Успение

Сверхсветлая тьма

Феофану Греку приписывают также создание Донской ико­ны Божьей Матери (ок. 1395). Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а трактовка образа соотносится с исихастским учением. Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, создающие драгоценную поверхность, свет как сгусток энергии пульсирует внутри формы. Роскошно обыграно сочетание синего цвета и золота. Лики Христа и Богородицы написаны тонко, многослойно, мягкая плавь с легкой подрумянкой создает ощущение теплоты плоти, из глаз струится нежный свет. Художник обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но при этом создает образ, исполненный красоты и духовной силы.

Донская икона. Феофан Грек

Донская икона двухсторонняя, выносная, она была храмовым образом Успенского собора в городе Коломне, на ее оборотной стороне написано «Успение Пресвятой Богороди­цы». И вновь мы видим особую трактовку образа. Богородица лежит на ложе, апостолы пришли проститься с Ней, за ложем стоит Христос, держа на руках маленькую фигурку в белых пеленах — это душа Богородицы, рождающаяся для вечной жизни. Перед ложем поставлена горящая свеча, это символ жизни, свеча, сгорая, отдает свет, символ молитвы, возносимой к Богу, а также символ Богоматери, которую в Акафисте величают «свечой светоприемной». Но подобно горящей свече написана и фигура Христа в золотых одеждах с пламенеющим над Ним ярко-красным серафимом. Свет выстраивает вертикальную ось композиции и вместе с горизонтальным ложем Богоматери образует крест — символ Христовой победы, Воскресения, Торжества жизни над смертью.

Необычно трактована на этой иконе мандорла — сияние славы вокруг Христа, она написана темно-синим цветом. Это находит объяснение в исихастской традиции. Отцы-исихасты учили о непознаваемости Бога рациональным умом, и Божественный Свет называли «умонепостигаемым мраком» или, по выражению свт. Григория Паламы, — «сверхсветлой тьмой». Неприступный свет часто воспринимается человеком как слепящая темнота. Встреча с ним многими подвижниками воспринималась как вхождение во мрак. Вспомним, что Павел на пути в Дамаск был ослеплен этим Светом (Деян 22:6–11). На противопоставлении света и тьмы, жизни и смерти, божественного и человеческого строится образ Успения как рождения в новую жизнь.

Деисус. Феофан Грек

Феофан Грек много работал в Москве, он расписывал кремлевские соборы. Согласно летописи, в 1405 году по заказу великого князя Василия Дмитриевича роспись княжеской домовой церкви Благовещения выполняла артель, которую возглавили три мастера: Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. Сохранился иконостас, в котором Феофан писал деисус (икона или группа икон, в центре которых изображается Христос). Яркость и неординарность манеры Грека и здесь проявилась с удивительной силой. Центральный образ Спас в силах сохранился наименее полно, но видно, что он написан мощно и виртуозно. Христос в белых одеждах, пронизанных золотым ассистом (штрихи из сусального золота или серебра) восседает на троне. Лик Его благородный и возвышенный, величественный жест благословения заставляет остановиться и притихнуть. В молитве Христу предстоят Иоанн Предтеча и Богородица. Наиболее выразителен образ Божьей Матери — в одеянии глубокого синего цвета с легчайшими голубыми пробелами, словно мерцаю­щими во мраке. Этот цвет напоминает драгоценный камень — сапфир, символизи­рующий тайну Приснодевы. Удлиненная фигура похожа на свечу, и пламя этой свечи — лик Богоматери, свет струится мягким и в то же время энергичным потоком из глаз. Свет словно сдерживается изнутри, но сила его такова, что он может воспламе­нить собой весь мир.

Феофан Грек оставил яркий след в древнерусском искусстве. Следы его влияния видны не только в иконописи и монументальном искусстве, но и в рукописях, например, миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV века) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV — начало XV веков) имеют некоторое сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева, но они работали вместе, и это не могло не повлиять на формирование более молодого мастера, который после ухода великого Грека будет определять пути древнерусского искусства, создав свой вариант преображенного мира.

Творчество

По сведениям Епифания Премудрого, за свою жизнь Феофан расписал более 40 каменных церквей в Константинополе (современный Стамбул), Халкидоне, Галате, Кафе (ныне Феодосия) и в городах Древней Руси. До наших дней сохранились лишь русские шедевры.

Первой и единственной документально подтвержденной работой Феофана Грека является церковь Спаса Преображения на Ильине улице, которая до сих пор служит украшением Великого Новгорода. До наших времен росписи дошли фрагментарно. Неповрежденные элементы позволяют оценить мастерство автора и масштаб проведенной работы.

Наиболее хорошо сохранились купол и «барабан». В центральной части конструкции изображен Пантократор, он же Спас Вседержитель. По контуру портрета выведен стих из Псалтыри, а под небесным царем нарисованы четыре архангела и четыре херувима и серафима. Такое оформление купола традиционно не только для новгородской, но и византийской архитектуры: создавая фрески, Феофан Грек опирался на убранство собора Святой Софии.

Фреска Феофана Грека «Троица» / Троицкий придел Спасо-Преображенской церкви также хорошо сохранился. Особую ценность представляет фронтальное изображение Троицы. У ее ног, согласно задумке Феофана Грека, покоились Авраам и Сарра, подносящие гостям пищу. Сейчас на фреске можно увидеть только Сарру.

В начале 1390-х годов Феофан приехал в Москву. Здесь художник писал иконы и украшал церковные книги. Предполагается, что перу византийца принадлежат иллюстрации и буквицы в Евангелие боярина Фёдора Кошки и Евангелие Хитрово. Работы датируются 1392 годом. Искусствоведы, опираясь на художественный анализ, приписывают Феофану авторство произведений «Успение Божией Матери» и «Донская икона Божией Матери».

Фреска Феофана Грека «Донская икона Божией Матери» / Третьяковская галерея

«Успение Божией Матери» — двусторонняя. С одной стороны изображен церковный праздник, посвященный памяти о смерти, или успении Пресвятой Богородицы. На обороте нарисованы Богородица с младенцем. Позже умиленный портрет на оборотной стороне получил отдельное название — «Донская икона Божией Матери».

До второй половины XX века считалось, что Феофан Грек создал икону Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском «Преображение». Однако современные эксперты Третьяковской галереи безапелляционно заявляют, что рука византийца не прикасалась к этому холсту. Сейчас икона демонстрируется как работа «неизвестного иконописца».

В 1405 году три легендарных иконописца — Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца — собрались, чтобы расписать Благовещенский собор. Кроме того, Феофану приписывают авторство ряда икон с иконостаса собора. Кстати, этот иконостас является уникальным для церковного искусства — он стал первым в России, на котором фигуры изображаются в полный рост.

Состоит Благовещенский иконостас из 9 икон. Здесь можно увидеть лики Василия Великого, Апостола Петра, Архангела Михаила, Богоматери, Спаса Вседержителя, Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Апостола Павла и Иоанна Златоуста. Авторство приписывают Феофану Греку ввиду того, что манера исполнения икон схожа с манерой росписей Спасо-Преображенской церкви в Великом Новгороде.

Фреска Феофана Грека «Спас Вседержитель» /

Феофан очеловечивал героев икон либо обожествлял по собственному усмотрению. Мастер часто отрывался от работы и разговаривал со служителями храма, прихожанами, что словно помогало осмыслить мазок, который предстоит нанести на фреску. Такой метод работы объясняет, почему Феофан Грек создавал фрески скорописью, то есть без детальной проработки изображения.

Одни искусствоведы утверждают, что иконописец работал в монохромной технике, используя красно-коричневые тона. Другие же предполагают, что часть цвета потерялась во времени, что палитра Феофана была куда многообразнее. Ведь для того, чтобы заново открыть шедевры византийца, реставраторам приходилось сбивать штукатурку и использовать известь.

Стиль Феофана Грека

Стиль Феофана Грека отличается выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна «скоропись»: почти монохромная живопись, непроработанность мелких деталей, но при этом изображения оказывают сильное воздействие на зрителя. В творчестве Феофана Грека выразились византийское классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое. Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие христианской символики: символ Божественного света через передачу белых бликов, пробелов. Ограниченность цветовой гаммы символизирует образ монашеского отречения от многоцветия мира. Творческая личность Феофана Грека проявляется и в его революционном мышлении, отрешенности от канонов. Его религиозные переживания индивидуальны и тяготеют к монашескому подвижничеству.

  • < Назад
  • Вперёд >

Фаворский свет

Если новгородская роспись имеет документальное подтверждение авторства Феофана Грека, то об иконах этого сказать нельзя. В древности авторы не подписывали своих произведений. Тем не менее несколько икон связывают с именем Феофана. Одна из них — «Преображение» из Переславля-Залесского. Ныне она находится в Третьяковской галерее, а прежде была храмовым образом Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Икона большая (184х134), монументальная. Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: тот же темперамент, то же огненное звучание света, та же экспрессивная манера письма. Но есть и отличия. Во-первых, икона полихромная, здесь мастер полностью следует традиции. Во-вторых, характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, черты его смягчены, взгляд внимательный и кроткий.

Икона Преображения Господня. Феофан Грек —

Композиция иконы вытянута по вертикали: Христос стоит на вершине горы, а ученики пали на землю в страхе и трепете. Спаситель окружен сиянием славы, от Него исходят золотые лучи, свет голубоватыми бликами пульсирует на горках, на деревьях, на одеждах. Свет также проникает вглубь, взрывая все изнутри, так что традиционные пещерки на горках выглядят как воронки от взрыва. Чудо Преображения показано как космическое событие, переворачивающее вселенную, преображающее все творение.

Рядом со Спасителем стоят пророки Моисей и Илия, олицетворяя полноту Ветхого Завета («Закон и Пророки») и исполнение всех чаяний и пророчеств во Христе. Присутствие пророков также имеет эсхатологический смысл — Преображение показано как преддверие Суда Божия, в Евангелии сказано: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир (Ин 3:19). Но тайна Преображения состоит в том, что апостолы — не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими, в их сердцах уже пульсирует Божественная энергия, делающая их причастниками Царства Божия. Именно так учили исихасты, практиковавшие созерцание Божественного Света.

Как изображают событие художники

Традиция живописного изображения зародилась в Европе, где празднование изначально получило именование «Вознесения Марии» и имело соответствующую иконографию.

«Успение Богородицы» Тициана

Оно считается самой большой картиной художника, а создано около 1518 г. большая картина для алтаря церкви Санта-Мария-Глориоза. Образ написан на дереве.

Тициан. Успение Богородицы

Композиция, показывающая «Вознесение Марии» имеет как бы три уровня:

  • нижний, где написаны Апостолы;
  • средний – здесь представлена возносимая Богородица;
  • верхний, представляющий принимающего Её Бога.

Караваджо и Эль Греко

Смерть Марии. Художник КараваджоЭто – одно из самых «скандальных» изображений Успения: здесь показана только человеческая скорбь Апостолов о Усопшей;Мария внешне некрасива, совсем не похожа на Свою традиционную иконографию и описания тех, кто знал Ее лично.

Картина испанского художника Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) «Успение Богородицы» 1577 год. 403 х 212 см. Место нахождения: Чикагский институт искусств, штат Иллинойс, США

В чем отличие от икон

Подобные картины, конечно, существенно разнятся с традиционными иконописными образами. Художники:

стараются передать эмоции; например, Тициан показа Апостолов жестикулирующими, со смятением на лицах;
проявляют повышенное внимание к деталям одежды, а также человеческой телесности – например, Ангелы пишутся как обнаженные дети.

Именно поэтому картина значительно больше воздействует на человеческие эмоции, чем икона, которая, наоборот, стремится их упорядочить, помочь молящемуся достичь сосредоточенности, проникновения в духовную суть события.

Иконография: Успение Богородицы. Конец XIV  Новгородская иконописная школа Происхождение: Из церкви Успения в селе Курицко близ Новгорода. Материал: Дерево, темпераРазмеры: 121 см* 92 см Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Значение для мирового христианского искусства и для верующих

О значении в начале XX в. писал еще священник Павел Флоренский.

Признавая эстетическую ценность картин на религиозную тематику, он, тем не менее, указывал, что «соборный разум Церкви не может не спросить Врубеля, Васнецова, Нестерова и других новых иконописцев, сознают ли они, что изображают не что-то, вообразившееся и сочиненное ими, а некоторую в самом деле существующую реальность…

Тут речь идет не о том, плохо или хорошо изображена некоторая женщина… а о том, в самом ли деле это Богоматерь. Если же эти художники, хотя бы внутренне, для себя, не могут удостоверить самотождество изображаемого лица, если это кто-то другой, то не происходит ли здесь величайшего духовного смятения и смущения и не сказал ли художник кистью неправды о Богоматери?»

Впрочем, для многих сейчас картина, как более простая для понимания современным человеком, иногда становится первым шагом на пути к вере.

Работы

  • 1378 – Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
  • 1395 – Церковь Рождества Богородицы на Сенях
  • 1399 – Собор святого Архистратига Михаила в Кремле (Архангельский собор)
  • 1405 – Благовещенский собор Кремля

Программа рассказывает о творчестве великого русского иконописца Феофана Грека и особенно о его иконе «Успение», в которой художник решительно преобразовал иконописный канон. Икона эта двусторонняя — на одной ее стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой — образ Богоматери с младенцем Христом. Эта икона, относящаяся к типу «Умиление», впоследствии получила название «Богоматерь Умиление Донская».

Просмотры публикации: 470

Поделиться

С Успением Пресвятой Богородицы – открытки анимация

Богородицы славной Успение

Православный отметил наш мир!

Раздаются везде песнопения,

Льются звуки божественных лир!

Всем сегодня мы шлём очень праздничный,

Очень добрый такой поздравок!

Пусть всегда будет чудно-загадочным

Необычный вот этот денёк!

Пусть подарит он всем наслаждение,

Веру в будущее воскресение.

Дева Мария, заступница наша,

Сделает жизнь твою ярче и краше.

Счастье подарит, любовь и терпение,

И в любом деле лишь вдохновение.

Великая Душа приходит в этот мир

Для важных дел,

Чтоб сделать мир прекрасным,

Чтобы помочь другим

Найти свой путь во тьме,

И стать защитой в том пути опасном.

И сделать все, что поведал Бог,

Пройдя свой путь, нелегкий и тернистый,

Она ушла туда, где для нее

Готов престол,

И труд во имя жизни.

Богородицы Успенье

Отмечаем нынче мы.

Принимай же поздравленье,

Пожеланья счастья и любви.

Небеса тебя пусть защищают,

Богородица хранит.

Пусть улыбки окружают

И душа вовеки не болит.

Успение Пресвятой Богородицы — картинки, поздравления с праздником на 27 августа 2021

Успение Пресвятой Богородицы — картинки, поздравления с праздником на 27 августа 2021. Скачивайте бесплатно красивые и мерцающие поздравительные открытки на праздник и поздравляйте с днём Успения родных и близких. День Успения Пресвятой Богородицы в 2021 году отмечают 27 августа.

Картинка — поздравляю с Успением Пресвятой Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы 2021 картинка на праздник.

27 августа 2021 Успение Пресвятой Богородицы, картинка на праздник.

Успение Пресвятой Богородицы, поздравление в картинке на праздник.

Успение — один из двенадцати великих церковных праздников — отмечается 15 августа по старому стилю, 27 августа по-новому. С 1 августа по старому стилю или 14 августа по новому начинается двухнедельный строгий Успенский пост. Почему мы не печалимся в день смерти Божией Матери, а празднуем это событие.

Потому, что одно уже слово «успение» показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенной. Это был как бы недолгий сон, за которым последовало рождение в вечную жизнь. В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

Открытка с праздником Успения Пресвятой богородицы с пожеланиями.

Картинка на праздник Успение Пресвятой Богородицы, красивая анимация.

Открытка на праздник Успения Богородицы и Приснодевы Марии.

С праздником Успение! Пусть Богородица пошлёт терпение… Картинка на 27 августа 2021.

Картинка мерцающая, поздравление с праздником Успение Пресвятой Богородицы.

Гиф анимация на 27 августа в день Успения Пресвятой Богородицы.

Гиф открытка, поздравление с праздником Успения Пресвятой богородицы 2021.

С Праздником Успения Пресвятой Богородицы!

Для Богородицы, как сон сделал смерть Христос.
И, душу он, приняв её на небеса унёс.

Но не оставила она людей, даря ответ в апостольские времена,
Что смерти в жизни — нет!
Она над миром и сейчас сияет, словно сень.
И больше радости для нас, чем грусти в этот день!

27 августа 2021 — Успение Пресвятой Богородицы. Праздничная открытка с поздравлением и пожеланиями.

Успение Пресвятой Богородицы 2021 в гиф картинке.

С днём Успения Пресвятой Богородицы, картинка на праздник.

Поздравляю с Успением Пресвятой Богородицы, картинка праздничная с ликом из иконы.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы установлен в память о дне смерти Девы Марии. После того, как Христос был распят и воскрес, Мария жила с мыслью о том, что после смерти ей удастся вновь встретится со своим сыном…

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.

28 августа Успение Пресвятой Богородицы картинка с иконой.

Открытка — «Пусть в душе царит покой.»

Открытка — «В день Богородицы Успения желаю вам благословения…»

Открытка — «С Успением примите сегодня поздравления…»

Открытка — Тюльпаны и бабочка.

Картинка на Успение Пресвятой богородицы 27 августа 2021.

Картинка — Святая дева.

Успение Пресвятой Богородицы картинка с надписью.

Картинка на Успение — Дева Мария.

Картинка со стихами на праздник Успения Богородицы.

Картинка на Успение Богородицы 2021. С праздником!

Успением называют блаженную кончину Богородицы. Ее смерть была такой ясной и тихой, что походила на сон. И длилось Ее пребывание во гробе недолго, так как после трех дней Пречистая Богородица была воскрешена Господом и вознесена на небо. Сам же праздник…

Успения Пресвятой Богородицы часто называют Богородичной Пасхой. Утром в день Успения шли в храм, а после праздничной службы отправлялись в гости к родным и друзьям или сами принимали гостей. Угощали гостей пирогами из муки нового урожая, овсяным толокном. Гости ели да похваливали, а уходя, приговаривали: Ай, спасибо хозяину за мягкие пирожки! Ай, спасибо тому, кто хозяин в дому!

Приложение

Приложение 1

Феофан Грек. Мельхиседек. Фрагмент

росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 г.

Приложение 2

Феофан Грек. Макарий Египетский. Фрагмент

росписи церкви Спаса Преображения на

Ильине улице в Новгороде. 1378 г.

Приложение 3

Феофан Грек. Даниил Столпник. Фрагмент

росписи церкви Спаса Преображения на

Ильине улице в Новгороде. 1378 г.

Приложение 4

Архангел Рафаил.

Фрагмент росписи церкви Федора Стратилата в Новгороде. XIV в.

Приложение 5

Феофан Грек. «Богоматерь Донская». Икона.

Новгородская школа. Конец XIV в.

Доска липовая. Паволока, левкас, яичная темпера.

Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка — М.,2000. С. 255.

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.5.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.192.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.194.

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.63.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.196.

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.66.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.196.

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.67.

Там же. С.68.

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.68

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.69

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.69.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.198.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.198.

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.71.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.198.

Кокшенева К.А. Самые знаменитые живописцы России. –М.: Вече, 2002. С.12.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.201.

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.101.

Там же. С.103.

Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.//Родина, 2001.№4. С.120.

Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.//Родина, 2001.№4. С.120.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.228.

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.87.

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.89.

Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.//Родина, 2001.№4. С.119

Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.//Родина, 2001.№4. С.119

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.228.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.230.

Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.//Родина, 2001.№4. С.121

Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.89.

35

В чём же секрет оригинальности мастера?

Иконописец родился в Византии в 1337 году. Точная дата смерти неизвестна: по разным источникам — около 1405 года. Именно по месту своего происхождения он и получил прозвище (или фамилию) — Грек.

До приезда на Русь художник работал в Константинополе и его пригородах. А в 1370 году Феофан поселился в Новгороде. Он оказал огромное влияние на развитие новгородского искусства.

Позже он перебрался в Москву, где продолжал проявлять себя в росписи частных домов и храмов, в написании икон, художественном оформлении христианской литературы.

Характерными особенностями творческой манеры талантливого иконописца Феофана Грека являются выразительность и невероятное сочетание красок. При этом гармонично сочетаются воспевание земной красоты и величие духовной жизни, которая прискорбно мало обращает внимания на внешнее проявление.

Особое восхищение вызывала у современников такая отличительная черта Мастера как «скоропись». При написании очередной картины Феофан не старался особо передать черты образца. Каждая его работа имеет собственные неповторимые черты. Каждый лик наделён своим характером и каждый мазок являл миру гениальное произведение, такие как «Богоматерь Донская» Феофан Грека и его же «Успение Богородицы».

Биография Феофана до сих пор имеет свои белые пятна, вызывая множество вопросов. Точно неизвестна ни дата его рождения, ни смерти. Рождённый в Византии, как он попал на русскую землю?

История связывает его имя с именем митрополита Киприана, но всё это, в основном, лишь догадки о талантливом иконописце, художнике, прославившем своё имя в написании миниатюр и фресок на религиозные темы при росписи храмов.

https://youtube.com/watch?v=0M2I30ufV_4

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: