Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Когда мы большевики, олигархи – лохи |
А Ванечка остался дураком? «Пригожин решает еврейский вопрос» |
80 лет Курской битве |
Когда мы большевики, олигархи – лохи |
У нас деревне — пятая колонна!? Физически-магические смыслы происходящего |
Онкология сама не отмирает, а нам жить надо! |
Как работает экономика Сталина сегодня? |
Опендосивание Росии продолжается |
Худруки и Бич Божий |
А Ванечка остался дураком? «Пригожин решает еврейский вопрос» |
ОГАС или проект интернета СССР |
Чурбаньё |
Кащей против вредителей и терпил |
И принесли к московским куполам! |
31 декабря |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские |
Центральный банк России работает на её уничтожение |
Ну, за самодержание!… |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат |
Смотрите ж: всё стоит она! |
Вариант 2
Иван Константинович Айвазовский любил проводить все свободное время около моря. Художник любил наблюдать за ним, как в спокойное время, так и в моменты ненастья. Именно по этому у Айвазовского так много картин посвященных морю.
Чтобы подчеркнуть драматичность художник использует темные цвета. На картине огромное количество оттенков серого и синего. Эти цвета будто бы нагнетают обстановку и пытаются показать всю силу морскую. Но чтобы дать надежду, что после черной полосы всегда идет белая — автор рисует на небе проблески светлеющего неба.
Правильно подобранные цвета подчеркивают силу моря. Эти мощные волны будто бы готовы разорвать любого, кто посмеет к ним приблизиться. Это и случилось с маленьким корабликом. Корабль сильно корениться на левый борт. Парус конечно же убрали, иначе от него просто ничего не осталось бы. Море почти победило его, лишь маленькая мачта виднеется над огромными волнами.
Небо тоже на стороне моря. Облака густой пеленой сгущаются над водой. Мощные серые тучи придают картине хаотичности и угнетения. Лишь нежно розовый просвет пытается всячески подбодрить тех, кто на корабле.
Картина будто бы пропитана драматизмом. Думаю, что именно это меня в ней и влечет. Смотришь на полотно, а на душе происходит какая-то внутренняя борьба. Помимо внутренней борьбы происходит сильнейшая борьба человека с природной стихией. А еще я испытываю чувство того, что скоро буря отступит и снова все будет хорошо.
Настроение произведения
Тревожная атмосфера картины является пугающей и мрачной. Зритель не знает, что скрывает морская пучина. И эта неизвестность пугает и настораживает. Такой психологический прием позволяет художнику передать тревожную обстановку.
Кажется, что от полотна исходит волнение и напряжение. Море как будто готовится к шторму. Волны раскачиваются и постепенно нарастают. Небо затянуто плотными тучами и готово обрушить потоки воды и молнии.
Картина вызывает сложные чувства, но ее нельзя назвать пессимистичной. Она является результатом переосмысления Айвазовским силы и воздействия водной стихии на состояние человека. Чувствуя красоту морского простора, художник поражается ее мощью и безграничностью. Это настроение живописец постарался донести до зрителя. Чтобы написать сочинение про Черное море в 4 классе, необходимо рассмотреть репродукцию картины художника Айвазовского.
Художник оставил значительный след в русской живописи. Полотно считается самым заметным в его творчестве. Никому из живописцев не удалось описать морскую стихию также точно и многогранно, как это сделал Айвазовский.
Встреча с Пушкиным
В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.
Сумерки в бухте Золотой Рог
За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.
Айвазовский в Италии
Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.
Неаполитанский залив
Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.
Тифлис
Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.
Хаос. Сотворение мира. 1841
Наследие Айвазовского
В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.
«Ночь в Гурзуфе» (1891)
Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850
В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.
- Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
- Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Описание
Работы Айвазовского интересны умением художника передать величие и могущество природы. В какой-то степени он часто работает на контрасте между человеческим ничтожеством и природным могуществом и этот факт заметен в картине Буря на Северном море.
Конечно, Айвазовский не принижает значения человека, отнюдь, он не делает его какой-то ничтожной букашкой или чем-то незначительным
Важно другое, перед лицом природных стихий человек оказывается беспомощным, он может полагаться только на волю небес и уповать на счастливые обстоятельства. Все эти настроения отлично просматриваются в данной работе
Перед нами предстает практически утихшая буря, однако море по-прежнему не спокойно. На передней части, немного сбоку располагается спасшаяся шлюпка с людьми. Они как бы в стороне, вероятно, этим художник подчеркивает положение дел, тут властвует стихия, дорожка света, волны – таковы основные действующие лица, а люди только часть и не самая главная часть.
Более выделяется корабль, но он с высокой вероятностью безлюден, там не осталось никого, экипажу пришлось ретироваться, они воздевают свои руки к тонущему кораблю, но, как понятно из передаваемого сюжета, его не вернуть и он вот-вот окажется в морской пучине. Корабль не зря выведен тут вперед как основное действующее лицо. Он воплощает собой квинтэссенцию человеческого труда, стараний, консолидацию усилий.
По сути, лучшее, чего смогли достигнуть люди, для того чтобы освоить и покорить стихию – этот корабль. Но его явно недостаточно для того чтобы сказать хотя бы слово, хотя бы звук, который море сможет принять в расчет. Для того чтобы стать чем-то значительным для этой необъятной стихии.
Люди воздевают руки, как бы преклоняясь и сетуя на свою тяжелую долю. Они понимают, перед лицом такого глобального и могущественного следует только смириться. Есть возможность только восхититься могуществом неба и моря, их непередаваемой красотой, которая вообще не обращает внимания на людей.
Айвазовский сумел невероятно ярко передать подобные настроения, которые, на мой взгляд, наводят на весьма любопытные рассуждения. Помимо этого, картина просто красива и приятна для своеобразного медитативного созерцания.
`
Лунная ночь на Босфоре (1884)
Полотно написано Айвазовским в 1884 году. На нем живописец изобразил знаменитый пролив в Босфор в лунную ночь. Спокойствие и безмятежность глади моря создает особое настроение. Картина написана невероятно реалистично. Можно смотреть на нее и представлять, как гуляешь по пристани и любуешься лунным светом.
Маленькие лодки рыбаков безмятежно плавают среди мирно спящих бригантин. На заднем плане мы видим, что к пристани приближается корабль. Полнолуние позволяет нам видеть пролив и горы. Которые его окружают.
Айвазовский с особым мастерством изображает ночное небо, свет луны, гладь моря и блики. Море обладало особенной притягательностью. Художник умело переносит на холст дыхание и движение пейзажа моря.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Краткая биография
Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817 — 02.05.1900) родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).
Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.
Айвазовский про заданию Академии едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.
Как один из лучших студентов Академии художеств он в 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами, он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило новый импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы.
Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью» посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море…
Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842
В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств.
Высочайшим указом он был назначен художником Главного Военно-Морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?
Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен.
«Чесменский бой», Айвазовский
Год написания: 1848Размер: 193 × 183 смМестонахождение: Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 102 слова
Батальное полотно Ивана Айвазовского «Чесменский бой» посвящено одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в 1770 году. На картине художник изображает самый разгар битвы.
Спереди и по центру видны статные русские корабли. К одному из них — флагману «Три иерарха» направляется шлюпка с боеприпасами. В глубине бухты полыхают подбитые снарядами турецкие суда. Пламя, которым объяты корабли, высокими столпами поднимается прямо в небо, а густой серый дым перемешивается с пеленой грозных туч. Среди облаков над морем призрачно светит луна.
Всюду в воде видны корабельные осколки, а также упавшие за борт люди. Особенно выделяются фигуры нескольких турецких солдат, пытающихся спастись, схватившись за обломок мачты.
Вариант 2 — Подробно
20 предложений/ 244 слова
«Чесменский бой» Ивана Айвазовского — это батальное полотно, посвящённое одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в Эгейском море. Битва продлилась целых три дня (с 5 по 7 июля 1770 года) и закончилась победой русский войск.
На картине изображён решающий момент сражения, когда перевес сил уже находится на стороне российского флота. Поэтому в глубине бухты можно заметить горящие турецкие корабли. Их корпуса разрушены взрывами и объяты ярким пламенем, которое поднимается к небесам. В воздухе кружат осколки, а по воде плывут обломки деревянных мачт.
Чёрный дым от горящих судов перемешивается с седой пеленой облаков, ещё больше разгоняя в зрителе ощущение тревоги. Сквозь небольшой просвет среди туч над морем бледно светит луна, озаряя своим зеленоватым блеском тёмные воды.
В центре полотна изображены несколько русских судов. Их статные силуэты грациозно возвышаются над волнами. Белые паруса одной из шхун торжественно подняты.
На переднем плане справа можно увидеть часть флагмана российского флота, носящего название «Три иерарха». В его сторону движется шлюпка с боеприпасами. Слева довольно крупно изображены потерпевшие кораблекрушение турецкие солдаты, которые пытаются выжить, хватаясь за плывущие по воде обломки мачты. Эти люди выглядят очень напуганными. Они беспомощно протягивают к небу свои смуглые руки.
Полотно написано в тёмных красках ночи, поэтому и люди, и корабли кажутся на нём объятыми полутьмой. Лишь только яркое зарево пожаров нарушает общий колорит, придавая картине динамичность. Несмотря на тревожность изображаемых событий, в этой работе Айвазовского отчётливо заметны торжественные нотки. Художник гордится непобедимостью российского флота, восхищается силой и стойкостью соотечественников, ведущих нелёгкую борьбу с неприятелем.
см. также:Все сочинения-описания картин
План для письменной работы
Картины Ивана Айвазовского знамениты на весь мир, поэтому о нем и его художественном творчестве рекомендуется написать в первом абзаце сочинения. Для письменной работы можно составить такой примерный план:
- И. К. Айвазовский — гениальный художник.
- Описание картины.
- Эмоции, вызванные картиной.
Основной сюжет полотна Ивана Константиновича настолько глубок, что сочинение обязательно должно быть подробным. В центральной части письменной работы следует выделить несколько моментов, которые помогут более детально описать репродукцию:
- Грозное море.
- Борьба со стихией.
- Спасение.
Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.
Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей
Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.
Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”
Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.
Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.
Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.
Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе
На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.
Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.
Описание картины Айвазовского Буря
Всемирно известная картина «Буря» великого художника Ивана Константиновича Айвазовского, является одной из мои любимых работ в жанре пейзажной живописи.
Автор картины с самого детства проводил много время возле моря, судьба подарила ему возможность родится в городе Феодосия, берега которого омывает бескрайнее Черное море. Он был влюблен в морскую стихию, много его работ выполнено в этом жанре, он любил рисовать море, в нем он видел свое внутреннее состояние и с помощью моря мог передать свое настроение.
Посреди ночи, в объятьях морской стихии находится деревянный корабль. Он под силой морских волн качается и ловит на себе удары холодной темной воды, порывы северного ветра. Вероятно автор хотел показать силу природы и ее преобладание над человеческим существом. В эту ночь происходила борьба человека с морем, возможно, что под этим скрывается более глубокий смысл – это борьба со своим внутренним состоянием.
На картине хорошо видно, что как бы морская стихия не хотела захватить корабль в свои глубины, он танцующими движениями пытается противостоять ей. У него хорошо получается, не смотря на несоизмеримость сил.
Картина наполнена эмоциями и экспрессией, она словно живая, я как – будто ощущаю на себе порывы ветра и слышу удары волн о части корабля. Атмосфера передана очень тонко и детально, видимо автор создавал свой шедевр, находясь в состоянии эмоционального подъема и страсти.
Над всем происходящим с высоты небес наблюдает луна, она осветила корабль, как освещает прожектор актера на великой сцене. Порывистый ветер «разорвал» тучи и позволил луне осветить путь морскому судну, как будто она подсказывает, куда нужно следовать, подсказывает верный путь. Лунная дорожка предает картине колорит и могучую ночную гладь разбавляет светом.
Картина наполнена драматизмом, наверное, это и завораживает меня, позволяет воспринимать ее двояко. Как борьбу человека с силой природы и как борьбу самого себя со своими внутренними порывами души.
7 класс
Простое объяснение
Прежде всего подумайте, сколько всего существует разновидностей штормов. Каждый из них по-разному оказывает влияние на атмосферу. Иногда случаются короткие грозы, падает пара капель, раздается раскат грома и через несколько минут снова светит солнце.
Может начаться и сильный ураган и даже яростный торнадо. Все эти явления отличаются разной интенсивностью. Они оказывают эффекты, которые меняют окружающую среду. Но значит ли это, что, если вы делаете шашлыки и вдруг все стихло, что вам пора бежать и искать укрытие?
Каждый арбуз выращен с любовью: девушка показала свой аккуратный огород (фото)
Чтобы не выбрасывать старую наволочку, взяла салфетку и сделала стильную вещь
Тематический дом, который не оставит равнодушным поклонников Mcdonald’s (фото)
О авторе
Иван Константинович Айвазовский – известный русский живописец с армянскими корнями. Он родился в Феодосии в 1817 году 29 июля. Настоящая фамилия художника Айвазян (Гайвазовский). При крещении будущий художник получил имя Ованнес, что равноценно славянскому Иоану.
Детство будущего живописца прошло на берегу моря, где стоял дом, в котором жила его семья. Айвазовский имел возможность наблюдать за стихией и видеть море в разных проявлениях. Благодаря этому на своих картинах Айвазовский так мастерски изображал водную стихию. Айвазовский стал моренистом. Кроме того, излюбленной темой в произведениях была тема морских баталий и моря.
С ранних лет Иван Константинович Айвазовский проявлял тягу к рисованию. Поворотным моментом в его судьбе стала встреча с архитектором Кохом. Именно он подарил мальчику его первые карандаши и дал несколько уроков рисования. Это и предопределило дальнейшую жизнь Айвазовского.
Айвазовский совершенствовал свои навыки письма за рубежом, в частности, длительное время провел в Италии и других странах Европы. Он был почетным членом различных художественных Академий, в том числе Франции, России и других стран. На Родине Айвазовский занимал должность действительного тайного советника, а также был живописцем Главного морского штаба. За свою жизнь Айвазовский написал более 6 тысяч картин. Визитными карточками его творчества являются такие произведения, как:
- «Девятый вал»
- «Чесменский бой»
- «Пушкин на берегу моря»
- «Наваринский бой» и другие.
Скончался Айвазовский в 1900 году 19 апреля, и был похоронен в Феодосии во владениях одной из армянских церквей.
Пушкин на берегу Чёрного моря (1887)
Полотно написано в 1887 году. На нем Айвазовский изобразил Пушкина. Поэт отдыхает на берегу черного моря. Он любуется величественной картиной природы.
Художник познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Санкт-Петербурге. После этого была создана серия картин, на которых живописец изобразил Пушкина.
На этом шедевре мы видим великого поэта на фоне моря. Александр Сергеевич любуется великолепным закатом. Выражение его лица говорит о том, что его опять посетило вдохновение.
Вполне возможно, что скоро будет создан новый шедевр. После написания Айвазовский передал картину Музею Академии художеств. В Великую отечественную войну картина сильно пострадала и впоследствии была отреставрирована.
Айвазовский и Пушкин
Айвазовский вошёл в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения. Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображён то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты художника.
Морской берег, 1840
Некоторые считают, что Айвазовский даже изображал на своих картинах таким образом Пушкина, но Иван Константинович просто носил такие же бакенбарды, как и Пушкин и в целом был похож на него. Пушкину же Айвазовский посвятил немало картин непосредственно.
А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа, 1886
И это внимание Айвазовского к Пушкину неслучайно. Дело в том, что для молодого 19-летнего живописца встреча с Александром Сергеевичем была одним из важнейших событий в его жизни
Произошла она на осенней выставке Академии художеств в 1836 году. Подобные художественные выставки открывались ежегодно в сентябре, и своим вниманием удостаивали их даже императорские особы. Приходили в академические залы высокие сановники и чиновники всех рангов, студенты и молодые художники. Толпился на выставке и любопытный разночинный люд.
Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.
Поэт, как вспоминал художник:
Инспектор Академии, сопровождавший поэта, хотел было тотчас найти Лебедева, но его в зале не оказалось. И тогда взгляд инспектора упал на Ивана Айвазовского, награжденного за отличие золотой медалью — его-то он, как лучшего ученика, и представил поэту.
Ничего из той давней беседы не забыл живописец:
Встреча с Пушкиным когда-то стала поистине судьбоносной для живописца: около двадцати картин и рисунков Айвазовского запечатлели облик поэта. И самое известное полотно — «Прощание Пушкина с Чёрным морем» («Прощай, свободная стихия!»), написанное совместно с Ильей Репиным.
«Прощай свободная стихия» («Прощание Пушкина с морем»), 1887
И вновь признание самого Ивана Константиновича:
Сколько же работ Айвазовского, посвященных памяти поэта, ныне почти неизвестны, а некоторые и вообще утрачены: «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин в Крыму», «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу с семьей Раевских близ Гурзуфа», «Пушкин у Гурзуфских скал»… Настоящая крымская пушкиниана!
Фрагмент картины «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», 1880
И можно предположить, что какие-то наброски к будущим полотнам (все они были написаны значительно позднее, не при жизни Натальи Николаевны; первая из них — «Пушкин на берегу Чёрного моря» датирована лишь 1868-м годом) могла видеть и она сама. Ведь Наталья Николаевна бывала в петербургской студии прославленного мариниста, к тому времени уже профессора Академии художеств.
И разговор меж ними мог идти о будущем издании собрания сочинений Пушкина, предпринятом П.В. Анненковым и самой Натальей Николаевной. Художник готов был принять деятельное в нем участие
Свидетельство тому более чем важное — письмо издателя брату, датированное маем 1852 года:
А дружбой с Натальей Николаевной художник дорожил настолько, что сам явился к Наталье Николаевне, после того как его слуга, видимо, из благих побуждений, объявил приехавшей к нему гостье, что его хозяин изволит обедать и принять госпожу не сможет. Наталья Николаевна просила передать свои сожаления, и тотчас уехала. Вечером того же дня художник поспешил к ней, на дачу.
На самом деле, этот пустячный и даже забавный случай весьма показателен: Айвазовский в тот же день «прибежал… на Острова» — стало быть, чрезвычайно дорожил дружбой с Натальей Николаевной
Надо полагать, что и она сама по достоинству ценила внимание Айвазовского и относилась к дружбе с ним столь же трепетно
Живописец, конечно, делился с вдовой поэта своими замыслами, советовался с ней — ведь ему было так важно знать её суждение. И он не мог не расспрашивать Наталью Николаевну о жизни её великого мужа, его увлечениях, привычках, пристрастиях
Косвенным подтверждением тому — воспоминания самого Айвазовского, свято хранившего в памяти ту давнюю встречу с Пушкиным:
Как художник реагировал на конфликт между Арменией и Турцией
По приглашению и предложению турецкого султана Абдул-Азиса в 1874 году Айвазовский в Константинополе исполнял большой заказ султана по украшению его главной резиденции — дворца Долма-Бахче. За эту работу в том же 1874 году его наградили высшим турецким орденом.
Ночной Константинополь, 1886
Встречаясь с армянскими художниками в Стамбуле, Айвазовский говорил:
Примечательно, что мирный договор между Россией и Турцией в 1878 году был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского.
Айвазовский мечтал создать союз, который сплотил бы разбросанных по всему миру деятелей армянского искусства. Казалось бы, жизнь вошла в свою колею. Однако в середине 1890-х годов, задавшись целью снять с повестки дня «армянский вопрос», султан Абдул-Гамид учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян.
Разрушались и сжигались памятники культуры. Смертельный удар обрушился на мечты, лелеемые армянским народом, на романтические иллюзии его интеллигенции. Эти чудовищные события потрясли Айвазовского, и то, что таилось в его душе, стало теперь явным. В письме, направленном в Эчмиадзин Католикосу Хримяну, художник писал:
Погром армян в Трапезунде, 1895
Художник создал ряд картин — «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море» и др. — и выставил их в Москве и Одессе.
Ночь. Трагедия в Мраморном море, 1897
Повседневной его заботой стало обеспечение кровом сотен соотечественников, бежавших от резни и добравшихся до Феодосии.
Далее он пишет:
Резня в Эрзуруме, фото, 1895 год
А Малютин в своём дневнике отмечает:
Художник швырнул в море и пожалованные ему османские ордена и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину»:
А письмо к Католикосу он заканчивал словами:
Чувства, которые испытывал великий гуманист, выражены и в его последних морских пейзажах.
«Наполеон на острове св. Елены» изображён в лучах солнца, один на скалистом берегу, словно это сам художник замер перед родной его сердцу стихией, устремив взгляд на свободно реющего над морской пучиной орла.
Наполеон на острове св. Елены, 1897
Сгусток боли и гнева являет собою начатая в последний день жизни художника — 2 мая 1900 года — и оставшаяся неоконченной картина «Взрыв турецкого корабля».
Взрыв турецкого корабля, 1900
Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)
Картина написана в 1889 году. На ней изображен Ной, который возвращается после потопа на землю. Это известный эпизод ветхозаветной истории. Вместе с Ноем спускаются жена, сыновья с женами, животные, которые спаслись, благодаря легендарному ковчегу.
Арарат – известный символ Армении. Художнику удалось передать все величие девственной природы. Библейские персонажи становятся с ней одним целым. Умело подобранные оттенки создают особое настроение. Зритель чувствует величие возрождения мира после вселенского потопа.
Сегодня картина хранится в Армении, в национальной галерее.
Детство и юность
Биография Айвазовского, как и любого творца, полна интересными событиями, неординарными людьми, которые встретились на жизненной пути художника и веры в свой талант.
Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 г. в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства были даны ему известным феодосийским архитектором, Я. Х. Кохом.
Став выпускником училища, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию. После ее окончания, по протекции феодосийского градоначальника, А. И. Казначеева, будущего художника зачислили в столичную Императорскую Академию художеств.