художника погибли. Мать Лючия Аратори собрала детей, которых в семье было пятеро, и уехала в провинцию – в городке Караваджо под Миланом её отец владел наделами земли. В 1583 году умер маркиз да Караваджо, у которого покойный архитектор Меризи работал много лет. Его наследница Констанца Колонна впоследствии станет помогать и покровительствовать талантливому сыну бывшего управляющего своих предков.

Что такое Юрьев день?

Святого Георгия Победоносца христиане называют еще Юрием и Егорием. По легенде, он сразил копьем змея, нападавшего на владения язычников. Долгое время чудищу отдавали в жертву людей. Когда дошла очередь до царской дочери, появился Георгий и сумел сразить змея. Для язычников освобождение от дракона положило начало новому этапу в жизни – они обратились в христианскую веру. За мужество и совершенный подвиг юноше дали прозвище «Победоносец», а 26 ноября (по новому стилю 9 декабря), когда произошло сражение, стали именовать Юрьевым днем.

Такое значение христианский праздник имел на Руси до конца XV века. Люди ходили в церковь и молились перед иконой, на которой Георгия Победоносца чаще всего изображали сидящим на коне и направляющим свое орудие прямо в пасть дракону.

Святой Георгий Победоносец

Юрьева дня крестьяне ждали еще по одной причине. За неделю до и после праздника крестьянский люд чувствовал себя относительно свободным.

Сущность заповедных лет

Согласно 57 статье Судебника 1497 года, принятого во время правления Ивана III, крестьянам разрешалось переходить от одного хозяина к другому один раз в год. Смена владельца называлась «крестьянским выходом».

Условия крестьянского выхода:

  • Менять землевладельца можно было только в течение 14 дней – за одну неделю до Юрьева дня и в течение одной недели после него.
  • За переход крестьяне должны были платить пожилое.

Пожилое – это специальная пошлина, которую крестьяне обязаны были выплачивать за переход из одного имения в другое. Обычно составлял от одного до полутора рублей. Величина пожилого зависела от типа местности: на лесистых территориях выкуп был меньше.

Крестьяне на Руси

1 рубль в XVI-XVII веках – это были достаточно большие деньги. Например, 4 пуда ржаной муки стоили около 30 копеек. Это значит, что за 1 рубль можно было купить более 200 килограммов муки.

Юрьев день – день памяти высокочтимого в православии великомученика Георгия (Юрия). Отмечался 26 ноября по юлианскому календарю. Это соответствует 9 декабря по новому стилю. Крестьянский выход разрешался в Юрьев день, потому что к этому времени уже заканчивались все основные сельскохозяйственные работы.

В Судебнике 1550 года, принятом при Иване Грозном, в 88 статье сохранялся прежний порядок крестьянского выхода. При этом на 2 алтына(6 копеек) увеличивалась сумма пожилого.

В 1581 году вводился запрет на переход крестьян, обусловленный тяжелой ситуацией в стране. Это означало приостановку действия 88 статьи Судебника 1550.

У историков существуют разные мнения по поводу распространенности действия указов о заповедных годах:

  • Вадим Корецкий, Руслан Скрынников – полагают, что заповедные лета не распространялись на всё российское государство. По их мнению, в южных уездах при переходе продолжали руководствоваться 88 статьей Судебника 1550 года.
  • Григорий Анпилогов, Борис Греков – считают, что принцип заповедных лет касался всей территории Русского царства.

Нет однозначного объяснения и того, что представляли собой заповедные лета. Основные версии:

  • Заповедные годы – это временная и локальная мера, принятая для того чтобы преодолеть тяжелые последствия разорения хозяйства. Сторонники этой теории полагают, что ограничения на выход могли касаться не только частновладельческих крестьян, но и «черного посадского люда».
  • Заповедные годы – это последовательный и закономерный этап закрепощения крестьян, логично вписывавшийся в систему развития крепостного права.

Вторая точка зрения является более распространенной среди отечественных историков.

«Черный посадской люд» – это податное население средневековых российских городов. Они обязаны были выполнять многочисленные повинности.

Этапы закрепощения крестьян

Спор о заповедных годах тесно связан с двумя теориями возникновения крепостного права на Руси:

  • «Указная» – закрепощение крестьян связано с принятием конкретных законодательных актов и является инициативой со стороны государства. Основоположник данной гипотезы – Василий Татищев.
  • «Безуказная» – крепостное право возникло естественным образом как результат обнищания крестьян и возникновения больших задолженностей перед феодалами. В законодательных документах уже фиксировался сам факт реально происходившего процесса закрепощения. Основоположник – Василий Ключевский.

Татищев полагал, что существовал указ от 1592 года о фактическом введении крепостного права, но впоследствии он был утерян. Многие историки отрицают возможность существования данного документа.

Исторический

Караваджо написал эту картину около или 1607 года . Это одна из работ, вероятно, датируемых первым пребыванием в Неаполе лангобардского художника, который бежал из Рима после того, как убил там человека на дуэли. В частности, обращение с палачами, а не с фигурой Христа, характерно для этого первого неаполитанского периода. Однако можно отнести картину к самому концу его пребывания в Риме, следовательно, в 1606 году.

Эту работу долгое время приписывали Маттиа Прети , даже когда она была приобретена руанским музеем в 1955 году. Это было только в 1959 году, когда опыт (с применением «  метода Морелли  ») Роберто Лонги , специалиста и эксперта в Караваджо, создал так что его истинная принадлежность признается и постепенно признается почти единогласно. Не исключено, что картина происходила из собрания кардинала Сципиона Боргезе .

Картины, описание картин — Кающаяся Мария Магдалина. 1565

Тициано Вечеллио написал свое произведение «Кающаяся Мария Магдалина» на заказ в 60-х годах ХVІ века. Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.Старая легенда гласит, что, умирая, Тициан взял в руки именно это полотно. После ухода художника (1576 г.), картина досталась его наследнику – Помпонио Вечеллио, а тот в свою очередь продал ее, а также иные произведения при продаже дома Кристофоро Барбариго в 1581 г.Известный художник Тициан был уникальной личностью. Он мастерски превратил раскаивающуюся блудницу, шедшую за Иисусом Христом по пустынной местности для того, чтобы смирить собственную плоть и смыть с себя клеймо позора, в чудесное чувство благодати и любви. Из холста на нас смотрит женщина, фигура которой слегка прикрыта воздушной тканью. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу. Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения.Несмотря на название («Кающаяся Мария Магдалина»), на холсте отчетливо видно, что женщина не кается, от нее исходит благодатное чувство любви. У Тициана присутствует аллегорический подтекст: книга, развернутая перед кающейся женщиной, лежит на черепе, а это – недобрый знак.Немножко в другом ракурсе живописец увидел смысл полотна – он в образе Марии изобразил и красивую молодую женщину, и глубокую скорбь, а также воспел верную любовь. Силуэт на полотне выстраивается на печальном фоне: виднеется мрачная скала, сине-серое небо и истощенные деревца. И средь этой угрюмости она – Мария-Магдалина , олицетворение женского начала.

История термина

Термин «заповедные лета» впервые появляется в документе 1581. В переводе на современный русский язык дословно это означает «запретные годы».

Расшифровка термина:

  • «Заповедь» – это повеление, предписание, запрет. Например, в Библии содержатся христианские заповеди.
  • «Лета» – так в Древней Руси назывались годы. Отсюда произошло слово «летопись» – описание событий по годам.

По правилам современной русской орфографии допустимы варианты написания: «Заповедные лета» и «Заповедные годы». Иногда встречающийся вариант «заповедные леты» является некорректным написанием термина, так как нарушает грамматические нормы.

Сам факт существования заповедных лет некоторыми историками оспаривается, поскольку термин встречается достаточно редко в ограниченном количестве источников.

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал в Риме у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому тот получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемым выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев, помогая ему расписать часовню Ольджати в базилике Санта Прасседе, а также создав декоративные фестоны капеллы.

Капелла Ольджати в базилике Санта Прасседе Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Однако вскоре творческие взаимоотношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, являвшимся близким другом художника, Микеланджело Меризи замечает известный деятель культуры и страстный поклонник искусств кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника в кругах римской знати стала быстро расти. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, становились предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет(1596-1597)

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен для капеллы Контарелли, посвященных житию Святого Матфея, в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

Картины Караваджо в капелле Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчези

После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

«Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» в часовне Черази базилики Санта Мария дель Пополо Frederick Fenyvessy / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Произведения Караваджо в Риме: все полотна с описанием и где увидеть работы художника

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.

Караваджо

Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.

Могила Караваджо

Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.

Портреты Караваджо

Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1608 год

Ещё один шедевр Караваджо и значительное произведение в мире западной живописи, где главной темой является казнь Иоанна Крестителя. Пока жертва занимает мэйнфрейм, рядом с ним также присутствует Саломея с золотым блюдом в руке для получения головы. Как оказалось, помимо Саломеи, есть ещё один свидетель этого ужасного происшествия. Изображение обладает пустым пространством, хотя из-за большой площади холста персонажи изображены в натуральную величину. Контраст между светом и темнотой, помимо использования красного и жёлтого, придают живой и реалистичный вид всему произведению искусства.

Мария Магдалина (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Мария Магдалина» — картина английского художника-прерафаэлита Фредерика Сэндиса. Мария Магдалина стала единственным библейским персонажем, изображённым Сэндисом. На портрете Мария Магдалина изображена на фоне тёмно-зелёного дамаста с алебастровой чашей для миро в руках (ассоциация с неизвестной женщиной, смазавшей ноги Иисуса). Имя натурщицы для картины остаётся неизвестным, хотя черты лица схожи с Элизабет Сиддал. Как и в других работах прерафаэлитов, художник придал Марии Магдалине чувственный вид и взгляд.

Данте Габриэль Россетти обвинял Сэндиса в плагиате из-за сходства картины с его работой «Мария Магдалина, покидающая дом наслаждений», но когда Россетти спустя двадцать лет стал писать портрет Марии Магдалины, в сходстве с Сэндисом стали обвинять уже его. В 1894 году «Мария Магдалина» была куплена Сэмюэлом Бэнкрофтом младшим, известным коллекционером искусства прерафаэлитов; в 1935 году его семья передала коллекцию Художественному музею Делавэра, где картина находится по сей день. Картина вместе с коллекцией Бэнкрофта выставлялась в нескольких музеях; изображение использовалось в рекламе, находившейся в международном аэропорту Сан-Антонио.

Примечания

  1. ↑ 1 2 [shadowlight.gydja.com/preraphaelite.html Shadowlight: The Pre-Raphaelite Goddess]. Проверено 2 октября 2007.
  2. ↑ Акварель, 1857, находится в галерее Тейт; [www.liverpoolmuseums.org.uk/walker/exhibitions/rossetti/works/religion.asp выставлялась в Walker Art Gallery]
  3. ↑ [www.delart.org/view/collections/pr_home.html Delaware Art Museum]. Проверено 2 октября 2007. [web.archive.org/web/20070626143551/www.delart.org/view/collections/pr_home.html Архивировано из первоисточника 26 июня 2007].

Описание

Христос представлен прямо перед его бичеванием , в то время как два его палача связывают его на колонне: именно этот момент напряжения, предшествующий насилию, составляет суть сцены. Мучители Христа представлены в натуралистической манере, излюбленной ломбардским художником: их отмеченные лица и грубые руки придают им популярный вид, подтверждаемый их бедной и поврежденной одеждой; это гуманное, а не карикатурное обращение с ними. Точно так же жестокость их жестов, как изможденный вид Христа, относится к конкретной реальности.

Освещение слева четко разделяет картину на две части, и движение фигур выполнено в соответствии с этой композицией. Типичный для Караваджо свет из окна, падающий сверху, подчеркивает исполнение палачей и создает кинетический эффект. Историк искусства Эберхард Кениг отмечает, что Колонна Бичевания здесь рассматривается не как главная тема, а как атрибут Христа. Эта колонна, которая поднимается к небу, представляет собой мраморность, похожую на раны, в то время как спортивное тело осужденного абсолютно неповреждено. Символично, что красная мантия, брошенная на землю, кажется, олицетворяет падшую царственность Христа, а белый перизоний уже вызывает его саван. Совершенно нецентральная композиция также предлагает возможную символическую интерпретацию, предложенную историком искусства Арно Брейоном де Лаверни, который наблюдает за «великолепной идеей» лика Христа, обращенного к крайнему краю картины: «географически изолированное, потому что изолированное в его Страсти , отчаянно смотрит в пустоту; палачи — люди, выполняющие свою работу; зритель оказывается между ними. »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: