Коллекции музея прадо

Портреты возлюбленных

Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:

  • «Портрет леди Изабеллы Брант» (конец 1620-х).
  • «Портрет Изабеллы Брант» (1610 год).
  • «Портрет Изабеллы Брант» (1625 год).
  • «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).

Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии — сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно. Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга. В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».

Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:

  • «Елена Фоурмен и Франс Рубенс» (1639 год).
  • «Портрет Елены Фоурмен» (1632-й).
  • «Шубка» (1638 год).
  • «Елена Фоурмен в свадебном платье» (1631-й).
  • «Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника» (1630 год).
  • «Рубенс с женой Еленой Фоурмен и их сыном» (1638-й).

Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше. На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу. Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.

Просмотры: 89

Отсылки к античности

Рубенс, как и многие другие художники эпохи Возрождения, постоянно обращался к античной тематике в своих работах. В «Три грации» он не только изобразил образ красивых и грациозных девушек, но и использовал символику и идеи, связанные с античностью.

Первое отсылка — это сами грации, которых мы можем увидеть на картине. Грации — божественные существа античности, олицетворявшие красоту, щедрость и чувственность. Их изображали с крыльями, что символизировало легкость и воздушность, характерную для этих существ.

Вторая отсылка — это руины, которые можно увидеть на заднем плане. Они украшены гирляндами из виноградных лоз, что связывает их с культом Бакха, божества вина и веселья. Это образ невинной радости и наслаждения жизнью, что было характерно для античного искусства.

Третья отсылка — это птицы, которые летают вокруг граций. В античности они были связаны с богиней любви Афродитой, что подчеркивает эротический характер изображения и символизирует женскую красоту и привлекательность.

Однако Рубенс не только использовал античные мотивы, но и добавил свои идеи и фантазии, чтобы создать неповторимый образ и передать свое видение красоты и женственности.

Судьба художника

В мировой истории нет, пожалуй, другого художника, который был бы так же богат, как Рубенс. Он смог добиться такой высокой популярности, что не справлялся с заказами. Поэтому он был вынужден содержать огромную мастерскую, где работали не простые живописные рабы, если так можно выразиться, а настоящие мастера, почитавшие за честь быть учениками Рубенса.

Сам художник успел написать около 600 полотен, но за его подписью известно около 3000 картин. Большая часть из них — плод коллективного труда учеников, работавших в мастерской, которая занимала половину его огромного дома в Антверпене. Начиная новый заказ, художник делал эскизы, затем отдавал картину подмастерьям, чтобы те написали фрукты, собак, интерьеры и проч. Лица Рубенс почти всегда писал сам, и обязательно дорабатывал картину перед её выходом из мастерской.

Дом Рубенса в Антверпене. Половину занимала мастерская. (wikipedia.org)

Мать прочила Питеру Паулю Рубенсу карьеру серьёзного чиновника в магистрате. Чтобы привить ему изысканные манеры, она отдала его в пажи к графине де Лален. Опыт, полученный при дворе, позднее сыграет на руку Рубенсу: он будет известен своей крайней любезностью, обходительностью, дипломатичностью. Однако в 15 лет юноша заявил о желании стать художником. И хотя это было уже поздновато для начала нового образования, мать поддержала его и отправила на учёбу в Рим. Оказавшись в Италии, Рубенс сразу же поставил целью «встроиться» в местную богему. В Венеции он познакомился с герцогом Мантуи Винченцо I Гонзагой — одним из важнейших меценатов своего времени. Последний, оценив не только талант молодого дарования, но также его манеры и энциклопедические знания, пригласил Питера Пауля на службу, обеспечив тем самым покровительство, жалование и положение.

Рубенс постоянно носил с собой блокнот и в любой момент был готов начать работать. Он мог рисовать даже в седле. По поручению Гонзаги он объездил всю Италию, чтобы сделать копии всех существовавших в то время шедевров, а также отобрать работы современников для покупки. Такая служба была лучше любого образования, ведь приобщаясь к искусству великих, Рубенс мог многое перенять у них. Он и сам признавал, что взял немало у Микеланджело, Тициана, Эль Греко. Виртуозность же Рубенса проявлялась в том, как он работал с цветом, особенно при передаче оттенков кожи. Говорили, что художник добавлял кровь в свои краски, чтобы придать им жизненность.

Болезнь и смерть матери вынудили его вернуться на родину, где он и остался при дворе герцога Альбрехта, несмотря на желание вновь поехать в Рим. Оставшись дома, Рубенс сумел договориться о получении помимо основного жалования ещё и гонорара за каждую картину, а также о жизни не в Брюсселе, где находился двор, а в родном Антверпене.

Автопортрет Рубенса с Еленой Фоурмен и их ребенком. (wikipedia.org)

Художник королей и король художников, Рубенс считал себя мастером большой формы, монументалистом. Мифологические и исторические сюжеты, пейзажи составляли его основной интерес, Он любил работать быстро, размашисто. Кропотливое выписывание деталей изнуряло его — даже портреты он не любил писать, хотя как придворный художник был обязан это делать.

Будучи по природе натурой страстной, любвеобильной, на людях он оставался сдержанным, скрывал подробности личной жизни. Кончину первой жены Изабеллы Брант он болезненно переживал и довольно долго не решался на второй брак. Только в 53 года он выбрал себе в жены 16-летнюю Елену Фоурмен (которая, кстати, приходилась ему родственницей — она была племянницей первой супруги). Она стала его музой, светочем.

Последние годы жизни Рубенс страдал подагрой, руки отказывались служить ему — отнималась то одна, то вторая. Это вынуждало его перейти от создания монументальных работ к камерным. После кончины художника, чьё сердце не выдержало очередного приступа паралича, наследники принялись делить внушительное наследство. На это им потребовалось несколько лет.

Сюжет

Следуя античным традициям, живописец поместил граций в круг. Богини словно застигнуты в момент веселья, они не позируют. Фигуры их, с одной стороны, полны энергии, жизни, с другой, — расслаблены, в неге. Они олицетворяют гармонию тела и духа, воспевают радость жизни и вечность. Для поддержания этой идеи Рубенс использует в избытке синий цвет, связывая земной мир и небесную высь.

В мифологии Древней Греции хариты (грации — в древнеримской версии) были богинями красоты, изящества, радости. Аглая, Ефросина и Талия прислуживали на пирах, создавали приятную атмосферу и всячески развлекали гостей. Традиционно в искусстве — как в живописи, так и в скульптуре — их изображали обнажёнными или слегка прикрытыми прелестницами, всегда вместе, причем так, чтобы две стояли лицом к зрителю и одна спиной.

Холодное мраморное сияние кожи говорит о том, что Рубенс писал граций под впечатлением от античных скульптур. Моделью для одной из богинь была вторая жена художника Елена Фоурмен. До смерти художника в 1640-м картина находилась у него дома. Затем вдова решила уничтожить все полотна, на которых она присутствовала в обнажённом виде. Наследие гения спас испанский король Филипп IV, который выкупил многое и перевёз в Испанию.

Реакция современников на полотно «Три грации» Питера Пауля Рубенса

Картина «Три грации» была создана в XVI веке в эпоху Ренессанса, когда культ красоты и эстетики был особенно высок. Однако, несмотря на это, современники Рубенса критически отнеслись к его работе. Основная критика была связана с несоответствием женских фигур идеалам красоты того времени.

Современники отмечали, что женщины на портрете Рубенса имеют черты, не соответствующие тогдашним стандартам красоты: они слишком пухлые, сужены в талии, имеют короткие ноги и недостаточно длинные руки. В дополнение к этому, многие считали, что портрет слишком эротичен и показывает женщин, как просто объекты сексуального желания.

Критики аргументируют свою позицию тем, что Рубенс намеренно усиливает идею «великолепия» женского тела, но не соблюдает пропорции и симметрию. Тем не менее, приверженцы Рубенса отмечали, что это именно те черты, которые делают эту картину единственной в своем роде и позволяют ей сохранять свою глубину и красоту до сих пор.

Описание картины Рафаэля Санти «Три грации»

«Три грации» – картина Рафаэля, на которой изображены Невинность, Красота и Любовь, какими они представлялись художнику.

Все девушки очень молоды, у всех сходного цвета волосы, убранные так, чтобы не выглядеть аккуратно. Держась друг за друга – потому что идеальная любовь всегда красива и невинна, идеальная красота всегда невинна и умеет любить, идеальная невинность всегда красива и вызывает любовь – они стоят на фоне некой реки, на твердой земле, из которой только кое-где пробиваются чахлые кустики. Если присмотреться, можно увидеть кости какого-то животного – возможно, это намек на то, что совершенство убивает?

В руках у девушек идеальные золотые сферы, которые могут быть намеком на яблоки Гесперид, которые добывал Геракл своим одиннадцатым подвигом. Впоследствии ветреный Парис решал, кому же из греческих богинь их вручить: Гере, Афродите или Афине. Но ни одна из них не была так достойна, как Любовь, Невинность и красота.

На фоне пейзажа девушки кажутся чистыми, как снег, притягивают взгляд. Не смотря на то, что современный стандарт красоты отличается от их форм и на взгляд человека современного они могут быть некрасивы, никто не оспорит, что лица их полны внутренним светом, что они производят удивительно трогательное и приятное впечатление, и нагота их не вызывает н осуждения, ни дискомфорта, ни неловкости.

Она естественна – для чего одевать совершенство и требовать от него следовать человеческим стандартам?

Посреди великого «нигде» три девушки с чертами мягкими и плавными, играют с золотыми шарами и нежно улыбаются друг другу, воплощая собой бессмертные, вечные и воспеваемые независимо от века вещи.

Любовь – возвышает.

Красота – привлекает.

Невинность очищает душу и требует внутреннего соответствия – её нельзя коснуться грязными руками, потому что тогда Атланты уронят на землю небо, которое держат уже много тысяч лет.

«О подражании статуям»

Основное различие между жизнью нашего века и жизнью древних — праздность и отсутствие физических упражнений; ведь ясно, что еда и питье не способствуют укреплению тела. Потому-то появляется отвислый живот, ожирение от постоянного обжорства, дряблые ноги и руки, истощенные собственным безделием. В древности же, напротив, все ежедневно упорно трудились в палестрах и гимнасиях, причем даже до седьмого пота, до полного изнеможения.Piles R. de. Cours de peinture par principes. Paris, 1708, p. 139

Показатель статуса

«Только публичным женщинам разрешается ходить и посещать церкви в оголенном виде. Каждый супруг должен был бы удержать жену от такого оголения, иначе он обязан заплатить несколько сот дукатов, без различия, благородного ли он происхождения или нет».
«Сорок лет тому назад в Лондоне не было и двенадцати галантерейщиков, торговавших вычурными шляпами, бокалами, поясами, мечами и кинжалами, а теперь каждая улица, от Тауэра до Вестминстера, переполнена ими и их лавками, сверкающими и сияющими стеклом».
Эдуарда Фукса«По мнению Брантома, величественно сложенная женщина заслуживает глубочайшего преклонения. Она должна быть высокого импозантного роста, обладать пышной прекрасной грудью, широкими бедрами, крепкими ягодицами — как Венера Каллипига, — полными руками и ногами, «способными задушить гиганта».
«Брантом говорит по поводу любовной авантюры величественной по своему телосложению женщины: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, их ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».»
Венера Каллипига«Таковы женщины Рубенса, созданные им для бессмертной жизни в лице трех Граций»Нинон де Ланкло 
Портрет мадам Монтеспан (ателье Пьера Миньяра)Портрет Нинон де Ланкло. 19 век. Антуан Жан Батист Купе (ок. 1784 — 1852)
«Изящная, превосходно сложенная брюнетка с цветом лица ослепительной белизны, с легким румянцем, с большими синими глазами, в которых одновременно сквозили благопристойность, рассудительность, безумие и сладострастие, ротиком с восхитительными зубами и очаровательной улыбкой, Нинон держалась с необыкновенным благородством, но без гордости, обладая поразительной грацией манер»

Рубенс – ребенок с феноменальной памятью

Как мы уже знаем, родился Питер Пауль, когда родители отбывали ссылку в небольшом провинциальном городке Зиген. Маленький Рубенс появился на свет в семье Яна Рубенса и Марии Пейпелинкс 28 июня 1577 года. Вскоре стало очевидным, что мальчик обладает феноменальной памятью. Он выучил латынь, греческий язык и ещё три иностранных языка.

Начальное образование, как и его братья, Питер получил в иезуитском колледже. Позже, когда мальчик проявил талант к живописи и изъявил желание заниматься ею профессионально, мать отправила его к родственникам, которые имели отношение к искусству. Юный Рубенс не только учился, но и работал. Он был в услужении у одной графини. Эта работа помогла ему усвоить светские манеры, что очень пригодилось ему в жизни. Пауль десять лет терпеливо обучался искусству живописи, что затем дало свои плоды.

Дом-музей Рубенса в Антверпене / lions-store.ru

«Венера перед зеркалом»

В своей картине 1615 года «Венера перед зеркалом» Рубенс в некоторой мере повторяет сюжет, созданный ранее Тицианом, в котором полуобнаженная Венера смотрится в зеркало, придерживаемое амуром. Однако присутствующая рядом с Венерой Рубенса чернокожая служанка позволяет думать, что его Венера — вовсе не богиня, а земная женщина, склонная к божественному самолюбованию. По своему обычаю, художник вновь изобразил пышнотелую белокожую женщину без одежды, но с золотыми украшениями и тонким, полупрозрачным полотном у ног. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов.

«Страшный суд»

Под названием «Страшный суд» у Рубенса есть две картины, и обе находятся в мюнхенской галерее «Старая пинакотека». Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Она выполнена маслом на деревянной панели размером 606 на 460 см, поэтому вторую картину, размер которой 183 на 119 см, часто именуют «Малым Страшным судом». Большую часть полотна занимают простые смертные, буквально разбросанные в разные стороны силой снизошедшего к ним Христа. Некоторые из них одеты, некоторые обнажены, но на всех лицах ужас и отчаяние, а кого-то и вовсе утаскивают демонические существа. Бог в виде Иисуса Христа изображен в самом верху картины по центру, от него исходит свет, вместо одежды — ярко-красное полотно, а за его спинами — не то святые, не то умершие, которые уже попали в рай. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках.

На второй картине, которую Рубенс написал в 1620 году, можно увидеть будто бы продолжение или вариацию первого полотна. Несмотря на меньший размер, полотно более вытянутое, Бог вновь на самом верху, но теперь появилось и изображение ада. Грешники сыпятся в бездну, где их встречают радостные черти, а ангелы с трубами не позволяют людям забраться наверх, обороняясь от них щитами.

Россия

Себастьяно Маццони

Три грации. Середина 1650-х

Государственный музей А. С. Пушкина, Москва, Россия

Санкт-Петербург

Падованино (Алессандро Варотари). 1588-1648

Грации и Амуры. Италия, начало 1630-х гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Апеллес в окружении граций.

Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).

Настенная панель, 1845—1848 гг.

Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи. Санкт-Петербург, Россия

Мишель, Жан-Батист. 1748-1804. Три Грации, собирающие яблоки с дерева

Англия, Лондон, 1783 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Картина на фарфоре «Три грации»

Франция, 1804 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Паскье, Жак Жан. 1718-1785

Три грации

Франция, 1769 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Рубенс, Питер Пауль (Пьетро Пауло), мастерская. 1577-1640

Три Грации. 1611 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Мюллер, Ян Харменс. 1571-1628. Три Грации. Голландия, 1592 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Фурини, Франческо. 1603-1646

Три Грации. Италия, 1639-1640 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Скородумов, Гавриил Иванович. 1755-1792

Грации похищают стрелы Амура

Великобритания, 1777 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Паскье, Жак Жан. 1718-1785

Три грации

Франция, 1769 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Раймонди, Маркантонио. 1475/82-до 1534

Три Грации и Амур

около 1517-1519 гг. (?)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

«Персей освобождает Андромеду»

Выше можно увидеть фрагменты трех картин. Первая принадлежит кисти Ламберта Сустриса — «Персей освобождает Андромеду». Она была написана в середине 16 века. Именно эта работа вдохновила Рубенса на создание своего первого полотна с таким же названием в 1620 году. Изменив несколько плоскую средневековую манеру Сустриса, художник практически дословно воспроизвел позы героев и общий мифологический сюжет (второй фрагмент). Данная картина хранится в Картинной галерее Берлина.

Спустя два года Рубенс вновь обратился к сюжету о Персее и Андромеде и написал еще одну картину с таким же названием (третий фрагмент). Несмотря на небольшую разницу, здесь уже в большей мере раскрыт характерный стиль художника — богиня победы Ника вновь венчает головы персонажей, а вокруг порхают маленькие амуры. Несмотря на то что Персей — древнегреческий герой, он облачен в костюм римского воина. Как и «Союз Земли и Воды», эта картина принадлежит собранию Государственного Эрмитажа.

Путь живописца

В 1598 году Питера Пауля приняли в гильдию Святого Луки в городе Антверпене. Там он числился как свободный художник. Это было немаловажным шагом на пути живописца, теперь он был признанным художником и мог открыть свою мастерскую. В этот период Рубенс создал лишь одно более-менее значащее полотно – «Портрет молодого ученого». В данной картине хорошо прослеживаются черты классической голландской живописи.

1600 год стал значимым в жизни и творчестве Рубенса. Он поехал в Италию и надолго задержался там. В этой стране у фламандского живописца судьба сложилась очень удачно. Он попал на службу ко двору местного герцога. Герцог Мантуанский Винченцо I Гонзага слыл большим эстетом и коллекционером.

Студия Франса Пурбуса Младшего «Портрет Винченцо I Гонзага, герцога Мантуи», около 1600 годаМестонахождение: Частная коллекция

Искусствовед Оксана Санжарова про становление Рубенса придворным художником герцога говорит так:

Рубенс с детского возраста умел очень хорошо делать копии с известных полотен. К тому же, Питер Пауль путешествует и скупает для герцога новые полотна для пополнения коллекции. В поездках художник делает заметки, пишет портреты аристократов.

Алтарные триптихи

Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться. За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять — демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Но самые известные среди них — триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. Триптих «Воздвижение креста Господня», фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Триптих «Снятие с креста» (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Многие называют это монументальное полотно самым лучшим произведением Рубенса, а также одной из лучших картин эпохи барокко вообще.

Любопытные факты о работе

Одной из уникальных характеристик трех граций Рубенса в области медицины является то, что одна из муз, которых он изобразил в произведении, страдала от рака груди.

Это художественное произведение, по словам научных исследователей Хуана Грау, Матиаса Диаса и Мигеля Пратса, представителей Клинического института гематоонкологических заболеваний, Службы медицинской онкологии Больничной клиники.

Как и Барселонский университет, они поддерживают, что наблюдаемое в груди музы образование, напоминающее первую жену Рубенса, предполагает, что она страдала от рака груди.

Так в статье, которая была опубликована в журнале Science, объясняют следующий диагноз следующим образом:

Этот визуальный аспект выдает рак молочной железы согласно исследованиям этих врачей и является наиболее распространенным местом этого заболевания, поэтому живописный реализм автора «Трех граций» Рубенса изображает его точно так, как он видел его представленным на модели.

Эти доктора проводили исследования на других произведениях, и нечто подобное наблюдалось в художественном творчестве Орфея и Эвридики, а также Дианы с ее нимфами в произведениях художника трех граций Рубенса.

То же самое и в работах Рембрандта, таких как Вирсавия с письмом Давида и в другой работе этого художника, La Sagrada Familia.

Если вы нашли эту статью интересной, я приглашаю вас посетить следующие ссылки:

  • любовь и психика
  • благочестие
  • Картина падшего ангела

«Два сатира»

Картина Рубенса «Два сатира» продолжает тему мифологических существ. Она была написана в 1619 году и в настоящее время тоже находится в мюнхенской «Старой пинакотеке». В отличие от большинства монументальных работ художника, это полотно обладает сравнительно небольшим форматом — всего 76 х 66 см. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса — бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами. Известно, что сатирам было не лень делать только две вещи — развратничать с нимфами и пить вино. Рубенс изобразил два противоположных типажа сатиров — тот, который находится на заднем плане, явно больше предпочитает алкоголь. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. На переднем же плане явно изображен сладострастец — похотливые взгляд и ухмылка буквально пронзают зрителя, а нежно сжимаемая в его руке гроздь винограда заставят смутиться даже самого искушенного зрителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: