Больной вакх

Скандальный художник барокко микеланджело караваджо

Мальчик, очищающий фрукты — Boy Peeling Fruit

Мальчик чистит фрукты
Итальянский: Fanciullo che monda un pomo
Художник Караваджо
Год 1592–1593
Середина Масло на холсте
Габаритные размеры 75,5 см × 64,4 см (29,7 × 25,4 дюйма)
Место расположения Коллекция Лонги, Флоренция

Мальчик, очищающий фрукт — это картина итальянского мастера эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), написанная примерно в 1592–1593 годах.

Фрукт, очищаемый мальчиком, остается загадкой. Источники указывают, что это может быть груша , что, вероятно, верно, но подвергается сомнению; это может быть нектарин или слива , некоторые из которых лежат на столе, но обычно их не очищают; некоторые предложили бергамот , цитрусовый фрукт грушевидной формы, выращенный в Италии, но другие возражают, что бергамот кислый и практически несъедобный.

Рассматриваемая как простая жанровая картина, она отличается от большинства тем, что мальчик не «рустизирован», то есть изображается чистым и хорошо одетым, а не «милым» оборванцем. Аллегорический смысл картины правдоподобен, учитывая сложную символику фруктов эпохи Возрождения . Ученый Караваджо Джон Т. Спайк недавно предположил, что мальчик демонстрирует сопротивление искушению, игнорируя более сладкие плоды (плоды греха) в пользу бергамота, но никакое конкретное прочтение широко не принято.

Считается, что эта модель имеет сходство с ангелом из « Экстаза Святого Франциска» Караваджо и мальчиком в костюме Купидона в крайнем левом углу его « Молодые музыканты» , оба примерно с 1595 по 1597 год.

Известно несколько других версий произведения, все из которых могут быть написаны Караваджо; Было высказано предположение, что на раннем этапе его карьеры, когда он все еще был в мастерской Кавалера д’Арпино, картины Караваджо были выставлены в витрине студии, и, если они привлекли внимание проходящих покупателей, Караваджо накормил их. требовать с дополнительными версиями

Джон Т. Спайк определил вероятный оригинал как картину, выставленную на аукционе в Лондоне в том же году, хотя другие утверждали, что прототипом могла быть либо версия Ишизука , либо картина из Британской королевской коллекции . Версия из Королевской коллекции экспонируется в Камберлендской галерее дворца Хэмптон-Корт с 2004 года. Среди других идентифицированных копий — модели из частных коллекций в Берлине и Риме.

Источник

Манера и стиль художника

Произведение «Больной Вакх» интересно не только с точки зрения событий, происходящих в жизни Караваджо, в тот период, когда он писал картину. Скорее всего работа молодого живописца была своего рода презентацией его таланта для будущих заказчиков. Караваджо продемонстрировал, как виртуозно он может создавать произведения любого жанра: и натюрморты, и портреты. Вместе с этим он как будто намекнул, что ему также под силу мастерски передать классические образы героев античности.

В портретной живописи эпохи позднего Возрождения, художники предпочитали изображать фигуры в развороте в три четверти. В этом смысле произведение Караваджо «Больной Вакх» выглядит вполне традиционным для своего времени. Необычным кажется наклон головы героя и выражение его лица, в котором читается неподдельное страдание. Такие особенности передачи внешности были характерны для большинства произведений искусства в стиле барокко.

То, как Караваджо изобразил фрукты, во многом уступает последующим работам художника, таким, как «Юноша с корзиной фруктов» и «Мальчик, укушенный ящерицей». В этих картинах детали натюрморта отличаются большей реалистичностью и выразительностью, что, несомненно, позволяет увидеть, как со временем совершенствовалось мастерство художника.

Borghese Gallery in Rome,

Положение во Христе, 1603-1604 гг.

Это один из лучших алтарей Караваджо, сделанных для часовни в Chiesa Nuova. Группа из шести человек видна в кадре с Иоанном евангелистом, держащим верхнюю половину тела Христа. А Святой Никодим, который выдёргивал гвозди из его ног, поддерживает нижнюю часть тела Христа. Форма и движение в картине диагональные, а её реалистичность вызывает неподдельный интерес у зрителя. В нижней левой части изображено растение под названием коровяк, которое, как говорили, обладает целебными свойствами, а также защищает от злых духов, символизируя таким образом победу над смертью и Воскресение. Это произведение искусства послужило вдохновением для Рубенса, Жерико, Сезанна и Фрагонара.

Живопись Италии

В Италии, на родине барокко, в XVII в. переживала расцвет фресковая живопись. Большой известностью пользовалась семья художников Карраччи, создавших множество стенных росписей на античные мотивы в Риме и Болонье. Лодовико Карраччи и его двоюродные братья Аннибале и Агостино Карраччи основали в 1585 г. в Болонье мастерскую-академию, где проводили обучение молодых художников по собственной программе, которая была направлена на создание монументально-торжественного искусства. Среди учеников академии особо выщелялись Гвидо Рени и Доменикино, работавшие в Риме в начале XVII в.

Нарцисс, 1597–1599 гг.

«Нарцисс» – популярная тема классической мифологии, сосредоточенная вокруг красивого юноши, который влюбляется в своё собственное отражение и умирает после того, как его переполняют страсть и одержимость, был отчетливо представлен Караваджо. Здесь видно, как юный паж страстно вглядывается в своё собственное изображение, искаженное и разбитое. Здесь во всей красе реализована концепция тенебризма, где художник резко контрастирует между светлыми и тёмными пространствами, придавая некоторым деталям и элементам невероятную глубину. Кроме того, темнота, царящая вокруг центрального персонажа, добавляет ощущение меланхолии, навевая тоску и состояние необоснованной тревоги.

Детство и юношество Караваджо

Этот человек родился 29 сентября 1571 года в небольшом городке Караваджо, что близь Милана, в день святого Архангела Михаила и потому имя ему дали — Микель Анджело. У его родителей — Фермо Меризи и Лючии Аратори было пять детей, но этот факт не тревожил их, ведь Фермо служил архитектором и управляющим у знатной аристократической семьи Сфорца, а Лючия была дочерью землевладельца.

Микеланджело Меризи было всего шесть лет, когда в Милане и его окрестностях началась ужасная эпидемия чумы. Она унесла тысячи жизней, среди которых — отца и деда будущего гения. Скорбящая мать нанялась на службу гувернанткой в аристократическую семью Колонна, а ее маленький сын Микеланджело мог жить с ней, учиться и играть вместе с детьми знатного дома.

О его детстве и юношестве мало что известно. В архивах Милана были найдены документы о том, что в возрасте 13 лет Микеланджело Меризи поступил на обучение живописи к художнику Симоне Петерцано сроком на 4 года.

Какими путями художник попал в Рим, неизвестно, но предполагается, что в Милане у него появились проблемы с полицией из-за драки

Буйная головушка еще не раз попадет под пристальное внимание недремлющего ока правопорядка

Доподлинно известно, что с 1592 года Микеланджело живет в Риме. Папский Рим того времени насчитывает около 100.000 жителей, полным ходом идет обновление города: появляются новые улицы и дворцы, коллекционеры живописи заказывают для своих домов полотна и фрески, не жалея средств, а архитекторы возводят соборы и церкви.

Роскошь и нищета, святость и лицемерие разврата, консерватизм и новые науки — все это смешалось в гигантском “бурлящем котле” Вечного города. В обстановке тайной вседозволенности и роскоши проживает высший свет и духовенство. Во дворцах, на ночных приемах поют кастраты, (тогда это было очень модно), туда вхожи куртизанки, и вместе с тем — в почете новые учения Галилея и Джордано Бруно.

Запрещено ношение оружия, но время от времени на улицах возникают вооруженные стычки на шпагах, которые плачевно заканчиваются. Простой люд прожигает свою жизнь в трактирах, в азартных играх, но каждое воскресение все должны явится в церковь и, по возможности, покаяться в содеянном.

В итальянской живописи того времени главенствует маньеризм и академизм, поэтому Меризи пишет свои первые маленькие полотна на бытовые темы. Бунтарский гений еще дремлет. Его работы раннего периода продаются в лавках за довольно низкую цену. Именно в этот период Микеланджело Меризи и получает имя Караваджо, по месту его происхождения. Это стало уже традицией в Риме со времен Возрождения, вспомним, Корреджо или Веронезе.

Вознаграждение за голову гения

Талант Караваджо проявлялся не только в живописи, но и в драках. Ещё одна стычка художника завершилась убийством. Тут уж ему не простили этого происшествия, убитый юноша был знатен и из богатой семьи. За голову Караваджо была назначена хорошая плата. Скрываясь в Неаполе, гений-бунтарь продолжает творить. В 1607 году Караваджо направился на остров Мальта.

В 1608 году, несмотря на совершенные убийства, художника удостаивают титула кавалера мальтийского ордена, правда, без права носить мальтийский крест, но не по причине аморального поведения, а из-за того, что он не принадлежал к дворянскому сословию. В тот период творчества Караваджо написал большую картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая стала единственным полотном, которое мастер подписал. Причем свою подпись художник поставил в луже крови, истекающей из раны Иоанна.

Микеланджело Караваджо «Усекновение главы Иоанна Предтечи»,1608 годМестонахождение: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта

Буйство вспыльчивого характера привело Меризи опять в тюремную камеру, из которой при помощи покровителей ему удалось сбежать. Художник отправился на Сицилию, где ему помог устроиться старый друг и модель для картин Марио Миннити. Происходили эти события в 1608 году. Опять же Караваджо работает по библейской тематике.

В этот период Караваджо создает множество картин, а ещё на него совершается покушение, так как мы помним, что за его голову назначено вознаграждение. Тем не менее, погиб художник не от нападения, а от болезни. Последние научные исследования доказывают, что причиной смерти Караваджо стал стафилококк. Живописец-бунтарь покинул этот свет 18 июля 1610 года, так и не узнав, что он был помилован.

Микеланджело Караваджо «Иоанн Креститель»,1604 годМестонахождение: Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-сити, США

Медуза, 1595-1598 гг.

Две версии этой картины были созданы в 1596 и 1597 годах, где был выдвинут момент казни Медузы Персеем. Картина имеет ужасную привлекательность, поскольку Караваджо проектирует обезглавленную голову Медузы и ставит своё собственное лицо, чтобы захватить все эмоции женского монстра. Ужасный и странный взгляд на лике подчёркивает увлечение художника реализмом и насилием. Поговаривают о том, что сам кардинал Франческо Мария дель Монте поручил художнику написать эту картину, которую он намеревался подарить Фердинандо I Медичи, герцогу Тосканы. Техника тенебризма, включающая тонкий контраст тёмного и светлого наряду с реалистическим подходом, придаёт картине трёхмерную привлекательность, делая её поистине ужасающе прекрасной и пугающе привлекательной.

Вакх «болен»?

Рядом с церковью Богоматери Утешения находился госпиталь, в котором, по-видимому, останавливался сам Караваджо в 1590-е годы. Деталь плана Рима, нарисованного в 1577 году дю Перак-Лафрери .

Существует единодушное мнение о том, что этот Вакх представляет собой автопортрет художника, который изобразил себя в виде бюста, вероятно, смотрящего на себя в зеркало. Британский художник Дэвид Хокни также разработал обширную — и противоречивую — теорию о методах, используемых Караваджо в его книге 2001 года о «тайных знаниях старых мастеров» ; В данном случае он объясняет, что Маленького Вакха нужно было нарисовать с помощью зеркала с вогнутой линзой и сочетанием четырех отдельных изображений : головы, спины, руки, держащей виноград, и, наконец, натюрморта на столе. Эффект заключается в том, чтобы приблизить плечи и спину к зрителю, отталкивая остальных, тем самым приближая объект к плоскости картины.

Кроме того, некоторые специалисты утверждают, что Bacchino malato был написан в период, когда Караваджо был поражен малярией  ; другие просто говорят о выходе из выздоровления. Некоторые медицинские специалисты даже рискуют предложить истинный диагноз из таблицы: например, в статье, опубликованной в 2009 году в британском медицинском журнале, описывается случай желтухи у Вакха  ; другой в 2005 году рассматривал это как типичное изображение случая алкоголизма .

Однако историк искусства Маурицио Марини довольно незначительно утверждает, что картина не представляет больного художника: желтоватый оттенок изображения скорее был вызван чрезмерной очисткой во время старой реставрации. Другой автор, британец Эндрю Грэм-Диксон , предлагает еще одно объяснение: ночь — лучшее время для празднования культа вакхизма , и этот портрет следует рассматривать как ночную сцену, где зеленоватый свет возникает просто из-за отражений солнца. , Луна.

Как бы то ни было, впечатление о болезни, которое Роберто Лонги первоначально выдвигает в своей статье 1927 года, по-видимому, действительно передается восковым цветом лица Бахуса, его опухшей плотью, а также его темными кругами, и есть свидетельства того, что Караваджо действительно перенес длительное пребывание в Римской больнице утешения, примыкающей к одноименной церкви . Однако у него полуулыбка, и мы видим, что он наделен нервной мускулатурой, которая также могла соответствовать телосложению его юности, когда художнику было чуть больше двадцати.

Приложения

Список используемой литературы

  • Андре Берн-Жоффруа , Le Dossier Caravage: Психология атрибуции и психология искусства , Париж, Фламмарион, колл.  «Чемпионы искусств»,2010 г.( 1- е  изд., Выпуск 1959 г., полночь) ( ISBN  978-2-0812-4083-4 ), переиздание, аннотированное Арно Брежоном де Лавернье (сборник «Идеи и исследования») в 1999 году, затем обновленное для издания 2010 года.
  • Лоран Болар , Караваджо , Файярд ,2010 г., 282  с. .
  • Франческа Каппеллетти ( перевод  с итальянского Центром международных лингвистических исследований), Le Caravage et les caravagesques , Париж, Le Figaro, колл.  «Великие мастера искусства»,2008 г., 335  с. ( ISBN  978-2-8105-0023-9 ).
  • Sybille Ebert-Schifferer ( перевод  с немецкого Виржини де Бермон и Жан-Леон Мюллер), Караваджо , Париж, Хазанские издания ,2009 г., 319  с. , 32 см ( ISBN  978-2-7541-0399-2 ).
  • Хосе Фреш , Ле Караваджо: Художник и убийца , Париж, Галлимар ,1995 г., 159  с. ( ISBN  978-2-07-043913-3 ).
  • (ru) Эндрю Грэм-Диксон, Караваджо: жизнь священная и профанная , Лондон, Аллен Лейн,2010 г.( перепечатка  2011 г.), xxviii-514  с. , 25 см .
  • Жиль Ламбер , Караваджо , Кельн / Париж, Ташен ,2004 г., 96  с. ( ISBN  978-3-8365-2380-6 ).
  • (ru) Хелен Лэнгдон , Караваджо : жизнь, Боулдер, Westview Press,2000 г.( 1- е  изд. 1998 г.), 436  с. ( ISBN  0-8133-3794-1 ).
  • Екатерина Пуглиси ( перевод  с английского — Канал Дени-Армана), Караваджо , Париж, Éditions Phaidon ,2005 г.( Repr.  2007), 1 — е  изд. , 448  с. , 26 см ( ISBN  978-0-7148-9995-4 ).Оригинал на английском языке: (en) Catherine Puglisi, Caravaggio , London, Phaidon Press Limited,1998 г.( Репр.  2000, 2003 и 2010 гг.), 1- е  изд. , 448  с. , 25 см ( ISBN  978-0-7148-3416-0 ).
  • Жерар-Жюльен Сальви , Le Caravage , Gallimard, колл.  «Фолио биографии»,2008 г., 317  с. ( ISBN  978-2-07-034131-3 ).
  • (ru) Джон Т. Спайк, Караваджо , Нью-Йорк, Abbeville Press,2010 г.( 1 — е  изд. 2001), 623  с. .

Магдалина по-новому

Честное, без приукрашивания отношение к жизни, реальное её отображение Караваджо стремился перенести на свои работы в любых жанрах. Наперекор существующим традициям пошёл Караваджо, создавая полотна по библейским сюжетам, в том числе картину под названием «Кающаяся Мария Магдалина» (1597) – здесь талант художника раскрылся наилучшим образом. Временами живя в трущобах и ходя чуть ли не в рубище, живописец точно знал, что из себя представляет терзающаяся блудница, решившая с горьким покаянием обратиться к вере. Потрясающе – никакой театральности, взора к небу и заламывания рук, а лишь задумчивая скорбь на лице и опущенные глаза Магдалины как свидетельство обращения к себе. Решение с одеждой также свежо и смело – героиня одета, как современница художника, который тем самым раскрывает библейскую историю как современную ему и даёт понять, что это рассказ из жизни.

Новое прочтение, помноженное на талант художника, стало настоящим открытием в живописи – о Караваджо говорили всё громче. Он перебирается в дом Чириако Маттеи, банкира и известного коллекционера. Контракты на украшение церквей обеспечивает его работой, которая впоследствии прославила художника ещё громче.

Репутацию портили только случавшиеся время от времени драки, порой кровавые. Попадал буйный повеса и хулиган и в тюрьму.

Начало славы

Истинную славу Караваджо принесла картина “Отдых на пути в Египет” (1597, Рим, Галерея Дория-Памфили). Она является новаторской по своему решению и исполнению. Утомленные долгой дорогой, дева Мария и Младенец спят, слушая божественную музыку, которую исполняет для них Ангел на скрипке. Святой Иосиф держит ноты, но не слышит музыки, он старается, но у бедняги ничего не выходит.

Что было главным? Караваджо демонстрирует всем, что он способен, (и еще как!) изобразить пейзаж, мягкую атмосферу покоя и блаженства, а важнее всего — состояние человека. Это был вызов с последствиями. Несмотря на рекомендации известных живописцев того времени, Караваджо было отказано в приеме в Академию Святого Луки в Риме. Возражал сам президент академии — Федерико Дзуккари, говоря: “Вместо пейзажа, Караваджо напускает черный дым…”

О Караваджо говорят все больше и чаще, он становится известен. В это время ему поступает заказ от коллекционера и очень влиятельного человека — Винченцо Джустиниани, друга кардинала Дель Монте. Мастер создает прекрасный женский образ, (первый святой женский образ) в полотне “Кающаяся Мария Магдалина” (1597), Рим, Галерея Дория-Памфили. Художник уловил тонкую, трагичную и поэтическую окраску образа.

И вот, из-под кисти мастера выходит “Юдифь, обезглавливающая Олоферна,” (1598), Рим, Дворец Барберини. В творчестве Караваджо наступает переломный момент: он должен выдержать испытание славой и побороть врага в себе — неуемную страсть, буйство и презрение.

Начало славы

Истинную славу Караваджо принесла картина “Отдых на пути в Египет” (1597, Рим, Галерея Дория-Памфили). Она является новаторской по своему решению и исполнению. Утомленные долгой дорогой, дева Мария и Младенец спят, слушая божественную музыку, которую исполняет для них Ангел на скрипке. Святой Иосиф держит ноты, но не слышит музыки, он старается, но у бедняги ничего не выходит.

Что было главным? Караваджо демонстрирует всем, что он способен, (и еще как!) изобразить пейзаж, мягкую атмосферу покоя и блаженства, а важнее всего — состояние человека. Это был вызов с последствиями. Несмотря на рекомендации известных живописцев того времени, Караваджо было отказано в приеме в Академию Святого Луки в Риме. Возражал сам президент академии — Федерико Дзуккари, говоря: “Вместо пейзажа, Караваджо напускает черный дым…”

О Караваджо говорят все больше и чаще, он становится известен. В это время ему поступает заказ от коллекционера и очень влиятельного человека — Винченцо Джустиниани, друга кардинала Дель Монте. Мастер создает прекрасный женский образ, (первый святой женский образ) в полотне “Кающаяся Мария Магдалина” (1597), Рим, Галерея Дория-Памфили. Художник уловил тонкую, трагичную и поэтическую окраску образа.

И вот, из-под кисти мастера выходит “Юдифь, обезглавливающая Олоферна,” (1598), Рим, Дворец Барберини. В творчестве Караваджо наступает переломный момент: он должен выдержать испытание славой и побороть врага в себе — неуемную страсть, буйство и презрение.

Начало творческого пути Караваджо

Никому не известный Караваджо поступает на службу в мастерскую художника Джузеппе Чезаре по прозвищу Кавальер Д’Арпино. В этот период он знакомится с юношей Марио Миннитти, который становится его близким другом, учеником и моделью для картин.

“Юноша с корзиной фруктов” (1593 -1594), Галерея Боргезе.

В 1593 году Караваджо серьезно болен римской лихорадкой. Вернувшись после продолжительной болезни из больницы, мастер пишет полотно ”Больной Вакх“ (1594), Галерея Боргезе. Он изображает себя в образе бога вина и веселья, которому он все чаще и чаще будет поклоняться. Правда, на полотне Вакх не весел…

Что произошло в мастерской Кавальер Д’Арпино — никто сказать уже не может, но известно, что живописцы остались недругами и что впоследствии этот факт послужил предметом стычки и глубокой обиды.

В эти дни скитаний, пьянства и хулиганства Караваджо попадает в тюрьму за драку и там знакомится с Джордано Бруно. Позже, в 1600 году, Бруно будет заживо сожжен инквизицией на римской окраине (ныне площадь Кампо деи Фиори), а для Караваджо это будет еще одним серьезным ударом судьбы.

Но судьбе было угодно, чтобы о нем узнали. Первым, кто выделяет мастера, стал Антиведуто Грамматика, он приглашает в свой дом бездомного художника. Так рождаются полотна ”Шулеры” и ”Гадалка” (1594), Капитолийские музеи.

Вскоре кардинал Дель Монте замечает работы живописца и приглашает Караваджо поселиться в его дворец Мадама, куда художник переезжает со своим другом Марио Меннитти. Здесь Микеланджело знакомится с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта и многими другими прогрессивными и известными в интеллектуальных кругах людьми.

Этот период жизни стал очень плодотворным для молодого мастера.

Он пишет картину “Музыканты”, где изображает в центре Марио Миннитти и себя рядом. Считается, что в этой картине есть эротический намек на связь между ними.

Марио Mиннитти появляется и на полотне “Мальчик, укушенный ящерицей” (1596), Лондон.

На полотне “Лютнист” (1596, Эрмитаж) удалось прочитать партитуру: это известный в то время мадригал Якоба Аркадельта ”Вы знаете, что я люблю Вас”.  Кому предназначено это послание?

Тогда же, в 1596 году, Караваджо пишет полотно “Корзина с фруктами”, которое считается абсолютным шедевром и является первым натюрмортом в истории итальянской живописи.

Проживая в доме своего покровителя кардинала Дель Монте, Караваджо создает такие полотна, как “Голова Медузы” (1597), “Куртизанка Филлида” (1597) — это полотно сгорело во время Второй мировой войны в Берлине, “Портрет Маффео Барберини” и прекрасный “Нарцисс”, (1599), Рим, Дворец Барберини.

Благодаря заказу Дель Монте, в 1597 году появилась на свет уникальная работа Караваджо — роспись потолка маслом по штукатурке. Она была сделана в пригородном доме кардинала, в кабинете алхимии. Новая по своему построению композиция располагает обнаженных богов Юпитера, Нептуна и Плутона прямо над головой входящего. Эта работа оказалась смелой и скандальной. Считается, что мастер писал ее с натуры, глядя на себя обнаженного в зеркало, лежащее на полу.

Полезно: полная экскурсия по работам и местам Караваджо в Риме

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал в Риме у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому тот получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемым выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев, помогая ему расписать часовню Ольджати в базилике Санта Прасседе, а также создав декоративные фестоны капеллы.

Капелла Ольджати в базилике Санта Прасседе Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Однако вскоре творческие взаимоотношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, являвшимся близким другом художника, Микеланджело Меризи замечает известный деятель культуры и страстный поклонник искусств кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника в кругах римской знати стала быстро расти. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, становились предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет(1596-1597)

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен для капеллы Контарелли, посвященных житию Святого Матфея, в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

Картины Караваджо в капелле Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчези

После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

«Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» в часовне Черази базилики Санта Мария дель Пополо Frederick Fenyvessy / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Произведения Караваджо в Риме: все полотна с описанием и где увидеть работы художника

Биография — Караваджо Микеланджело — Музей Арт-Рисунок

Микеланджело Караваджо, итальянский живописец

 Караваджо Микеланджело (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573-1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-88). Работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта, Сицилия. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную вырази- тельность модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непосредственное наблюдение натуры («Юноша с корзиной фруктов», там же). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало («Вакх», 1592-93, Уффици). Внёс большой вклад в сложение новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) — это монументальные полотна, обладающие исключит, драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пололо, «Положение во гроб», 1602-04, Пинакотека, Ватикан, — все в Риме; «Смерть Марии», около 1605-06, Лувр). Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке пластических объёмов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному ему искусству. В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединённых родственной близостью и душевным теплом («Погребение св. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности. Творчество Караваджо оказало большое влияние на сложение реалистических течений во многих европейских художественных школах XVII в. (см. Караваджизм).

Лит.: Т. Знамеровская, Микеланджело да Караваджо, М., 1955: С. Н. Всеволжская, Микеланджело да Караваджо, М., 1960; Venturi L., II Caravaggio, Novara, 1951; Friedlaender W., Caravaggio studies, N. Y., 1969.

Примечания и ссылки

Примечания

  1. См. Джован Пьетро Беллори ( перевод  с итальянского Б. Пероля), Vie du Caravage , Gallimard, колл.  «Ходок»,1991 г.( 1- е  изд. 1672 г.), 63  с. .
  2. Виноград, венок из плюща и белая тога — обычные .
  3. Работа Синди Шерман не воспроизводится на этой странице, ее можно увидеть по адресу: (в) , в Музее современного искусства (MoMA) .
  4. «  Призыв к натурализму среди каменной риторики Рима  » .

использованная литература

  1. , стр.  22.
  2. ↑ и , стр.  19.
  3. , стр.  24.
  4. , стр.  21.
  5. ↑ и , стр.  25.
  6. , стр.  41-42.
  7. ↑ и , стр.  15.
  8. ↑ и , p.  82.
  9. ↑ and (it) , на галерее Боргезе (по состоянию на 28 июля 2021 г. ) .
  10. , стр.  285.
  11. , стр.  395.
  12. ↑ и , стр.  349.
  13. ↑ и , стр.  351.
  14. ↑ и , стр.  19.
  15. , стр.  425.
  16. , стр.  428.
  17. , стр.  18.
  18. ↑ и , p.  54.
  19. , стр.  69.
  20. , стр.  49.
  21. , стр.  569-570.
  22. ↑ и , стр.  83.
  23. , с.  49.
  24. , стр.  69-70.
  25. ↑ и , стр.  57.
  26. ↑ и , стр.  69.
  27. , стр.  16.
  28. , стр.  56-57.
  29. ↑ и (in) Кейт Кристиансен, , в «Новой республике» .
  30. ↑ и , стр.  93.
  31. ↑ и , стр.  29.
  32. Дэвид Хокни ( трад.  Английский Пьер Сен-Жан), Тайное знание: утерянные техники старых мастеров , Сеуил,2001 г..
  33. (it) Франческо Мацаферро, , на Letteratura Artista (по состоянию на 22 июля 2021 г. ) .
  34. (in) Джеффри К. Аронсон и Манодж Рамачандран , «  Диагноз искусства: желтуха Вакха Караваджо  » , Журнал Королевского медицинского общества , вып.  100, п о  9,2007 г., стр.  429-430 ( DOI   ).
  35. (in) Джордж Дэйви Смит , «  Равные, но разные? Экологический, индивидуальный и инструментальный подходы к пониманию детерминант здоровья  » , Международный эпидемиологический журнал , вып.  34, п о  6,2005 г., стр.  1179-1180 .
  36. , стр.  8.
  37. ↑ и , стр.  39.
  38. ↑ и , стр.  48.
  39. , стр.  52.
  40. , стр.  53.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: