Союз земли и воды. картина п.п.рубенса

Союз земли и воды. картина п.п.рубенса

Портреты возлюбленных

Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:

  • «Портрет леди Изабеллы Брант» (конец 1620-х).
  • «Портрет Изабеллы Брант» (1610 год).
  • «Портрет Изабеллы Брант» (1625 год).
  • «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).

Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии — сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно. Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга. В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».

Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:

  • «Елена Фоурмен и Франс Рубенс» (1639 год).
  • «Портрет Елены Фоурмен» (1632-й).
  • «Шубка» (1638 год).
  • «Елена Фоурмен в свадебном платье» (1631-й).
  • «Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника» (1630 год).
  • «Рубенс с женой Еленой Фоурмен и их сыном» (1638-й).

Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше. На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу. Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.

Непревзойденный мастер

По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации — изображения живого тела. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками, изгибами и выпуклостями.

Рубенсу, вероятно, как никакому другому художнику в истории живописи, было отлично известно, как именно с помощью белой, коричневой, красной и голубой красок можно наиболее точно воспроизвести цвет человеческой плоти, передав его необычные, тончайшие нюансы. Блестящий колорист, Питер Пауль Рубенс мастерски отражал тонкости строения тела и его текстуры. Подобно его предшественнику Тициану, а также последователю Ренуару, Рубенс признан непревзойденным мастером изображения человеческого тела.

«Персей освобождает Андромеду»

Выше можно увидеть фрагменты трех картин. Первая принадлежит кисти Ламберта Сустриса — «Персей освобождает Андромеду». Она была написана в середине 16 века. Именно эта работа вдохновила Рубенса на создание своего первого полотна с таким же названием в 1620 году. Изменив несколько плоскую средневековую манеру Сустриса, художник практически дословно воспроизвел позы героев и общий мифологический сюжет (второй фрагмент). Данная картина хранится в Картинной галерее Берлина.

Спустя два года Рубенс вновь обратился к сюжету о Персее и Андромеде и написал еще одну картину с таким же названием (третий фрагмент). Несмотря на небольшую разницу, здесь уже в большей мере раскрыт характерный стиль художника — богиня победы Ника вновь венчает головы персонажей, а вокруг порхают маленькие амуры. Несмотря на то что Персей — древнегреческий герой, он облачен в костюм римского воина. Как и «Союз Земли и Воды», эта картина принадлежит собранию Государственного Эрмитажа.

История создания картины «Союз Земли и Воды»

В 1609 году, как уже было описано выше, было заключено двенадцатилетнее перемирие между Фландрией и Голландией, блокировавшей ранее устье реки Шельды, в связи с чем оборвалась морская торговля в Антверпене.

С заключением договора у жителей города и особенно у самого Рубенса возродились надежды на снятие голландской блокады и возвращение Антверпену былой славы крупного торгового порта. В 1621 году срок истекал, поэтому накануне, около 1618 года, Рубенс создает картину на аллегорическую тему благодетельного союза двух стихий — Земли и Воды, иначе говоря, союза Антверпена с Шельдой.

Абрахам Янссенс «Шельда и Антверпен” (1609)

Эта тема была очень актуальна среди современников Рубенса, неслучайно в 1609 году аллегория «Шельда и Антверпен» (1609 г., Музей изящных искусств, Антверпен) была заказана еще одному фламандскому художнику Абрахаму Янссенсу для украшения зала антверпенской ратуши.

Известно, что Рубенс в период с 1609 по 1618 гг. создал близкие к эрмитажной картине «Союз Земли и Воды» по тематике и иконографии работы: эскиз «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпен»  (1618 г., Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев) и «Четыре части света» (1612-1614 или 1615 гг., Музей истории искусств, Вена).

Работы П.П.Рубенса: 1 — “Четыре части света” (1612-1614 или 1615 гг.), 2 — эскиз «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпен» (1618)

Также перед картиной «Союз Земли и Воды» Рубенс провел подготовительные работы: он создал эскиз (ок. 1618 г., Кембридж, Музей Фитцуильям), в котором отсутствуют путти и тигр, вместо них – сатир с дарами земли, вместо женской фигуры, богини победы, — летящий Амур.

Вы только посмотрите, как сильно эскиз отличается от будущей готовой работы. В мужской фигуре нет той силы, что присутствует в окончательной работе «Союз Земли и Воды». Нет ощущения красоты в фигуре женщины-фламандки. Нет того трепета, что создает союз двух фигур в готовой работе — нет этого связующего композицию элемента — сплетения мужской и женской рук. Световые отношения выражены не настолько ярко, колорит ненасыщенный, скорее цвета жухлые и непривлекающие глаз.

Понятно, что это всего лишь эскиз, и здесь намечены только общие детали, не решен цвет и до конца композиционные части. Позже многое будет изменено, появятся цветовые и световые акценты, красивые тонкие детали.

Эскиз к картине «Союз Земли и Воды» (ок. 1618)

В XVIII веке картина находилась в собрании Киджи в Риме. Об этом свидетельствует эрмитажная опись, начатая в 1797 году, в ней указывается:

«…сия картина шла с коллекции князя Кичи»

Между 1798 и 1800 гг. она была приобретена российским императором Павлом I. Это было отмечено в той же описи: «…куплена 15 марта государем императором Павлом Первым». С тех пор картина Рубенса «Союз Земли и Воды» хранится в Государственном Эрмитаже.

Жены–натурщицы: Изабелла

Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик, изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови… Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности? Почему до наших дней не дошло ни одного изображения Изабеллы в стиле «ню»? Неужели она была настолько скромна? Все это тайна велика есть.

С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.

Краткая биография художника

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской, изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. В 13 лет, благодаря семейным связям, Питер Пауль был устроен на должность пажа к бельгийской графине де Лален. Но быть придворным юноша не хотел, и уже через год начал обучаться живописи. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.

В начале 1600-х годов начинающий художник совершил путешествие по Италии и Испании, где очень сильно был вдохновлен школой старых мастеров. Картины Рубенса с названиями «Автопортрет в кругу веронских друзей», «Положение во гроб», «Геркулес и Омфала», «Гераклит и Демокрит» были написаны именно в этот период. Им было выполнено множество копий с известных картин итальянских и испанских художников, например Рафаэля и Тициана.

После путешествия, которое длилось более 8 лет, Питер Пауль Рубенс приехал в бельгийский город Антверпен, а уже в 1610 году, в Брюсселе, получил звание придворного живописца от герцога Альбрехта. Множество картин Рубенса с названиями, содержащими имена самого герцога и его жены Изабеллы Клары Евгении, появились в тот период, так как правящая чета не хотели расставаться с художником — их влияние очень поспособствовало творческому успеху и признанию Рубенса. Но он все-таки не захотел оставаться в Брюсселе, вернулся в Антверпен и женился на Изабелле Брант, которая стала его любимой моделью и матерью троих детей. В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую, и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. Ничто не стесняло художника — он был обеспечен деньгами и временем, а также получил достаточно навыков для свободного творчества.

За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников. Он не был новатором, но отточил классический фламандский стиль до невероятного уровня живости и красоты.

В 20-х годах 17 века Рубенс освоил еще и дипломатическую карьеру. Этому поспособствовала плодотворная работа при дворе Марии Медичи. Теперь художник регулярно посещал Англию и Францию по политическим вопросам.

В 1626 году от чумы скончалась 34-летняя жена Рубенса. После этого потрясения он на время оставил живопись и углубился в политическую и дипломатическую деятельность. Теперь его миссии распространились на Данию и Испанию, но сложная политическая обстановка и изгнание Медичи вызывали неприязнь к Рубенсу со стороны других дипломатов, однажды они напрямую заявили, что «не нуждаются в художниках». Он еще пытался завязать политические связи, но окончательно оставил эту сферу в 1635 году.

Но в самый разгар дипломатической деятельности, в 1630 году, художник вновь серьезно взялся за кисти и принял решение снова жениться — избранницей 53-летнего Рубенса стала 16-летняя купеческая дочь Елена Фоурмен. С того момента она стала главной моделью и вдохновительницей художника, он написал с нее множество портретов, а также использовал для изображения мифических и библейских героинь. Елена родила Рубенсу пятерых детей, однако прожить с ней ему довелось всего десять лет. Художник скончался от подагры 30 мая 1640 года.

«Страшный суд»

Под названием «Страшный суд» у Рубенса есть две картины, и обе находятся в мюнхенской галерее «Старая пинакотека». Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Она выполнена маслом на деревянной панели размером 606 на 460 см, поэтому вторую картину, размер которой 183 на 119 см, часто именуют «Малым Страшным судом». Большую часть полотна занимают простые смертные, буквально разбросанные в разные стороны силой снизошедшего к ним Христа. Некоторые из них одеты, некоторые обнажены, но на всех лицах ужас и отчаяние, а кого-то и вовсе утаскивают демонические существа. Бог в виде Иисуса Христа изображен в самом верху картины по центру, от него исходит свет, вместо одежды — ярко-красное полотно, а за его спинами — не то святые, не то умершие, которые уже попали в рай. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках.

На второй картине, которую Рубенс написал в 1620 году, можно увидеть будто бы продолжение или вариацию первого полотна. Несмотря на меньший размер, полотно более вытянутое, Бог вновь на самом верху, но теперь появилось и изображение ада. Грешники сыпятся в бездну, где их встречают радостные черти, а ангелы с трубами не позволяют людям забраться наверх, обороняясь от них щитами.

LicensingEdit

This is a faithful photographic reproduction of a two-dimensional, public domain work of art. The work of art itself is in the public domain for the following reason:

This work is in the public domain in its country of origin and other countries and areas where the copyright term is the author’s life plus 100 years or fewer.

This work is in the public domain in the United States because it was published (or registered with the U.S. Copyright Office) before January 1, 1928.

The official position taken by the Wikimedia Foundation is that «faithful reproductions of two-dimensional public domain works of art are public domain«.This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States. In other jurisdictions, re-use of this content may be restricted; see Reuse of PD-Art photographs for details.

«Два сатира»

Картина Рубенса «Два сатира» продолжает тему мифологических существ. Она была написана в 1619 году и в настоящее время тоже находится в мюнхенской «Старой пинакотеке». В отличие от большинства монументальных работ художника, это полотно обладает сравнительно небольшим форматом — всего 76 х 66 см. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса — бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами. Известно, что сатирам было не лень делать только две вещи — развратничать с нимфами и пить вино. Рубенс изобразил два противоположных типажа сатиров — тот, который находится на заднем плане, явно больше предпочитает алкоголь. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. На переднем же плане явно изображен сладострастец — похотливые взгляд и ухмылка буквально пронзают зрителя, а нежно сжимаемая в его руке гроздь винограда заставят смутиться даже самого искушенного зрителя.

Алтарные триптихи

Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться. За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять — демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Но самые известные среди них — триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. Триптих «Воздвижение креста Господня», фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Триптих «Снятие с креста» (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Многие называют это монументальное полотно самым лучшим произведением Рубенса, а также одной из лучших картин эпохи барокко вообще.

File usage on other wikis

The following other wikis use this file:

  • Usage on cs.wikipedia.org
  • Usage on de.wikipedia.org
  • Usage on el.wikipedia.org
  • Usage on en.wikipedia.org
    • Baroque
    • Art of Europe
    • Work of art
    • Wikipedia:Featured pictures/Artwork/Paintings
    • History of art
    • Wikipedia:Featured pictures thumbs/53
    • User:Jane023/Paintings in the Kunsthistorisches Museum Vienna
    • Wikipedia:Featured picture candidates/August-2015
    • The Four Continents
    • Talk:The Four Continents
    • Wikipedia:Featured picture candidates/The Four Continents
    • User talk:Brandmeister/Archive 11
    • User:Jane023/Paintings by Rubens
    • Wikipedia:Picture of the day/May 2018
    • Template:POTD/2018-05-29
    • Wikipedia:Main Page history/2018 May 29
    • User:Soidling/oag
    • User:Romeroalena2/sandbox/The Four Continents
    • User:Romeroalena2/The Four Continents
  • Usage on es.wikipedia.org
    • Anexo:Cuadros de Pedro Pablo Rubens
    • Los cuatro Continentes
  • Usage on et.wikiquote.org
  • Usage on fa.wikipedia.org
    • اثر هنری
    • ویکی‌پدیا:گزیدن نگاره برگزیده/مقاله‌های ناموجود/پیشنهادی
  • Usage on fr.wikipedia.org
    • Utilisateur:Louis-garden/protoencours
    • Liste des œuvres de Rubens
    • Les Quatre Continents
  • Usage on it.wikipedia.org
  • Usage on lij.wikipedia.org
  • Usage on ro.wikipedia.org
    • Istoria artei
    • Baroc
  • Usage on ru.wikipedia.org
    • Барокко
    • Произведение искусства
    • Семь морей
    • Четыре части света (Рубенс)
  • Usage on simple.wikipedia.org
  • Usage on sl.wikipedia.org
  • Usage on tr.wikipedia.org
    • Barok
    • Sanat eserleri
  • Usage on vi.wikipedia.org
  • Usage on www.wikidata.org
    • Q9199625
    • Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Collection/Kunsthistorisches Museum
    • Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Creator/Peter Paul Rubens
    • Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Catalog/Rubens catalogue raisonné, 1980
  • Usage on zh.wikipedia.org

Елена

После смерти первой супруги нельзя сказать, чтобы Рубенс слишком долго пребывал в статусе вдовца: в 53-летнем возрасте он женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен.

В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие — откровенные, нежные и чувственные — ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Известно, что после смерти мужа Елена хотела уничтожить эту его работу, а также некоторые другие, где она тоже была изображена обнаженной, но с помощью духовника близким удалось ее от этого отговорить.

«Венера перед зеркалом»

В своей картине 1615 года «Венера перед зеркалом» Рубенс в некоторой мере повторяет сюжет, созданный ранее Тицианом, в котором полуобнаженная Венера смотрится в зеркало, придерживаемое амуром. Однако присутствующая рядом с Венерой Рубенса чернокожая служанка позволяет думать, что его Венера — вовсе не богиня, а земная женщина, склонная к божественному самолюбованию. По своему обычаю, художник вновь изобразил пышнотелую белокожую женщину без одежды, но с золотыми украшениями и тонким, полупрозрачным полотном у ног. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: