О мыслителе
Рене Декарт родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (ныне Декарт), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда мальчику был всего год. Отец Декарта был городским судьёй в Ренне, поэтому в Лаэ появлялся редко. Воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью. Начальное образование он получил в иезуитском колледже. Религиозное образование послужило толчком росту скептического недоверия молодого Декарта к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов. Некоторое время он был военным, путешествовал. В 1628-1649 годах жил в Голландии. Но все же математическая точность и логика привели его в лоно науки. Его научные исследования в области физики относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной. Декарт ввел понятие меры движения (количества движения), подразумевая под ним произведение массы тела на абсолютное значение его скорости, сформулировал закон сохранения движения, однако толковал его, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664). Исследовал законы удара, впервые четко сформулировал закон инерции (1644). Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается. В 1637 году положил начало оптике как науке, опубликовав «Диоптрику», где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги. Первый математически вывел закон преломления света (экспериментально этот закон установил около 1621 года В.Снеллиус). Дал теорию магнетизма. В математике Декарт первым ввел в 1637 году понятие переменной величины и функции, заложил основы аналитической геометрии. В учении о познании был основоположником рационализма. Он стремился построить общую картину природы, в которой все физические явления объяснялись бы как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи. Но, не имея возможности опираться на достаточный экспериментальный материал, Декарт злоупотреблял гипотетическими построениями. В 1649 году Рене Декарт переехал в Стокгольм, где умер 11 февраля 1650 года.
Некоторые цитаты
Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия… Слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках.
Здравый смысл является лучшим распределителем вещей в мире, ибо мы все думаем, что имеем хорошую долю.
Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело.
Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.
… В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.
Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей — слабость тех, от кого они слышат жалобы.
Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг.
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий.
Отчаяние — это страх без надежды.
Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений.
(Определяйте значение слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений.)
Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.
Сомневайся во всём.
Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов.
Уединение нужно искать в больших городах.
… Те люди, которых особенно волнуют страсти, больше всего могут насладиться жизнью.
… Трусость происходит только от отсутствия определенной надежды и желания…
Уважение других дает повод к уважению самого себя.
Надменность — всегда порок, хотя бы уже потому, что у надменных людей нет никаких серьезных оснований уважать себя.
Надежда — это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется… Страх же есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудется.
Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять.
Когда теряется радость
Просветитель и писатель Новиков в середине девяностых годов буквально открыл глаза художнику на его жизнь и на значение этой самой жизни. Он был, конечно, замечательным другом. Ослепительно ясно стало художнику, что жизнь его прожита во лжи, лицемерии и фальши, которые не только окружали его, но и сам он был их родителем ежечасно и каждый день. Обман показался ему фантасмагорическим, и более всего ужаснуло собственное в нём участие.
Далее жизнь ещё некоторое время текла по-старому. Позавтракав, Левицкий становился за мольберт, чтобы холсты один за другим покидали мастерскую, а вельможные заказчики радовались и благодарили. А вот живописец радоваться уже не мог. Ушло счастье творчества, созидания, а были с ним только неудовлетворённость и пустота. Тогда были опробованы новые пути — народ, народная тематика. Появился портрет дочери художника в народном свадебном уборе. Но увы. Многолетняя работа на заказ сделала своё дело. Правды в нём было не больше, чем прежде. Салонным он получился, а не народным.
Главные события жизни
В 1752-1755 годах участвовал с отцом в росписи Андреевского собора под руководством Алексея Антропова. Этот опыт, безусловно, оказал сильное влияние на Дмитрия. Он перенял от своего учителя не только мастерство, но и такие важные черты как честность, трудолюбие и бескорыстие.
В 1758 году переехал из Киева в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Параллельно с учёбой уже расписывал различные храмы и писал портреты под заказ.
В 1762 году был направлен в Москву, исполнять государственный заказ, где он с другими художниками должен был расписать триумфальные ворота, воздвигнутые в честь коронации Екатерины II.
В это же время совместно с Василием Васильевским писал иконы для Храма великомученицы Екатерины на Всполье. Молодым художникам задерживали оплату работы, но они отстояли свои права и, пока им полностью не оплатили долг, не отдавали иконы храму.
В 1768 году, выполнив государственные заказы, вернулся в Петербург, а его работы начали выставлять в Академии художеств.
В 1770 году ему присвоено звание академика за портрет ректора Александра Кокорина. В лице строителя Академии художеств и его первого директора видны спокойствие, благородство и человеческое достоинство. Левицкий мастерски передаёт в портрете то глубокое уважение, с которым он относится к этому человеку.
С 1771 по 1778 год руководил портретным классом в Академии художеств.
В 1773-1776 пишет серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, заказанную Иваном Бецковым. Дмитрий изображал лучших учениц института в театральных костюмах, на сцене театра либо на фоне декораций, исполняющими концертные номера. В лице каждой девушки проглядывается индивидуальный характер, все они получились очень разные, но их объединяют обаяние и прелесть молодости, которые Левицкий передал безупречно. Эту серию назвали «Смолянки», и по приказу Екатерины II выставили в Большом дворце в Петергофе. В начале XX века после революции их переместили в Русский музей, где они хранятся и сейчас.
В 1783 году выполнил заказ канцлера Александра Безбородко написать парадный портрет Екатерины II. Императрица изображена в храме богини Правосудия, сжигающей на алтаре маковые цветы. Этим художник хотел показать, как она, пренебрегая своим личным покоем, заботится о покое общем. Портрет обрёл популярность среди творческих людей, и многие художники повторяли картину, скульптор Шубин создал по нему скульптуру, а поэт Богданович даже посвятил в честь шедевра стихи.
Написал целую серию портретов семьи Артемия Ивановича Воронцова для его нового дома в Петербурге. Картины с изображением девочек Воронцова считаются лучшим, из того, что он создал в последние годы своего творчества.
В 1780-х создал большую портретную галерею деятелей русской культуры
Левицкий всех изображал на нейтральном фоне, обращая внимание только на лицах, старался передать характер человека лишь по позе и выражению лица. Лучшей и самой известной картиной из этой серии стал портрет французского философа Дени Дидро.
В 1786 году Левицкий стал членом совета Академии художеств
Как преподаватель он позволял ученикам работать с живыми натурщицами, чтобы начинающие художники учились максимально естественно изображать людей. Он не ограничивал их ни в чём: ни позой натурщицы, ни её костюмом, ни действием, живописцам можно было рисовать на их усмотрение, лишь бы портрет получился натуральным.
В 1789 году уходит из Академии художеств, рассорившись с руководством. Левицкого обвиняли в «политической неблагонадёжности» из-за дружбы с поэтами Василием Капнистым и Николаем Новиковым. В своих стихотворениях последние резко критиковали политику императрицы.
В 1790-х становится членом масонской ложи «Умирающий сфинкс».
В последние годы творческой карьеры не получал государственные заказы, но до последнего не переставал писать, создавая портреты друзей и частных лиц.
В 1807 году его вновь позвали преподавать в Академию художеств.
В начале XIX века у Левицкого сильно ухудшилось зрение, и ему пришлось оставить живопись. Последнюю картину он написал в 1812 году. В последние годы он испытывает серьёзные материальные трудности и ещё больше погружается в религию.
Дмитрий Левицкий умер 16 апреля 1822 года в Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.
Автопортрет (1783)
Годы ученичества Левицкого
Будущий мастер родился примерно в 1735 году, в семье священника Григория Кирилловича Носа, который счел необходимым сменить свою фамилию на «Левицкий». Это произошло в небольшом селе Маячка, что в Полтавской губернии. Отец, будучи простым сельским священником, был, тем не менее, известным в Украине гравером в стиле барокко, прославленным иллюстратором «Апостола», «Евангелия», автором гравированных портретов, религиозных и светских композиций.
Есть сведения, что Григорий Кириллович участвовал в росписи знаменитого Андреевского собора в Киеве. Именно этот талантливый человек и стал, конечно, первым учителем Дмитрия Левицкого. Двадцать лет будущий художник жил в Киеве, набирался опыта и впечатлений, брал уроки у отца и А. П. Антропова. Перебравшись в Петербург, юноша поступил учиться в Шуваловскую Академию и параллельно продолжил учебу в студии Антропова. Именно тогда и вырос талант Левицкого как художника — портретиста.
Личная жизнь
В начале 1743 года философ познакомился с Анной-Антуанеттой Чампион (1710-1796) – необразованной девушкой из низшего класса, которая вместе с матерью жила в одном доме с Дидро. Молодой человек, желая жениться на ней, спросил разрешение у отца. Дидье не просто воспротивился идее сына, а добился «письма с печатью», то есть внесудебного ареста Дени. Писателя заточили в монастыре Кармелитов.
Портрет Дени Дидро
Спустя несколько недель Дидро бежал и сразу отправил возлюбленной письмо, заключающее главный вопрос – согласна ли Антуанетта выйти замуж. Девушка ответила отказом: не хотела связываться с семьей, в которой ей не рады. Однако позже француженка изменила мнение. В ночь на 6 ноября 1743 года Дидро и Чампион тайно обвенчались в одной из церквей Парижа, разрешающей брак без согласия родителей. Интересный факт: отец Дени узнал о браке сына 6 лет спустя.
В браке родились четверо детей. Первенец, Анжелика, появилась на свет 14 августа 1744 года, а спустя полтора месяца, 29 сентября, умерла. Сыновья Франсуа Жак и Дени-Лоран также погибли в младенчестве. Единственным выжившим ребенком стала Мария-Анжелика (1753-1824), названная в честь погибших матери и сестры француза. Она прославилась как музыкант-инструменталист.
Личная жизнь Дидро бурно протекала и вне супружества. Среди его любовниц – писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского актера Жанни-Катрин де Мо и, безусловно, Софи Волан. Настоящее имя мадемуазель Волан – Луиза-Генриетта, а прозвище Софи дал Дидро, восхищаясь мудростью ее мыслей. Изначально ничего не значащая переписка завязалась в 1755 году, со временем превратившись в роман в письмах, и завершилась в 1784-м, со смертью Софи.
Документальный фильм о Дени Дидро
Благодаря нумерации самого философа доподлинно известно, что он отправил Софи 553 письма, 187 дошли до наших времен. В них встречаются цитаты, кричащие об искренности чувств:
Обратных писем, от Софи к Дидро, не сохранилось, как выглядела девушка, история также умалчивает. Говорят, что друг философа нарисовал портрет мадмуазель Волан на форзаце книги Горация. После смерти Дидро всю его библиотеку выкупила Екатерина II, а таинственное изображение так и не найдено.
Первая оттепель
Это было время, когда расцветали искусства: строились грандиозные дворцы, влияние западных школ было огромно, поскольку приглашались в страну самые лучшие зодчие, музыканты, художники. Новая эстетика вбирала в себя всё с лёгкостью, оставляя незыблемыми прямоту духа и то самое здоровое начало, которое смогло породить Рокотова и Левицкого, творчество которых — сама жизнь. В то же самое время художник в обществе того времени значил не более, чем хороший повар или часовщик. Конечно, художник-портретист Левицкий большую часть жизни прожил среди самой высокой знати, в сиянии бриллиантов.
И это, скорее всего, самый большой диссонанс — зависимость от художественного материала ни к чему хорошему не приводит. Антропов был человеком хорошим, но несколько самодур, с ним было нелегко. Он ненавидел Академию художеств и всячески возражал против уроков у двугих мастеров. Левицкому довольно быстро удалось перестать зависеть от учителя чисто материально, а потому он впоследствии такие уроки всё-таки брал. Мастерство через десять лет окончательно отполировалось, и помогли в этом француз Лангренэ и итальянец Валериани — оба из академистов. В 1770-м к Левицкому пришла настоящая слава.
Живописец истории
Художник Левицкий преподнёс любителям искусства неоценимый подарок — это сотни и сотни портретов, на которых запечатлены лица глупые и умные, злые и добрые, холодные и чувственные, каждое — со своим собственным характером, со своей собственной биографией. Эти представители века Екатерины Великой олицетворяют саму суть весьма непростого и очень созидательного времени. Художник Левицкий не написал ни одной картины в чисто историческом жанре, хотя миссию историка выполнил более чем полностью.
Судьба его сначала вознесла, одарив почётом и славой, затем спрятала в самый далёкий и непосещаемый уголок: современники быстро забыли художника Левицкого, портреты которого их только что восхищали. У публики были свои дела — расчёты, интриги, до живописи ли тут! Даже не знает никто, где именно находится холмик на Смоленском кладбище, под которым лежит замечательный человек, обессмертивший облик своей эпохи.
Портрет Д. Дидро
1773-74г, холст, масло
Музей иск-ва и истории, Женева
К тем же годам, когда Д. Г. Левицкий в апогее своего творческого подъема работал над изображениями смолянок, относятся первые из дошедших до нас опыты мастера в жанре камерного портрета. Наиболее ранним из них является портрет Дени Дидро, написанный в 1773—1774 годах во время приезда знаменитого французского философа в Россию по приглашению Екатерины II. Портрет, очевидно, писался в доме князя С. Н. Нарышкина в Петербурге, где почетный гость жил в течение всего своего визита в северную столицу. Князь Нарышкин, надо полагать, и познакомил Левицкого с Дидро. В настоящее время портрет находится в музее города Женевы в Швейцарии. Левицкий не льстил прославленному энциклопедисту, точно подмечая недостатки его внешности. Дидро изображен по-домашнему — в халате и без парика. Лицо взято крупным планом и приближено к зрителю. Пастозными мазками вылеплен высокий лоб мыслителя, его живые глаза, крупный нос и выступающий вперед подбородок. Кажется, что портретируемый сосредоточен на какой-то напряженной мысли и отрешен от окружающего. Мы не знаем, какие беседы во время сеансов вели художник и его модель. Неизвестно, владел ли Левицкий французским языком настолько, чтобы понять своего иностранного собеседника. Читал ли русский мастер сочинения Дидро в оригинале или в русском переводе? Так или иначе, очевидно, что портрет отразил восхищение художника перед великим философом-просветителем XVIII столетия. Сам Дидро скептически относился к своим изображениям и подчас едко их высмеивал. Теоретик искусства, он понимал всю сложность создания портрета, адекватного изображения личности. «В течение дня, — писал Дидро, — я имел сто разных физиономий. У меня лицо, которое обманывает художника». То обстоятельство, однако, что Дидро при жизни хранил портрет у себя и завещал его своей семье, свидетельствует об одобрении им работы Левицкого. С этой оценкой нельзя не считаться, так как Дидро являлся выдающимся знатоком и теоретиком искусства, одним из основоположников новой эстетики. Сам факт знакомства Левицкого с французским просветителем интересен тем, что еще раз указывает на тот круг людей, в котором вращался художник и который был ему интересен.
Дидро (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, — 31.7.1784, Париж), французский писатель, философ-просветитель. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств.
Раннee философскoе сочинениe -«Философские мысли», 1746, сожжёнo по решению французского парламента. Одна из первых опубликованных им философских работ «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) стоила ему тюремного заключения. Писателя обвиняли в том, что он проповедует материализм и атеизм.
Но невзгоды начались еще раньше, с конфликта в семье, в итоге чего Дидро вынужден был уйти из дому: его отец, ремесленник, известный в городе мастер по изготовлению ножей, не мог простить сыну, который изменял такой прекрасной профессии и стремился к наукам, да еще таким пустым и ненужным, как философия.
По выходе из тюрьмы Дидро стал редактором и организатором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751-80). Вместе с другими просветителями он сумел сделать Энциклопедию не только системой научного знания той эпохи, но и могучим оружием в борьбе с феодальными порядк ами и религиозной идеологией. Несмотря на преследования реакции, Дидро довёл издание Энциклопедии до конца.
В 1773-74 Дидро по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить её к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ.
Дидро пробыл в Петербурге полгода — с октября 1773 по март 1774 года. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук и почетным членом Академии художеств. Екатерина II еще в 1765 году купила личную библиотеку Дидро, при этом назначила его библиотекарем и выплатила жалованье за 50 лет вперед. Она даже предлагала ему перенести в Петербург издание «Энциклопедии».
Но советы и планы Дидро императрица, конечно, отвергла. Она писала после отъезда философа, что, следуя его советам, ей пришлось бы все перевернуть в своем государстве.
Copyright 2006 nearyou.ru
Биография
Родился художник Дмитрий Левицкий примерно в 1735 году (точная дата не установлена) в маленьком селе на Полтавщине. Род был старинный священнический, который вёл начало от известного в тех краях Василия Носа. Кириллович, человек талантливый и образованный, много лет учился в Польше гравёрному делу и стал великолепным мастером.
Именно в Польше он получил новую фамилию, под которой и поселился в Киеве, а собственный приход в церкви отдал по найму знакомым священникам. Творчество его в основном было посвящено духовному началу, поскольку в Киеве он сотрудничал с духовной академией и работал в типографии Киево-Печерской лавры.
Вместе с эпохой
Академию пришлось покинуть со смехотворной годовой пенсией в двести рублей. Эта подачка была настолько ничтожна, что выглядела не благодеянием, а оскорблением. Оно и понятно — Левицкий был неугоден. Не из-за слабости здоровья он ушёл, это было предлогом. Руководство Академии поменялось, прежние благодетели исчезли. Художник остался с многочисленным семейством и наступавшей слепотой без средств. Борьба за существование была унизительной, трудной и очень долгой.
Современники его в мемуарах описали, как слепой старик долгими часами простаивал на коленях в храме при Академии художеств. Умер он в восемьдесят семь лет, и к этому времени как художник был забыт абсолютно. За последнюю четверть своего века — от начала 1800-х он — оставил нам из крупных работ портреты заводчиков Билибиных и камер-фрейлины Протасовой. Это почти всё. А какой плодовитой была эта кисть ранее! Екатерининская эпоха иссякла, вот и умолкал её певец.
Дата написания – 1782 г. Холст находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Выдающийся мастер портретной живописи написал портрет светской красавицы, находясь на вершине мастерства, в годы своей наивысшей славы. С холста на
Портрет Урсулы Мнишек (1782)
«Портрет Урсулы Мнишек» — совершенно иной образ. Утонченностью вкуса и придворной изысканностью манер веет от облика светской красавицы. Изящная вычурность позы, фарфоровое нежное лицо, прозрачные глаза таят в себе нечто манерное, неискреннее. В то же время в глубине глаз и в светски обязательной улыбке скрывается беззащитность и грусть. В унисон с психологической и социальной характеристикой образа звучат холодные, гармонирующие с красками лица и парика, цвета одежды, блеск шелка и жесткость кружев. В этом портрете в полной мере проявилось великолепное живописное и психологическое мастерство Левицкого.
Начало творчества Д.Левицкого
Творческая деятельность Дмитрия Левицкого началась с иконописи. Будучи подмастерьем у Антропова, он принимал участие в украшении центра Москвы к торжественной коронации : готовил декорации, живописные композиции.
Портрет А. Ф. Кокоринова
Сохра6нилась до сего времени одна из первых картин молодого Левицкого — портрет А. Ф. Кокоринова, русского архитектора и первого директора . Портрет написан кистью настоящего мастера с соблюдением всех стандартов парадного портрета эпохи Просвещения, когда на полотне изображался не только знаменитый деятель, но и плоды его вдохновенного труда. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Ныне полотно хранится в Русском музее.
Портрет П. А. Демидова
Эта картина — еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Демидов изображен здесь в домашнем халате и колпаке на фоне Воспитательного дома, который был построен на его благотворительные средства, окруженный цветочными горшками. Домашняя непринужденность или нарочитое чудачество богатого аристократа, истинная филантропия или показная благотворительность — что превалирует в портретном образе Демидова, решает зритель. Во всяком случае, глядя на живое старческое лицо персонажа, на его смеющиеся глаза, вносящие элемент самоиронии, возникает чувство симпатии к человеку, изображенному на портрете.
Портрет М. А. Дьяковой-Львовой
В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в ). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.
Портрет Н. И. Новикова
Н. И. Новиков был известным в 18 веке просветителем-публицистом и книгоиздателем. Левицкий написал его камерный портрет предположительно в 1797 году. В образе воссозданы недюжинный ум и энергия человека, открывавшего типографии, библиотеки и школы в Москве. Портрет передает не просто дружеское расположение, но и глубочайшее уважение автора к своему персонажу. Кстати, будучи одним из близких друзей Новикова, Левицкий поддерживал опального журналиста во время его заточения в Шлиссельбургской крепости.
Портрет Екатерины Второй
Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый в оде «Фелица». Не случаен и фон картины — античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков. Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.
Портреты «смолянок»
С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются. В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова. Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарадность и театральность портретов.
Смолянки Левицкого (1772-1776)
Изображая играющих, танцующих девиц — воспитанниц Смольного института, Левицкий в своих приемах чрезвычайно далек от искусственной жеманной грации. Маскарадная, пасторальная сцена в портрете Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой дается им в здоровом реалистическом преломлении. Застенчивая неловкость Хрущовой, робкая грация Хованской рисуют чистоту и женственное обаяние девушек. Передавая непринужденную веселость Нелидовой, искрящийся задор Борщовой, художник создает живые человеческие образы.
В дворцовом искусстве живая действительность изображалась обычно как театральное представление или маскарад. В «Смолянках» Левицкого даже маскарадные представления, столь излюбленные в то время, выступают как подлинная жизнь.
Дар
Жена Агафья (урождённая Левицкая, чью фамилию и взял священник-гравёр) родила ему четверых сыновей и дочку. Старшему сыну и досталась самая яркая слава. Вся биография художника Левицкого говорит о том, что именно он унаследовал от отца дар составления композиции, который отличался от всех его современников, точного во всех деталях рисунка, а также уверенной работы с натуры.
Круг духовенства и высокообразованной интеллигенции окружал мальчика с самого рождения, потому он вырос начитанным, умным и прекрасно воспитанным. К тому же характер у юного художника Д. Левицкого был: до определённого момента по жизни его сопровождала уверенность в собственных силах и способностях. А то, что он был талантлив, споров никогда не вызывало.
Начало мастерства
По некоторым сведениям, в 1752-м юноша познакомился с известным живописцем Алексеем Петровичем Антроповым, и это знакомство оказало влияние на всю жизнь художника Д. Г. Левицкого. В это время они должны были вместе работать над росписью Андреевской церкви в Киеве. И спустя шесть лет молодой человек приехал в Петербург и не просто стал учеником этого прославленного мастера, но и жил в его доме следующие шесть лет. Как помощник Антропова Левицкий расписывал Триумфальные ворота к коронации Екатерины Второй. А через два года он это сооружение реставрировал уже самостоятельно.
В 1767-м даже разбогател, выполнив два иконостаса и более семидесяти образов для Кироиоанновской и Екатерининской церквей в Москве совместно с художником Васильевским. О других учителях сведений нет. Но есть такой факт: уже самые первые портреты знаменитостей художника Левицкого коренным образом отличались от стиля художника Антропова. Манера была абсолютно новой и самостоятельной, скорее созвучна полотнам мастеров Западной Европы, чем видению его дорогого учителя. Всё было иное: непринуждённость, лёгкость, не свойственная русской живописи того времени, гамма полутонов, лессировка, особо смягчающая интенсивные цвета, и такая характерная для работ Левицкого световоздушная среда.
Творчество художника Д.Г. Левицкого с примерами картин
Парадные портреты Левицкого
Левицкий прославился прежде всего своими парадными портретами, которые заметно отличались от живописи классической школы. В то время на академических портретах было принято изображать персонажей в торжественных нарядах в не менее торжественной обстановке какого-либо роскошного кабинета. Левицкий нередко отказывался от этих канонов, если другой наряд или обстановка лучше передавали образ модели. Например, богатого владельца горнопромышленных предприятий Прокофия Акинфиевича Демидова он представил отнюдь не в мундире с кучей медалей. Герой предстает перед зрителем в каком-то причудливом смешении: наряд домашний и в то же время претендующий на роскошь, поза торжественна и в то же время несколько манерна, а на фоне величественные колонны смешались с домашней обстановкой. Такое неожиданное сочетание Левицкий выбрал с целью подчеркнуть эксцентричность самого Демидова, в котором точно так же причуды смешивались с великолепной образованностью и щедростью.
Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г.
Для Левицкого в парадном и других типах портрета на первый план выходили черты характера модели. На своих полотнах художник помещал героев в определенную обстановку, которая раскрывала эти черты. Так, на парадном портрете Кокоринова ректор Академии художеств предстает перед зрителем за работой. Спокойный и уверенный в себе государственный деятель не позирует перед зрителем, как это делали многие именитые персоны. Левицкий изображает его со слегка откинутой полой дорогого наряда, обнажившей шпагу, и с жестом, указывающим на созданный Кокориновым план академии. Этим он отдает дань величию и многочисленным талантам ректора, который помимо управления образовательным учреждением был еще видным государственным деятелем и архитектором.
Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769 г.
Портреты в роли
Левицкий фактически создал новый жанр в портретной живописи — так называемый портрет в роли. Появился он благодаря заказу императрицы Екатерины II, которая поручила художнику изобразить воспитанниц первого в России образовательного учреждения для женщин — Смольного института благородных девиц. Основная цель такого заведения заключалась в том, чтобы в обществе были образованные женщины, которые приносили бы пользу как своей семье, так и всему обществу. Многие ученицы отлично проявили себя в учебе, в том числе в театральных постановках. Лучших из них, причем в театральных костюмах, и было решено запечатлеть на холстах.
Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1973 г.
Левицкий подошел к этому делу со всем энтузиазмом и создал серию портретов, которые считаются наиболее выдающимися во всем его творчестве. Каждая девушка была изображена в определенной роли, причем мастер виртуозно поработал не только над их фигурами, но и над костюмами и обстановкой. Каждая картина одновременно была и портретом, и аллегорией определенной области, характеризующий восемнадцатый век. Например, воспитанница за арфой выступала аллегорией музыки, воспитанница за физическими опытами — аллегорией науки и так далее. В результате было создано семь ролевых портретов, которые еще называют смолянками Левицкого. Разместили их в Петергофе — резиденции самой императрицы.
Д.Г. Левицкий. Смолянки. 1772-1776 гг.
Интимные портреты
Переход от парадного портрета к интимному произошел у Левицкого фактически еще при работе с серией смолянок. Екатерина II полагала, что художник создаст парадные портреты благородных девиц. Однако мастер не смог проигнорировать живость и очарование девушек, изобразив их в движении и во всей гамме чувств. Так произошел переход к интимному портрету, подразумевающему появление доверия между художником и моделью. Возможно, поэтому царская семья дорожила этой удивительной серией. Когда в дальнейшем был построен Русский музей, царь неоднократно отказывал в просьбе передать в музей уникальную серию картин. Однако в революционные годы они все же оказались в Русском музее, где хранятся и поныне.
Особенно ярко интимные портреты Левицкого характеризует портрет Марии Дьяковой. Традиционное позирование здесь уступает место красоте момента. Художник полностью погружается в этот момент, в котором у модели не остается желание позировать, а сохраняется лишь молодость, очарование и женственность.
Д.Г. Левицкий. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г.