«Клятва Горациев»: описание картины
Автор запечатлел тот самый момент, когда отец благословляет своих детей на смертельный бой, протягивая им мечи. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Они осознают, что могут погибнуть, но вступают в сражение, веря в торжество справедливости. Интересно, что противники римлян — их детские друзья, однако этот факт не помешал Горациям с ними расправиться. Великий гений Жак Луи Давид, описание картин которого дает понять зрителю, каким невероятным талантом он обладал, справа от мужественных воинов изобразил группу скорбящих женщин, понимающих неотвратимость утраты близких людей.
Мать славных героев нежно обнимает внуков, тут же сидит сестра братьев — невеста одного из альбанцев, склонившая голову к сестре противников — жене одного из Горациев. Художник показал не только готовность к самопожертвованию, но и личные переживания отчаявшихся женщин. Если братья и отец изображены как главные герои, то мать и сестры — это второстепенные персонажи, дополняющие композицию.
На заднем плане Жак Луи Давид, картины которого отражают ценности эпохи Просвещения, поместил три арки, соответствующие группам фигур братьев, женщин и отца, подающему оружие сыновьям.
На главных персонажей направлен свет, чтобы показать их значимость, а фон картины оттенен, дабы не отвлекать внимания от готовых к битве братьев. Сильные эмоции проявляют страдающие женщины, а строгие мужчины лишь выполняют свой долг.
Разворот на 180 градусов и Наполеон
Поначалу Жак-Луи Давид дезориентирован, безучастен к политике и общественному признанию. Но в 1797 году в Париж величественно и пышно въезжает Наполеон. Став свидетелем этого помпезного зрелища, Давид-художник потрясён до глубины своей чуткой, измученной души. И начинается новый период в жизни.
Оказывается, Франция и французы были не готовы принять такую свободу, какая сформировалась правлением якобинцев. Удивительно, но девять лет спустя после казни Людовика XVI и в его лице самой монархии Жак-Луи Давид будет искренне восторгаться Наполеоном и с ликованием поддерживать его восхождение на трон. Когда-то художник своими картинами вдохновлял французов на революцию, сейчас он ярый поклонник императора-самозванца. Пропаганда Французской империи, в основе которой безграничное восхищение корсиканцем, буквально влюблённость в него, теперь полностью захватила всю энергию художника. Он становится первым художником Французской империи, беззастенчиво во всеуслышание признавая Бонапарта своим кумиром и восхищаясь сочетанием римского профиля с обаянием власти. В этот период жизни живописец много и с особым удовольствием пишет императора. Вообще в эти годы художник уверен в себе, гордится близостью к власть имущим и громко заявляет об удовлетворении жизнью.
Творчество французского художника
Давид Жак Луи-французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма.
Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения рококо и стремился выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.
Жак-Луи Давид стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества. Он создавал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции произведений, и блестящие реалистические портреты.
Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима.Картина вызвала огромный успех. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Никакие слова не могут передать её красоту… В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек. Картина выставлена для всеобщего обозрения, и поток людей, идущих на неё взглянуть, не иссякает. Давид ежедневно получает латинские, итальянские, французские стихи». В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.
Автор изобразил момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Позы героев говорят о нерушимости их торжественной клятвы. Давид тщательно продумал композицию полотна, персонажей, игру света. Он усилил воздействие сюжета, объединив фигуры в их мощном троезвучии: три группы персонажей, три руки, три меча, три арки. Благородная простота и совершенство живописного решения произвели настоящую революцию, определившую дальнейшее развитие всего изобразительного искусства первой половины 19 века. Жак Луи Давид соединил культ античности с политическими идеями, захватившими в ту пору французское общество. В те годы всё громче и отчётливее проявлялось недовольство правлением короля. Многими картина Давида воспринималась как символ борьбы за правое дело. Трудно сказать, действительно ли Жак собирался призывать своих сограждан к оружию…
Творчество Давида в исторической ретроспекции тесно связано с хронологией Великой Французской революции, её духовными предвестиями… По своим политическим взглядам художник был анархистом, с радостью воспринял начавшуюся революцию. Однако последние годы жизни мастер провёл в изгнании, так как стал живописцем Наполеона и человеком, разделяющим его взгляды и идеи. Итог оказался печальным. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
Давид не только великий живописец, он проявил себя как высокоодарённый педагог. По собственным подсчётам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот. Из его мастерской вышли Гро, Жерар, Энгр. «Под знаком Давида» французское искусство развивалось вплоть до импрессионизма. Русский критик А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции».
Творческие находки и принципы Давида стали манифестом целой эпохи.
Сафо и Фаон Картина Жака Луи Давида
Живопись эпохи классицизма
Картина французского живописца Жака Луи Давида «Сафо и Фаон». Размер картины 225 x 262 см, холст, масло.
Жак Луи Давид — основоположник и глава неоклассицизма, художественного течения, опиравшегося на античное наследие и господствовавшего в конце XVIII — начале XIX столетий. Картина «Сафо и Фаон» характерна для зрелого творчества Давида. В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон. Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения.
Сафо (или Сапфо) (Σαπφώ, Ψαπφω, Ψάπφα) — знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической, музыкально-песенной лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского города Эреса; жила в конце VII и первой половине VI века. В одах Сафо не встречается имя Фаона, лодочника из Митилены, которого Венера наделила неувядаемой молодостью и пленительной красотой.
Легенда о безответной любви поэтессы Сафо к прекрасному юноше Фаону, из-за которой она бросилась в море с Левкадской скалы, возникла много позднее. Впервые эта история появилась в сочинении Менандра «Левкадия».
Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора, изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо).
В качестве же главного сюжета художник выбрал эпизод, когда поэтесса слагает оду в честь своего возлюбленного.
Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица. Сафо оставляет игру на лире, поддерживаемой Амуром. Ее поэтическое вдохновение сменяется любовным экстазом.
К числу гадательных эпизодов жизни Сафо относится ее любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, вследствие чего она бросилась в море с Левкадской скалы. Выражение броситься с Левкадской скалы стало в обыденном языке равнозначаще с выражением кончить жизнь самоубийством и означало также угрозу наложить на себя руки под влиянием отчаяния.
По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»). На свитке, лежащем на коленях Сафо, стихи на древнегреческом языке гласят:
«Счастлив, кто подобится в блаженстве богам, Кто близко от тебя сидит и по тебе воздыхает».
Это первые строки I-й оды Сафо. Над текстом оды, поясняя сюжет, художник поставил имя Фаона. Историко-археологическая достоверность в изображении античной одежды, обуви и деталей обстановки сочетается у Давида с идиллической интерпретацией любовной гармонии: томной негой поз, а также такими традиционными метафорами любви, как пара целующихся голубков и два дерева в пейзаже.
История искусства периода классицизма. Далее →
Il Prix de Rome
Став протеже секретаря Академии архитектуры и друга семьи Мишеля-Жана Седена, Давид получил третий приз на Prix de Quartier 1769 года, благодаря чему он получил возможность принять участие в Prix de Rome. где – однако – он не выходит за рамки второго места (с «Combattimento di Marte e Minerva»), которое превзошел Жозеф-Бенуа Суве. Это 1771 год.
В следующем году Дэвид снова пытается сыграть с «Дианой и Аполлоном, детьми Ниобы, дротиком», но и в этом случае упустил первое место. После минуты слабости, которая заставляет его даже думать о самоубийстве, Жак Луи Давид он возвращается к Prix de Rome также в 1773 году с «Смертью Сенеки». Но не в этот раз победа приходит, и молодой парижанин вступает в конфликт с академическим учреждением.
Однако в 1774 году Давиду удалось выиграть Римскую премию благодаря «Antioco e Stratonice». Таким образом, в следующем году он может уехать в сторону Рима вместе с маэстро Вьеном.
Предыстория кровавого сражения
Художник рассказывает о том, что предшествовало историческому сражению, произошедшему между братьями Горациями из Рима и Куриациями из Альба-Лонги — теряющего свое влияние главного города Италийского союза.
Два поселения боролись за лидерство, однако такая междоусобица не могла продолжаться долго. По свидетельству историков, город-победитель должен был определиться после решающего сражения доблестных воинов. В кровавой схватке в живых остался один из братьев Горациев, и Альба-Лонга подчинилась всем требованиям Рима. Узнав про историческое сражение, решил передать чувство патриотизма молодых людей Жак Луи Давид.
Творчество французского художника
Давид Жак Луи-французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма.
Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения рококо и стремился выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.
Жак-Луи Давид стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества. Он создавал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции произведений, и блестящие реалистические портреты.
Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима.Картина вызвала огромный успех. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Никакие слова не могут передать её красоту… В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек. Картина выставлена для всеобщего обозрения, и поток людей, идущих на неё взглянуть, не иссякает. Давид ежедневно получает латинские, итальянские, французские стихи». В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.
Автор изобразил момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Позы героев говорят о нерушимости их торжественной клятвы. Давид тщательно продумал композицию полотна, персонажей, игру света. Он усилил воздействие сюжета, объединив фигуры в их мощном троезвучии: три группы персонажей, три руки, три меча, три арки. Благородная простота и совершенство живописного решения произвели настоящую революцию, определившую дальнейшее развитие всего изобразительного искусства первой половины 19 века. Жак Луи Давид соединил культ античности с политическими идеями, захватившими в ту пору французское общество. В те годы всё громче и отчётливее проявлялось недовольство правлением короля. Многими картина Давида воспринималась как символ борьбы за правое дело. Трудно сказать, действительно ли Жак собирался призывать своих сограждан к оружию…
Творчество Давида в исторической ретроспекции тесно связано с хронологией Великой Французской революции, её духовными предвестиями… По своим политическим взглядам художник был анархистом, с радостью воспринял начавшуюся революцию. Однако последние годы жизни мастер провёл в изгнании, так как стал живописцем Наполеона и человеком, разделяющим его взгляды и идеи. Итог оказался печальным. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
Давид не только великий живописец, он проявил себя как высокоодарённый педагог. По собственным подсчётам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот. Из его мастерской вышли Гро, Жерар, Энгр. «Под знаком Давида» французское искусство развивалось вплоть до импрессионизма. Русский критик А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции».
Творческие находки и принципы Давида стали манифестом целой эпохи.
Сафо и Фаон Википедия
«Сафо и Фаон» — картина французского художника Жака-Луи Давида из собрания Государственного Эрмитажа.
Картина иллюстрирует легенду о любви древнегреческой поэтессы Сафо к юному лодочнику из Митилены Фаону, которого богиня Афродита одарила неувядаемой молодостью и пленительной красотой. На коленях Сафо художник поместил свиток с ее собственным стихотворением на греческом языке «Счастлив, кто подобится в блаженстве богам, / Кто близко от тебя сидит и по тебе воздыхает», это первые строки I-й оды Сафо; сверху читается приписанное Давидом посвящение «Фаону», которого на самом деле в стихотворении нет и вообще имя Фаона в известных стихах Сафо не упоминается. Сама легенда о безответной любви Сафо к Фаону, из-за которой она бросилась в море с Левкадской скалы, возникла много позже смерти поэтессы. Первое упоминание об этом появилось в «Левкадии» Менандра. Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора, изображенная в глубине картины, скорее всего, содержит намек на самоубийство Сафо). Давиду были известны не только стихи Сафо в греческом оригинале, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»), в котором содержится развитие легенды, сочиненной Менандром.
Картина написана в 1808 году по заказу князя Н. Б. Юсупова, причем выбор сюжета заказчик оставил за художником. Обстоятельства заказа следующие. Картина была заказана Юсуповым, который в тот момент находился в Париже, 9 июля 1808 года за 12 тысяч ливров; поскольку Давид в то время числился официальным художником Наполеона и не имел права брать частные заказы, то работа над картиной не афишировалась и производилась скрытно, мотивацией Давида служило то что плату за выполненные государственные заказы он получал крайне нерегулярно и весьма нуждался в деньгах. 22 сентября того же года Давид писал Юсупову:
Один из черновых рисунков к этой картине находится во Дворце изящных искусств в Лилле, хотя ряд исследователей считает его наброском к другому произведению Давида «Парис и Елена», поскольку к эрмитажной картине там близка только поза Сафо, мужская фигура стоит слева и только протягивает руки к Сафо не обнимая ее, как в завершенной картине.
По окончании работы князь Юсупов увез картину в Санкт-Петербург, где она выставлялась в Юсуповском дворце на Мойке. После Октябрьской революции эта картина, в числе прочих произведений из собрания князей Юсуповых, была национализирована и в 1925 году поступила в Эрмитаж. В 1970 году картина прошла капитальную реставрацию: с изнанки был удален старый дублировочный холст, сняты слои пожелтевшего лака, очищен и отпрессован красочный слой. С конца 2014 года выставляется в здании Главного штаба в зале 303.
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём очерке французского искусства XIX — начала XX века отмечал, описывая картину:
Давид умеет найти удивительное равновесие и в соотношении фигур с пространством, и в широко проложенных звучных пятнах цвета, и в соединении прямых и гнущихся линиц. С редкостным художественным тактом соединяет Давид ярко-голубой, красный, белый, оливковый, золотой цвета. Это то умение построить гармонию на сочетании широких плоскостей открытых тонов, которое предвещает Матисса.
Примечания
- ↑ Давид, Жак-Луи. «Сафо и Фаон». Государственный Эрмитаж.
- ↑ Золотов Ю. К. Письма французских живописцев XIX в. в советских архивах // Вестник истории мировой культуры. — 1959. — № 2, март—апрель. — С. 146–147
- ↑ Эрнст С. Юсуповская галерея. Французская школа. — Л.., 1924. — С. 162
- ↑ Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л.: Искусство, 1983. — С. 109—111.
- ↑ Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л.: Искусство, 1984. — С. 23.
Художник и революционер
Вернувшись во Францию, критично расценивающий свое творчество Жак Луи Давид, картины которого вызывают неоднозначные суждения в обществе, активно участвует в революционном движении. Он примыкает к радикально настроенным Робеспьеру и Марату, голосует за смерть короля а после сам попадает в тюрьму за свои взгляды.
Когда к власти приходит Наполеон, бывший революционер принимает активное участие в политической жизни и становится пылким поклонником императора, делающего его первым художником Франции и придворным живописцем. После низвержения Бонапарта Жак Луи бежит в Брюссель, где и умирает в 1825 году, оставив после себя около 500 учеников.
Творчество французского художника
Давид Жак Луи-французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма.
Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения рококо и стремился выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.
Жак-Луи Давид стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества. Он создавал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции произведений, и блестящие реалистические портреты.
Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима.Картина вызвала огромный успех. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Никакие слова не могут передать её красоту… В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек. Картина выставлена для всеобщего обозрения, и поток людей, идущих на неё взглянуть, не иссякает. Давид ежедневно получает латинские, итальянские, французские стихи». В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.
Давид и неоклассицизм
Решив исполнить «Клятву Горациев», он вместе со своим учеником Жан-Жерменом Друэ и его женой уезжает в Рим с намерением исполнить и заключить ее в Италии. Эта картина, по сути, освящает его как лидера школы стиля Врай, современной живописи, которая в дальнейшем будет определяться как неоклассицизм.
В 1787 году он реализует «Смерть Сократа» для либерального аристократа Шарля Мишеля Трудена де ла Саблиера, а в следующем году завершает «Любовь Парижа и Елены» по заказу члена королевской семьи, графа д”Д. Артуа, впоследствии ставший Карлом X.
Позже он реализует «Портрет Лавуазье и его жены», который, однако, не выставлен в Салоне, и та же участь выпадает на «ликторы возвращают тела его детей Бруту».
биография
Жак-Луи Давид родился 30 августа 1748 года в Париже в семье мелкобуржуазного происхождения: его мать, Мария-Женевьева Бурон, является дальней родственницей известного художника Франсуа Буше, а его отец Луи-Морис – родственником. торговец железом. В возрасте девяти лет Жак-Луи становится сиротой отца, который скончался от травм, полученных на дуэли.
По этой причине он был переведен в монастырь Пикпус. Пока мать уезжает в деревню. Об образовании ребенка заботится дядя, который после того, как за ним последовал частный инструктор, решает позволить ему посещать Collège des Quatre-Nations, записав его в класс риторики.
Жак-Луи Давид: маэстро эпической живописи
Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) — яркий представитель французского классицизма в живописи. Он вышел из семьи оптового торговца железом, но благодаря влиянию родственников—архитекторов стал пробовать себя в живописи.
В юном возрасте Жак-Луи Давид проходил обучение у представителя художественной культуры рококо Франсуа Буше. Но после обучения в Риме поддался влиянию искусства древней империи и стал работать в эпической манере. Это сыграло свою положительную роль в судьбе художника. В 80 годы XVIII века во Франции центральными были свободолюбивые идеалы и идеи. И когда Давид вернулся на родину, он сразу оказался во главе течения, которое ставило своей целью выразить все эти идеалы в героической ипостаси, соединив их с «вольностями» рококо. В этот период он создавал поистине эпические полотна, воспевавшие героизм и самопожертвование.
Славу Жаку-Луи принесла картина «Клятва Горациев», написанная в 1784 году. Сюжетом полотна является сцена из римской легенды. По приданию, между двумя враждующими городами — Римом и Альба Лонгом — разгорелся спор, и три брата из одного города пошли сражаться с тремя братьями из другого. Горации, братья из Рима, победили Куриациев, после чего был создан союз между двумя городами. Художник же изобразил, как три брата дают священную присягу своему отцу, который благословляет их на поединок.
Жак-Луи разделял идеи Великой Французской революции. Он принимал активное участие в политической жизни, был организатором массовых народных празднеств, а также создал Национальный музей в Лувре. Он был настолько заметной личностью, что в 1804 году был назначен Наполеоном «первым художником». Давид же прославил императора в целом ряде картин, перейдя от классицизма к романтизму.
Но после возвращения Бурбонов художнику пришлось уехать в Брюссель. Забавным и трагичным фактом является то, что дочь аристократа Лепелетье, будучи ярой роялисткой, скупила все репродукции «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» и уничтожила их. Причиной такого поступка стал тот факт, что Давид подал решающий голос за казнь короля. Уничтожив все репродукции, юная аристократка добралась до оригинала. Она потратила огромные деньги, чтобы выкупить его у сына художника, и затем сожгла подлинник. От внимания фанатичной девушки случайно ускользнула только одна репродукция ученика Жака-Луи, и благодаря этому нам известно, как выглядело полотно.
Все картины французского живописца дышат пафосом и эпическим размахом действий, происходящих на холсте. В качестве примера можно обратиться к картине «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами», написанной в 1799 году. Уже само название говорит о том, что изобразил Жак-Луи Давид.
Женщины, в надежде прекратить битву, приносят в центр сражения своих детей, загораживая ими воинствующие стороны. Центральным женским персонажем становится Герсилия, жена Ромула. Она встала между отцом и мужем, который уже занес копье, стремясь поразить отца.
Художник воспевает силу и красоту человеческого тела и восхваляет смелость женщин, изображая в деталях их эмоции и ужас, который толкнул их на такой отчаянный поступок.
Античные мотивы, столь умело воплощенные Давидом в живописи, восхищают нас и по сей день, позволяя вернуться в те далекие времена и погрузиться в эпические сражения древних народов.
Портрет Франсуа Девьена
Возьмем для примера еще две его портретные работы начала 90-х годов: «Портрет депутата Национального собрания Мишеля Жерара с детьми» и «Портрет Франсуа Девьена». Несмотря на большую монументальную и тщательную разработку композиции первого, интимность и почти этюдное по замыслу исполнение второго, в них обоих обнаруживается одинаково глубокий подход художника к раскрытию человеческой индивидуальности.
В «Портрете Франсуа Девьена» — французского композитора и талантливого импровизатора-флейтиста- Давид сосредоточил свое внимание на внутренней одухотворенности образа. В нем он сумел выразить вдохновение музыканта, глубокое и ясное
Тут нет тех сложных и смутных чувств, которые столь замечательно запечатлел позднее Эжен Делакруа в своем известном портрете Шопена, легком, почти эскизном по манере. В давидовском «Портрете Франсуа Девьена» совсем обратное: живописная форма чеканна благодаря завершенности светотеневых моделировок и четкому рисунку. В работе над портретами Давид всегда был очень чуток к цвету и проявлял себя в них как прекрасный колорист. Так и в «Портрете Девьена» колорит играет большую роль в создании его внутренне цельного и гармоничного образа: сверкающая чистота белых тонов жабо и спокойный светло-желтый цвет широких лацканов мундира, удивительно мягкий и нежный по оттенку. Этот портрет датируется обычно 1792 г., то есть временем нарастания революционной деятельности Давида.
Краткая биография творца
Великий Жак Луи Давид, картины которого принесли ему известность, родился в Париже в 1748 году. В возрасте 18 лет он поступает в Академию художеств, где его наставником был Жозеф Мари Вьен — прославленный в то время живописец, несправедливо сейчас забытый. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Давид, внимательно изучающий работы Микеланджело и Рафаэля, мечтает оказаться в Италии, чтобы совершенствовать свое мастерство в колыбели искусства Возрождения. Получивший премию как лучший ученик академии, юный художник в 1775 году отправляется в страну с богатейшей культурой.
В Италии он общается с любителями античности, которые знакомят его с великими шедеврами, а восхищенный живописец, преклоняющийся перед талантом гениальных скульпторов и художников, признается, что «с его глаз словно пелена спала». Жак Луи не пытается подражать произведениям античных мастеров, а ищет свой путь: «Понимаю, насколько несовершенен мой стиль, и я готов многое пройти, чтобы приблизиться к истине. Мне нужно стремиться к уровню Рафаэля».
Картины живописца
Картины художника экспонируются в музеях Франции, Бельгии, Италии, Польши, США, России.
Самые известные из них:
- «Смерть Сенеки» (1773, Малый дворец, Париж);
- «Клятва Горациев» (1784-1785, Лувр, Париж);
- «Автопортрет с тремя воротниками» (1791, Уффици, Флоренция);
- «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель);
- «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Париж);
- «Коронация Наполеона» (1805, Лувр, Париж);
- «Раздача императорских знамён» (1810, Версаль) .
Есть в галерее художника незаконченные картины, эскизы, рисунки и наброски. Точно известно об умышленном уничтожении оригинала «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» дочерью героя картины, который голосовал также за казнь Людовика XVI. Да, в те времена во Франции неистово и безжалостно бился кровавый пульс энергий и страстей, превратив, как и всякая революция, страну в страшное месиво. Поэтому полотна исторического живописца Жака-Луи Давида, свидетеля и активного участника многих знаковых, судьбоносных событий, представляют не только высокохудожественную ценность, но и значительную эпохальную.
Каспар Давид Фридрих пейзажист-мыслитель
Франсиско Гойя – зеркало Испании конца XVIII – начало XIX века
Эдуард Мане биография человека и путь художника
В Италии
Пятая попытка увенчалась успехом и в 1774 году Жак-Луи Давид едет в Рим в сопровождении теперь уже директора Французской академии Жозефа-Мари Вьена. У того воспитательная миссия: надо разобраться с жалобами на безнравственное поведение студентов. А Давид только прибавил проблем: отказался жениться на забеременевшей от него итальянке. Пришлось Вьену щедро заплатить девушке, чтобы спасти Жака-Луи от тюрьмы. Но тому и правда не до женитьбы: вокруг столько впечатлений, возможностей – творчество овладевает им полностью.
1774 -1780 годы – Французская академия в Риме и углубленное изучение античного искусства, направленное на овладение приёмами и совершенствование техники мастеров эпохи Возрождения.
Биография Давида Жака-Луи
Уходящее далеко за пределы картин, его влияние направляло стиль моды, дизайн мебели и интерьера, а кроме того отражалось на развитии моральной философии. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций. Отсюда берет начало современное направление.
Давид обучался во Французской Академии.
Его стремление к античному искусству, полученное в Риме, а также обозрение руин Помпеи и Геркуланума, подтолкнуло к возрождению классического направления во французском искусстве. Он заимствовал классические формы и мотивы, преимущественно из скульптур, чтобы демонстрировать чувство достоинства, приписываемое древним римлянам.
Уничтожаемый жаждой безупречности, а также политическими идеями о французской революции, Давид в своих работах наложил жесткое ограничение на выражение чувств. Такое подавление в итоге вылилось в отличительное безразличие и рационализм.
Тогда он представил свою величайшую работу «The Oath of the Horatii» (сейчас в Лувре). Это полотно, также как и «Death of Socrates» (1787, музей «Метрополитен»), «Lictors Bringing to Brutus the Bodies of His Sons», (1780, Лувр), выражало тематику соответствующей политической обстановки. Работы принесли Давиду большую популярность. В 1780 он был приглашен в Королевскую академию, работал как приближенный художник короля.
Как могучий республиканец, Давид со времен избрания в Конституционный Конвент, поддерживал уход короля и распад Королевской академии во Франции и Риме. В своих картинах революционных страдальцев, особенно в «Marat» (1793, Брюссель), его железный контроль смягчился. Драматическим портретам он придавал лоск. На некоторое время художник был заключен в тюрьму до конца политики террора.
Давид стал первым художником императора, фиксирующим события из жизни Наполеона («Napoleon Crossing the Saint Bernard Pass», 1800–01, «Coronation of Napoleon and Josephine», 1805–07, «The Distribution of the Eagles», 1810). Также биография Жака Луи Давида была известна как великолепного портретиста («Mme Recamier», 1800, Лувр). В этот период влияние Давида было наибольшим. Но его картины, более чем когда-либо воплощающие неоклассическую теорию, снова стали статичными и нечувствительными.
Во время реставрации монархии, восстановления Бурбонов, Давид провел свои последние годы в Брюсселе. Тогда он написал серию великолепных портретов. Не смотря на то, что художник недооценивал портретный жанр, в нем он наиболее прославился. Используя живых фигур охотнее, чем скульптуры, он позволял своим спонтанным чувствам раскрываться на рисунке.
Последние полотна в биографии Давида (например «Antoine Mongez and His Wife Angelica», 1812, Лилль, «Bernard», 1820, Лувр, «Zenaide and Charlotte Bonaparte», 1821, музей Гетти) чрезвычайно жизненны. В них четко проявились черты зарождения нового романтизма.
Наполеон пересекает Альпы в Сен-Бернар Пасс
Сестры Зинаида и Шарлота Бонапарт
Художественная подготовка
Однако за короткое время Жак Луи Давид демонстрирует явную предрасположенность к рисованию, что побуждает его дядю сделать карьеру в области архитектуры. Но мальчик больше ориентирован на живопись, особенно после посещения курса рисования в Академии Сен-Люк.
Поэтому его рекомендуют Буше, тогдашнему первому живописцу короля, который, однако, направляет его к Жозефу-Мари Вьен, успешному художнику, который несколькими месяцами ранее представил «Продавца купидонов», манифест того, что будет в будущем. называется неоклассическая живопись, в Парижском салоне.
Поэтому, начиная с 1766 года, Давид начинает посещать Вьенское ателье, что позволяет ему учиться у Жана Бардена в Королевской академии. Здесь молодой человек Жак Луи Давид имеет возможность узнать о перспективе, анатомии и композиции, имея возможность учиться вместе с Франсуа-Андре Винсентом и Жан-Батистом Рено.